АСКЕТИЗМ • Большая российская энциклопедия
АСКЕТИ́ЗМ (от греч. ἀσϰητής – упражняющийся, тренирующийся, практикующийся), установка на добровольное ограничение потребностей, отказ от удовольствий и перенесение тягот ради достижения целей религиозного или морального характера. Практика А. (аскеза) в самых различных культурах включает одни и те же моменты: ограничение себя в еде (пост), воздержание от сексуальных отношений (безбрачие, или целибат), уединение, молчание, в более крайних формах – нищета, бездомность (странничество), причинение себе боли (напр., самобичевание) и т. п. При этом мотивы А. могут быть различными: некоторые из них дополняют, некоторые исключают друг друга.
А. как источник сверхъестеств. сил – представление, которое восходит к первобытной практике подготовки к шаманскому общению с духами при помощи голода, бессонницы и т. п. Этот мотив особенно характерен для инд. традиции тантризма (легенды об отшельниках, чрезвычайно изобретательных в самоистязаниях, посредством которых разжигается внутр. жар – тапас). Однако в теистич. религиях мотив А. как пути к чудотворству выступает либо в преобразованном виде (христианские легенды часто говорят об аскетах, получающих дар чудотворства, но это именно дар, а не выслуженная награда и тем более не механич. следствие аскезы), либо на бытовой периферии религ. сознания.
Древняя мотивация А. – идея удовлетворения, приносимого за свои или чужие грехи. Самые архаич. культуры знают концепцию жертвы как наиболее сильнодействующего средства обеспечить благо общине, связать силы зла и восстановить порядок мироздания, поколебленный случаями нарушения религ.-моральных запретов. По мере того как практика человеческих жертвоприношений исчезала в процессе культурного развития, возникала потребность в некоем эквиваленте жертвоприношения: напр. , в Древней Спарте юноши уже не умерщвлялись, но проливали свою кровь на алтарь Артемиды Ортии под бичами, и в назначении этого обряда ритуально-магич. момент (перенесение боли как выкуп за общину) неотделим от морального (испытание стойкости юношей). В спиритуализированном осмыслении этот мотив мог быть без существенных изменений воспринят христианством; он особенно характерен для католич. традиции (напр., Санта-Роса из Лимы в нач. 17 в. подвергала себя бичеванию три раза в день – за свои грехи, за грехи живых и умерших).
Мотив соблюдения ритуальной чистоты как условия выполнения сакральных функций, часто обосновывающий практику безбрачия, также является древним и повсеместно распространённым. Даже те религ. традиции, для которых А. не был характерен (напр., греко-римское язычество или религия Ветхого Завета), требовали воздержания от брачных отношений перед совершением религ. актов, когда человек «предстаёт» перед божеством; из этого легко было вывести, что люди, вся жизнь которых проходит в непрерывном контакте со святыней, должны оставаться безбрачными, как весталки в языческом Риме. По-видимому, таково же происхождение безбрачия ессеев: др.-евр. военный лагерь был местом, особо посвящённым Яхве и требовавшим ритуальной чистоты, и ессеи, ожидавшие эсхатологич. священной войны, распространили на всю свою жизнь обязательства, связанные с сакральным положением призванного воина. Целибат обязателен для католич. священника как для постоянного совершителя таинств, прежде всего мессы.
С этим мотивом тесно переплетаются некоторые другие, один из них – отрешение индивида от своих земных интересов ради дела, понимаемого как святое (напр., проповеди веры): «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32–33). Др. мотив – подготовка к мистич. переживанию, создание условий для медитации и экстаза. В теистич. религиях и везде, где цель мистич. пути – это личная встреча с Богом в любви, практика А. – способ доказать свою любовь к Богу и предъявить в самой действенной форме просьбу об ответной любви. В католич. мистике позднего Средневековья пафос А. приобретает черты морали рыцаря, намеренно берущего на себя трудные подвиги во славу своего короля (Христа) и своей дамы (обычно Девы Марии, у Г. Сузо – Божественной Премудрости, Софии). С этим мотивом, как и с мотивом удовлетворения за свои и чужие грехи, связан мотив, специфический для христианства: стремление соучаствовать в искупительных страданиях Христа. Принимая на себя добровольные тяготы и терпеливо перенося невольные, верующий, по мистич. учению Нового Завета, во плоти своей «восполняет недостаток скорбей Христовых» (Кол. 1:24). Это представление оттеснено в протестантизме тезисом об абсолютной исключительности единократной жертвы Христа на Голгофе (в связи с чем практика А. закономерно уходит из жизни). Сострадание Христу как бы овеществляется в стигматах Франциска Ассизского и др. католич. аскетов; вся жизнь христианина мыслится проходящей как бы в Гефсиманском саду, где забыться в беспечности – значит предать Христа, который просит бодрствовать с Ним. Если подражание Христу в его бедности, характерное для рус. странников и юродивых, как и для Франциска, не могло быть обязательным для всех, то Новый Завет требует от каждого христианина подражания Христу в его отказе от своей воли – послушании «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7).
Общим для разных мировоззрений, как религиозных, так и философско-моралистических, является мотив А. как освобождения, господствующий, напр. , в песнях буддийских монахов и монахинь («Тхерагатха» и «Тхеригатха»), известный греч. философии, особенно Антисфену и киникам, и находящий многочисл. отголоски в христ. традиции, позднее – переосмысленный в некоторых идеологич. движениях Нового времени. Мотив этот получает разл. акценты в зависимости от вопроса: свобода от чего и для чего имеется в виду? Это может быть свобода от собств. тела, а через это – от материального мира вообще; по буддийскому изречению, «нет несчастья большего, чем тело» («Дхаммапада» XV, 202, пер. В. Н. Топорова). Для манихейства, видящего источник зла в соединении духовного света с пленившей его «тьмой» материи, А. есть путь к желаемой диссоциации этих начал. Подобный негативизм в отношении к космосу вообще и к телу в частности мог иногда стимулировать наряду с А. допущение вольности нравов, как это было, напр. , в некоторых направлениях гностицизма: если тело – «тьма», которую нельзя ни просветить, ни очистить, то безразлично, что с ним происходит, между тем как нарушение табу морали, приличий и обществ. порядка – своего рода А. навыворот – желательно, поскольку обособляет «посвящённого» от мира и приближает цель – конечное разрушение основ космич. бытия. Поздний вариант такой установки встречается в культуре декаданса (программа систематич. денормализации воображения у А. Рембо и сюрреалистов), в практике некоторых направлений оккультизма, в жизни «коммун» хиппи, соединивших элементы А. с вседозволенностью «сексуальной революции». Напротив, в христианстве уже не душа (как в платонизме или манихействе) должна быть освобождена от тела, но тело должно быть освобождено от гнездящегося в нём принципа своеволия – «плоти», чтобы стать «храмом Святого Духа» (1 Кор. 6:19).
Аскетизм как религиозный перегиб — Блог
0
0
2709
0
5 мин.
Аскетизм – слово страшное, суровое, попахивающее самоограничением и самоуничтожением собственного организма, подкрепленное кое-какой идеологией. Потому что цель, ради которой человек может отказаться от недорогого банкета в Москве, заключается в его желании достичь духовного просветления.
Рассказ о гусаре-схимнике
Классический пример аскета – гусар-схимник, описанный Ильфом и Петровым в «Двенадцати стульях». Граф Алексей Буланов – герой, воин, победитель всех дуэлей, удачливый бонвиван и обладатель нескольких состояний, по неведомому импульсу ударился в аскезу. Жил в лесной землянке, спал в дубовом гробу, носил клобук и питался одними сухарями, которые ему приносили добрые люди. Чем кончилась эта история? Обычные клопы, поселившиеся в гробу, лишили гусара-схимника желания просветляться путем отказа от общения с людьми и ужинов в ресторанах русской кухни в Москве.
Монахи — пищевые камикадзе
Самыми жесткими проявлениями аскезы, ведущей буквально сразу на Небеса, являются практики японских монахов, последователей священника Кукай, жившего больше тысячи лет тому назад. Технология превращения себя в высушенную мумию еще при жизни называется сокушинбутсу. География этих аскетов высшего ранга – префектура Ямагата в Японии.
Способ автомумификации – медитации, а также шестилетняя подготовка к смерти. Первые 1000 дней монахи активно занимались спортом, чтобы «перевести» жир в мышцы. В это время они питались только орехами, семенами растений, ягодами и фруктами. После этого 1000 дней ели только кору и корней деревьев. Хорошенько «подсушившись», переходили на потребление сока дерева Уруши. Он был ядовитым, вызывал рвоту – выводил из организма максимальное количество жидкости. К тому же, буквально выжигал все бактерии и флору в средине человеческого организма, минимизируя процесс гниения. После этого монаха замуровывали в каменном мешке без возможности двигаться. Некоторые из тех, кто занимался сокушинбутсу, действительно превращались в мумию.
Как стать аскетом?
Чтобы стать настоящим аскетом, которого впоследствии возможно даже объявят святым, человек должен сделать несколько вещей. Во-первых, ему следует дать какой-нибудь трудновыполнимый обет, исполнение которого растянется на десятилетия. Во-вторых, придумать какой-нибудь оригинальный способ самоистязания. Например – вериги. Это кусок металла вроде цепи, клетки для лица, шляпы-клобука, тяжеленой иконы или раскаленной подошвы, которые ограничивает или усложняют не только передвижение, но и сам факт существования своего владельца. В-третьих, аскету следует забыть про рестораны с живой музыкой, а перейти на что-то очень сирое, невкусное, малокалорийное и недорогое.
Зависимость аскезы от религиозной принадлежности
Максимальное количество аскетов всегда продуцировало христианство. Наиболее известные люди, предпочетшие толстому бифштексу сухую хлебную корку, — святой Антоний, Иоанн Златоуст, Серафим Саровский. Некоторую долю захидов – арабское обозначение аскетов, дал ислам. В индуизме самоотречение было привилегией брахманов. Считалось, что люди низших каст обладают лишь стремлением к удовлетворению только базовых потребностей, поэтому смысла самоотречения и ограничения им не понять. Про японских монахов-буддистов мы уже писали выше, а сам Будда, пять лет испытывавший себя самой суровой аскезой, в конце концов, прекратил эксперимент и занялся банальными медитациями. Любопытно, что зороастризм, иудаизм и новая всемирная религия Бахаи аскетизм отрицают категорически.
Искусство использования боли для создания счастья
Аскетизм — это практика самоотречения и воздержания от мирских удовольствий. Он существует уже много веков и часто связан с религиозными или духовными практиками.
Но можно ли с помощью аскетизма создать счастье в нашей повседневной жизни? Согласно последним исследованиям, да! В этом посте мы рассмотрим науку аскетизма и обсудим, как вы можете использовать боль, чтобы создать счастье в своей жизни.
Что такое аскетизм?По сути, аскетизм — это практика самоотречения и воздержания от мирских удовольствий. Это может принимать разные формы, такие как пост, безбрачие или даже причинение себе боли. Цель аскезы — достичь более высокого состояния сознания или духовного просветления. Но недавние исследования показывают, что у аскетизма есть много преимуществ помимо духовности.
Исследователи считают, что аскетизм работает, увеличивая нашу концентрацию и внимание. Когда мы отказываем себе в удовольствии, мы вынуждены сосредотачиваться на настоящем моменте и лучше осознавать свои мысли и эмоции. Это повышенное осознание может привести к лучшему пониманию самих себя и нашего счастья.
Кроме того, аскетизм также может помочь повысить самоконтроль и силу воли. Отказывая себе в удовольствии, мы учимся контролировать свои импульсы и желания. Это может привести к большему успеху в других сферах жизни, таких как наша карьера или личные отношения.
Использование боли для создания счастьяОказывается, аскетизм может помочь нам перепрограммировать наш мозг и изменить наши взгляды. Когда мы занимаемся самоотречением, мы, по сути, сообщаем своему мозгу, что готовы терпеть дискомфорт ради большего блага. Это посылает сигнал о силе и стойкости, что может привести к усилению чувства счастья и удовлетворения.
Кроме того, акт самоотречения может помочь нам ценить то, что у нас есть, вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, чего у нас нет. Научившись довольствоваться меньшим, мы сможем обрести истинное счастье и удовлетворение в жизни.
Как использовать аскетизм в своей жизниЕсли вы хотите использовать аскетизм для создания счастья в своей жизни, есть много способов сделать это. Один из способов — практиковать благодарность. Всякий раз, когда вы ловите себя на том, что сосредотачиваетесь на том, чего у вас нет, найдите минутку, чтобы оценить все, что у вас есть. Это может помочь сместить ваше внимание с недостатка на изобилие и повысить общую удовлетворенность жизнью.
Еще один способ внедрить аскетизм в свою жизнь — упростить свой образ жизни. Это может включать в себя расхламление дома, избавление от ненужных вещей и оптимизацию вашего графика. Упрощая свою жизнь, вы можете освободить место для вещей, которые действительно важны, и находить больше радости в повседневной жизни.
Примеры аскетических практикСуществует множество различных способов аскетизма, и лучший из них — тот, который вам подходит. Вот несколько примеров:
- Пост — одна из самых распространенных аскетических практик. Это включает в себя воздержание от еды и питья в течение определенного периода времени, обычно по религиозным или духовным причинам. Однако голодание также можно использовать как способ создать счастье в своей жизни. Лишая себя еды и питья, вы посылаете в мозг сообщение о том, что готовы терпеть дискомфорт ради большего блага. Это может привести к усилению чувства счастья и удовлетворения.
- Безбрачие — еще одна распространенная практика аскетизма. Это включает воздержание от сексуальной активности, обычно по религиозным или духовным причинам. Однако безбрачие также можно использовать как способ создать счастье в своей жизни. Лишая себя сексуального удовольствия, вы посылаете в мозг сообщение о том, что готовы терпеть дискомфорт ради большего блага. Это может привести к усилению чувства счастья и удовлетворения.
- Причинение себе боли — еще одна практика аскетизма, которая часто используется по религиозным или духовным причинам. Однако его также можно использовать как способ создать счастье в своей жизни. Причиняя себе боль, вы посылаете в мозг сообщение о том, что готовы терпеть дискомфорт ради большего блага. Это может привести к усилению чувства счастья и удовлетворения.
- Благодарность — важный инструмент для счастья. Хотя это может показаться нелогичным, исследования показали, что благодарность — один из самых мощных инструментов для создания счастья. Исследования показали, что благодарные люди с большей вероятностью испытывают положительные эмоции, имеют лучшее здоровье, крепкие отношения и лучше справляются с невзгодами.
- Минимализм — еще один инструмент, который можно использовать для создания счастья. Минимализм — это практика жизни с меньшим. Это может включать в себя расхламление дома, избавление от ненужных вещей и оптимизацию вашего графика. Упрощая свою жизнь, вы можете освободить место для вещей, которые действительно важны, и находить больше радости в повседневной жизни.
Будда был аскетом. Он верил, что, отказывая себе в удовольствии, сможет обрести просветление. Будда практиковал экстремальный пост, иногда съедая лишь горсть риса каждый день. Он также причинял себе боль, например, спал на ложе из гвоздей. Хотя эти практики могут показаться чрезмерными, они помогли Будде обрести внутренний покой и счастье.
В конце концов, хотя он превзошел всех своих сверстников по степени аскетизма, не аскетизм привел его к просветлению. Скорее, это было его осознание того, что аскетизм ограничен и что истинное счастье исходит изнутри.
Вот почему он в конце концов отказался от аскетизма и проповедовал срединный путь, путь равновесия. Срединный путь заключается в поиске баланса между крайностями. Речь идет о умеренной жизни.
Подходит ли вам аскетизм?Хотя аскетизм может быть мощным инструментом для достижения счастья, это не единственный путь. Есть много путей к счастью, и каждый человек должен найти тот, который подходит ему лучше всего. Если вам интересно попробовать аскетизм, начните с малого и постепенно увеличивайте интенсивность своей практики.
Не забудьте найти баланс, который подходит именно вам, и обязательно прислушивайтесь к своему телу и разуму. Главное, не забывайте, что счастье идет изнутри. Какой бы путь вы ни выбрали, ключ к счастью всегда внутри вас.
Предостережение об аскетизмеОбратите внимание: этот пост в блоге предназначен только для информационных целей и не должен восприниматься как медицинский совет. Всегда консультируйтесь с лицензированным врачом перед началом любой новой диеты или программы упражнений.
Аскетизм не рекомендуется беременным женщинам, детям и лицам с психическими заболеваниями в анамнезе. Если у вас есть какие-либо опасения, проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.
Последние слова об аскетизмеИспользуя боль для создания счастья, вы можете перепрограммировать свой мозг и найти больше радости в жизни. Но обязательно начинайте медленно и всегда прислушивайтесь к своему телу. Главное, помните, что счастье идет изнутри. Какой бы путь вы ни выбрали, ключ к счастью всегда внутри вас.
Что вы думаете? Готовы ли вы попробовать аскетические практики? А может быть, вы уже практикуете аскезу, например пост? Поделитесь своими мыслями и опытом в комментариях ниже!
Аскетизм и общество в кризисе Сьюзан Эшбрук Харви — Мягкая обложка
Возрождение голосов
О книге об авторе Связанные книги
О книге
Иоанн Эфесский путешествовал по византийскому миру шестого века в роли монаха, миссионера, писателя и лидера церкви. В своей основной работе «Жития восточных святых» он записал 58 портретов монахов и монахинь, которых он знал, используя литературные условности агиографии поразительно личным образом. Война, бубонная чума, голод, коллективная истерия и религиозные гонения были частью повседневной жизни и фоном, на котором аскетизм приобрел острое значение для осажденного населения. Руководствуясь работой Иоанна Эфесского, Харви исследует отношения между аскетизмом и обществом на византийском Востоке шестого века. Касаясь прежде всего ответственности аскета перед мирским обществом, Иоанн повествует о своем опыте в деревнях сирийского Востока, пустынях Египта и имперском городе Константинополе. Работа Харви способствует новому пониманию социального мира позднеантичного византийского Востока, умело исследуя характер аскетических практик, травматическое разделение «монофизитских» церквей, изменчивую роль женщины в сирийском христианстве и общий вклад агиографии. к изучению истории. Это издание является частью программы UC Press Voices Revived, которая отмечает миссию Калифорнийского университета Press по поиску и развитию самых ярких умов и предоставлению им голоса, охвата и влияния.