Мажор минор в музыке: Лад в музыке: мажор и минор

Основы музыкальной теории. Лады и тональности

Разобрались с ладами. Их очень много (возможно, бесконечное количество). И если ухо не слышит где-то мажора или минора, либо мажор/минор «какой-то странный», тогда возможно, музыка принадлежит фольклорной традиции или была написана, например, в 15 веке в одном из ладов, плохо знакомых нашему слуху. А что тогда такое — тональность?

🥇 Мы говорили, что ладовая организация подразумевает субординацию. В любой иерархии есть кто-то главный. Почему, называя звуки всем известной гаммы — «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», мы начинаем именно с «до»? Потому что в этой структуре нота «до» — главная. Функции всех остальных звуков тут определяются относительно «до»; она — точка отсчета, начало начал.

🌀 Как только есть центр, появляется и периферия — включается целая система гравитационных связей между звуками. Неслучайно слово «тональность» происходит от τόνος — греч. «напряжение, натяжение». Главная, наиболее устойчиво звучащая нота называется тоникой. При наличии тоники наш слух моментально опознает звуки вокруг нее как умеренно устойчивые (этакие «замы» тоники) и совсем неустойчивые, которые в тонику обязаны перейти.

И лад, и тональность — это иерархически организованные звуковые структуры. В чем же разница? Действительно, это очень близкие понятия. Но понятие лада чуть шире: оно фокусируется на том, по каким правилам звуки объединяются вместе. Если у них одна система отношений — мы слышим мажор, другая — слышим минор. Тональность — понятие чуть более узкое: этим словом могут обозначать лад, выстроенный от конкретной ноты. Например, мажор, где главная нота «до» — это тональность до мажор. Минор, где тоникой является «ми» — это тональность ми минор.

👑 Можно провести такую параллель: лад — это форма устройства государства (конституционная монархия, республика, деспотия). Тональность — реализация ее в конкретном месте: конституционная монархия на Британских островах = Великобритания; мажор, выстроенный от «до» = до мажор.

🎨 Иногда слово «тональность» используют в широком смысле и говорят, например, о «…тональности у импрессионистов». Что в этом случае имеют в виду? Конечно, не конкретную тональность до мажор, как в примере выше, но систему отношений между тоникой и остальными звуками в целом, типичную для музыки, например, импрессионистов.

Давайте вспомним, как звучат наличие тональности и ее отсутствие:

Тональность есть
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/hQl2zwwnt6nToQ
Время прослушивания: достаточно первых 30 секунд

Тональности нет
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/HOCDAOI-jKgDHg
Время прослушивания: достаточно первых 30 секунд

🎶 Но наличие тональности может выражаться не только ясным, приятным во всех отношениях до-диез минором, как в серенаде Дворжака

(первый пример). Между двумя полюсами, которые мы привели выше, — бездна случаев. Постоянно бывает такое, что есть упорядоченная иерархия — главный маркер тональности, но иерархия эта далеко не такая ясная, как у Дворжака, более запутанная и хитрая. В этом случае мы говорим о расширенной или осложненной тональности, но все равно констатируем ее наличие. Послушайте:

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/rBUdcOKrcX3JpA
Время прослушивания: достаточно двух минут

Как вам кажется, есть ли тут тональность? Слышим ли мы, что звуки разной высоты находятся тут в каких-то отношениях подчинения?

Мажор и минор в музыке

Конспект занятия по музыке для детей 4-х лет

Хатыпова Зиля Минфенисовна,

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории

Тема: «Мажор и минор в музыке»

Цель: Познакомить детей с понятиями «лад», «мажор» и «минор».

Задачи:

Образовательная:

— учить различать ладовое наклонение музыки (мажор и минор).

-учить высказываться о характере звучания музыки.

Развивающая:

— развивать слуховое восприятие в процессе слушания музыки;

— развивать певческие навыки в процессе исполнения песен;

— развивать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Воспитательная:

— воспитывать эмоциональную отзывчивость на занятии, творческую активность, внимание, выдержку, культуру слушания.

Оборудование:фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты: металлофоны и бубны.

Наглядный материал: картинки с изображением веселого и грустного клоуна, солнышка и дождика.

Ход занятия

Раздел занятия

Педагог

Дети

1.

Музыкальное приветствие

Здравствуйте ребята, рада вас видеть! А теперь давайте поздороваемся с помощью музыки.

Музыкальное приветствие звучит в мажоре и миноре.

2.

Беседа

Мы здоровались с вами два раза, какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Одинаково ли мы поздоровались? Правильно, мы поздоровалась по-разному. Первый раз весело, а второй раз грустно. Все звуки в музыке дружат «ладят». Эту дружбу между звуками называют ладом. Повторите, как называют дружбу между звуками? Какое настроение передавало первое приветствие?

Если музыка передает весёлое настроение, то она написана в весёлом ладу, который называется МАЖОР.

Как называется веселый лад?

А какое настроение передавало второе приветствие?

Если у музыки грустный характер, то она написана в грустном ладу, который называется МИНОР. Как называется грустный лад?

Ладов в музыке много, сегодня мы познакомились с 2 ладами. Как они называются?

Как звучит мажор?

Правильно, мажор звучит бодро и весело.

А как звучит минор?

Минор — грустно и задумчиво.

Первое

Нет, по разному, сначала весело, а затем грустно.

Лад (хором)

Веселое

Мажор (хором)

Грустное

Минор (хором)

Мажор и минор

Весело

Грустно

3.

Слушание музыки,

пьеса «Клоуны»

Сегодня к нам в гости пришли два клоуна. Кто догадался, с каким ладом дружит этот клоун?

Педагог показывает рисунки с изображением веселого клоуна.

Правильно, это веселый клоун, который дружит с мажорным ладом.

А с каким ладом дружит этот клоун?

Педагог показывает рисунки с изображением грустного клоуна.

Конечно, это грустный клоун, который дружит с минорным ладом.

Они предлагают нам послушать пьесу, которая называется клоуны. Прослушав ее, вы мне скажите, какой лад звучал в начале пьесы, а какой потом.

Звучит пьеса «Клоуны».

Какой лад звучал в начале пьесы, а кокой потом?

Молодцы ребята, правильно сначала звучала веселая музыка в мажоре, затем звучала грустная, в миноре, а потом снова зазвучал мажор. А теперь мы послушаем эту пьесу еще раз, и когда будет звучать мажор, вы будете хлопать в ладоши. А когда зазвучит минор, вы потопаете ногами. Повторное слушание музыки, с выполнением движений. Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. А сейчас клоун просит вас спеть ему песню «Дождик озорник».

Педагог показывает рисунки с изображением веселого клоуна.

В каком ладу мы будем петь ему песню?

Но прежде чем исполнить ее, мы выполним упражнения для рта и языка, чтобы они хорошо работали вовремя пения.

С ладом мажор

С ладом минор

Сначала звучал мажор, затем минор, а потом опять мажор.

В мажоре

4.

Упражнения на артикуляцию

1. Упражнение «Окошко»:

широко открыть рот «Жарко», закрыть рот — «Холодно»;

2. Упражнение «Дудочка»:

вытянуть губы вперед трубочкой;

3. Упражнение «Улыбочка»:

широко улыбнуться, показав зубы;

4. Упражнение «Чистим зубки»:

кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы;

5.Упражнение «Орешки»:

рот закрыт, кончик языка поочередно упирается в щеки;

6.Упражнение «Часики»:

рот открыт, кончик языка переводить с одного уголка рта в другой;

7. Упражнение «Качели»: рот открыт, кончик языка достает до верхних зубов, затем до нижних; 8.Упражнение «Лошадка»: поцокать языком, изображая лошадку.

Дети выполняют артикуляционные упражнения

5.

Распевание

Молодцы, а теперь мы распоемся.

1. Тили бом, тили бом, Загорелся кошкин дом — исполнение на одном звуке. 2. Песенка лесенка: Вот иду я вверх, вот иду я вниз

Во время пения, дети показывают движение мелодии рукой.

6.

Исполнение песни «Дождик озорник»

Вот теперь мы готовы исполнить для клоуна песню.

Выразительное исполнение знакомой песни.

7.

Игра на музыкальных инструментах

Молодцы ребята. А в благодарность за песню, клоуны принесли нам музыкальные инструменты.

Педагог показывает музыкальные инструменты.

А как они называются?

Правильно, это бубны и металлофоны. Клоуны просят вас сыграть для них.

Игра на металлофоне и бубнах.

Молодцы, у нас отлично все получилось.

Бубен и металлофон

8.

Музыкальное прощание

Итог занятия.

Ребята, какую пьесу мы сегодня слушали? А как называется веселый лад? Повторим все дружно МАЖОР. А грустный лад? Повторим МИНОР.

Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали. А теперь настало время попрощаться. До новых встреч.

Музыкальное прощание.

Клоуны

Мажор

Минор

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/184278-mazhor-i-minor-v-muzyke

Мажор и минор в музыке

Приведенные ниже планы курса подходят к критическому взаимодействию, творческой практике и исполнению с различных гипотетических точек зрения. Они действуют не как дорожные карты, а как генераторы идей, передающие гибкую строгость музыкального направления.

Джазовый музыкант

● MUS 5 – Джаз: музыка черного творчества и американская культура

● MUS 12 – Музыка, церемонии, ритуалы и священные песнопения

● MUS 14.02 – Интерпретации данных пейзажей: объективная и субъективная кинематография Данные

● MUS 18.02 – Хип-хоп в Соединенных Штатах

● MUS 35 – Язык джаза

● MUS 45.04 – Музыка и социальная справедливость

● MUS 45.08 – Города, предметы и Sonic Africa

, 3 MUS 45.08 – Города, предметы и Sonic Africa

, 3 MUS 502.3 50.32, 50.33 – Jazz Improvisation  

● MUS 58.01, 58.02, 58.03 – Percussion Individual Instruction

● MUS 59.11, 59.12, 59.13 – Coast Jazz Orchestra 

● MUS 99 Proseminar

 

A DJ

● MUS 3.02 — Американская музыка: каверы, воровство и музыкальное заимствование

● MUS 16. 02 – Музыка и медиа в повседневной жизни

● MUS 18.01 – Поп-музыка: прошлое, настоящее, будущее

● MUS 25 – Sonic Arts I: Machine Music

● MUS 26 – Sonic Arts II: Sound Is Alive

● MUS 28 – Sonic Space and Form

● MUS 35 – Джазовый язык

● MUS 36 – Написание песен I

● MUS 46 – Видеоигры и смысл жизни

● MUS 59,31, 31 – Евангельский хор Дартмутского колледжа  

● MUS 99 — Proseminar

Классический инструменталист

● MUS 11 — Введение в Opera

● MUS 20 — Теория творческой музыки

● MUS 22 — Гармония и ритм

● MUS 23 -TITMBRE и FROM

. ● MUS 32 – Импровизация

● MUS 42 – От Платона до Моцарта (ранняя классическая музыка)

● MUS 43 – От Бетховена до наших дней (современная классическая музыка)

● MUS 45.03 – Музыка Центральной Азии

● MUS 54.01, 54,02, 54,03 — Индивидуальная инструкция флейты

● MUS 59,61, 59,62, 59,63 — Ансамбль ветра Дартмута Колледжа

● Mus 99 —

A Singer/Songwriter: 70007

А. Музыка сегодняшнего дня

● MUS 27.01 – Развивающийся музыкальный театр

● MUS 28 – Звуковое пространство и форма

● MUS 30.02 – Озвучивание фильмов

● MUS 35 – Джазовый язык

● MUS 366 ● MUS 37 – Написание песен II: Создание альбома

● MUS 45.05 – Polyphony

● MUS 56.01, 56.02, 56.03 – Guitar Individual Instruction

● MUS 57.01, 57.02, 57.03 – Voice Individual Instruction

● MUS 99 – Proseminar

 

A Technologist/Sound Engineer

● MUS 1 – Начальная теория музыки

● MUS 8 – Программирование для интерактивного аудиовизуального искусства

● MUS 14.01 – Музыка, разум, изобретения

● MUS 16.02 – Музыка и медиа в повседневной жизни

● MUS 28 – Звуковое пространство и форма

● MUS 30.02 – Озвучивание фильмов

● MUS 30.03 – Музыкальная лаборатория кино (ожидается)

● MUS 34 – Практика звукового искусства

● 1MUS – 40. Сила музыки.

● MUS 59,21, 59,22, 59,23-Glee Club

● Mus 99-Proseminar

Автор/ученый/журналист

● Mus 4-Global

● 17.06-Языковая соединение

● MUS 18.02 – Хип-хоп в США

● MUS 21 – Мелодия и ритм

● MUS 25 – Sonic Arts I: Machine Music

● MUS 38 – Шум: исследование свободы в звуке

● MUS 59.51, 59.52, 59.59 – Дартмутский симфонический оркестр 3

US 70 (FSP LONDON) – Перспективы музыкального исполнения

● MUS 71 (FSP LONDON) – История музыки в Англии

● MUS 87 (FSP LONDON) – Специальное обучение музыке за рубежом: Индивидуальное обучение игре на фортепиано

● MUS 99 – Просеминар

Урок 6 | Мажор Минор

L6: Мажорная и минорная тональности

Цели урока:
  • Различие между мажорной и минорной тональностью

Тональная музыка организована по клавишам. Когда мы говорим, что какая-то музыка написана в определенной тональности, мы имеем в виду, что музыка определенным образом организована вокруг центральной высоты тона, тоники, и что гамма, имеющая ту же тонику, что и тональность, будет использоваться в качестве основного источника тональности.

поля. Точно так же, как мажорная гамма, в которой первой нотой является до, называется гаммой до мажор, так и музыка, в которой до мажор является центральной нотой, а в качестве основного материала основного тона используется гамма до мажор, называется «в тональности до мажор». .»

От мажорных и минорных трезвучий к мажорным и минорным тональностям: обзор

В предыдущем уроке мы говорили, что слушание мажорных и минорных тональностей требует когнитивного скачка, менее четкого суждения, чем слушание мажорных гамм и трезвучий. К сожалению, это не тот случай, когда, например, в мажорной тональности все используемые трезвучия являются мажорными. Каждая из мажорных и минорных тональностей содержит почти одинаковое количество мажорных и минорных трезвучий.

Мажорная и минорная тональности

Шаги, предпринятые до сих пор для определения способов прослушивания мажора и минора в терциях, гаммах, трезвучиях и каденциях, были предназначены для того, чтобы подготовить вас к последнему скачку в слухе. В конце концов, чтобы услышать, является ли музыкальное произведение целиком (или его часть) мажорным или минорным, нужно не анализировать конкретные сигналы, а научиться на собственном опыте распознавать общие, целостные атрибуты. Опыт обучения различению мажорных и минорных тональностей сравним с опытом обучения различению семейств инструментов. Было бы невозможно адекватно передать кому-то различия между струнными и деревянными духовыми только словесным объяснением. Чтобы научиться отличать струнные от деревянных духовых, вы должны попрактиковаться в прослушивании множества примеров каждого из них.

Если вы научились слышать мажор и минор в гаммах, трезвучиях и каденциях, то ничто иное, как много практики, не поможет вам услышать мажорные и минорные тональности. Прежде чем дать вам возможность попрактиковаться, вот несколько примеров. В каждом примере есть знакомая мелодия, изначально мажорная. Версии слева содержат оригинальные мелодии, а версии справа были преобразованы в минор. В каждом случае единственной разницей между ними будет режим. Прослушивание для сравнения должно помочь вам понять эту разницу.


Пример 1а

Пример 1b


Пример 2а

Пример 2b


Пример 3а

Пример 3b

Наконец, вот пример обратного: исходная мелодия в миноре, а измененная версия в мажоре.


Пример 4а

Пример 4b

На этом этапе просмотрите любой из предыдущих материалов, с которым вы чувствуете себя менее уверенно. Когда вы будете готовы, войдите в тренировочную среду, чтобы попрактиковаться в различении мажорных и минорных тональностей в более крупных музыкальных единицах. Не поддавайтесь слишком легкому разочарованию. Если вы чувствуете, что угадываете, прослушайте несколько раз после предположения (и после того, как узнаете правильный ответ), чтобы позволить большинству или меньшинству каждого примера проникнуть в ваши уши.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts