Абстракция это в философии: АБСТРАКЦИЯ – Краткий словарь по философии – Философия. Основные понятия о философии

Абстракция (Философская энциклопедия)

Абстракция

Философская энциклопедия, т. 1, с. 12-13

(от лат. abstractio — отвлечение), — один из моментов процесса познания, который заключается в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств, связей изучаемого предмета и выделении основных, общих его свойств, связей и отношений. Результатом абстракции являются понятия, категории, например материя, движение, развитие, закон, стоимость и т.п. Научные абстракции суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» 1. Говоря об абстракции, имеют иногда в виду такое рассмотрение предмета, при котором отвлекаются от некоторого (или некоторых) специально оговариваемого свойства предмета или отношений этого предмета к другим предметам. Абстракцию рассматривают как результат процесса абстрагирования — общее понятие. Часто абстракцию понимают как синоним «мысленного», «понятийного», в противоположность чувственно-созерцаемому, наглядно-данному.

Однако абстракцией может быть не только понятие, не только мысленное отвлечение, но и чувственно-наглядный образ (например, геометрический чертеж, схема или произведения так называемой абстрактной живописи).

В диалектике абстракция нередко имеет смысл одностороннего, бедного, неразвитого, вырванного из конкретной взаимосвязи и противопоставленного последней. Абстракция выступает здесь как момент, сторона, фрагмент конкретного. Мышление и понятие «абстрактны» лишь в их оторванности от хода познания в целом, от практики, от предметной действительности. Абстракция в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. «Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике» 2. Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного рассмотрения. абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.

Диалектика абстрактного и конкретного — это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей.

В известных случаях «абстрактность» оказывается признаком ложности понимания, его оторванности от жизни, от практики. В других случаях «абстрактность» отражает природу самого предмета. Например, категория абстрактного труда выводится Марксом из понимания реального процесса сведения различных видов труда к однородному общественному труду, к простой затрате рабочей силы: «Это сведение представляется абстракцией, однако, это такая абстракция, которая в общественном процессе производства происходит ежедневно» 3.

Э. Ильенков


1 Энгельс Ф. Диалектика природы, 1955, с. 187.
2 Ленин В.И. Философские тетради, 1947, с. 180.
3 Маркс К. Сочинения, т. 13, с. 17.

Понятие, виды и примеры абстракции. Абстрактное мышление

Философия в представлении многих людей является наукой, которой свойственно переливание из пустого в порожнее, как говорится в народной поговорке. То есть в глазах обывателей, философы только и делают, что рассуждают, не принося никакой пользы. Такое представление о науке сложилось во многом по причине ее непонятности, из-за использования сложных специфических терминов и долгих, однообразных описаний их значений.

Между тем многие философские понятия вполне актуальны в обычной жизни. Например, абстракция. Это слово можно услышать очень часто. Причем в разговорах люди применяют его для обозначения отвлеченности или же «туманности» того, о чем идет речь. Но чем является абстракция с научной точки зрения?

Что это такое? Определение

Название этого термина происходит от латинского слова abstractio, которое переводится на русский язык, как «отвлечение». Именно в этом и заключается суть данного философского понятия.

Абстракция есть не что иное, как отвлечение, мысленный отход в сторону от рассматриваемого, изучаемого или же обсуждаемого предмета, проводимый с целью определения и выделения наиболее важных, существенных моментов, признаков, элементов путем обобщения.

Говоря простым языком, это способ мысленного устранения ненужного, помогающий акцентировать внимание на главном. При этом важность может иметь как обобщенное, так и детальное.

Также данное понятие определяется как обобщение, достигнутое путем абстрагирования.

Какой может быть абстракция? Примеры в жизни

Как правило, категория воспринимается лишь как часть каких-либо пространных диалогов. На самом же деле каждый человек прибегает к ней ежедневно и не по одному разу.

Самым простым примером является ход мыслей, возникающий при взгляде на небо. Каждый современный человек знает о том, что над его головой находится атмосфера, представляющая собой несколько чередующихся слоев. Известно всем и о том, что состоит она из углекислого газа, кислорода и азота.

Но что возникает в голове при взгляде вверх? Просто слово «небо». Это пример естественной абстракции, не требующей специальных усилий. При этом в мозгу происходит отвлечение от известных смотрящему в небо человеку, но в данный момент времени ненужных подробностей и деталей. То есть нужный элемент определяется и вычленяется путем обобщения.

Если же при взгляде вверх возникает в мыслях слово «тучи», то это уже более сложная абстракция. В ней задействуется не только обобщение, но и выделение конкретного, важного элемента. Однако она тоже является естественной, не требующей специального усилия.

Примеры абстракции сознательной люди в повседневной жизни тоже видят достаточно часто. В любом разговоре, в котором для объяснения чего-либо рассказчик прибегает к отвлеченным аналогиям, задействована эта категория. То есть если человек приводит в пример случай из жизни, поясняя им то, что хочет сказать, он прибегает к абстракции и делает это сознательно.

Чем является абстрагирование? Определение

Примеры абстракции демонстрируют наличие определенных приемов в общении и, разумеется, образа мыслей. Совокупность этого и называется в философии абстрагированием. У этого понятия имеются два основных значения, которые являются родственными по смыслу, перекликаются между собой. Первое определяет данное понятие как сам процесс отвлечения или же способ, а второе – как метод.

То есть абстрагирование – это использование способа отвлечения в процессе познания или объяснения, рассуждения.

Отвлечение происходит от всего несущественного, не имеющего значения в конкретный отрезок времени, от лишнего, мешающего правильно понять суть. Результатом этого процесса становится формирование отвлеченного понятия.

Абстрактное и конкретное

Примеры абстракции, как осмысленной, так и естественной, демонстрируют достижение некоего результата. Именно его и называют в философии отвлеченным понятием.

Это может быть почти все, что угодно, лишенное четкой детализации, например цвет, свет, кривизна, уродство или красота. То есть если озвучить лишь сам результат абстрагирования, вне контекста, например слово «небо», то понимание его у каждого человека будет своим.

Иными словами, это понятие несет в себе смысл, имеет значение, однако не передает никаких точных характеризующих деталей, конкретизирующих и сужающих его. Именно наличием точных характеристик и отличаются абстрактные и конкретные понятия. То есть если при получении информации ее можно воспринять совершенно по-разному, то она абстрактна. Конкретное понятие не допускает различных вариантов толкования, оно предельно точно.

Виды абстракции

Как это ни парадоксально, но этой категории присущи как четкая классификация по цели, так и весьма обширный и размытый перечень условных типов.

В соответствии с целью абстракция бывает:

  • содержательной;
  • формальной.

Содержательная форма подразумевает выделение частного через общее. То есть, вспоминая упомянутый выше пример, если при взгляде на небо в голову приходит слово «туча», то это содержательная абстракция.

Формальная же выделяет те элементы, которые сами по себе не существуют, например цвет. Формальная абстракция является основой в усвоении и передаче описаний внешних свойств, а также служит базой для теоретических размышлений.

К основным видам или же типам этой категории относятся:

  • чувственная примитивная;
  • обобщающая;
  • идеализирующая;
  • изолирующая;
  • конструктивизирующая.

Отдельно учеными выделяется так называемая абстракция актуальной бесконечности. Выделяется она потому, что примеры абстракции основных типов можно найти в повседневной жизни, а вот наблюдать этот вид невозможно. То есть данная философская категория – это полностью теоретическое понятие. В чем его суть? В том, чтобы мысленно отвлечься от аксиомы о том, что нельзя зафиксировать каждый из компонентов бесконечного множества. И тогда это множество станет конечным. Эта философская теория хоть и напоминает утопию, весьма серьезно рассматривается математиками. Вполне возможно, что в будущем она еще окажется востребованной на практике, например в процессе освоения космического пространства.

Что понимается под абстрактным мышлением?

Нередко приходится слышать, как о ком-то говорят, что он мыслит абстрактными категориями. При этом понятно, что речь идет о человеке, не отличающимся приземленностью и ординарностью, о том, кто склонен размышлять и рассуждать без какой-либо четкости и конкретики. Но что подразумевается под этим в философии?

Абстрактное мышление, это, простыми словами говоря, не что иное, как разновидность познавательной деятельности. То есть это тип мозговой деятельности человека, для которого свойственны образование специфических отвлеченных понятий и дальнейшее оперирование ими.

То есть индивиду с таким типом мышления присуща абстракция картины восприятия окружающего мира, какого-либо явления или же понятия. В рассуждениях и диалогах он отходит от привычной системы правил и аксиом. Это позволяет доносить или же принимать информацию, идеи или мысли без излишней нагрузки, использовать символы и образы. Однако при этом утрачивается точность и, разумеется, для верного понимания мысли необходим контекст либо общеизвестный символ.

В чем польза отвлеченных понятий и мышления?

Общее понятие абстракции, принятое в науке, совершенно не раскрывает практической пользы этого явления. Между тем оно необходимо для развития мыслительных возможностей человека. Например, именно с помощью абстракций и их сопоставлений дети начинают познавать мир.

Отвлеченные понятия – неотъемлемая часть мыслительной деятельности людей. Они способствуют раскрытию связей и отношений между явлениями, предметами, элементами, понятиями. С помощью абстрактного мышления люди синтезируют имеющиеся представления и формируют новые типы взаимосвязей и соотношений между рассматриваемыми предметами, тем самым развивая собственное сознание.

То есть с помощью отвлечения происходит прогресс познавательной, мыслительной деятельности человека.

Помимо этого, абстракции неразрывно связаны с языковыми навыками. Обучение речи малышей происходит с помощью этого типа мышления.

В искусстве

Не только философии, но и искусству свойственно такое понятие, как «абстракция». Картины многих известных художников написаны в этом жанре.

Абстракционизм является направлением в искусстве, которое характеризует отказ от передачи чего-либо в виде реалистичного отображения. Это в первую очередь касается форм изображений в живописи и скульптуре. Однако абстрактным может быть любое произведение, например рассказ, стихотворение, театральные декорации, костюмы и многое другое.

Основоположником этого жанра принято считать российского живописца Василия Кандинского, а первым абстрактным произведением – его акварельную работу «Без названия», написанную в 1910 году.

Абстракция | Encyclopedia.com

Вообще, ментальное разделение вещей, не или, по крайней мере, не обязательно, в реальном. С этой точки зрения абстракция понимается как психологический акт отбрасывания всех аспектов вещи (или вещей), кроме одной, для познания этой грани без других. Чтобы быть легитимным, этот психологический акт предполагает соответствующий объект: грань, познаваемая посредством абстракции, должна быть познаваема сама по себе, помимо того, что она мысленно отделяет. Точно так же, как термин «абстракция» используется для обозначения психологического акта мысленного отделения одной вещи от другой, он также может использоваться для обозначения абстрагируемости того, что мысленно отделено. Таким образом, можно говорить о том, что человек абстрагирует данный объект от некоторых несущественных данных, и можно говорить о том, что сам этот объект абстрагируется от этих данных. В этой статье сначала рассматривается абстракция умопостигаемого от чувственного, а также альтернативные теории в истории мысли, которые предлагают объяснить открытие умопостигаемого. Затем он объясняет, каким образом умопостигаемое как абстракция является универсальным, и завершается рассмотрением различных видов абстракции.

Абстракция умопостигаемого. Из различных, хотя и не обязательно несвязанных, случаев абстракции наиболее радикальным является абстрагирование умопостигаемого объекта от данных чувственного опыта. Эта абстракция имеет смысл, конечно, только в рамках философии, которая видит такое глубокое различие между чувственным и умопостигаемым, что они признаются объектами, принадлежащими к непримиримо различным порядкам. И даже у тех, кто допускает это различие, абстракция существует только до тех пор, пока чувственное и умопостигаемое каким-то образом даны вместе, а умопостигаемое каким-то образом познается посредством созерцания в чувственном и через чувственное. Чувственное — это изменчивые, калейдоскопические данные первоначального познавательного контакта человека с вещами физического мира: их цветами и формами, их звуками, запахами и вкусами, их температурой и весом, их движением и покоем и тому подобным. Интеллигибельное, с другой стороны, является стабильным, поддающимся определению, потенциально научным объектом когнитивного видения, радикально отличного от опыта чувственного. Если чувственное есть феноменальное в вещах, то умопостигаемое есть в них значимое. Чувственное как данное опыта исключительно единично, связано с отдельной вещью в этом месте и в это время. Умопостигаемое есть всеобщее, по крайней мере, как объект непосредственного акта мышления; т. е. это можно сказать о многих, безразличных к индивидуальным различиям, безразличных к сдвигам места и времени.

Взгляд эмпирика. Для тех, кто не признает различия между чувственным и умопостигаемым, нет вопроса об абстракции умопостигаемого объекта от чувственных данных. Так обстоит дело, например, с теми эмпириками (такими как Дж. Локк и Д. Юм), которые эффективно ограничивают знание областью чувственного опыта. Они могут говорить об абстракции, но в лучшем случае они подразумевают некую более или менее тонкую переработку чувственных впечатлений, которая дает образ, включающий достаточно простую схему, чтобы обозначать многие вещи. Это понятие также лежит в основе использования термина «абстракция» теми, кто занимается кибернетикой. Утонченные впечатления, о которых здесь говорится, остаются в том же плане, что и впечатления, из которых они произошли, в плане чувственном. О проникновении в радикально иной план осмысленного не может быть и речи. Поэтому в этом не может быть отвлечения от чувственного к умопостигаемому.

Неабстрактные теории. Однако в истории мысли есть такие, которые признают радикальное различие между чувственным и умопостигаемым, но тем не менее объясняют человеческое знание каждого из них, не прибегая к теории абстракции. Платон и св. Августин — два таких человека.

Для Платона созерцание умопостигаемого является не результатом проникновения и сквозь данные чувственного опыта к лежащей в его основе умопостигаемости, а, скорее, поворотом от чувственного к умопостигаемому, которое определяется отдельно от чувственного и существует независимо от него. разумный. Платон различает предсуществование в царстве чистых умопостигаемых, где когда-то было достигнуто видение этих умопостигаемых, и эту жизнь, в которой посредством воспоминания происходит обращение от данных чувственного опыта к этим умопостигаемым. Если Платона можно понимать буквально, то для него обучение есть не что иное, как процесс припоминания идей из другого существования, временно забытых в этом существовании, но тем не менее врожденно присутствующих.

Для св. Августина умопостигаемое не является врожденным; оно не схватывается посредством воспоминания, но и не видится посредством отвлечения от чувственных данных. По его мнению, существует царство умопостигаемого, которому естественно подчинен человеческий интеллект и которое человек может познать до тех пор, пока его интеллектуальное зрение функционирует благодаря бестелесному свету, даваемому Богом. Интеллект, как полагают, связан через это божественное озарение с умопостигаемым, как чувство зрения связано через телесный свет с видимым. Для св. Августина, как и для Платона, существует бесконечная метафизическая дистанция между чувственным и умопостигаемым, но нет абстракции, потому что умопостигаемое не познается в чувственном и через чувственное. Для Аристотеля и для св. Фомы Аквинского существует бесконечная метафизическая дистанция между чувственным и умопостигаемым, и все же последнее может быть познано только через первое; для них теория абстракции есть мыслительная необходимость.

Томистический счет. Согласно томистической эпистемологии, некоторые вещи наделены как чувственно, так и умопостигаемо, например, люди, деревья и скалы; другие, такие как ангелы, наделены только умопостигаемо. Люди могут знать и то, и другое, но человеческое состояние таково, что последнее познается только как функция первого, а умопостигаемое в первом познается только как функция чувственного. Другими словами, чувственные свойства чувственно одаренных вещей познаваемы непосредственно, а умопостигаемые свойства познаваемы только опосредованно через чувственное.

В томистических терминах говорят, что вещь действительно чувственна и только потенциально постижима. Будучи реально чувственным, его можно реально ощутить в его нынешнем виде; но потенциально понятная часть должна быть сделана действительно понятной, прежде чем ее можно будет действительно понять. Чувства — это способности действительно ощущать действительно чувственное; интеллект (то есть возможный интеллект) есть способность к действительному пониманию действительно умопостигаемого. Чувства не нуждаются в помощи, поскольку вещь, как она есть, на самом деле чувственна. Возможный интеллект нуждается в другой способности на интеллектуальном уровне, которая способна сделать потенциально понятное действительно понятным. Эта способность называется интеллектом агента. Вещь — потенциально умопостигаемая — изначально присутствует в познании через свое чувственное представление, которое называется фантазмом. Через этот фантазм в чувственном опыте познающему действительно представляются только чувственные характеристики вещи; но точно так же, как вещь, будучи действительно чувственной, потенциально умопостигаема, так и через фантазм умопостигаемая сторона вещи потенциально представлена ​​познающему. Интеллект агента — это духовный свет, который, освещая фантазм, актуализирует умопостигаемое, так что оно может быть действительно познано возможным интеллектом.

Возможный интеллект, как и чувства, представляет собой пассивную силу, способную действовать только после того, как она перейдет от потенции к действию. Вещь, как она есть, как физическая, способна редуцировать чувства, сами по себе в некотором роде физические, от потенции к действию: никакого чувственного агента не требуется. Но сама вещь, как физическая, не может привести к действию вполне духовный возможный интеллект: это может сделать только нечто духовное, и это есть деятельный интеллект. Но действующий интеллект — это неопределенный свет; а так как нет познания кроме чего-то определенного, то то, что актуализирует возможный интеллект, должно в то же время указать его для акта познания чего-то определенного. Таким образом, действующий интеллект как основная причина использует фантазм вещи как инструментальную причину (см. Инструментальная причинность). Вместе они актуализируют возможный интеллект, который, будучи сведен от способности к действию по отношению к данному умопостигаемому аспекту какой-либо вещи, может постулировать акт познания этого умопостигаемого объекта. Интеллигибельное остается объектом, неустранимо отличным от чувственного. Интеллект никогда не сводится к ощущению. Но умопостигаемое познается только в чувственном опыте и через него посредством интуитивного проникновения, которое является в строгом смысле абстрактным актом.

Интеллектуальное как универсальное. Предмет, познаваемый в только что описанном абстрактном созерцании, можно отличить от данных чувственного опыта несколькими способами, как уже отмечалось. Возможно, наиболее очевидная разница состоит в том, что характеристики, присутствующие в чувственном знании, непоправимо единичны, в то время как интеллектуально познаваемый объект характерно универсален. Это различие требует дополнительного комментария. Во-первых, хотя это очевидное различие между чувственным и умопостигаемым в человеческом опыте, оно не является существенным различием. Если бы это было так, интеллект определялся бы как стремление ко всеобщему; это, скорее, аппетит к осмысленному. На самом деле существует обратное соотношение между смысловым содержанием объекта и его всеобщностью (человек есть объект гораздо более содержательный, чем субстанция, но значительно менее общий). Если бы кто-то определил интеллект как трансцендентно связанный с универсальностью, а не с умопостигаемым содержанием или значением, это убедительно предполагало бы, что венчающим достижением интеллектуальной жизни было бы владение объектом, почти ничего не включающим в смысле умопостигаемого содержания. .

Однако остается верным, что объект, познаваемый интеллектуально, является в качестве познанного всеобщим. Причина в том, что то, что в вещи скрывает ее умопостигаемость (так что она только потенциально умопостигаема), есть материя, и это по совпадению является принципом индивидуации физической вещи. Чтобы добраться до умопостигаемого, человек должен (и делает это благодаря свету, который является действующим интеллектом) отбросить материю как принцип неумопостигаемости. При этом он, конечно, также отбрасывает принцип индивидуации и познает объект всеобщий. Интеллект по существу подчинен умопостигаемому, но цена познания умопостигаемого — это познание его как всеобщего.

Требуются дальнейшие комментарии относительно универсального характера объекта мышления. Возможно, может показаться, что, поскольку в сфере реальных субъектов существуют только единичные экземпляры, абстракция, делающая объект универсальным, каким-то образом исключает возможность познания вещей такими, какие они есть. Вопрос в том, есть ли что-то фальсифицирующее по своей сути в процессе абстракции? Нисколько. Бытие, которое является всеобщим в духе как объект, не обязательно должно быть само по себе умопостигаемо отличным от этого же индивидуализированного в вещах прикосновения. Природа или quiddities сами по себе не единичны и не универсальны, но как таковые открыты для любого состояния. В вещах, в первом существовании вне разума, природы находятся в состоянии сингулярности; в уме во втором существовании, как объекты, они облечены отношением разума, являющимся формой всеобщности. Универсальность не реальна; это существо разума. Но познаваемая природа, к которой в процессе познания прибавляется всеобщность, никоим образом не нуждается в умопостигаемой дереализации самой по себе просто потому, что она принимает нереальное отношение в уме. Природа вещей остается неизменной. Однако, хотя абстракция и не искажает вещи, человек платит цену, потому что он знает посредством абстракции. Вещи в том виде, в каком они существуют как субъекты, независимо от того, знает ли их разум, представляют собой высокосложные комплексы многих умопостигаемых аспектов, а также всего чувственного в них и экзистенциального акта, который делает их чем-то большим, чем просто возможностью. В каждом данном акте абстрактного созерцания познается какая-то одна (более или менее значимая) умопостигаемая сторона, отвлеченная от всего остального. Таким образом, знание посредством абстракции в любом конкретном случае абстрактной интуиции может быть серьезно неполным. Однако существует бесконечная разница между знанием, которое неисправимо ложно, и знанием, которое не является полным. (см. универсалы.)

Виды абстракции. До сих пор обсуждение ограничивалось абстракцией умопостигаемого от чувственного. Есть и другие абстракции, которые следует рассмотреть и провести определенные различия, а именно: между абстракцией посредством простого рассмотрения и абстракцией посредством отрицательного суждения, между точной и неточной абстракцией, между тотальной абстракцией и формальной абстракцией и между абстракцией целого. , абстракция формы и разделение.

Простое рассмотрение против отрицательного суждения. Одно важное различие между различными типами абстракции — между абстракцией посредством простого рассмотрения и абстракцией посредством отрицательного суждения. Абстрагировать одну вещь от другой путем простого рассмотрения — значит познать ее, не познав одновременно другую. Это правомерно только в том случае, если первое поддается определению или может быть понято без участия другого в его определении или значении. Здесь нет необходимости, чтобы первое было экзистенциально независимым от другого. Некоторые вещи (например, природа человека) поддаются определению отдельно от других вещей (например, индивидуализирующих характеристик), но не могут существовать отдельно от них. Они, конечно, могут быть абстрагированы от них посредством абстрагирования посредством простого рассмотрения.

Абстрагировать одну вещь от другой посредством отрицательного суждения значит не просто познавать ее независимо от другой, но думать, что она существует без другой. Абстракция такого рода правомерна только в том случае, если то, что абстрагируется от другого, не только независимо по смыслу от другого, но даже экзистенциально независимо. Природа человека не может быть абстрагирована посредством отрицательного суждения от индивидуализирующих характеристик, потому что, хотя человек и поддается определению вне их, человек не может существовать отдельно от них. Однако человек может быть абстрагирован от дерева посредством отрицательного суждения, потому что человек независим от дерева как в смысле, так и в существовании; ибо дерево не входит в определение человека, а люди могут существовать без деревьев. Это различие важно, как должны показать примеры, для любого решения проблемы универсального. Как часто указывает Фома Аквинский, неспособность провести различие между абстракцией путем простого рассмотрения и абстракцией посредством отрицательного суждения вынудила Платона постулировать существующих форм и математики.

Точная и неточная абстракция. Другое различие между типами интеллектуальной абстракции состоит в том, что между точной абстракцией, которая делает объект абстрактно выраженным, и неточной абстракцией, которая делает объект конкретно выраженным. На карту поставлено различие между «человеком» и «человечностью» (на примере из категории субстанции) и между «благочестивым» и «благочестием» (на примере несчастного случая). «Благочестивый» и «благочестивый» не различаются умопостигаемым содержанием; их различие заключается в способе зачатия. Формальности, каковой является именно «благочестие», мыслится как принадлежащее носителю (вообще) в понятии «благочестивый». «Благочестивый» эквивалентен «благочестивому субъекту». Точно так же эта же формальность, но абстрагированная от всякого отношения к носителю, т. е. положительно оторванная от всякого субъекта, мыслится в понятии «благочестия». «Благочестивым» именуется целое, то есть весь предмет, являющийся носителем благочестия, но только с точки зрения его благочестия. «Благочестие» называет формальность частью, которая вместе с другими частями составляет целое. «Благочестивый» можно сказать о конкретном субъекте, таком как Том, до тех пор, пока у Тома есть благочестие. О Томе нельзя сказать «благочестие»; хотя он не менее реален, чем «благочестивый», он понимается таким образом, что в том виде, в каком он мыслится, он отрезан от конкретных предметов.

Формальная и полная абстракция. Важным среди традиционных различий между типами интеллектуальной абстракции является различие между формальной абстракцией и тотальной абстракцией. В этом вопросе необходимо уточнить использование терминов, поскольку «полная абстракция» и «формальная абстракция» используются разными философами для обозначения множества различных абстракций. Ссылка здесь исключительно на использование Т. де Вио cajetan и Иоанна св. Томас ставит их, когда они обсуждают абстракцию в отношении спецификации наук (см. Науки, классификация). Хотя эти комментаторы Св. Фомы утверждают, что повторяют различие, уже сделанное Св. Фомой, тщательное изучение соответствующих текстов Св. Фомы показывает, что это не так. Как бы то ни было, их точка зрения согласуется с томистской теорией науки и полезна для ее понимания.

Формальная абстракция ( abstractioformalis ) — это абстракция умопостигаемого содержания мысли от материи, скрывающей его умопостигаемость. Полная абстракция ( abstractio totalis ) — это абстракция логического целого от его субъективных частей. Формальная абстракция дает объект как умопостигаемый; тотальная абстракция, как универсальность. При обратном соотношении значимого содержания и универсальности две абстракции работают в противоположных направлениях. И тем не менее они оба необходимы для науки о человеке ( наука ). Человеческая наука как наука нуждается в объекте, поддающемся интеллектуальному анализу. Для науки реальное должно быть представлено разуму в абстракции от всего, что стоит на пути его понимания. Формальная абстракция абстрагируется от материи как принципа непостижимости, чтобы получить объект, достаточно богатый понятным содержанием, чтобы удовлетворить научный ум. Человеческая наука как человек достигается в дискурсе. Объекты научного анализа должны быть представлены в уме как способные вписаться в дискурсивный паттерн: они должны присутствовать в состоянии универсальности или коммуникабельности. Тотальная абстракция абстрагируется от материи как принципа некоммуникабельности, чтобы получить объект, который универсален и как таковой может вписаться в дискурсивный паттерн.

В той мере, в какой объекты по-разному освобождаются от ограничений материи как принципа непостижимости, они по-разному являются научными. Свобода от индивидуальной чувственной материи дает объект, научно релевантный на уровне естествознания. Свобода от всякой чувственной материи дает объект, который является научно значимым на уровне математики. И свобода от всякой материи дает объект метафизического исследования. Таким образом, можно говорить о первом порядке формальной абстракции, т. е. о физической абстракции; второй порядок формальной абстракции, т. е. математическая абстракция; и третий порядок формальной абстракции, то есть метафизическая абстракция. Эти три порядка или степени формальной абстракции соответственно составляют различные уровни теоретической науки.

Полная абстракция также допускает разную степень: некоторые объекты являются более общими, а некоторые менее общими, чем другие. Эти различия не составляют различий между науками; они функционируют исключительно в пределах данной науки. В одной и той же науке изучаются два объекта, находящиеся на одном уровне формальной абстракции, но более общий изучается раньше более частного. Полная абстракция не помогает конкретизировать науки, но является общим условием для всех наук; и внутри данной науки она определяет порядок действий в ее конкретном предмете.

Абстракция против разделения. Различая типы спекулятивной науки, св. Фома говорит об абстракции целого ( abstractio totius ), которая дает объект естествознания, об абстракции формы ( abstractio formae ), которая дает объект математики и разделения ( separatio ), которое дает объект метафизики. Первые две из них называются абстракциями в строгом смысле, потому что они являются абстракциями посредством простого рассмотрения. Третье более резко называют разделением, потому что это пример более радикальной абстракции посредством негативного суждения.

Первая из этих трех абстракций есть абстракция всей сущности естественной вещи от материи, которая ее индивидуализирует. Он дает объект, достаточно свободный от материи, чтобы быть умопостигаемым, но тем не менее объект, определенный в терминах обычной чувственной материи. Второй дает форму количества, которая абстрагируется от всякой материи, кроме обычной умопостигаемой материи. Третий дает объект, абстрагированный от всякой материи, и объект, видимый независимым от материи как по смыслу, так и по существованию. Значительно различающиеся позиции по отношению к материи для этих объектов, приводящие к существенно разным способам определения, помещают каждый из них на разный уровень теоретической науки. Св. Фома с его различием между абстракцией целого, абстракцией формы и разделением охватывает ту же область, что и Каэтан и Иоанн Св. Фомы с их различием между физической абстракцией (первая степень формальной абстракции) , математическая абстракция (вторая степень формальной абстракции) и метафизическая абстракция (третья степень формальной абстракции).

См. также: знание, процесс; знания, теории; знания; эпистемология; универсалии

Библиография: thomas aquinas, Отделение и методы наук: Вопросы 5 и 6 Комментария к De Trinitate of Boethius, tr. с введением. и примечания, а. Маурер (Торонто, 1953), библиография 86–93. Дж. ф. Пайфер, Концепция в томизме (Нью-Йорк, 1952). е. д. Симмонс, «В защиту тотальной и формальной абстракции», стр. 9.0009 Новая схоластика, 29 (1955) 427–440; «Томистическая доктрина трех степеней формальной абстракции», Thomist, 22 (1959) 37–67. в. де Конинк, «Абстракция от материи», Laval Théologique et Philosophique, 13 (1957) 133–196; 16 (1960) 53–69, 169–188. ф. а. Каннингем, «Теория абстракции на Сент-Томасе», The Modern Schoolman, 35 (1958) 249–270. л. ferrari, «Abstractio totius and abstractio totalis», Томист, 24 (1961) 72–89. м.д. Филипп, «A φαίρεσι [символ опущен], πρόσθεσι [символ опущен], χωρίζειν dans la philosophie d’Aristote», Revue thomiste, 48 (1948) 461–479. грамм. ван Риет, «La Théorie thomiste de l’abstraction», Revue philosophique de Louvain, 50 (1952) 353–393. л. б. Гейгер, «Abstraction et séparation d’après S. Thomas: In De Trinitate, q.5, a.3», Revue des sciences philosophiques et théologiques, 31 (1947) 3–40.

[т.е. д. Симмонс]

три уровня абстракции

три уровня абстракции

 ЭТИКА

Глава первая: ВВЕДЕНИЕ

Раздел 3 Три уровня абстракции

Три уровня абстракция: теории, принципы, суждения

Разница между нормативной этикой и метаэтикой подчеркивает что-то о как этика, так и философия в целом: существуют разные уровни абстракции в нашем отражении.

Вебстера словарь дает следующее определение абстракции:


«рассматривать отдельно от приложение к конкретному экземпляру или связь с ним»


Другими словами, абстрактное и частности, следует понимать в терминах друг друга. Возможно, лучше всего начни с примера:

«Я чувствую грустно сейчас.»

«Грустные чувства часто следуют за трагедиями.»

В первом утверждение, говорящий не делает абстракцию. Это утверждение довольно конкретный, конкретный и особенный. Относится к конкретному лицу, т. определенное чувство и определенное время.

Во втором утверждение, говорящий абстрагируется от опыта. Можно было бы спросить вопрос: от чего он абстрагируется? И ответ ясен: он/она абстрагироваться от себя (он не говорит о чувствах конкретного человека), он абстрагируется от конкретного времени, абстрагируется от определенное чувство или конкретное возникновение чувства. Он говорит о печальные чувства — вообще; о людях — вообще; а по поводу узора чувства и события — в целом.

Ну и в этике обычно перемещаются между различными уровнями абстракции. Мы можем сделать очень конкретные или конкретные заявления, такие как: это было неправильно для этого человека лгать Конгресс. Это суждение, а не принцип и уж точно не теория.

Итак, полезно различать три уровня абстракции в этика:

1. Теории
2. Принципы
3. Приговоры


Наименее абстрактные этические суждения . На уровне суждения мы смотрим на конкретные действия, решения, чувства, стремления и т. д. и оценивать их. Это, я думаю, тот Наиболее распространенный тип этического опыта. Здесь мы скажем, например, что «проезд на красный свет был морально допустимым для Джона в прошлый вторник ночью, потому что…» или «Мэри правильно забрала мамину машину, когда она это сделала, так как…» (Помните различие между морально допустимым и морально обязательным.)

Этический суждения почти всегда смотрят над ними в поисках руководства. Обычно мы пытаемся выяснить, что делать в конкретных обстоятельствах апеллируя к этическим принципам . Например, мы можем подумать: «Это важно быть честным. Хорошо, тогда я не буду жульничать на предстоящем экзамене». Принципы – это правила поведения. Однако это не просто правила. Они не то же самое как этикет, или благоразумие *. Это общие утверждения о действиях, которые люди должны или должны совершать. избегать. Принципы во многом совпадают — большинство культур и большинство людей согласны с тем, что, например, важно говорить правду, быть добрым, уважать других, избегать пагубных манипуляций, соответствовать свои обязанности перед другими и т. д.

Много профессии имеют подробные этические кодексы поведения. AMA (Американская медицинская Ассоциация), АПА (Американская психологическая ассоциация), среди многих других, имеют письменные документы, определяющие этические принципы, которые все врачи или все психологи, должны следовать. В этих документах вы найдете заявления о принципах, которыми следует руководствоваться в поведении.

Когда люди ссылаются на «свою мораль», обычно они ссылаются на свои принципы — моральные нормы, по которым они живут. Принципы обычно не являются убеждениями или обязательства, которые «я компенсирую для себя». Они далеко, далеко, гораздо чаще унаследовал. Мы узнаем их от наших старших, от наших лидеров, от наших родителей, от текстов и авторов, влияющих на нас, от наших служителей и т. д.

Но так же, как мы обращаться к принципам, когда мы пытаемся выяснить, что мы должны делать в частности обстоятельства, мы смотрим на теорий от

до законный, уточненный и критический анализ принципы. Это наиболее абстрактные, и они включают в себя метаэтические отражение. Вскоре мы внимательно рассмотрим некоторые этические теории.

* Благоразумие: навык; проницательность; использование разума для управления ресурсами и рисками. Хотя это может быть правдой, что люди должны быть благоразумными, что у человека есть моральное обязательство к своей семье и иждивенцам быть осмотрительным с деньгами, благоразумие часто относится к выбору, который имеет мало общего с этикой. Некоторые специалисты по этике (например, Кант) утверждают, что наши этические обязательства требуют, чтобы мы иногда действовали в противоречии с благоразумие. Вот краткое объяснение одной из версий позиции, согласно которой этика не более чем благоразумие:

Окончательный изложение теории общественного договора можно найти в главах с 13 по 15 Гоббса

Левиафан . Вкратце, Гоббс утверждает, что изначальное состояние природы состояние постоянной войны, которой хотели бы рациональные и целеустремленные люди в конец. Эти люди затем установят фундаментальные законы морали, чтобы сохранить мир. В основе теории Гоббса лежит представление о том, что люди психологически мотивированы исключительно корыстными интересами. Гоббс утверждал, что для чисто эгоистичных соображений, агенту лучше жить в мире с моральными правила, чем один без моральных правил. Без моральных правил мы подчиняемся капризы чужих корыстных интересов. Наше имущество, наши семьи и даже наша жизнь находится в постоянном риске. Следовательно, только эгоизм будет мотивировать каждого агент принять базовый набор правил, который позволит создать цивилизованное сообщество. Неудивительно, что эти правила будут включать запреты на ложь, воровство и и убийство. Однако эти правила обеспечат безопасность каждого агента только в том случае, если правила соблюдаются. Будучи эгоистичными существами, каждый из нас имущество соседей после того, как их охрана была снята. Тогда каждый агент будет находиться в риск от своего соседа. Поэтому исключительно из эгоистичных соображений мы изобретаем средство соблюдения этих правил: мы создаем полицейское агентство, которое наказывает нас, если мы нарушать эти правила. Подобно утилитаризму правил, теория общественного договора Гоббса представляет собой трехуровневую моральную систему. Конкретные действия, такие как кража моего соседа садовая мебель неверны, так как они нарушают правило против кражи. правило против воровства, в свою очередь, является морально обязательным, поскольку в моих интересах жить в мире, который соблюдает это правило.

Из Интернет-энциклопедия Философия , Социальное Запись теории контрактов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts