Адаптация понятие в психологии: Психологическая адаптация как междисциплинарный предмет исследования

Содержание

Понятие социально-психологической адаптации в клинической психологии

Перепост:http://www.1.simplex.z8.ru/clinical-psychology/29-ponatia/59-psy-adaptation.html

 Социально-психологическая адаптация 
3.09.2009 12:46 |
Автор: Velichko M.A.
Клиническая психология — Основные понятия 

    «Представление об уровне психологической адаптации лежит в основе концепции здоровья человека, так как диагноз психическое расстройство основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптации. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для формирования защитных механизмов и запуска адаптационных процессов. Соответственно, потребность в интервенции возникает лишь в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие компенсаторных способностей, позволяет относить к разряду здоровых людей. 
Социализация- это процесс формирования конкретных социально-психологических типов личности, как результата онтогенетического развития. Личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптированный человек может стать следствием высокой степени социализированности.  
Адаптация (adaptation) —  это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды. Речь идет о приспособительных реакциях, а не о поддержании равновесия, гомеостаза, которые ближе относятся к копинг-поведению.
Механизм адаптации имеет определенную структуру, включающую ряд уровней:
-психо-физиологическая адаптация, 
-психологическая адаптация, 
-социальная адаптация.
Психо-физиологическая адаптация  — это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.
Психологическая адаптация — это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.

Все уровни адаптации одновременно в различной степени участвуют в процессе регулирования. Регулирование (adjustment)  определяется двояко (по Г.Айзенку):
-как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида с одной стороны, и требования среды с другой; 
-как процесс, посредством которого достигается состояние баланса. 

В процессе психологической адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.
Аллопластическая адаптация – осуществляется изменениями внешнего мира под существующие потребности личности.
Аутопластическая адаптация – осуществляется изменениями структуры личности под условия среды.

Различают общую и ситуативную адаптацию, общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций.

Социальную адаптацию можно описать, как отсутствие переживания конфликта со средой.
Социально-психологическая адаптация — это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания, и при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворяя свои основные потребности.
Социальная уступчивость -это исправления нарушений адаптации со стороны социальной среды таким образом, что неприемлемые формы поведения в одних ситуациях, становятся приемлемыми для других. Социальная уступчивость направлена в первую очередь на детей, а также лиц страдающих нервно-психическими расстройствами. 

С активизацией и использованием психологических адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершению адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.

Психоаналитические концепции
отмечают адаптацию как процесс, осуществляемый при помощи механизмов психологических защит. Но, не всякая адаптация через развитие и процесс научения является конфликтной, требующей включения механизмов психологической защиты.

Важнейший принцип теории социально-психологической адаптации, заключается в том, что защитные процессы адаптации, в сложившейся проблемной ситуации, протекают не изолированно, а в виде комплексов. Различают три разновидности комплексов:
-Незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрирующих проблемных ситуациях, и направлены на разрешение внешних конфликтов.
-Защитные адаптивные комплексы, являются устойчивым сочетанием механизмов защит, и направлены на разрешение внутренних конфликтов. 
-Смешанные комплексы, состоят их защитных и незащитных механизмов. 

     Следует отличать жизненный успех и адаптированность личности. Не верно считать каждую неудачу признаком отсутствия адаптированности. Необходимо учитывать, что не все потребности человека способствуют его правильному функционированию и социально-психологической адаптации.

    Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать, как поведение с опорой на естественные потребности организма. Но, существуют потребности адаптивные в данной социальной среде, и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от личностных ценностей и объекта-цели, куда они направлены.
       Дезадаптивность личности
выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для адаптивного процесса — не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.

    Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.
Адаптивная активность осуществляется двумя видами:
-адаптацией путем преобразования и устранения проблемной ситуации; 
-адаптацией с сохранением ситуации — приспособлением. 
Адаптивное поведение характеризуется:
-успешным принятием решений, 
-проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего. 

   Основными признаками эффективной адаптации являются:
-в сфере социальной активности — приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства; 
-в сфере личностных отношений — установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.

Критерии, указывающие на адаптивный процесс:
-адекватность когнитивных механизмов обработки информации; 
-показатели личностной зрелости; 
-показатели социальной зрелости; 
-клинический критерий (по Братусю) — отсутствие клинически выраженной психопатологии; 
-статистический критерий, адаптированная — личность наиболее чаще встречаемая в популяции; 
-социальный критерий — это социальная адаптация.  

Адаптационный потенциал — это копинг поведение, копинг ресурсы и способность вырабатывать копинг стратегии…»(1). 

_______________________
»  Копинг-поведение (coping behavior — совладающее поведение) — осознанное поведение субъекта, направленное на психологическое преодоление стресса. Автор термина — американский психолог А. Маслоу (1987). Понятие «coping» происходит от англ. «to соре» (справиться, выдержать, совладать). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление стресса»(2).
______________________

 «…Санкции со стороны общества ставят под удар адаптационный потенциал. Общество:
-подавляет, 
-ущемляет, 
-предъявляет требования, 
-является источником конфликта с другими. 

      Все санкции, воздействуют на человека стрессогенно, вызывая, при этом, состояние активации. Если человек не можем справиться, то возникает дистресс. Состояние активации — это весы на одной чаше лежат когнитивные механизмы обдумывания, совладания, а на другой чаше находится переживаемые фрустрации. Человек держит психологическую устойчивость до тех пор, пока в голове происходит обдумывание ситуации. Но, если когнитивные механизмы не справляются — возникает психопатология. Если говорить о патологии, то необходимо отметить, что в психике происходят изменения качественного характера.
Санкции со стороны общества – состояние активации – эмоциональный дистресс – биохимические изменения, запускающие механизмы психопатологии – депрессия.

Этот процесс характеризуется не плавным течением, а изменениями переломного характера, щелчком, состоянием качественно нового уровня.

  Чаще понятий «адаптация-дезадаптация» в психиатрии и медицинской психологии, можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация». Полярности предлагают рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов реабилитации и профилактики.          Адаптация и компенсация — это не полностью идентичные понятия, разница заключается в том, что при адаптации происходит приспособление — «смирение», выработка положительного отношения к имеющимся нарушениям. В свою очередь, при компенсации происходит замещение утраченной психической функции, более приемлемой для данного состояния организма способностью»(1).

Источники:
1.http://www.1.simplex.z8.ru/clinical-psychology/29-ponatia/59-psy-adaptation.html
2.http://slovari.yandex.ru/~книги/Клиническая%20психология/Копинг-поведение/

это что такое, понятие, термин

Возможность быстро привыкать к изменяющимся условиям жизни помогает человеку выживать, развиваться и добиваться поставленных целей. Этот навык называется адаптацией — изменением своего поведения под требования среды.

Адаптация в психологии — это психоэмоциональный и поведенческий ответ на внешний вызов. От скорости и адекватности зависит качество жизни человека.

Понятие и суть

В психологии «адаптация» — сложный многофакторный процесс, в результате которого человек привыкает к новым условиям и становится частью общества. Через него проходят все люди, в той или иной жизненной ситуации.

Первичная адаптация в детском коллективе, привыкание к социальным институтам, профессиональная адаптация — каждый этап переводит человека на новую ступень развития.

Успешное прохождение адаптации важно для улучшения качества жизни. Человек получает новые навыки, приспосабливается к новым, усложняющимся условиям. От способности быстро усвоить требования и соответствовать им зависит, как к человеку будут относиться окружающие. Будет ли он уважаемым в коллективе, будут ли прислушиваться к его мнению. Навык быстрой адаптации помогает человеку занять лидерскую позицию.

История открытия и изучения

Способностью к адаптации обладают не только люди, но и животные. Поэтому вопросом ее изучения вначале занялись не психологи, а биологи. Концепция Ч. Дарвина частично объясняла проблему адаптационного механизма: ученый рассматривал его как средство выживания, сформированное исторически.

В отечественной науке изучением адаптации занимались И. Сеченов и И. Павлов. В своей теории о единстве организма и среды Сеченов впервые представил адаптацию, как процесс, присущий всем животным. Он рассматривал только физиологическую сторону процесса.

Первым ученым, попытавшимся раскрыть работу механизма социальной адаптации, был М. Ярошевский. Он опирался на результаты исследований зарубежных психологов, выявивших закономерности в поведении индивидов в рамках одной группы.

Проанализировав несколько групп испытуемых, Ярошевский предположил, что суть адаптации — передача индивиду ценностей группы. Позднее эту идею развил Л. Выготский. Он выявил, что влияние группы на индивида равноценно влиянию индивида на группу. Этот процесс важен для развития отдельной личности и социума в целом.

Классификация и уровни

Адаптация происходит одновременно на 3 уровнях:

  • физиологическом;
  • социальном;
  • психологическом.

На физическом уровне человек приспосабливается к изменениям окружающей среды: климату, техногенным факторам, результатам различных видов деятельности.

Социальная адаптация — привыкание к социальной среде: учебе, работе, окружающей культуре. Приспособление может быть пассивным, когда человек просто подчиняется сложившимся условиям и не пытается выбрать более удобный вариант.

Больше возможностей предоставляет активное приспособление, при котором индивид решает, к какой именно среде он будет адаптироваться. Например, переехать в другой город, где больше шансов найти хорошие условия для профессиональной реализации.

Психологическая адаптация — важный критерий, который влияет на межличностную коммуникацию и профессиональное развитие. Человек быстро переключается между разными сферами деятельности, выбирает социальную роль, модель поведения.

Различают также уровни изменений, которые затрагивают все функционирующие системы организма: физиологические и психологические.

На физиологическом уровне активируются компенсаторные системы, которые обеспечивают адекватную реакцию организма на экстремальные условия. В первую очередь это механизм нейрогуморальной регуляции, запускающий выделение гормонов стресса надпочечниками.

Далее следует выделение нейромедиаторов («гормонов радости»), облегчающих проживание стрессового момента. После этого подключаются сердечно-сосудистая, дыхательная и выделительная система. Они отвечают за преодоление стресса.

Психологический уровень — этап перестройки психики. Человек нарабатывает новые устойчивые нервные связи (условные рефлексы или динамические стереотипы). Благодаря этим связям регулируются устойчивость, интенсивность и последовательность поведенческих реакций.

Попадая в сложную ситуацию, индивид использует набор рефлексов, чтобы правильно отреагировать на внешние изменения. В зависимости от особенностей развития психики, человек выбирает положительную или отрицательную реакцию.

Положительный ответ психики — конструктивное решение, направленное на преодоление препятствия. Отрицательные реакции — гнев, негативизм, отказ, регрессия.

Проявления и методы адаптации

Основным и самым сложным видом адаптации для человека является социальная адаптация. Это активное развитие, при котором среда влияет на человека, а человек влияет на среду. Л. Выготский называл этот процесс слиянием активной и пассивной социальной роли.

Психологическая адаптация личности к группе происходит 3 способами:

  • самоизменение, в соответствии с требованиями группы;
  • изменение отдельных характеристик группы в соответствии с личными потребностями;
  • самоизоляция с использованием методов психологической защиты, постепенное вхождение в группу.

При первом методе адаптации психологи изучают качества личности, регулирующие скорость и успешность привыкания индивида к условиям существования в группе.

К таким качествам относятся физиологические (тип нервной системы) и психологические (тип темперамента).

Группа в данном случае рассматривается как фон, под который подстраивается личность. При этом на самого индивида она влияния не оказывает, он меняет свое поведение самостоятельно.

Второй подход рассматривает роль группы в процессе личностной адаптации. Решающим моментом становится изначальный настрой группы по отношению к новичку: доброжелательный, нейтральный, настороженный.

Для третьего подхода представляет интерес двусторонний процесс: взаимодействие личности и группы. Чаще на начальном этапе сближения индивид взаимодействует не со всей группой, а с одной из подгрупп, в которую входит несколько лояльных человек. Такие подгруппы формируются незадолго после образования группы, они характеризуются относительной устойчивостью.

Попадая в малую подгруппу, индивид общается, усваивает правила поведения в группе.

Факторы

Причинами расстройства адаптации становятся эмоциональные и стрессовые факторы. Они провоцируют развитие негативного эмоционального состояния, в котором человек не способен адекватно реагировать на изменения среды. К таким причинам относятся:

  • эмоциональное и психологическое насилие;
  • сложная жизненная ситуация, вызванная внезапными изменениями внешних условий;
  • хронические расстройства ЦНС;
  • соматические заболевания;
  • длительная повышенная психическая нагрузка;
  • пребывание в ситуации ограниченного ресурса (недосып, недоедание).

В группе риска находятся люди, чьи жизненные условия способствуют расстройству адаптации: военнослужащие, медицинские работники, мигранты, пожилые люди, студенты.

Диагностика

Диагностировать расстройство адаптации у индивида можно по наличию симптомов:

  1. Астенический — быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, расстройство сна.
  2. Тревожный — повышенная возбудимость, беспричинная тревога, сонливость, тошнота, головокружение, потеря чувства безопасности.
  3. Депрессивный — преобладание упаднического настроения, снижение концентрации внимания, апатия.
  4. Поведенческие реакции — безразличие к коллективу, уход в негативные привычки, резкая смена привычного образа жизни.
  5. Неадекватные эмоциональные реакции — повышенный уровень агрессии, внезапные вспышки гнева, сменяющиеся апатией.
  6. Когнитивные реакции — снижение скорости обработки информации, интеллектуальной продуктивности.
  7. Вегетативный синдром — мышечные спазмы, резкое снижение давления, потливость, учащенное сердцебиение.

В случае тяжелого расстройства адаптации у человека наблюдается суицидальное настроение. Это не обязательно приводит к попытке самоубийства, но часто сопровождается самоповреждениями: человек наносит себе порезы.

Типы расстройств и методы их устранения

Нарушения проще заметить по неспособности индивида к адаптации в группе. Психология и психиатрия, как смежные области, используют одинаковые диагностические критерии, представленные в Международной классификации болезней:

  • снижение внимания и концентрации;
  • потеря возможности заниматься привычными делами;
  • навязчивые мысли, чрезмерная озабоченность ситуацией;
  • потеря интереса к работе и хобби;
  • отказ от социальных контактов.

В качестве средств диагностики используют тесты, интервью, психометрические исследования. По результатам больному назначают лечение. Чаще используют психотерапевтические методы и лекарственные препараты:

  1. Анксиолитики — Феназепам и его аналоги. Они снижают тревожность, нормализуют сон и пищеварение. Могут вызывать привыкание, поэтому используются осторожно, в малых дозах. При появлении побочных эффектов назначение препарата отменяют.
  2. Антидепрессанты — Флуоксетин, Пароксетин, Сертралин. Нормализуют выработку гормонов, регулируют работу нервной системы. Препарат подбирается индивидуально. При приеме лекарственного средства больной должен вести дневник наблюдений, отмечать изменения своего эмоционального состояния.

Профессиональные психотерапевтические методы лечения — гипнотерапия, аутогенные тренировки, когнитивные упражнения.

Чтобы самостоятельно повысить способности к привыканию, необходимо выбирать методики, которые повышают стрессоустойчивость и активируют компенсаторные возможности организма.

Больше всего для этого подходит аутотренинг, медитация, занятия йогой. Упражнения, снимающие мышечную напряженность, влияют на жизнедеятельность, эмоциональное состояние, снижают риск развития дезадаптации.

Определение адаптации в психологии.

(существительное)

Динамический эволюционный процесс, посредством которого признак, играющий текущую функциональную роль в жизни организма, сохраняется и/или модифицируется посредством естественного отбора, чтобы сделать организм более приспособленным для выживания в текущей среде.

  • Сенсорная адаптация

    • Сенсорная адаптация – снижение реактивности сенсорной системы, сталкивающейся с постоянным раздражителем.
    • Сенсорная адаптация , также называемая нервной адаптацией , представляет собой изменение реакции сенсорной системы на постоянный раздражитель.
    • Одним из примеров сенсорной адаптации является устойчивое прикосновение.
    • Эти корпускулы быстро изменяются и адаптируются при добавлении стимула.
    • Это связано с тем, что дополнительные раздражители новые, и организм еще не к ним приспособился.
  • Эволюционная психология

    • Эволюционная психология стремится понять поведение человека как результат психологической адаптации и естественного отбора.
    • Он стремится определить, какие психологические черты человека являются эволюционными адаптациями , то есть функциональными продуктами естественного отбора.
    • Точно так же, как эволюционная физиология работала над определением физических адаптаций тела, которые представляют «физиологическую природу человека», эволюционная психология работает над выявлением эволюционировавших эмоциональных и когнитивных адаптации , которые представляют «человеческую психологическую природу».
    • Эволюционная психология проистекает из теорий эволюции Чарльза Дарвина, адаптации и естественного отбора.
    • адаптивных механизмов мозга сформировались с течением времени в результате естественного и полового отбора.
  • Сенсорные абсолютные пороги

    • Существует несколько факторов, которые могут влиять на уровень абсолютного порога, в том числе адаптация к стимулу и индивидуальным мотивам и ожиданиям.
    • Сенсорная адаптация происходит, когда наши органы чувств больше не воспринимают стимул из-за постоянного контакта с ним наших сенсорных рецепторов.
    • Если вы когда-либо входили в комнату с ужасным запахом, но через несколько минут понимали, что почти не замечали его, значит, вы испытали сенсорную адаптацию .
    • Как и пороги, адаптация может произойти с любым смыслом, будь то забывание того, что радио включено во время работы, или не замечание того, что вода в бассейне холодная после того, как вы какое-то время плавали.
  • Интеллектуальные нарушения

    • Умственная отсталость — это нарушение развития нервной системы, характеризующееся значительным нарушением интеллектуального и адаптивного функционирования.
    • Умственная отсталость — это генерализованное расстройство развития нервной системы, характеризующееся значительным нарушением интеллектуального и адаптивного функционирования.
    • Это определяется коэффициентом интеллекта (IQ) ниже 70 в дополнение к дефициту в двух или более адаптивное поведение, влияющее на повседневную жизнь человека.
    • значительные ограничения в одной или нескольких областях адаптивного поведения (например, общение, навыки самопомощи, навыки межличностного общения) в различных средах и
    • Как правило, люди с умственной отсталостью имеют IQ ниже 70, но этот диагноз может также относиться к лицам с несколько более высоким IQ, но с серьезными нарушениями в адаптивном функционировании.
  • Как справиться со стрессом

    • Все стратегии выживания имеют адаптивную цель уменьшить или справиться со стрессом, но некоторые стратегии могут быть неадекватными (нездоровыми) или просто неэффективными.
    • Стратегии совладания также могут быть позитивными ( адаптивными ) или негативными (дезадаптивными).
    • Примеры адаптивного совладания включают поиск социальной поддержки со стороны других (социальное совладание) и попытки извлечь уроки из стрессового опыта (сосредоточенное на значении совладание).
    • Проактивное преодоление трудностей — это особый тип адаптивной стратегии, которая пытается предвидеть проблему до ее возникновения и подготовить человека к решению предстоящей проблемы.
    • Приведите примеры адаптивных и дезадаптивных стратегий преодоления стресса
  • Интеллектуальные нарушения

    • Умственная отсталость представляет собой значительное ограничение когнитивных функций человека и повседневную адаптивную поведения.
    • Интеллектуальная инвалидность — это значительное ограничение когнитивных функций человека и его ежедневного адаптивного поведения.
    • Индивидуум также должен демонстрировать дефицит адаптивного функционирования; имеют нарушения по крайней мере в двух областях функционирования, таких как уход за собой, социальные навыки или жизненные навыки; и испытать появление симптомов до 18 лет, чтобы быть диагностированным как умственно отсталый.
    • Лица с ограниченными интеллектуальными возможностями могут испытывать трудности с изучением социальных правил, дефицит памяти, трудности с решением проблем и задержки в адаптивном поведении (например, навыки самопомощи или самообслуживания).
  • Соматоощущение: давление, температура и боль

    • Эти рецепторы различаются размером поля (маленький или большой) и скоростью адаптации (быстро или медленно).
    • Скорость Адаптация относится к тому, как быстро рецептор будет реагировать на раздражитель и как долго эта реакция будет поддерживаться после устранения раздражителя.
    • Быстро адаптирующиеся ячейки позволяют нам соответствующим образом регулировать захват и усилие.
    • Медленно адаптирующиеся клетки позволяют нам воспринимать форму и текстуру.
  • Ранние рамки: структурализм и функционализм

    • Функционализм рассматривает психическую жизнь и поведение с точки зрения активного адаптация к окружающей среде человека.
    • Подход Джеймса к психологии был меньше связан с составом разума и больше связан с изучением способов, которыми разум приспосабливается к меняющимся ситуациям и окружающей среде.
    • Акцент функционализма на научном изучении адаптивных функций поведения и психических процессов продвинул изучение психологии как науки.
  • Поведенческая терапия и прикладной поведенческий анализ

    • Поведенческая терапия основана на идее, что неадаптивному поведению можно научиться, и, таким образом, адаптивному поведению тоже можно научиться.
    • Он применяет принципы оперантного обусловливания, классического обусловливания и обучения через наблюдение, чтобы исключить неуместное или неадекватное поведение и заменить его более адаптивными реакциями.
    • Основная предпосылка состоит в том, что человек усвоил проблемное и неадекватное поведение, и поэтому он или она должны научиться новому поведению, которое адаптивный .
    • В процессе моделирования человек подвергается наблюдению за другими людьми, демонстрирующими поведение, которое считается адаптивным и которое должно быть перенято клиентом.
  • Ранние корни психологии

    • Функционализм рассматривает психическую жизнь и поведение с точки зрения активной адаптации человека к окружающей среде.
    • Подход Джеймса к психологии был меньше связан с составом разума и больше связан с изучением способов, которыми разум адаптирует к меняющимся ситуациям и окружающей среде.
    • Акцент функционализма на научном изучении адаптивных функций поведения и психических процессов продвинул изучение психологии как науки.

Адаптация — Без предмета — Энциклопедия психоанализа

Французский: адаптация

Биологическая концепция

Концепция адаптации является биологической концепцией; Предполагается, что организмы должны приспосабливаться к окружающей среде. Адаптация подразумевает гармоничные отношения между Innenwelt (внутренний мир) и Umwelt (окружающий мир).

Эго-психология

Эго-психология применяет биологическую концепцию адаптации к психоанализу, объясняя невротические симптомы с точки зрения неадекватного поведения (например, применение архаичных защитных механизмов в ситуациях, когда они больше не подходят) и утверждая, что цель психоаналитического Лечение заключается в том, чтобы помочь пациенту адаптироваться к реальности. Эго-психология объясняет невротические симптомы дезадаптивным поведением. Эго-психология утверждает, что цель психоаналитического лечения — помочь пациенту адаптироваться к реальности.

Жак Лакан

Начиная со своих ранних работ 1930-х годов Лакан выступает против любых попыток объяснить человеческие явления с точки зрения адаптации. [1] Это составляет постоянную тему в творчестве Лакана; в 1955 году, например, он заявляет, что «измерение, открытое анализом, противоположно всему, что развивается через адаптацию». [2]

Он придерживается такой точки зрения по нескольким причинам:

1. Реальность

Акцент на адаптивной функции эго упускает из виду отчуждающую функцию эго и основывается на упрощенном и беспроблемном взгляде на «реальность». Реальность — это не простая объективная вещь, к которой эго должно приспосабливаться, но сама она является продуктом вымышленных искажений и проекций эго.

«[Поэтому] вопрос не в том, чтобы приспособиться к ней [реальности], а в том, чтобы показать ей [эго], что оно слишком хорошо приспособлено, поскольку оно помогает в построении этой самой реальности». [3]

Задача психоанализа скорее состоит в том, чтобы ниспровергнуть иллюзорное чувство адаптации, так как это блокирует доступ к бессознательному.

2. Аналитик

Сделать адаптацию целью лечения означает превратить аналитика в арбитра адаптации пациента. Собственное «отношение аналитика к реальности, таким образом, само собой разумеется». [4] Автоматически предполагается, что аналитик лучше адаптирован, чем пациент. Это неизбежно превращает психоанализ в упражнение власти, в котором аналитик навязывает пациенту свой собственный взгляд на реальность; это не психоанализ, а внушение.

3. Разрыв

Идея гармонии между организмом и окружающей его средой, заложенная в концепции адаптации, неприменима к людям, потому что вписывание человека в символический порядок денатурализирует его и означает, что «в человеке воображаемое отношение [к природе] отклонился». В то время как «все животные машины строго прикованы к условиям внешней среды» 9 . 0267 [5] в человеке есть «некий биологический пробел». [6] Любая попытка восстановить гармонию с природой упускает из виду чрезвычайно чрезмерный потенциал влечения, выраженный в влечении к смерти. Люди по своей сути неадекватны.

Лечение

Лакан утверждает, что акцент, который эго-психология делает на адаптации пациента к реальности, сводит психоанализ к инструменту социального контроля и конформизма. Он видит в этом полное предательство психоанализа, который он считает по существу подрывной практикой.

Соединенные Штаты

Лакан считает важным, что тема адаптации была разработана европейскими психоаналитиками, эмигрировавшими в США в конце 1930-х годов. Эти аналитики чувствовали, что им нужно не только адаптироваться к жизни в США, но и адаптировать психоанализ к американским вкусам. [7]

См. также

  • Аналитик
  • Биология
  • Стремление к смерти
  • Эго
  • Эго-психология
  • Фактор С
  • Зазор
  • Природа
  • Невроз
  • Принцип удовольствия
  • Психоанализ
  • Предложение
  • Симптом
  • Лечение
  • Бессознательное

Ссылки

  1. ↑ Лакан, Жак.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts