«Википедия» стала более нейтральной, чем «Британника» / Хабр
Почему на «Хабрахабре» и Geektimes не любят статьи про политику? Не потому, что тема не интересна. Причина скорее в другом: комментарии к таким статьям превращаются в настоящий полигон для армий зомби, со взаимными оскорблениями и низким уровнем интеллектуальной дискуссии. Ведущие программисты и бизнес-аналитики внезапно опускаются до уровня уличных бабок, используя IT-сайт, чтобы выпустить пар.
Эта проблема не только XX/GT. Посмотрите, что творится в секциях комментариев на остальных сайтах, в том числе на Facebook и в других СМИ. Там настоящие серпентарии с непримиримыми спорами, нападками и обсценной лексикой. На этом фоне совершенно удивительно читать споры редакторов «Википедии» относительно правок к статьям даже на самые острые политические темы, вроде сексуальных оскорблений и расистских высказываний Трампа (обсуждение редакторов) или убийства Арсена [Мотороллы] Павлова (обсуждение редакторов). Словно попадаешь в другой мир академического спокойствия и научной корректности.
У каждого человека своя политическая позиция, но эти позиции уравновешивают друг друга, чтобы соответствовать в итоге принципам Википедии. Самый главный из них — нейтральность.
Википедия придерживается нейтральной точки зрения — это означает, что при наличии различных мнений, в статьях Википедии не должно отдаваться предпочтение какому-либо одному из них. Излагая в статье несколько разных точек зрения, следует действовать как можно более аккуратно, сопровождая каждую из них необходимым контекстом. Не следует представлять то или иное суждение как «единственно верное» или как «истину в последней инстанции». Соблюдение НТЗ также означает необходимость предоставления ссылок на проверяемые авторитетные источники везде, где это возможно, особенно при работе над спорными темами. В случае возникновения конфликта по поводу нейтральности изложения, следует временно приостановить правку статьи для того, чтобы успокоить страсти, пометить статью соответствующим шаблоном и попытаться обсудить детали на странице обсуждения, следуя руководству по разрешению конфликтов.
Вот как это происходит на практике:
В нынешних условиях, когда США и Россия столкнулись с беспрецедентным уровнем популизма в политике и информационном пространстве, принципы нейтральности «Википедии» как никогда важны.
Сообщество википедистов всегда имело свои недостатки. Редакторов обвиняли в излишнем педантизме, сексизме и эпических войнах правок.
Проведённое в прошлом году исследование «информационных войн» в «Википедии» выявило, что спорные темы привлекают гораздо больше внимания и редакторов, и читателей «Википедии». Например, статью про глобальное потепление по статистике за 10 лет редактировали два-три раза в день с изменением, в среднем, сотни слов.
Вопрос в том, как влияет на нейтральность статьи такое огромное количество правок и участие в подготовке статей тысяч людей с различными точками зрения? Такой вопрос поставили учёные из Гарвардского университета. На прошлой неделе они опубликовали научную работу, сравнив нейтральность статей в «Википедии» и Энциклопедии «Британника» по определённой методике, которую предложили в 2010 году экономисты Мэтью Генцков (Matthew Gentzkow) и Джесси Шапиро (Jesse Shapiro). Те использовали метод семантического анализа речей американских конгрессменов, чтобы идентифицировать конкретные фразы, которые преобладают в лексике одних и практически отсутствуют в лексике других (например, «безопасность границ» у ресупбликанцев и «бедные люди» у демократов).
Используя выявленные характерные идиомы, гарвардские исследователи смогли проанализировать, насколько «правый» или «левый» уклон имеют политические статьи энциклопедии и как ситуация изменялась по годам.
Результат показал, что сейчас «Википедия» нейтральна как никогда в своей 15-летней истории. Если в прошлые годы статьи сильно уклонялись влево, но с годами прослеживается чёткое движение к центру, то есть к нейтральной политике. Из статей постепенно исчезают характерные фразы (так называемые «кодовые слова»), которые соответствуют политической субъективности. Всего обозначено 3918 кодовых слов.
Характерным примером является статья «Афганистан», которая медленно, но верно избавлялась от левацкой лексики и после тысяч исправлений достигла полной нейтральности.
В таблице показано, насколько отклоняются от нейтрального тона статьи разной тематики в «Википедии» и Энциклопедии «Британника» по количеству кодовых слов (slant).
Во второй таблице приведена та же статистика с учётом предвзятости каждого кодового слова (bias).
Как видим, по большинству тем «Википедия» уже почти достигла паритета по отклонению от нейтрального тона, по сравнению с «Британникой». Исключением остаются только несколько категорий, в которых в «Википедии» представлена чуть более левая идеология: это статьи про правительства, гражданские права и корпорации. Статьи об имииграции, наоборот, в «Википедии» имеют более «республиканскую» направленность. В остальных 19 из 23 категорий разница между двумя энциклопедиями не является статистически значимой.
В целом анализ показал, что статьи в «Википедии» содержат в среднем 4113 слов, а в «Британнике» — 1778. Это повышает вероятность обнаружения кодовых слов в наборе данных по «Википедии». Если нормализовать кодовые слова по длине статей, то «Википедия» становится более нейтральной, чем «Британника», по всем тематическим категориям.
Результаты исследования показывают, что краудсорсинг энциклопедии оказался действительно эффективен. Что бы там ни говорили недоброжелатели в первые годы существования «Википедии», но правки тысяч простых людей действительно дают более нейтральный результат, чем взвешенная редактура элитных экспертов.
Когда-то мы мечтали, что быстрые дешёвые глобальные коммуникации объединят людей в единое общество. Реальность оказалась практически полностью противоположной. Похоже, что благодаря интернету маргиналы получили возможность находить единомышленников — и в результате ещё более маргинализуются. Группы в социальных сетях изолируются по своим кругам общения, эффективно изолируя информацию из другого лагеря. Получается, что интернет ещё больше разъединил людей. Остаётся только «Википедия» — единственная область света в этом тёмном мире. Только здесь возможен настоящий консенсус.
Геморрагический шок — статья из Инновационного сосудистого центра
Геморрагический шок (ГШ) — это критическое состояние организма, связанное с острой кровопотерей, в результате чего возникает кризис макро-и микроциркуляции, синдром полиорганной и полисистемной недостаточности. С патофизиологической точки зрения — это кризис микроциркуляции, его неспособность обеспечить адекватный тканевой обмен, удовлетворить потребность тканей в кислороде, энергетических продуктах, удалить токсичные продукты обмена.
Организм здорового человека кровопотерю до 20% ОЦК (примерно 1000 мл) может восстановить за счет аутогемодилюции и перераспределению крови в сосудистом русле. При кровопотере более 20-25% эти механизмы могут ликвидировать дефицит ОЦК. При массивной кровопотере стойкая вазоконстрикция остается ведущей «защитной» реакцией организма, в связи с чем поддерживается нормальный или близкий к нему артериальное давление, осуществляется кровоснабжение мозга и сердца (централизация кровообращения), но за счет ослабления кровотока в мышцах внутренних органов, в том числе в почках, легких, печени.
Долговременная устойчивая вазоконстрикция, как защитная реакция организма сначала, в течение некоторого времени поддерживает в определенных пределах артериальное давление, в дальнейшем, при прогрессировании шока и при отсутствии адекватной терапии, способствует последовательному развитию тяжелых нарушений микроциркуляции, формированию «шоковых» органов и развитию острой почечной недостаточности и других патологических состояний.
Тяжесть и скорость нарушений при ГШ зависит от длительности артериальной гипотонии, восходящего состояния органов и систем. При восходящей гиповолемии кратковременная гипоксия в родах ведет к шоку, так как является пусковым механизмом нарушения гемостаза.
Клиника геморрагического шока
Геморрагический шок проявляется слабостью, головокружением, тошнотой, сухостью во рту, потемнением в глазах, при увеличении кровопотери — потерей сознания. В связи с компенсаторным перераспределением крови ее количество уменьшается в мышцах, коже проявляется бледностью кожных покровов с серым оттенком конечности холодные, влажные. Уменьшение почечного кровотока проявляется снижением диуреза, в последующем с нарушением микроциркуляции в почках, с развитием ишемии, гипоксии, некроза канальцев. При увеличении объема кровопотери нарастают симптомы дыхательной недостаточности: одышка, нарушение ритма дыхания, возбуждение, периферийное цианоз.
Выделяют четыре степени тяжести геморрагического шока:
- I степень тяжести отмечается при дефиците ОЦК 15%. Общее состояние удовлетворительное, кожные покровы бледного цвета, незначительное тахикардия (до 80-90 уд / мин) АД в пределах 100 мм рт.ст., гемоглобин 90г / л, центральное венозное давление в норме.
- II степень тяжести — дефицит ОЦК до 30%. Общее состояние средней тяжести, жалобы на слабость, головокружение, потемнение в глазах, тошноту, кожа бледная, холодная. Артериальное давление 80-90 мм рт.ст., центральное венозное давление ниже 60 мм вод.ст., тахикардия до 100-120 уд / мин, диурез снижен, гемоглобин 80г / л и ниже.
- III степень тяжести имеет место при дефиците ОЦК 30-40%. Общее состояние тяжелое. Наблюдается резкая заторможенность, головокружение, кожные покровы бледного цвета, акроцианоз, артериальное давление ниже 60-70 мм рт.ст., ЦВД падает (20-30 мм вод.ст. и ниже). Наблюдается гипотермия, частый пульс (130-140 уд / мин), олигурия.
- IV степень тяжести наблюдается при дефиците ОЦК более 40%. Состояние очень тяжелое, сознание отсутствует. Артериальное давление и центральное венозное давление не определяется, пульс отмечается только на сонных артериях. Дыхание поверхностное, учащенное, с патологическим ритмом, отмечается подвижное возбуждения, гипорефлексия, анурия.
- Быстрая и надежная остановка кровотечения.
- Пополнение ОЦК и поддержания макро-, микроциркуляции и адекватной тканевой перфузии с использованием управляемой гемодилюции, гемотрансфузии, реокорректоров, глюкокортикоидов и др..;
- Искусственная вентиляция легких в режиме умеренной гипервентиляции с положительным давлением в конце выдоха (профилактика «шоковых легких»)
- Лечение синдрома дессеминированного внутрисосудистого свертывания, нарушений кислотно-основного состояния, белкового и водно-электролитного обмена, коррекция метаболического ацидоза;
- Обезболивание, лечебный наркоз, антигипоксическая защита мозга;
- Поддержание адекватного диуреза на уровне 50-60 мл / час;
- Поддержание деятельности сердца, печени;
Устранение причины кровотечения — главный момент лечения геморрагического шока. Выбор метода остановки кровотечения зависит от ее причины. При лечении большое значение имеет скорость компенсации кровопотери и своевременное хирургическое лечение. При II степени тяжести геморрагический шок является абсолютным показанием к оперативной остановке кровотечения.
Инфузионная терапия при геморрагическом шоке должна проводиться в 2-3 вены: при АД в пределах 40-50 мм рт.ст. объемная скорость инфузии должна быть 300 мл / мин при АД 70-80 мм рт.ст. — 150-200 мл / мин при стабилизации АД до 100-110 мм рт.ст. инфузия проводится капельно под контролем АД и почасового диуреза.
Соотношение коллоидов и кристаллоидов должно быть 2:1. В инфузионную терапию включаются: реополиглюкин, волекам, эритромасса, нативная или свежезамороженная плазма (5-6 флаконов), альбумин, раствор Рингера-Локка, глюкоза, панангин, преднизолон, коргликон, для коррекции метаболического ацидоза — 4% раствор гидрокарбоната натрия, трисамин. При гипотензивном синдроме — введение дофамина или допамина. Объем инфузии должен превышать предполагаемую кровопотерю на 60-80%, одновременно проводится гемотрансфузия в объеме не более 75% кровопотери при ее одномоментном замещении, затем отсроченная гемотрансфузия в меньших дозах.
Для ликвидации вазоспазма после устранения кровотечения и ликвидации дефицита ОЦК применяют ганглиоблокаторы с препаратами, которые улучшают реологические свойства крови (реополиглюкин, трентал, компламин, курантил). Необходимо применять глюкокортикоиды в больших дозах (30-50мг/кг гидрокортизона или 10-30мг/кг преднизолона), мочегонные средства, искусственную вентиляцию легких.
Для лечения ДВС-синдрома при ГШ применяют свежезамороженную плазму, ингибиторы протеаз — контрикал (трасилол) по 60-80000 ОД, гордокс по 500-600000 ОД. Дицинон, этамзилат, андроксон снижают ломкость капилляров, усиливают функциональную активность тромбоцитов. Применяют сердечные гликозиды, иммунокорректоры, витамины, по показаниям — антибактериальную терапию, анаболики (неробол, ретаболил), эссенциале.
Летальность при геморрагическом шоке зависит от времени устранения кровотечения, объема кровопотери и проведения мероприятий интенсивной терапии. В настоящее время она составляет около 15% от всех случаев.
Большое значение после интенсивной терапии имеет реабилитационная терапия, лечебная гимнастика.
Стоит ли использовать Википедию как надежный ресурс? — Государственный колледж Коннорса
Нет,
потому что, хотя Википедия является одним из самых популярных справочных сайтов в Интернете,
это не надежный ресурс, потому что любому
разрешено вносить вклад в этот веб-сайт.
Wikipedia Academic опубликовала статью, объясняющую, почему
— это плохая идея (http://en.wikipedia.org/wiki/Wikipedia:Academic_use)
Ниже приведена статья:
Предостережение: часто
цитирование энциклопедии в научных исследованиях является плохой идеей.
Википедия все чаще используется представителями академического сообщества
, от первокурсников до профессоров, как самый простой источник
информации обо всем и обо всем. Тем не менее, цитирование Википедии в
научных статьях может считаться неприемлемым, потому что Википедия не является
Этого можно избежать, следуя двум простым правилам:
- Правильно выполняйте исследовательское задание. Помните, что любая
энциклопедия является отправной точкой для исследования, а не конечной точкой.
- Энциклопедия отлично подходит для получения общего представления о предмете
, прежде чем погрузиться в него. Но тогда вы должны погрузиться в свою тему,
используя книги, статьи и другие подходящие источники. Что вы найдете в своем
другие источники будут более подробными, более точными и более тщательно аргументированными
чем сводка, которую вы нашли в энциклопедии. Источники, которые вы цитируете в своей статье
, будут более подробными источниками, которые вы использовали. Все, что вам нужно сделать с Википедией
, — это поблагодарить ее в своем сердце.
Энциклопедия отлично подходит для проверки мелких деталей.
Маленькие детали могут быть:
- Общие сведения, которые вы забыли, например, дата начала
Первая мировая война или точка кипения
ртуть. В этом случае вы должны
распознавать информацию, как только вы ее найдете, и знать, что она верна. Цитирование не требуется для вещей, которые являются общими знаниями.
- Несколько непонятная точка, вроде населения
Ганы. Если это имеет значение для вашего задания, вам следует проверить информацию
, используя проверенный и проверенный источник, например,
CIA World Factbook .
- Очень непонятный момент, например имена основателей
Социал-демократическая партия Гнчакяна. Практически невозможно найти
где-либо, кроме Википедии, если только вы не читаете
, чего вы, вероятно, не хотите. В этом случае вам следует полагаться на Википедию и цитировать
.
Думайте сами. Помните, что все источники должны быть
оценивается.
- Если ваш профессор назначил вам статью или главу, этот
означает, что ваш профессор считает, что это в основном нормально. Вы доверяете своему профессору?
Обычно этого достаточно.
- Если книга находится в вашей университетской библиотеке или опубликована
авторитетным
университетским издательством, или если статья опубликована в стандартном
академическом журнале, это означает, что несколько профессоров в какой-то момент думали, что
это в основном ХОРОШО. Но, возможно, прошло время, и книга или статья теперь могут быть
- Если вашим источником является веб-сайт, он может быть отличным или ужасным.
- Статья в Википедии может быть не хуже (или даже лучше!) статьи
, назначенной вам вашим профессором, или может содержать неверную информацию и
эксцентричные суждения. Вряд ли он будет таким же плохим, как самый плохой веб-сайт.
Вы должны судить.
На информацию из Википедии будут ссылаться все чаще
с академическими ссылками. Будем надеяться, что когда вы увидите факт в Википедии, вы сможете быстро проверить его с помощью академического онлайн-источника, который вы можете
указать вместо Википедии.
Connors State College не несет ответственности за информацию
, изложенную выше.
Как научить учащихся пользоваться Википедией
Когда мои старшеклассники начинают новое задание, требующее онлайн-исследований, я часто спрашиваю, какие веб-сайты им не следует использовать. Почти каждый студент восклицает: «Википедия!»
«Почему?» — спрашиваю я, хотя уже знаю их ответ. «Потому что каждый может написать что угодно», — обычно отвечает кто-то. Когда я говорю им, что они могут пользоваться Википедией, студенты часто смотрят на меня в замешательстве. Затем я добавляю, что они должны правильно пользоваться сайтом.
Википедия является пятым по посещаемости веб-сайтом в мире, ежемесячно просматривается более 40 миллионов статей. Преподаватели колледжей и университетов все чаще обращаются к онлайн-энциклопедии. Даже врачи могут найти информацию в Википедии.
Эффективная навигация по статье в Википедии может дать учащимся возможность узнать о рецензировании, поиске источников, сносках и интернет-исследованиях. Он также учит навыкам критического мышления.
Отправная точка
Знаете ли вы, что южноамериканский коати, маленькое млекопитающее из семейства енотовидных, также известен как бразильский трубкозуб? Конечно нет. Хотя коати существуют, их никогда не называли бразильскими трубкозубами, пока 17-летний подросток не добавил этот выдуманный факт на страницу животного в Википедии в 2008 году.0008
Википедия, как и большая часть Интернета, — это Дикий Запад информации. Авторы и редакторы Википедии не обязательно должны быть экспертами, и информация не обязательно подвергается какой-либо экспертной или редакционной проверке. Прежде чем использовать Википедию, студенты должны понимать процесс рецензирования и то, как ученые публикуют информацию в книгах и академических журналах.
После того, как профессионал завершает свою рукопись или исследование, эксперты в данной области оценивают и критически оценивают работу, прежде чем отправить ее автору для дальнейшей доработки. Процесс рецензирования направлен на то, чтобы гарантировать, что готовый продукт демонстрирует высокую степень авторитетности по своей теме. Википедия исключает этот важный шаг.
Студенты должны понимать, что Википедия является отправной точкой. Хотя им никогда не следует ссылаться на веб-сайт или полагаться на него, найденная там информация может направить их к более надежным источникам. Учителя могут представить Википедию как огромный цифровой карточный каталог, указывающий пользователям множество направлений. Онлайн-энциклопедия дает полезные советы о том, как пользоваться сайтом.
Работайте умнее, а не усерднее
Любой может зарегистрироваться и создать страницу в Википедии или отредактировать существующую. К счастью, эти участники обычно указывают источники, которые они использовали для написания или добавления в статью.
На начальных этапах исследования учащиеся должны составить общее представление о теме. Многие страницы Википедии включают разделы «Другие источники», разделы «Библиография» и множество «Внешних ссылок». Эти цитаты могут быть более важными, чем сама статья, но большинство студентов могут не оценить их важности.
Например, на странице Википедии, посвященной Теодору Рузвельту, есть ссылки на 15 полных биографий бывшего президента, а также библиографические сведения о материалах, касающихся его личной жизни, внутренней и внешней политики и политики. В статье есть ссылки почти на 20 первоисточников, связанных с жизнью Рузвельта, которые могут служить отправной точкой или дорожной картой.
После того, как учащиеся получат список кажущихся адекватными исследований, они должны найти материалы в библиотеке или академических базах данных. Затем им нужно научиться оценивать их на предмет достоверности.
Следите за сносками
Сноски Википедии могут предоставить более конкретную информацию для студентов, проводящих исследования. Порекомендуйте учащимся внимательно прочитать выбранную ими статью и сделать заметки. Направьте учащихся к гиперссылкам на сноски в конце каждого предложения или абзаца. Это может быть подходящее время, чтобы рассмотреть, как использовать сноски, метод цитирования, направляющий читателей к происхождению утверждения или факта.
Объясните учащимся, что их работа состоит в том, чтобы, по сути, реконструировать страницу Википедии, определить источник информации, прочитав сноски, отыскав ссылки и затем изучив исходный материал.
Во время чтения статьи попросите учащихся щелкнуть сноску любого интересного или полезного факта, чтобы проверить источник информации для статьи. В некоторых случаях цитата будет включать ссылку на веб-сайт или онлайн-книгу, по которой они могут перейти. В других случаях ссылка может содержать книгу или статью в печатном виде, которую студент должен приобрести. Предложите учащимся записать цитаты, связанные с фактами, которые они хотели бы исследовать.
Собранные ими сноски могут содержать библиографию как первичных, так и вторичных источников. Затем учащиеся должны определить, заслуживает ли доверия исходный материал, прежде чем копнуть глубже и найти конкретную информацию, которую они впервые сочли актуальной или убедительной. Предложите учащимся найти автора статьи и задать вопросы, например, следующего содержания:
- Является ли он или она экспертом или кем-то, кого другие могут считать авторитетом в этой области?
- Автор работает в университете или известном исследовательском центре?
- Каковы его полномочия и другие публикации?
Затем изучите репутацию издателя и вероятность того, что ответственные лица использовали ту или иную форму редакционного, журналистского или экспертного обзора. Представьте тест CRAP, который означает Валюта, Надежность, Авторитет и Цель/точка зрения.
Преподаватели могут использовать Википедию, чтобы помочь учащимся, особенно тем, кто менее опытен в проведении исследований, стать более критически настроенными потребителями информации.