Какая из исследовательских задач является одной из основных в аксиологии: Философско-социологический факультет ПГНИУ — ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ И ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Информация для студентов 2021 года набора – Майнор «Философия» – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Максимальное количество студентов: 150

Ограничения по программе: Философия

Все занятия проходят онлайн

Дисциплины:

  • Логика и основы критического мышления;
  • Практическая философия: что и как определяет человеческие поступки?;
  • Революционные идеи: введение в политическую философию;
  • Русская мысль в поисках смысла жизни

Опишите дисциплины вашего майнора. Почему они важны для изучения?

Современная философия, претендующая на право рассуждать о фундаментальных мировоззренческих вопросах в широком диалоге с частными науками, предъявляет очень высокие требования к ясности, четкости и обоснованности своих понятийных и аргументативных конструкций. Поэтому курсы нашего майнора являются проблемноориентированными. На занятиях студенты знакомятся с различными подходами анализа проблем и философских текстов, учатся формулировать и защищать свою точку зрения.

 

Почему стоит пойти на ваш майнор?

Одной из главных задач изучения философии является выработка у слушателей рационального, проблемно-ориентированного, критического мышления. В рамках курса студентам предстоит развить навыки активного и целенаправленного анализа, оценки, сравнения и интерпретации информации, полученной из различных источников, а также ее применения в качестве ориентира для выработки убеждений и принятия решений. Прежде чем решить, «что» думать по тем или иным вопросам, они должны разобраться с тем, «как» вообще следует выстраивать свои мысли. Особое внимание в курсе уделяется выявлению и предотвращению логических ошибок, разоблачению софизмов и паралогизмов, поиску и «обезвреживанию» парадоксов.

 

Каким студентам подойдёт этот майнор?

Майнор подойдёт студентам, которые любят читать, анализировать и обсуждать тексты, понимать их, участвовать в деловых играх и дискуссиях, хотели бы научиться аргументировать, чтобы уметь отстаивать свою точку зрения, познакомиться с основными философскими проблемами, школами и направлениями.

 

 

Какие навыки приобретет студент в результате прохождения майнора?

Студенты смогут:

  • овладеть навыками критического мышления, чтобы свободно ориентироваться в информационных потоках
  • отличать информацию от дезинформации
  • отделять важное от неважного, а полезное от бесплодного
  • организовывать и систематизировать информацию
  • развить навыки критического чтения, устной и письменной речи, умение анализировать сложные тексты и правильно организовывать собственные
  • улучшить навыки публичных выступлений
  • распознавать когнитивные искажения и уметь избегать их.
  • обрести понимание предметного своеобразия этики, оснований для признания этического знания как требующего логического и ценностного обоснования, понимание места и роли этики в структуре философского знания и культуры в целом
  • познакомиться с базовыми текстами курса по литературе и философии, основными подходами и направлениями в истории русской философии, методиками диалогического прочтения исследуемых в курсе текстов, основами этики и аксиологии
  • развить навыки понимания и самостоятельной интерпретации сложных политико-философских текстов, а также способность дифференцировать политико-философские тексты от нефилософских (публицистических и др. ), определять уровень проблематизации текста
  • повысить эрудицию, умение разбираться в течениях и направлениях классической и современной политической философии, способность к исследовательской работе, умение использовать философские идеи для решения этических, практических и социальных проблем

 

С каким сложностями может столкнуться студент при обучении на майноре?

 

Вряд ли можно говорить о каких-то существенных сложностях. Обучение на майноре предполагает активную групповую работу в формате дебатов, деловых игр и обсуждения текстов. В связи с этим, студентам нужно быть готовыми к тому, что от них потребуется активное участие в таких формах работы.

 

Наш майнор включает в себя следующие курсы:

Логика и основы критического мышления. Курс направлен на развитие навыков активного и целенаправленного анализа, оценки, сравнения и интерпретации информации, полученной из различных источников, а также ее применения в качестве ориентира для выработки убеждений и принятия решений. Как нас обманывают наши восприятия? Всегда ли можно доверять собственной памяти? На основании чего мы на самом деле принимаем свои решения? Кто и как манипулирует динамикой наших убеждений? Разобраться в этих вопросах и выработать на их основе практические навыки ориентирования в мышлении – главная задача данного курса. Особое внимание в курсе уделяется выявлению и предотвращению логических ошибок, разоблачению софизмов и паралогизмов, поиску и «обезвреживанию» парадоксов.

Практическая философия: Что и как определяет человеческие поступки? Помимо истории этических учений, курс включает в себя разбор основных моральных дилемм, а также поиском ответов на вопросы, связанные с прояснением самих мыслительных операций, того, как работает человеческий мозг в момент принятия моральных решений, и того, что служит этическим ограничением развития современных исследований сознания и мозга человека.

Революционные идеи: введение в политическую философию. Политические институты современного мира изобретены философами. Демократия, республиканское правление, равенство политических прав, разделение властей, гражданское общество, государство как монополия на легитимное физическое насилие, — все эти идеи возникли в философской традиции Запада, вызвав ожесточенные споры и став скандалом для своего времени. Сегодня философия продолжает создавать новые революционные идеи, выстраивающиеся в очередь на изменение мира. Среди них анархизм, феминизм, космополитизм или либертарианство. Курс приглашает студентов принять участие в большой европейской дискуссии о природе власти, государства и справедливости, опираясь на тексты актуальных политических теоретиков: Роберта Нозика, Марты Нюссбаум, Ноама Хомски, Кваме Аппиа, Джудит Батлер и других. Целью курса станет прояснение политических понятий, через которые мыслит себя человек, живущий и действующий в современном мире.

Русская мысль в поисках смысла жизни. Целью освоения данной дисциплины является ознакомление студентов, не обучающихся по философской специальности, со спецификой русской философии, неразрывно связанной с русской литературой в 19-нач.

20вв., в период становления ее уникального содержания, главным образом, смысложизненного и экзистенциального. В процессе освоения дисциплины студенты знакомятся с основными темами/проблемами, а также текстами русской философии и литературы, которые являются базовыми для понимания важнейших аксиологических, этических и мировоззренческих составляющих русской интеллектуальной мысли XIX- XX вв., и конкретно касаются вопросов, посвященных поискам ответа на вопрос о смысле жизни.

В БФУ открылась Высшая школа философии, истории и социальных наук

В Балтийском федеральном университете имени И. Канта начала работу новая академическая структура — Высшая школа философии, истории и социальных наук.

Высшая школа философии, истории и социальных наук открылась на базе Института гуманитарных наук. В приемную кампанию 2022 года здесь начнут набор студентов по четырем направлениям бакалавриата и пяти направлениям магистратуры. О миссии, целях и планах Школы РБК Калининград побеседовал с ее руководителем, профессором Романом Светловым.

— Роман Викторович, расскажите, почему возникла необходимость создания новой Школы?

— В университете формируется четыре научно-образовательных кластера, в каждом из которых есть целый ряд высших школ. Функционально задача кластера — обеспечить документационную работу и кадровую работу, а задача школ — организовать образовательную и научную деятельность. Наша Школа входит в кластер гуманитарных наук и образования. Одной из ее важнейших задач является укрепление связей между научным и образовательным секторами. На наш взгляд, совсем неправильно, когда ученый в научной лаборатории открывает что-то новое, в то время как педагог университета читает лекции «по старым лекалам». Научные новации и проекты могут и должны стать основанием для обновления учебных программ, открытия новых направлений магистратуры, аспирантуры.

Кроме того, одна из наших целей в том, чтобы площадка Высшей школы философии, истории и социальных наук не только стала интересной для ребят, обучающихся на основных ее профильных специальностях, но и привлекала своей внеурочной деятельностью студентов любых других направлений: программистов, математиков, педагогов, медиков. Иначе говоря, мы хотим создать в университете еще одну точку притяжения, точку сборки, которая позволит построить новые горизонтальные связи.

Наша Высшая школа находится на этапе становления. Сейчас формируется пул руководителей отдельных образовательных программ по политологии, истории, социологии и философии. Думаю, весной Школа заработает, как и запланировано руководством, со штатом преподавателей численностью до 50 человек без учета совместителей.

Предоставлено БФУ им. И.Канта.

— Приглашаете преподавателей из других городов?

 — Привлечение будет, но точечное. Могу сказать, что в БФУ, например, превосходная философская база. Впрочем, в университете имени Канта по-другому и не может быть. Сразу заметны два сильных направления: историко-философское и логики-теории аргументации. Последнее имеет прямое отношение к критическому мышлению, которое всем нам сегодня необходимо. В перспективе хотим открыть на этой базе научный центр по логике и теории аргументации, рассматриваем возможность создания магистерской специальности по критическому мышлению, логике и аргументации. Во всем, что касается экологии методологии научных исследований, такой предметный инструментарий сегодня просто необходим.

— Почему из всех гуманитарных наук объединили именно философию, историю и социальные науки?

— Эти науки связаны достаточно глубоко, их объединяет общая повестка, а философия может выполнять междисциплинарную роль. Тем более, учитывая ее особую роль здесь, на родине Иммануила Канта. Хороший современный философ — это универсал, который понимает проблемные поля современных наук и может обсуждать их, прогнозировать какие-то проблемы или состояния. Я всем привожу в пример французского философа Франсуа Лиотара (французский философ-постструктуралист и теоретик литературы. — Прим. РБК Калининград), который в конце 70-х годов, по сути, предсказал все то, что происходит сегодня в системе образования.

Еще один пример приведу, возвращаясь к теме междисциплинарного взаимодействия. Давайте возьмем проблему искусственного интеллекта. Ясно, что это — тема нейрофизиологов, социологов и психологов. Но это не мешает исследовать ее философам, они говорят и пишут о ней. Или вот, допустим, еще одна очень важная сегодня тема — биоэтика. Она объединяет в себе биологию, медицину, психологию и философию. А история играет фундаментальную роль — дает кейсы для анализа.

Очень многие современные дисциплины в свое время «отпочковались» от философии. Нейронаправление — самое передовое в философском, психологическом, биологическом знании и при этом имеет прямое отношение к социальным проблемам, потому что общество — это не отдельные разрозненные индивиды, а своего рода сеть, части которой постоянно взаимодействуют друг с другом. Здесь очень много актуальных тем для изучения.

Если говорить об истории, то у нас в магистратуре есть направление, которое связано с цифровым сохранением культурного наследия — это просто задача задач сейчас, особенно в Калининградской области, учитывая, что «рукописи горят», к сожалению, и здания разрушаются.  Думаю, что необходимо и такое классическое направление, как археология. Калининградская область — богатый объект для научных изысканий самых разных эпох, и в будущем такое магистерское направление тоже появится.

Руководитель Высшей школы Роман Светлов.

— Кстати, вы измеряете востребованность этих направлений у поступающих?

— Такие исследования проводит Министерство науки и высшего образования РФ. По их результатам, а также на основе показателей университета и запроса региона выставляются контрольные цифры приема абитуриентов. Нужно иметь в виду, что БФУ — это федеральный университет, который обеспечивает не только нужды Калининградской области или Северо-Западного округа. У нас учатся больше 40% приезжих из самых разных регионов страны. И здесь важен уровень именно магистерских программ. Целый ряд из них может быть ориентирован на обслуживание интересов региона — я уже говорил о цифровизации исторического наследия, об археологии, нейрофилософии. А есть еще социология, политология. Мы будем готовить таких специалистов.

— Как будет организована работа Высшей школы?

—В 2022 году начнем набор студентов в бакалавриат и магистратуру. Бакалавры будут учиться по четырем направлениям — это политология, философия, история и социология, суммарно около 148 бюджетных мест и около 60 платных. У магистров направления те же, а специализаций — пять: цифровая культура: инвентаризация исторического наследия, экспериментальная философия и нейронауки, государственная политика и управление, культурные индустрии и арт-менеджмент, поведение потребителя, культура и маркетинг. И полный перечень направлений, и количество мест можно найти на сайте университета. В 2023 году мы планируем открыть новые магистерские направления. На этот счет уже есть интересные идеи, тем более, что для магистратуры мы можем привлекать преподавателей не только из Калининграда, а из разных вузов нашей страны.

Для поступающих и родителей мы запланировали проведение дня открытых дверей онлайн и очные встречи. Запишем и выложим в интернет видеоролики, где преподаватели и студенты сами будут рассказывать о программах обучения.

Предоставлено БФУ им. И.Канта.

— Где и кем смогут работать выпускники Высшей школы?

— Если брать сферу преподавания, академических знаний, то это, конечно — преподаватели и научные сотрудники в областях истории, философии, социальных наук.

Что касается прикладной работы, то политологи, например — это будущие эксперты в сфере управления и регулирования политических процессов. В будущем такие специалисты будут нужны во всем мире.

Социологи могут работать в сфере социального управления и планирования. И потом, сейчас любая уважающая себя фирма имеет в штате работника, который умеет проводить элементарные социологические исследования.

Историки — это не только исследователи, но и педагоги, а ведь согласие в том, кто мы, откуда идем и какова цель нашей культурной общности, — важнейшее условие для стабильности российской цивилизации. Так что значение историков трудно переоценить.

Философы могут быть востребованы во вполне прикладных современных направлениях типа IT. Тот же Google имеет своего штатного философа. Плюс ко всему, толковые философы могут быть прекрасными переговорщиками, что тоже сегодня более чем актуально. Вообще, выпускники философских образовательных программ — универсальны, они где только ни работают — и в издательском деле, и в СМИ, и в библиотеках, и в академических институтах в образовании, и в бизнесе. Многие мои коллеги очень успешно организуют бизнес-процессы. Полученные «софт-скилы» очень хорошо помогают, я это вижу. Такие специалисты очень отличаются от обычных менеджеров. Если менеджменту можно научиться быстро, то оценивать, применять в разных ситуациях разные подходы могут далеко не все, а философия как раз этому учит.

Плюс в нашем университете предполагается реализовать проект индивидуального образовательного пути, в его рамках студентам для их развития будут предлагаться варианты дополнительных программ — например, социолог может получить дополнительное историческое образование. Сейчас общий тренд таков, что люди приходят в вуз не за знаниями, а за профессией. И это современная профессионализация в целом ряде областей настолько существенна, что в 25 лет пойти, выучиться и стать высшим математиком, наверное, уже невозможно, этим надо заниматься с 10 лет. Вместе с тем университет — это площадка, где аккумулируются и передаются не только профессиональные навыки, но и знания, без которых развитие человечества невозможно. Поэтому самое главное — это вовлеченность студентов в образовательный процесс, максимальная вовлеченность в обретение знаний. А это значит — максимально активная и эффективная работа на семинарских занятиях, коллоквиумах, в исследовательской деятельности.

У гуманитарных профессий риск устареть меньше, чем у технических: например, профессия чертежника практически канула в небытие, а профессии журналистов и писателей лишь слегка видоизменились и разветвились. Сегодня крупные компании прекрасно понимают, что для развития необходимо в штате иметь специалистов в области нейромаркетинга (для понимании поведения покупателей) или социальной психологии (для развития корпоративной культуры и созданиях правильной рабочей атмосферы).

Резюмируя, скажу, что на фундаментальной, классической дисциплинарной базе мы будем готовить специалистов, которые смогут понимать потребности общества и вместе с тем самостоятельно проектировать свою профессиональную деятельность.

Предоставлено БФУ им. И.Канта.

— Как сделать так, чтобы уменьшить существующий разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями выпускников вузов?

— Будем стараться максимально расширять базы для прохождения практики. Но здесь еще очень важно, чтобы и сама организация, которая принимает студентов на практику, делала это не для галочки. В конце концов, люди, приходящие на практику, — это фактически те же волонтеры, которые могут быть полезными компании, а заодно приобретут навыки и умения.

— Глава правительства России Михаил Мишустин во время визита в Калининград в том числе дал поручение провести на базе БФУ философскую олимпиаду. Когда она пройдет?

— Мы активно сотрудничаем с МГУ им. Ломоносова по этому вопросу. Готова документация — проект положения, регламент работы оргкомитета, жюри, тайм-план. Первый этап планируется онлайн в мае-июне 2022 года. В ноябре надеемся провести очный этап в Калининграде. Таких масштабных международных студенческих конференций по философии не было, раньше были только школьные. Они нужны не только для популяризации профессии, для продвижения философии, но и для выстраивания формальных и неформальных научных и образовательных связей. В том числе международных: несмотря ни на что, международное академическое и образовательное сотрудничество должно продолжаться. И эта конференция в любом случае будет международной. Лучшие студенты получат дипломы, ценные призы, а возможно, и преференции при поступлении в магистратуру. Сколько будет победителей, сейчас сказать сложно, потому что количество номинаций пока обсуждается.

— До 300-летия Канта осталось два года. Как идет подготовка?

— В любом случае юбилей будет праздноваться. Сейчас идет активная работа над публикацией новых переводов Канта, согласование деталей Кантовского конгресса с Институтом философии и Министерством науки и высшего образования России. Международное кантовское сообщество также обсуждает детали проведения Конгресса в 2024 году, так что — все движется!

Роман Светлов окончил философский факультет Ленинградского государственного университета. В 1989 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование концепции времени в древнегреческой философии», в 1996 году — докторскую диссертацию на тему «Античный неоплатонизм и Александрийская школа экзегетики», в 2000 году получил звание профессора.

С 2002 по 2018 год — профессор, декан факультета философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии. С 2010 года — профессор Санкт-Петербургской духовной академии.

В 2002–2008 годах возглавлял издательство Санкт-Петербургского государственного университета.

В 2018–2021 годах был директором Института философии человека Российского государственного педагогического университета им.  А. И. Герцена.

С 1993 года возглавляет Санкт-Петербургское Платоновское философское общество, с 2014 года — Межрегиональную общественную организацию «Платоновское философское общество».

Является членом редколлегий журналов «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом», «Платоновские исследования», «Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки», «Вестник РХГА», «Христианское чтение», член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии.

Что нужно знать педагогу: понимание четырех основных направлений философии

Распространяйте любовь

Кто-то может возразить, что философия является сущностью образования, и, не зная своей философии, как вы можете учиться, как вы можете учить, как ты можешь жить? В этой статье четыре основных направления философии будут обсуждаться в качестве обзора, чтобы помочь понять важность философии для учителя, воспитателя, родителя или ученика.

Слово философия происходит от двух греческих слов. Первое слово, фило, означает «любовь». Второй, sophy, означает «мудрость». Таким образом, буквально философия означает «любовь к мудрости». У каждого человека есть отношение к жизни, детям, политике, обучению и предыдущему личному опыту, которое информирует и формирует его набор убеждений. Хотя вы можете этого не осознавать, этот набор убеждений, или личная философия, влияет на то, как вы живете, работаете и взаимодействуете с другими. То, во что вы верите, напрямую отражается как на вашем обучении, так и на процессе обучения. В этой главе исследуются различные философские взгляды, влияющие на профессию учителя.

Хотя роль восточной философии в мировой истории и в образовании была значительной, в этой главе основное внимание уделяется роли западной философии в формировании образовательной философии, распространенной в Соединенных Штатах. Важно понимать, как взаимосвязаны философия и образование. Чтобы стать самым эффективным учителем, которым вы можете быть, вы должны понимать свои собственные убеждения и в то же время сопереживать другим. Разработка собственной образовательной философии является ключевой частью вашего пути к тому, чтобы стать учителем.

Чтобы понять основы философии образования, необходимо сначала изучить четыре основных направления философии. Понимание философии образования будет способствовать пониманию того, как эти основы привели к тому, что сегодня обычно практикуется и во что верят в классе. Четыре основных направления философии — это метафизика, эпистемология, аксиология и логика.

Метафизика

Метафизика — это раздел философии, который рассматривает физическую вселенную и природу высшей реальности. Он задает такие вопросы, как: что реально? Каково происхождение мира? Что находится за пределами звезд? Ваше рассмотрение реальности как внешнего творения или внутренней конструкции может повлиять на ваши метафизические убеждения и взгляды, а также на ваше учение. Независимо от вашего определения реальности, исследование и классификация физической вселенной составляют основу нескольких школьных предметов.

Эпистемология

Эпистемология — это раздел философии, изучающий, как люди узнают то, что они знают.
Произведенное от греческого слова episteme, означающего знание или понимание, эпистемология относится к природе и происхождению знания и истины. Эпистемология предполагает, что существует четыре основных основы знания: божественное откровение, опыт, логика и разум и интуиция. Они влияют на то, как преподавание, обучение и понимание происходят в классе.

Аксиология

Аксиология – это раздел философии, изучающий принципы и ценности. Эти ценности делятся на два основных вида: этические и эстетические. Этика – это вопрос о морали и личных ценностях. Эстетика — это исследование того, что красиво, приятно или со вкусом. В аксиологическом образовании речь идет не только о знаниях, но и о качестве жизни.

Логика

Логика — это раздел философии, занимающийся организацией рассуждений. Изучающие логику учатся структурно мыслить. Логика имеет два типа: дедуктивное и индуктивное рассуждение. Дедуктивное рассуждение включает в себя рассмотрение общего случая, вывод общего набора правил или принципов, а затем применение этих правил к конкретным случаям. Индуктивное рассуждение включает в себя взятие конкретных примеров и рассмотрение общих принципов, правил или случаев, которые их вызвали.

Какова ваша философия? Включены ли все четыре направления в ваши ценности в области образования?

Аксиология в исследованиях — 1205 слов

1205 слов5 страниц

Аксиология – это еще один аспект философии исследования, посвященный ценностям. Другими словами, это изучение этики, связанной с выбранным методом исследования. Несмотря на различную таксономию ряда авторов, аксиологические аспекты могли трансформироваться из абсолютно свободных от ценностей в отягощенные личностными предубеждениями. По сути, аксиологическая точка зрения адаптируется к одной из уже принятых онтологических и эпистемологических позиций. По словам Уилсона (2010, стр. 9-10), позитивистский подход носит более объективный характер и не склонен к личностным предубеждениям. Он также принимает объективизм как соответствующую онтологическую позицию, поскольку внешние реальности находятся вне контроля участвующих организаций. В сетке Баррелла это больше похоже на функционалистскую точку зрения. …показать больше содержания…
Например, проведение интервью с выборочным населением для понимания сути проблемной области помогает сформулировать правильные вопросники для сбора данных в более широком масштабе. В то время как первая часть иллюстрирует качественную настройку, вторая часть может иметь дело с количественными данными. Гессе-Бибер (2010, стр. 16), перечисляя преимущества исследования смешанных методов, указывает, как триангуляция методов объединяет оба метода для точного решения одной и той же проблемы. Фактически, добавление качественного измерения к проблеме исследования обеспечивает лучшее понимание основных вопросов и дополняет текущий или заранее задуманный количественный анализ. Дизайн исследования тесно связан с выбранной стратегией исследования, и некоторые авторы часто используют эти слова как синонимы. Зикмунд и др. al (2010, стр. 137-157) выделяют четыре основных направления качественных исследований, а именно феноменологию, этнографию, обоснованную теорию и тематические исследования. Феноменологическая ориентация поощряет личный разговор, и часто интервьюер задает косвенные вопросы и интерпретирует позже Zikmund, et. и др. (2010, стр. 137-157). Одним из преимуществ этого метода является то, что он позволяет избежать наводящих вопросов, которые в противном случае могут привести к личной предвзятости. Поскольку метод неструктурирован, он занимает много времени с каждым …показать больше содержания…
Наблюдение становится частью этнографии и в большинстве случаев происходит скрытно. Из-за своего скрытого характера этнография привлекает определенные этические проблемы и требует серьезного изучения (Iphofen, 2013). Этнография также может быть структурирована и систематизирована. Когда такое исследование применяется для отражения собственного опыта и размышлений, оно может привести к автоэтнографии (Трейси, 2013, стр.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts