Свойства восприятий: Ошибка выполнения

Содержание

Свойства восприятия


Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И.М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условно-рефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8—9 раз большее количества света, чем мел в сумерки). Явление константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константностью восприятия величины предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях.

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбоку) благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, это врожденный механизм?

В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность — неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизирутся следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде.

Свойства восприятия — Учебник по общей психологии Юнита (Психология)

3. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность

Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. К первой группе относятся показатели производитель­ности, качества и надежности перцептивной системы:

Объем восприятия — количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.

Точность восприятия — соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Полнота восприятия — степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Быстрота восприятия — время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

Среди основных “сущностных” свойств восприятия выделяются:

Константность восприятия — свойство    воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.

Структурность восприятия  — свойство восприятия человека объединять  воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Целостность восприятия — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

Предметность восприятия — отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира.

Обобщенность восприятия — отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.

Избирательность восприятия — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

Остановимся более подробно на некоторых основных свойствах восприятия.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Выражается в так называемом акте объективации. Объективация — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации, т. е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия. Так, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут “вести себя” самым различным образом.

Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвя­занных аспекта:

— тенденция к заполнению пробелов и объединение разных элементов в целое;

— независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.

Указанные тенденции, характеризующие закономерности восприятия, были в свое время наиболее полно описаны представителями гештальтпси­хологии. Среди основных закономерностей ими были, в частности, выделены:

1. Закон фигуры и фона — закон гештальтпсихологии, суть которого в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.

2. Закон транспозиции — закон гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

3. Закон константности (от лат. constans — постоянный) — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия.

4. Закон близости — один из законов  гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.

5. Закон замыкания — один из законов  гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

Принцип заполнения пробелов проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. На рис. 1 (А) вы видите не группу отдельных линий, а контуры лица. А когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, наш мозг машинально восстанавливает недостающее.

Объединение (группировка) элементов — это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство (подобие), непрерывность (воображаемая) или симметрия.

Так, по принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект. На рис. 1 (Б) легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом.

Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы. В качестве группирующихся свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обла­дающие симметрией или периодичностью. На рисунке 1 (В) цифры предстают перед нами скорее в форме столбиков, чем в форме строк. Что касается продолжения беседы в общем шуме голосов, то оно возможно только благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном.

Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Это принцип непрерывности. На рисунке 1 (Г) слева мы воспринимаем плоский элемент, пересекающий прямоугольник, а не три несвязанных элемента вроде тех, что изображены рядом.

Рис. 1

Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании единства структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования. Первая – выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Вторая – проявляется в том, что при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними общая структура остается неизменной. Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство. И, наконец, третья форма получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Так, для целостного восприятия человеческого лица (рис. 1, А) достаточно лишь нескольких элементов его контура. В этом смысле целостность есть индифферентность образа по отношению к замене составляющих его элементов, то есть может рассматриваться как структурная константность.

С целостностью восприятия связана его СТРУКТУРНОСТЬ. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако, ритм — это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. И.М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность  восприятия — результат рефлекторной деятельности анализаторов.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Сигналы, поступающие от окружающих нас предметов, непрерывно меняются. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п. Перцептивная   система — совокупность   анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при каждом нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы и все основные признаки, по которым человек узнает мир. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая величина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре: все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине, несмотря на то, что изображения лиц, находящихся вдалеке, значительно меньше, чем расположенных близко от нас. Если мы, например, смотрим на свои руки, причем левая находится в 20 см от лица, а правая протянута далеко вперед, то нам все-таки кажется, что их кисти одинакового размера. В то же время изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Является ли этот механизм врожденным? Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) также кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о врожденности механизма константности восприятия — наблюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10 — 12 метров от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимае­мого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе сколько-нибудь не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т. п.

Способность нашей перцептивной системы корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривления прямых линий и т. п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза.

Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия — необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон (см. рис. 2). На этом рисунке выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза). Фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает — вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон — в фигуру.

Любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Чередование фигуры и фона свидетельствует о том, что восприятие (зрительное) не выводится просто из паттернов возбуждения на сетчатке. Необходим еще какой-то тонкий процесс переработки (интерпретации) даже на таком элементарном уровне. Феномен чередования связан с именем датского психолога Эдгара Рубина. Он разработал простые, но остроумные штриховые рисунки, изображающие пару форм, разграниченных одной и той же линией. При этом происходит соперничество этих форм. Каждая из них поочередно “уходит” в фон, перестает восприниматься.

То, что человек воспринимает в данный момент, зависит от того, что вносится в этот процесс прошлым опытом, а также от того, чего он хочет в данный момент. Особенно заметна эта закономерность в процессе восприятия человеческого лица. Огромную роль играет внутренний шаблон, а также эмоциональное отношение к воспринимаемому: чем эмоционально ближе наблюдаемый человек, тем большие искажения в его облике корректируются воспринимающим.

Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.

Это относится, прежде всего, к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как “фигура” на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

ОБОБЩЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ тесно связана с личным опытом челове­ка. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к предметному объекту, причисля­ется ко все большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к хранящемуся в памяти классу сходных объектов, что означает переход от наличной ситуации к другой; к постижению реальности через призму индивиду­ально закрепленного образа мира, лично обобщенной схемы действительности.

Восприятие – это одновременно и упрощение воспринимаемой действительности, фиксация наблюдаемых признаков с точки зрения их значимости для человека, сведение этих признаков в устойчивые комплексы и классификация на их основе различных объектов окружающего мира. Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности проявляется в надежности узнавания, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.

В этом смысле интересен такой пример. Один из критиков Платона заме­тил как-то: “Я вижу лошадей, а не лошадность”. На что Платон ответил: “Это оттого, что у тебя есть глаза, но нет ума”. Возникает вопрос: о какой “лошаднос­ти” идет речь, и кто прав?  Разумеется, Платону представлялось очевидным, что если множество предметов обладает одним и тем же свойством — как все люди “человекостью” или все белые камни “белостью”, — то свойство это не ограничивается частным явлением в мире материи, пространства и времени. Оно нематериально, не поддается пространственно-временным ограничениям и трансцендентно по отношению к множеству отдельных своих проявлений. Прекратить свое существование может только та или иная вещь, но не это всеобщее свойство, которое эта вещь воплощает. Для Платона архетипическая лошадь, дающая вид всем лошадям, — реальность, более основополагающая, нежели реальность конкретных лошадей, которые суть не более, чем частные проявления идеи “лошадности”, конкретные воплощения ее формы.

Подводя предварительный итог, можно заключить, что восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептив­ных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т. п.). Кроме того, необходима и активность на макроуровне, т. е. возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело.

Вам также может быть полезна лекция «Концептуальные основы принятия управленческих решений».

Восприятие рассматривается как процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1) первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту;

2) поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект;

3) отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения;

4) окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. И константность, и предметность, и целостность, и осмысленность, и обобщенность придают образу важную черту – независимость (в некоторых пределах) от условий восприятия и искажений. В этом смысле константность – это независимость от физических условий восприятия, предметность и осмысленность – от того фона, на котором объект воспринимается, целостность – независимость целого от искажения и замены компонентов, составляющих это целое, обобщенность – это независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые  не выводят объект за границы класса.

Перцептивные свойства эффекта Пуассона

. 2021 22 января; 11:612368.

doi: 10.3389/fpsyg.2020.612368. Электронная коллекция 2020.

Такахиро Кавабэ 1

принадлежность

  • 1 Human Information Science Laboratories, NTT Communication Science Laboratories, Токио, Япония.
  • PMID: 33551923
  • PMCID: PMC7862111
  • DOI: 10.3389/fpsyg.2020.612368
Бесплатная статья ЧВК

Такахиро Кавабэ. Фронт Псих.

2021 .

Бесплатная статья ЧВК

. 2021 22 января; 11:612368.

doi: 10.3389/fpsyg.2020.612368. Электронная коллекция 2020.

Автор

Такахиро Кавабэ 1

принадлежность

  • 1 Human Information Science Laboratories, NTT Communication Science Laboratories, Токио, Япония.
  • PMID: 33551923
  • PMCID: PMC7862111
  • DOI: 10.3389/fpsyg.2020.612368

Абстрактный

Когда эластичный материал (например, ткань) растягивается (или сжимается) по горизонтали, материал сжимается (или растягивается) по вертикали — так называемый эффект Пуассона. В другом случае эффекта Пуассона, когда эластичный материал (например, резина) сжимается по вертикали, материал растягивается по горизонтали. В обоих случаях зрительная система воспринимает деформации изображения, связанные с расширением по горизонтали и сжатием по вертикали. Как мозг разделяет эти два случая и точно отличает растяжение от сдавливания? Манипулируя относительной величиной деформации квадрата между горизонтальным и вертикальным измерениями в двумерных стимулах, мы просили наблюдателей оценить направление силы в стимулах.

В частности, участники сообщали, был ли квадрат растянут или сжат. В целом, решение участников зависело от относительной величины деформации. Мы также проверили анизотропный эффект направления деформации [т. е. горизонтальное или вертикальное растяжение (или сжатие)] и обнаружили, что суждения участников были сильно смещены в сторону горизонтального растяжения. Мы также заметили, что асимметричная картина деформации, которая указывала на конкретный контекст направления силы, также была сильным сигналом к ​​суждению о направлении силы. Мы предполагаем, что мозг оценивает направление силы в эффекте Пуассона на основе предположений о взаимосвязи между деформацией изображения и направлением силы, в дополнение к относительным величинам деформации изображения между горизонтальными и вертикальными измерениями.

Ключевые слова: эластичные материалы; решение о направлении силы; деформация изображения; материальное восприятие; эффект Пуассона.

Copyright © 2021 Кавабе.

Заявление о конфликте интересов

Автор заявляет, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Цифры

РИСУНОК 1

Схематическое объяснение двухмерного…

РИСУНОК 1

Схематическое объяснение двумерного эффекта Пуассона. (A) Двухмерное изображение…

РИСУНОК 1

Схематическое объяснение двумерного эффекта Пуассона. (A) Двухмерное изображение эластичного материала. (B–D) Схематическое изображение деформации материала (A) при горизонтальном растяжении (B) , вертикальном сжатии (C) и вертикальном растяжении (D) сверху. Каждое изображение сопровождается соответствующими горизонтальными и вертикальными векторами деформации.

РИСУНОК 2

Схема стимула…

РИСУНОК 2

Схематическая диаграмма последовательности стимулов в одном испытании.

ФИГУРА 2

Схематическая диаграмма последовательности стимулов в одном испытании.

РИСУНОК 3

(A) Управление деформацией…

РИСУНОК 3

(A) Манипулирование величинами деформации в пространстве. На графике показано состояние…

РИСУНОК 3

(A) Манипулирование величинами деформации в пространстве. На графике показано состояние с d max из четырех пикселей. Горизонтальная ось указывает горизонтальное положение квадрата в стимуле. Значения 0 и 255 обозначают левую и правую сторону квадрата соответственно. Вертикальная ось указывает величину деформации в пикселях. Положительные и отрицательные значения указывают величину вектора в правом и левом направлениях соответственно. При деформации изображения стимула пиксели смещались на векторы. Штриховые и штрих-пунктирные линии показывают пространственные вариации величины деформаций в правом и левом направлениях соответственно. Когда вы объединяете две линии, вы получаете сплошную линию общей деформации; (B) Схематическое объяснение векторов деформации симметрии и асимметрии в условиях HOVI (горизонтально-наружу-вертикально-внутрь) и HIVO (горизонтально-внутрь-вертикально-наружу).

РИСУНОК 4

(A) Доля испытаний, в которых сообщается…

РИСУНОК 4

(A) Доля испытаний, в которых сообщается о растяжении в зависимости от соотношения SS в…

РИСУНОК 4

(A) Доля испытаний, сообщающих о растяжении как функции отношения SS в величинах деформации. Заштрихованные области показывают 95% доверительные интервалы среди участников. (B) Коробчатая диаграмма порога для сообщения о растяжении в каждом состоянии. Пунктирные линии в прямоугольниках показывают медианный порог.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Визуальная оценка причинно-следственной связи в эффекте Пуассона.

    Кавабе Т. Кавабе Т. Научный представитель 2019 г. 18 октября; 9 (1): 14993. doi: 10.1038/s41598-019-51509-x. Научный представитель 2019. PMID: 31628392 Бесплатная статья ЧВК.

  • Градиенты скорости и восприятие наклона поверхности: анализ двумерный, а не одномерный.

    Миз Т.С., Харрис М.Г., Фриман Т.С. Миз Т.С. и др. Видение Рез. 1995 г., 35 октября (20): 2879-88. doi: 10.1016/0042-6989(95)00036-у. Видение Рез. 1995. PMID: 8533327

  • Влияние величины горизонтальной и вертикальной деформации на предпочтение морфированных лиц.

    Giddon DB, Rains CE, Evans CA, Clemens IK. Гиддон Д.Б. и др. Навыки восприятия. 1997 дек; 85 (3 ч. 2): 1303-13. doi: 10.2466/pms.1997.85.3f.1303. Навыки восприятия. 1997. PMID: 9450284

  • Деформация изображения как сигнал к суждению о материальной категории.

    Кавабе Т., Коговшек Р. Кавабе Т. и др. Научный представитель 9 марта 2017 г .; 7: 44274. дои: 10.1038/srep44274. Научный представитель 2017. PMID: 28276494 Бесплатная статья ЧВК.

  • Горизонтально-вертикальная анизотропия по смещению и чувствительности.

    Допкинс С., Гальер Д. Допкинс С. и соавт. Дж. Вис. 2020 1 июля; 20(7):1. doi: 10.1167/jov.20.7.1. Дж. Вис. 2020. PMID: 32609303 Бесплатная статья ЧВК.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Иллюзия силы, вызванная визуальной иллюзией: Иллюзорная кривая на пути курсора интерпретируется как непреднамеренная сила.

    Йокосака Т., Уджитоко Ю., Кавабе Т. Йокосака Т. и др. Дж. Вис. 2023 3 апр; 23(4):5. doi: 10.1167/jov.23.4.5. Дж. Вис. 2023. PMID: 37052903 Бесплатная статья ЧВК.

  • jsQuestPlus: JavaScript-реализация метода QUEST+ для оценки параметров психометрических функций в онлайн-экспериментах.

    Куроки Д., Пронк Т. Куроки Д. и соавт. Методы поведения Res. 2022 сен. 7:1-8. дои: 10.3758/s13428-022-01948-8. Онлайн перед печатью. Методы поведения Res. 2022. PMID: 36070128 Бесплатная статья ЧВК.

Рекомендации

    1. Батталья П.В., Хамрик Дж.Б., Тененбаум Дж.Б. (2013). Моделирование как двигатель понимания физической сцены. проц. Натл. акад. науч. США 110 18327–18332. 10.1073/пнас.1306572110 — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Би В. , Джин П., Нинборг Х., Сяо Б. (2018). Оценка механических свойств ткани по видео с использованием плотных траекторий движения: психофизика человека и машинное обучение. Дж. Вис. 18:12 10.1167/18.5.12 — DOI — пабмед
    1. Би В., Джин П., Нинборг Х., Сяо Б. (2019). Манипуляции с моделями динамической деформации создают впечатление ткани с различной жесткостью. Дж. Вис. 19:18 10.1167/19.5.18 — DOI — пабмед
    1. Би В. , Сяо Б. (2016). «Постоянство восприятия механических свойств ткани при изменении внешних сил», в материалах симпозиума ACM по прикладному восприятию, Анахайм, Калифорния, 19–23. 10.1145/2931002.2931016 — DOI
    1. Бриджес Д., Питиот А., Макаскилл М. Р., Пирс Дж. В. (2020). Мега-исследование по времени: сравнение ряда экспериментальных генераторов, как лабораторных, так и онлайн. PeerJ 8:e9414. 10.7717/равный j.9414 — DOI — ЧВК — пабмед

Влияние прошлого опыта на свойства восприятия title={Влияние прошлого опыта на свойства восприятия}, автор={Карл Дункер}, journal={Американский журнал психологии}, год = {1939}, объем = {52}, страницы={255} }

  • К. Дункер
  • Опубликовано 1 19 апреля39
  • Psychology
  • American Journal of Psychology

View via Publisher

Зрение в опыте: исследование взаимодействия между правильными непрототипными цветами цветовых диагностических объектов и представлением объектов у людей-наблюдателей

    Ifedayo-Em Мануэль Адейефа- Оласупо

    Психология

  • 2015

Геринг (1964) выдвинул гипотезу о том, что репрезентация знакомого объекта, которая в первую очередь включает его прототипический цвет в визуальной, концептуальной и лексической областях, может значительно влиять на то, как…

Помещение экспериментов с пищевыми красителями в действительный потребительский контекст

    Л. Гарбер, Ева М. Хаятт, Ричард Г. Старр

    Бизнес

  • 2001
Принимая во внимание, что в большинстве предыдущих исследований манипуляции с пищевыми красителями включали новый уровень просто для контраста с ожидаемым цветом, в этой работе непосредственно рассматривается новый пищевой краситель с точки зрения его потенциала в качестве инструмента коммуникации бренда для привлечения внимания и дифференциации, а также представлены стратегии его эффективного представления, несмотря на тесную связь пищевого красителя с ожидаемым вкусом.

Представление прототипа памяти для цвета объекта

    С. Ендриховский, Ф. Дж. Франс Бломмарт, де Х. Хуиб Риддер

    Психология

  • 1999

поддерживая это модель для одного конкретного объекта, т. е. банана. Предлагаем охарактеризовать…

Влияние инструкций на суждения о яркости

    А. Ландауэр

    Образование

  • 1964

Эксперимент по постоянству яркости с участием десяти испытуемых показал, что разные инструкции значительно влияют на оценку PSE субъекта. Изменения в отражательной способности стандартной мишени и в…

Эффекты памяти на восприятие цвета

    К. Витцель, Т. Хансен, А. Эллиот, М. Фэирчайлд, А. Франклин

    Экономика

  • 2015

HAL — это междисциплинарный архив открытого доступа для хранения и распространения научно-исследовательских документов независимо от того, опубликованы они или нет. Документы могут исходить от преподавания и…

Цветовая память для объектов с прототипическим цветовым несоответствием

    Джейми К. Оппер

    Психология

  • 2013

например, экспериментатор называет объект или вещество, а субъект производит субъективное совпадение без предварительного воздействия стимула). В настоящем исследовании изучалось влияние цвета объекта…

Влияние фоновой музыки на вкус вина.

    А. Норт

    Психология

    Британский журнал психологии

  • 2012
Результаты показывают, что символическая функция слуховых стимулов может влиять на восприятие в других модальностях (в данном случае на вкус), и обсуждаются с точки зрения возможных будущих исследований, которые могли бы исследовать те аспекты музыки, которые вызывают такие эффекты в конкретном случае. способ.

Влияние памяти цвета на постоянство цвета для объектов неизвестного цвета

    Jeroen J.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts