Честь и справедливость: Эссе на тему «Справедливость, честь, совесть как основные категории этики и их соотношения в современном мире» — Учимся вместе

Эссе на тему «Справедливость, честь, совесть как основные категории этики и их соотношения в современном мире» — Учимся вместе

Справедливость, честь и совесть есть ничто иное как – фундамент добропорядочных, достойных и светлых человеческих отношений.
Справедливость порой спасает жизни или решает так, как должно быть в действительности честно, а не по желанию кого-либо в сугубо своих корыстных или иных целях.
Честь – достоинство сильных и благородных людей, способных не падать низко, как опускаются некоторые люди, ведомые своими страхами, желаниями и целями.
Совесть есть черта порядочных, добрых и нравственных людей, способная побуждать к здравому рассуждению, в результате которого исход может быть справедливым и правильным.
Все эти элементы этики так или иначе связаны с повседневной жизнью каждого из нас и поэтому я изложу свои рассуждения на эту, столь актуальную тему.

Как говорил известный своей педагогической деятельностью основоположник научной педагогики в России — Ушинский. К.Д
«Быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле»

И с данным умозаключением я полностью соглашаюсь, поддерживая подобный ход мысли относительно того, что в действительности происходит иногда не так, как должно быть на самом деле. Объяснить это, наверное, можно тем, что не всегда человеку хватает храбрости, стойкости характера, силы воли на деяние противоречащему несправедливости.

Так к примеру, в романе Булгакова Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита» одной из основных идей является идея справедливости. А ее осуществлением заняты так сказать нестандартные, оригинальные и не привычнее для этой темы герои – Сам Дьявол и его свита. Таким образом, автор подчеркивает, что в том «вавилонском столпотворении», что представляла собой Москва 30-ых гг. 20 века, только Сатане по силам было восстановить справедливость и каждому воздать по заслугам, – Добро здесь оказывалось бессильным, что в действительности не является нормальным.
А вообще не исключено, что и в настоящей невыдуманной истории существуют такие примеры, но это уже другая история.

Если кратко описать понятие чести, то получится, что – это внешняя сторона совести, которая демонстрируется самим человеком при противодействии по отношению к тому, кто желает взять верх над ним необоснованно и несправедливо.

Как писал французский поэт и драматург, отец французской трагедии:

И это высказывание абсолютно справедливо и правильно по отношению к себе, ведь что есть человек, потерявший ее…

По этому поводу можно привести в пример всем широко известное произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Героем данного исторического романа является молодой человек с высокими моральными качествами — Петруша Гринев. Честь свою Петр не измарал даже в тех случаях, когда ему угрожали смертельные опасности. Это был достойнейший уважения и гордости высоконравственный молодой, но не по годам смелый человек. Он не мог допустить безнаказанности клевету Швабрина на Машу, и поэтому вызвал его на дуэль. Так сказать – Человек чести!

Обратно же Швабрин – человек полная противоположность Гриневу Павлу: этот подлый юноша, для которого понятия справедливости, чести и совести вовсе не существуют. Он действовал наперекор всем, кто встречался на его пути, переступая даже через самого ради того, чтобы быть в выгодном положении, выполнив свое желание. Однако Швабрин — это другая история.

Лихачев Дмитрий Сергеевич советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН считал, что никогда нельзя позволять себе идти на компромисс с совестью, пытаться найти оправдание лжи, воровству и т.д.
И с этой мыслью нельзя не согласиться.
Все правильно, в точку, ибо поистине не существует никаких причин поступать против своей совести, которая итак плохого, с ничтожно малой вероятностью может «посоветовать». Что до совести, так это, по-моему, внутренняя сторона понятия чести.

А все возможные причины, вероятно, всего лишь отговорки, то есть прерогатива несерьезных или безответственных людей.

И конечно, мы, читатели, меньше всего ожидали от Долохова в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Извинения перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому бескрайне удивлён Безухов. Читатель как бы видит Долохова с иной стороны, а также ещё однажды удивимся, когда он с другими казаками и гусарами освободит партию пленных, где будет и Пьер, когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё, как и без понятий вышеперечисленных невозможно вообразить настоящего Человека.

А если рассуждать относительно настоящего времени?! Какое положение сейчас с справедливостью честью и совестью у людей? Казалось бы, что утверждать можно о том, что эти понятия сейчас устарели, никому не нужны и по сути ими никто не пользуется. Так наши чиновники, да вообще чиновники почти любой страны. Люди все далеко не бедные, по должности и не должны являться таковыми, однако, это не столь важно. Другое дело заключается в том, что личных средств у каждого по какой-то неадекватной причине неумеренно, больше всего интересует: почему и куда деваются те деньги, которые выделяются на различные потребности населения, но не достаются им в полной мере. И где же тут справедливость? Где совесть и честь людей, которые подолгу своему обязаны служить народу?

И тем не менее, невзирая на подобные факты из общественной жизни, нельзя утверждать, что поднятые понятия по теме исключены в нашем современном обществе. Ведь какое бы время и обстоятельства не стояли в настоящем время, всегда найдутся Люди справедливые, честные и совестливые, которые будут на основании своего альтруизма помогать нуждающимся, спасать от опасностей, да и вообще помогать жить тем, кто запутался в себе и не может найти «доброго» слова и поддержки.

В заключение процитирую стихотворение Юлии Оленек, здесь в самый раз:

Читайте и другие примеры эссе на нашем сайте ya-prepod.ru/

Может еще поучимся? Загляни сюда!

Игнир: Вам по-совести или по-справедливости?

Игнир

Статья написана 22 июля 2016 г. 18:38

Размещена:
  • в авторской колонке Игнир

Начиная разговор, хочу предупредить, что понятия чести (совести) и справедливости в конечном счете у каждого свои. И потому предвижу множество несогласных со мной читателей. Мысли, изложенные здесь, не есть истина в последней инстанции, а лишь попытка разобраться в том, что нас окружает. В словах, смысл которых, захватан, заляпан и забыт. «Что есть истина?»- спрашивал Пилат, но Иисус знал, кто стоял за этим вопросом…

«Как делить будем: по совести, или по справедливости?» Эти слова из старого фильма вызывали ироническую усмешку у зрителя, как и незабвенная фраза из «Чапаева»: «Вы за большевиков али за коммунистов?» Те, кто помнит то незабвенное время, прекрасно поймут эту шутку. Новое поколение вряд ли поймет. Да это и неважно. Важней понятия честности и справедливости, которые исчезнут только с исчезновением человечества.

Итак, что есть совесть или честь? Я эти понятия не разделяю, потому что честный человек не может быть бессовестным, а бесчестный — совестливым. Другое дело — сочетание честности и справедливости.

«Он был честен и справедлив». Фраза, прочитанная где-то, на первый взгляд, банальна, и вряд ли кому бросится в глаза. Этакий положительный герой. Но, если вдуматься…

Возьмем любую книгу или фильм, эдакий усредненный боевичок. Главный герой крут, честен и справедлив. Когда негодяи убивают жену, хватается за пистолет и идет на разборки. Босса хорошо охраняют, но разве героя удержать? Бах-бах — куча трупов. И мы не задумываемся, справедливо ли, когда за одну жизнь берут десятки. Даже по меркам Ветхого Завета это перебор. Око за око, говорилось там. Но нам этого мало. В фейерверке спецэффектов вряд ли задумаешься о том, что грань справедливости столь же тонка, как и грань честности.

«Давай по-честному!» — говорит один карапуз другому и делит песочный пирог пополам. «Нет, неправильно! — хнычет другой. — Я больше тебя песка принес!» Дети, что с них возьмешь, подумает прохожий, разнимая сопливых драчунов, но каждый день он будет оказываться на их месте. Шеф прибавил зарплату сослуживцу, теперь и он и ты получаете поровну. С точки зрения сослуживца и шефа все по-честному: должности-то одинаковые. Но ты недоволен: вкалываешь в офисе в два раза больше, и работаешь десять лет, а не без году неделя — а зарплата у вас одинаковая! Несправедливо!

Еще пример. У приятеля с боссом дни рождения совпадают. И вот решили это дело отметить в офисе. Накупили всего и отпраздновали. И все бы ничего, но на следующий день босс говорит: надо бы расходы поделить поровну, по-честному. Так что с тебя пятьдесят баксов. Приятель опешил: босс подарил себе на день варенья роскошный джип за тридцать штук зелени, и тут такое. Но ведь по-честному? По-честному. Но разве справедливо?

Когда я работал на заводе станочником, мне относительно по-честному платили зарплату, но рядом сидел охранник, который, не отрывая зада от стула, получал вдвое больше. Он честно «зарабатывал», ничего не крал. Но мне казалось это несправедливым, а ему, наверно, нет…

Люди старшего поколения помнят коммунистический лозунг: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям!» На первый взгляд, замечательный призыв. Но впоследствии оказалось, что некоторые индивидуумы, не обладая особенными способностями, имеют очень много потребностей. Интересно: как с ними поступить? По-честному? Или по-справедливому?

В конце концов, лозунг поменяли: «От каждого — по способностям, каждому — по труду!» Вроде бы, еще лучше. Вкалываешь — получи! А если не можешь? Если инвалид, старик или малолетка? Как в древней Спарте — пинком в пропасть? Нехорошо как-то, на взгляд цивилизованного человека. Но по-спартански — справедливо.

Разные обычаи, разные нравы, скажете вы. Но многие современные фильмы можно смотреть даже без перевода. Если актеры хорошие, понятно, кто чем дышит. Глобализация. Понятия чести и справедливости кочуют по экранам и книгам и в целом немногим отличаются от наших. То есть, душой мы понимаем и иногда принимаем поступки героев, считаем справедливыми, но в жизни почему-то не стремимся им подражать…

Мы возмущаемся, когда оскорблена наша честность. Когда нас обвесили, обманули, забыли. .. Нам кажется, неправы они — но не мы. А ведь честность — понятие субъективное, каждый решает сам, что есть честно. А на это решение влияет общество, окружение, в котором человек существует, которое воздействует на него. Потому и видим отъевшихся политиков, вещающих с экрана ставшую бессмертной фразу: «Мы стали жить лучше!» Кто «мы» — каждый решает для себя. Или уголовников, которые с пеной у рта будут утверждать, что посадили их «ни за что» в первый раз, во второй, и в третий… Они считают, что живут честно. Для своей среды.  

Так что же такое совесть или честь? Вспомните, в старинных сказках говорилось: рассуди по чести-совести. А раз совесть у каждого своя, выходит, и честь или честность тоже…

Другое дело — сочетание честности и справедливости.

Думаю, честность есть сознательное решение поступить с другим так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой, пропущенное через призму совести, то есть своего личного отношения к людям. А вот справедливость…

Истинная справедливость есть взгляд со стороны, вердикт совершенно незаинтересованного человека, которого как бы попросили стать судьей. В справедливости есть что-то от божественного, непредвзятого. Иногда мне кажется: человеку это вообще недоступно. Не зря говорится: божья справедливость. А «божьей честности» нет…

Вспомните царя Соломона. Он попросил у Бога мудрости — и оказался в печали. Видимо, понял: как ни суди справедливо, по-божески, всегда найдутся честные люди, которым эта справедливость — как кость в горле.

«Это была справедливая месть…» Правильно сказал поэт: слова ветшают, как платья. Истинный смысл и значение забываются, изменяясь вместе с миром. Страшная штука — время. Вот и банальную случку уже называют любовью… Не дай Бог дожить до времен, когда честность и справедливость окажутся в одной лодке.

Посткриптум. Автор намеренно не использовал значения слов «честность» и «справедливость» из словарей Даля или Ожегова. Он даже туда не заглядывал. Да и требуют ли объяснений слова, которые всякий понимает по-своему?


Справедливость и Честь | Psychology Today

В статье Washington Post 2006 года рассказывается о крупном лидере банды из Вашингтона, округ Колумбия, известном как Эй Джей. Автор сообщает, что недавно был убит сводный брат Эй-Джея. Затем убийца сдался и был обвинен в убийстве первой степени. Вот реакция Эй-Джея:

«Я бы предпочел, чтобы он остался на улице — и добился уличного правосудия… Я очень расстроен, что ничего не могу с этим поделать. Я очень расстроен тем, что это чувак выбрал выход и сдался. Я зол и зол».

(Из книги Кевина Мериды «В игре или вне игры». Washington Post, 31 декабря 2006 г.)

A.J. был расстроен, зол, зол, и все же кажется, что справедливость восторжествовала. Убийце было предъявлено обвинение в совершении преступления, и он понесет наказание в соответствии с тяжестью совершенного им преступления. Он получит свои «по заслугам». Так почему же A.J. такой злой и расстроенный?

Ответ распространен в контексте преступлений, совершаемых в так называемых «культурах чести». А.Дж. злится и расстраивается из-за того, кто применяет наказание. Идея о том, что правосудие должно быть «слепым» или беспристрастным, оказывается как культурно локальной, так и совсем недавней по происхождению. Похоже, что это не распространяется на культуры, в которых защита чести и репутации имеет первостепенное значение. В этих культурах наказание третьей стороной (например, тюремное заключение, вынесенное судом) просто не считается справедливым или надлежащим исходом. Наказание третьей стороной практически ничего не делает для исправления правонарушения. Как говорит вождь албанского племени Лаура Блюменфельд в своей превосходной книге «Месть»: для албанцев тюрьма — это «неприятность, не более чем отсрочка. Тюрьма не приносит удовлетворения семье».

Это разногласие по поводу ценности наказания третьей стороной является лишь одним из примеров радикально отличающихся взглядов на справедливость между культурами чести и без чести. В недавней статье я утверждал, что различия сводятся к следующему: в культурах, не уважающих честь, особенно в западных индивидуалистических странах, после совершения преступления основное внимание уделяется тому, как следует обращаться с преступником или преступником, т. е. подходящее наказание для преступника. Пока преступник получает наказание, которое «соответствует преступлению», не имеет значения, кто его применяет. (Действительно, личное возмездие часто высмеивается как «самоуправство».) Напротив, в культуре чести основное внимание уделяется не столько правонарушителю, сколько тому, как обиженная сторона должна реагировать на оскорбление. После оскорблений или оскорблений на представителей культуры чести оказывается огромное нормативное давление, чтобы они лично отомстили за себя — даже в некоторых случаях, когда цель не является первоначальным обидчиком! Вот несколько отрывков, иллюстрирующих то давление, о котором я говорю. Первая описывает нормы жизни людей на острове Корсика:

«Тот, кто не решается отомстить за себя… становится объектом перешептываний его родственников и оскорблений незнакомцев, которые публично упрекают его в трусости. На Корсике человек, не отомстивший за своего отца, убитого родственника или обманутая дочь не может больше появляться на публике. Никто с ним не разговаривает, он должен молчать». (Busquet, 1920: 357-358)

Второй описывает, что происходит с албанскими горцами, которые не спешат своевременно отомстить за себя:

«Человек, медленно убивающий своего врага, считался «опозоренным» и описывался как «низший класс» и «плохой». жениться в «хорошей» семье. Если он это сделает, он сохранит свою честь». (Hasluck 1954: 231-232)

Оба эти общества являются яркими примерами культур чести в антропологической литературе. Подобные установки можно найти в некоторых пограничных и племенных группах, во многих (но не во всех) исламских обществах, в бандитской жизни городских кварталов, в мафиозных культурах и во многих других типах обществ. Люди, которые лично не реагируют на обиды, позорятся и избегаются, жертвы «презрительных» попыток переспать с их женами. (Лично я не большой поклонник уважительных или вежливых попыток переспать с моей женой, не говоря уже о пренебрежительных!) Наказание третьей стороной лишает людей, которые придерживаются этих норм, возможности отомстить за оскорбления соответствующим образом. Поэтому неудивительно, что беспристрастное наказание, назначенное третьей стороной, не считается справедливым или морально приемлемым результатом.

Многие на индивидуалистическом Западе реагируют на подобные установки, называя их примитивными или иррациональными. Однако, на мой взгляд, любой, кто делает это, виновен в (1) недооценке сложности, которая часто характеризует эти нормативные системы (например, нормы и верования исландской культуры чести были невероятно сложными и изощренными, предметом бесконечных дискуссий). , анализ и пересмотр изнутри) и (2) переоценки философской обоснованности и, возможно, даже согласованности западных индивидуалистических взглядов на справедливость. И чем больше я занимаюсь исследованиями, тем больше я обнаруживаю, что существует множество других областей, в которых взгляды на справедливость и ответственность имеют очень мало общего с теми, которые существуют на современном Западе. В книге, которую я пишу, исследуются эти глубокие различия между культурами и утверждается, что не существует принципиальных философских средств установления какой-либо единой точки зрения как объективно правильной. Затем я рассматриваю некоторые интригующие последствия этой позиции для политики международного взаимодействия и теорий уголовного наказания 9.0003

Больше подробностей и примеров в следующих постах — комментарии приветствуются!

Дополнительная литература и ссылки:

Блюменфельд, Л. 2002 Месть: история надежды. Вашингтон-сквер Пресс.
Бём, К., 1985. Кровавая месть. University of Pennsylvania Press
Busquet, J. 1920. le droit de vendetta et les pacii corse. Педоне.
Hasluck, M. 1954. Неписаный закон в Албании. Издательство Кембриджского университета.
Нисбетт, Р. и Коэн, Д. 1996. Культура чести. Вествью Пресс.
Соммерс, Т. «Два лица мести: моральная ответственность и культура чести». Предстоит. Биология и философия. Доступно на сайте Blackwell’s OnlineEarly. Черновая версия здесь.

Кроме того, в третьем сезоне удивительного сериала HBO «Прослушка» рассказывается о столкновении разных взглядов на честь и справедливость в уголках Западного Балтимора.

Честь и уважение | Дилемма «Аякса»: справедливость, честность и вознаграждение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Ajax Dilemma: Justice, Fairness, and RewardsМоральная философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Ajax Dilemma: Justice, Fairness, and RewardsМоральная философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Вудрафф, Пол, «Честь и уважение», Дилемма «Аякса»: справедливость, справедливость и вознаграждение (

New York , 2011; онлайн-издание, Oxford Academic, 27 мая 2015 г. ), https://doi.org/10.1093 /acprof:osobl/9780199768615.003.0016, по состоянию на 30 мая 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Ajax Dilemma: Justice, Fairness, and RewardsМоральная философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Ajax Dilemma: Justice, Fairness, and RewardsМоральная философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе обсуждаются понятия чести и уважения. Честь и уважение являются неотъемлемыми частями того, что должно быть в обществе.

Где отдают честь, там и уважают, но не наоборот. Когда кто-то оказывает честь, он признает уникальные достижения; когда кто-то проявляет уважение, он признает включенность в сообщество. Противоположностью уважения является исключение. Противоположностью чести является оскорбление (бесчестие). Оскорбление влечет за собой исключение, но не наоборот. Некоторые исключения, однако, оскорбительны. Если мы отказываем в уважении любому, кто действительно принадлежит к нашему кругу, это оскорбление. Но если мы не оказываем чести, это не является ни оскорблением, ни недостатком уважения. Затем в главе формулируется дилемма Ajax следующим образом: как мы можем предотвратить различия в вознаграждениях, неизбежные в любом сообществе, от подрыва чувства взаимного уважения?

Ключевые слова: честь, уважение, сообщество, Ajax, исключение, оскорбление

Тема

Моральная философия

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts