Адаптация в детском саду консультации: «Адаптация ребенка к условиям детского сада»

Адаптационный период в детском саду

Консультация для воспитателей

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Зыбцева Е. А. воспитатель Д/С №17
г. Алексеевка Белгородской обл.

Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, а том, будет ли ребенок хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.

В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка далеко не безобиден.

В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

Опыт показывает, что известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение к окружающим людям – причины, тормозящие образование у малыша умение контактировать с незнакомыми людьми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, помощникам воспитателя, что усложняет уход за ним. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из многодетных семей легко вступают в контакт с воспитателями. Малыш у таких семей веселы, много играют, общаются с персоналом группы. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».

Ребенок, у которого дома не тренируется способности тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучения к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду.

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужно подготовительная работа.

Необходимо предварительное знакомство воспитателей с ребенком и родителями. И начинаться такая работа должна до прихода ребенка в детское учреждение.

Перед поступлением ребенка в детский сад я обсуждаю с родителями следующие проблемы:

1) Как в семье проводятся режимные процедуры? Интересуется, как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, поют ли колыбельные песни перед сном?

Я знакомлю родителей с режимом дня в группе. Обсуждаю проблему согласования домашнего режима с распорядком дня, принятым в семье. Полученную информацию я учитываю в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.

2) Какой тип общения предпочитает малыш?

Если выясняется, что ребенок предпочитает только эмоциональным общение со взрослыми, то я советую родителям побольше играть с ребенком с предметами, с сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении, поддерживая любознательность.

3) Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процессов?

Если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые, я обращаю внимания родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, поддерживали его желания самому есть, одеваться и т. д.

4) Умеет ли ребенок общаться с другими детьми?

Если малыш испытывает трудности в этой сфере, советую родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников, играть с ними в игры-забавы, поощряя положительные эмоциональные проявления по отношению к друг другу, помогая налаживать совместную игру и улаживая конфликты.

А также я советую родителям, когда их малыш начнет посещать детский сад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Создать спокойный, бесконфликтный климат в семье для него. В первые дни не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, раньше забирать домой.

Родители должны щадить его ослабленную нервную систему. На время прекратить походы в гости, создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. Одевать ребенка так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы, если ребенок заболеет, конечно, надо обратиться к врачу.

Эти советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад.

Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально общественной жизни.

Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно: вначале нужно привести в группу, познакомить с воспитателями, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению. Я дружелюбно, ласково разговариваю с малышами в присутствии мамы, помогаю переодеться. Показываю шкафчик с веселой картинкой, мини-игровую зону с разными игрушками в приемной комнате, все это помогает избавиться от беспокойство малыша. Малыш выбирает понравившуюся игрушку, и вместе с мамой проходит в группу. Я убеждаю маму немножко поиграть с ребенком и другими детьми в группе. Мама является проводником и защитником ребенка.

Очень важно, чтобы мама не просто присутствовала рядом с ребенком, но принимала активное участие в жизни группы и играла не только со своим ребенком, но и с другими детьми. Я начинаю играть с детьми в эмоциальные игры, как «Ладушки», «Сорока-сорока», «Догонялки».

Предлагаю малышу игрушку-каталку. Он начинает катать без всякой цели, ему интересен само его действия. Для детей постоянно предлагаю целенаправленное движение, например, отвези игрушку на каталке в свой «домик» Затем предлагаю рассмотреть зайчика, обращаю внимания на длинные уши, мягкие лапки, показываю, как он может прыгать, любит быстро бегать и прятаться. Предлагаю малышам поиграть в игру «Найди зайчика». Прошу детей отвернуться и закрыть глаза. Незаметно для них ставлю зайчика в какое-то новое, но не видное место среди других игрушек или на подоконники. Когда дети открывают глаза, предлагаю им найти зайчика. И малыш вместе с другими детьми находит зайчика.

Обращаю внимания малыша на мишку, который лежит на диване. Говорю ему, что мишка заболел и не может с нами играть. Предлагаю, полечит его. У него болит животик, нужно наложить повязку на животик. Помогаю разломать бинт, закрепить первый виток, придерживаю бинт при последующих витках. Я говорю от имени мишки : «Спасибо» и укладываем его спать. Затормаживает отрицательные эмоции монотонных движений руками или сжимание рук. Поэтому я предлагаю ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, соединять детали крупного конструктора, разобрать и собрать пирамиду. Участие ребенка в преобразовании пирамидки способствует формированию представлении об изменении внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости. Предлагаю разнообразные наборы кубиков из пластмасса, даю возможность поиграть свободно с ними.

Моя задача – сделать первые дни пребывания ребенка в яслях максимально комфортными благоприятными для его эмоционального благополучия. Самое главное для меня – завоевать доверие малыша, его привязанности. Я даю ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для малыша очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойствие, когда его окружают знакомые вещи. Я разрешаю приносить в группу его любимые домашние игрушки. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают интерес.

Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Малыш, играет с игрушками, оглядывается на маму.

Постепенно ребенок добровольно включается в игры со мной и другими детьми. Он просит маму остаться на стульчике в стороне. Когда наступает такой момент, я предлагаю маме подождать ребенка в приемной. Главное в этой ситуации – то, что мама дальше предупредит ребенка: она ненадолго отлучается.

Затем я организовываю игру «Прятки». Игра «Прятки» имеет особое значение для детей раннего возраста. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращение мамы.

При этом я подчеркиваю: мама не обманула его, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему.

С каждым днем мы увеличиваем время пребывания ребенка в детском саду. Каждое утро я приветливо и дружелюбно встречаю малыша в детском саду. Говорю ему, что его ждут игрушки и другие дети. Я стараюсь заинтересоваться ребенка разными играми. Если он продолжает следовать за мной, я сажаю его на стульчик, предлагаю рассмотреть его любимую игрушку. Организую подвижные игры «Едим по дорожке», «Солнышко и дождик», (при этом вношу красивый настоящий зонт), «По ровненькой дорожке идут наши ножки» провожу пальчиковую гимнастику «Пальчик –пальчик, где ты был?»

Когда ребенок без конца повторяет «мама придет», — он на самом деле не уверит в этом, он боится что мама никогда не придет, я утвердительно отвечаю, помогаю ему поверить в то, что он вскоре увидеть свою маму. Я отвлекаю ребенка играми «Шнуровка», «Застегивание, расстегивание». Предлагаю ему убрать игрушки. Также предлагаю поиграть с музыкальными игрушками: колокольчик, бубен, гармошка, барабан, дудочка, трещотки и т. д.

Лучшие лекарства от стресса — смех. В группе создаю такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся, для этого я вношу игрушки забавы; продолжаю говорить шутками, прибауткам, паю веселые песенки.

Во время режимных процессов учитываю индивидуальные особенности дети, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом положи его игрушку. Во время засыпания я ласкаю ребенка: глажу ему ручки, ножки, спинку.

Чем быстрее малыш почувствует доверие ко мне, установит контакт со мной, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.

Вежливое и приветливое отражение родителей к воспитателям расположит ребенка к общению с ними. В заключении хочу отметить, что выработка единых требований и поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшие условия, облегающие ему адаптацию к перемене в образе жизни. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение ко мне и сверстникам.

Рекомендую родителям, чтобы обращали внимание на родителей уголок, в котором помещаются консультации памятки по «Адаптации ребенка в детском саду».

Методическая работа в ДОУ:
| | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |

«Адаптация в детском саду от «а» до «я». Консультация для родителей

Цель: познакомить родителей с особенностями привыкания детей к детскому саду; дать практические советы по облегчению прохождения этого периода детьми; рассказать о порядке прохождения адаптации в детском саду; помочь в установлении контакта с воспитателями.

Большинство детей и их родителей рано или немного позже, сталкиваются с адаптацией к детскому саду. В среднем это происходит, когда ребенку чуть больше двух лет. Что же такое адаптация, к чему нужно привыкать ребенку, как сделать так, чтобы малыш прожил этот непростой период как можно легче, как самому справиться с переживаниями, как наладить диалог с воспитателями? Обо всем этом по порядку.

Что же такое адаптация? Не будем обращаться к толковому словарю, а скажем простыми словами. Адаптация – привыкание к новым условиям. Вот так просто звучит, но на деле это очень трудно для малыша 2 лет.

Если обратиться к опыту адаптации взрослого, например, к привыканию к новому месту проживания, учебы, работы, то мы вспомним как непросто бывает. Все новое, мы не знаем какие здесь правила, как все устроено, и постепенно находим ответы на все вопросы с помощью коллег, соседей, однокурсников. Буквально через пару дней мы уже знаем где срезать дорогу, чтобы быстрее дойти до автобусной остановки, где ближайший магазин, как на новом месте работы ходят на обед, с каким преподавателем можно себе позволить опоздать на 10 минут, а у какого лучше не садиться на первую парту.

Для ребенка 2-х лет существует огромная проблема – в большинстве случаев он не может сформулировать, что его тревожит, не может уйти если ему что-то не нравится, не может (в некоторых случаях) сказать, потому что еще не научился говорить и множество других проблем.

Помимо этого, ребенок впервые сталкивается с тем, что он будет без мамы, с чужой тетей, и ей нужно довериться. Ему нужно смириться с тем, что нужно как-то пережить свое «взросление», отделение от мамы. Нужно привыкнуть к шуму и большому количеству детей вокруг. Нужно привыкнуть, что не все желания исполняются тут же и что есть другие дети со своими желаниями, а чтобы тебе помогли одеться нужно подождать пока воспитатель освободится. Научиться самостоятельности: самому снимать штаны, отправлять ложку в рот, засыпать без укачиваний. Нужно привыкнуть к новому режиму дня, к новой еде, к новой кровати и правилам. Привыкнуть к тому, что бывает грустно по утрам, когда мама уходит. Привыкнуть к воспитателям, научиться доверять им и искать у них утешения, успокоения у такой незнакомой тети. Научиться делиться игрушками и договариваться с другими детьми, решать споры и разногласия. Так много всего, для 2-х летнего крохи.

А что же в этот момент происходит с родителями? С теми самими мамами и папами, которым пора выходить на работу из декретного отпуска. Родителям тоже приходится не сладко. Они переживают, волнуются, беспокоятся. И нельзя сказать, что из-за пустяков, страхи вполне обоснованы. Первое что беспокоит большинство родителей – воспитатели, которые будут работать с его ребенком. Ведь воспитатель проводит с детьми порой больше времени, чем родители в будние дни.

Как они будут разговаривать с моим малышом? А вдруг его будут обижать? А помогут ли ему с одеждой? Все что нужно оденут? Поправят тот самый ботинок, у которого молния немного заедает? Чем будут кормить? Тепло ли в группе? Есть ли там машинки, которые так любит мой сын? А безопасно ли в детском саду? А сможет ли моя принцесса сама уснуть? Не будут ли заставлять есть? Неужели, каждое утро ребенка будут от меня отрывать, потому что он сам не отходит? Как часто он будет болеть?

Тысячи вопросов возникают в голове у взволнованных родителей. Бывает, что они просто переживают от неведения, потому что отдают своего первого малыша в детский сад. А бывает, что имея собственный не самый положительный опыт, они опасаются, как бы такое же не произошло с их крохой. Если еще к этим переживаниям добавить рассказы и истории друзей, статьи и видеоролики из интернета, то можно нести валерьянку и не отдавать ребенка в детский сад.

Все эти переживания и тревоги вполне естественны, вот ваш малыш, который всегда рядом, которого в любой момент можно обнять, успокоить, который является смыслом вашего существования в этот момент. А теперь вы должны доверить присмотр за малышом совершенно незнакомому для вас человеку и, мало этого, доверить жизнь и здоровье своего самого родного существа – своего ребенка. Родителям нужно привыкнуть к тому, что малыш уже немного повзрослел и что-то может сам – надеть шапку, донести ложку до рта, сходить в туалет, заняться игрой. Нужно позволить ему постепенно отдаляться от себя, исследовать мир. Сложив все это вместе мы получим обоснованное основание для тревоги.

Адаптация к детскому саду несколько отличается от других изменений, к которым нужно привыкать, в жизни человека, и ее необходимо проходить постепенно, желательно уделить адаптации от 2 недель до месяца. При этом начинать подготовку к ней следует не за один день до первого посещения детского сада, а желательно за пару месяцев до этого события.

С чего начать?

  • Стоит начать знакомить ребенка с детским садом примерно за 2-3 месяца до первого посещения. Начать следует с разговоров о том, что существует такое место как детский сад, для чего он нужен, что дети там делают. Подкреплять беседу можно иллюстрациями из книг (сейчас есть такие книги, которые помогают подготовить ребенка к детскому саду), а также с помощью мультфильмов.
  • Формировать положительный образ детского сада – рассказывать о том, что в детском саду все сделано специально для детей: кровати, столы, стулья, раковины, унитазы, а значит ребенку там будет очень удобно. В детском саду много интересных игрушек, которые все можно рассматривать, трогать, играть с ними. В детском саду дети играют, кушают, гуляют. Специально для детей готовят вкусную и полезную еду, с помощью которой они быстро растут, становятся сильными и умными. В детском саду много ребят, с которыми можно подружиться и весело играть в разные игры.
  • Родитель может объяснить почему он хочет, чтобы ребенок пошел в детский сад. Потому что маме/папе нужно выходить на работу (можно даже показать свое место работы, чтобы у ребенка было представление об этом месте), можно сказать, что вам ваша работа очень нравится, там много интересного, или «мне нужно ходить на работу, чтобы зарабатывать деньги на продукты, игрушки» и т.д. «Я буду утром приводить тебя в детский сад, ты там будешь играть, гулять, спать, а потом я буду забирать тебя домой, и мы будем вместе играть, обниматься, гулять» (свои варианты, что вы любите делать с ребенком). Желательно приводить в пример не материальную мотивацию.
  • Также можно радостно готовиться к детскому саду выбирая новые сандалии, платье, игрушку, которую ребенок будет брать с собой в качестве своего друга.
  • Когда вы будете проходить мимо детского сада, обращайте внимание ребенка на территорию детского сада, как там интересно. На детей, как здорово они играют. На то, что там есть воспитатель – взрослый, который всегда придет на помощь.
  • Нужно рассказать ребенку о воспитателях. Что это взрослые тети, с которыми он будет в саду целый день, они будут вместе играть, петь, танцевать, читать книжки, гулять. А самое главное – они всегда помогут.
  • За пару месяцев до начала посещения детского сада необходимо подстроить режим дня ребенка как можно ближе к режиму дня детского сада, чтобы во время адаптации для ребенка не было стрессом, что нужно утром вставать раньше на 2 часа, что днем нужно ложиться спать не в 15:00, а в 12:00.
  • Желательно сделать ребенка как можно более самостоятельным – научить обуваться, снимать штаны, просить пить, мыть руки, ходить в туалет, отучить от соски и бутылочки, самостоятельно засыпать без укачиваний на руках.
  • Ввести в рацион ребенка пищу близкую к той, которую он будет есть в детском саду. Пример детсадовского меню можно найти в интернете на сайте детского сада. Стоит разнообразить меню ребенка, давать ему твердую пищу, чтобы у него вырабатывался жевательный рефлекс.
  • Играть с ребенком в игры, можно играть как одна из игрушек вашего ребенка идет в детский сад. Желательно научить ребенка играть с вами, а не только с гаджетами и музыкальными игрушками. Имея опыт такой игры, ему будет проще взаимодействовать со сверстниками и воспитателями.
  • Гуляйте с ребенком утром до обеда, хотя бы 1-1,5 часа. Во время прогулок постарайтесь не предугадывать что сейчас чувствует ваш малыш – жару или холод. Не нужно молча одевать на него шапку или наоборот снимать кофточку. Нужно дать ребенку самому научиться понимать, что происходит с его телом. Если вы видите, что ребенок трясется от холода или обливается потом, то скажите ему об этом: «Я вижу, что ты трясешься, это значит, что ты замерз, давай я помогу тебе одеть кофточку». Этот навык очень поможет ребенку в детском саду.
  • Будет здорово, если до посещения детского сада у ребенка будет опыт общения с другими детьми, а именно, как можно получить желаемую игрушку, которая сейчас у другого. Научить его обмену, что можно попросить. А если ты или другой ребенок не хочет делиться, то это нормально. Таким образом мы учим ребенка здоровой коммуникации и опыту переживания фрустрации – когда невозможно получить то, что он хочет.
  • Помимо опыта общения с другими детьми, нужно дать ребенку опыт общения с другими взрослыми, расширить его «социальный горизонт». Я понимаю, что многим мамам бывает трудно доверить своего любимого малыша другим людям, даже если это ваш супруг или ваша свекровь. Но ребенку нужно научиться оставаться без вас на какое-то время, научиться взаимодействовать с другими взрослыми, объяснять им что он хочет, вы то понимаете его почти без слов.

Все вышеперечисленное касалось ребенка, а теперь давайте вернемся к родителям.

  • Родителям стоит определиться с детским садом, выбрать в какой они хотят отдать своего ребенка, в тот, что ближе к дому/работе, в тот, что с лучшими условиями и ремонтом, или в тот, где им нравятся воспитатели.
  • Следующий шаг – знакомство с воспитателями. Чем больше вы будете знать о воспитателях, тем вам будет спокойнее доверить им своего ребенка. Пообщайтесь лично с воспитателями, задайте все интересующие вас вопросы, расскажите о своих тревогах, об особенностях своего ребенка.
  • Познакомьтесь с группой, в которую будет ходить ваш ребенок, осмотрите все помещения – раздевалку, спальню, туалет, саму группу. Пройдитесь по территории участка, на котором будет гулять ваш малыш. Убедитесь в безопасности территории, как взрослые заходят на территорию детского сада, есть ли камеры видео наблюдения вокруг здания детского сада, может ли ребенок сам выйти с территории во время прогулки.
  • Сообщите об аллергиях ребенка, непереносимости каких-то продуктов и просто нелюбимых блюдах вашего ребенка, а лучше составьте памятку.
  • Важный момент, для более легкой адаптации ребенка, желательно чтобы начало посещения детского сада не совпадало с другими стрессами: отучением от соски или подгузника, рождением другого ребенка, разводом родителей, переездом.

Это была все предварительная работа, а теперь перейдем к тому моменту, когда мы уже отводим ребенка в первый раз в детский сад. Как и когда лучше начинать водить?

  • Лучше начинать с вечерней прогулки. Почему? Потому что вечером детей забирают и у воспитателя будет больше времени, которое он сможет уделить вам и вашему малышу. Также немаловажным является тот факт, что детей забирают и ребенок это видит. Что вот они играли с этой тетей, а потом за ними пришла мама и забрала домой. И другим детям будет не так обидно, что какой-то мальчик или девочка тут гуляет с мамой.
  • Продолжительность первого посещения детского сада 1-1,5 часа. За это время вы покажете ребенку участок, на котором он будет гулять, познакомите его с воспитателем, покажите, как на участке все устроено – где песочница, где хранятся игрушки и т.д.

Почему именно вы все показываете? Потому что ребенок вам доверяет, вас знает, и, если, вы говорите, пойдем посмотрим – он идет за вами. За чужой тетей он не пойдет. Желательно если вы будете делать это не с полным безразличием, а улыбаясь и завлекая ребенка с собой. Не просто перечислять что вы видите на участке, а пройти по территории, потрогать все, заинтересовать своего малыша.

  • Во время первой прогулки не стоит пытаться заставить ребенка знакомиться с другими детьми. Обычно дети 2-х лет еще не испытывают необходимости взаимодействовать с другими детьми, им интереснее взрослые. К детям они обращаются редко, когда им что-то нужно, например, их заинтересовала игрушка, которая в руках у другого малыша.
  • После первой такой прогулки в детском саду закрепите с ребенком дома положительные моменты – было интересно, много игрушек, «а помнишь, как ты здорово лепил куличики или катался на той красной машине». Подчеркнуть достоинства воспитателя – была доброжелательной, помогала детям, обещала завтра показать что-то интересное и т.д. Еще раз подчеркнуть, что за детьми приходили родители, никого в детском саду не оставляют, все дети уходят домой.
  • Следующее посещение – тоже прогулка. В этот раз дайте ребенку возможность самому походить по участку. Вы просто стоите в стороне, не убегаете, не прячетесь, просто терпеливо ждете. Ребенок будет периодически к вам подходить – показывать игрушки или просто проверять, на месте ли вы. Если вы видите, что ребенок спокойно себя ведет, ему тут нравится, он может взаимодействовать с воспитателем, то можно отойти на 10-15 минут. Перед этим, нужно предупредить о своем уходе ребенка, назвать причину своего ухода – в магазин за водой или булочкой, в машину за кофтой, позвонить по работе. Если ребенок спокойно вас отпустил, то стоит вернуться не позднее, чем вы обещали. Не стоит оставлять его на час. Дети хоть и не имеют представления о том, сколько длятся 15 минут и сколько длится 1 час. Но они понимают, что дойти за водой до машины это довольно быстро.
  • Первые 2-3 посещения детского сада – это прогулка, продолжительностью до 2 часов.
  • Следующий этап – приход в группу к завтраку. С этого момента вы оставляете ребенка в детском саду уже не на 2 часа, а на 4. За это время ребенок посетит завтрак, успеет погулять и пообедать. После обеда его нужно забрать домой.
  • Как только вы начинаете приводить ребенка в детский сад непосредственно в группу, вам необходимо будет оставлять его там уже без вашего присмотра. Для первого посещения группы допустимо, что вы пройдете с ребенком в группу, покажете ему там все игрушки, места общего пользования (туалет, спальню). После того как ребенок немного освоится в группе, нужно перейти в раздевалку и там его подождать, не уходить без предупреждения.

Такой уход «по-английски» ребенок расценит очень негативно. Для него весь мир перевернется, ведь «мама пропала». После этого случая он перестанет спокойно от вас отходить, ведь вы можете исчезнуть в любой момент.

  • Далее ребенок остается в детском саду с завтрака и до конца тихого часа. Можно принести для него пижаму, так ему будет проще, его любимую тряпочку или игрушку, с которой он обычно засыпает.

Для того, чтобы ребенку было проще остаться в детском саду, ему необходимо знать как в этом самом саду все устроено и когда именно вы его заберете. Расскажите ребенку о режиме детского сада: в какой последовательности все происходит, что там можно делать. Что нужно делать если он захочет пить или писать. К кому обратиться, если не получается надеть штаны. Чем более интересно и ярко будет звучать ваш рассказ, тем спокойнее и увереннее ребенок будет чувствовать себя при первом посещении детского сада. Малышам гораздо спокойнее, когда они знают последовательность действий, их пугает неизвестность. Когда дети видят, что все происходит так, как говорила мама, то они более уверенны и расслаблены.

  • Чтобы с утра не тратить массу времени на уговоры остаться в детском саду, начните этот разговор с вечера. Проговаривайте с ребенком, что завтра он пойдет в детский сад, напоминайте о приятном (интересных игрушках, доброй воспитательнице, успехах ребенка). Проговаривайте, когда именно вы за ним вернетесь – после прогулки, после обеда, после сна. Для более понятного для ребенка объяснения можно использовать картинки с характерными действиями детей в детском саду (сидят за столом кушают, гуляют, спят, играют).
  • Утром дома перед выходом снова проговорите что сейчас ребенок пойдет в детский сад, а вы отправитесь на работу, после того как он пообедает вы за ним вернетесь, и вы будете вместе что-то делать (играть, обниматься, готовить вместе его любимую кашу и т.д.), что-то приятное и интересное для ребенка.
  • По дороге в детский сад, если ребенок расстраивается, что нужно с вами расстаться, если он переживает и нервничает, не нужно его за это ругать. Стоит вспомнить, что это маленький человек, ему всего 2 года и он еще не умеет справляться со своими эмоциями, они пока сильнее чем ребенок. Вспомнив все это, нужно согласиться с ребенком, сказать ему, что вы понимаете, что он расстраивается, переживает и пожалеть его. Принять его чувства, постараться его успокоить, ведь не бывает не правильных эмоций.

Вспомните себя, в момент, когда вы переживаете и нервничаете, не думаю, что вам было бы приятно, если бы ваш друг или супруг сказал: «было бы из-за чего расстраиваться», «ничего страшного не случилось, нечего плакать», и это еще полбеды, а вот если этот человек крикнет на вас? Неприятно, правда?

  • В приемной (раздевалке) группы не стоит затягивать расставание. Тут можно повторить куда вы уходите, зачем и когда вернетесь (это лучше показать на таких же картинках как у вас дома). Можете придумать свой алгоритм прощания, после которого ребенок будет заходить в группу – 5 раз поцеловать, обняться, стукнуть кулачками, свой вариант. Все уговоры происходят дома.

Не питайте иллюзий, что даже с этими советами ребенок пойдет на 100% без слез, но на 80% ему будет спокойнее и понятнее что происходит.

  • Для того, чтобы ребенку было проще в группе без вас он может взять с собой любимую игрушку. Игрушка будет его заменителем мамы, она пахнет домом, с ней спокойнее, она его друг.
  • Одевайте ребенка по погоде, чтобы на прогулке ему было комфортно. Оставляйте в шкафчике достаточное количество запасной одежды, подгузников (если ваш ребенок пока их носит). В холодное время используйте варежки, а не перчатки, шапки на завязках, ботинки на липучках или молнии (без шнурков). Одевайте детей в одежду по размеру, чтобы ребенку было удобно, ничего не жало и не задувал ветер в короткие штанины/рукава.

Следите за состояние одежды ребенка, чтобы она было сухой и опрятной. Воспитатели тоже люди, не всем хочется брать на руки или обнимать малыша, который всю неделю ходил в одной футболке, на которой можно разглядеть всю палитру супов за неделю.

  • Во время вашего отсутствия ребенок не раз будет грустить, вспоминать вас, может всплакнуть – это нормальное поведение. Если ребенок плачет и в течение 15 минут успокаивается, все в порядке. Не стоит изводить себя, через 2-3 недели ребенок привыкнет к новым условиям, воспитателям и будет спокойнее ходить в детский сад.

Чтобы успокоить себя, можно попросить воспитателей прислать вам фотографию вашего ребенка через 30 минут после его прихода в детский сад, чтобы убедиться, что ребенок спокойно играет и выдохнуть.

  • Еще один важный момент – если вы обещаете, что придете за ребенком после обеда – не обманывайте своего малыша. Старайтесь забирать ребенка именно в тот момент, на который вы с ним договорились. Как только вы нарушите свое обещание, ребенок перестанет спокойно вас ждать, он будет больше нервничать, переживать, расстраиваться.

Если уж случился какой-то форс-мажор, то позвоните воспитателю и предупредите, а тот в свою очередь поговорит с ребенком и успокоит его.

  • Детей 2-х лет не стоит оставлять в детском саду на все время работы учреждения. То есть приводить к открытию детского сада и забирать за 2 минуты до закрытия. Бывают разные жизненные ситуации, но постарайтесь забирать детей в светлое время суток, это касается осени и зимы.

Осенью и зимою темнеет рано, и детям начинает казаться что уже наступила ночь, а мама за ними еще не пришла, и вот тут начинают проявляться тревога и паника.

  • Теперь перейдем к моменту, когда вы забираете ребенка из детского сада. По возможности можно приносить ребенку что-то (блестящий желудь, рисунок, который вы нарисовали для ребенка, новую заколку и т.д.), при этом можно сказать о том, что вы помнили про своего малыша пока были на работе. После вашего прихода ребенок может расплакаться, отчего так происходит? Не потому, что ребенку в детском саду плохо и его там обижают, а потому что он устал морально, он выдохнул и успокоился, что вы пришли. Ребенку просто нужно сбросить напряжение.

Принимайте его эмоции, успокаивайте. В этот момент не стоит ребенка сравнивать с другими детьми, которые спокойно собираются домой, или грозить, что оставите его в детском саду.

  • По дороге домой разговаривайте с ребенком о его дне в детском саду, но говорите о чем-то положительном. Не нужно задавать вопросы в духе: «Тебя не обижали воспитатели?», «Тебя никто не бил?». Такие вопросы подсознательно настраивают ребенка против детского сада, в его голове возникает мысль, что в детском саду могут обидеть и там может быть плохо.

То же самое касается и запугиваний детским садом. «Вот будешь себя плохо вести, оставлю тебя в детском саду», «Не умеешь ты спокойно играть, все время все ломаешь, вот Мария Ивановна тебя быстро научит как надо с игрушками обращаться». Выходит, что детский сад не место радости и веселья, интересных открытий, а какое-то исправительное учреждение для особо вредных детей, с которыми не могут справиться собственные родители.

  • Может быть еще и обратная ситуация, вы приходите за ребенком в детский сад, а он не хочет уходить домой. Что делать? Ограничить ребенка временем, но не словами «еще 5 минут», а конкретно «лепишь еще 2 куличика, и мы уходим», «скатишься еще 3 раза с горки и домой», «я считаю до 10, а ты катаешься на машине, потом уходим». И прям считаете сколько куличиков он слепил и сколько раз с горки съехал, медленно считаете до 10. Если ребенок после этого не согласен уходить, то объясняем ему, что все честно. Со временем он привыкнет уходить по вашей просьбе, нужно дать ему время.
  • Постарайтесь во время адаптации уделять ребенку тройное внимание дома и на прогулке, напоминайте о садике, ребятах, воспитательнице, но только в положительном ключе. Не бойтесь слез ребенка – это нормальная реакция на стресс, он пока по-другому не умеет выражать свои эмоции.
  • Старайтесь сохранять спокойствие, не плакать при расставании и не кричать на ребенка за медлительность или слезы. Если вы не можете сдержать слезы при расставании с ребенком, то пускай другой член семьи отводит его в детский сад – папа, старший брат, бабушка. Главное, чтобы этот член семьи держал себя достойно. В выходные придерживайтесь режима дня детского сада, это касается времени сна и обеда.

Бывает такое, что во время адаптации у детей происходит регресс навыков. О чем речь. Вот ребенок пошел в детский сад, он уже может сказать, что хочет, и вдруг, после недели в детском саду, он перестает говорить. Или, ваш малыш дома исправно ходит на горшок и всегда просыпается с сухими штанами, и вот после начала посещения детского сада он стал писать в штаны во сне. Это реакция организма ребенка на стресс. Будьте к этому готовы и следите за отклонения в поведении и состоянии здоровья малыша.

  • Из-за изменившихся условий, стресса, обмена «болезнями» среди малышей, погодных условий, дети начинают болеть, при этом довольно часто. За первый год посещения детского сада, дети могут заболеть 10-12 раз. Будьте готовы к такому повороту событий.

Поэтому, если заметили, что ваш ребенок стал вялым, стремится полежать, у него пропал аппетит, или появились явные признаки болезни – температура, кашель, сопли, оставляйте ребенка дома. Детский сад должны посещать здоровые дети! Во время адаптации очень трудно, а если ребенок еще и болен, у него вообще никаких сил не останется и болезнь может стать более тяжелой. Приведя больного ребенка в детский сад, вы делаете плохо всем: собственному ребенку, другим детям, воспитателям (им с вашим капризным ребенком быть целый день), и самим себе. Ребенка могут отстранить от посещения детского сада и вам придется уйти на больничный до полного выздоровления. Только после этого, вашего ребенка примут обратно со справкой, в которой будет указано, что ребенок здоров.

  • Дома ни в коем случае не обсуждайте при ребенке воспитателей – какие они вредные, делают что-то не так, не нравятся вам, вы им не доверяете. Даже если в этот момент ребенок сидит рядом и заинтересованно играет, он все равно на уровне подсознания воспринимает вашу интонацию и ваши переживания.
  • Необходимо постараться установить партнерские отношения с воспитателями, эти люди будут находиться рядом с вашим ребенком значительное количество времени, помогать ему, приглядывать за ним, успокаивать его. Придерживайтесь позиции взаимного уважения, я говорю о позиции быть «на равных». То есть воспитатель не упрекает вас в том, что вы не воспитали своего ребенка, не научили его ходить на горшок, не отучили от соски и т.д. А вы в свою очередь не кричите на воспитателя и не идете жаловаться к заведующей, если в один из дней воспитатель вечером не гуляет с детьми, если у вашего ребенка не сложены аккуратно вещи в шкафчике, если у ребенка не поправлены манжеты штанов, если ребенок испачкал одежду на прогулке и т.д.

Все мы люди и бывают ситуации, когда мы не можем договориться, или не понимаем друг друга. Старайтесь решать возникающие с воспитателями разногласия мирным путем, путем обсуждения, высказывания собственного мнения, ваших пожеланий. Но не забывайте о взаимном уважении и чувстве такта. Любую ситуацию можно обсудить и найти приемлемое для обеих сторон решение. Учитесь спокойно говорить о том, что вас не устраивает, слышать другого человека, принимать чужую точку зрения.

  • Период привыкания ребенка к детскому саду может растянуться от 2-х недель до пары месяцев. Если адаптация длится более 3-х месяцев, стоит обратиться за помощью к специалисту-психологу. Время адаптации зависит от индивидуальных особенностей малыша, как часто он будет болеть или пропускать посещение детского сада, от вашего поведения и отношений с воспитателями.

Все вышеперечисленное должно помочь вам в понимании особенностей адаптации в детском саду. Теперь вам будет проще отдать ребенка в детский сад, помочь ему справиться с этим нелегким периодом в его жизни, наладить контакт с воспитателями.

Желаю вам: спокойствия, терпимости к собственным детям и взаимопонимания с воспитателями!

Мокикла Эврика

Эврика » Блоги » Адаптация. Как помочь ребенку адаптироваться к школе раннего развития?

Адаптация. Как помочь ребенку адаптироваться к школе раннего развития?

Когда мы приезжаем в незнакомое место, нам всем нужно познакомиться с этой средой и приспособиться к ней. Дети, которые начинают посещать школу раннего развития или детский сад, не являются исключением.

«Этот старт труден не только для ребенка, но и для его родителей», — отмечает Юсте Петкувене, педагог школы раннего развития «Эврика» для детей 2–5 лет, вместе с психологом Агне Гуркшне. поделитесь советами и инсайтами психолога из США Джоан Браун, которые облегчат адаптационный период как для родителей, так и для детей.

Что такое адаптация и каковы ее этапы?

«При попадании в незнакомую среду ребенок испытывает сильный стресс. Чтобы ребенок к этому привык, он должен пройти адаптационный процесс. Этот термин описывает способность приспосабливаться к внешней среде и условиям и привыкать к ним», — говорит психолог Агне Гуркшне.

США Психолог Дж. Браун выделяет следующие процессы, которые меняются, когда ребенок начинает посещать школу:

  • Происходит регресс навыков.
  • Ухудшение качества сна и потеря аппетита.
  • Ребенок выглядит подавленным, нет сил.
  • Увеличение количества атак гнева.

«Не бойтесь перемен ребенка, так он борется со стрессом и адаптируется к новым условиям. Как и все мы, дети тоже разные. Одни дети без труда адаптируются к новой среде, у других адаптация занимает больше времени», – делится своими наблюдениями педагог Ю. Петкувене.

По мнению психолога Дж. Брауна, у легко адаптирующегося ребенка адаптация происходит в течение 2-4 недель. Такие дети спокойно спят, имеют хороший аппетит, эмоциональное состояние ребенка спокойное, без резких перепадов настроения. Без слез и злости он отпускает родителей и играет с одноклассниками. Ребенок контактирует со сверстниками и учителями и может попросить учителя о помощи. Даже при легкой корректировке у ребенка поначалу могут возникнуть проблемы со сном и аппетитом.

«Более тяжелая адаптация к окружающей среде занимает больше месяца», — отмечает педагог Я. Петкувене и приводит выводы психолога Я. Брауна, какие элементы поведения характерны для ребенка, переживающего более сложную адаптацию: ребенок часто болеет, а адаптация усложняется из-за длительных пауз. Ребенок беспокойно спит, имеет сниженный аппетит, часто плачет и грустит. Такие дети отвлекаются игрой, но ненадолго. С родителями тоже тяжело расставаться. Ребенок не проявляет интереса к общению и спрашивает, когда родители приедут его забирать.

«Вы можете понять, что период адаптации закончился, когда все эти аспекты стабилизируются. Ребенок хорошо спит и ест, уменьшаются перепады настроения», – соглашается Агне Гуркшне с психологом из США.

Психолог Дж. Браун отмечает, что процесс адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении проходит в несколько этапов.

  1. Первая стадия «Период дезадаптации». Как бы родители ни готовили ребенка к детскому саду, первое время они все равно будут испытывать стресс и постоянное напряжение. Ребенку трудно отделиться от родителей, он часто плачет.
  2. Второй этап «Адаптационный период». Защитные психические механизмы находятся в режиме ожидания, ребенок начинает взаимодействовать с воспитателем и другими детьми, участвуя в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто обращается к ним с вопросами. На этом этапе ребенок только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может их нарушать и отказываться выполнять некоторые просьбы воспитателя.
  3. Третий этап «Этап компенсации». По мнению американского психолога Дж. Брауна, процесс адаптации заканчивается, ребенок привыкает к своему классу и учителям, к своему новому расписанию и спокойно целый день ходит в школу или детский сад. Их эмоциональное состояние становится более стабильным, а физиологические показатели нормализуются.

Правила успешной адаптации

Основываясь на своем опыте и знаниях психологов Й. Браун и А. Гуркшне, педагог Ю. Петкувене подготовила для родителей двадцать советов по успешной адаптации:

  1. Перед поступлением в учебное заведение важно для ребенка развитие самостоятельности и коммуникативных навыков, дети, развившие такие способности, гораздо быстрее привыкают к образовательному учреждению, например, возлагают на ребенка определенные обязанности по дому, общаются с родственниками, друзьями, чтобы ребенок имел социальные навыки;
  2. Начните готовить ребенка к школе заранее: придите в школу и покажите здание, покажите фотографии учителей, познакомьте с их именами и увлечениями (профили сотрудников часто можно найти на школьных страницах), подчеркните, что все дети подбираются в вечер, никто не остается один;
  3. Заранее подготовьте ребенка к тому, что ему нужно будет ходить в школу каждый день, пока мама и папа на работе.
  4. Заранее ознакомьтесь с классными руководителями и школьным расписанием и расписанием занятий, познакомьте ребенка с услышанной информацией.
  5. Во время знакомства расскажите учителям о своем ребенке и некоторых его характеристиках и особенностях.
  6. Адаптация должна начинаться с часа или двух в день с ребенком.
  7. Постепенно увеличивать время в школе/детском саду, учитывая рекомендации воспитателей.
  8. Постарайтесь обеспечить как можно более спокойную обстановку в доме, например, переезд, развод родителей, рождение второго ребенка — не должны происходить в один и тот же период.
  9. Не забывайте уделять ребенку индивидуальное качественное внимание дома. Оба родителя должны быть вовлечены в этот процесс.
  10. Чем спокойнее родители, тем больше ребенок будет доверять неизвестному окружению. Возьмите под контроль свое эмоциональное состояние. Все ваши заботы и страхи обязательно передадутся ребенку.
  11. В период адаптации усиливается чувствительность ребенка ко всем внешним воздействиям. Также их организм не всегда может справиться с умственными нагрузками. Заболевание является защитным механизмом организма как у детей, так и у взрослых. Больной ребенок находится дома в привычной обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока они не почувствуют себя в безопасности не только дома, но и в детском саду.
  12. Помните, что после болезни ребенка процесс адаптации начинается заново. Не оставляйте ребенка на целый день после длительного перерыва.
  13. Если вы видите, что ребенок склонен играть со сверстниками и увлекается играми, необходимо принять решение оставить ребенка.
  14. Отвести в образовательное учреждение от того родителя, с которым ребенку легче разлучиться. И пока не закончится период адаптации, он должен оставаться стабильным.
  15. Всегда прощайтесь с ребенком, можно придумать ритуал прощания, которому будете следовать всегда, например, поцеловать в щечку и уйти, важно ненадолго попрощаться и не возвращаться, даже если ребенок плачет много.
  16. Не наказывайте ребенка за нежелание идти в школу/детский сад.
  17. Будьте честны с детьми, говорите точно, когда приедете, не обещайте того, что не сможете сдержать. Доверие ребенка к вам очень важно в период адаптации. Дайте понять ребенку, когда вы вернетесь: днем, после сна или вечером, чтобы у него не было ложных ожиданий.
  18. Отправляясь в детский сад, расскажите ребенку, какой у него будет хороший день, в какие интересные игры он там будет играть, какая вкусная еда будет подана и т. д.
  19. Пусть ребенок возьмет свою любимую игрушку. Им будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то дорогое и знакомое.
  20. «Самое главное – заранее начать подготовку к процессу адаптации и вас, и вашего ребенка. Не забывайте, что успешная адаптация ребенка зависит от подготовки и психологической и эмоциональной стабильности в семье», – отмечает педагог Я. Петкувене.

Браун Дж. (2020). Детский сад без слез – что нужно знать родителям об адаптационном периоде?. Портал findmykids.org https://findmykids.org/blog/ru/kindergarten-adaptation-period [цитировано 27.06.2021]

Адаптация к детскому саду | Тапочки Rolly

Независимо от того, сопровождаем ли мы нашего ребенка в детский сад в первый раз, или он только что вернулся после летних каникул, сентябрь полон перемен и поэтому также напряжен и беспокоен. Возможно, даже больше для нас, родителей, чем для наших детей. Темп жизни меняется, и у нас снова появляется больше обязанностей, работы и более четкого распорядка дня. До сентября нужно уладить многое, а потом надо привыкнуть к новым будням и сохранять спокойствие. Именно это заставит ребенка чувствовать себя хорошо и принимать все происходящие с ним изменения как можно лучше. Для кого-то это знакомство с садиком, для кого-то смена группы детского сада, новый воспитатель и новые сверстники, может быть, даже смена отделения детского сада.

При этом самое главное для родителей — сохранять спокойствие и предлагать детям стабильность, безопасность, много любви и понимания. Мы лучше всех знаем своего ребенка, поэтому знаем, что ему нужно в данный момент, и сможем за это постоять. Некоторым детям требуется чуть более длительное знакомство с детским садом, а другие практически сразу привыкают к новой обстановке и людям. Некоторым детям лучше, когда их знакомит их мать, в то время как другим может понадобиться поддержка отца. Я считаю важным, чтобы мы заранее общались и решали такие вещи вместе и чтобы была достигнута какая-то договоренность о введении и посещении детского сада, которая будет лучшей для ребенка.

Общение очень важно в этом процессе. Общение, которое родители имеют со своим ребенком и перед ребенком, имеет решающее значение. Независимо от возраста ребенка важно говорить о детском саду в присутствии ребенка положительно, избегая любых суждений и чрезмерного комментирования происходящего. Наше восприятие ситуации повлияет на восприятие ребенка, поэтому очень важно, чтобы мы старались принять обстоятельства с помощью вербального и невербального общения вокруг ребенка. Рекомендуется заранее поговорить и договориться о том, как будет проходить знакомство. Таким образом, мы сможем мысленно подготовиться к курсу, который даст нам чувство контроля и, следовательно, успокоит нас.

В каждом детском саду есть свой список вещей, которые ребенок должен взять с собой в детский сад. Обычно необходимо подготовить:

  • Рюкзак с запасной одеждой. Чем младше ребенок, тем больше нужно иметь запасной одежды. В дополнение к боди, футболкам и брюкам не забывайте кормить слюнями, если ваш ребенок находится в периоде, когда он много пускает слюни. Не так важно, соответствует ли одежда последней моде, важно, чтобы она была удобной и позволяла беззаботно играть.
  • Тапочки. Важно, чтобы детские тапочки были удобными, мягкими, дышащими, а также безопасными, так как в детском саду они будут носить их полдня.
  • Подгузники и влажные салфетки.
  • Постельное белье и постельный мешок.
  • Если ребенок использует соску , то не забудьте положить в сумку еще одну. Бутылка воды и плюшевая игрушка для сна, если ребенок к этому привык. Все это облегчит им трудные времена и засыпание.

Не забывайте маркировать все вещи именем и фамилией ребенка. Также отмечаем верхнюю одежду, которую они должны взять с собой в зависимости от погоды (кепка, куртка, куртка, обувь и т.д.).

Мы также можем подготовиться к поступлению в детский сад или другим изменениям посредством беседы с нашим ребенком, которая должна соответствовать его возрасту. Кратко рассказываем ребенку, что его ждет, как будет выглядеть распорядок дня, кто с ним будет в детском саду и чем он там будет заниматься. Давайте упомянем как можно больше хороших сторон детского сада, но также упомянем, что мы тем временем будем на работе и приедем забрать их, как только закончим. Младшие дети еще не смогут этого понять и только что осознают, что родители всегда возвращаются за ними, и именно поэтому рекомендуется, чтобы время, когда мы возвращаемся за ребенком, постепенно удлинялось, по возможности с более медленным введением.

В качестве подготовки к вступлению рекомендую:

  • Прежде чем приступить к знакомству, пройдитесь несколько раз мимо детского сада и взгляните на здание, двор, и каждый раз коротко говорите ребенку, что он будет ходить в детский сад здесь. Если есть возможность, устройте совместную встречу с учителем, чтобы они могли познакомиться друг с другом до начала сентября.
  • Подготовьте все заранее, и утром вы не будете торопиться. Таким образом, вы начнете свой день максимально спокойно.
  • Подумайте об утренней рутине, которая будет одинаковой каждое утро и станет безопасным маршрутом для детского сада.
  • Вы также можете прочитать книжку с картинками, в которой показано, что происходит в детском саду.
  • Когда наступает момент, когда вы передаете ребенка учителю, важно сделать это быстро. Чем медленнее вы делаете это, тем больше вероятность того, что ваш ребенок будет плакать. Поверьте, что учитель точно знает, что делать в этот момент.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts