Абсолютная идея это в философии: АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ | это… Что такое АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ?

Содержание

10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа». Шпаргалки по философии

10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа»

Георг Гегель

завершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую систему Абсолютного Идеализма, построенную на следующих положениях:

1. Если Абсолютный Разум является тождеством субъекта и объекта, то есть тождеством мышления и природы, то Он содержит в себе всё, что существует в этом мире. Таким образом, Абсолютный Разум есть сам этот мир. Но, ведь, Абсолютный Разум есть не только этот мир, Он при этом есть всегда еще и то, что Он есть непосредственно сам по себе.

А что же такое Абсолютный Разум сам по себе? Абсолютный Разум сам по себе — это есть некая идея его самоочевидного существования, идея о том, что Абсолютный Разум вообще существует, безотносительно того, что такое есть при этом Абсолютный Разум.

Но если эта идея содержит в себе самоочевидное существование Абсолютного Разума как такового, то она же содержит в себе и то, каков есть этот Абсолютный Разум по своей природе. Потому что, если идея определяет, что Абсолютный Разум есть, то она же, эта самая же идея, определяет и то, что такое есть Абсолютный Разум полностью однозначно и безо всяких вариантов этому. Ведь, другие варианты предполагали бы для себя другую идею, но других вариантов быть не может, поскольку нечто абсолютное может быть только единственным вообще и в принципе.

Таким образом, Абсолютный Разум — это Абсолютная Идея, потому что нечто абсолютное содержать в себе может также только абсолютное.

Итак, самоочевидно существует некая Абсолютная Идея, содержащая в себе как само существование Абсолютного Разума, так и, соответственно этому, то, что такое есть этот Абсолютный Разум по своей природе.

То есть некая Абсолютная Идея определяет собой, что такое Абсолютный Разум, и, следовательно, эта Идея является первоосновой Абсолютного Разума.

2. Таким образом, получается, что эта Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум, необходимо сохраняется и в составе вещественного мира, который разворачивается из Абсолютного Разума в результате его дифференциации на дух и на природу, так как мир вещей — это всего лишь инобытийное состояние самого Абсолютного Разума.

А если это так, то Абсолютная Идея является устойчивым и неизменным первоэлементом, как мира духовного в составе Абсолютного Разума, так и мира природного, исшедшего из того же Абсолютного Разума.

Следовательно, Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум — это первооснова и сущность вообще всего и духовного и материального в мире.

Таким образом,

первым принципом правильного познания, правильной философии, должен быть принцип абсолютного идеализма — источником и первоосновой мира является его всеобщее духовное начало в виде Абсолютной Идеи.

3. Таким образом, Абсолютная Идея есть основа всякого бытия, и, следовательно, Она есть само бытие, как таковое, Она есть Бытие Всего.

Но, ведь, в бытии Абсолютной Идеи нет содержания, поскольку в нём тождественны и качественно неразличимы абсолютно все духовные и природные явления. То есть, по своему содержательному потенциалу бытие Абсолютной Идеи становится равным понятию бытия Ничего, то есть бытия не подлинного.

Таким образом, бытие всего, бытие Абсолютной Идеи становится Ничем, неподлинным бытием.

Но, при этом, это Ничто, это мнимое, неподлинное бытие Абсолютной Идеи, мыслится нами, когда мы определяем бескачественную природу этого бытия, его первосущность и т. д. Мы определяем его как необходимый элемент рассуждений, мыслим, и, следовательно, как мыслимое, оно становится тут же бытием подлинным.

Итак, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать подлинным, поскольку оно бессодержательно и бескачественно. Но, одновременно с этим, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать не подлинным, поскольку оно мыслится и тут же в силу этого становится подлинным.

Так, всё-таки, подлинно Бытие Абсолютной Идеи, и вместе с ней Бытие Всего в мире, или не подлинно? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что однозначно здесь ясно только одно — самоочевидно имеет право и тот вариант, и этот. Следовательно, что самоочевидно и однозначно ясно, то и подлинно.

То есть:

подлинны оба этих противоположных варианта, но не каждый из них по отдельности друг от друга, а только оба вместе в противоречивом взаимодействии друг с другом и в постоянном столкновении друг с другом, в течение которого один вариант переходит в другой и наоборот.

Таким образом, получается, что всё подлинное не может быть подлинным без чего-либо противоположного себе, в которое оно может перейти.

И вся подлинность чего-либо состоит только в том, что есть еще нечто противоположное, с чем оно не может разделиться, но при этом борется с ним же. А когда борется, то само становится своей противоположностью.

Итак,

нет ничего однозначно подлинного в Бытии, кроме одного — процесса перехода противоположностей друг в друга.

Следовательно,

вторым принципом правильного познания

, правильной философии, должен быть

принцип диалектики — принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей.

4. Если, таким образом, Бытие Всего, Бытие Абсолютной Идеи, постоянно находится в становлении, то это становление, со всей очевидностью, должно с чего-то начаться. А начаться становление Бытия Всего должно с акта самопознания, потому что Абсолютная Идея — это прежде всего Разум, а любой Разум начинает свою деятельность, свое становление, с акта самоопределения, с акта самопознания.

Итак, становление Бытия Всего начинается с того, что Абсолютная Идея должна сначала самопознаться и самоопределиться сама в себе. То есть — она должна распознаться и раскрыться сама для себя в системе связанных понятий, для чего Ей необходима логика.

Ведь только логика может непосредственно связать внутренние определения Абсолютной Идеи в систему Её самоидентификации, в систему Её самоузнавания и самоопределения.

Таким образом,

третьим принципом правильного познания является

принцип системности, то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума.

5. Поскольку такое системное явление, как Абсолютная Идея, в своем становлении всегда будет далее действовать системно, в соответствии с законами логики, то развитие Абсолютной Идеи, согласно законам логики, должно происходить в серии необходимых и закономерно вытекающих друг из друга переходов от одного состояния к другому.

Отсюда заявляется

четвертый принцип правильного познания, правильной философии — принцип историзма, подразумевающий рассмотрение познаваемого явления во всей последовательности всех этапов его изменения и развития.

6. Поскольку Абсолютная Идея есть непосредственно сам этот мир, то правильное познание Абсолютной Идеи есть, таким образом, правильное познание и духа этого мира, и его материи.

Следовательно, познание мира во всей совокупности его элементов и связей в их развитии через познание Абсолютной Идеи, это есть познание мира, некогда задуманного Абсолютной Идеей, возникшего из Неё и развивающегося через Неё к какой-то цели, Ею же поставленной.

Из этого проистекает

пятый принцип правильного познания, принцип теологизма — то есть принцип того, что философия должна пониматься как основа религиозного сознания, решающего всеобщие проблемы возникновения мира, развития мира и общей цели существования мира.

Таким образом, в окончательной концепции Гегеля

Абсолютная Идея — это саморазвивающаяся духовная первооснова мира, которая существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений, и саморазвивается в направлении к определенной цели.

В процессе саморазвития Абсолютная Идея проходит несколько стадий:

1. Формирование системы теоретических категорий чистого разума. На этой стадии происходит самопознание Абсолютной Идеи и заложение Ею принципов создания природного мира в виде умственных категорий, содержащих характеристики будущего природного мира — пространство, время, материя, движение, взаимодействие, субстанция, сила, вещь, единичное, множественное, причинность и т. д.

2. Отчуждение от себя своего же природного инобытия

для формирования из него мира конечных вещей. Это — стадия самореализации Абсолютной Идеи в вещественном мире. В этом вещественном мире Она реализуется в категориях чистого разума, которые придумала для природы на первой стадии самопознания — мир будет существовать во времени и пространстве, материально, вещественно, в постоянном движении, в причинном взаимодействии и т. д.

На этой, второй стадии, всё также делается для самопознания, ибо Абсолютная Идея, как Разум, с самого начала и всегда будет делать одно и тоже: только и только познавать. Он будет делать это в соответствии со своей природой, поскольку он — Разум. А поскольку этот Разум есть всё, что есть вообще в бытии, то Он будет с самого начала и всегда познавать только и только самого себя.

И вот здесь, на этой стадии, Абсолютная Идея создает из себя новый объект познания для собственного самопознания — материальную природу.

3. Возникновение в мире конечных вещей человека и вместе с ним человеческого духа. Здесь начинается самореализация Абсолютной Идеи в процессе познания и усвоения результатов Своей духовной деятельности, осуществленной в форме духовной деятельности человека.

По замыслу Абсолютной Идеи, на второй стадии отчуждения от Себя природного инобытия, природа создавалась не только для того, чтобы стать объектом познания для собственного самопознания. Служебное назначение природы с самого начала состояло еще в и том, что в ней должен будет появиться человек. Через человека Абсолютная Идея осуществляет Свою духовную деятельность в созданном мире, и эта духовная деятельность также становится объектом познания для собственного самопознания.

4. Высшая форма самореализации Абсолютной Идеи, формирование из неё Абсолютного Духа, понимаемого как совокупность духовной деятельности человечества, накопленной на протяжении тысячелетий. Это завершающий этап и конец развития Абсолютной Идеи, где она осознает самою себя и весь пройденный путь, и становится Абсолютным Духом.

Такова философская система Гегеля.

Основным же методом философии Гегеля является диалектический метод: рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и во взаимообусловленности их развития.

Диалектический метод Гегеля включал в себя несколько принципов анализа действительности:

1. Восхождение от абстрактного к действительности, то есть переход от общих теоретических концепций действительности, к практическим фактам действительности.

2. Соответствие исторического и логического, то есть усмотрение в непрерывной истории развития логически необходимых по своей последовательности этапов.

3. Принцип всесторонности, то есть понимание действительности, как результата всеобщей закономерной связи всех элементов.

История по Гегелю носит строго закономерный характер, в котором проявляется целенаправленная деятельность Абсолютной Идеи, или Мирового Разума. Люди, преследуя свои цели, на самом деле реализуют в тоже время историческую необходимость, определенную замыслом Абсолютной Идеи.

Общая мировая история есть не что иное, как процесс самосознания Абсолютной Идеи, которая для этого заставляет отдельных людей и целые народы выполнять ту или иную историческую миссию в точности со Своим планом, для чего представляет детали этого плана людям таким образом, что те воспринимают их как собственные цели, устремления и желания. Так Абсолютная Идея творит ежеминутно историю, направленную на достижение Ею состояния Абсолютного Духа.

Основные термины

АБСОЛЮТ — ничем не обусловленный и ни от чего не зависящий объект, который содержит в себе определения и возможности творения всего существующего.

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — концепция, признающая источником и первоосновой мира всеобщее духовное начало.

АБСТРАКТНОЕ — идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.

БЫТИЕ — всё то, что действительно существует.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — то, что есть в наличии.

ДИАЛЕКТИКА — метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.

ДУХ — неприродная сфера бытия.

ИДЕЯ (в мышлении) — мысленное представление о чём-либо.

ЛОГИКА — наука о формах правильного мышления.

ОБЪЕКТ — то, что познается.

ОТЧУЖДЕНИЕ — обособление целым от себя какой-то своей части и превращение её в независимое от себя самостоятельное целое.

ПОДЛИННОЕ — действительно существующее.

ПРИРОДА — совокупность всех внешних естественных условий существования человека.

СУБЪЕКТ — тот, кто познает.

СТАНОВЛЕНИЕ — непрерывная изменчивость вещей и явлений.

ТЕОЛОГИЯ — религиозная философия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы

6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы Вся этическая концепция Сократа построена на стремлении понять истинное назначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства.

2. ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИЙ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ, И. КАНТА, Г. ГЕГЕЛЯ

2.  ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИЙ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ, И. КАНТА, Г. ГЕГЕЛЯ Мыслители античности в поисках первоначала бытия столкнулись с трудностями не только определения его оснований, но и с проблемой, как выразить эти основания.По Гераклиту, мир — это «река, в которую нельзя

66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля

66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) пытается разрешить проблему тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснования тождества индивидуального и абсолютного «Я». Это возможно лишь путем поступательного развития

67. Диалектика Гегеля

67. Диалектика Гегеля Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.1.  Закон перехода количественных изменений в качественные . Категории: качество, количество, мера. Качество – это внутренняя

§ 5. Диалектический идеализм Гегеля

§ 5. Диалектический идеализм Гегеля Наиболее выдающимся представителем немецкой классической философии является Гегель.Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в 1770 г. в Штутгарте в семье крупного чиновника небольшого немецкого государства — герцогства Вюртемберг. С

К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания

К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания «Феноменология духа» — одно из самых фундаментальных произведений в истории философской мысли и, быть может, поэтому одно из наиболее трудных для понимания. Вводные замечания не могут

Третий отдел философии духа. Абсолютный дух

Третий отдел философии духа. Абсолютный дух {§ 553}Понятие духа имеет в духе свою реальность. То, что эта последняя в тождестве с понятием духа существует как знание абсолютной идеи, — есть необходимая сторона того, что свободная в себе интеллигенция, в своей

Эпоха Гегеля

Эпоха Гегеля 1770,27 августа — родился в Штутгарте.1781 — как и другие члены семьи, перенес тяжелую лихорадку.Смерть матери.1788 — изучает богословие в Тюбингенском университете, где знакомится с Гельдерлином и Шеллингом.1793 — окончив Тюбингенский университет, поступает на

4. Абсолютный идеализм Гегеля

4. Абсолютный идеализм Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель был сыном финансового чиновника. Он родился в 1770 г., получил образование в штутгартской гимназии и Тюбингенском теологическом институте, где учился вместе с Шеллингом, который оказал на него большое влияние,

Глава 1.

6 От философии Гегеля к диалектическому материализму

Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму Философия ГегеляКантовская философия дала мощный импульс развитию немецкой философии. Кант исходил из противопоставления субъекта внешнему миру, объекту. Уже Фихте стремился преодолеть эту двойственность,

понятие, теория — Новости Оптом

Содержание статьи:

  • Философия Гегеля
  • Что есть абсолютная идея
  • Развитие абсолютной идеи
  • «Наука о логике&raquo
  • «Учение о сущности&raquo
  • «Философия природы&raquo
  • «Философия духа&raquo

Сегодня мы будем говорить о человеке, о мыслителе, который по праву является вершиной немецкой классической философии. Мы будем говорить о знаменитом основоположнике законов диалектики, который прославился совершенно уникальным взглядом на мир, который развивает, безусловно, идеи своих предшественников, но выводит их на невероятную высоту. Система абсолютного духа, абсолютного идеализма – детище именно этого философа. Философа, предложившего более 150 принципиально новых понятий, ключевых категорий, широких терминов, которыми он «обнимает» весь окружающий мир. Темой нашего разговора станет творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Философия Гегеля

Вам будет интересно:Сознание, его происхождение и сущность. Проблема сознания в истории философии

Знаменитый философ родился в Штутгарте, в одной из южных областей Германии. Гегель достаточно молодым человеком застает Великую французскую революцию. Чуть позже он восхищается харизматичным политическим лидером — Наполеоном Бонапартом. Для Гегеля эти события стали по-настоящему знаковыми. И революция, и лицезрение великого полководца оказали на его мировоззрение и его философию огромное влияние. Безусловно, Гегель – дитя своего времени. То есть это человек, который живет в ситуации века Просвещения, который начинает собственную творческую карьеру в рамках анализа, изучения известнейших на тот момент концепций двух великих философов — Канта и Фихте. Гегель, естественно, не мог оторваться от той традиции, в рамках которой жили и действовали его предшественники.

Вам будет интересно:Творческий путь: понятие, виды, особенности и основные этапы

Что есть абсолютная идея?

Согласно Гегелю, в основе мира лежит безличное, духовное, то есть идеальное, автономное первоначало, которое является условием и основой развития мира в целом, развитие человека, развитие природы. Другими словами, абсолютная идея, абсолютный дух — это идеальный принцип «разворачивания» мира в многообразие, в совершенно разную конкретику. Если быть еще более приближенным к тексту самого Гегеля, то можно сказать, что абсолютная идея – это система саморазворачивающихся категорий, которые являются условиями формирования окружающего мира в целом и человеческой истории в частности. Гегель по-разному называет это свое первоначало, которое является основанием всего сущего. Это может быть абсолютная идея, это может быть мировой разум, это может быть абсолютный дух – совершенно разные варианты для объяснения этого интересного факта. Гегель полагает, что ключевая задача абсолютной идеи – не что иное, как самопознание развитие самосознания. Интересная мысль, которую проговаривает Гегель на протяжении всего своего труда, всего своего творческого пути.

Вам будет интересно:Субъект в философии — это… Определение понятия, значение, проблемы

Когда Гегель начинает рассуждать об этом безличном первоначале, он говорит о том, что природа не может быть основой всего существующего, потому что природа, по мысли философа, есть своеобразная пассивная субстанция. Она сама по себе не содержит какой-либо активной деятельности, активного толчка. То есть если бы не было этой абсолютной идеи, природа оставалась бы такой же, какой и была на протяжении вечности. Для каких-либо изменений и развития нужна определенная творческая жилка. И здесь Гегель за основу берет человеческий разум – самое главное в человеке, то, что определяет его как Человека – его мышление. В зависимости от того, как мы мыслим, мы есть то, что мы есть. Поэтому своеобразным толчком для развития мира должно быть идеальное первоначало.

Рассуждая о том, что же такое абсолютная идея, Гегель скажет, что это еще и совокупность всей духовной человеческой культуры. То есть всего того опыта, который уже был накоплен человечеством. Гегель полагает, что именно на уровне человеческой культуры происходит уникальное совпадение мира предметов наших знаний о нем. Культура, являясь воплощением абсолютного духа или абсолютной идеи, на самом деле демонстрирует не только воплощение возможностей нашего мышления, но и способ видения мира, способ его постижения.

Развитие абсолютной идеи

Гегель создает три знаменитые работы, которые позднее будут объединены одним названием «Энциклопедия философских наук». Первая работа – «Наука о логике», вторая – «Философия природы» и третья – «Философия духа». В каждой из этих работ Гегель попробует последовательно показать, как развивается эта Абсолютная Идея, как она в итоге творит мир.

«Наука о логике»

«Наука о логике» — одна из самых фундаментальных работ, потому что именно в этой работе Гегель обоснует свои взгляды по поводу того, что есть такое абсолютная идея, что есть такое логика, что есть такое роль разума и что есть такое роль мышления в жизни человека и в истории в целом. Именно в рамках этой работы будет сформирован знаменитый принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Что же это такое?

Это первый шаг в раскрытии, в познании абсолютной идеи. Ключевые понятия здесь – это «бытие», «ничто», «становление», «количество», «качество», «мера» и «скачок». Гегель говорит, что развитие теории абсолютного духа начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных никаким конкретным содержанием понятий. Такое понятие – это чистое «бытие». Просто слово, в нем нет и не может быть никакой определенности, никакой конкретики. Оно настолько не определено, что где-то в чем-то становится равным понятию «ничто». Именно в силу того, что у него нет никакой качественной характеристики. Механизм, который соединяет два этих слова – «бытие» и «ничто», есть понятие «становления». Результатом этого «становления», этого своеобразного синтеза становится наличное «бытие».

«Учение о сущности»

Вторая часть «Науки о логике» Гегеля называется «Учение о сущности». Здесь Гегель очень подробно разбирает, что же такое сущность. Это есть основа мира, которая постоянно просвечивается через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре, по своей сути, по своей характеристике – это проникновение, как говорит Гегель, во внутренние закономерности предметов. Гегель говорит, что это проникновение открывает для человека совершенно уникальную картину. Мы видим, что любая ситуация, любой процесс, любое явление по своей сути является противоречивым, то есть содержит в себе взаимоисключающие друг друга противоположности.

Третья часть «Науки о логике» — «понятие». Эта такая категория, которая воспроизводит, по мысли Гегеля, весь процесс развития бытия и мышления. То есть «понятие» всегда исторично. В результате у Гегеля получилась своеобразная триада в развитии познания: «бытие» — «сущность» — «понятие». Почему именно такая связка? Потому что всегда наше познание начинается с наличного бытия, то есть того, что мы наблюдаем, видим, можем обнаружить в своем опыте.

«Философия природы»

Вторая стадия, необходимая в развитии абсолютной идеи, описана очень подробно в работе Гегеля «Философия природы». Философ пишет, что понятие абсолютного духа, который является первоначально логикой, то есть царством чистой мысли, не способно познать самое себя. У абсолютной идеи есть свой антитезис, есть свое отрицание, есть свое инобытие. Он называет это инобытие природой.

«Философия духа»

Третья стадия развития идеи абсолютного духа у Гегеля называется «Философией духа». Здесь автор анализирует различные формы развития знания. От непосредственного чувственного восприятия он движется к возможности абсолютного знания, истине в себе и для себя самого. Гегель начинает с отправной точки современной философии – способности интуитивного восприятия. Он изучает область формирования человеческого самосознания. Это процесс, в котором особенно большое значение Гегель придает выявлению ступеней знания. В конечном итоге он приходит к идее сознания вне сознания. Для него человеческая личность, все объекты единого знания являются составляющими частями бесконечного абсолюта.

Всю книгу философа можно условно разделить на две части. Главы с 6 по 8 рассматривают аспекты существования абсолютного духа Гегеля, предыдущие главы посвящены вопросу человеческого сознания. Дьердь Лукач – известный исследователь данного труда, утверждал, что Гегель рассматривает исторический процесс с 3 позиций. С 1 по 5 главу повествование сфокусировано на индивидууме. В 6 главе Гегель излагает всю мировую историю как он ее понимает, от Древней Греции до Французской революции. В 7 и 8 главах – «суперструктура истории». Гегель подробно рассматривает этапы развития сознания – от чувственной достоверности до абсолютного знания, которое заключается в самой мысли и представляет собой высшую форму развития абсолютного духа, познавшего самого себя. Таким образом, можно сказать что все мы – нервные клетки Бога. Как и любой феномен, каждое утверждение формируется в определенном контексте отношений и связи. Не существует ничего постоянного.

Источник

Гегельянство | Определение, философия, примеры и факты

Вильгельм Дилтей

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Фердинанд Кристиан Баур Йохан Людвиг Хейберг В. Т. Стейс
Похожие темы:
неогегельянство Абсолютный идеализм Дух времени Абсолютный дух Гейст

Просмотреть весь связанный контент →

Гегельянство , собрание философских течений, возникших на основе мысли немецкого философа XIX века Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Термин здесь истолковывается так, чтобы исключить самого Гегеля и, следовательно, включить только последующие гегелевские движения. Таким образом, его мысль сосредоточена на истории и логике, на истории, в которой он видит с разных точек зрения, что «рациональное есть реальное», и на логике, в которой он видит, что «истина есть Целое».

Общие соображения

Проблемы гегелевского наследия

Гегелевская система, в которой немецкий идеализм достиг своего завершения, претендовала на единое решение всех проблем философии. Он считал, что спекулятивная точка зрения, которая выходит за пределы всех частных и отдельных точек зрения, должна схватывать единую истину, возвращая к ее истинному центру все проблемы логики, метафизики (или природы Бытия) и философий. природы, права, истории и культуры (художественные, религиозные и философские). По Гегелю, эта установка есть нечто большее, чем формальный метод, остающийся чуждым своему собственному содержанию; скорее, оно представляет фактическое развитие Абсолюта — всеобъемлющей тотальности реальности — рассматриваемой «как Субъект, а не просто как Субстанция» (т. е. как сознательный агент или Дух, а не просто как реальное существо). Этот Абсолют, считал Гегель, сначала выдвигает (или полагает) себя в непосредственность своего собственного внутреннего сознания, а затем отрицает это полагание, выражаясь теперь в особенности и определенности фактических элементов жизни и культуры, и, наконец, снова обретает себя, через отрицание прежнего отрицания, конституировавшего конечный мир.

Такая диалектическая схема (непосредственность — отчуждение — отрицание отрицания) осуществила саморазрешение названных проблемных областей — логики, метафизики и т. д. Таким образом, эта панорамная система имела то достоинство, что привлекала философию к рассмотрению всех проблем истории и культуры, ни одна из которых уже не могла считаться чуждой ее компетенции. В то же время, однако, система лишила все имплицитные элементы и проблемы их автономии и особой аутентичности, сведя их к символическим проявлениям одного процесса — поиска и завоевания Абсолютным Духом самого себя. Более того, такое спекулятивное посредничество между противоположностями, направленное к более насущным проблемам того времени, таким, как проблемы религии и политики, приводило в конечном счете к уклонению от самых насущных и властных идеологических требований и едва ли могло избежать обвинения в двусмысленность и оппортунизм.

Этапы истории интерпретации Гегеля

Объяснение успеха гегельянства, отмеченного образованием школы, более 30 лет объединявшей лучшие силы немецкой философии, заключается в том, что никакая другая система не могла конкурировать с ней по богатству содержания или строгости ее формулировок или оспаривать ее притязания на выражение всего духа культуры своего времени. Более того, по мере распространения гегельянства вовне ему суждено было вызывать все более живые и захватывающие реакции и принимать различные артикуляции, поскольку в своем историческом развитии оно смешивалось с противоположными позициями.

В развитии гегельянства можно выделить четыре этапа. Первым из них был непосредственный кризис гегелевской школы в Германии в период с 1827 по 1850 год. Всегда вовлеченная в полемику со своими противниками, школа вскоре разделилась на три течения. (1) Право, в котором участвовали непосредственные ученики Гегеля, защищало его философию от обвинения в либеральности и пантеистичности (определяющей Бога как Все). Эти «старые гегельянцы» стремились отстоять совместимость гегельянства с евангельской ортодоксией и с консервативной политической политикой Реставрации (новый порядок в Европе, наступивший после поражения Наполеона). (2) Левые — сформированные из «молодых гегельянцев», по большей части косвенных последователей Гегеля, — рассматривали диалектику как «принцип движения» и рассматривали гегелевское отождествление рационального с реальным как команду изменить культурное и политическая реальность, что реакционизм просто оправдывает и делает его рациональным. Таким образом, молодые гегельянцы интерпретировали гегельянство в революционном смысле, т. е. как пантеистическое, а затем последовательно как атеистическое в религии и как либерально-демократическое в политике. (3) Центр, предпочитавший опираться на интерпретации гегелевской системы в ее генезисе и значении, с особым интересом к логическим проблемам.

На втором этапе (1850–1904), когда гегельянство распространилось в другие страны, произведения центра играли преобладающую роль; таким образом, на этом этапе истории толкования Гегеля, обычно называемом неогегелевским, основной интерес был к логике и реформе диалектики.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

С другой стороны, в первом десятилетии 20-го века в Германии все еще возникло другое движение после того, как Вильгельм Дильтей, родоначальник критического подхода к истории и гуманистическим исследованиям, обнаружил неопубликованные работы того периода. юности Гегеля. Эта третья фаза, фаза возрождения Гегеля, характеризовалась интересом к филологии, публикацией текстов и историческими исследованиями; и он подчеркивал реконструкцию генезиса мысли Гегеля, особенно учитывая ее культурные матрицы — как Просвещения, так и романтизма — и степень, в которой она может представлять иррационалистические и так называемые доэкзистенциалистские взгляды.

На четвертом этапе, после Второй мировой войны, возрождение марксистских исследований в Европе окончательно выдвинуло на первый план интерес к отношениям между Гегелем и Карлом Марксом и к ценности гегелевского наследия для марксизма, особенно в отношении политической и социальные проблемы. Таким образом, эта четвертая фаза истории гегельянства восприняла многие полемические темы ранних лет существования школы.

Статья об абсолютной+идее из The Free Dictionary

Абсолютная+идея | Статья об абсолютной+идее от The Free Dictionary Абсолют+идея | Статья об абсолютной+идее от The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts