Волюнтаризм что это: Волюнтаризм | это… Что такое Волюнтаризм?

Содержание

Волюнтаризм — что это такое простыми словами

Обновлено 23 июля 2021 Просмотров: 100 760 Автор: Дмитрий Петров

«Мечта никак в расчёты не вмещалась».
Наталья Резник

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие слово волюнтаризм знают по фильму «Кавказская пленница», но там смысл этого термина раскрыт не до конца.

Поэтому мы сегодня поговорим про то, что такое волюнтаризм, насколько оправдана такая линия поведения и в каких областях деятельности человека он проявляется ярче всего.

Волюнтаризм — это…

Что такое волюнтаризм, как это ни смешно, объясняется простыми словами популярной песенки: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Можно то можно, но как?

Вот я – очень хочу полететь в космос. Но возраст не тот, здоровье не айс, и б/у филологи вряд ли востребованы на орбите. Если я, несмотря на все обстоятельства и объективные данные, все же продолжу биться головой о стену Байконура, то это и будет проявлением волюнтаризма.

В самом общем смысле волюнтаризм – это настойчивое стремление добиться своей цели без учета факторов объективной реальности и последствий.

Противовес волюнтаризма – детерминизм, утверждающий, что все в этом мире закономерно и взаимосвязано.

В разных областях знания и в разные времена понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но в основе его всегда лежит категория воли. Само слово образовано от латинского voluntas – воля.

Термин появился в 1883 году благодаря Фердинанду Тённису – немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей ведет к образованию устойчивых социальных групп.

Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.

Политический волюнтаризм

Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.

Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.

Волюнтаризм в политике – это деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:

  1. отчуждение народа от политической власти;
  2. бюрократическая модель управления;
  3. отсутствие политической культуры и т.п.

Экономический волюнтаризм

Из политического логически вытекает и понятие экономического волюнтаризма.

Эта система экономического управления, пренебрегающая требованиями законов экономики, тормозящая экономический рост и провоцирующая кризисы.

В российской, да и мировой истории экономический волюнтаризм не раз становился причиной масштабных кризисов.

Самыми примечательными фактами можно назвать игнорирование нарастающих проблем крепостного права (это как?) и вызванный этим провал урожайности зерновых в середине XIX века, аграрные реформы Столыпина и громкое снятие любителя кукурузы Н. С.Хрущева с официальной формулировкой «волюнтаризм».

Философия волюнтаризма

Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.

Можно выделить два основных направления в понимании воли:

  1. Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
  2. Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).

Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.

Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.

Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.

Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.

«До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли».
Артур Шопенгауэр

Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.

В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.

«Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти».
Фридрих Ницше

Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.

Волюнтаризм в психологии

Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.

Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.

Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, а человек способен проводить наблюдения за собственным сознанием, используя метод внутренней перцепции (восприятия).

У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.

Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.

Особая семантика слова на Западе

Понятие волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилось в Америке с позитивной коннотацией.

Это, прежде всего, обосновано исторически. В Новом Свете именно воля определяла успех. Сюда ехали начинать с нуля, здесь до сих пор в ходу «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.

Предполагается, что любой человек, обладая волей к движению вверх, может выбраться на высочайшие социальные уровни, невзирая на стартовый бэкграунд.

Заключение

В заключение хотелось бы привести цитату одного современного российского политика, как мне кажется, очень точно и красиво сформулировавшего диалектическую суть волюнтаризма:

«Человек с сильной волей в состоянии изменить не только себя, но и окружающую среду, во благо или во имя зла — зависит от разумности воли».
Виктор Алексеевич Зубков

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Что такое волюнтаризм простыми словами и его примеры из жизни

У термина “волюнтаризм” много значений, в том числе, связанные с экономикой, философией, политикой и психологией. Но, несмотря на разницу в направлениях знаний, определение этого термина примерно одинаковое. Оно заключается в желании достичь цели несмотря на объективные обстоятельства, без учета возможных последствий. В философии под “волюнтаризмом” понимается еще и человеческая (или Божья) воля, как основной двигатель прогресса. Как его понимать и что является волюнтаризмом сегодня?

В этой статье:

Что такое волюнтаризм простыми словамиИз истории терминаВолюнтаризм в философииПримеры волюнтаризма в политикеВолюнтаризм в психологииКогда волюнтаризм – это хорошоНегативные примерыКино с подтекстомВопрос значений и решений: воля, судьба или никто?

Новости СМИ2

Что такое волюнтаризм простыми словами

Фото: @pixabay

Есть на свете вещи, которые ты делаешь под воздействием разума. К примеру, выбираешь университет, в котором будешь учиться, или организацию, где планируешь работать. Ты учитываешь множество объективных факторов, как: удобство расположения, перспектива личностного и карьерного роста, доход и другие составляющие.

И так же есть вещи, которые ты делаешь необдуманно. “Хочу поехать по левой стороне дороги, а не по правой”, “пойти на учёбу в пижаме” и прочее – примеры того, что мышление и логика отнюдь не всегда сопровождают человека в его поступках.

Просто в текущий момент времени тебе хочется поступить так, а не иначе. Это твоя воля, а поступки, совершенные в результате доминирования воли (или желания) над разумом, являются волюнтаризмом.

Из истории термина

Впервые понятие “волюнтаризм” было употреблено немецким социологом Фердинандом Тённисом, который использовал его в качестве определения “произвольному решению”. Случилось это в далёком 1883 году, но сама идея о приоритете воли в жизни человека гораздо старше, и уходит во времена краха античного мировоззрения.

Собственно, до появления этой идеи считалось, что миром правит разум и мышление. Но обосновать большинство человеческих нелогичных и иррациональных поступков доминированием мышления над другими процессами, видимо, не удалось. И контроль над психическими процессами “передали” человеческой воле.

Что такое здравый смысл?

Уже в начале 400-х годов н. э. религиозный мыслитель Августин предположил, что именно воля управляет действиями материального и духовного начала: побеждает к саморазвитию, вдохновляет на реализацию каких-либо идей и прочее.

Позднее эту идею расширили Шопенгауэр и Гартман, возведя “волю” в абсолют. А уже на основании учений этих немецких философов появилась мысль об иррациональном двигателе влечений и поведений человека, так как воля не связана с мышлением.

Волюнтаризм в философии

В философском движении термин употребляется в отношении идеалистических направлений, которыми движет стихийная, иррациональная, индивидуальная или другая воля. По мнению сторонников волюнтаризма, он есть основой мироздания.

Кстати, именно это является поводом для пессимизма, так как, с одной стороны, в мире преобладают силы, неподвластные человеку, а с другой, – субъективная воля нарушает более-менее устойчивые социальные структуры.

Примеры волюнтаризма в политике

Политический волюнтаризм – это “игра без правил”. Она объединяет методы пропаганды, манипуляции сознанием, приемы нейролингвистического программирования и иные формы навязывания собственной позиции без учета мнения общества. Такая форма насаждения собственной воли основана чисто на личных интересах и редко имеет связь с реальной жизнью общества.

К примеру, отказ от межгосударственного сотрудничества в области самолетостроения из-за некоторых разногласий на политической арене в одночасье лишает сотни первоклассных специалистов работы. Это волюнтаризм.

Внезапная отмена рождественских каникул ломает планы всем сотрудникам фирмы. Часть из них уже купила путёвки на отдых для своей семьи. Часть – планировала провести выходные дома. Но решение руководства стало громом среди ясного неба, и всем пришлось отказаться от своих намерений. Это тоже волюнтаризм. И так далее.

Giphy

Волюнтаризм в психологии

Интересен волюнтаризм и с точки зрения психологии, где он является своеобразным аналогом силы воли (в контексте “захотел-сделал”).

По Вундту и Мюнстербергу данное понятие подразумевает преобладание воли отдельного индивида или группы людей над другими психическими процессами. То есть, при волюнтаризме ты самостоятельно ставишь перед собой цель и выбираешь пути её достижения, придерживаясь выбранного курса. Тебя не отвлекают возможные последствия, внешние раздражители и другие нюансы, так как доминирующим фактором на пути к цели являются личные убеждения.

Но ты готова брать на себя ответственность за действия и поступки, которые совершаешь для достижения этой цели.

Когда волюнтаризм – это хорошо

“Землю – крестьянам, фабрика – рабочим” – не только здоровое разделение обязанностей по призванию и способностям, но и эффективный пример волюнтаризма. Фактически, таким способом превалирующее большинство общества получало возможность быть на своем месте и выполнить то, что умело.

Фото Toa Heftiba on Unsplash

Другой пример – система поощрений на работе. Система премий и надбавок практикуется почти на всех предприятиях вне зависимости от их форм собственности. Основной её постулат держится на рациональном мышлении: удерживать перспективных сотрудников выгодной системой бонусов. Но есть и свои исключения.

К примеру, ты работаешь менеджерам по продажам в Интернете. По итогам квартала твои показатели оказались ниже, чем у других сотрудников отдела. При том ты продала гораздо больше конкретного товара, чем остальные работники. Оставив этот факт без внимания, руководство рискует потерять если не самого работника, то твое рвение в этом направлении в следующем квартале.

В итоге, ты получаешь премию и тем самым подтверждаешь существование на предприятии здорового волюнтаризма. Как в анекдоте: бригаде, работающей на дне карьера, привезли аванс. Так быстро по карьерной лестнице не поднимался никто. Таким образом, “произвольное решение”, о котором говорили философы, социологи и психологи на протяжении веков, вполне может стать двигателем капитализма и в современных условиях, что выгодно как работникам, так и работодателям.

Негативные примеры

Отнюдь не всегда проявления волюнтаризма являются безобидными для общества и человека. К примеру, царь Ирод за спонтанное желание самым ужасным образом избавиться от младенцев мужского пола, вошёл в историю как детоубийца.

Фото автора Artem Podrez: Pexels

Традиционно под волюнтаризмом в его негативной характеристике понимается и политика Хрущёва, в период правления которого наступил “культ кукурузы”. Последнюю стали повсеместно выращивать на полях Союза, рекламировать в кино и мультфильмах… Так воля одного человека “переключила” всю аграрную отрасль страны, задев и сферу искусства. 

Кино с подтекстом

Наверняка ты смотрела фильм режиссера Леонида Гайдая “Кавказская пленница”. Персонаж Никулина отправляет в рот виноградину и причитает, мол, “волюнтаризм”. Тут же его предостерегают: “В моём доме попрошу не выражаться”.

Внимательные зрители знают, что фильм снят в период смены власти: на место Хрущёва (“покорителя целины” и “главного сеятеля кукурузы”) пришел Брежнев. Стало модным вменять в вину иррациональность таких глобальных решений ушедшей власти, в экономическую обоснованность которых тогда мало кто верил.

Вопрос значений и решений: воля, судьба или никто?

Основной принцип волюнтаризма Ницше и Шопенгауэра

Вопрос касательно смысла жизни всегда волновал человеческий разум. На данный вопрос каждый может дать собственный ответ. Но каждое понятие так или иначе связано со свободой

Термин «волюнтари́зм» возник ещё в XIX веке. В переводе с латинского языка (по словарю) его можно понимать как игнорирование воли общества и отведение решающей роли человеческой воле, последствием которой и является поведение. Воля является проявлением субъективного начала. Данное обстоятельство определяет развитие общества. 

Известный немецкий философ Ницше, которому часто могут приписывать появление данного определения, всего лишь является основоположником собственного учения, отсылающего нас к волюнтаризму. Ницше был большим поклонником философии Шопенагауэра, на основе которой и создал свою работу «Учение о воле к власти». В конце жизни его психологическое здоровье

Для волюнтаристской морали характерно отрицание и игнорироввание фактора «божественного бытия». Действие и влияние идеалистического взгляда в волюнтаристских убеждениях можно увидеть как в политическом и экономическом направлении, так и в общественном.

Волюнтаристская теория Шопенгауэра заявляет, что реальный мир как объект познания есть лишь явление. Воля, в его понимании, это не власть, а сила, способная становиться причиной волевого порыва.

Если глубже разбираться в волюнтаризме, то его довольно просто проецировать на современную реальность. Примером этому может служить навязчивое стремление к цели, когда человек склонен добиваться всего, несмотря ни на что.

Использовать нагрузку как основной движущий и стараться лишь добиться заветного желаемого результата значит быть абсолютно слепым к истинному желанию своего тела, отсутствие способности слышать его.

Человек не берет в учет время и собственное здоровье, не пытает обращаться к волюнтаристским принципам, не давая себе даже простого отдыха, когда его воля буквально кричит об этом.

Значение термина «детерминизм»

Детерминизм – это учение (не философское) о зависимости каждого явления, которое будет происходить, с определенным фактором. Это научно обоснованный подход, который выдвигает закон о том, что у любого произвольного психического процесса есть определенная причина.

На практике детерминизм находит применение в области психологии, экономики, политики и в социальной науке (социологии).

Каждое психическое явление определяет наша деятельность. Основоположником теории детерминизма считается греческий философ Демокрит, который выдвинул мысль о том, что человек, как и вся природа, состоит из атомов, а душа – лишь главный источник энергии тела. Его дело продолжили многие великие умы.

Философия марксизма также внесла свой вклад и выдвинула мнение о том, что сознательность человека зависит от объективного условия, а также от социального и экономического факторов.

Основная идея фатализма и волюнтаризма

Фатализм в определенном плане схож с волюнтаризмом, но основным средством, которое в том числе определяет историю, называют судьбу и рок, а не волю человека. Значение имеет лишь то, что заранее определенное течение судьбы не изменить: бесполезно биться головой о стену и пытаться что-то изменить.

История знает много примеров фатализма. Мог ли первый советский корабль полететь в космос не с Байконура? А может быть, он мог и вообще не выйти на орбиту? Никто уже не может утверждать ничего наверняка, потому что сегодня это достижение уже является важной страницей в истории России и ССР.

Некий научный интерес фатализм все-таки представляет. Также он противопоставляет свою точку зрения концепциям волюнтаризма и анархизма, говоря о том, что свобода человека – это фикция. Любое действие или событие уже заранее предопределено.

Это не значит, что нам известен конечный результат. Просто в теории можно рассчитать вероятность какого-либо события. А значит фактор случайности уже пропадает. Например, отличным примером будет игра в казино: казалось бы, это дело случая, но вероятность попадания шарика крупье на ту или иную секцию теоретически все равно можно рассчитать.

Причем тут анархизм и что означает это слово?

Философия анархизма игнорирует любую форму власти. Согласно ей считать первичным хозяином своей свободы можно только самого индивида. Анархизм представляет из себя стремление к анархии.

В противовес анархизму могут употребляться такие слова как: культура, хозяйственный и смысловой порядок, диктатура.

Концепция же анархизма заявляет, что власть противоречит добровольному желанию человека. Она уверяет, что это связывает человека. Признавать его истинно свободным и говорить об этом можно лишь при условии отсутствии любого средства давления на его волю (коим и выступает страна или государство).

Понимание государства в глазах анархистов является лишь резко негативным и воплощает в себе настойчиво стремление пренебрегать человеческой личностью и попытку заставить её принимать правила руководства, без права выбора и без учета собственного желания.

Совершенно противоположную позицию выказывал древнеримский богослов, которого сейчас можно назвать социологом, Аврелий Августин. Он рассматривал государство, а особенно – мир в нем, самую большую ценность.

волюнтаризм Определение и значение — Merriam-Webster

волю·​ун·​таризм ˈvä-lən-tə-ˌri-zəm 

1

: принцип или система выполнения чего-либо с помощью добровольных действий или добровольцев или с опорой на них

2

: теория, которая считает волю доминирующим фактором в опыте или в мире

волюнтарист

ˈvä-lən-tə-rist

существительное

волюнтаристский

ˌvä-lən-tə-ˈri-stik

прилагательное

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Флиттнер также является членом правления Indiana Wish и президентом Молодежной лиги Индианаполиса, организации женщин, которая стремится помочь сообществу в течение 9 лет. 0031 волюнтаризм

и поддержка женщин. — Мэдисон Смальстиг, The Indianapolis Star , 21 октября 2022 г. Пичаи считает такой волюнтаризм хорошим сплочением команды, особенно для более гибридной рабочей силы. — Рэндалл Лейн, Forbes , 3 октября 2022 г. Тем не менее, третий месяц войны Россия, а не Соединенные Штаты, борется с беспрецедентной волной хакерских атак, которая переплетается с деятельностью правительства, политической волюнтаризм и уголовное преследование. — Washington Post , 1 мая 2022 г. Чтобы быть рассмотренными, кандидаты должны заниматься волонтерской деятельностью вне школы и уделять особое внимание поощрению волюнтаризма , а также помогать другим в раскрытии их потенциала. — Наталья Джонс, sun-sentinel.
com
, 17 марта 2022 г. Перевод, какой волюнтаризм и демократия не помогут, бизнес должен. — Эндрю Статтафорд, National Review , 28 января 2022 г. Отмечая отход от волюнтаризма , от которого администрация зависела до этого момента, президент следует науке, приняв силовую модель, которая сейчас внедряется для городских служащих в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. — Юлиан Зелизер, 9 лет.0031 CNN , 29 июля 2021 г. Законопроект был попыткой восстановить волюнтаризм американских трудовых отношений и вернуть рабочим основную свободу ассоциации: право воздерживаться от членства в профсоюзе. —Майкл Уотсон, National Review
, 19 октября 2020 г. На практике, особенно сейчас, общественное волюнтаризм такого рода могло бы лучше служить обществу. — Джон Браммет, 9 лет.0031 Арканзас Онлайн , 9 августа 2020 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «волюнтаризм». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1838, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование волюнтаризма было в 1838 году

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи рядом с

волюнтаризм

увеличивать объем

волюнтаризм

добровольный

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Волюнтаризм.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/voluntarism. По состоянию на 24 марта 2023 г.

Copy Citation

Еще от Merriam-Webster о

волюнтаризме

Britannica.com: Энциклопедическая статья о волюнтаризме

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи других определений и расширенный поиск без рекламы!

Мерриам-Вебстер без сокращений

Волюнтаризм — Энциклопедия Нового Света

Волюнтаризм в своей основе представляет собой теорию действия, согласно которой воля имеет приоритет над интеллектом. Воля традиционно понимается как способность делать выбор и принимать решения, тогда как практический интеллект относится к способности делать обоснованные суждения о том, какие действия следует выполнять. Волюнтаризм применительно к божественной деятельности дает представление о морали, происходящей от воли Бога. Это полезно отличить как теологический волюнтаризм , учение о том, что действия правильны (или хороши), потому что их желает Бог. Теории этики Божественного повеления являются разновидностью теологического волюнтаризма. Этический волюнтаризм — это учение о том, что правильность или неправильность действий зависит от того, как было совершено действие, а не от его последствий.

Содержание

  • 1 Волюнтаризм
  • 2 Богословский волюнтаризм
  • 3 Этический волюнтаризм
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
    • 5.1 Общие источники по философии
  • 6 кредитов

Волюнтаризм

Волюнтаризм (от латинского: voluntas , что означает «воля») — теория действия, согласно которой воля преобладает над интеллектом. Воля традиционно понимается как способность формировать намерения, принимать решения и делать выбор. Интеллект понимается как познавательная сила, имеющая как теоретические, так и практические компоненты. Теоретический интеллект отвечает за мышление и формирование убеждений, тогда как практический интеллект отвечает за формирование суждений о том, что лучше всего делать.

Волюнтаризм лучше всего понять в отличие от интеллектуализма. По мнению одного из крупнейших интеллектуалов Фомы Аквинского, воля подчинена практическому интеллекту. Практический интеллект выносит суждение о том, что должно быть совершено какое-то действие, а воля принимает решение сделать то, что судит практический интеллект. Воля — это способность, которая позволяет агентам быть мотивированными к действию на основе их рациональных размышлений о том, какие действия лучше всего выполнить. Аквинат считается интеллектуалом, потому что он считает, что воля подчинена интеллектуальному суждению о том, что хорошо. Хотя можно ошибиться в том, что хорошо, нужно желать того, что кажется лучшим в данных обстоятельствах. В этом отношении воля связана с суждением практического разума: воля решает сделать то, что лучше всего судит практический интеллект.

Волюнтаристы отрицают, что воля ограничена интеллектом при решении действовать. Волюнтаризм берет свое начало в трудах святого Августина, святого Ансельма и Джона Дунса Скота, но достигает своего наиболее сложного уровня развития в работах Уильяма Оккама. В отличие от Фомы Аквинского, который считает, что воля мотивирована тем, что лучше всего оценивает интеллект, Оккам полагает, что человек может даже решиться совершить действие, которое он считает совершенно неоправданным. Можно сознательно отвергать то, что кажется лучшим, и желать делать зло ради зла, то есть не думая, что зло есть добро. Оккамовский волюнтаризм определяется утверждением, что оценка интеллектом определенного действия как наилучшего не полностью объясняет его выполнение. Оно всегда открыто для воли отвергнуть суждения интеллекта. В этом отношении воля более фундаментальна, чем суждения практического разума в определении действия.

Теологический волюнтаризм

Теологический волюнтаризм — это метаэтическая доктрина, согласно которой действия являются правильными в силу того, что Бог желает их.

Например, дети должны чтить своих родителей, потому что так хочет Бог. Божественное повеление Теории этики являются разновидностью теологического волюнтаризма. Значение использования ярлыка «теологический волюнтаризм», а не «теория божественного повеления», состоит в том, чтобы допустить возможность того, что мораль зависит от других аспектов воли Бога, помимо его повеления.

Теологический волюнтаризм полезно понимать как приложение волюнтаризма как теории действия к божественной деятельности. Согласно волюнтаризму и в отличие от интеллектуализма, действие Бога не ограничивается его знанием добра. Его воля не зависит от его интеллекта, так что ему не нужно делать то, что он считает лучшим. Более того, поскольку Богу не нужно желать добра и поскольку он всемогущ, отсюда следует, что он может сделать все, что логически возможно. Критерием логической невозможности является противоречие: хотя Бог не может создать женатого холостяка, он может сделать так, чтобы убийство было морально правильным. Ибо утверждение, что убийство морально правильно, может быть ложным, но оно не противоречит. Оккам заключает, что Бог был бы способен сделать убийство морально правильным только в том случае, если правильное и неправильное зависели бы от его воли. Таким образом, воля Божья является высшим источником нравственных требований.

Часто считается, что теологический волюнтаризм сталкивается с фатальной трудностью, заключенной в проблеме Евтифрона. В диалоге Платона Евтифрон определяет святость следующим образом: «Я бы сказал, что святое есть то, что любят все боги, а противоположное, то, что ненавидят все боги, нечестиво». В ответ Сократ спрашивает: «Любят ли боги то, что свято, потому что оно свято, или оно свято, потому что любимо?» (10а). Этот вопрос можно переформулировать в терминах правильного действия, добродетели или любого другого нормативного свойства. Например, являются ли правильные действия правильными, потому что Бог повелевает им, или Бог повелевает им, потому что они правильные? Является ли исполнение обещания правильным, потому что так повелевает Бог, или же Бог считает выполнение обещания правильным, потому что это правильно — Бог знает, что это правильно? В первом случае Бог делает все правильно — не существует независимого стандарта правильности, независимого от того, чего хочет Бог. Эта первая возможность составляет сущность богословского волюнтаризма: моральное право есть продукт божественной воли. В последнем случае существует независимый стандарт правильности, стандарт, известный Богу и выражаемый Его заповедями. Дилемма состоит в том, что обе эти альтернативы проблематичны для богословского волюнтаризма. Согласно первому варианту, Божьи повеления произвольны, потому что Он мог бы точно так же повелеть, что выполнение обещания является неправильным; во втором варианте правильность выполнения обещаний не зависит от воли Бога.

Этический волюнтаризм

В то время как теологический волюнтаризм представляет собой метаэтическую доктрину о природе добра и зла, этический волюнтаризм представляет собой взгляд на носителей нравственных свойств. Этический волюнтаризм — это учение о том, что правильность, неправильность, добродетель или порочность (и т. д.) действия зависят от того, как оно устроено. Акты воли, а не действия как таковые, являются фундаментальными целями моральной оценки. В своем историческом развитии элементы этического волюнтаризма присутствуют в трудах святого Августина, Петра Абеляра, Иоанна Дунса Скота, Уильяма Оккама и Иммануила Канта.

Уильям Оккам утверждает, что все действия сами по себе морально нейтральны — ни хорошие, ни плохие. Одно и то же действие может быть хорошим, если оно совершается с одним намерением, и плохим, если оно совершается с другим. Пример Оккама — это человек, который ходит в церковь с намерением восхвалять и почитать Бога, в отличие от того, кто ходит в церковь с намерением прославить себя. Он утверждает, что само действие — посещение церкви — одинаково в обоих случаях, но моральное качество действия меняется в зависимости от намерения агента. Это говорит о том, что намерения являются основными носителями нравственных качеств, а не действия как таковые. Это форма этического волюнтаризма, поскольку намерения, находящиеся непосредственно под контролем воли, являются основными носителями нравственной ценности.

Этическая теория Канта также может быть понята как разновидность этического волюнтаризма. В своей работе «Основы метафизики морали» Кант проводит различие между действиями, совершаемыми в соответствии с долгом, и действиями, совершаемыми по мотиву долга. Он указывает на то, что правильное действие — действие в соответствии с долгом — такое, как честное обращение бакалейщика со своими покупателями, вряд ли будет морально похвальным поступком, если оно мотивировано личными интересами — например, желанием завоевать репутацию. за честность, чтобы сделать хороший бизнес. Это снова предполагает, что фундаментальными свойствами моральной оценки являются не сами действия, а то, как они совершаются. Кант продолжает утверждать, что только действия, совершаемые из мотива долга — склонность поступать правильно, потому что это правильно, — безусловно ценны. В этом отношении этика Канта является разновидностью этического волюнтаризма, поскольку ценность придается акту воли, мотивирующему действие, а не самому действию.

Одним из важных мотивов этического волюнтаризма является отделение моральной оценки от моральной удачи. Моральная удача — это термин, введенный Томасом Нагелем (1976) и Бернардом Уильямсом (1981), относящийся к степени, в которой факторы, находящиеся вне контроля человека, могут влиять на его или ее моральное положение. Например, разница между убийством и покушением на убийство зависит от того, попадает ли убийца в цель, что само по себе может зависеть от таких условий, как ветер, видимость и наличие пуленепробиваемых жилетов. Этический волюнтаризм отрицает, что успешное выполнение или несовершение действия на самом деле изменяет моральное качество действия. Например, если два человека формируют намерение совершить прелюбодеяние, но только один получает возможность совершить действие, их моральное положение точно такое же. Это аргумент против моральной удачи, поскольку получение человеком возможности осуществить намерение часто зависит от факторов, находящихся вне его контроля.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Абеляр, стр. 1136-39. Этика . транс. и изд. Д. Ласкомб. Оксфорд: Кларендон Пресс, 1971; Издательство Оксфордского университета, 2002. ISBN 0198222173
  • Адамс, М. 1987. Уильям Оккам . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам.
  • Адамс, М. 1987. Уильям Оккам: волюнтарист или натуралист? в Дж. Виппеле (ред.) Исследования по средневековой философии . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета.
  • Аквинский, Т. 1265-74. Сумма богословия . изд. Т. Гилби (Gilby). Лондон и Нью-Йорк: Blackfriars, 60 томов, Cambridge University Press, 2006. ISBN 0521029090
  • Аристотель. в. середина 4 века г. до н.э. Никомахова этика . транс. и отмечает Т. Ирвин. Индианаполис, Индиана: издательство Hackett Publishing Company, 1985. ISBN 0872204642
  • Бурк, В. 1964. Воля в западной мысли . Нью-Йорк: Шид и Уорд.
  • Кортни, WJ 1984. Завет и причинность в средневековой мысли . Лондон: Вариорум. ISBN 0860781542
  • Freppert, L. 1988. Основа морали по Уильяму Оккаму . Чикаго, Иллинойс: Franciscan Herald Press. ISBN 0819909181
  • Идзиак, Дж. М. 1980. Мораль Божественного повеления: исторические и современные чтения . Нью-Йорк. Эдвин Меллен Пр, 1980. ISBN 0889469695
  • Кан, К. 1988. Обнаружение воли. в Дж. Диллоне и А. Лонге (ред.) Вопрос об «эклектике» . Беркли, Калифорния: University of California Press, 1997. ISBN 0520206967
  • Кант, I. 1996. Практическая философия . изд. и транс. М. Дж. Грегор, предисловие А. В. Древесина. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999. ISBN 0521654084
  • Кеннеди, Л. 1986. Питер из Айли и урожай философии четырнадцатого века . Квинстон, Онтарио: Меллен. Эдвин Меллен Пресс, 1987. ISBN 0889463077
  • Кент, Б. 1996. Добродетели воли: трансформация этики в конце тринадцатого века . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1995. ISBN 0813208297
  • Кинг, П. 1999. Этическая теория Оккама. в П. Спейде (ред.) Кембриджский компаньон Оккама . Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета.
  • Нагель, Т. 1976. Моральная удача. в Смертных Вопросах . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1979, 1991. ISBN 0521406765
  • Oakley, F. 1964. Политическая мысль Пьера Д’Айи . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
  • Оберман, Х. 1963. Урожай средневекового богословия . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. Бейкер Академик, 2001. ISBN 0801020379
  • Пинк, Т. 1997. Причина и действие. Труды Аристотелевского общества , 263-80.
  • Платон. ок. 395-387 г. до н. э. Евтифрон, изд. Дж. Бернет, в Евтифрон Платона, Апология Сократа и Критон . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1924; транс. Р.Э. Аллен, Сократ и юридические обязательства, Миннеаполис, Миннесота: University of Minnesota Press, 19. 70. AMS Press, 1924. ISBN 0404153224
  • Уильям Оккам. 1322-27. Quodlibeta septem (Quodlibetal Questions), в Opera Theologica . Сент-Бонавентура, Нью-Йорк: Францисканский институт, том. IX; транс. А.Дж. Фреддозо и Ф. Э. Келли. Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1991, 2 тома, Лондон: Routledge.
  • Уильям Оккам. 1977. Философские сочинения (Подборка) . изд. П. Бонер. Индианаполис: Боббс-Меррилл. Издательская компания Hackett, 1990. ISBN 087220079.5
  • Уильямс, Б.А.О. 1981б. Моральная удача . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1982. ISBN 0521286913
  • Уолтер, А. 1990. Философское богословие Джона Дунса Скота . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0801423856

Внешние ссылки

Все ссылки получены 10 мая 2020 г.

  • Теологический волюнтаризм, Стэнфордская философская энциклопедия
  • Волюнтаризм, Интернет-энциклопедия философии

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Проект Гутенберг

Авторы

Энциклопедия Нового Света автора и редактора переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts