Интегрирование в психологии это: Понятие социальной интеграции в психологии

Понятие социальной интеграции в психологии

Сущность интеграции и её формы

Определение 1

Интеграция – это процесс движения к целостности человеческого сознания.

На личностном уровне, по мнению Юнга, интеграция представляет собой состояние психики, при котором все части тела действуют в согласии между собой, как единое целое.

Существуют различные определения интеграции, так, например, А.И. Капустин считает, что это процесс воссоединения разрозненных частей в целое.

Если рассматривать интеграцию с точки зрения психологии, то это будет создание внутреннего единства, сплоченности, выражающихся в коллективистской идентификации.

Дискуссионным остается вопрос интеграции в специальной педагогике.

Если говорить о социальной интеграции, то необходимо разграничить понятия абилитации, адаптации, реабилитации, социализации детей с особым развитием.

Под абилитацией понимаются новые возможности, наращивание социального потенциала для того, чтобы личность смогла в данном обществе реализовать себя.

Более известным является понятие реабилитации – возвращение утраченных возможностей. Реабилитация представляет собой систему медико-педагогических мер, которые направлены на то, чтобы ребенка с особым развитием включить в социальную среду и приобщить к общественной жизни, исходя из его психофизических возможностей. Её осуществление происходит медицинскими средствами, направленными на устранение дефектов развития.

Реализация накопленного социального потенциала в данном обществе называется адаптацией – человек приспособился к условиям социальной среды, усвоил и принял цели, нормы поведения, ценности, принятые в обществе.

Замечание 1

Таким образом, интеграция является процессом, в рамках которого сообщество обеспечивает условия для того, чтобы социальный потенциал каждого его члена смог максимально реализоваться.

Задача интеграции может решаться только изнутри сообщества.

Р.П. Дименштейн считает интеграцию взаимной адаптацией индивида и общества друг к другу – в результате этого процесса индивид адаптируется к сообществу и сообщество, чтобы приспособиться к индивиду, делает для этого необходимые шаги.

В.З. Кантор поддерживает эту точку зрения и представляет интеграцию двусторонним процессом, направленным на сближение двух социальных субъектов – инвалидов, стремящихся войти в общество нормально развивающихся людей и этих людей, которые должны создать благоприятные условия для такого включения.

Замечание 2

Значит, собственно интеграцию, абилитацию, адаптацию можно считать этапами единого процесса интеграции.

В развитых станах мира, например, главным средством социальной интеграции является социализации личности, что означает её развитие во взаимодействии и под влиянием окружающей среды.

Выделяется две формы интеграции – социальная и педагогическая. Задача социальной интеграции заключается в адаптации ребенка с отклонениями к общей системе социальных отношений.

Интеграция людей с ограниченными возможностями должна включать:

  • воздействие на личность с отклонениями, как общества, так и социальной среды;
  • участие самого человека в данном процессе;
  • совершенствование самой системы социальных отклонений, которая порой недоступна для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Идеи социальной интеграции в Европе и США

Обучать детей с проблемами развития необходимо в соответствии с их умственными потребностями – составить однородную группу по умственным способностям и характеру и каждую такую группу учить сообразно с правилами социальной педагогики.

В 1914 г в Англии был принят закон, устанавливающий типы учреждений, где обучаются дети с нарушением интеллекта, кроме этого в обычных школах появились специальные классы – это стремление усиливается с 1944 г. В Англии утверждается тенденция – не отрывать от нормальной среды умственно ненормальных детей. Новая тенденция в стране наметилась в 60-70-е годы прошлого века, которая заключалась в организации помощи детям, имеющим проблемы в развитии.

Тенденция распространяется на Скандинавские страны и США, где становится господствующей. Речь идет об интеграции, суть которой заключается в объединении нормально развивающихся детей и детей с особым развитием. Цель этой интеграции – наибольший эффект в развитии и социальной адаптации детей с особыми потребностями.

Данная интеграция привела к свертыванию специализированных учреждений и, заслуживает, как говорят специалисты, положительной оценки.

Специалисты США, исследовав эту проблему, пришли к выводу, что решающую роль в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями играет возможность их общения с нормальными детьми – результатом этого становится более высокий уровень социальной компетенции. Американские психологи убеждены, что интеграция обеспечивает нормализацию взрослых с дефектами развития и их полное слияние с обычной средой.

Идея социальной интеграции в США на уровне закона была оформлена в 1975 г. В 70-е годы XX века в США для детей с нарушением интеллекта появились диагностические центры, учебно-воспитательные учреждения, где наряду с нормальными детьми обучаются дети с недоразвитием интеллекта. При массовых школах созданы восстановительные кабинеты, где со специалистом несколько часов занимаются дети с интеллектуальной недостаточностью. Однако ряд американских специалистов в этой области разочарованы в идее интегрированного обучения и считают, что это шаг назад в развитии помощи детям с ограниченными возможностями.

Страны Скандинавии шли к интеграции своим путем, который можно назвать «колыбелью интеграции».

Своя история и у Италии, где этот процесс начался в 60-70-е годы XX века и имел цель – достигнуть прогрессивных изменений в психиатрических лечебных учреждениях, отменить социальное обособление и изоляцию неопасных лиц с нарушенной психикой.

В европейских странах складывается своя система воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, принимаются свои принципы организации учебно-воспитательного процесса.

Идеи социальной интеграции в России

В России социальная помощь начиналась с возникновения богаделен – это были специальные учреждения для призрения лиц престарелых, немощных, увечных, по каким-то причинам неспособных к труду.

Содержание богаделен осуществлялось за счет частной милостыни. До конца XVIII века забота о надлежащей организации таких учреждений была очень слабой. Ситуация должна была измениться в результате вышедшего указа Федора Алексеевича в 1682 г. Затем последовал указ Петра I – в 1712 г по всем губерниям должны были быть созданы богадельни для престарелых и увечных.

В петровское время появилось более 20 актов в законодательных документах, которые непосредственно относились к благотворительности.

В 1707 г в Нижнем Новгороде был открыт первый приют для детей-сирот и безнадзорных – открыл его митрополит Иов.

Первые вспомогательные классы и школы открылись в России после революции 1905 г. Первые упоминания об интеграции относятся к 1910 г и прозвучали они на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике, который проходил в Петербурге.

Большие дебаты вызвал вопрос о изолированности детей с особым развитием путем создания вспомогательных школ. Высказывались и такие мнения, что целесообразнее вспомогательные классы создавать при массовых школах. Это была борьба передовой русской общественности за воспитание и обучение детей, имеющих проблемы в развитии. В ходе этой борьбы была выработана программа осуществления общественной помощи, однако эту программу помощи государство не приняло.

Что касается сегодняшнего дня, то в России получили развитие две формы интеграции – интернальная и экстернальная.

Интернальная форма интеграции осуществляется внутри системы специального образования, например, дети с нарушенным интеллектом и ещё дополнительными нарушениями интегрируются в специальные образовательные учреждения и обучаются в отдельных классах.

Экстернальная интеграция предусматривает взаимодействие специального и массового образования.

Замечание 3

Современное специальное образование в России – это сложная и дифференцированная система коррекционных учреждений, медико-психолого-педагогических и реабилитационных центров. Появляются новые типы учреждений, где дети с особыми нуждами получают комплексную помощь и поддержку.

Интеграция психологии: от теории к практике

28.04.2017 21:25:30Урываев Владимир АнатольевичЗа многолетние усилия и неизменную доброжелательность к начинающим участникам масштабных проектов

30.04.2017 18:11:18Кулик Ольга ВикторовнаОпыт встреч с Владимиром Козловым лёг в основу многих моих дальнейших исследований и личных трансформаций.

Искренняя благодарность Мастеру!

28.04.2017 21:14:29Смирнова Татьяна СергеевнаОчень важный и полезный проект!

28.04.2017 06:08:43Ковырзин Владимир АнатольевичСчитаю важным направление интеграции разных психологических школ

27.04.2017 07:23:55Шушенькова Жанна БорисовнаРеально работающий на практике проект, достойный победы. Проект приводящий к самоосознанию и принятию личной ответственности за свою жизнь, что важно как для психологов , так и для людей самых разных. Поддерживаю, с благодарностью к автору.

27.04.2017 05:52:20Гусева Татьяна БорисовнаДаже само название направления — интегративная психология отражает его мощный потенциал, который значительно усиливается благодаря динамичности и активности В.В. Козлова, как практика, ученого, исследователя . Голосую за проект — Интегративная психология: от теории к практике, раскрывающий широкие возможности для развития современной психологии.

26.04.2017 22:46:20Давыдова-голд Ирина ОрифовнаС доверием и благодарностью!!

26. 04.2017 13:41:31Жданова Ирина Владимировназнакома с последователями Козлова В.В., также участвовала в ДМД, довольна результатом!!!!

26.04.2017 06:19:30Торопчинова Мария ЕвгеньевнаС благодарностью поддерживаю Владимира Васильевича ! Доверяю и уважаю ! Очень нужный проект.

03.05.2017 19:04:01Теляковская Ксения ЛеонтьевнаЯ считаю, что все проекты Владимира Козлова, и особенно этот, имеют особенное практическое значение и применение для людей — а значит полностью соответствуют названию данной номинации. Осмысленность, актуальность и адаптированность к современной социальной среде в целом и к каждому думающему индивидумому в частности — вот почему я голосую за этот потрясающий по своей актуальности и проработке проект. И читать, и обдумывать, и применять в жизни Ваши труды, Владимир Васильевич, одно удовольствие! Спасибо, что дарите возможность думать по-новому!

26.04.2017 00:42:40Тренин Андрей ЮрьевичСлышал теорию из уст профессора, видел как она воплощается на практике.

25.04.2017 21:07:57Баранова Анна ВладимировнаПрофессор В.В. Козлов пишет действительно важные книги как для научного сообщества, так и для психологов-практиков.

25.04.2017 21:04:14Пермина Светлана ВалерьевнаПрекрасный, умный проект достоен победы в прекрасном конкурсе.

25.04.2017 20:41:56Аскарова Эльвира АскаркызыПознавательно

25.04.2017 20:10:12Плата Сандра АртемьевнаНеоднократно посещала тренинги В.В.Козлова.Его труды бесценны и дают реальные результаты .

25.04.2017 19:52:01Бондаренко Елена ВячеславовнаРаботаю психологом. Считаю, что психология служит человеку и для человека. Поэтому часто использую методики разных направлений. Считаю, что интеграция разных направлений сделает психологию более глубокой и полезной.

14.01.2020 10:43:35Стародубцева Галина АлександровнаПроект нужен людям! Важно, чтобы о нем знали!

17.04.2017 20:50:55Старцева Ксения НиколаевнаПроект достойный награды! Владимир Васильевич, удачи Вам!!!

17.04.2017 06:23:55Мадеев Сабыржан МаратовичНастало время собирать камни теорий и начинать строить здание практики. .. Программа Владимира Васильевича тем и ценна, что нацелена не просто на результат, а, в большей степени, на осмысление процесса строительства, что, в свою очередь, позволяет двигаться в психологическом пространстве осознанно, с опорой на достижения науки и с пониманием конечной цели. Кроме того, идеологема «интеграция психологии» даёт возможность принимать и воспринимать разные взгляды и пути продвижения и на их основе — при доброжелательной поддержке мэтра — выстраивать свою индивидуальную траекторию успешной жизни. Удачи Вам, Владимир Васильевич, в Вашей просветительско-практической деятельности на благо ищущих и страждущих!

14.04.2017 13:16:01Веклич Вера ВячеславовнаДеятельность Владимира Васильевича является неоспоримым доказательством, что теоретические знания, примененные на практике становятся мощным инструментом помощи людям на пути их развития.

14.04.2017 11:34:23Белёва Ольга Владимировнанаиболее интересный проект

14.04.2017 05:09:12Арбузова Валентина СтепановнаНачала читать «Задумчивые сказки»: доступно, интересно, задумчиво.

13.04.2017 07:15:37Перминова Наталия МихайловнаКозлов Владимир Васильевич- Гений. Я доверяю и восхищаюсь его творчеством и его знаниями. Этот проект заслуживает высшей награды.

19.03.2018 13:05:09Негода Валерий СергеевичПсихология Владимира Владимировича работают! Используем на практике! Успехов вам! Рекомендую

12.04.2017 23:33:55Дубницкая Ольга ВасильевнаВладимир Владимирович удивительный человек, психолог. Интеграция психологии в практике очень важна! Желаю вам успехов в дальнейшем развитии, спасибо, что Вы помогаете людям развиваться!

12.04.2017 21:19:55Родина Анастасия АнатольевнаИспытываю большое уважение к Владимиру Васильевичу за его труды и вклад в развитие психологии в РФ!

12.04.2017 20:35:27Корчагина Ирина ВикторовнаАктуальная тема, новаторский подход, а также практический интерес послужили причиной моего голосования за данный проект.

12.04.2017 13:51:03Завадская Ирина БорисовнаПричина моего выбора: экологичность и результативность трудов Козлова В. В. Знаю о чем говорю, была на тренингах его учеников. Очень довольна результатами.

12.04.2017 12:21:13Суоми Ирина ПавловнаВладимир Козлов проводит масштабные научно- практические исследования, которые дают уникальной материал для целенаправленной психологической работы как в группе, так и с отдельными людьми.

11.04.2017 13:35:07L L LПсихолог, который умеет донести до каждого человека глубинный смысл личностных ресурсов и научить ими пользоваться! Это золотой яДар!

11.04.2017 12:13:38Гранатов Константин СергеевичМне интересна тема, нравится исполнение и я считаю такие спектакли целительными не только для душ отдельных людей, а и для общества.

11.04.2017 11:58:57Владыкина Юлия АлександровнаС Огромным удовольствием И гордостью отдаю свой голос !!! Вы лучший )))))

11.04.2017 10:19:52Проворов Андрей МихайловичПрофессор Козлов занимается очень мощной просветительской и научной деятельностью, которую сложно переоценить.

11.04.2017 09:25:49Березина Юлия АндреевнаНа практике знаю, что такое интегративная психология Владимира Козлова и это работает.

11.04.2017 08:37:15Зинова Ульяна АлександровнаРаботаю в рамках интегративного подхода. Вижу эффективность и высокие результаты автора программы. Рекомендую профессионалам.

11.04.2017 07:37:01Шагинурова Мавжида РахимовнаВ.В.Козлов самый продуктивный практический психолог – ведущий тренинги личностного роста в мировых масштабах.

11.04.2017 06:42:09Веч Надежда ГригорьевнаКозлов В.В. делает для науки самое, на мой взгляд, главное дело: находит таланты и единомышленников! Каждый раз, когда мне нравится работа психолога или его книга, то в предисловии или в учителях обязательно стоит имя Козлов В.В. Желаю побед!

11.04.2017 06:31:18Крючкова Екатерина ВалериевнаВладимир Васильевич, Вы космос

11.04.2017 05:33:01Сергеева Ксения ВикторовнаХорошая программа, которая должна помочь многим людям.

11.04.2017 00:50:12Никифоров Андрей МихайловичАбсолютно реальный психологический проект. Выражает передовые тенденции современной психологии и отвечает всем требованиям нашей социальной жизни.

11.04.2017 00:40:56Лазаревич Ирина БорисовнаС большим интересом и уважением к труду Владимира Васильевича, а также к его личности!

10.04.2017 21:07:10Широкова Алия РадиковнаЯ на практике знакома с эффективностью интегративного подхода, продвигаемого Владимиром Васильевичем Козловым, в частности на обучающих программах его последователя Марка Евгеньевича Сандомирского. Именно практический эффект психотерапии — лицо всей отрасли и имеет первостепенное значение.

10.04.2017 05:59:25Соколов Василий ПавловичЗамечательная программа!

09.04.2017 22:53:23Скрипкина Надежда ВитальевнаДля оказания реальной психологической помощи людям необходимо опираться на определенные методологические основы, которые учитывают целостный подход к изучению личности и предлагают понятные и эффективные приемы и методы работы. Работа В.В. Козлова способствует решению этой задачи, в ней изложена системная стратегия взаимодействия с клиентом в практической психологии.

09.04.2017 20:47:06Фаерман Михаил ИсааковичМне очень близко направление «Интегративная психология», разрабатываемое В. Козловым; вызывает большой интерес и уважение те проекты, который ведет этот ученый и практик. Его школа вносит большой вклад в психологическое сопровождение населения, науку и подготовку специалистов.

09.04.2017 19:51:42Гагарина Василина ВасильевнаВосхищена трудами профессора Козлова В.В. Поражаюсь его фантастической трудоспособности, направленной на передачу миру накопленных знаний посредством написания книг! Знаний, таких нужных и важных!

09.04.2017 15:51:20Яськова Ксения АлексеевнаВладимир Васильевич – бесспорно, гениальный человек, воплотивший в себе духовное, интеллектуальное и творческое. День за днем он реально помогает множеству людей и неравнодушен к проблемам каждого, будь то богатый или нищий, успешный или кризисный, умный или глупый. Именно поэтому он достоин победы.

09.04.2017 14:48:07Муляр Андрей ВалерьевичВладимир, желаю успехов и развития!

09.04.2017 13:42:12Уткина Наталия ВикторовнаЯ вижу вашу большую просвятительскую деятельность. Уже около 10 лет бываю на конференциях которые вы устраиваете и куда съезжаются психологи со всей России. Надею, что вы и дальше будете поддерживать и объединять психологов и людей, которые ищут интеграции

09.04.2017 13:05:06Долгих Дмитрий СергеевичЗамечательная работа!

16.01.2018 19:15:25Домбровская Иоланта Станиславовнасовременная психологическая практика невозможна без интеграции разных подходов в сознание психолога

09.04.2017 08:35:56Курбатова Наталья ОлеговнаС огромным удовольствием читаю ваши труды, анализирую, смотрю на практике. Удивляюсь, злюсь, смеюсь, плачу, радуюсь… Очень много открытий, благодаря Вам. И теперь я знаю, что все возможно.

09.04.2017 06:45:14Симян Анаит КареновнаГлубочайшая благодарность Владимиру Васильевичу за возможность применения теоретических знаний в жизни каждого человека, находящегося на разных этапах духовного развития!

08.04.2017 22:56:47Верещагин Иван ВасильевичНаиболее значимый социальный проект, все остальные — несут в себе «частные случаи».

08.04.2017 21:43:09Сидорова Лариса СергеевнаКак и сказал профессор, этот проект для людей. Многолетний, вдохновенный и вдохновлющий других проект!

08.04.2017 21:17:19Быкова Анна АлександровнаПотому что важно, чтобы психология была ориентирована на решение обыденных проблем простого человека на уровне методов и психотехник

08.04.2017 16:45:16Карандин Сергей АлександровичВижу пользу от интегративной психологии на людях и себе. Эффект интегративный))

08.04.2017 15:00:06Прима Елена ВладимировнаПрофессионализм автора,богатый духовный опыт

08.04.2017 14:52:19Деменева Наталья ЮрьевнаС глубоким уважением отдаю голос за профессора!

08.04.2017 14:20:32Подлужный Дмитрий АрнольдовичПросвятительская деятельность Владимира Васильевича достойна всяческий наград.

08.04.2017 13:09:53Олифирович Наталья ИвановнаВладимир Козлов не просто ученый, который пишет человеческие книги для людей. Я считаю, что в наше время нужны люди, способные доносить важную информацию тем, кто в ней нуждается, и уметь реально работать. Владимир — гармоничное сочетание ученого и практика. Желаю победить!

08.04.2017 12:43:59Присяжная Елена ЭдуардовнаВеликолепный профессор! В восторге от Вас! Отдаю Вам свой голос с радостью!

08.04.2017 10:37:16Ударцев Александр ИвановичХорошо знаком с трудами Владимира Васильевича.

08.04.2017 10:13:54Новоселова Анастасия ЮрьевнаВдохновляет. Психология для людей и про людей. Спасибо за вашу работу.

08.04.2017 09:41:40Азарова Анастасия Вы мне очень помогли! в восторге от Ваших книг!

08.04.2017 09:22:26Азарова Сия АлександровнаУчусь по Вашим методам, очень помогает! Отдаю Вам свой голос!

08.04.2017 09:07:10Юсупова Светлана ФаридовнаЗнакома лично с некоторыми изданиями и публикациями, глубоко уважаю и рада поддержать своего учителя.

08.04.2017 08:10:17Жигала Татьяна ВикторовнаПрекрасный проект — обладает одновременно качествами высокого научного знания и практической ценностью.

08.04.2017 07:49:54Бондарева Олеся (Ольга) Валериевнаживой и практический проект, про людей и для людей. браво мастеру!

08. 04.2017 07:24:48Жданова Светлана ГеннадьевнаИнтеграция психологии служит её развитию.

08.04.2017 03:26:27Котелникова Анна АлексеевнаСложно оценить вклад Владимира Васильевича в развитие и изменение сознания, соприкоснувшихся с ним людей, которе он оказывает, через свои тренинги и научные работы. Голосую конечно за его труд.

08.04.2017 00:15:09Михнева Ирина СергеевнаАктуальный проект, направленный на реальную помощь людям. Ежегодно автором реализуется колоссальное (для одного человека) количество научных и практических идей.

08.04.2017 00:10:59Халваши Оксана ВалериановнаЭто действительно очень важный проект, который действительно призван «воссоединить целостную ткань психической реальности и выстроить многомерную интегративную парадигму современной психологии»

07.04.2017 23:07:54Власова Ирина СергеевнаЭтот проект принесёт пользу всему человечеству.

07.04.2017 23:07:42Едакина Татьяна ВалентиновнаРезультат глубокого профессионального исследования. Работа решает насущные проблемы современной науки.

07.04.2017 22:27:52Дробышев Александр ГеннадьевичУдивительный и многогранный человек, Мастер и Учитель.

01.03.2018 15:36:09Порошкова Елена ПетровнаОчень люблю тренинги Владимира Васильева. Благодарю его за помощь людям!!!

07.04.2017 22:11:32Ковырзина Юлия ВалерьевнаКаждая работа профессора Владимира Васильевича является трудом с глубоким и детальным изучением темы, преданностью любимому делу, живым интересом.

07.04.2017 21:49:55Круглякова Елена ГеннадьевнаВладимир Васильевич — ярчайший пример широкомасштабной личности. Говорят, способный человек может увидеть два смысловых пласта явления, талантливый — три, гению подвластны 4 пласта. Владимир Васильевич способен постигать и интегрировать бесконечное количество смыслов. Мыслить и созидать. Творить. Это настоящая магия. Я счастлива, что встретила такого человека, повлиявшего на мою жизнь и судьбу!

07.04.2017 21:05:08Аршинов Евгений ГеннадьевичКажется, что между теоретической и практической психологией огромная бездна . Академическая психология и практическая психология говорят на разных языках. На сегодняшний день очень актуален вопрос интеграции подходов, создания принципиально новых инструментов в психологии и психотерапии, создание платформы(форума) для возможности диалога и простройки коммуникации между подходами. Интегративная психология как нельзя лучше подходит и соответствует всем необходимым запросам для создания данного диалога.

07.04.2017 20:45:38Али Жули ХанОчень талантливый человек! от его книг много пользы, знаний и открытий! уважаю, ценю и мечтаю о новой встрече с ним!

07.04.2017 20:21:11Маркарян Гоар АйгазовнаЕго книги являются настольными для меня при работе с клиентами

07.04.2017 20:03:08Булатбекова Айсулу БогембаевнаВладимир Васильевич лучший!

07.04.2017 19:23:35Лушпай Сергей АлександровичВладимир Васильевич открыл новые грани науки Психология, за что я ему крайне благодарен.

07.04.2017 19:11:27Русанова Екатерина АлександровнаВладимир Васильевич, гений интеграции теоретических основ и их практической реализации.

07.04.2017 19:02:34Степанов Олег ГеннадьевичВыбираю это проект, потому что он очень качественный и интересный

07.04.2017 19:00:11Козлов Владимир ВасильевичПроект на самом деле для людей

07.04.2017 18:49:20Вербовская Ольга ЮрьевнаРаботы Владимира Васильевича близки мне по духу, а также нравится это направление в науке.

07.04.2017 18:47:32Огнева Ирина ВикторовнаПроект имеет высокую значимость для развития практико-ориентрованной психологии.

07.04.2017 17:51:06Ефимкина Анна ОлеговнаАктуальная для меня тема

07.04.2017 17:37:11Меркульева Татьяна АнатольевнаВажная и современная работа глубокого ученого.

07.04.2017 17:31:09Мухатова Мадина АлтынбековнаЗнакомство с интегративной психологией и Владимиром Васильевичем — одно из ярчайших событий моей жизни. Полезно и жизненно.

07.04.2017 17:05:38Николаева Елена ВладимировнаС глубоким моим уважением и благодарностью за труд, достойный самых высоких наград.

07.04.2017 17:00:27Ефимкина Римма ПавловнаПричина выбора — знакомство с замечательной личностью Владимира Васильевича, чья работа вдохновляет на собственный поиск человеческого предназначения и профессиональной идентичности.

07.04.2017 16:51:26Стерин Михаил ЛеонидовичУчусь у Козлова уже 20 лет! И всем советую!

07.04.2017 16:25:53Бровкина Ирина АлександровнаБыла на тренингах, учитель настоящий!

07.04.2017 16:21:49Хроменкова Татьяна НиколаевнаПросто супер!

07.04.2017 16:08:51Саенко Наталья ВладимировнаСамые сложные вещи в психологии Владимир Васильевич доносит самым понятным языком.

07.04.2017 15:39:21Сорокин Владимир ГеннадьевичВсегда с интересом наблюдаю за работами этого ученого

07.04.2017 15:22:39Богославская Яна СергеевнаКозлов В.В не только разработал эффективные методы психосоциальной помощи людям в индив.и групповых формах,разработал новую интегративную методологию психологии,но и обучает,вдохновляет огромное количесто людей.

22.01.2018 20:53:12Данилевская Наталья ВикторовнаВаши книги самые лучшие пособия в теории и на практике! Спасибо!

07.04.2017 14:48:31Густова Людмила ВладимировнаСчитаю В.В.Козлова одним из яркиз псиологов современности, он делает поистине важную работу по интеграции теории и практики современной психологии.

07.04.2017 13:59:43Орининская Елена ЮрьевнаПричина моего выбора — большая любовь, уважение и благодарность к Владимиру Васильевичу.

07.04.2017 13:32:22Ongemahh Grigori -C 2009 года участвую в семинарах, проводимых В.В. Козловым в разных странах (Россия, Беларусь, Латвия) и городах. Интегрирую получаемый опыт в свою жизнь, вижу большой эффект и изменения как в своей жизни, так и в жизни друзей. Главное — программа отвечает своей сути: внедрение теории в практику, в повседневную жизнь, рост осознания и трансформации личности. Причем очень эффективно и экологично.

07.04.2017 12:50:23Ляшенко Владимир СергеевичНеоднократно участвовал .в тренингах, проводимых Владимиром Васильевичем и его учениками, и это действительно очень глубокий, ценный опыт и ПРАКТИКА. Владимир Васильевич делает важное дело, и этот проект заслуживает победы в конкурсе.

07.04.2017 12:31:11Бубенко Виталий ЮрьевичСила мышления Владимира Козлова поражает своей глубиной, структурированностью и объективностью. Его научные труды читаются на одном дыхании и дают огромную пищу для размышлений.

07.04.2017 09:19:11Капырин Михаил ВладимировичПрактически нужный проект

07.04.2017 07:14:14Козлова Наталия ВладимировнаВ своей работе очень часто опираюсь на взгляды и подходы Владимира Васильевича. Лично пока не знакома, но надеюсь очень скорко

07.04.2017 02:31:21Аксенова Лариса ВасильевнаМноя жизнь после прохождения у профессора Козлова В. В. семинаров, тренингов, программ, психологической школы значительно изменилась, как и многих тысяч людей за многие годы обучения, осознанности и трансформации. Мы все стали лучше, чище и добрее! С благодарностью отдаю свой голос за любимого профессора! Великого человека, учёного, гуманиста и просветителя.

07.04.2017 00:06:03Павлова Юлия БорисовнаВладимир Васильевич человек невероятного масштаба мышления, сумевший реализовать в своей деятельности таланты философа, организатора науки и мастера-практика. Ежегодно он пишет новые книги и проводит десятки тренингов в разных странах, организует научные конференции, занимается научным руководством, ведет практическую психологическую работу. Благодаря его деятельности тысячи людей смогли изменить свою жизнь к лучшему.

06.04.2017 22:46:31Донченко Ирина АнатольевнаДеятельность Владимира Васильевича в целом и в рамках программы «Интеграция психологии: от теории к практике», в частности, является неоспоримым примером того, что теоретические знания, примененные на практике становятся мощным инструментом помощи людям на пути их развития. Тысячи людей, чьи жизни изменились в результате взаимодействия с этим уникальным и удивительным (как в плане личностном так и профессиональном) человеком, являются ярким этому подтверждением.

Интеграция в психотерапии: линии развития, причины и возможности

Год издания и номер журнала: 

2019, №1

Аннотация

В статье рассматривается интегративный подход в психотерапии, описан исторический контекст, причины возникновения интеграции различных психотерапевтических школ, возможности и ограничения на трех структурых уровнях психотерапии: концептуальном, методологическом и операционном. На основе обзора исследовательских работ описаны современные направления в развитии.

Ключевые слова:  психотерапия, интегративная психотерапия, интегративный подход, общая модель психотерапии.

Введение

Не знаю, была бы я привержена интегративному подходу, если бы мой собственный профессиональный путь сложился иначе. У жизни нет сослагательного наклонения, а потому ответ на этот вопрос получить невозможно. Однако мое развитие в профессии привело меня к интеграции как естественному подходу и логичному шагу, как в концептуальном понимании психотерапии, так и в ее практическом применении, в основе которого лежит признание и уважение всей сложности человеческой природы, которая не может быть исчерпана одной системой описания и «исцелена» единственным методом. Иными словами, интеграция в психотерапии – это поиск всё более сложных, но системных и обоснованных формулировок взаимосвязи между природой человека, его когнитивной, эмоциональной и поведенческой сторонами, поиском смысла и ролью культурных и социальных факторов, стабильности и процессов изменения. Интеграция в психотерапии заключается в стремлении глубокого многостороннего понимания клиентов и пациентов, их потребностей и возможности оказывать наиболее эффективную помощь для каждого их них (Fernández-Álvarez, Consoli, Gómez, 2016).

Поступив на факультет психологии в 1999 году и окончив свое академическое образование докторской степенью в области психотерапии в 2016 году, я параллельно обучалась как консультант у представителей различных модальностей, проходя собственную терапию в разных направлениях. Брала и беру супервизии у терапевтов разных школ, соглашаясь с девизом одного из ведущих сегодня исследователей психотерапии в интегративном подходе Дэвида Орлински «Учись у многих», у которого мне посчастливилось учиться на летней школе в Университете им. З. Фрейда в Вене.

Занимаясь в своей профессиональной деятельности, как научной, так и практической работой, я вижу всё большую необходимость в понимании психотерапии именно через интегративную модель. Это касается и анализа существующих исследований по психотерапии в совокупности их результатов, и того, каким образом мы понимаем суть психотерапии как врачевания. И хотя для отдельных практиков, в том числе для меня самой, интеграция психотерапии является естественным и непреднамеренным следствием продолжающегося профессионального развития, многие психотерапевты воспринимают данный процесс как эмоционально и когнитивно сложный (Gold, 2005; Колпакова, 2005), отстаивая теоретическую чистоту подходов, подчеркивая их несовместимость. Однако именно интеграция является «лейтмотивом» или «духом времени» (Castonguay, et al., 2015: p. 365). И хотя это направление представляется наиболее перспективным, о чем пишут в своих работах такие исследователи как К. Граве (1997), Дж. Норкросс  (Norcross, 1986, 1987, 2005) Д. Орлински и К. Ховард (Orlinsky & Howard, 1984), Х. Фернандес-Альварес (Fernández-Álvarez, 2001), А.А. Александров (2009) и др., всё таки в рамках подготовки специалистов ему уделяется недостаточное внимание.  

Термины психотерапевтическая интеграция и интеграция в психотерапии являются синонимами и описывают подход, позволяющий психотерапевтам поддерживать модели, которые они считают основными для своей теоретической ориентации, но в то же время вдумчиво расширять и заимствовать другие психотерапевтические теоретические модели (Castonguay, et al. , 2015). На практике интеграция психотерапии характеризует общее и взаимодополняемое в разных подходах не только на концептуальном уровне, но также на эмпирическом и клиническом уровнях (Fernández-Álvarez, Consoli, Gómez, 2016). Фактически интеграция в психотерапии – синтез знаний о психическом и психологическом здоровье, расстройствах и методах оказания психотерапевтической помощи.

Интегративная психотерапия одобрена многими практикующими специалистами, на что указывают результаты опросов в США (Norcross, Karpiak, & Santoro, 2005), Китае (Liu et al., 2013), Германии и Швейцарии (Caspar, 2008) и других странах. Согласно исследованиям (Norcross, 2005) интегративный подход в начале 2000-х годов поддерживали от 7% в Австралии до 42% в Великобритании. К настоящему времени  данная тенденция выражена сильнее: большинство практиков позитивно смотрят на интегративную перспективу и дальнейшее развитие психотерапии (Fernández-Álvarez, Consoli, Gómez, 2016). Более того в одном из исследований (Rihacek & Danelova, 2016) было показано, что на своем индивидуальном профессиональном пути психотерапевты многократно проходят процесс интеграции, включающий в себя несколько фаз, которые в самом общем виде могут быть описаны как:  1) приверженность и идентификацию с одной теорией, 2) дестабилизация через столкновение с ограничениями данной теории и неудовлетворенность ею, 3) консолидация через объединение концепций и повышение личной согласованности.

Исторический обзор

Приводя краткий исторический обзор интеграции в психотерапии, важно обратить внимание на тот факт, что психотерапия по своей сути интегративна, поскольку возникла на стыке разных дисциплин: медицины, философии, психологии, телесных и духовных практик. Она изначально объединяет, синтезирует в себе разные знания. Более глубокое изучение каждого из «чистых» подходов обнаруживает в себе сочетание дополнительных, ранее существовавших элементов, по этой причине присвоение и отстаивание определенными психотерапевтическими школами «своего метода» часто является затруднительным.

Попытки психотерапевтической интеграции появились практически одновременно с возникновением разных взглядов на возможности психотерапии. Одной из первой работ, в которой приводится попытка соединить различные направления, является статья Т. Френча (French, 1933), в которой рассматривалась взаимосвязь между психоанализом и экспериментальной работой Ивана Павлова. Чуть позже С. Розенцвейг (Rosenzweig, 1936) сформулировал факторы общие для различных направлений психотерапии, которые в то время уже начали активно развиваться. К таким факторам Розенцвейг отнес психологическую интерпретацию, катарсис и личность психотерапевта. В 1940 году, обсуждая возможные области соприкосновения между различными психотерапевтическими системами, А. Адлер, К. Роджерс и С. Розенцвейг, пришли к согласию, что общие признаки удачной психотерапии – это  поддержка, интерпретация, инсайт, изменение поведения, личностные качества психотерапевта и хорошие терапевтические отношения  (Доморацский, 2015). Полвека спустя, на основе обширных исследований, К. Граве (Grawe, 1997) выделил следующие факторы эффективности: 1) направленность на компенсацию специфических дефицитов, 2) прояснение для пациента и изменение дезадаптивных представлений (смыслов) и мотивации; 3) актуализация и конкретизация проблем в виде нарушений когнитивных и эмоциональных процессов; 4) активизация ресурсов. На сегодняшний день общими факторами терапевтических отношений (как важнейшего фактора психотерапии) считают: рабочий альянс, эмпатию и позитивное отношение (Norcross, 2011).

Одновременно с изучением общего и взаимодополняемого в разных психотерапевтических подходах образовывались отдельные интегративные концепции, соединяющие в себе два или более направлений. В качестве примера можно привести подход Д. Долларда и Н. Миллера (Dollard & Miller, 1950), совмещающий в себе теорию научения и психоанализ, интегративную теорию циклической психодинамики П.Л. Вахтеля (Wachtel, 1977, 1997), объединяющего психоанализ и поведенческую терапию, когнитивно-аналитическую терапию Э. Райла (Ryle, 2005), схему-терапию Дж. Янга (Young, 2003), включающую в себя когнитивно-бихевиоральную терапию, психоаналитическую теорию объектных отношений, теорию привязанности и гештальт-терапию.

Изначально называемый эклектичным (Norcross, 1986), интегративный подход совершает подъем в 1980-х годах, что связано с накопленным к тому времени обширным эмпирическим опытом. Результаты исследований к тому времени показали, что модальность терапии оказывает значительно меньшее влияние, чем многие другие «универсальные» показатели (например, качество эмоционального контакта между клиентом и терапевтом, личность терапевта, мотивация изменения у клиента и другие факторы, которые называют общими). В 1994 году K. Граве опубликовал результаты мета-анализа 897 публикаций с приемлемым научным уровнем, посвященных эффективности различных направлений психотерапии. На их основании он сделал вывод, что все методы психотерапии реализуют одни и те же принципы действенности и соответвенно вывел факторы эффективности психотерапии, о которых шла речь выше.

Психотерапевтические исследования в рамках интегрального подхода описываются в периодических изданиях, появляются журналы по интегративной психотерапии, среди них: Журнал Интегративной и Эклектической психотерапия (International Journal of Eclectic Psychotherapy) и Журнал Психотерапевтической интеграции (Journal of Psychotherapy Integration). В 1983 году создается профессиональное международное общество психотерапевтической интеграции (Society for the Exploration of Psychotherapy Integration, www.sepiweb.org), на первом собрании которого в Аннаполисе (штат Мэриленд) была впервые представлена Общая модель психотерапии (Orlinsky & Howard, 1984; Orlinsky, 2009).

По мнению Орлински (2009), использование общей модели в качестве средства для интеграции теорий психотерапевтической практики фактически является второстепенным по отношению к ее первоначальной цели, которая заключалась в том, чтобы подготовить целостный отчет о результатах многочисленных исследований о связи разных аспектов терапевтического процесса и результатов терапии (Orlinsky & Howard, 1986). Такая первоначальная цель привела к формированию общей теории терапии, базирующейся на эмпирических исследованиях.

Причины интеграции

Можно выделить теоретические, практические и научные причины интеграции психотерапии. Однако прежде, чем их рассмотреть, важно обратиться к структурному анализу любой психотерапевтической школы, поскольку интеграция происходит на нескольких уровнях. В самом общем виде можно выделить три уровня психотерапевтического направления: концептуальный (концептуальный аппарат, которым оперирует психотерапевтическая школа), методологический (методологические парадигмы помощи) и операционный (совокупность психотехнических средств, методических приемов определенного психотерапевтического направления) (Воробьева, 2005). Теоретические причины интеграции в первую очередь связаны с ограничениями, которые существуют в рамках одного концептуального видения, невозможности с помощью него описать все аспекты понимания личностного здоровья и возникновение расстройств. Однако именно на концептуальном уровне возникают наиболее существенные трудности интеграции, так как многие взгляды на природу нарушений и задачи, стоящие перед терапевтами, оказываются противоречивыми и выглядят несовместимыми (Воробьева, 2005; Колпакова, 2005). Вместе с тем, на примере вышеупомянутых интегративных теоретических концепции (Dollard & Miller, 1950; Ryle, 2005; Wachtel, 1977, 1997; Young, 2003 и др.) мы видим, что это возможно.

Кроме того, как показывают исследования (Garfield, 1980, Grawe, 1997, Orlinsky, 2009) концептуальные идеи, которых придерживается психотерапевт, проявляющиеся в его интерпретациях, обоснованиях или объяснениях, оказывают незначительное влияние на результаты психотерапии. Кроме того, здесь вслед за А. А. Александровым (2009) можно заметить, что даже психотерапевты одного направления в отдельных случаях могут предлагать ряд различных интерпретаций или гипотез. Отсюда напрашивается вывод о том, что не столь важно, «какое именно объяснение или интерпретацию предлагает психотерапевт. Важно другое: имеют ли предлагаемое объяснение или интерпретация смысл для данного клиента и принимаются ли они им. Фактически не существует единственного правильного объяснения. Знание имеет, вероятно, для пациента определенное значение. Оно образует базис для понимания и принятия с его стороны. Если объяснение или интерпретация представляются пациенту осмысленными, то имеют для него объяснительную ценность, поскольку уменьшают неопределенность и подкрепляют ожидания улучшения и надежду» (Александров, 2009: с. 12). Таким образом можно говорить о том, что внешне непреодолимый разрыв между психотерапевтическими концепциями часто связан с теоретическим догматизмом, с одной стороны, и конкуренцией отдельных профессиональных сообществ, с другой, где защита определенной области обусловлена маркетинговыми, а не научными причинами (Paris, 2015).

В свою очередь практические причины связаны необходимостью расширения методов работы, особенно в случаях терапии сложных пациентов, трудно поддающихся лечению с помощью стандартных процедур одной модальности, но требующих комплексного подхода в лечении (Norcross, 2005; Fernández-Álvarez, Consoli, Gómez, 2016). Здесь мы можем говорить об интеграции психотерапии на методологическом и операционном уровнях, где данный процесс намного более развит и слажен. Ученые-практики стремятся к реализации психотерапии, поддерживаемой эмпирическими результатами об эффективности и механизмах помощи, и здесь мы переходим к научным причинам интеграции. Понимание важности реализации той формы психотерапии, чьи закономерности и эффективность выявлена эмпирически, активно поддерживается профессиональным научным сообществом. В частности на основе обширного доклада президентской целевой группы АПА по доказательной практике (the APA Presidential Task Force, 2006), психотерапевтам предлагалось объединить результаты значимых исследований с их собственным клиническим опытом и знаниями о том, как именно личностные и социальные особенности клиентов/пациентов влияют на психотерапевтический процесс. Фактически каждому клиенту/пациенту необходима его собственная уникальная терапия, а для этого нам необходимо быть готовыми проявлять гибкость, использовать все те знания, которые сегодня предлагает накопленный эмпирический и практический опыт.

Линии развития интеграции в психотерапии

Существует несколько попыток систематизировать и классифицировать интеграционное движение в психотерапии. Д. Орлински (Orlinsky, 2009) описывает две модели теоретической интеграции (рис. 1). Первая (вертикальная), собственно «Общая модель психотерапии», базируется на результатах исследования позволяющих видеть общее для каждого направления. Вторая (горизонтальная) фокусируется на возможностях совмещения различных модальностей.

Рис. 1. Две модели теоретической интеграции в психотерапии (Orlinsky, 2009)

Систематизацию интеграционных направлений также можно найти в статье Х. Фернандес-Альвареса с коллегами (2016). Авторы выделяют четыре линии развития. Первая сосредотачивается на общих факторах психотерапии, сюда можно отнести упоминаемые уже ранее работы С. Розенцвейга (1936), С. Гарфилда (1980), К. К. Граве (1994), Д. Орлинского (1984, 2009), Б. Дункана, С. Миллера, Б. Уэмполда и М. Хаббла (2010) и других исследователей, состредотачивающих внимание на процессе, факторах и результатах терапии, независимо от ее модальности.

Вторая линия интеграции представляет собой технический эклектизм и включает в себя подходы, подчеркивающиеся интенционально, эмпирически и клинически обоснованный выбор стратегий, вмешательств и методов, которые могут использоваться с конкретным пациентом вне теоретической ориентации терапевта. Двумя репрезентативными подходами этого направления являются мультимодальная терапия А. Лазаруса (Lazarus, 2005,) и систематический выбор лечения Л. Ботлера (Beutler, Consoli, Lenore, & Sheltzer, 2017).

Третья линия в интеграции известна как теоретическая интеграция и относится к тщательно сформулированным синтезам двух или более теоретических концепцией. В качестве примера можно привести уже упоминаемую когнитивно-аналитическую терапия Райла (Ryle, 2005), подход Долларда и Миллера (Dollard & Miller, 1950), совмещающий в себе теорию научения и психоанализа, интегративную теорию Вахтеля (Cyclical psychodynamics, Wachtel, 1977, 1997).

Четвертая линия известна как ассимиляционная интеграция (Goldfried, 1980, Messer, 2015) и охватывает психотерапевтические подходы, которые придерживаются определенной традиционной теоретической ориентации (так называемой «теории дома»), но в то же время используют выборочно техники из другой ориентации. То есть в процессе ассимиляционной интеграции практик/клиницист создает концептуализацию кейса на основе своей основной теоретической модели, но признавая сильные и слабые стороны, включает по необходимости идеи из других теорий (Aafjes-van Doorn, et al., 2018).

Между описанными четырьмя направлениями интеграции есть существенные совпадения и в совокупности они достаточно целостно описывают этот многоплановый процесс.

Современный интегративный подход

В данном случае речь пойдет о первой линии интеграции психотерапии, изучающей данную дисциплину целиком, объединяющей в себе обширный накопленный эмпирический материал и продолжающий изучение с акцентом не на модальность, а факторы психотерапии. Такой подход является наиболее целостным и позволяет включать в себя и другие интегративные линии психотерапевтического развития.

Общая модель психотерапии (Orlinsky, Howard, 1984; Orlinsky, 2009) является одним из наиболее проработанных и эмпирически обоснованных подходов, и как уже описывалось выше, фактически образовавшаяся благодаря накопленному эмпирическому материалу. Такая модель рассматривает психотерапию состемно, различия процесс терапии, включающий в себя все действия, события и переживания, которые происходят в психотерапии, а также индивидуальный и социальный контекст, в котором психотерапия осуществляется (Orlinsky, 2009). Процесс описывает то, что происходит во время сеансов терапии, с точки зрения опыта и восприятия участников, их поведенческих взаимодействий, а также включает в себя а) мысли, чувства, воспоминания и действия пациента, относящиеся к терапии и терапевту в промежутке между сеансами, а также б) мысли, чувства, воспоминания и действия терапевта в отношении пациента между сеансами. Сам процесс психотерапии  Орлински (Orlinsky, 1994; 2009) предлагает рассматривать с учетом шести аспектов:

•   формальный (терапевтический договор, контракт),

•   технический (терапевтические действия, инструментарий),

•   интерперсональный (терапевтические отношения),

• интраперсональный (внутренняя самоотнесенность, самоидентичность участников процесса),

•   результативный (непосредственные результаты действия терапии),

•   временной (временные паттерны и последовательно протекающий процесс).

Значительную работу в области современной психотерапевтической интеграции провел Хектор Фернандес-Альварес (Fernández-Álvarez, 2001, 2008, 2015, 2016). Первое изложение его психотерапевтического подхода было опубликовано в 1992 году, где базируясь на результатах исследований и клинических заключениях, автор ставил целью являлось сформулировать биопсихосоциальные  уровни человеческой организации в связи с функциональными и дисфункциональными психическими измерениями и соответствующими терапевтическими вмешательствами.  Интегративный (или интегральный) подход Фернандес-Альвареса (Fernández-Álvarez, 2001, 2008, 2015, 2016) стремится объединить концептуальный вклад традиционных моделей психотерапии: психоанализа, гуманистической психотерапии, когнитивно-бихевиорального и системно-семейного подхода, и представляет собой синтез, описывающий интегративное понимание психотерапии на трех уровнях: 1) общие факторы психотерапии, 2) теоретическая интеграция и 3) технический эклектизм (возможности комбинирования различных методик). Такой подход основан на трех взаимосвязанных идеях, которые, по мнению Фернандес-Альвареса,  необходимо развивать (Fernández-Álvarez, Consoli, Gómez, 2001, 2016):

(а) биопсихосоциальное определение клинического подхода обеспечивающего комплексное понимание причин возникновения личностных дисфункций, а также ресурсов для их преодоления, включающих в себя знания о возможности совмещения разных способов помощи;

(б) осознанный выбор из всех доступных стратегий, интервенций и методов, наиболее эффективных в конкретном случае;

(c) формирование у психотерапевтов гибкого, но ответственного отношения к работе при разработке схемы лечения и реализации соответствующих процедур, учитывая широту и адаптируемость существуемых методов и критериев оценки.

Клиническая практика в рамках интегративного подхода предполагает многомерную оценку состояния пациента/клиента, которую рекомендуется проводить на нескольких уровнях (Fernández-Álvarez, Consoli, Gómez, 2016). Первый уровень включает в себя диагностику операционных функций, таких как внимание, память, мышление и эмоциональное регулирование, которые могут влиять на трудности в восприятии и обработке информации, органичивать возможные формы психотерапевтической работы. На втором уровне необходимо определить особенности личностных нарушений, их глубину и то, насколько таковы «вписаны» в конструкцию личности. Например, если дисфункциональность или нарушения связаны с ранней стадией развития и глубинными личными слоями, то это требует более длительной терапии, чем в случае нарушений, связанных с более поздними стадиями развития. Кроме того, интегративный подход включает в себя оценку других аспектов, таких как уровень дистресса,  характер расстройства с точки зрения хроничности и сложности, а также отношения клиентов/пациентов к проблеме: мотивация к изменениям, ожидания, уровень реактивности и доступные ресурсы, включая социальную поддержку. Результаты такой комплексной оценки определяют стратегию психотерапевтической работы: ее форму (индивидуальная, парная, семейная или групповая терапия), частоту и продолжительность сеансов, общую продолжительность, необходимость комбинированного лечения, которое включает другие вмешательства, например, медикаментозную терапию, сопровождение психиатра или других специалистов (Fernández-Álvarez, Consoli, Gómez, 2016). Методы лечения, использующие интегративный подход, могут варьироваться от минимальных вмешательств до долгосрочного лечения, от простых процедур и ограниченного привлечения ресурсов до очень сложных, включая использование междисциплинарной команды.

В отличие от ожидаемых прорывов, связанных с осознанием важности интеграции и созданием программ обучения по интегральной психотерапии, до сих пор их развитию уделяется относительно мало внимания. Тем неменее такие программы существуют (Norcross & Beutler, 2000; Fernández-Álvarez, Consoli, Gómez, 2016; Aafjes-van, et al. , 2018), предлагая обучение специалистов, выстроенное в той же логике, что подготовка в рамках других модальностей (прохождение индивидуальной терапии, тренинг, супервизии и пр.), акценируя при этом возможность повышения эффективности и результативности психотерапевтов за счет расширения психотерапевтических методов, непрерывного процесса конвергенции и взаимодополняемости на концептуальном, клиническом и эмпирическом уровнях (Fernández-Álvarez, Consoli, Gómez, 2016; Aafjes-van, et al., 2018).

Integration in Psychotherapy: Lines of Developments, Causes and Opportunites

Annotation

The article describes the historical context, the causes of the emergence of various psychotherapeutic schools, the possibilities and limitations of the three levels of psychotherapy: conceptual, methodological and operational. Based on the literature review, the modern trends of development are described.

Keywords: psychotherapy, integrative psychotherapy, integrative approach, generic model of psychotherapy.

Процесс интеграции | Psychology Today

«Интеграция» — это слово, которое обычно определяют как «процесс или действие интеграции» или как «процесс объединения в целое, в единую единицу». Этимологически оно происходит от латинского слова «integer» или «integrare», что означает «сделанный целым». , суть его остается прежней — Интеграция, — Объединение. Сделано целым.

Как основанная на фактических данных практика, КПТ гораздо шире, чем многие практикующие врачи пришли к выводу, и существует ряд принципов, инструментов и концепций, которые, как было показано, имеют существенное значение, но остались недоступными, за исключением немного. Как мы часто говорим, это далеко не злонамеренно. Каждые 18 месяцев количество знаний в нашей области удваивается. Вот почему так важно овладеть применением совокупности знаний, которая ведет к трансформации в тот момент, когда она полностью понята.

Часть этой совокупности знаний можно резюмировать с помощью следующих пунктов:

  1. То, кем мы себя считаем, наши результаты в жизни и наши привычки зависят от типов убеждений, которых мы придерживаемся. В зависимости от того, откуда берутся наши убеждения, их можно разделить на следующие категории:
    • Нормальные (обычные) убеждения, основанные на чертежах, и
    • Естественные убеждения, основанные на чертежах
  2. Наши нормальные (обычные) убеждения, основанные на чертежах, исходят из триады нашей генетики, нашего опыта (окружающей среды) и процесса эпигенетики.
  3. С другой стороны, наши естественные убеждения, основанные на чертежах, происходят из триады Основ Разума; Основа мысли; и Основы Сознания
  4. Эти 3 Основы, которые составляют нашу Природную Планировку, стоят за нашей биологией и нашей психологией; и когда они работают как одно целое, они интегрируются, что ведет к благополучию и благополучию. Когда они не сливаются, они распадаются, что является механизмом, лежащим в основе всех состояний физического и психического здоровья.
  • Нормальные (обычные) убеждения, основанные на чертежах, и
  • Естественные убеждения, основанные на чертежах

Таким образом, обладая этой совокупностью знаний, нам имеет смысл изучить, полностью понять, интегрировать и узнать, как продвигать и правильно внедрять ее. Весь этот процесс известен как «Процесс интеграции ». В предыдущей статье, озаглавленной «Формула помощи в прекращении страданий», мы представили этот процесс, а теперь собираемся его расширить.

Во-первых, стоит повторить, что не существует единой формулы Процесса Интеграции , однако для практических целей мы собираемся ввести следующую, известную как:

Триада Интеграции:

Он состоит из 3 компонентов и также известен как Тройной R-процесс или Система управления мыслями . Но, прежде чем мы продолжим, давайте сделаем шаг назад и обратимся к трем основным принципам, чтобы представить все это в полном контексте:

Как мы уже говорили выше и в предыдущих статьях этой серии, под интеграцией мы подразумеваем смешение Основ. Это означает, что 3 Основы работают как единое целое. Теперь мы знаем, что на практике они на самом деле редко действуют на большинство людей, и вот часть объяснения того, почему:

Основа Разума , то есть Интеллектуальный Центр, Координатор или Enabler, работает как компьютер. Мусор на входе, мусор на выходе. Он не различает. Это беспристрастно. Он лишен предубеждений, не предполагает и не притворяется. Он не сомневается и не оправдывает сомнения. Он просто отвечает на основе ввода, который он получает без сбоев. Это, как вы можете подозревать, может быть хорошим или нет, в зависимости от двух других Основ. Объясню:

Основа Сознания Решающий Фактор. Чем больше я осознаю или знаю, как наилучшим образом использовать и получать максимальную отдачу от моего компьютера, тем больше я получаю от него. Это означает, что я начинаю управлять им по-другому. Вы помните тот день, когда вы открыли для себя все эти замечательные трюки, которые можно проделывать с вашим новым электронным устройством? Да, это означало, что ваш уровень сознания по отношению к этому вашему электронному устройству повысился, и с тех пор вы больше никогда не возвращались к его использованию, как раньше. Как ты мог? Если бы вы не забыли, как им управлять, и даже тогда, вы бы каким-то образом остались с осознанием, с сознанием, что с ним можно сделать больше, и вы найдете кого-то, кто поможет вам вспомнить, или вы погуглите, или поищите на ютубе. В любом случае вы будете что-то делать, стремясь к интеграции, максимизируя то, как вы работаете со своим устройством, какой тип ввода ему нужен, зная, что вы можете ожидать пропорционального результата.

Основа Мышления — Оперативный Фактор, вход, который является драйвером, катализатором, но, как видите, он далек от Решающего Фактора.

Что все это значит? Это означает следующее:

Основа Разума Нейтральна в процессе, в том смысле, что он использует все, что получает в качестве входных данных. Основа Мысли не более чем оппортунист. Он там, воспользовавшись обстоятельствами, если это разрешено. Если это не разрешено, то оно просто продолжает делать то, что делает всегда; приходят и уходят, без какого-либо эффекта. Иными словами, чтобы мысль действительно была катализатором, Оперативным Фактором, движущей силой или входом, она должна быть сфокусирована определенным образом. И этот фокус или его уровень определяется уровнем сознания — Основой Сознания.

Если бы мы резюмировали это самым кратким образом, мы могли бы с уверенностью сказать следующее: конечный процесс Интеграции зависит от Основы Сознания. Это было бы и верным, и точным утверждением, ибо Основа Сознания — это Решающий Фактор. Более того, существует процесс повышения сознания. И хотя процесс Интеграции включает это, он не начинается и не может начаться с этого. Вот почему этот практический процесс интеграции, который мы в настоящее время расширяем, также известен как Иерархия управления мыслями .

Иерархия управления мыслями позволяет клиницистам встречаться с пациентами и клиентами там, где они есть, мягко работая с ними, не заставляя их идти глубже, чем они, возможно, готовы. В том же духе этот процесс интеграции также известен как «Иерархия », потому что, как и в случае с Иерархией потребностей Маслоу[2], становится легче применять второй компонент триады, если полностью освоить первый. . Давайте теперь посмотрим, как выглядит эта триада в Процессе Интеграции:

  1. Переориентация : Вы помогаете своим клиентам работать без мыслей, то есть не сосредотачиваясь на них, не думая о них, не борясь с ними, не бросая им вызов и не презирая их. Вы помогаете своим пациентам переориентировать их мышление на что-то совершенно другое, предоставляя им какой-то несвязанный вклад в их разум, в то время как бесполезная мысль может все еще быть на заднем плане, на ней не фокусируется, поэтому она не служит входом для Основы Разум. Существует большое количество вмешательств, которые пациенты могут использовать для освоения этого шага перефокусировки, и их можно сгруппировать под следующими двумя лозунгами: A. Когнитивно-поведенческие техники; и B. Когнитивно-поведенческие упражнения.[3,4]
  2. Реструктуризация : второй компонент в триаде процесса интеграции. И он очень хорошо следует Иерархии. Когда вы помогаете своим пациентам пройти этап Реструктуризации как часть Процесса Интеграции, вы практически помогаете им научиться работать со своими непрекращающимися мыслями. Другими словами, они больше не игнорируют мысли, как это было на этапе Перефокусировки, они не собираются давать своему уму что-то еще, на чем нужно сосредоточиться или обязательно подумать. Скорее, они будут работать с мыслью, как будто теперь они меньше боятся и более полны сил. Им больше не нужно будет закрывать глаза, когда темно, потому что они будут знать, что темнота просто означает отсутствие света, а темнота будет оставаться только до тех пор, пока они не захотят включить свет. Это именно то, что мы помогаем делать нашим пациентам, когда они проходят этап Реструктуризации. Этот шаг состоит из двух частей: A. Когнитивная реструктуризация; и Б. Замена. И, как и большинство шагов, их следует предпринимать не одновременно, а по очереди.

    Один из вопросов, который часто возникает, заключается в том, бросает ли когнитивная реструктуризация вызов (в негативном контексте) бесполезным непрекращающимся мыслям или они могут быть вредными для внедрения. На это мы отвечаем звучным «Нет» и добавляем, что это отличный вопрос. Выполняя когнитивную реструктуризацию, мы не атакуем, не бросаем вызов, не противостоим и не переформулируем саму мысль. Скорее мы работаем с Когнитивной Ошибкой или Искажением[5], которое содержится в автоматических, непрекращающихся мыслях. Точно так же во время Замещения единственный раз, когда мы когда-либо признаем мысль, это когда мы устанавливаем базовый уровень или ситуацию под рукой. Другими словами, когда мы делаем журнал мыслей. Когда у нас есть инвентарь и мы начинаем практиковать, бесполезные мысли больше не обращают внимания. В замещении мы просто прорабатываем мысль, обходя ее и работая с ее заменой.

    Наконец, работа без мысли или через нее далека от формы отрицания, потому что мысль вообще есть только мысль, и она нейтральна и не становится активной, пока на нее так или иначе не сфокусируют внимание.

  3. Перенаправление : Третий и последний шаг в процессе интеграции — перенаправление [6]. Когда мы перефокусируемся, мы работаем без бесконечных мыслей. Когда мы реструктурируем, мы работаем с нашими непрекращающимися мыслями, а когда мы перенаправляем, мы работаем с нашими непрекращающимися мыслями. «Какая?» это обычная реакция на это. Это уровень зрелости, ответственности и расширения возможностей, которого вы действительно хотите, чтобы достигли ваши пациенты и клиенты. На этом этапе ваши пациенты больше не боятся собственных мыслей. Они больше не считают собственные мысли своим врагом, и они больше не относятся к своим непрекращающимся мыслям как к «плохим». Скорее они используют свои непрекращающиеся мысли, чтобы прийти к проницательному мышлению о себе, о других, о своем прошлом, о своем будущем и о мире. Другими словами, системы убеждений наших пациентов меняются, потому что их сознание или уровень их осведомленности повысились. Две части этого последнего шага реструктуризации в процессе интеграции: А. Основанная на проницательном мышлении; и B. Основанный на уровне сознания. Чем выше уровень сознания, тем эффективнее наши пациенты будут работать со своими непрекращающимися мыслями. Это, в свою очередь, приведет к большей свободе, меньшему страданию, большему творчеству и приведет к новому способу навигации по миру.

Примечание: иногда понятие «перенаправление» можно спутать с «переориентацией». Когда это происходит, думайте о термине «Перепрофилирование» каждый раз, когда слышите «Перенаправление».

Есть ли что-то еще в процессе интеграции? Ну, мы только касаемся поверхности. Тем не менее, достаточно ли вышеизложенного понимания, чтобы помочь вам уменьшить боль и страдания ваших пациентов и клиентов? С 200% гарантией «да». Предпосылка когнитивно-поведенческой терапии проста и основана на том, что мы всегда знали: наша интерпретация ситуации, а не сама ситуация, определяет последующие чувства и поведение. Наша интерпретация зависит от нашего уровня сознания. Многие могут тратить много времени, пытаясь помочь своим пациентам контролировать свои мысли. Только небольшое количество этих пациентов будут успешными в долгосрочной перспективе. Большинство из них будут успешными только в течение ограниченного периода времени. Мысли не поддаются контролю и никогда не будут контролироваться. Скорее, наш Решающий Фактор — наше осознание, наш уровень сознания — должен быть повышен, что затем без усилий направит наши мысли. Мы можем помочь нашим пациентам позволить их осознанию делать работу за них, в то время как они, вместо этого, сосредотачиваются на том, чтобы жить так, как они всегда хотели, с подлинным счастьем, подлинным успехом, душевным спокойствием и удовлетворением, все время создавая классные вещи и вклад в мир. Чтобы это произошло, они должны знать, как расчистить место в своем шумном уме. И вы можете помочь им добиться этого наиболее эффективным и действенным способом с помощью Процесса интеграции.

Разве эта идея не стоит распространения?

Введение в психотерапевтическую интеграцию

Джордж Стрикер, PhD

Психиатрическая времена , психиатрические времена. Том 18, Том 18, Выпуск 7

. Есть три типа. психотерапевтами: общие факторы, ассимиляционная интеграция и теоретическая интеграция. Чем они отличаются друг от друга, и чем интеграция психотерапии отличается от эклектичного подхода к терапии?

Интеграцию психотерапии можно определить как попытку выйти за пределы подходов одной школы, чтобы увидеть, чему можно научиться с других точек зрения (Stricker, 1994). Он характеризуется открытостью к различным способам интеграции различных теорий и методов. Часто возникает вопрос, не является ли психотерапевтическая интеграция просто другим названием популярного эклектического подхода. Эклектический подход — это подход, при котором терапевт выбирает вмешательства, потому что они работают. Терапевту не нужна теоретическая основа, понимание или ненужное беспокойство по поводу причины использования техники, кроме ее эффективности. Обоснование эффективности разумно, но оно часто основано на неточных воспоминаниях о прошлом опыте без какой-либо ссылки на теорию или данные исследований. Напротив, психотерапевтическая интеграция направлена ​​на отношения между теорией и техникой.

Интеграция в психотерапию использовалась несколькими способами. Этот термин применялся к подходу общих факторов к пониманию психотерапии, к ассимилятивной интеграции и к теоретической интеграции. Я попытаюсь более полно развить каждый из этих трех подходов к психотерапевтической интеграции.

Общие факторы

Общие факторы относятся к аспектам психотерапии, которые присутствуют в большинстве, если не во всех, подходах к терапии (Weinberger, 1995). Этот набор общих и эффективных техник пересекает все теоретические направления и присутствует во всех психотерапевтических усилиях. Хотя не существует фиксированного установленного списка общих факторов, консенсус предполагает, что такой список будет включать: терапевтический альянс; воздействие на пациента предшествующих трудностей с последующим новым корректирующим эмоциональным опытом; ожидания терапевтом и пациентом положительных изменений; полезные качества терапевта, такие как внимание, сочувствие и позитивное отношение; и предоставление пациенту обоснования проблем.

Независимо от того, какой вид терапии практикуется, каждый из этих элементов присутствует. Трудно представить себе лечение, которое не начинается с установления терапевтического альянса. Терапевт и пациент соглашаются работать вместе, и они чувствуют совместную приверженность процессу изменений, происходящих в пациенте. При каждом подходе к лечению присутствует второй из общих факторов — подверженность пациента предшествующим трудностям. В некоторых случаях воздействие происходит in vivo, так как пациента могут попросить непосредственно противостоять источнику трудностей. Во многих случаях воздействие происходит словесно и в воображении. Однако в любом случае больной должен говорить об этих трудностях или выражать их в той или иной форме и тем самым вновь переживать эти трудности. Чтобы лечение было успешным, за воздействием часто следует новый корректирующий эмоциональный опыт. Корректирующее эмоциональное переживание относится к ситуации, в которой старая трудность заново переживается новым и более благоприятным образом. По мере того, как пациент учится заново переживать проблему по-новому, он обнаруживает, что можно справиться с этой проблемой и перейти на более высокий уровень приспособления.

Когда воздействие происходит в рамках терапевтического альянса, и терапевт, и пациент ожидают положительных изменений. Эта вера и надежда являются общим фактором, который является неотъемлемой частью процесса изменения, происходящего в успешной терапии. Без этой надежды и ожидания изменений со стороны терапевта маловероятно, что он сможет провести вмешательство таким образом, чтобы оно было полезным. Если у пациента нет ожиданий каких-либо изменений, маловероятно, что они будут особенно восприимчивы к этому вмешательству. Переходя к другому общему фактору, терапевт должен обладать полезными качествами, такими как внимание к пациенту, эмпатия к обстоятельствам и затруднениям пациента и демонстрация положительного отношения к пациенту.

Наконец, среди общих факторов пациенту предоставляется обоснование проблем, с которыми он сталкивается. Обоснование исходит непосредственно из теории терапевта. Один и тот же пациент, обращающийся к нескольким терапевтам, может получить ряд обоснований одной и той же проблемы. Это приводит к очень интересному вопросу о том, должно ли логическое обоснование быть точным или достаточно, чтобы логическое обоснование вызывало доверие у пациента. До тех пор, пока достоверность достаточна и у пациента теперь есть способ понять то, что раньше было непостижимо, этого может быть достаточно, и нам не нужно вдаваться в очень сложный вопрос об окончательной истине.

Ассимиляционная интеграция

Второй основной подход к психотерапевтической интеграции — это ассимиляционная интеграция (Messer, 1992). Вариант этого подхода, технический эклектизм, наиболее распространен среди многих практиков, называющих себя эклектиками. Ассимиляционная интеграция — это подход, при котором прочная основа в одном теоретическом подходе сопровождается готовностью использовать техники из других терапевтических подходов. В технической эклектике отображается то же разнообразие приемов, но без обязательного теоретического осмысления.

Теоретическая позиция, с которой я чувствую себя наиболее комфортно, — это психодинамическая позиция (Stricker and Gold, 1996). Я пытаюсь понять своих пациентов с точки зрения психодинамической теории и нахожу это очень полезным для понимания того, что происходит в ходе лечения. Тем не менее, я также считаю, что есть много техник, не созданных психодинамической теорией, например, задание пациенту домашнего задания, которые работают очень хорошо, и я без колебаний воспользуюсь ими. Используя случайные когнитивно-поведенческие вмешательства, такие как домашние задания, и иногда гуманистические подходы, такие как метод двух стульев, но сохраняя постоянство психодинамического понимания, лечение может проходить относительно гладко.

Важно, чтобы это бесшовное качество присутствовало, чтобы у пациента был легкий поток последовательного лечения. При бесшовном подходе пациент не осознает, что происходит интеграция, а скорее чувствует, что поддерживается последовательный подход. Ведь большинство пациентов не знакомы с теорией и не осознают, что разные методики порождаются разным теоретическим пониманием. Однако это делает терапевт, и для теории остается очень важной задачей попытаться понять, почему любая отдельная теория ограничена, предполагая, что использование другой техники может оказаться очень полезным.

В основе этого лежит идея о том, что универсальной терапии не существует. Как в подходах с одной школой, так и в психотерапевтической интеграции терапия должна быть адаптирована к индивидуальному пациенту, что требует понимания пациента, и в этом состоит роль теории. Ассимиляционная интеграция особенно полезна, поскольку теория может помочь в понимании потребностей пациента, а затем несколько различных подходов к технике могут помочь адаптировать лечение, соответствующее этому конкретному пониманию. Конечно, план лечения должен постоянно пересматриваться по мере того, как в ходе лечения понимание пациента становится все полнее и глубже.

Теоретическая интеграция

Наконец, теоретическая интеграция. Это наиболее сложный уровень для достижения интеграции, поскольку он требует объединения теоретических концепций из разрозненных подходов, некоторые из которых могут отличаться по своему фундаментальному мировоззрению. В то время как ассимиляционная интеграция начинается с единой теории и объединяет методы различных подходов, теоретическая интеграция пытается объединить сами эти подходы и развить то, что в физике называется «Великой объединенной теорией». Физикам не удалось разработать Теорию Великого Объединения, и, насколько мне известно, на сегодняшний день этого не удалось сделать и психотерапевтам. Трудно представить теорию, действительно способную объединить два подхода, имеющих разное мировоззрение.

Мессер и Винокур (1984) очень хорошо написали об этой проблеме и охарактеризовали психодинамический подход как трагический, а поведенческий подход как комический. Они видели в этих различиях фундаментальную несовместимость на уровне теории. Они использовали слова трагический и комический в очень специфической манере, восходящей к литературной критике. Они считали психодинамические подходы трагическими, потому что такие подходы сосредоточены на ранних трудностях, ведущих к модели поведения, которая является повторяющейся, деструктивной и неразрешимой. С другой стороны, поведенческая терапия рассматривает проблемы как гораздо более поддающиеся изменению, и счастливый конец поведенческой терапии сродни комическому подходу к теории литературы.

Важным моментом здесь является то, что теоретическая интеграция каким-то образом должна примирить теорию о стабильности поведения с теорией о быстрой изменчивости поведения. Если это препятствие не будет преодолено, теоретическая интеграция не будет достигнута. Это остается неуловимым Святым Граалем, который, вероятно, принесет огромную пользу, если будет найден, но не тот уровень, на котором большинство практикующих могут функционировать в настоящее время.

Во всех этих подходах роль теории в психотерапевтической интеграции очевидна. Это остается верным независимо от того, является ли теория уровнем, на котором работает интеграция (теоретическая интеграция), структурой, управляющей выбором широты технических вмешательств (ассимиляционная интеграция), или организующим принципом для понимания общих факторов, присутствующих во всей психотерапии.

Заключение

Те, кто хочет узнать больше об интеграции психотерапии, могут обратиться к двум основным текстам (Norcross and Goldfried, 1992; Stricker and Gold, 1993). Кроме того, Journal of Psychotherapy Integration регулярно публикует соответствующие статьи. Он доступен в качестве преимущества членства в Обществе изучения интеграции психотерапии (SEPI).

Каталожные номера:

Каталожные номера

1.

Мессер С.Б. (1992), Критическое исследование структур убеждений в интерпретативной и эклектической психотерапии. В: Справочник по интеграции психотерапии, Norcross JC, Goldfried MR, eds. Нью-Йорк: Основные книги, стр. 130–168.

2.

Мессер С.Б., Винокур М. (1984), Способы познания и видения реальности в психоаналитической терапии и поведенческой терапии. В: Психоаналитическая терапия и поведенческая терапия: возможна ли интеграция? Арковиц Х. , Мессер С.Б., ред. Нью-Йорк: Пленум Пресс, стр. 63-100.

3.

Norcross JC, Goldfried MR, ред. (1992), Справочник по интеграции психотерапии. Нью-Йорк: Основные книги.

4.

Stricker G (1994), Размышления об интеграции психотерапии. Клиническая психология: наука и практика 1:3-12.

5.

Stricker G, Gold JR, ред. (1993), Всеобъемлющее руководство по интеграции психотерапии. Нью-Йорк: Пленум Пресс.

6.

Стрикер Г., Голд Дж. (1996), Психотерапевтическая интеграция: ассимиляционный, психодинамический подход. Клиническая психология: наука и практика 3(1):47-58.

7.

Weinberger J (1995), Общие факторы встречаются не так часто: дилемма общих факторов. Клиническая психология: наука и практика 2:45-69.

Статья по теме >>>


Интеграция психологии и теологии

ПУБЛИКАЦИИ

Преподаватели и студенты Школы психологии участвуют в текущих исследованиях и написании проектов, связанных с интеграцией психологии и теологии. Для ознакомления с тонкостями нашего исследования см. список интеграционных публикаций преподавателей ниже или щелкните вкладку Sorenson and Travis Award (выше), чтобы ознакомиться с отмеченными наградами интегративными работами наших студентов.

Последние интегративные публикации факультета Фуллера

Алексис Д. Абернети

«Внутренняя религиозность как посредник между фатализмом и страхом, связанным с раком: разъяснение роли страха в скрининге рака простаты», в Journal of Religion and Health (соавтор, 2014 г.).

«Духовно-информированный подход к групповой психотерапии», глава в «Справочнике групповой психотерапии Уайли-Блэквелла» (2012).

Поклонение, которое меняет жизнь: междисциплинарный и общинный взгляды на духовную трансформацию  (редактор, 2008 г.).

Джек О. Болсвик (на пенсии)

Семья: христианский взгляд на современный дом,  4 th  ed. (соавтор, 2014).

Возвратное Я: развитие человека в теологической перспективе  (соавтор, 2005 г.).

Мужчины на распутье: помимо традиционных ролей и современных возможностей  (1992).

Джудит К. Балсвик  (на пенсии)

Подлинная сексуальность: интегрированный христианский подход (соавтор, 2008 г.)

Модель брака: завет, благодать, наделение полномочиями и близость (2006 г.).

Расширение прав и возможностей в отношениях Воспитание: создание формирующих и полноценных отношений с детьми (соавтор, 2003 г.).

Джастин Л. Барретт

«Побочные продукты эволюции и Imago Dei », глава в Возникновение личности: квантовый скачок?  (соавтор, в печати).

«Должна ли CSR давать гарантии атеистам? О пивных очках, лучших друзьях и скептицизме в отношении религиозных верований», в  Монист (соавтор, 2013 г.).

«Лонгитюдное исследование религиозной и духовной трансформации подростков, посещающих летний лагерь «Молодая жизнь»: оценка эпистемических, интрапсихических и моральных социальных функций конверсии», в «Психология религии и духовности» (соавтор, 2014 г. ).

Джеффри П. Бьорк

«Религиозная поддержка и психологическое функционирование у корейско-американских христиан-протестантов», в  Психология религии и духовности  (соавтор, 2014 г.).

«Многоконфессиональная шкала религиозной поддержки: проверка на выборке женщин-мусульманок», в  Journal of Muslim Mental Health  (соавтор, 2011 г.).

«Шкала подросткового религиозного преодоления: развитие, проверка и перекрестная проверка», в  Journal of Child and Family Studies  (соавтор, 2010 г.).

Уоррен С. Браун

Физическая природа христианской жизни: неврология, психология и церковь . (соавтор, 2012).

«Жизнь с евангельскими парадоксами», в Religion, Brain, and Behavior (соавтор, 2013 г.).

«Воплощенное познание, формирование характера и добродетель», в Zygon (соавтор, 2013 г.).

Элвин Дуек

«Культура, язык и интеграция», в Journal of Psychology and Theology (2012).

«Община, духовные традиции и бедствия в китайском обществе», в Пастырская психология  (соавтор, 2012 г.).

«О психологизации другого: Платон, пробковые шлемы и патология», глава в «Психология и другое: диалог на перекрестке зарождающейся области» (в печати).

Ричард Л. Горсач (на пенсии)

«О пределах научного исследования: чудеса и ходатайственная молитва», глава в Чудеса: Бог, наука и психология в паранормальных явлениях (2008).

«Пирамиды естественных и гуманитарных наук», в Американские ученые-бихевиористы (2002 г.).

Интеграция психологии и духовности?  (2002 г.).

Памела Эбстин Кинг

«Профилактика и содействие благополучию детей и подростков», глава в «Христианство и психопатология развития: теория и применение для работы с молодежью» (соавтор, 2014 г.).

«Образцы духовности подростков: изучение духовности подростков среди разной молодежи», в Journal of Adolescent Research  (соавтор, 2014 г. ).

«Духовно-ориентированные вмешательства в контексте развития», глава в «Духовно-ориентированные вмешательства в детской и подростковой психотерапии» (соавтор, 2013 г.).

Кэмерон Ли

Зачем психологии нужна теология: перспектива радикальной реформации  (соредактор, 2005 г.).

Х. Ньютон Мэлони  (на пенсии)

На пути к христианской клинической психологии: вклад Х. Ньютона Мэлони , под редакцией Л. Хоффмана (2011).

Христианское консультирование: введение  (соавтор, 2007 г.).

Что случилось с душой? Научные и богословские портреты человеческой природы (соавтор, 1998 г.).

Сара А. Шниткер

«Продольное исследование религиозной и духовной трансформации подростков, посещающих летний лагерь «Молодая жизнь»: оценка эпистемических, интрапсихических и моральных социальных функций конверсии», в Психология религии и духовности (соавтор, 2014 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts