Психология наблюдение: Наблюдение: метод исследования в психологии

Содержание

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

​​​​​​​​​​​​​​Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
  • Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
  • Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Виды наблюдения

Наблюдение в психологии

Определение 1

Наблюдением называют целенаправленное восприятие процесса исследования, результаты которого регистрируются наблюдателем.

Процесс наблюдения в психологии состоит из важнейших составляющих:

  • исследователь – личность, применяющая метод наблюдения для своих исследований;
  • наблюдатель – человек, ведущий наблюдения и фиксирующий все полученные данные;
  • объект наблюдений – это явления, предметы или люди, подвергаемые наблюдению.

Классификация видов наблюдения

Классификация по соотношению между собой наблюдаемых объектов представлена двумя видами наблюдения:

Самонаблюдение, относится к внутреннему наблюдению. При этом исследователь, в процессе исследования внутреннего мира, выступает и в роли наблюдателя и в роли объекта. Таким образом, происходит изучение особенностей своей психики, мыслей, чувств и переживаний для объективного анализа ситуаций.

Внешнее наблюдение подразделяется на:

  1. Обычное наблюдение – процесс, в котором все данные фиксируются со стороны, с позиции исследователя.

  2. Соучаствующее наблюдение – это процесс, в котором исследователь погружается в конкретную ситуацию и познает ее «изнутри».

В связи с поставленными задачами наблюдение может проводиться:

  • Непрерывно. В ситуациях, где важны мельчайшие детали и важен весь процесс для исследования;

  • Выборочно. Ситуации, где необходимо изучать детали или какой-то определенный объект исследований.

Относительно длительности по времени исследования выделяют:

  • Единовременное – единичное, единоразовое наблюдение;

  • Периодическое – происходит несколько раз, подчиняется заданным временным отрезкам;

  • Протяженное – длительный процесс наблюдения.

Многообразие видов наблюдений в психологии можно подразделить на:

  • Непосредственное (естественное) — это когда сам исследователь проводит наблюдение по заранее составленному плану. При этом наблюдатель может участвовать в явной форме (открыто) либо в скрытой форме (инкогнито).

  • Косвенное – когда наблюдение проводят другие лица. Благодаря разносторонним данным появляется возможность увидеть всю ситуацию «в объеме», со стороны.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом косвенные наблюдения могут быть 2 видов:

  1. Спонтанное – оно осуществляется без намеченных планов и подготовок. Исследователь уделяет внимание не деталям, а самому процессу в целом;

  2. Систематическое – наоборот, перед проведением наблюдения проводится детальная подготовка к процессу и изучение всевозможных вариантов развития событий.

По способу фиксации данных наблюдения разделяют на:

  • Констатирующие – здесь четко фиксируются детали и собираются всевозможные данные;

  • Оценивающие – здесь происходит сравнение фактов по уровню выраженности в заданном диапазоне;

  • Фиксирующие – здесь результат наблюдения получают во время исследования или по истечении конкретного времени.

Еще существует классификация наблюдений по степени стандартизированности:

  • свободное наблюдение – оно связано с установленной целью, но, при этом, отсутствуют четкие границы выбора объектов исследования. Здесь возможно видоизменение самого предмета исследования или первоначальных правил при необходимости;

  • стандартизированное наблюдение – все процессы четко регистрируются по заданному алгоритму и по разработанной программе. Такой процесс применяется для определения уже известных характеристик действительности.

Замечание 1

Данная классификация видов наблюдений является условной и показывает лишь самые существенные их особенности. Поэтому для каждого вида наблюдения в процессе исследования они могут применяться там, где дают наилучшие результаты.

Наблюдение

К классическим описательным методам практической психологии относят наблюдение, предоставляющее ни с чем не сравнимую информацию о ребенке и позволяющее обнаружить «проблемных» детей. Очевидно, что необходимость диагностики всехдетей подряд не всегда оказывается оправданной. В этом случае наблюдение экономит время и силы, а далее психолог совместно с педагогом или родителями разрабатывают систему конкретной помощи ребенку. Это один из важнейших принципов эффективной организации работы психолога: он должен работать в тесном контакте с педагогами и родителями. Однако когда все-таки стандартная диагностика действительно необходима, наблюдение дает возможность получить дополнительную информацию о поведении или специфике деятельности ребенка, которая не всегда может быть получена при использовании тестовых психодиагностических процедур.

Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения — будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т. п.
В процессе первоначальных наблюдений для регистрации получаемых данных наиболее эффективно использование не составленных заранее протоколов, а развернутых и упорядоченных (более или менее) дневниковых записей. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам обследования (или исследования) и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.
Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. В этом случае результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа.
В психодиагностике принято различать несколько видов наблюдения. В частности, в зависимости от количества единиц наблюдаемого объекта различают сплошное, выборочное и случайное наблюдения.
Сплошное наблюдение предполагает фиксацию и последующий анализ расширенного количества изучаемых показателей.
Выборочное наблюдение — наблюдение, при котором обследованию и фиксации подлежат не все единицы изучаемой совокупности, а только их определенная часть, достаточная для получения обобщающих статистических характеристик.
Случайное наблюдение — наблюдение, характеризующееся получением неожиданной, не предусмотренной программой исследования информации.
По показателю времени регистрации фактов различают:
1) систематические (текущие, непрерывные) наблюдения;
2) парциальные наблюдения, которые, в свою очередь, подразделяют на единовременные и периодические.
Систематическое наблюдение представляет собой наблюдение, осуществляемое по заранее разработанному плану изучения субъекта в течение определенного времени с целью обнаружения у него определенных психологических характеристик, свойств и т. п.
В последние годы достаточно распространенным в диагностической практике выступает мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий), в широком смысле трактуемый как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.
Парциальное наблюдение — это краткосрочное по периодичности и длительности временных затрат, выборочное по фиксируемым показателям наблюдение.
В зависимости от положения наблюдателя различают невклю-ченное (опосредованное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное, непосредственное) наблюдение, когда события анализируются как бы «изнутри».
Включенное наблюдение относится к наиболее сложным и трудоемким видам наблюдения, когда наблюдатель должен одновременно активно взаимодействовать с наблюдаемым, устанавливая с ним контакт, поддерживая беседу и фиксировать наблюдаемые параметры, таким образом, чтобы сам факт их регистрации не отвлекал субъекта, за которым ведется наблюдение, и не вызывал у него негативных эмоциональных переживаний.
По целевым установкам наблюдение может быть классифицировано на поисковое (нестандартизированное), стандартизированное, диагностическое и контрольное.
Поисковое (пилотажное, обсервационное, нестандартизированное) наблюдение, направленное на первичный анализ (выявление) признаков и элементов наблюдения, построение категориальной схемы для последующего стандартизованного наблюдения.
Поисковое наблюдение требует от психолога достаточно высокой квалификации, чем применение всех стандартизованных методик. Если наблюдатель не имеет опыта и квалификации на уровне эксперта, то результаты наблюдения нередко оказываются искаженными в результате неправильной (часто непреднамеренной) категориальной оценки наблюдателем определенных признаков.
Стандартизированное (статистическое) наблюдение, основанное на использовании уже выработанной схемы наблюдения, в рамках которой известно, какой признак (элемент наблюдения) относится к определенной диагностической категории. Стандартизованное наблюдение реализуется: а) посредством отчетности по установленным формам, в установленные сроки или б) посредством специально организованных обследований.
Полученные в результате наблюдения данные способствуют проверке той или иной гипотезы, помогают подтвердить или опровергнуть предположение специалиста о наличии определенных психологических характеристик у конкретного ребенка или группы детей.
Диагностическое наблюдение имеет свою структуру и алгоритм:
1) фиксируется общая характеристика наблюдаемой ситуации: вид и направленность деятельности ребенка, взаимоотношения между членами коллектива, условия, место анализируемой ситуации;
2) определяется типичность наблюдаемого явления у отдельного ребенка или детского коллектива (группы) в сравнении с другими аналогичными субъектами исследования;
3) самими детьми могут даваться характеристики их поступков, эмоциональных состояний, принадлежность к референтной группе.
Кроме того, наблюдая за детьми, важно определить цель их деятельности, интенсивность и формы проявления активности. Наконец, очень важно выявить результативность детских видов деятельности. Следует отметить, что последовательность наблюдения может меняться в зависимости от условий наблюдения или от диагностических задач.
Контрольное наблюдение, имея иную последовательность, ориентируется на фиксацию и последующий анализ четко разработанных показателей, критериев, индикаторов. Например, оценка активности участия детей в совместной деятельности, эмоциональные отношения со взрослыми и сверстниками и т. п. Наблюдающий регистрирует возможные проявления, кодируя их цифрами или буквами.
Контрольное наблюдение чаще всего используется в лабораторных условиях, когда наблюдаемая группа ограничена специально заданной ситуацией. Как любой метод, контрольное наблюдение имеет свои достоинства и недостатки. Заранее продуманная процедура наблюдения позволяет более точно и объективно фиксировать сам процесс деятельности, сосредоточив внимание на наиболее важных его проявлениях. В то же время в качестве недостатков метода можно указать на наличие определенной установки наблюдателя, его предвзятость и склонность к психологическому перенасыщению, невозможность более внимательно проанализировать отдельные аспекты наблюдаемого процесса; большие затраты времени на получение объективного результата, а также ограниченность круга наблюдаемых явлений и субъектов и субъективность оценок под влиянием побочных факторов.
Наиболее надежно наблюдение в ситуациях свободного выбора. Дело в том, что в условиях образовательного пространства (например, на уроках) легко диагностируются только те дети, чье поведение заметно отклоняется от нормы, тогда как большинство учеников в стандартных ситуациях, выступая в качестве исполнителей указаний педагога, могут и не проявить своих истинных особенностей.
Диагностическая функция ситуаций свободного выбора основана на положении о борьбе мотивов как внутренней детерминанте поступков. Действительно, в реальной жизнедеятельности ребенок постоянно оказывается перед необходимостью принятия конкретного решения, например как поступить в данном случае: помогать другим или уклониться от этого, требовать для себя определенных привилегий или подчиниться общим правилам, говорить правду или скрыть ее и т. п. Именно в подобных ситуациях проявляются специфические личностные особенности ребенка. Особой диагностической ценностью обладают ситуации, когда ребенок совершает поступок, связанный с определенными потерями для себя, например когда для выполнения какого-либо поручения, задания он должен пожертвовать своим временем или другим, более интересным для него делом. Однако многие естественные ситуации не могут быть заранее запланированы и предвидены, а значит, психолог не всегда сможет их зафиксировать. Поэтому в диагностических целях создаются экспериментальные ситуации, в которых борьба мотивов побуждается самим наблюдателем, например помощь сверстнику в выполнении какого-либо задания, побуждение к добросовестному выполнению поручения. Психолог также может создать ситуацию, когда принимать решение должен и отдельный ребенок, и весь детский коллектив.
Вести наблюдение за детьми, с одной стороны, проще, чем за взрослыми, так как ребенок более естественен, специально не играет социальных ролей, присущих взрослым; с другой стороны — дети, особенно дошкольного возраста, обладают повышенной от-влекаемостью от выполняемого действия, неустойчивым вниманием. Поэтому при изучении особенностей развития дошкольников и младших школьников наиболее уместным будет включенное наблюдение, реализуемое в форме совместной деятельности с группой детей или конкретным ребенком.
Следует отметить, что метод наблюдения имеет ряд недостатков, которые исключить невозможно в принципе. В частности:
□ наблюдаемые факты слиты со множеством сопровождающих их явлений;
□ исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность субъекта. Психическое явление может не возникнуть, если случайно не возникнет соответствующая ситуация; П исследователь может пропустить психологические факты,
если не знает об их существовании; СЭ при наблюдении и обработке данных возможно нарушение объективности. Наблюдение может быть пристрастным, субъективным, когда исследователь приписывает субъекту несвойственные ему мысли и чувства. Ошибки, допускаемые наблюдателем, связаны с тем, что искажение восприятия событий будет тем больше, чем сильнее наблюдатель будет стремиться подтвердить свою гипотезу. В процессе наблюдения, особенно если оно требует длительного периода фиксации данных, наблюдатель не застрахован от возникновения чувства усталости, адаптации к ситуации, и, как следствие, он перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т. п. В частности, можно обозначить несколько типичных ошибок наблюдения: Гала-эффект — обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированиютонких различий. Эффект снисхождения —тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Ошибка центральной тенденции — наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
Ошибка корреляции — оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (например, интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибка контраста — склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Ошибка первого впечатления — первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения [13; 18; 40];
□ с помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним субъектом нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно появится; О в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные;
□ без использования специальных записывающих средств бывает трудно с высокой долей точности зафиксировать наблюдаемые факты;
О производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных. Поэтому выявление закономерностей и психологических механизмов на основе только данных наблюдения зачастую оказывается трудным.
Однако несмотря на ряд недостатков (в принципе свойственных многим методам и методикам), наблюдение имеет следующие достоинства:
О наблюдение является незаменимым, когда необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию или получить целостную картину происходящего, отразить поведение индивидов во всей полноте;
О субъект, не зная о том, что он выступает объектом наблюдения, ведет себя свободно, естественно, а следовательно, проявления его психики не искажаются;
□ исследователь может увидеть личность наблюдаемого в целом и каждый фиксируемый факт воспринимать как ее часть;
□ наблюдение не имеет возрастных ограничений.
Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя. Иначе говоря, с развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным методом, смыкающимся с экспериментом. На его результаты в большей степени влияют уровень опыта наблюдателя и его квалификация.

Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: опросу, анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

Источник: Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте _ СПб . Речь; 2006. — 320 с.

 

4. Наблюдение. Психология труда: конспект лекций

4. Наблюдение

Самым распространенным способом, применяемым в неэкспериментальных методах, является наблюдение. В процессе наблюдения психолог получает всю необходимую информацию о проявлениях трудового поведения в различных ситуациях, о коммуникативных процессах, об условиях труда и т. д.

Традиционно принято выделять два типа наблюдения: внешнее и внутреннее.

Внешнее, еще его называют непосредственным, позволяет с точностью описать приемы и действия работника и провести сравнение с нормативными целями. Обычно непосредственное наблюдение планируется и проводится точно по плану. Способ наблюдения сводится к тому, что выделяются отдельные элементы из реальной трудовой деятельности и проводится наблюдение именно выделенных элементов по заранее четко составленному плану. Вся полученная информация в ходе наблюдения фиксируется. Для процесса наблюдения важен подход сравнения, который предполагает исследование поведения людей, стоящих на разных карьерных ступенях, с разным стажем работы, разной возрастной категории. Это сравнение позволяет выявить так называемую причину успешной карьеры одних и неудачи других.

Недостатками метода наблюдения являются маскировка недостатков, зачастую – недоступность важных элементов.

Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы, как «фотография» рабочего дня, хронометраж, самонаблюдение и анализ результатов трудовой деятельности.

Хронометраж, как правило, служит для определения и анализа нормативов по труду и определения их длительности.

Хронометрировать целесообразно вспомогательно-технические и логические операции – как ручные, так и машинно-ручные, относящиеся к оперативному или подготовительно-заключительному периоду.

Хронометраж применяют для:

1) определения, а иногда и установления нормативов времени, которые необходимы для выполнения трудовых операций. В основном временные нормативы, установленные для выполнения определенного рода операций, зависят от степени сложности отдельных элементов;

2) проведения проверки уже существующих документально нормативов времени и степени их выполнения в трудовой деятельности;

3) выявления, по какой причине происходит невыполнение установленных норм;

4) определения трудовых затрат, когда операции слишком кратковременны и иными методами зафиксировать их не удается.

Для проведения хронометража используют обычную или графическую форму хронокарты. Перед проведением хронометража психологу необходимо проинформировать работника и рассказать о задачах и целях предстоящего хронометража, постараться снять напряжение с работника. «Фотография» рабочего дня представляет собой временную регистрацию всех совершенных работником трудовых действий в течение одного трудового дня, режим труда, время отдыха, вынужденная остановка работы и т. д. Для более полного и максимально точного наблюдения, «фотографии», выполнять его следует поэтапно:

1) подготовка к наблюдению;

2) проведение наблюдения;

3) обработка данных наблюдения;

4) анализ результатов и подготовка мероприятий по совершенствованию организации труда или установлению норм и нормативов.

При подготовке к наблюдению изучаются следующие параметры: 1) технологический процесс, который выполняется администратором при выполнении им трудовых функций;

2) организация труда на рабочем месте;

3) порядок обслуживания;

4) технические характеристики, режимы работы.

Все полученные данные фиксируются в специальном бланке, по которому в дальнейшем строится график, отражающий чередование работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношение функций и времени, требуемого на выполнение этих функций.

Самонаблюдение, в основном в такой отрасли, как психология труда, встречается очень часто и представляет собой самоотчеты, а иногда и в виде использования трудовых методов. Если рассматривать самоотчет, то это процесс, когда сам работник фиксирует все свои действия, каждую операцию и деятельность поминутно. Иногда применяется не запись каждого действия, а проговаривание самим работником всех выполняемых им действий, движений, процессов. Однако надо отметить, что при самоотчете работнику очень сложно и выполнять непосредственную работу, и в это же время либо проговаривать, либо записывать свои действия. Также есть и положительные моменты, которые связаны с тем, что после периода адаптации работник сам сможет обращать внимание на те элементы своей трудовой деятельности, на которые раньше не обращал внимания, что приведет к увеличению производительности труда.

При трудовом методе психолог сам выступает в роли работника, деятельность которого фиксируется, т. е. выступает в роли ученика, при этом психолог сможет полностью познать профессию изнутри, выделить трудности, положительные и отрицательные моменты при выполнении трудовых действий. Этот метод позволяет получить информацию путем самонаблюдения тех моментов, которые при самоотчете можно скрыть, замаскировать. Также данный метод позволяет изучить профессиональную деятельность, при этом сам психолог рассматривает сам процесс овладения профессией, да и вообще данный метод является самым обоснованным для внесения корректив для оптимизации и рациональности трудовой деятельности.

Отрицательные моменты при использовании трудового метода заключается в том, что его можно применить только к несложным для овладения профессиям, не требующим больших затрат времени для обучения; фиксирование полученной информации происходит в конце рабочего дня, и психолог может быть сильно утомлен, что отрицательно скажется на отчетности.

Анализ продуктов трудовой деятельности, как правило, используется не как основной метод, а как дополнение к непосредственному методу. Метод основан на изучении официальной документации, статистики по труду, анализе фиксированных продуктов труда и т. д. Использование данного метода позволит проанализировать динамику работоспособности, так как он помогает проследить изменения в течение рабочего дня, определить требования к труду и сравнить их с психологическими возможностями человека. Также можно проанализировать несчастные случаи на производстве, количество бракованной продукции, аварийные случаи, простои на рабочем месте и их причину.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Метод наблюдения в психологии — виды, характеристика, плюсы и минусы исследования

Для целенаправленного восприятия и изучения поведения субъекта используется в психологии метод наблюдения. Предмет при этом находится в обычных для него условиях. Результаты исследований необходимо фиксировать в специальных протоколах, отмечать общие черты и отличия данных, собранных в разные периоды. Лучше проводить наблюдение сразу нескольким людям, так они смогут сопоставить и обобщить информацию.

Определение понятия

В социальной, клинической и педагогической психологии наблюдение как метод исследования используется с конца XIX века, а в прошлом столетии его стали применять в трудовой науке. Это наиболее древний метод познания окружающих предметов и явлений. В повседневной жизни человек сам не замечает, как начинает наблюдать за кем-то или чем-либо.

Наблюдением нельзя назвать процесс, при котором вмешательство экспериментатора изменит условия его проведения. Но оно поможет в том случае, когда необходимо получить целостную картину происходящих событий и отразить ее в записях и таблицах. Главные особенности процедуры:

  • связь между наблюдателем и субъектом;
  • пристрастность — эмоциональная составляющая;
  • сложность, а иногда и невозможность повторного проведения.

Если наблюдение осуществляется в естественных условиях, то человек никак на него не повлияет. Но когда субъект знает, что его исследуют, то он меняет свои повадки.

Первыми экспериментаторами стали В. Прайер, В. Штерн и А. Гвоздиков. Они наблюдали за развитием ребенка в семье и записывали полученную информацию в свои дневники.

Объект и средства наблюдения

Объектом наблюдения может выступать любой предмет, живое существо, явление, которых можно зарегистрировать. Их делят на несколько групп:

  • вербальное и невербальное поведение;
  • дистанция между людьми;
  • их перемещение;
  • физические взаимодействия.

Под вербальным общением понимают все явления, связанные с речью — интенсивность, продолжительность, содержание. Невербальное — это мимика, жесты тела, выражение глаз, особенности походки. К физическим воздействиям относят объятия, удары, рукопожатия, побои, толчки и другие прикосновения.

Во время эксперимента наблюдатель не может узнать свойства психики, он видит только те явления, которые можно зафиксировать. Исследователь лишь строит предположения о состоянии психологического здоровья испытуемого, за основу он берет данные, полученные в ходе процедуры.

Для изучения объекта используют специальные приборы: фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, специальные карты наблюдения. Но исследователь может наблюдать самостоятельно, без каких-либо средств.

Принятая классификация

Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:

  • внешнее и внутреннее;
  • непосредственное и опосредованное;
  • прямое и косвенное;
  • включенное и невключенное;
  • полевое и лабораторное;
  • сплошное и выборочное.

А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования. Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды. Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.

Наблюдение противопоставляются экспериментам по двум критериям: непосредственность и пассивность исследователя. Он не может вмешиваться в ход процесса, но обязательно записывает увиденное в протоколе.

По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.

При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.

Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.

Неосознанное внутреннее

Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.

Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола. Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.

Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.

Внешний тип

Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.

Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.

Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.

При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.

Этический кодекс

Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией. Исследователь должен придерживаться мер предосторожности.

Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.

Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи. Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать. Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.

Этапы наблюдения:

  • выбор объекта;
  • регистрация данных;
  • создание плана;
  • подбор метода обработки информации;
  • проведение самой процедуры;
  • интерпретация данных.

На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.

Преимущества и недостатки

Есть у любого вида метода наблюдения в психологии достоинства и недостатки. К плюсам относится возможность охватить и записать интересующие акты поведения, включить их в отчетный протокол. Психолог одновременно исследует отношения субъектов друг с другом и к иным предметам, явлениям. В некоторых случаях не понадобится даже их согласие или подготовка.

Фиксировать можно сразу несколько параметров — перемещения и физическое взаимодействие, вербальное и невербальное общение. Информацию психологи получают быстро, а сам метод довольно дешевый. Если не использовать специальной записывающей аппаратуры, то не потребуется никаких затрат.

Но есть у наблюдения и свои минусы. Существует слишком много отвлекающих и мешающих исследованию факторов. Обстоятельства редко повторяются, поэтому при упущении одного явления не получится сделать верный обобщающий вывод. Все результаты нужно классифицировать по конкретным параметрам. При разных видах наблюдения потребуется затратить много времени и усилий.

Психологические методы исследования позволяют не предполагать, а точно узнать некоторую информацию из жизни субъектов. С помощью наблюдения можно понять сущность поведения индивидуума, его отношения к окружающим и самому себе.

Предыдущая

ПсихологияПсихика — общая характеристика, основные свойства и функции

Следующая

ПсихологияПсихопатия — определение в психологии, виды, причины и симптомы

Наблюдение как метод исследования — Блог Викиум

    • Ксения Петровская

      Автор Викиум

В психологии существует большое разнообразие методов, направленных на изучение личности. Одним из таких является наблюдение — проведение исследования, организация которого проходит целенаправленно.

Что такое наблюдение?

Наблюдение является одним из самых старых психологических методов. Пик популярности данного метода пришелся на конец 19 века, когда в определенных сферах деятельности появилась необходимость фиксировать особенности поведения. Этот подход можно считать скрытым, так как применяется он в том случае, когда при эксперименте невозможно вмешательство объекта исследования. Если же данное правило нарушено, то невозможно увидеть реальную картину поведения.

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения могут быть самые разнообразные особенности поведения, к примеру:

  • интенсивность, длительность речи;
  • движения и их выразительность;
  • прикосновения, толчки и прочее.

Основным предметом наблюдения является то явление, которое можно объективно зафиксировать. Таким образом наблюдатель фиксирует проявления, но при этом он не может в полной мере опосредовать их свойствами психики. При использовании такого вида исследования экспериментатор может делать выводы о состоянии психики непосредственно через поведение человека, надеясь на то, что они являются правильными.

Виды наблюдения

Психодиагностика с помощью наблюдения может проводиться непосредственно самим исследователем или же специальными инструментами. К ним можно отнести видеокамеру и фотокамеру, диктофон и другую технику, с помощью которой можно собрать информацию.

Наблюдение классифицируется по систематичности. Существует несистематическое наблюдение, когда стоит задача создать общую картину поведения человека в определенных условиях. Систематическое проводится по определенному плану с четкой регистрацией поведения в условиях внутренней и внешней среды.

По форме различают осознанное и неосознанное наблюдение. В первом случае человек знает, что за ним наблюдают, а во втором — нет.

Чтобы использовать метод наблюдения эффективно, необходимы усидчивость, внимательность, способность концентрироваться и хорошая память. Все эти качества можно значительно улучшить с помощью тренажеров Викиум.

Читайте нас в Telegram — wikium

Основные методы психологии

Психология – наука, которая изучает человека, его психические свойства и поведение в различных ситуациях. В психологии существует несколько основных методов исследования человека, которые помогают специалисту правильно оценить психологическое состояние и сделать соответствующие заключения:

  •  Наблюдение;
  • Эксперимент;

Кроме этого, в изучении психологии человека используются и вспомогательные методы, включающие в себя:

  • Беседу с пациентом;
  • Тестирование;
  • Изучение биографии пациента;
  • Опрос.

Рассмотрим более подробно http://www.psychologies.ru/ основные методы психологии:

  • Наблюдение
    Наиболее распространенный и эффективный метод. Заключается в сборе и исследовании научных фактов, полученных путем наблюдения за поведением человека. Говоря простыми словами, специалист созерцает за человеком, не вмешиваясь при этом в ситуацию. Различают кратковременное наблюдение (по методу поперечного среза) и длительное (лонгитюдное) наблюдение. При этом психолог может быть в роли пассивного наблюдателя (по методу отстраненного наблюдения) либо активно принимать участие в жизни исследуемого человека (по методу включенного наблюдения) или группы лиц. Такой метод часто используют в дошкольных и учебных заведениях для изучения поведения детей в коллективе (общее наблюдение). Существует также и выборочное наблюдение, когда предметом изучения становятся только определенные члены коллектива. Метод наблюдения позволяет изучить психику человека в разных условиях и жизненных ситуациях (во время игры или работы).
  • Особенности наблюдения
    Этот метод используется в ситуациях, когда исследователь не вмешивается в процесс, наблюдая со стороны за интересующим объектом. Это позволяет получить более полную психологическую картину исследуемого человека. На практике обычно используется при условии, что интересующий объект не знает о присутствии наблюдателя, это позволяет изучить поведение человека в естественных условиях.
  • Эксперимент
    Является более эффективным методом психики человека, дает больше информации и расширенную картину поведения в определенных условиях. Заключается в том, что специалист создает определенные условия, которые позволяют лучше проявить себя предмету исследования.

Различают несколько разновидностей метода:

  • Лабораторный – исследование проводится в условиях психологических лабораторий, оснащенных специальной аппаратурой. Недостатком этого метода является то, что исследуемый знает о проведении эксперимента, что может вызывать напряжение в поведении и не характерные для него реакции на внешние раздражители;
  • Естественный – исследование проходит в естественных для исследуемого условиях, при этом он не должен знать о проведении эксперимента. Это позволяет увидеть поведение человека в привычной для него, спокойной обстановке. Естественный метод исследования является более эффективным и информативным по сравнению с лабораторным. Довольно часто психологи практикуют выступления перед группой людей, одновременно наблюдая за их реакцией.

Основные методы психологии успешно применяются специалистами в нашей стране и за рубежом и позволяют оценить психическое здоровье человека в различных условиях и ситуациях.

наблюдений — мисс Смит получила вашу спину!

Наблюдения можно использовать как часть эксперимента. Я прошу участников решить головоломку в горячей или холодной комнате, а затем наблюдаю за ними, чтобы увидеть, насколько напряженными они выглядят. Я использую наблюдение как часть своего эксперимента (манипулирую IV для измерения воздействия на DV). Если я просто использую наблюдение для сбора данных о том, насколько люди подвержены стрессу, без каких-либо манипуляций или условий, тогда я провожу исследование по наблюдению, а не эксперимент.

Naturalistic:
Этот метод предполагает наблюдение за участниками в их естественной среде обитания. Его часто используют там, где было бы неэтично манипулировать переменными.

Сильные стороны:

  • Участники находятся в своей нормальной среде, поэтому с большей вероятностью будут демонстрировать допустимое поведение
  • Участники с меньшей вероятностью будут знать, что за ними наблюдают, поэтому будут подлинными
  • Полезно для получения наблюдений в ситуациях, когда вмешательство было бы неэтичным, например.г. исследуя поведение при домашнем насилии, вы можете наблюдать пары за пределами ночного клуба в субботу вечером.

Слабые стороны:

  • Посторонние переменные редко можно контролировать, что снижает достоверность
  • Трудно обеспечить надежность сбора данных, однако это можно преодолеть, записав поведение на видеокассету / камеру.
  • Если обнаружены наблюдатели, действительность нарушена.

Контролируемое наблюдение:
Этот метод предполагает, что исследователь слегка контролирует ситуацию, но без IV.Обычно проводится в лабораторных условиях. Например, исследование Милграма. На картинке ниже изображено исследование Милгрэма, которое было контролируемым наблюдением.

Сильные стороны:

  • Запись данных, вероятно, будет надежной, потому что существует конкретная цель, которая позволяет собирать данные согласованным образом.
  • Посторонние переменные можно контролировать, что увеличивает достоверность.
  • По сравнению с экспериментами, можно исследовать гораздо больший диапазон поведений, что дает полезное представление о человеческом поведении

Слабые стороны:

  • Участники находятся в незнакомой среде, поэтому могут не реагировать естественным образом
  • Участники будут знать, что они находятся в искусственной ситуации, поэтому они не могут реагировать естественным образом
  • Трудно полностью представить реальность сложной социальной обстановки, поэтому не имеет экологической значимости.

Внешнее наблюдение: Участники знают, что за ними наблюдают. Например, «Большой брат» на телевидении или любые реалити-шоу могут быть примером открытого наблюдения.

Сильные стороны:

  • Уменьшает количество этических проблем, поскольку участники осознают, что за ними наблюдают.
  • При длительном наблюдении люди, как правило, забывают о наблюдателях и ведут себя более естественно, особенно когда их снимают.

Слабые стороны:

  • Повышение социальной желательности, поскольку они осознают, что за ними наблюдают, они могут изменить свое поведение таким образом, чтобы они считали его благоприятным для других, что снижает значимость.
  • Увеличьте вероятность появления характеристик спроса, поскольку участник знает исследователя, он может изменить свое поведение, чтобы соответствовать тому, что, по их мнению, исследователь хочет видеть.

Скрытно: Участники не знают, что за ними наблюдают.

Сильные стороны:

  • Повышает достоверность, поскольку участники не осознают, что за ними наблюдают, они с большей вероятностью будут действовать естественно.
  • Меньше характеристик спроса, поскольку участник не знает об исследователе, будет меньше шансов, что он изменит свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям исследователя.

Слабые стороны:

  • Это создает этические проблемы, поскольку участник не дал согласия на соблюдение.Это затрудняет соблюдение других этических норм, таких как право на отказ, опросы и т. Д.
  • Если участник узнает о присутствии исследователей, он может изменить свое поведение, тем самым уменьшив достоверность.

Неструктурированный:
Запись всего наблюдаемого во время наблюдения

Сильные стороны:

  • Повышает достоверность, поскольку исследователь принимает во внимание все происходящее поведение. Это гарантирует, что по поведению будут сделаны более обоснованные выводы, так как будет собрана широкая перспектива, а не малая сфокусированная.
  • Применимо к широкому спектру контекстов. Это ключевая сила, поскольку этот метод чрезвычайно прост в использовании при сборе данных о самых разных ситуациях поведения.

Слабые стороны:

  • Труднее записать, поскольку исследователь должен уделять внимание всему, что его окружает, это может привести к тому, что поведение будет упущено, и снизится достоверность.
  • Труднее установить надежность из-за ограниченного фокуса, поэтому при воспроизведении фокус, вероятно, будет другим в зависимости от человека, проводящего наблюдение.
  • Открыт для предвзятости наблюдателя, поскольку исследователь может отмечать только поведение, поддерживающее его собственные теории, или поведение, которое отражает то, что он надеялся найти.

Структурированный:
Использование предопределенных категорий кодирования для поведения:

Сильные стороны:

  • Легче записывать, так как особое внимание уделяется определенному поведению. Это увеличивает достоверность, поскольку исследователь не отвлекается на другое поведение или поведение, которое может не иметь отношения к цели исследования.
  • Проще установить межэкспертную надежность. Благодаря четкой и запланированной ориентации на поведение, исследование можно было легко использовать и последовательно понимать, что также улучшало воспроизводимость.

Слабые стороны:

  • Может снизить валидность, поскольку есть четкая направленность, поведение, которое может быть важным, может быть упущено из-за того, что оно не является частью запланированного поведения.
  • Открыт для предвзятости наблюдателя, поскольку исследователь может интерпретировать поведение таким образом, чтобы он укладывался в запланированные поведенческие категории, что снижает достоверность, поскольку может не отражать то, что произошло на самом деле.

Участник наблюдения:
Исследователь связан с людьми, за которыми он наблюдает:

Сильные стороны:

  • Единственный способ наблюдать за поведением, например, культами / бандами
  • Более высокая точность и детализация по мере вовлечения участника в поведение. Это позволяет исследователю делать более обоснованные выводы о поведении, поскольку они обладают более глубоким пониманием и перспективой

Слабые стороны:

  • Труднее оставаться объективным, поскольку исследователь может потеряться в данный момент и начать интерпретировать поведение на личном уровне (построение отношений), которое может быть более самоуверенным, чем то, что происходит на самом деле.
  • Присутствие исследователя может повлиять на поведение, снижая достоверность.

Наблюдение без участия:
Исследователь остается отдельно от человека, за которым он наблюдает:

Сильные стороны:

  • Легче оставаться объективным, поскольку участник находится вдали от отвлекающих факторов и может оставаться сосредоточенным, что увеличивает достоверность.
  • У исследователя меньше влияния на поведение, поэтому шансы на эффект исследователя уменьшены.Участник, вероятно, будет меньше подвержен влиянию исследователя.

Слабые стороны:

  • Если участники не знают, что за ними наблюдают в рамках наблюдения, не являющегося участником, это может вызвать этические вопросы, такие как согласие и право на отказ.
  • Меньше деталей и точности, поскольку исследователь находится на расстоянии от участников, поэтому некоторые виды поведения могут быть интерпретированы или записаны неточно, что снижает достоверность.

Иногда среда может быть слишком загружена, чтобы попытаться записать все, что происходит.Итак, мы решаем, как мы собираемся «пробовать» поведение:

Выборка событий:
Метод сбора данных, который использует контрольный список возможных действий, которые подсчитываются по мере их возникновения.

Сильные стороны:

  • Записи легко получить и проанализировать, поскольку исследователи могут четко видеть общее количество вариантов поведения для каждого события. Это может сделать анализ чрезвычайно быстрым и легким, особенно при поиске наиболее или наименее распространенных моделей поведения.
  • Более надежные наблюдения, поскольку события уже запланированы, поэтому их можно легко воспроизвести для измерения согласованности наблюдательного поведения.

Слабые стороны:

  • Может пропустить важные варианты поведения из-за того, что события уже запланированы, другие варианты поведения, которые не были учтены, пропускаются, что снижает достоверность.
  • Если одновременно происходит много событий, это может привести к тому, что поведение не будет записано, что снизит достоверность.
  • Он не указывает количество времени, потраченного на каждую поведенческую категорию, поэтому иногда может привести к менее достоверным выводам о поведении.

Выборка по времени:
Поведение, указанное в заранее определенном контрольном списке, наблюдается и записывается через определенные интервалы времени (например, каждые 10 минут в течение 15 секунд)

Мгновенная выборка сканирования: Действие, выполняемое в начале каждого заданного интервала, записывается. Например, если наблюдатель наблюдал за агрессивным поведением одного ребенка на игровой площадке, он мог бы записывать в начале каждого 10-секундного интервала, то есть 10, 20, 30, 40 секунд, независимо от того, показывает ли он 1.Агрессия 2. Отсутствие агрессии 3. Взаимодействие с другими. В любое другое время они игнорировали бы деятельность ребенка.

Выборка преобладающей активности: Могут использоваться те же периоды времени и категории, но вместо этого исследователь наблюдает на протяжении всего интервала и записывает только поведение, которое человек выполнял больше всего в это время.

Выборка один-ноль: Исследователь может использовать те же временные интервалы, как указано выше, но вместо этого он будет записывать, имело ли место поведение или нет в указанный период времени.Например, возвращаясь к исследованию детской агрессии, в течение 10 секунд исследователь мог бы увидеть все три вида поведения (агрессию, неагрессивность, взаимодействие с другими) и, следовательно, отметить их все.

Сильные стороны:

  • Меньше вероятность пропустить поведение, поскольку у исследователя обычно мало времени, чтобы сосредоточиться на записи поведения, поэтому он с большей вероятностью будет точным.
  • Он может указать, сколько времени потрачено на каждое поведение.

Слабые стороны:

  • Поведение, происходящее за пределами временных интервалов, не учитывается, поэтому может снизить достоверность, так как важные поведения могут быть упущены.
  • Может быть сложно, если сразу происходит много действий
  • Может пропустить события, не закодированные для — сокращение срока действия

Надежность между экспертами:
Исследователи, наблюдающие одно и то же поведение и одинаково кодирующие поведение. Если существует низкая межэкспертная надежность, это предполагает:
— кодирование поведения расплывчато или недействительно.
— они не наблюдают одно и то же событие.

Наличие нескольких наблюдателей НЕ обеспечивает межэкспертной надежности; они должны сначала согласиться. Единственный способ повысить надежность между экспертами — это провести ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ!

Поведенческие категории — определены четко определенные модели поведения, которые можно наблюдать и записывать. Их можно внести в контрольный список и подсчитывать каждый раз, когда возникает такое поведение.

Задача — какие поведенческие категории могут быть включены в наблюдение:
a) Студент делает домашнее задание? — Делать записи / кусать ручку / чесать головку
б) Ребенок в комнате с игрушками?
в) Учитель в классе?

Coding Frames — Позволяет наблюдать более конкретное поведение в категории поведения.Коды и сокращения могут использоваться для записи серьезности поведения или другого подтипа в категории.

Пример поведенческой категории — удар ногой, удар кулаком
Пример кода — удар ногой кунг-фу — KFK,
Степень силы ударов руками — K1, K2, K3, K4, K5

Сильные стороны наблюдений в целом:

  • Посмотрите, как люди себя ведут, а не как они себя говорят.
  • Позволяет нам изучать переменные, манипулировать которыми неэтично. E.г. поведение в тюрьмах.
  • Полезно в качестве пилотной версии для создания гипотез для будущих исследований.

Слабые стороны наблюдений:

  • Трудно воспроизвести
  • Не дает нам мыслей или чувств, только поведение
  • Никаких манипуляций с переменными, поэтому невозможно установить причину и следствие
  • Смещение наблюдателя
  • Эффект наблюдателя
  • Занимает много времени и требует тщательной подготовки

Для увеличения достоверности наблюдений:

  • Проведите скрытое наблюдение, чтобы участники не меняли своего поведения (эффект наблюдателя)
  • Двойное слепое наблюдение для уменьшения систематической ошибки наблюдателя
  • Четко работающая система кодирования.

Для повышения достоверности наблюдений:

  • Четко работающая система кодирования
  • Проверить межэкспертную надежность
  • Обучить исследователей использованию системы кодирования, чтобы обеспечить последовательное недооценку поведенческих категорий
  • Провести пилотное исследование для проверки категорий поведения

Нравится:

Нравится Загрузка …

Psychology Observation Suite — Техническая база

Набор психологических наблюдений используется для наблюдения за различными формами человеческого поведения в психологических исследованиях.

Набор для наблюдения позволяет нам наблюдать за поведением человека более естественным образом, удаляя исследователя из комнаты, но при этом позволяя наблюдать за поведением участника через одностороннее зеркало и систему камер. Из комнаты R310 участники могут видеть зеркало, но из диспетчерской исследователь может видеть сквозь стекло, чтобы наблюдать за поведением своих участников. Также имеется система камер для облегчения записи научных исследований, позволяющая проводить дальнейший анализ отображаемого поведения.Помимо наблюдательных исследований, этот набор также может облегчить исследования на основе виртуальной реальности.

Оборудование

  • Камера видеонаблюдения × 2
  • Микрофон и акустическая система
  • Зеркало одностороннее
  • Различные игрушки, используемые при исследовании поведения детей
  • Системы виртуальной реальности

Галерея изображений

Закрыть диалог

Смотровая комната

Диспетчерская

Персонал

Натуралистическое наблюдение | Psych 256: когнитивная психология FA 15

Натуралистическое наблюдение — это что-то общее для всех, кто проводит или не проводит эксперимент.Когда вы действительно используете натуралистическое наблюдение в эксперименте, вы наблюдаете за людьми и видите, как они действуют, реагируют и взаимодействуют с определенной ситуацией или с другими людьми. Таким образом, вы сможете увидеть их в обстановке, где они обычно не подозревают, что за ними наблюдают. Мне пришлось провести эксперимент, связанный с натуралистическим наблюдением, когда я наблюдал, как студенты покупают газировку в студенческом союзе. Натуралистическое наблюдение — это так много преимуществ, когда вы пытаетесь получить наиболее точные результаты.В то же время натуралистическое наблюдение имеет ряд недостатков.

Мой эксперимент, который мне пришлось провести, проводился в студенческом кафетерии в филиале Penn State: Greater Allegheny. Поскольку это филиал штата Пенсильвания, там проживала очень разнообразная группа национальностей. «Всего участвовало 150 участников, из которых 68 были женщинами и 82 мужчинами», Hoch (2012) утверждал, что предыдущая литература, посвященная «Сравнение покупки газированных напитков между полами» (стр.1). Я наблюдал за студентами, которые звонили в кафетерий, чтобы увидеть соотношение покупателей газированных напитков по сравнению с другими типами покупателей напитков. Мне приходилось сидеть в кафе и смотреть, как люди бросают очередь, а затем я записывал свои результаты, чтобы потом просмотреть их и сравнить.

Есть много преимуществ у натуралистических наблюдений, например, вы находитесь в обстановке, в которой никто не знает, что вы наблюдаете за ними. Когда я проводил свой эксперимент, никто не знал, что я наблюдаю, как он или она выбирают, какой напиток он или она выберет в этот день.Это может привести к более точным результатам, так как на них не влияют на выбор определенного напитка, когда они знают, что кто-то смотрит. Это будет хороший метод для использования, когда вы хотите узнать определенный результат в обстановке, о которой участник лучше действовал бы сам, а не знал бы о нем.

Недостатки натуралистических наблюдений заключаются в том, что они не знают, что за ними наблюдают, они могут не реагировать или реагировать в пользу эксперимента. Возможно, они не купили газировку, и, поскольку я не записывал, когда человек не покупал напиток, эксперимент, вероятно, был ошибочным.Если бы человек знал, вы бы позволили ему решить, хочет ли он выпить или нет, какой напиток он выберет. Вы также сможете общаться с ними, и даже если вы не наблюдаете за ними, спросите, какой напиток они купили в кафетерии.

В этой статье мы обсудили несколько тем, связанных с натуралистическим наблюдением. Мой эксперимент, проведенный в прошлом, был прекрасным примером натуралистического наблюдения. Мы также узнали о преимуществах использования этого метода в исследованиях в хороших ситуациях, предназначенных для наблюдения в нейтральной обстановке.Мы также рассмотрели возможные недостатки проведения эксперимента по натуралистическому наблюдению. Даже зная обо всех недостатках и преимуществах, можно считать, что это хороший и точный способ проведения эксперимента, как я узнал, проводя свой.

Список литературы

Хох, З. (2012). Сравнение покупки газированных напитков между мужчинами и женщинами. Неопубликованная рукопись, Университет штата Пенсильвания.

Обостри свою наблюдательность

Многие из наиболее важных достижений науки, от открытия микроорганизмов до теории эволюции, были совершены благодаря наблюдениям.Взгляд ученого, несомненно, является мощным инструментом для понимания того, как устроен мир. Но это не то же самое, что «повседневное наблюдение», как Кэтрин Эбербах и Кевин Кроули называют небрежный взгляд тех из нас, кто не носит лабораторных халатов. «Видеть — это не наблюдать», — отмечают исследователи из Питтсбургского университета. Как практикуют ученые, наблюдение — это строгая деятельность, которая объединяет то, что видят ученые, с тем, что они уже знают и что, по их мнению, может быть правдой.В статье, опубликованной в журнале Review of Educational Research, Эбербах и Кроули описывают разницу между экспертным наблюдением и «просто взглядом» — с целью помочь остальным из нас наблюдать за тем, как это делают ученые.

Во-первых, ученые тренируют свое внимание, учатся сосредотачиваться на важных особенностях и игнорировать менее заметные. Один из лучших способов сделать это — использовать старомодную практику ведения полевых заметок: писать описания и рисовать изображения того, что вы видите.«Когда вы что-то рисуете, вы должны выбрать, какие отметки сделать на странице», — говорит Майкл Кэнфилд, энтомолог Гарвардского университета и редактор недавней книги «Полевые заметки о науке и природе». «Это заставляет вас принимать решения о том, что важно, а что нет». Ведение полевого дневника — будь то «поле» наблюдения — торговый зал, конференц-зал или сад на заднем дворе — делает повседневное наблюдение более научным еще одним способом: ученые ведут тщательный учет своих наблюдений, по возможности оценивая их количественно. .Попробуйте прикрепить число к каждому наблюдаемому вами эпизоду: сколько раз клиент берет товар перед тем, как принять решение о его покупке, сколько минут сотрудники тратят на разговоры о политике офиса, прежде чем перейти к делу.

В то время как случайные наблюдатели просто сидят сложа руки и смотрят, что происходит, научные наблюдатели придумывают гипотезы, которые они могут проверить. Что произойдет, если продавец предложит потенциальному покупателю опробовать продукт на себе? Как меняется тон еженедельного собрания, когда оно проводится в другой комнате? Ученые активно взаимодействуют со своим восприятием другим способом: они систематизируют и анализируют увиденное после завершения сеанса наблюдения.(Даже Чарльз Дарвин не осознавал, что знаменитые зяблики Галапагосских островов были разными, но родственными представителями одного и того же вида, пока он не вернулся в Англию и не начал разрабатывать свою теорию естественного отбора.) важно для развития молодежи. Хотя мы хотим, чтобы сегодняшние студенты могли искать информацию в Интернете, мы также хотим, чтобы они могли синтезировать и интерпретировать найденный материал. «Это основные способности, которые потребуются всем успешным людям, чтобы ориентироваться в жизни в двадцать первом веке», — говорит Кэнфилд.

Наконец, Эбербах и Кроули отмечают, что в то время как новички используют наблюдение для сбора информации, а затем двигаются дальше, ученые возвращаются к наблюдению снова и снова, участвуя в цикле наблюдения, записи, тестирования и анализа много раз. Это намного больше, чем просто поиск, но это то, как делаются великие открытия.

Узнайте больше о науке об обучении на www.anniemurphypaul.com или напишите автору по адресу [email protected]

Изначально это сообщение появилось в Time.com.

Как наблюдать | Психология сегодня

Что такое наблюдение, когда оно начинается и как развивается?

Вот большой совет: Лучшие наблюдатели менее самоуверенны. Если вы оперируете мнениями, вы наблюдаете, чтобы подтвердить или опровергнуть их. Если у вас непредвзятый ум, как у великого ученого или писателя, вам будет легче видеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими вы хотите их видеть. (Это только мое мнение!)

Начало наблюдений в начале

Посмотрите на мать и недельного ребенка, и вы увидите начало общих наблюдений.Младенец смотрит вам в глаза — это почти все, что он может делать, кроме как шевелить губами, чтобы поесть, — и ее наблюдение за матерью является прекрасной иллюстрацией того, насколько безмолвное наблюдение важно для роста. Это может показаться простым и очевидным, но это не так, потому что что происходит с этим актом наблюдения, когда ребенок растет? И ответный взгляд ее матери тоже исчез. Как мы можем восстановить это наблюдение, не буквально, конечно, но поэтически и эмоционально?

Фактически, писатели — это те, кто признают и используют важность наблюдательности в своих стихах и романах.Масштабы их наблюдения — вот что делает литературу настолько важной для нашего чувства благополучия.

Джордж Оруэлл был одним из величайших наблюдателей. Он описал этот процесс: «Я не хочу отказываться от мировоззрения, которое приобрел в детстве. Пока я жив и здоров, я буду продолжать … любить поверхность Земли и получать удовольствие от твердых предметов и обрывков бесполезной информации ».

Как человек, зарабатывающий на жизнь психологом и писателем, я ищу вдохновения в обеих областях; доступ к мыслям и вопросам писателей улучшил мою клиническую работу.В лучшей литературе больше вопросов, чем ответов. Эти вопросы расширяют то, что я пытаюсь наблюдать у людей, которые обращаются ко мне за клинической поддержкой. В отличие от психологии, которая битком набита ответами, лучшие стихи и романы вызывают у нас большее изумление, чем до того, как мы их прочитаем. Это изумление делает меня лучшим наблюдателем и помогает сделать наблюдателей лучше и у пациентов, которые меня видят.

Основные выводы

Я не предлагаю, чтобы мы могли или должны вернуться к инфантильным связям, но я пытаюсь побудить себя и других наблюдать молча. Способность к бесшумному наблюдению, утраченная по пути из-за травм, давления и потерь, остается в нас. Я использую все, что в моих силах, для безмолвного наблюдения, пытаясь понять как свою собственную жизнь, так и жизни других людей.

Наблюдение — это первый шаг к переменам. Изменения невозможны без наблюдения.

Очерки психологических наблюдений

Наблюдая за человеком, вы изучаете его истинные аспекты и личность.Пытаюсь понять, что делает человека тем, кем он является. Характеризуя там движения тела и поведение, показывая их истинную природу. В моем натуралистическом наблюдении я буду изучать двух разных людей по часам каждого в одном и том же контексте. Я изучу там поведение, язык тела и социальное взаимодействие. Затем я интерпретирую, что означают поведение и действия.
В первый час я наблюдал за молодым мужчиной около двадцати лет. Он европеец, с темными волосами и глазами.Контекст, в котором я его изучаю, — это уютная гостиная. Он садится на один из самых удобных стульев. Он достает из сумки проигрыватель компакт-дисков и слушает музыку. Его лицо становится еще более довольным, когда, возможно, звучит одна из его любимых песен. Его язык тела спокойный и непринужденный. Его руки раскрыты, и это показывает, что он чувствует себя комфортно и общается. Приходит предполагаемый друг. Он обнимает другого молодого человека, и его лицо распухает от ликования. Очевидно, он счастлив видеть этого человека.Вместо непринужденного языка тела он теперь больше сосредоточен, и его внимание сосредоточено на другом человеке. Его друг вытаскивает несколько картинок. Выражение лица мужчины показывает, что он каким-то образом связан с фотографиями. Они собирают и интересуются картинками. Он становится более напряженным и взволнованным при просмотре определенных картинок. Это может означать, что он есть на некоторых фотографиях, или они вызывают счастливые воспоминания. Он и его друг некоторое время продолжают разговаривать. Звонит сотовый телефон его друга, и его друг отвечает.Лицо его друга становится тревожным, и он заканчивает телефонный разговор. Его друг говорит ему, что он должен уйти. Лицо моих испытуемых также затем превращается в тревогу. Они прощаются, и мой объект возвращается на место. Мой объект берет ближайший к нему журнал и начинает его читать. Его брови изгибаются, а голова удовлетворенно покачивается. Возможно, он нашел …

Методы наблюдения — annabelpsychology

Наблюдение — это метод проведения психологических исследований, который можно разделить на три категории: контролируемые наблюдения, натуралистические наблюдения и включенные наблюдения.Наблюдения, как правило, дешевы и требуют мало ресурсов и материалов, но могут занять много времени в зависимости от того, что вы наблюдаете. Наблюдения также могут рассматриваться как открытые (участники знают о том, что они изучаются и дали свое разрешение) или скрытые (исследователь скрывает свою настоящую личность от участников, выступая также в качестве участника).

«Наблюдай» «Глаз просто наблюдаю…»

Контролируемые наблюдения обычно являются открытыми, поскольку исследователь объясняет группе цель исследования, чтобы участники знали, что за ними наблюдают.Обычно это проводится в психологических лабораториях, исследователь отвечает за такие факторы, как, где происходит наблюдение, когда, с кем и при каких обстоятельствах. Участники случайным образом распределяются по каждой независимой группе переменных, и исследователь обычно избегает любого прямого контакта с участниками, но все же может наблюдать через двустороннее окно (например, «Эксперимент с куклой Бобо», Bandura, 1962. Его результаты также подтверждают его теорию социального обучения. (1977)). Преимущества контролируемых наблюдений заключаются в том, что они упрощают проверку надежности, поскольку они могут быть легко воспроизведены другими исследователями, используя тот же график наблюдений.Кроме того, полученные количественные данные легче и быстрее анализировать и требуют меньше времени, чем анализ данных, полученных из естественных наблюдений. Они также относительно быстро проводятся, поэтому большое количество наблюдений может быть проведено за короткое время, а большая выборка, таким образом, может использоваться для представления и обобщения большой совокупности. Недостатком является отсутствие достоверности контролируемых наблюдений из-за эффекта Хоторна (участники изменяют свое поведение в ответ на осознание того, что за ними наблюдают).

Натуралистическое наблюдение включает изучение спонтанного поведения участников в естественной среде. Преимущества заключаются в том, что данные, собранные в результате натуралистических наблюдений, можно использовать для генерации новых идей. Эти данные также имеют большую экологическую ценность, потому что субъекты находятся в своей естественной среде, и поведение может быть намного более искренним. Их бихевиоризм и реакции на вещи воспринимаются как неподтвержденные, в отличие от многих других методов исследования (например, контролируемых наблюдений), когда субъект знает, что его исследуют.Недостатки заключаются в том, что другим исследователям может быть сложно повторить исследование точно так, как оно проводилось раньше, из-за переменных, которые невозможно контролировать, что делает этот тип наблюдения менее надежным. Кроме того, наблюдения проводятся в микромасштабе и могут быть смещены с точки зрения таких факторов, как пол, возраст и т. Д., Что означает, что результаты не могут быть обобщены.

Наблюдение участников может быть открытым или скрытым и похоже на натуралистическое наблюдение, но исследователь становится активным членом группы участников, чтобы получить более четкое представление.Леон Фестингер (1956) провел такое наблюдение, в ходе которого он стал членом религиозного апокалиптического культа, который считал, что конец света приближается, и изучал реакцию членов, когда пророчество не сбылось. Преимущества этого наблюдения заключаются в том, что исследователю предоставляется возможность просмотра или участия в незапланированных мероприятиях. Также улучшается качество сбора и интерпретации данных, что облегчает разработку новых исследовательских вопросов или гипотез.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts