что это такое, 14 способов эффективного слушания
Общение — важный компонент жизни человека. Оно помогает налаживать связи, узнавать что-то новое, делиться своим опытом. Диалог состоит из озвучивания собственных мыслей и восприятия слов другого человека. Но умение слушать не сводиться к молчанию или кивкам. Ведь собеседник может сказать что-то важное.
Если не участвовать в диалоге должным образом, есть риск упустить его суть, превратно понять чужие мысли, извлечь ошибочные выводы. Но можно ли научиться умению слушать? Что для этого необходимо? Как правильно практиковаться?
Что такое умение слушать?
Умение слушать — это активный процесс восприятия информации от другого человека с целью лучшего понимания каких-либо событий, явлений или ситуаций. Этот навык отличает лидеров от других людей. Дело в том, что успех в обществе напрямую зависит от коммуникативных способностей человека. Важная составляющая общения — умение слушать, так как оно помогает лучше понять суть разговора, проникнуться мыслями собеседника, правильно интерпретировать контекст сказанного.
Умение слушать определяет эффективность восприятия внешней информации, ведь часто люди во время разговора пытаются спорить, отстаивать свою позицию, выговариваться самим, при этом, не пытаясь услышать собеседника. Идеальным можно назвать разговор, который приводит к синергии, взаимному дополнению, поиску истины. Если же тот, кто вступил в диалог, просто хочет больше сказать, то это пустая болтовня, без какой-либо пользы.
Важно уметь не только слушать, но и слышать собеседников. Хоть эти слова очень похожи, но их суть кардинально отличается. Слушать можно шум водопада, жужжание комаров, радио в соседней комнате, но абсолютно не воспринимать звуки как источник информации. Слышать – волевой процесс, который предполагает активное участие в общение. Собеседники обмениваются информацией, анализируют ее, вникают в суть сказанного, сопоставляют сведенья с личным опытом или мнением.
Пройти тест на тип восприятия
14 секретов умения слушать
Как и любой навык, умение слушать поддается тренировкам и улучшению. Чтобы стать более внимательным собеседником, следует придерживаться следующих простых правил.
1. Не перебивать
В начале разговора необходимо четко определить его цель. Если задача в максимальном выплеске собственной информации, то можно говорить не умолкая. Чаще всего, люди, вступающие в диалог, хотят получить новые сведенья. Для этого следует помолчать, не перебивая собеседника. Во-первых, разговор может уйти в ненужное русло, если собеседник собьется с мысли. Во-вторых, он может отвлечься и забыть о сути разговора. В-третьих, неумение слушать многими расценивается как неуважение, что заставляет их прекратить общение.
2. Расслабиться
Избыточный словарный поток, как правило, исходит от напряженных людей. Их мысли подобны бурному течению, которое сносит все на своем пути. Если выдохнуть и расслабиться, намного легче сдерживать свои эмоции, позволяя собеседнику беспрепятственно излагать свои мысли. Так что умение слушать, во многом зависит от умения расслабиться во время беседы.
3. Создать комфортные условия
Чтобы человек раскрылся в разговоре, он должен на него настроиться. Непременное условие – комфортная обстановка. Если кто-то хочет узнать полезную информацию для себя, например, журналист во время интервью, кроме умения слушать, ему необходимо позаботиться о комфорте собеседника. Как правило, лучше общаться в уютных помещениях, за чашечкой кофе или чая, при оптимальной температуре воздуха, без спешки.
4. Устранить отвлекающие факторы
Казалось бы банальные вещи могут испортить даже приятное общение. Регулярно вибрирующий мобильный телефон, шум на улице или в соседнем помещении, заставляющий щуриться солнечный свет, холодный поток воздуха от кондиционера, неприятный запах в помещении. Это перечень факторов, которые могут снизить желание общаться или воспринимать информацию. Кроме умения слушать у одного человека, должно быть еще настроение излагать свои мысли у другого.
5. Проявлять эмпатию
Людям нравиться получать эмоциональный отклик на свои слова. Если собеседник сидит с «каменным лицом», никак не реагируя на собеседника, у него очень быстро пропадает желание говорить. К умению слушать необходимо добавить навык эмоционального обмена. Человек должен реагировать на услышанное, подбадривая другого к дальнейшему общению.
Пройти тест на эмпатию
6. Быть терпеливым
Люди разные и они отличаются друг от друга практически во всем, от мировоззрения до умения правильно излагать свои мысли. Тому, кто слушает, очень важно научиться терпению, чтобы своими бурными эмоциями не воздействовать на собеседника, либо угнетая его, либо провоцируя на гневные тирады. Спокойствие, доброта, позитивный настрой помогают разговорить даже самого несговорчивого человека.
7. Сохранять беспристрастность
Многие вещи, явления, события можно трактовать двояко. Для кого-то они позитивны, для других нейтральны или даже негативны. Например, заядлые футбольные болельщики могут стать настоящими врагами, если окажется, что они поддерживают разные клубы. Аналогично происходит во время политических, религиозных и других диспутов. Поэтому, слушая собеседника, лучше не выдавать собственное отношение к вопросу. Так удастся чужое мнение узнать и доброжелательные отношения сохранить.
8. Улавливать изменения в тоне
Иногда смысловая нагрузка ложиться не столько на суть сказанного, сколько на манеру изложения, изменения интонации говорящего. Умение слушать предполагает улавливание мельчайших деталей в самом голосе. Ведь одну и ту же фразу можно наделить разным смыслом. Например, хвалить, язвить, иронизировать, унижать или возвышать. Особенно ярко это выражено в китайском языке, где от тона зависит очень многое.
9. Быть заинтересованным
Ничто так не «развязывает» язык человека, как заинтересованность собеседника. Если мы видим реальную вовлеченность кого-то в актуальную для нас тему, мы готовы рассказать ему намного больше, чем кому-нибудь другому. Для того, кто хочет развивать умение слушать, очень важно практиковаться с действительно интересными людьми. Еще лучше — пробовать повышать свою вовлеченность в любые темы для разговора, расширяя свое мировоззрение, оттачивая мастерство диалога.
10. Следить за языком тела
Помимо интонации, очень многое о мыслях человека говорят его позы, мимика, жесты. Умение слушать предполагает наблюдательность. Язык тела очень красноречив, особенно для тех, кто научился его читать. Вот почему живое общение намного важнее других форм информационного обмена. Автор книги может скрыть свои эмоции, точно также, как человек, пишущий смс или сообщение в социальной сети. Но вот сидящий напротив собеседник открыт полностью. Нужно только научиться понимать невербальное общение.
11. Быть благожелательным
Сложно раскрыться перед врагом. Любой из нас принимает оборонительную позицию, как только встречает оппонента. Напротив, добрые и вежливые люди всегда вызывают благосклонность. С ними хочется общаться, о чем-то рассказывать, советоваться в противоречивых ситуациях. Для того чтобы слушать, необходимо расположить человека к себе, вызвать у него доверие, побудить к открытому диалогу.
12. Не торопить собеседника
Разные темпераменты или типы личности отличаются скоростью обработки и воспроизведения информации. Также это зависит от менталитета, образования, воспитания, уровня знаний. Иногда, чтобы слушать другого человека, необходимо набраться терпения, не подгоняя его, ведь чрезмерная торопливость будет его угнетать, не даст возможности сосредоточиться.
Пройти тест на темперамент
13. Задавать вопросы
Активное слушанье предполагает вовлеченность обоих собеседников в разговор. Вопросы — важный компонент такого процесса. Они помогают узнать больше информации, лучше раскрыться говорящему, больше вспомнить, объяснить. С этой задачей справляются открытые вопросы, предполагающие подробные и обширные ответы, а не банальные «да» или «нет».
14. Анализировать сказанное
Возвращаясь к теме различий между «слушать» и «слышать», второе слово как раз означает анализ услышанного. Слова человека могут быть просто шумом, а могут оказаться источником ценной информации, если научиться ее обрабатывать, выделяя ключевые моменты, словно драгоценные камни из горной породы. Человек субъективен в восприятии мира. Все, что он увидит, услышит или прочувствует, поддается жесткому анализу, подгоняется под стандартны внутреннего «цензора». Необходимо пропустить сказанное через себя, сопоставить с собственными знаниями, опытом, попытаться встроить в личную систему мировоззрения, расширяя и дополняя ее.
При активном использовании этих 14 приемов, человек станет приятным собеседником в глазах других, а также научится извлекать максимальную пользу из любого диалога. Важно помнить об этих советах, перед каждым общением подсознательно напоминая себе о них. Также, чтобы умение слушать развивалось и совершенствовалось, подойдет чтение книг, которые раскрывают эту тему.
Что почитать об умении слушать?
Психологи, философы, менеджеры, журналисты регулярно поднимают тему правильного слушанья в своих статьях, книгах, на выступлениях. Вот несколько популярных работ, которые желательно изучить.
«Умение слушать» Бернарда Феррари.
Основатель консалтинговой компании с более чем 20-летним стажем оказания консультационных услуг в McKinsey & Company делится с читателями своим богатым профессиональным и жизненным опытом.
«Эмоциональный интеллект. Умение слушать осознанно» Питера Брегмана с соавторами.
Книга преподносит идеи еще одного основателя собственной консалтинговой фирмы, которые также будут полезными для тех, кто интересуется этим вопросом.
«Искусство говорить и слушать» Мортимера Адлера.
Американский философ и педагог предлагает задуматься над вопросом, как мы общаемся, правильно ли понимаем окружающих, владеем ли мастерством правильного мышления, либо занимаемся пустословием.
«Я вас слушаю» Иствуда Атватера.
В книге содержаться рекомендации профессионального психолога для руководителей, как правильно слушать собеседника.
«Я слышу вас насквозь» Марка Гоулстона.
Психиатр, специализирующийся в области бизнеса, очень точно акцентирует внимание на слабых местах в умении слушать. Его значительный опыт, который позволил подготовить целый курс для переговорщиков из полиции и ФБР, будет полезен на бытовом уровне для решения обычных ежедневных задач.
«Слушайте. Искусство эффективного общения».
Эта книга создана по материалам Ассоциации Дейла Карнеги — известного писателя и спикера, посвятившего свою деятельность вопросам эффективной коммуникации между людьми, личностному успеху и росту.
«Включаем обаяние по методике спецслужб» Джека Шафера и Марвина Карлинса.
Ее авторы, имеющие непосредственное отношение к ФБР, раскрывают секреты правильного общения с человеком. Они помогают научиться распознавать «язык тела» собеседника, обращая внимание на все подсказки в его позе, мимике, жестикуляции.
После прочтения этих книг и других материалов, важно понять, что диалог — динамичный процесс, который зависит от индивидуальности собеседника. Когда базовые принципы усвоены, необходимо активно практиковаться, ежедневно оттачивая свое умение слушать. Нас окружают тысячи людей и каждый из них может рассказать что-то интересное, новое, полезное. Так что, общение с ними должно превратиться в увлекательную игру, с помощью которой можно стать лучше и мудрее.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Статья «Говорить или слушать — что важнее?»
Говорить или слушать — что важнее?
В успешном деловом общении нет никакой мистики… Исключительное внимание к словам человека, с которым ведете беседу, — это самое важное. И нет ничего ласкающего слух больше, чем это.
(Президент Гарвардского университета Чарльз У. Элиот).
Человек живет в обществе, среди людей, и одной из самых важных составляющих частей его жизни есть общение. Поэтому умение говорить и умение слушать являются фундаментальными умениями, на которых строится общение. Что важнее: уметь говорить или уметь слушать?
Я считаю, что оба эти умения очень важны, но приоритетным я бы назвала умение слушать и слышать другого человека. Почему же это так важно?
Это можно рассмотреть с точки зрения психологии. Любой человек стремится поделиться своими проблемами, хочет быть понятым, для того чтобы почувствовать свою значимость, ощутить себя личностью. А психологами доказано, что эта потребность является одной из основных потребностей человека.
Знаменитый американский оратор, писатель, ученый Дейл Карнеги говорил: «Потребность в сознании своей значимости — одно из главных различий между человеческим родом и животными».
Тот, кто умеет слушать, может производить на людей благоприятное впечатление.
Несколько недель назад моя сестра Анна познакомила меня со своей компанией. В ней был парень по имени Алексей, который пригласил всех нас к себе в гости. Мне компания была чужда, я согласилась из вежливости. Но так получилось, что мы с Лешей разговорились, точнее, говорил Леша, а я больше молчала и слушала. Через несколько дней после этого, случайно встретив меня на улице, сестра сказала, что вчера виделась с Алексеем и он говорил, что я замечательный собеседник и интересный человек. Удивительно! Я «замечательный собеседник»? Я же не сказала ни слова! «Интересный человек»? Он же ничего обо мне не узнал!
Просто внимательно слушая, отвечая взглядом на взгляд и жест беседующего с вами, вы завоюете титул «интересного собеседника».
«Если не умеешь говорить, научись слушать», — заметил римский юрист второго века, автор трактатов по римскому гражданскому праву Помпоний Секст и был прав. Кто умеет слушать, может даже оказывать влияние на людей. Послушать человека, расположить к себе, «втереться» в доверие, заручиться весом в глазах собеседника, и вы с легкостью сможете влиять на него, на его мысли, ход действий, восприятие ситуации.
«Слушать собеседника со вниманием — это подготовлять его к тому, чтобы он внимательно выслушал ваш ответ, и расположить его в пользу ваших доводов». (Н. Сади-Карно).
Но умение слушать еще не означает отсутствие ораторских способностей. А даже, наоборот, способность выслушать появится только после того, как вы научитесь говорить: анализировать, правильно и доступно излагать свои мысли, «играть словами», а для этого нужно обладать большим количеством знаний. Об этом говорило очень много великих мыслителей:
«Хорошо слушать и хорошо отвечать — это одно из величайших совершенств, какое только возможно в разговоре» (Ф. Ларошфуко).
«Множество людей могут говорить хорошие вещи, но очень немногие умеют слушать, т. к. это требует силы ума» (Р. Тагор).
«Умение выразить свои мысли не менее важно, чем сами эти мысли, ибо у большинства людей есть слух, который надлежит усладить, и только у немногих — разум, способный судить о сказанном» (Ф. Честерфилд).
Плюс слушающего заключается еще в том, что, слушая, он способен видеть чужими глазами, рассматривать что-либо под другим углом, а также просто получать информацию и делать выводы. Это тоже приносит большую пользу.
Я, например, не знаю, чего я хочу от жизни, но, слушая других, чувствуя их переживания, я поняла, чего я точно не хочу. И это очень мне помогает. Ф. Кворль говорил: «Будь всегда более расположен слушать, чем говорить, слушая, ты как бы получаешь, говоря — даешь. Благороднее — давать, выгоднее — получать».
Людей, способных красиво говорить, ценят, но людьми, которые умеют слушать, дорожат. Я бы хотела процитировать слова известного журналиста Айзека Ф. Маркасеона, который считался чемпионом мира по количеству взятых интервью: «… неоднократно важные деятели признавались мне, что хорошим ораторам они предпочитают хороших слушателей. Однако способность слушать и слышать встречается, видимо, гораздо реже, чем любое другое положительное качество».
Подводя итоги, делаем вывод, что умение слушать стоит на ступеньку выше умения говорить и может принести огромную пользу умеющему это делать, способствуя его успеху среди других людей.
Хотите усилить свое активное слушание? Узнайте больше здесь!
Не зря говорят: « У нас есть два уха и один рот , так что мы можем слушать вдвое больше, чем говорить » (латинская пословица). Общение – это двусторонний процесс, при котором происходит обмен идеями, чувствами и опытом. Именно передача сообщений, воздействующих на собеседника или самого себя, имеет значение содержание общения и его воздействие на достижение целей (Leinert Novosel, 2012).
Бывают моменты, когда мы больше слышим, чем слушаем или делаем предположения о вещах, которые не были сказаны. В таких ситуациях наше внимание не было сосредоточено на происходящем. Слушание включает в себя прямое внимание и запоминание того, что мы услышали. В двустороннем общении не всегда достаточно слушать, чтобы отправитель (говорящий) услышал. Активное слушание — это больше, чем полное присутствие произносимых слов. Он включает в себя отражение опыта говорящего, обеспечение правильного понимания и интерпретации того, что выражает собеседник, и внимание к тому, что сообщает тело. Активно слушая, слушатель показывает, что он принимает чувства отправителя, а говорящему предлагается глубже изучить его чувства и мысли. Активное слушание побуждает говорящего решать свои проблемы (Brnad, 2006).
Уровни слушания
Когда дело доходит до слушания, существуют три основных уровня слушания. Для них характерно разное поведение слушателя. Такое поведение сильно влияет на качество прослушивания. В зависимости от того, кого или что слушают, уровни часто меняются в течение дня, а также способ, качество и оперативность общения.
Первый уровень: Внимательное слушание
На этом уровне слушатель позволяет рассказчику вести и пытается смотреть на вещи с точки зрения экспонента. Поведение, характеризующее этот уровень: присутствие и внимание слушателя, узнавание и ответ, слушатель не позволяет чему-либо отвлекать, тщательно следит за всем общением, включая язык тела и метаязык, старается оставаться открытым и понимать мысли и чувства говорящего, старается сдерживать собственные мысли и чувства, чтобы посвятить себя слушанию.
Второй уровень: Прослушивание произнесенных слов (без внимательного прослушивания)
Люди, слушающие на втором уровне, останавливаются на поверхностном прослушивании произносимых слов, не вслушиваясь в более глубокий смысл слова и не вслушиваясь между строк. Они слушают, что говорит говорящий, но не напрягаются, чтобы понять суть этих слов. Люди, которые слушают таким образом, склонны слушать логически, обращать внимание на содержание сказанного и не принимать во внимание эмоции и чувства, стоящие за сказанными словами. Они всегда остаются эмоционально отстраненными от общения. Такое слушание может привести к опасному уровню непонимания, потому что любая концентрация слушания ограничивается содержанием того, что говорится. В отличие от третьего уровня, где всем ясно, что тот, кто должен, не слушает, второй уровень опасен тем, что может вызвать серьезное непонимание, поскольку говорящий уходит в убеждении, что его услышали и поняли, что не является дело.
Третий уровень: фрагментарное слушание
Этот уровень характеризуется слушателем, который время от времени сосредотачивается и синтезирует с говорящим, а затем полностью дистанцируется и перестает слушать (погружается в собственные размышления или занят какой-либо другой работой). Это часто происходит на встречах, когда люди следят только за теми фрагментами, которые им нужны для конкретного обсуждения.
Характеристики активного слушания
Многие авторы, эксперты и психологи предлагают несколько шагов, правил и советов, чтобы стать лучшим слушателем. Первое правило слушания — говорить как можно меньше, т. е. давать собеседнику возможность высказать то, что он думает и хочет, не перебивая его и не навязывая собственного мнения (Ranogajec, 2007). Нельсон-Джонс (2004) в своей книге «Навыки практического консультирования и оказания помощи» предлагает несколько навыков активного слушания, в том числе: проявление уважения и принятия, перефразирование, размышление о чувствах, демонстрация понимания контекста и разнообразия, избегание препятствий для слушания и умение обобщать.
Как улучшить словесное общение?
Приложив немного усилий, следующие пять шагов помогут вам сделать каждую вашу беседу более успешной, а собеседнику чувствовать себя комфортно в вашем присутствии:
1 – Внимательно слушать собеседника
Во время разговора с другими с нами часто случаются следующие вещи:
- Мы прерываем других, когда они говорят, потому что хотим им что-то сказать, прежде чем мы это забудем;
- Мы прерываем их, потому что хотим добавить что-то к тому, что они только что сказали;
- Мы просто из вежливости позволили им высказаться, только чтобы наконец высказать свое видение вещей, но особо их не слушали.
Эти привычки нужно искоренить уже сегодня. Как? Когда вы вступаете в общение с человеком, просто примите решение слушать его внимательно и без осуждения, и без всякого намерения его перебить. Не стесняйтесь наклоняться к этому человеку, кивать головой и говорить такие слова, как «ммм», «да» и «я понимаю», чтобы показать, что вы активно слушаете.
Вот отличная метафора, которая поможет вам в этом: представьте, что ваши глаза — это лампы, и вы хотите подарить собеседнику ровный загар. Только кивая головой вверх и вниз, вы сможете придать собеседнику ровный цвет лица. Именно это создает чувство доверия между вами и другим человеком, что важно для успеха в общении.
2 – Используйте паузы в разговоре
С раннего возраста нас учили, что молчание в разговоре неприятно и что его следует избегать. Вот почему в разговоре часто бывает так, что мы хотим нарушить тишину, поэтому начинаем говорить только для того, чтобы что-то сказать, и часто начинаем нести чушь.
Если вы сделаете паузу на несколько секунд, прежде чем что-то сказать своему собеседнику, вы сделаете три хороших вещи:
- Вы действительно приняли во внимание всю информацию, которую вам сообщили, а это значит, что вы уважаете мнение другого человека, и что вы уважаете этого человека;
- Вы позволили себе услышать собеседника на более глубоком, вдумчивом уровне;
- Вы уменьшили риск перебить собеседника, если они не были выполнены и было что добавить.
3 – Задавайте уточняющие вопросы
В разговоре с другими никогда не предполагайте, что вы правильно расслышали информацию, предоставленную вам вашим собеседником, или что вы сами сделали правильный вывод! Это камень, на который натыкаются только любители. Так что не стесняйтесь задавать столько вопросов, сколько сможете, потому что человек, который задает вопросы, контролирует ход беседы. Всегда можно задать вопрос: «Что вы имеете в виду?». Это всегда побудит вашего собеседника дать вам больше информации.
4 – Перефразировать
Если вы перефразируете то, что сказал вам ваш собеседник, это будет для него знаком того, что вы активно слушаете. Сделать это можно такими фразами, как «Если бы я вас хорошо понял…», «Вы сказали, что…» и т. д. Перефразирование приведет к одному из двух возможных исходов:
- Вы правильно поняли собеседника, а перефразируя это вы подтвердите это, что обрадует собеседника, а доверие между вами повысится;
- Вы не поняли собеседника, вы перефразируете услышанное, а человек вас поправит и даст точную информацию.
5 – Используйте открытые вопросы
С помощью открытых вопросов вы не только покажете собеседнику, что активно слушаете, но и получите информацию, которую человек, возможно, не собирался вам говорить . Открытые вопросы — это те, которые начинаются со слов «Кто…», «Что…», «Когда…», «Как…», «Какой…», «Почему…», «Как получилось» и т. д. Обязательно используйте их в ваше следующее общение – вы будете удивлены той информацией, которую получите!
Чем полезно активное слушание?
Так же, как активное слушание требует от человека навыков вербального и невербального общения, развития чувства собственного достоинства, умения сопереживать другим, необходимо также научиться активно слушать. Только тогда он сможет конструктивно разрешать конфликты или определенные проблемы. Таким образом, конструктивное разрешение конфликтов возникает как следствие развития этих социальных навыков, особенно активного слушания.
- Активно слушая, вы даете собеседнику возможность наилучшим образом передать свое сообщение, и, что не менее важно, вы отправляете свое сообщение только после того, как поняли, что собеседник хочет вам сказать. Концентрируясь на том, что есть, а не на том, как сказано, вы наладите прямую и адекватную коммуникацию.
- Активно слушая, вы получите полезную информацию, избежите недопонимания и конфликтов, покажете заботу о собеседнике, поможете людям, с которыми общаетесь, яснее увидеть проблему и, наконец, выстроите доверительные отношения.
- Развитые навыки слушания позволяют другому человеку чувствовать себя комфортно, доверять слушателю и легко выражать то, что он хочет сказать.
Проведенные исследования и опросы показали, что существует неудовлетворенность людей чувством непонимания, потому что, по их мнению, их никто хорошо или недостаточно слушает или они не умеют слушать. А именно, считается, что люди, умеющие правильно слушать, создают чувство удовлетворения и самоуважения, увеличивая при этом количество позитивных и добрых отношений с окружением, что видно по положительным реакциям людей, с которыми они общаются, работать и жить. (Водопия и Вайс, 2010)
Цель активного слушания, согласно Роджерсу и Фарсону (1957), состоит в том, чтобы вызвать изменения в людях. Для достижения этой цели необходимо применять определенные методы, касающиеся того, что делать и чего избегать. Эти методики основаны на понимании того, что человек в течение жизни создает определенный образ самого себя, который не обязательно является реалистичным, но человек в общении с другими хочет сохранить и подтвердить его любой ценой. Если другой человек в общении каким-либо образом опровергнет этот сконструированный образ, говорящий займет оборонительную позицию, что легко порождает конфликты, непонимание и плохую коммуникацию.
Фарсон и Роджерс отстаивают точку зрения, согласно которой собеседник, который слушает, должен узнавать созданный им самим образ человека, говорящего с ним или с ней, а затем своим общением, которое часто осуществляется в форме подвопросов, позволять собеседника исследовать собственный образ. Собеседник, находясь в ситуации, когда ему не приходится защищать себя, получает возможность исследовать образ самого себя, увидеть, что и кем он является на самом деле, и принять собственное решение о том, как реалистично это. Только тогда они в состоянии измениться. Для такого общения необходимо создать атмосферу равенства и свободы, расслабления и понимания, принятия и тепла. Любой другой подход; оценочный, нравоучительный, осуждающий или, наоборот, превозносящий собеседника, неправилен, поскольку вызывает страх. Страх — величайший враг общения.
Общение является ключом во всех типах отношений. Тантра подчеркивает и активно развивает этот мягкий навык, чтобы создать более прочную связь с собой и другими. Попробуйте наш тренинг по тантрическому методу, который включает в себя ежедневные практики, которые вы можете сразу внедрить в свою жизнь.
ССЫЛКИ:
Карнеги, Д. (2014). Kako steći komunikacijske vještine. Загреб: VBZ
Брдар, И. (2006). Психология общения. Риека, Филозофский факультет.
Лейнерт Новосель, С. (2012). Коммуникационный компас. Загреб: Плеяда.
Нельсон-Джонс, Р. (2004). Практические навыки консультирования и помощи (4-е изд.). Лондон: Сейдж.
Петц, Б. (1992 г.): Психологический речник, Загреб, Просвета.
Раногаец Б. (2007 г.). Slušati sugovornika dvostruko više nego govoriti. Пословный дневник.
Роджерс, Ч.Р., Фарсон, Р.Э., и Чикагский университет. (1957). Активное прослушивание . Чикаго: Центр производственных отношений Чикагского университета.
Водопия, Ш., Вайс, А. (2010). Vještina slušanja u komunikaciji i medijaciji : priručnik i savjetnik za uspješnu komunikaciju. Задар: Наклада.
Использование активного слушания для более эффективного общения
Использование активного слушания для более эффективного общения
Статьи
Умение слушать необходимо для успешного общения на всех уровнях и является одним из самых важных и полезных навыков, которыми мы можем обладать, как для личного, так и для профессионального успеха. И хотя мы используем его во всех контекстах, чтобы получать информацию, понимать или учиться, мы проводим школьные годы, учась читать, писать и говорить, но почти не тратим времени на то, чтобы научиться по-настоящему слушать.
Исследования показывают, что мы помним только от 25 до 50% того, что слышим, как показано в конусе опыта Эдгара Дейла. Это потому, что слушание — это не то, что происходит естественным образом (как слушание), а активный процесс, в ходе которого сознательно принимается решение слушать и понимать сообщения говорящего.
Если вы станете лучше слушать, вы сможете повысить свою продуктивность и способность влиять, убеждать и вести переговоры. Кроме того, вы избежите конфликтов из-за недопонимания. Способ улучшить в этом отношении — практиковать «активное слушание», а именно уделять полное внимание собеседнику и пытаться понять передаваемое сообщение полностью. Активное слушание — это навык, который можно приобрести и развить с помощью репетиций.
Есть несколько методов, которые вы можете использовать, чтобы стать более эффективным слушателем:
Будьте в присутствии . Не отвлекайтесь на то, что происходит вокруг вас, на ваш собственный ход мыслей или на обдумывание контраргументов, пока другой человек все еще говорит. Смотрите прямо на говорящего и уделяйте ему/ей все свое внимание.
Продемонстрируйте свой интерес , используя как вербальные, так и невербальные сообщения, такие как время от времени кивая, улыбаясь, говоря «да» или просто «м-м-м/угу», чтобы побудить говорящего продолжить. Среди других невербальных признаков слушания также можно упомянуть: легкий наклон вперед или даже зеркальное отражение позы или выражения лица говорящего. Получая такой ответ, говорящий обычно чувствует себя более комфортно и поэтому общается более открыто и честно.
Обдумайте сказанное, задайте вопросы и дайте обратную связь . Обобщите комментарии говорящего, используя основные моменты его сообщения и перефразируя их своими словами, таким образом давая возможность говорящему поправить вас, если это необходимо.
Попробуйте использовать следующие выражения, чтобы убедить говорящего, что вы поняли, что он говорит:
- Похоже, вы говорите…
- Посмотрим, правильно ли я понял…
- Итак, вы видите это как…
- Кажется, я слышу…
- Думаю, ты имеешь в виду…
Если он/она согласится, вы будете знать, что находитесь на той же странице.