Абсолютный слух это: Абсолютный слух. Что такое? Можно ли развить? Свежая информация

Абсолютный слух — Высококачественное звучание аппаратуры © Галкин, Палкин, Малкин, Чалкин и Залкинд — LiveJournal

Д. К. Кирнарская


Обладатели абсолютного слуха или, как их называют музыканты, абсолютники, вызывают у многих белую зависть. Обычные люди с хорошим относительным слухом узнают высоту звуков. сравнивают их: если не дать им эталон для сравнения, то они не смогут назвать данный звук, что без труда сможет сделать всякий абсолютник. Сущность этой способности до конца не раскрыта, и самая распространённая версия сводится к тому, что для обладателя абсолютного слуха каждый звук имеет такое же определённое лицо как тембр: так же легко как обычные люди узнают по голосу своих родных и знакомых, различая тембры, абсолютники «узнают в лицо» каждый отдельный звук.

Вполне вероятно, что абсолютный слух – своего рода «сверхтембровый» слух, когда различение тембров  столь тонко, что затрагивает каждый отдельный звук, который всегда чуть-чуть тоньше и светлее соседнего звука, если он выше, и также еле заметно «темнее» соседнего звука, если ниже его. Группа американских психологов  под руководством Гэрри Краммера экспериментировали с музыкантами-абсолютниками, музыкантами-неабсолютниками и немузыкантами. Испытуемых просили  различать тембры разных инструментов. Все люди распознают тембры очень хорошо, так что неудивительно, что все испытуемые прекрасно справились  с заданием. Но абсолютники отвечали гораздо увереннее и быстрее, чем их коллеги-музыканты или немузыканты. Значит, абсолютный слух  включает в себя тембровый элемент или даже целиком, как полагают многие психологи, является сверхтонким ответвлением  тембрового слуха. Некоторые самонаблюдения музыкантов поддерживают  «тембровую версию» происхождения абсолютного слуха. Композитор Танеев вспоминал: «Нота для меня имела совершенно особый характер звучания. Я узнавал её так же быстро и свободно по этому определённому характеру её звука, как мы сразу узнаём в лицо знакомого человека. Нота ре уже имела как бы совершенно другую, тоже вполне определённую физиономию, по которой я её  моментально узнавал и называл. И так все остальные ноты».

Вторая популярная версия по поводу природы абсолютного слуха акцентирует не момент тембрового ощущения, а момент суперпамяти на музыкальную высоту. Известно, что обычный человек может помнить высоту данного звука в течение  полутора минут – через полторы минуты он может этот звук спеть или узнать среди других звуков. Память на музыкальную высоту  у музыкантов прочнее – они могут произвести звук  и через восемь минут после того как его услышали. Абсолютники же помнят  высоту звуков  неограниченно долго. Психолог Даниэль Левитин считает, что абсолютный слух – это просто долговременная память.

Абсолютный слух бывает активный и пассивный. Пассивный слух позволяет узнавать и называть высоту звука, но если такого абсолютника попросить «спойте ноту фа», то он вряд ли споёт её мгновенно и безошибочно. Обладатель активного абсолютного слуха сделает это без труда, не говоря уже о том, что легко узнает любой звук. В обсуждении природы активного абсолютного слуха и пассивного абсолютного слуха исследователи находят место как тембровой так и высотной версии его происхождения. Многие полагают, что пассивное узнавание  звуков опирается на тембровый абсолютный слух, а возможность их активного воспроизведения – на высотный. Вопрос о природе абсолютного слуха пока остаётся открытым, но что бы ни запоминали абсолютники – тембр, высоту, или то и другое, они встречаются чрезвычайно редко, абсолютным слухом обладает один из тысячи человек.

Музыканты-профессионалы во время обучения в музыкальных школах, училищах и консерваториях постоянно выполняют массу слуховых упражнений: они пишут музыкальные диктанты, поют по нотам, угадывают на слух аккордовые последовательности. Во время работы дирижера, хормейстера, певца и в самых разных видах  музыкальной деятельности слух многое облегчает и часто служит удобным подспорьем. Коллеги счастливых абсолютников  порой задаются целью завладеть абсолютным слухом, выработать его, даже если от природы  у них нет абсолютного слуха. В ходе многочасовых тренировок фанатики в конце концов вырабатывают  вожделённый абсолютный слух и некоторое время  пользуются им хотя бы в пассивной форме. Но стоит им прекратить тренировки, как  завоёванный было абсолютный слух исчезает без следа – полученные с таким трудом навыки оказываются весьма эфемерными и непрочными.

Младенцы, которые и так склонны к проявлениям абсолютного слуха, могут обучиться ему даже в активной форме. Психологи Кессен, Левайн и Вендрич просили матерей трёхмесячных младенцев внушить им особую любовь к ноте «фа» первой октавы. Эта нота удобна для детского голоса, и когда младенцы гукали на своей ноте, матери должны были всякий раз напоминать им «фа», как бы подсказывать именно эту высоту звука. Через сорок дней занятий двадцать три младенца, участника эксперимента, дружно гукали на ноте «фа» – им удалось запомнить именно эту высоту и они уже не сбивались  с неё. Через некоторое время, когда смысл этой особой любви к «фа» так и не прояснился, а матери перестали бесконечно напоминать именно эту ноту, младенцы перешли на своё обычное гуление. Так закончил свою короткую жизнь еле пробившийся абсолютный слух. Из многих подобных проб и ошибок как с младенцами так с взрослыми и детьми исследователи сделали предварительное заключение о невоспитуемости  настоящего, прочного и не требующего дополнительной работы активного абсолютного слуха. Причина всевозможных фиаско  в попытках обрести абсолютный слух объясняется его генетическим происхождением, многократно подтверждённым.

Нейропсихологии также полагают абсолютный слух качеством врождённым и генетически обусловленным. Группа нейропсихологов под руководством Готфрида Шлауга сосредоточилась на исследованиях левополушарнового отдела  planum temporale, который чуть увеличен у всех людей по сравнению с соответствующим отделом правого полушария. Этот отдел заведует  звукоразличением, в том числе и различением фонем, и как уже упоминалось, некоторое увеличение этого мозгового приспособления  «человека говорящего» сформировалось ещё у шимпанзе 8 миллионов лет назад. Однако при ближайшем рассотрении оказалось, что у музыкантов-абсолютников planum temporale ещё больше, нежели у всех прочих Homo sapiens, и даже больше, чем у музыкантов-неабсолютников. «Результаты исследования показывают, – пишут авторы, – что выдающиеся музыкальные способности ассоциируются с преувеличенной левополушарной асимметрией отделов мозга, обслуживающих музыкальные функции».

Судя по данным нейропсихологов и генетиков, абсолютный слух как сверхвысокая способность звукоразличения и слуховой памяти не воспитывается и не вырабатывается, а даруется свыше. «Оставь надежду всяк сюда входящий!» следовало бы написать не на вратах ада, а в классе сольфеджио особе ретивых педагогов, которые увлекают легковерных учеников обещаниями развить у них абсолютный слух. Однако более важный вопрос состоит в другом: а нужен ли этот подарок судьбы музыканту, является ли абсолютный слух таким уж ценным качеством, без которого музыканту трудно обходиться? С тех пор как общественное внимание привлечено к абсолютному слуху, о нём собрано множество почти анекдотических историй, рассказывающих о невероятных слуховых возможностях человека. Но эти квазианекдоты не приближают абсолютный слух к музыке, а отдаляют от неё, усиливая сомнения в его полезности как сугубо музыкального качества, а не курьеза природы, имеющего весьма косвенное отношение к музыкальному искусству.

Абсолютный слух работает в автоматическим режиме, фиксируя всё что ни попадя. Зубной врач пианистки-абсолютницы  мисс Сауэр отвлекал её от неприятных ощущений, задавая вопросы о том, на какой ноте гудит бормашина. Так же как юный Моцарт, который умел называть какой звук издаёт бокал, наполненный водой, на какой ноте тикают часы и скрипят двери, мисс Сауэр различала высоту всех вообще звуков. Как-то во время разучивания пьесы она услышала непрошенное сопровождение в виде звуков соседской газонокосилки, которая жужжала на ноте «соль». Отныне всякий раз, когда мисс Сауэр исполняла эту злосчатную пьесу, в её сознании пробуждался звук газонокосилки на той же самой ноте, и концертная пьеса была бесповоротно загублена. Коллега мисс Сауэр  преподобный сэр Фредерик Услей, профессор музыки Оксфордского университета, тоже обладал легендарным абсолютным слухом. В пять лет он говорил матери: «Подумать только, наш папа сморкается на «фа». В любом возрасте он мог определить, что гром гремит на «соль», а ветер дует на «ре». В восемь лет, слушая жарким летом днём знаменитую соль-минорную симфонию Моцарта, юный сэр Фредерик утверждал, что на самом деле он слышит вовсе не соль-минор, а ля-бемоль минор, расположенный на полтона выше. Оказалось, что мальчик прав: инструменты так нагрелись от жары, что их строй несколько повысился.

Многое говорит о древнейшем происхождении абсолютного слуха, ещё более древнего, чем человеческая речь. Одни и те же мелодии люди поют и играют на разной высоте, одна и та же музыка сплошь и рядом звучит то выше то ниже. В музыкальном творчестве господствует относительный слух, для которого важна не абсолютная высота исполняемой музыки, а звуковые отношения. Не то у птиц: они поют свою «музыку» на одной и той же высоте, запоминая не столько птичьи мелодии, сколько абсолютную высоту входящих в них звуков. Эта совокупность звуков является для них знаком, сигналом, но не художественным посланием. Так же поступают и дельфины, издающие звуки определённой высоты, где каждая частота выступает в роли определённого знака-сигнала. Животные, вынужденные общаться на больших расстояниях, используют частоту звука как наиблее устойчивую его характеристику, не подверженную искажениям. С древнейших времён частота звуковых колебаний передавала информацию и в бурю, и в снег, и в дождь, прорезая леса и океаны и преодолевая все звуковые помехи. У некоторых видов животных таким образом сформировался абсолютный слух, способный различать  несколько употребительных частот и пользоваться ими.

Работы англичанина Сарджента проливают свет на многие явления, связанные с абсолютным слухом. Он утверждает, что едва ли не каждый человек мог стать абсолютником, если бы начал заниматься музыкой в раннем детстве. Проведённый им опрос полутора тысяч членов английского Общества музыкантов показывает, что есть определённая связь между временем начала музыкальных занятий и обладанием абсолютным слухом. Абсолютный слух отмирает из-за того, что одна и та же музыка, когда звучит в разных тональностях, воспринимается как практически та же самая; если бы это явление , которое музыканты называют «транспозицией», не существовало, то абсолютный слух мог бы сохраниться. Предположить подобное было бы, однако, полной фантазией – пение как основа музицирования не могло бы жить без исполнения одних и тех же мелодий то сопрано, то басом, то тенором. Все данные – и явления абсолютного слуха у животных (абсолютный слух музыканты иногда называют «собачьим»), и лёгкость, с которой младенцы воспринимают абсолютную высоту звуков – заставляет думать, что абсолютный слух вовсе не высшее достижение человеческого слуха, как иногда полагают, а напротив, слуховой рудимент, исчезающая тень эволюционного процесса, след слуховой стратегии наших далёких предков. В онтогенезе, в детском развитии, отражающем филогенез, развитие историческое, можно наглядно увидеть как абсолютный слух, едва наметившись, отмирает, не получив практического подкрепления: ни в музыке ни в речи он не является необходимым, и будучи невостребованным, этот рудимент спокойно отмирает как отпал когда-то у людей звериный хвост.

К числу преимуществ музыкантов-абсолютников часто относят так называемый «цветной слух», когда музыкальные тональности кажутся воспринимающему как бы окрашенными, цветными, стойко вызывают в памяти определённые цветовые ассоциации. Римский-Корсаков считал тональность ми-мажор «синей, сапфировой, блестящей, ночной, тёмнолазуревой» благодаря подсказке коллег-композиторов. Глинка написал в этой тональности хор «Ложится в поле мрак ночной», а Мендельсон использовал эту тональность для увертюры «Сон в летнюю ночь» и для известного «Ноктюрна». Как тут было избежать «ночных и тёмнолазурных» ассоциаций? Фа мажор Бетховен положил в основу «Пасторальной» симфонии, связанной с жизнью невинных пастухов и крестьян на лоне природы, и эта тональность в композиторском сообществе  стала естественно тяготеть к зелёному.  Ми-бемоль  мажор Римский-Корсаков и Вагнер связали с водой – первый с «Океаном-морем синим», а второй с «Золотом Рейна», хотя Римский-Корсаков мог похвастаться абсолютным слухом, а Вагнер нет. Это ещё больше укрепляет в мысли, что «цветной слух» – явление историческое и культурное, с абсолютным слухом не связанное. Скрябин тоже тяготел к цветным ассоциациям тональностей, но абсолютным слухом подобно Вагнеру не обладал.

Сравнение музыкантов-абсолютников с музыкантами-неабсолютниками подчёркивает их принципиальное равенство в главном: и те и другие слышат и фиксируют звуковые отношения и запоминают высоту звуков, но используют при этом разные стратегии – там, где абсолютник не думает и не сравнивает, действуя мгновенно, там неабсолютник достигает того же с минимальными усилиями, но с тем же результатом. За исключением случаев, когда требуется с точностью до нескольких герц настроить инструмент или распознать фальшивое звучание. Так стоит ли завидовать абсолютникам, и как трактовать этот подарок природы, зная о его рудиментарном происхождении, а также о том, что некоторые великие композиторы, включая Чайковского и Вагнера со Скрябиным, обошлись без абсолютного слуха.

Само словосочетание «абсолютный слух» наводит на мысль о чём-то совершенном, наивысшем, недосягаемом. Это название отражает общественный  пиетет перед абсолютным слухом хотя бы по причине его очень малой распространённости. Сам факт обладания абсолютным слухом уже наводит на мысль о сверхвысокой музыкальности. Однако даже примерный обзор фактов и воззрений специалистов вынуждает от подобного пиетета отказаться. «Абсолютный слух – не панацея, – пишет мисс Сауэр, умеющая узнавать, на какой ноте жужжат бормашины и газонокосилки. – Он есть лишь то, что вы способны с ним сделать и как вы можете им воспользоваться. Одно автоматически не вытекает из другого».

Немного статистики звучит в тон этим охлаждающим тирадам. Если всего абсолютников в мире около 3%, среди студентов консерваторий Европы и Америки уже 8%, то среди японских студентов-музыкантов абсолютников уже 70%, вероятно тому, что восточные языки генетически ближе тональным языкам, и слуховые возможности азиатов вообще выше. Не оттого ли сложная классическая музыка Европы так быстро завоевала популярность на Дальнем Востоке, что слуховые ресурсы этих народов по сравнению с европейцами чрезвычайно велики? Им легко воспринимать глобальные звуковые конструкции сонат и симфоний, поскольку их слух очень совершенен. Однако процент выдающихся музыкантов среди азиатов отнюдь не больше, чем среди европейцев. Абсолютным слухом во всём мире обладают и вполне заурядные музыканты, и просто настройщики роялей, и даже люди, вовсе не любящие музыку и не интересующиеся ею. «Обладание абсолютным слухом ни в коей мере не делает вас хорошим музыкантом, – пишет один из абсолютников, профессор класса сольфеджио американского университета Де-Поль доктор Атовский. – Это не означает, что вы понимаете музыкальные отношения, это не свидетельствует о чувстве ритма, это просто означает, что у вас есть абсолютный слух. Многие люди думают, что это означает нечто гораздо большее».

В то же время среди выдающихся музыкантов число абсолютников очень велико. На вершинах музыкального Олимпа на высоте Моцарта-Баха-Дебюсси и им подобных неабсолютный слух составляет большое исключение. То же можно сказать и о выдающихся исполнителях ранга Рихтера-Стерна-Ростроповича. В специальном исследовании о выдающихся виолончелистах отмечено, что 70% из них – абсолютники. Налицо некое несоответствие: с одной стороны , абсолютный слух и музыкальный талант явно связаны, и среди гениев музыки неабсолютник – такая же редкость как белый музыкант среди черных титанов джаза. Вместе с тем абсолютный слух не гарантирует даже сносных музыкальных способностей: обладание абсолютным слухом кроме стопроцентного удовольствия узнавать дверь родного дома по её неповторимому скрипению, никаких иных удовольствий не обещает.

Даже поверхностный анализ слуховых возможностей великих может внести некоторую ясность в мифологию абсолютного слуха. «Когда мне было два с половиной года, – вспоминает композитор Сен-Санс, – я очутился перед маленьким фортепиано, которое не открывалось несколько лет. Вместо того чтобы стучать как попало, как это обыкновенно делают дети, я перебирал одну клавишу за другой и не отпускал её, пока её звук не замирал совершенно. Бабушка объяснила мне названия нот и пригласила настройщика, чтобы привести фортепиано в порядок. Во время этой операции я был в соседней комнате и поразил всех тем, что называл ноты по мере того, как они звучали  под рукой настройщика. Все эти подробности известны мне не с чужих слов, так как я сам их помню великолепно». В этом описании удивительно вовсе не то, что абсолютный слух проявился так рано – он всегда рано пробуждается; удивительно и не то, что ребёнок так уверенно назвал все звуки, лишь один раз услышав их – это и есть абсолютный слух. Удивительна рано проснувшаяся в ребёнке любовь к музыке, когда он вслушивался в звуки с таким вниманием, с таким небывалым интересом, воспринимая фортепиано как своего собеседника, которого надо слушать, а не как игрушку, которую надо лупить , чтобы она отзывалась обиженным треньканьем.

Абсолютный слух рудиментарен в своём происхождении, это атавизм, но у одарённых музыкантов, с одной стороны, и у рядовых «настройщиков», с другой стороны, он сохраняется по разным причинам. Выдающиеся музыканты одарены в слуховом отношении далеко не только  абсолютным слухом, их общая высокая музыкальность , их чувствительность  к осмысленности звука усиливает все звукоразличительные способности, и абсолютный слух в том числе. Он не отмирает в сознании выдающегося музыканта, потому что включается в контекст других слуховых данных, среди которых обязательно имеется прекрасный относительный слух: выдающийся музыкант одинаково свободно пользуется и абсолютным слухом и неабсолютным слухом, если есть в том необходимость.

Абсолютники, которых условно можно назвать «настройщиками», по сути своей немузыканты. Их абсолютный слух – всего лишь рудимент, сохранившийся в качестве курьёза природы. Иногда в семье музыкантов этот рудимент задерживается оттого, что ребёнок перегружен звуковыми впечатлениями, его слуховой аппарат работает в усиленном режиме. Кроме того, дети музыкантов обладают наследственной склонностью к сохранению абсолютного слуха. Однако во всех подобных случаях тенденция к удержанию абсолютного слуха не идёт изнутри сознания, изнутри пробуждающейся музыкальности, и в результате возникает мертвый абсолютный слух, который может подтолкнуть к выбору музыкальной профессии – признанный фетишизм словосочетания «абсолютный слух» сыграет здесь свою предательскую роль. Кажущаяся лёгкость овладения азами профессии заслонит от такого «псевдоталанта» горькую истину: природа одарила его вовсе не настоящим творческим даром, а лишь суррогатом в виде абсолютного слуха.

Даже если абсолютный слух и его сохранность вызваны внутренними причинами, и ребёнок действительно наделён прекрасным интонационным слухом, хорошим чувством ритма и даже замечательным относительным слухом, все эти качества , вместе взятые, ещё не означают, что музыкальный талант налицо. Эти свойства слуха – свойства операционные, позволяющие удачно расчленять музыкальную ткань, понимая, почему она сконструирована так, а не иначе. Но эти свойства слуха ещё не означают, что абсолютник имеет хотя бы малую толику музыкальной фантазии, воображения и артистизма. Он ещё весьма далёк от требований, которые общество предъявляет к одарённым исполнителям и композиторам. К тому же в музыкальной профессии вполне можно обойтись и хорошим относительным слухом, что лишний раз предостерегает общество от излишних восторгов по поводу волшебных свойств абсолютного слуха. Его рудиментарное происхождение и принципиально осознанный, рефлекторный характер ещё раз подчёркивают, что понятие «абсолютный слух» – это очередной миф. Верить в него или нет – каждый выбирает сам.

Д. К. Кирнарская


Виды музыкального слуха: что к чему?

Музыкальный слух – это возможность умом различать звуки по их окраске, высоте, громкости и продолжительности. Музыкальный слух, в общем-то, как и чувство ритма, может быть развит, причём видов слуха (точнее его граней, сторон) множество и каждый по-своему в большей или меньшей степени важен.

Звуки музыкальные и немузыкальные

Звуков в окружающем нас мире просто море, но музыкальный звук – это не всякий звук. Это только тот звук, для которого можно определить и высоту (она зависит от частоты колебания того физического тела, которое является источником звука), и тембр (богатство, яркость, насыщенность, окрашенность звука), и громкость (громкость зависит от размаха колебаний источника – чем сильнее первоначальный импульс, тем громче получится звук на входе).

А вот немузыкальные звуки называются шумовыми, для них мы можем определить и громкость, и продолжительность, нередко и тембр, но далеко не всегда мы можем точно определить их высоту.

К чему была нужна эта преамбула? А к подтверждению того, что музыкальный слух – это инструмент уже обученного музыканта. А тем, кто отказывается заниматься музыкой под предлогом отсутствия слуха и изнасилования медведем, говорим прямо: музыкальный слух – не дефицитный товар, раздаётся каждому желающему!

Виды музыкального слуха

Вопрос музыкального слуха – довольно тонкий. Любой вид музыкального слуха в некотором смысле связан с определённым психологическим процессом или феноменом (например, с памятью, мышлением или воображением).

Чтобы сильно не теоретизировать и не впадать в банальные и спорные классификации, просто попытаемся охарактеризовать несколько распространённых в музыкальной среде понятий, относящихся к этому вопросу. Это как раз и будут некоторые виды музыкального слуха.

************************************************************************

Абсолютный слух – это память на тональности (точную высоту), это возможность определить ноту (тон) по её звучанию или, наоборот, воспроизвести ноту по памяти без дополнительной настройки по камертону или какому-нибудь инструменту, а также без сравнений с другими известными высотностями. Абсолютный слух является особенным феноменом звуковой памяти человека (по аналогии, например, со зрительной фотографической памятью). Для человека, обладающего таким видом музыкального слуха, узнать ноту – всё равно, что для любого другого просто услышать и опознать обыкновенную букву алфавита.

Музыканту абсолютный слух в принципе не особенно нужен, хотя и помогает не фальшивить: например, сыграть на скрипке без ошибок. Вокалистам это качество тоже помогает (хотя и не делает обладателя абсолютного слуха вокалистом): оно способствует выработке точности интонации, а также помогает держать партию при ансамблевом многоголосном пении, правда собственно пение только лишь от «слуха» более выразительным (качественным) не станет.

Абсолютный вид слуха нельзя искусственно обрести, так как качество это врождённое, но можно развить идентичное всеслышание путём тренировок (к этому состоянию приходят рано или поздно почти все «практикующие» музыканты).

************************************************************************

Относительный слух – это профессиональный музыкальный слух, который позволяет услышать и определить любой музыкальный элемент или всё произведение целиком, но только относительно (то есть в сравнении) представляемой им звуковысотности. Он связан не с памятью, а с мышлением. Ключевых моментов здесь может быть два:

  • в тональной музыке это чувство лада: умение ориентироваться внутри лада помогает услышать всё, что происходит в музыке – последовательность устойчивых и неустойчивых музыкальных ступеней, их логическую взаимосвязь, соединение их в созвучия, отклонение и уход от первоначальной тональности;
  • в атональной музыке это слышание интервалов: способность слышать и различать интервалы (расстояние от одного до другого звука) позволяет точно повторять или воспроизводить любую последовательность звуков.

Относительный слух – очень сильный и совершенный инструмент музыканта, он позволяет сделать многое. Единственная слабая сторона его – лишь приблизительное угадывание точной высоты звука: например, слышу и могу сыграть песню, но в другой тональности (часто просто более удобной для интонирования – зависит от типа певческого голоса или инструмента, на котором играешь).

Абсолютный и относительный слух не являются противоположностями. Они могут дополнять друг друга. Если человек обладает абсолютным слухом, но не занимается своим относительным, музыкантом он не станет, в то время как профессионально развитый относительный слух, как воспитываемый тип мышления, позволяет развить музыкальность любому человеку.

************************************************************************

Внутренний слух – способность слышать музыку в воображении. Видя ноты на листе, музыкант может проиграть в голове всю мелодию. Ну, или не только мелодию – кроме неё, он в своём воображении достроить и гармонию, и оркестровку (если музыкант продвинутый), и всё что угодно.

Начинающим музыкантам очень часто нужно наиграть мелодию, чтобы ознакомиться с ней, более продвинутые могут спеть ее, но, а люди с хорошим внутренним слухом просто представляют звуки.

************************************************************************

Видов музыкального слуха можно выделить и больше, каждый из них помогает музыканту в его общей музыкальной деятельности или в более специальной области. Например, мощнейшими инструментами композиторов являются такие виды слуха, как полифонический, оркестровый и ритмический.

************************************************************************

«Музыкальный глаз» и «музыкальный нюх»!

ЭТО ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ БЛОК. Тут мы решили поместить шуточный раздел нашего поста. Как всё-таки интересна и богата впечатлениями наша жизнь, жизнь современного человека…

Работникам радио, диджеям, а также любителям модной музыки, да и артистам эстрады, кроме слуха, который они применяют для наслаждения музыкой, необходимо и такое профессиональное качество, как «музыкальный нюх»! Как же без него узнавать про новинки? Как определять, что нравится аудитории? Такие вещи всегда нужно пронюхивать!

Про «музыкальный глаз» придумайте что-нибудь сами!

************************************************************************

КОНЕЦ. По мере накопления музыкально-практического опыта слух развивается. Целенаправленное развитие слуха, постижение основ и сложностей происходит в цикле специальных курсов музыкальных учебных заведений. Это ритмика, сольфеджио и гармония, полифония и оркестровка.

Автор – Вячеслав Блохин

Абсолютный слух: подход к идентификации генетических и негенетических компонентов

. 1998 г., февраль; 62 (2): 224–31.

дои: 10.1086/301704.

С Бахарлу 1 , П. А. Джонстон, С. К. Сервис, Дж. Гитшир, Н. Б. Фраймер

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии, Калифорнийский университет, Сан-Франциско, Сан-Франциско, Калифорния 94143, США.
  • PMID: 9463312
  • PMCID: PMC1376881
  • DOI: 10.
    1086/301704

Бесплатная статья ЧВК

С. Бахарлоо и др. Am J Hum Genet. 1998 февраля

Бесплатная статья ЧВК

. 1998 г., февраль; 62 (2): 224–31.

дои: 10.1086/301704.

Авторы

С Бахарлу 1 , П. А. Джонстон, С. К. Сервис, Дж. Гитшир, Н. Б. Фраймер

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии, Калифорнийский университет, Сан-Франциско, Сан-Франциско, Калифорния 94143, США.
  • PMID:
    9463312
  • PMCID: PMC1376881
  • DOI: 10. 1086/301704

Абстрактный

Абсолютный слух (AP) — это способность распознавать высоту звука без внешней ссылки. Опросив более 600 музыкантов в музыкальных консерваториях, учебных программах и оркестрах, мы попытались проанализировать влияние раннего музыкального образования и генетики на развитие этой способности. Раннее музыкальное обучение кажется необходимым, но недостаточным для развития AP. Сорок процентов музыкантов, которые начали заниматься в возрасте <=4 лет, сообщили об ОП, в то время как только 3% тех, кто начал обучение в возрасте >

=9 лет.лет так и сделал. Владельцы AP, сообщающие о себе, в четыре раза чаще сообщали о другом обладателе AP в своих семьях, чем те, кто не обладал AP. Эти данные свидетельствуют о том, что для развития АП необходимы как раннее музыкальное обучение, так и генетическая предрасположенность. Мы разработали простой компьютерный акустический тест, который позволил нам разделить обладателей AP на отдельные группы на основе их показателей. Исследование лиц, которые очень хорошо справились с этим тестом, уже привело нас к выявлению нескольких семей, которые будут пригодны для изучения генетической основы AP.

Похожие статьи

  • Абсолютный слух: влияние тембра на способность называть ноты.

    Ванцелла П., Шелленберг Э.Г. Ванцелла П. и др. ПЛОС Один. 11 ноября 2010 г .; 5 (11): e15449. doi: 10.1371/journal.pone.0015449. ПЛОС Один. 2010. PMID: 21085598 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.

  • Абсолютный слух коррелирует с высокой успеваемостью по музыкальному диктанту.

    Дули К., Дойч Д. Дули К. и др. J Acoust Soc Am. 2010 г., август; 128 (2): 890-3. дои: 10. 1121/1.3458848. J Acoust Soc Am. 2010. PMID: 20707458

  • Преобладание абсолютного слуха: сравнение японских и польских студентов-музыкантов.

    Миядзаки К., Макомаска С., Раковски А. Миядзаки К. и др. J Acoust Soc Am. 2012 ноябрь; 132(5):3484-93. дои: 10.1121/1.4756956. J Acoust Soc Am. 2012. PMID: 23145628

  • Абсолютный слух: музыка и не только.

    Росс Д.А., Гор Дж.К., Маркс Л.Е. Росс Д.А. и соавт. Эпилепсия Поведение. 2005 г., декабрь 7(4):578-601. doi: 10.1016/j.yebeh.2005.05.019. Epub 2005, 15 августа. Эпилепсия Поведение. 2005. PMID: 16103017 Обзор.

  • Абсолютный слух.

    Такеучи А.Х., Халс С.Х. Такеучи А.Х. и соавт. Психологический бык. 1993 март; 113(2):345-61. дои: 10.1037/0033-2909.113.2.345. Психологический бык. 1993. PMID: 8451339 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Использование явного прайминга для фенотипирования способности к абсолютному слуху.

    Бэрнсфатер Дж. Э., Осборн М. С., Мартин С., Мосинг М. А., Уилсон С. Дж. Bairnsfather JE, et al. ПЛОС Один. 14 сентября 2022 г .; 17 (9): e0273828. doi: 10.1371/journal.pone.0273828. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 36103463 Бесплатная статья ЧВК.

  • Анализ навыков восприятия музыки на краудсорсинговых платформах.

    Samiotis IP, Qiu S, Lofi C, Yang J, Gadiraju U, Bozzon A. Самиотис И.П. и др. Передний Артиф Интел. 2022, 14 июня; 5:828733. doi: 10.3389/frai.2022.828733. Электронная коллекция 2022. Передний Артиф Интел. 2022. PMID: 35774636 Бесплатная статья ЧВК.

  • Информация о цветности основного тона обрабатывается в дополнение к информации о высоте основного тона с более чем двумя категориями диапазона основного тона.

    Вагнер Б., Стерди К.Б., Вайсман Р.Г., Хёшеле М. Вагнер Б. и др. Atten Percept Psychophys. 2022 июль; 84 (5): 1757-1771. doi: 10.3758/s13414-022-02496-1. Epub 2022 1 июня. Atten Percept Psychophys. 2022. PMID: 35650471 Бесплатная статья ЧВК.

  • Сенсогеномика и биологический фон, лежащий в основе музыкальных стимулов: перспективы новой эры музыкальных исследований.

    Наварро Л., Мартинон-Торрес Ф., Салас А. Наварро Л. и др. Гены (Базель). 2021 сен 21;12(9):1454. doi: 10.3390/genes12091454. Гены (Базель). 2021. PMID: 34573436 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Нейронная динамика ингибиторного контроля у музыкантов с абсолютным слухом: тета-синхрония как колебательный признак информационного конфликта.

    Шарма В.В., Таут М., Руссо Ф.А., Ален С. Шарма В.В. и соавт. Коммуникация коры головного мозга. 2021 июль 3;2(3):tgab043. дои: 10.1093/texcom/tgab043. Электронная коллекция 2021. Коммуникация коры головного мозга. 2021. PMID: 34514414 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Рекомендации

    1. Наука. 1984 23 марта; 223 (4642): 1306-9 — пабмед
    1. Курр Опин Нейробиол. 1993 Февраль; 3(1):104-11 — пабмед
    1. Перцепт Психофиз. 1988 декабрь; 44 (6): 501-12 — пабмед
    1. Curr Opin Genet Dev. 1995 июнь; 5 (3): 376-81 — пабмед
    1. Наука. 1994 г., 30 сентября; 265 (5181): 2037–48. — пабмед

Типы публикаций

термины MeSH

Pitch perfect

Монотонная речь может усыпить англоговорящую аудиторию, но китайцам она будет совершенно непонятна. Это связано с тем, что носители китайского языка, как и половина населения мира, используют высоту тона для передачи значений слов. Например, в китайском диалекте мандарина слово «ма», произносимое в высоком тоне, означает мать, а «ма» в более низком тоне означает коноплю. А поскольку дети, говорящие на этих языках, учатся связывать слова с высотой звука, у них может быть в девять раз больше шансов развить редкую музыкальную способность, известную как абсолютный слух, согласно новому исследованию, опубликованному в Журнал Акустического общества Америки (Том 116, № 4). Абсолютный слух, широко известный как абсолютный слух, — это способность идентифицировать буквенное название звучащей ноты — это может сделать только один из 10 000 американцев.

Тем не менее, это исследование в сочетании с исследованием восприятия звука младенцами предполагает, что абсолютный слух — вместо того, чтобы быть редкой, почти магической способностью — может быть связан с ранним развитием речи. По словам автора исследования Дайаны Дойч, доктора философии, профессора психологии Калифорнийского университета в Сан-Диего, раннее знакомство со слухами и их ярлыками может сделать абсолютный слух доступным практически для всех.

«Мы обнаруживаем в мозгу каждого человека модуль абсолютного слуха, и я подозреваю, что он разработан для речи, — говорит Дойч. «То, что мы распознаем высоту звука в музыке, является побочным эффектом».

Хотя эксперты не согласны с потенциальными преимуществами абсолютного слуха, Дойч считает, что это может помочь людям выучить тональный язык, такой как китайский, в более позднем возрасте, поскольку люди с абсолютным слухом уже могут связывать звуки со словами. Те, у кого абсолютный слух, также могут иметь преимущества в музыкальных задачах, таких как пение или сочинение музыки, отмечает Дойч.

Другие же считают абсолютный слух менее важным. «Идеальный слух — это интересно, но его отсутствие ничего не говорит о том, хороший вы музыкант или нет», — говорит Андреа Р. Халперн, доктор философии, профессор психологии Пенсильванского университета Бакнелла, изучающая восприятие высоты звука.

Тем не менее, те родители, которые хотят подстраховаться, могут увеличить шансы своих детей на приобретение навыков, говорит Дойч. По ее словам, ранний опыт игры на пианино с помеченными клавишами или прослушивания того, как взрослые сопоставляют звуки со словами, может помочь любому ребенку младше шести лет развить абсолютный слух.

Восприятие старинной музыки

Новое исследование распознавания детского голоса подтверждает гипотезу Дойча. Одно из таких исследований, опубликованное в Developmental Psychology (Vol. 37, No. 1), показывает, что 8-месячные дети распознают и запоминают абсолютный слух, в то время как англоговорящие взрослые обращают внимание только на отношение нот друг к другу. Это открытие предполагает, что в какой-то момент дети перестают замечать абсолютный слух, потому что, по крайней мере, для англоговорящих людей, они не несут полезной информации, говорит автор исследования Дженни Саффран, доктор философии, профессор психологии в Университете Висконсин-Мэдисон.

Сафран и ее коллеги пришли к такому выводу, воспроизведя случайную последовательность нот для 20 восьмимесячных детей. Сразу после этого половина детей слушала набор нот, взятых из ранее прослушанного потока. Другая группа младенцев слушала набор нот, которые были той же самой мелодией, что и исходный поток нот, только перенесенных в другую тональность. То есть отношение нот друг к другу не изменилось, но изменилась их абсолютная высота.

Младенцы, которые слышали отрывки из потока нот, переведенные в другую тональность, обращали внимание на запись примерно на одну секунду дольше, чем младенцы, которые слышали те же самые тона, что и раньше.

Младенцы обращают больше внимания на новые звуки, чем на недавно услышанные, говорит Сафран. Таким образом, исследование предполагает, что младенцы запоминают абсолютную высоту нот и замечают, когда они транспонируются, говорит она.

Взрослые, участвовавшие в подобном эксперименте, однако, не различали две группы нот — они вспоминали отношение нот друг к другу, но не их высоту тона, добавляет Сафран.

«В какой-то момент мы перестаем обращать внимание на абсолютный слух», — говорит Сафран.

В английском языке относительный слух играет гораздо более важную роль, чем абсолютный, говорит она. Например, повышение тона в конце предложения может превратить утверждение в вопрос. Возможно, именно поэтому младенцы, знакомящиеся с английским языком, могут быстро научиться игнорировать абсолютный слух и вместо этого сосредотачиваться на отношениях звуков, говорит Сафран.

В музыке относительный слух обычно играет более важную роль, чем абсолютный, поскольку песни часто поются или переносятся из одной тональности в другую, отмечает Сафран.

Тональные языки

Носители мандаринского языка, однако, должны обращать внимание на абсолютный слух, чтобы определить значения отдельных слов, говорит Дойч. Она отмечает, что ранняя практика связывания слов с высотой звука может дать носителям тонального языка преимущество в изучении абсолютного слуха.

Дойч проверил эту гипотезу, сыграв 36 нот группе из 88 китайских студентов-музыкантов, говорящих на китайском языке, и 155 американских студентов-музыкантов, говорящих по-английски. Студенты записали название каждой ноты после того, как услышали, как она играет. Участники также указали, в каком возрасте они начали свое музыкальное обучение.

Из китайских студентов-музыкантов 63 % назвали ноты правильно — с точностью до полутона — по крайней мере, в 85 % случаев. Из американских студентов только 7 процентов соответствовали критериям абсолютного слуха.

Кроме того, как американские, так и китайские учащиеся, которые начали свое музыкальное обучение до 6 лет, с большей вероятностью развили способность называть ноты. Это говорит о том, что, как и гласные звуки в языке, номенклатура высоты звука изучается в критический период развития, отмечает Дойч.

Однако слуховая память — это только половина того, что входит в абсолютный слух, — говорит Гейл Маунер, доктор философии, профессор психологии и лингвистики в Университете Буффало Государственного университета Нью-Йорка. По ее словам, вторая половина уравнения включает в себя привязку этих нот к меткам, связанным с частотами. (См. врезку.)

«Возможно, мы говорим не об абсолютном слухе, — говорит Маунер. «Дети Saffran не обозначают звуки; они различают звуки, которые они слышали раньше, и те, которых у них нет, что, безусловно, является необходимым условием для развития абсолютного слуха».

Носители китайского языка могут иметь преимущество в создании этой связи, позволяющей им воспринимать абсолютный слух как своего рода второй язык, говорит Дойч.

«Люди, которые говорят на интонационных [нетональных] языках, таких как английский, не имеют этого первого языка для отработки», — говорит она.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts