2 года воспитание: Развитие детей от 2 до 3 лет

Ребенку 2 года: питание, воспитание, развитие

Яркой особенностью предыдущего «годового» периода развития малыша было постоянное исследование мира и неутомимое любопытство.

Кажется, еще совсем недавно на праздничном торте по случаю дня рождения вашего крохи гордо возвышалась одна свечка. Но время промчалось быстро и вот впереди уже новое знаменательное событие: ребенку исполняется 2 года! И свечек станет в два раза больше… А хлопот в два раза меньше – так надеются родители. Но подрастающий человечек тем временем наслаждается жизнью и продолжает развиваться, умиляя все новыми достижениями.

РЕБЕНКУ В 2 ГОДА ИНТЕРЕСНО ВСЕ!

Яркой особенностью предыдущего «годового» периода развития малыша было постоянное исследование мира и неутомимое любопытство. И теперь, когда ребенок уже немного подрос и ему уже 2 года, оно никуда не исчезло. Наоборот – жажда познания окружающего лишь набирает силу! Все эти нелепые и непонятные (с точки зрения родителей) эксперименты часто вызывают раздражение. «Для чего он натягивает свою шапку на кота? Зачем размазал кашу по стенке?!» Как бы ни было тяжело вам, мамы и папы, поверьте: все это – очень важный этап. Слишком активные попытки «приструнить» шустрика и настойчиво убедить его «быть умницей» оказывают в первую очередь тормозящее действие на его развитие. Малышу же в возрасте 2 года жизненно необходим активный процесс исследования для приобретения знаний, опыта и полноценного формирования.

Надел шапку на голову кота? Так ведь он сам идет на прогулку в шапочке. Почему его любимец должен выходить на улицу без головного убора? Ему же будет холодно. А каша… Чем не материал для творчества? Она такая теплая, мягкая и так красиво растекается по стенке! Интересно, а коту тоже понравится эта каша?

Любопытство к окружающим вещам и предметам у ребенка было и раньше. Но в возрасте 2 лет он интересуется всем «по-новому»: не только чисто внешними характеристиками объектов, а пытается установить их скрытые особенности и свойства. К тому же у большинства детей в 2 года начинается период «почемучек» и ребенок настойчиво пытается добиться ответа на свои вопросы. Итак, любопытство «перерастает» в любознательность!

Конечно, многие ситуации «познания» очень волнуют родителей, так как бывают не всегда безопасны для малыша (или для вещей). Да и терпения для «проказ» часто не хватает, как и сил для неусыпного контроля. Что же делать? Играть и экспериментировать вместе с непоседой, показывать, рассказывать, объяснять и направлять в нужное русло. Взаимодействие с ребенком в возрасте 2 года – основной прием воспитания в этот прекрасный период его жизни.

РЕБЕНОК 2 ГОДА: РАЗВИТИЕ

В 2 года ребенок невероятно подвижен! С тех пор как он овладел ходьбой, он радуется каждой возможности активно передвигаться. Походка ребенка в 2 года становится все увереннее, координация движений все лучше, и отпадает необходимость расставлять ножки для устойчивости. Карапуз обожает прыгать вверх–вниз, бегать, залезать на лесенку, совершенствуя свои умения с каждым разом. Жизнерадостность и живость непоседы в этом возрасте поражают. Кажется, этот вертлявый «шилопоп» находится в постоянном движении. Однако, несмотря на эту резвость, долгие прогулки и длительные маршруты его быстро утомляют.

Вы заметили, что в 2 года ваш ребенок стал активным «повторякой»? Он то и дело пытается говорить по телефону как мама, кашлять как дедушка, делать укол как доктор. Но кроха не играет «роль», наделяя ее смыслом. Он просто копирует и воспроизводит то, что видит в повседневной жизни. Такое поведение, такая имитация действий взрослых – основа социализации малыша, приобщения его к миру людей, поступков и отношений. Именно на основе подражания складываются устойчивые привычки, закрепляются черты личности и в итоге формируется характер. И поскольку близкий взрослый для ребенка – самый главный объект «дублирования», то стоит задуматься, что будет отражать ваш малыш в своем поведении, которое несомненно повлияет на формирование его сущности.

Основы воспитания закладываются в течение первых пяти лет, но наиболее важным является период именно полутора–двух. Так что, «что посеешь….».

РЕБЕНОК 2 ГОДА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

К двум годам ребенок делает большой шаг в интеллектуальном развитии. Основа интеллекта – мышление и речь. И в период от года до двух обе эти составляющие активно развиваются. Так, в 2 года ребенок уже понял, что вещи могут быть похожими, а могут очень отличаться друг от друга и что каждый предмет имеет какие-то свои признаки. Малыш уже знает, что печенье или яблочко можно съесть, хоть они и разные, а вот, например, тарелку – нет. В 2 года ребенок начинает понимать назначение большинства окружающих вещей, отличает предметы по форме, различает абстрактные понятия (высоко–низко, сейчас–потом), может представить себе какой-то предмет. Наряду с этим у двухлетки отмечаются большие достижения и в развитии речи. Интенсивно развиваются понимание произносимого взрослым и собственное активное «говорение». Словарный запас маленького лингвиста к концу 2 года колеблется от 150 до 350 слов, появляется умение строить простые фразы. Конечно, еще не все слова понятны любому слушателю. Но чем чаще и «качественнее» мама и папа будут общаться и заниматься с ребенком, тем быстрее он научится правильно говорить, тем шире будет у него объем словаря и тем быстрее он наберет «интеллектуальную высоту».

В 2 года ребенок быстро «схватывает» услышанное, увиденное. Его память значительно развилась и усовершенствовалась. Например, он может вспомнить события, которые произошли пару дней назад и запомнить короткий забавный стишок и узнать кого-то близкого на фотографии.

Ребенок 2 лет уже более развит эмоционально. Он сопереживает плачущему приятелю по песочнице, бережно и заботливо относится к животным (пока еще все больше по примеру взрослого). Малютка способен различить выражение лица (смех, плач) и понять слова «хорошо», «плохо». В 2 года дети почти не играют вместе со сверстниками, а скорее с любопытством наблюдают за их играми или же занимаются своими делами неподалеку. Но совсем скоро малыш станет играть не рядом, а вместе. И потому важно учить его «общаться» (и что немаловажно для успеха в этом деле – делиться своими игрушками). Для этого нужно пройти «подготовительный» этап – привыкание друг к дружке, которое появляется при частом нахождении в детском обществе.

Взаимоотношения с близкими взрослыми эмоционально усиливаются и становятся разнообразными: доверие, сочувствие, симпатия, привязанность, желание быть рядом, действовать вместе и т. п.

РЕБЕНОК 2 ГОДА: ВОСПИТАНИЕ

В возрасте 2 лет ребенок начинает понимать сказки. Но только простые, так называемые бытовые («Теремок», «Курочка-Ряба», «Колобок»), в которых персонажи ведут себя привычно, как обычные люди в повседневной жизни. А вот волшебных сказок с действиями «понарошку» и всякими превращениями ребенок пока не понимает. Ведь мир для него такой, каким он наблюдает его каждый день. Потому ему гораздо ближе бытовые ситуации разных потешек и первых сказок про «деда» и «бабу», в которых люди и животные просто разговаривают, поют, танцуют, играют, веселятся. Доброта и теплота таких сказок не менее важны для ребенка в 2 года.

Еще в возрасте 2 лет ребенок с большим интересом любит рассматривать картинки! На них он запросто узнает то, что уже видел в действительности. А красочные и яркие картинки переживаются им особенно эмоционально и радостно. Эти впечатления и эмоции необходимы для роста и развития крохи.

У 2-хлетнего ребенка наряду с расширением словарного запаса и появлением интереса к сказкам обостряется еще и чувство страха. Это может быть панический страх темноты, болезненная боязнь расставания с мамой, одиночества, чужих людей, злых сказочных персонажей и даже «мокрых простыней» по ночам (ведь кроха помнит, что вы ругали его за «мокрые» штанишки днем). Поэтому пока не разлучайтесь с малюткой слишком надолго, постепенно расширяйте круг его общения, избегайте лишних эмоциональных нагрузок, всегда поддерживайте хорошее настроение и не заостряйте свое недовольство «мокрой» кроваткой (а если ночные недержания стали слишком частыми, обратитесь к врачу).

В 2 года ребенок развивается не просто как человек, но и как личность. Он стремится к самостоятельности, реализации себя, в нем зарождается чувство самолюбия, гордости за успешно выполненное действие. Крошка хочет, чтобы с ним считались как с равным, во всю демонстрирует свою индивидуальность. Все это присуще и взрослому. Но в том и уникальность двухлетнего возраста, что именно сейчас возникают те потребности, которые делают человека человеком, личностью. И их реализация в 2 года имеет свои неповторимые особенности.

РЕБЕНОК 2 ГОДА: ВО ЧТО ИГРАТЬ?

В 2 года начинание ребенка можно легко превратить в увлекательную и познавательную игру: сейчас малыш удивительно много всего запоминает и воспринимает. Интересные и доступные игры и занятия способны сделать из маленького почемучки развитого и умного ребенка.

Простые и незамысловатые задания, знакомящие с основными понятиями, свойствами объектов и вещей всегда увлекут двухлетнего малыша и пойдут лишь на пользу. Так, предложите ему отыскать похожие по форме и цвету предметы, дайте потрогать наощупь несколько предметов с разной поверхностью и расскажите о них. Попросите помяукать, как котенок, и спросите: «А как поет петушок?»

Рассматривайте картинки вместе, проговаривая увиденное и попутно задавая двухлетнему ребенку несложные вопросы (например: «Покажи, что Сережа наденет на улицу, когда будет холодно?», «Покажи, где нарисованы большие елочки, а где маленькие?»). Дайте ему сборно-разборные игрушки, игрушки со вкладышами.

Так как в 2 года дети очень эмоционально восприимчивы, поиграйте с ребенком в маленький кукольный театр, покажите простую сценку с парой ярких персонажей («знакомый» щенок или лисичка будут вызывать особую радость). Пойте, танцуйте с малышом. Увлекайте за собой и развивайте.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Главная страница =>библиотека=>оглавление

На втором году жизни продолжается работа по совершенствованию развития основных движений. У ребенка появляются навыки ходьбы, чувство равновесия, воспитывается координация движений, правильная осанка, формируется свод стопы.
Как известно, степень развития движений ребенка зависит от состояния и развития центральной нервной системы; анатомо-фи-зиологических особенностей; условий окружающей среды.
Формирование основных движений
Умение бросания появляется у малыша уже к 5—6 месяцам. Он уже может выпускать предмет из руки, отталкивать кистью и пальцами игрушку. В 9—10 месяцев ребенок бросает мяч, стоя, при этом держась за перила кроватки или манежа. В 1,5 года у ребенка появляются элементы замаха и бросания, которые требуют силы, ловкости, глазомера и координации движений конечностей и туловища. У малыша наблюдается различие в бросании правой и левой рукой. Бросание вдаль дается ему легче, чем в цель. Правильное бросание требует толчка определенной силы, напряжения соответствующей группы мышц, правильного поворота туловища, силы и четкости движений.

После 2 лет необходимо закреплять правильный замах, при котором туловище ребенка поворачивается в сторону руки, которой он бросает мяч.
В 2,5 года ребенка учат правильному бросанию: при броске правой рукой правая нога отставляется назад и на нее переносится тяжесть тела. При броске левой рукой отставляется левая нога. При замахе туловище поворачивается в сторону руки, которой будет производиться бросок, ребенок переносит тяжесть тела с ноги, отставленной назад, на впереди стоящую ногу.
При овладении бросанием ребенок нередко совершает множество лишних движений. Он зачастую не умеет прицеливаться. Вдаль он бросает лучше, чем в цель. Игры и упражнения с мячом — тренировка в бросании предметов занимает важное место в работе с ребенком данного возраста.

Лазание продолжает совершенствоваться у ребенка 2—3 лет. £го учат пользоваться лесенкой, подниматься до самого верха. Необходимо создавать условия для лазания, влезания, переле-зания.
Ходьба ребенка еще несовершенна, ее автоматизм, координация движений недостаточны. Учитывая особенности пропорций тела ребенка, можно объяснить неустойчивость и наличие у него множества лишних движений: широко расставленные ноги для увеличения площади опоры; согнутые колени, шарканье ногами; неравномерный темп передвижения; отсутствие умения соблюдать указанные направления и т.д.
По данным исследований, согласованное движение рук и ног наблюдается не более чем у 25% детей 2,5—3 лет.

У них чаще наблюдается параллельная постановка стопы на грунт, полусогнутое держание ног и недостаточный вынос конечностей вперед во время ходьбы. Постоянные упражнения в ходьбе довольно рано формируют ее динамический стереотип. Значительное внимание в этом возрасте уделяется упражнениям в усложненных видах ходьбы (перешагивание через палочки, ходьба по узкой дорожке, доске и т.д.). Важно, чтобы ребенок видел безукоризненный образец ходьбы, осанки взрослого, которому он с удовольствием подражает.    „
Бег детей 2—3 лет похож на ускоренную ходьбу. Характерный для бега «полет» появляется спустя год после первых самостоятельных шагов.
Для 2,5—3-летнего ребенка бег более привычное движение, чем ходьба, дети охотнее бегают, чем ходят. В беге у ребенка наблюдается большая, чем при ходьбе, согласованность движений. Чаще ребенок плохо отталкивается от почвы, бежит на всей ступне. Во время бега руки согнуты в локтях. Согласованные движения рук и ног при беге развиваются раньше, чем при ходьбе.
нящего свойства стопы снижают возможность усвоения ребенком прыжка.

В 2,5 года ребенок начинает спрыгивать с небольшой высоты. Для овладения навыком прыжка ребенку даются подготовительные упражнения типа «пружинки», ритмичные приседания и выпрямления ног без отрыва от почвы, потягивания, подскоки на месте. Ребенок начинает подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от почвы. Спрыгивание и прыжок в длину с места даются ребенку легче, чем прыжки в высоту. До 3 лет ребенку не удается выполнить прыжки на одной ноге.
Чтобы закрепить основные движения, необходимо создать условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной деятельности. Специальное физкультурное оборудование должно включать следующие компоненты: горку с лесенкой и скатом, бревно, гимнастическую стенку, лесенку-стремянку, ящики, корзины, скамейки и др., что обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений. Он входит на горку, лесенку, подлезает, перелезает, играет в мяч, катает обручи, каталки и т.

д. Воспитатель побуждает ребенка к активным действиям, обучает правильным движениям, используя для этого имитационные упражнения — «попрыгать, как зайчики», «полетать,
как птички» и т.д.
Движения, освоенные ребенком, закрепляются в подвижных
играх.
Игры с ребенком до 1,5 лет проводятся в основном индивидуально или в небольшой группе (3—4 ребенка). В них закрепляются основные движения, воспитывается умение двигаться в коллективе, развивается координация движений, желание выполнить игровые правила и задания, а также формируются психофизические качества: смелость, ловкость, реакция на сигнал. В подвижных играх с ребенком 2—3 лет ведущая роль принадлежит воспитателю. Для объяснения игры он использует сюжетный рассказ; игровые имитационные образы; заинтересовывает ребенка игрушкой, показывает, что и как надо делать. Подвижные игры всегда проходят при положительном эмоциональном настрое ребенка. Они доставляют ему радость и удовольствие.
Физкультурные занятия — одна из основных форм обучения и воспитания ребенка. Программное содержание движений должно отражать особенности возраста и учитывать его специфику. На 2-м году жизни ребенка у него активно развиваются двигательные умения, совершенствуются основные движения. Он по собственной инициативе ползает, подлезает, влезает, катает, бросает мяч, с удовольствием играет в мяч со взрослым, перешагивает через палочку и т. д.
Физкультурные занятия с ребенком 2—3 лет проводятся в первой половине дня не менее чем через 30 минут после завтрака. При

проведении занятий воспитатель распределяет детей на подгруппы. Детей от 1 года до 1 года 6 месяцев объединяют в подгруппы по 2—3 или 4—5 человек; детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет — по 6— ;  8 человек.
В зависимости от психофизического развития в подгруппу мо-гут быть включены дети старше или младше определенного возраста, если у них наблюдается опережение или отставание в развитии движений.
Для проведения занятий физическими упражнениями и подвижными играми используются простейшие пособия: скамейки, мячи, каталки, мостики, бревна, лесенка для лазания, короба, обручи и т. д. Пособия подбираются в соответствии с возрастом ребенка.
, Занятия в группах раннего возраста проводятся подгруппами. Методика и организация их соответствуют возрастным особенностям ребенка. В группах раннего возраста в начале года физические упражнения проводятся индивидуально с каждым ребенком.

Общеразвивающие упражнения чередуются с упражнениями в основных движениях. К концу года выполняются упражнения по подгруппам поточно или фронтально. В этих группах значительное внимание отводится развитию ходьбы и равновесия. С этой целью в занятия включаются разнообразные упражнения в ходьбе, перешагивание через предметы, влезание, пролезание, бросание и др.
На занятиях обязательно проводятся общеразвивающие упражнения. Они подбираются для крупных групп мышц: рук и плечевого пояса, туловища, ног и стоп. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа, на четвереньках. Воспитатель обучает ребенка движению, внимательно следит за качеством его выполнения.
; Значительную роль в занятии играют имитационные упражнения, игры-забавы, подвижные игры.
При проведении занятия педагог должен знать содержание его, подготовить соответствующие пособия, соблюдать общепринятую методику.

Главная страница =>библиотека=>оглавление  

Советы по развитию и воспитанию малышей (18 месяцев)

Уход за ребенком и маленьким ребенком: от рождения до 5 лет   Самые актуальные советы экспертов для матерей, отцов и лиц, осуществляющих уход, от Американской академии педиатрии. Это Важный ресурс — это единственное руководство, которое педиатры регулярно рекомендуют, и родители могут с уверенностью доверять ему, охватывающее все, от подготовки к родам до приучения к туалету и воспитания самооценки вашего ребенка. до пяти   Что самое важное вы можете сделать во время беременности? Что просмотр телевизора делает с мозгом ребенка? Как лучше всего справляться с истериками? Ученые знают. Сокращает разрыв между тем, что знают ученые, и тем, что практикуют родители. С помощью увлекательных и забавных историй автор, специалист по молекулярной биологии развития и папа, раскрывает, как развивается мозг ребенка, и что вы можете сделать, чтобы его оптимизировать.

Вот дерьмо! Приучение к горшку: все, что нужно знать современным родителям, чтобы сделать это один раз и сделать это правильно   Беспокоитесь о приучении к горшку? Позвольте Джейми Гловацки, эксперту по приучению к горшку на сайте OhCrapPottyTraining.com, показать вам, как это делается. Ее 6-этапный, проверенный процесс, помогающий вашему малышу выйти из подгузника и сесть в туалет, уже сработал для десятков тысяч детей и их родителей. Вот хорошая новость: ваш ребенок, вероятно, готов к приучению к горшку РАНЬШЕ, чем вы думаете (в идеале, между 20–30 месяцами), и это можно сделать БЫСТРЕЕ, чем вы ожидаете (большинство детей осваивают основы за несколько дней, но Джейми вас охватили, даже если это займет немного больше времени).

Решение для сна без плача для малышей и дошкольников   Усыпить младенцев ночью — это одно; уложить спать своенравных малышей и энергичных дошкольников — совсем другая проблема. Написанный, чтобы помочь лишенным сна родителям детей в возрасте от одного до пяти лет, Решение для сна без плача для малышей и дошкольников предлагает любящие решения, которые помогут этой активной возрастной группе получить отдых, в котором они и их родители так отчаянно нуждаются.

Чего ожидать во втором году жизни: от 12 до 24 месяцев   От первого до второго дня рождения эта обязательная книга содержит все, что нужно знать родителям, в легкодоступном, тематическом формате с главами. о росте, кормлении, сне, поведении всех мыслимых видов, дисциплине (включая обучение правильному и неправильному) и сохранении здоровья и безопасности малыша, когда он или она познает мир. Существует временная шкала развития второго года жизни, а также специальные «веховые» поля, которые помогают родителям отслеживать развитие своего малыша. Думаете о путешествии с малышом на буксире? Для этого тоже есть глава.

Самый счастливый малыш в округе. Сочетая свои фирменные инструменты «Малыш-эстетика» и «Правило быстрого питания» с высокоэффективным новым зеленым светом/желтым светом/красным светом методом формирования поведения малыша, д-р Карп предлагает быстрый решения для сегодняшних занятых и напряженных родителей. По мере того, как вы находите способы улучшить хорошее ( зеленый свет ) поведение вашего ребенка, обуздать его раздражающее ( желтый свет ) поведение и немедленно остановить его неприемлемое ( красный свет ) поведение, вы научитесь с поразительным успехом успокаивать его бурные вспышки — а еще лучше — предотвращать эти вспышки до того, как они начнутся! А новый глоссарий из тридцати пунктов методов воспитания доктора Карпа сэкономит вам драгоценное время, когда вам нужно мгновенно успокоить неуправляемого ребенка. Результат: меньше истерик, меньше крика и больше счастливого времени, проведенного с любовью для вас и вашего ребенка.   

Здравый смысл воспитания детей ясельного возраста и дошкольников, 2-е изд.  В этом 2-м издании содержатся полезные советы, разумные стратегии и методы достижения различий, которые показывают родителям, как дать своим маленьким детям всю любовь, заботу и руководство, в которых они нуждаются. процветать. Родители узнают, как устанавливать соответствующие ожидания, обучать социальным навыкам, исправлять плохое поведение, правильно использовать тайм-аут, улучшать семейную жизнь и сохранять самообладание, когда малыши находятся в кризисе. Детские годы полны хаоса и испытаний. Но это также время радости и удивления. Это руководство снимает стресс, связанный с воспитанием детей, и настраивает детей и родителей на успех в жизни!

1-2-3 Магия: эффективная дисциплина для детей 2-12 лет  Хорошо написанная книга, в которой излагаются основы создания позитивных отношений между родителями и детьми, а также инструменты, которые мотивируют детей к освоению основных навыков общения, решения проблем и поведенческих навыков. навыки, необходимые для успеха дома, в школе и в обществе. Вы найдете инструменты, которые можно использовать практически в любой ситуации, включая советы по решению распространенных проблем, таких как: • Нытье • Соперничество между братьями и сестрами • Нежелание выполнять работу по дому • Отказ ложиться спать или вставать посреди ночи • Возражение • Упрямство .

Ребенок с целостным мозгом: 12 революционных стратегий развития ума вашего ребенка Дэниел Дж. Сигел, Тина Пейн Брайсон к более спокойным и счастливым детям. Авторы объясняют — и делают доступными — новую науку о том, как устроен детский мозг и как он взрослеет.

Игра для малышей (Gymboree)  Дети от природы готовы учиться, и родители стремятся их научить. TODDLER PLAY был создан специально для того, чтобы помочь родителям обучать своих детей с помощью подходящей для их возраста игры, которая является веселой и непринужденной. Эта книга, основанная на содержании успешных игровых и музыкальных программ Gymboree, представляет собой «книгу рецептов» игр, пальчиковых стишков, детских песенок и ремесленных упражнений, которые родители могут использовать, чтобы помочь своим детям развить физические, когнитивные, эмоциональные и социальные навыки. навыки.

365 Games Smart Toddlers Play   365 Games Smart Toddlers Play поможет вам с пользой проводить время вместе с малышом каждый день в году. Каждый день с вашим малышом приносит новый опыт для него и новые возможности для вас, чтобы учить, делиться и становиться ближе друг к другу. Автор бестселлеров по воспитанию детей Шейла Эллисон на каждой странице рассказывает забавные и практичные способы создать и улучшить эти особенные повседневные моменты.

Первые пять лет

С рождения до 5 лет мозг ребенка развивается больше и быстрее, чем в любой другой период жизни. И хотя генетика играет важную роль, научные исследования ясно показали, что качество опыта ребенка в первые несколько лет жизни — положительное или отрицательное — помогает формировать развитие его мозга. И что этот опыт оказывает длительное влияние на их здоровье и способность учиться и преуспевать в школе и в жизни.

 

90% мозга ребенка развивается к 5 годам

Человеческий мозг, центр управления всем телом, является единственным органом, не полностью развитым при рождении. При рождении мозг среднего ребенка составляет примерно четверть размера мозга среднего взрослого человека. Невероятно, но он удваивается в размере в первый год жизни и продолжает расти примерно до 80 % взрослого размера к 3 годам и до 90 % — почти полного роста — к 5 годам.

Новорожденный ребенок имеет все клетки мозга (нейроны), которые он останутся на всю оставшуюся жизнь, но что действительно заставляет мозг работать — и позволяет нам двигаться, думать, общаться и почти все остальное — это связи между этими клетками. И первые годы жизни ребенка являются решающим временем для установления этих связей — по крайней мере, один миллион новых нейронных связей (синапсов) каждую секунду, намного больше, чем в любой другой период жизни.

Различные области мозга, отвечающие за разные способности, такие как движение, речь и эмоции, развиваются с разной скоростью. В конце концов мозговые связи соединяются друг с другом более сложным образом, позволяя ребенку двигаться, говорить и думать более сложным образом.

 

 

Развитие мозга = развитие ребенка

Все дети развиваются по-разному – некоторые начинают ходить или говорить раньше, чем обычно, в то время как другим может потребоваться больше времени, – но ясно, что ранние годы – лучшая возможность для развития ребенка. мозга для развития связей, необходимых им, чтобы быть здоровыми, способными и успешными взрослыми.

Недавние научные исследования показали, что связи, необходимые для многих важных способностей более высокого уровня, таких как мотивация, саморегуляция, решение проблем, общение и самооценка, формируются в эти ранние годы. Или не формируется. И гораздо труднее установить эти важные мозговые связи в более позднем возрасте.

 

Как строятся мозговые связи

Начиная с рождения, мозговые связи строятся на основе повседневного опыта ребенка — позитивного взаимодействия с родителями и опекунами, а также использования их чувств для взаимодействия с окружающим миром. Именно ежедневный опыт маленького ребенка — количество и качество заботы, стимуляции и взаимодействия, которые он получает в свои первые дни, недели, месяцы и годы, — определяет, какие мозговые связи развиваются и будут длиться всю жизнь.

 

Забота, чуткое отношение

Наиболее важное влияние на развитие ребенка оказывают отношения со взрослыми в его жизни. Любящие отношения с теплыми, отзывчивыми, надежными взрослыми необходимы для здорового развития ребенка. Эти отношения начинаются дома, с родителями и семьей, но также включают воспитателей, учителей и других членов сообщества.

С самого рождения маленькие дети приглашают своих родителей и других взрослых опекунов участвовать в их жизни. Младенцы делают это, воркуя, улыбаясь и плача; малыши могут более прямо сообщать о своих потребностях и интересах. Каждое из этих маленьких приглашений дает воспитателю возможность либо реагировать, либо не реагировать на потребности ребенка. Этот процесс «подачи и возврата» является фундаментальным для работы мозга. Родители и опекуны, которые уделяют внимание, реагируют и взаимодействуют со своим ребенком, буквально строят его мозг. Вот почему так важно разговаривать, петь, читать и играть с маленькими детьми с момента их рождения, давать им возможность исследовать свой физический мир и создавать безопасную, стабильную и заботливую среду.

 

 

Неблагоприятный опыт

Исследования показали, что дети, которые чаще испытывают подобные позитивные взаимодействия, становятся более здоровыми и более успешными в школе и в жизни. К сожалению, верно и обратное. Маленькие дети, лишенные заботливого взаимодействия, не развивают столько связей в мозгу, и это имеет негативные и долгосрочные последствия.

Бедность, подверженность насилию в семье и отсутствие доступа к качественному обучению в раннем возрасте — все это факторы, которые могут негативно повлиять на раннее развитие ребенка и, следовательно, на его долгосрочный успех.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts