Что такое состояние аффекта. Объясняем простыми словами — Секрет фирмы
Проще говоря, человек в состоянии аффекта «не может управлять собой». Представьте: группа людей травит какого-то человека — на работе, в школе, армии или другом коллективе. Его унижают, оскорбляют, психологически издеваются, иногда даже избивают. В какой-то момент человек может не сдержаться, сорваться и отомстить обидчикам — сильно покалечить или даже убить. Скорее всего, в такой момент он будет находиться в состоянии аффекта.
Теперь другой пример с теми же исходными данными. Человек, который долгое время подвергался травле, решил отомстить: выбрал удачное место, оружие, всё спланировал и совершил преступление. Это уже не аффект.
Так понятие аффекта трактует уголовное право. Понятие аффекта в нём и в психологии почти тождественны. Отличие в том, что в психологии не конкретизируются отрицательные раздражители, которые могут вызвать состояние аффекта. В УК РФ же четко говорится об обстоятельствах, способных вызвать это состояние.
Пример употребления на «Секрете»
«Суд в Орле дал семь лет колонии студентке и гражданке Афганистана Зайнаб Садат за убийство студента Сафи Эзатуллу. По данным следствия, девушка убила молодого человека в состоянии аффекта после ссоры и изнасилования».
(Из новости 2022 года.)
Нюансы
Многие думают, что состояние аффекта — то, что может оправдать преступника. Часто так и происходит. Но не всегда. Дело в том, что в уголовном праве выделяют два вида аффекта — патологический и физиологический.
Физиологический связывают с внезапно возникшим, но кратковременным эмоциональным состоянием, при котором человек становится дезорганизован. При таком аффекте человек частично понимает ситуацию и совершаемые им действия, но практически их не контролирует. Последствием этого может быть полная или частичная потеря памяти, поэтому некоторые преступники не могут вспомнить, где взяли оружие, куда наносились удары, где было совершено преступление. Человек, совершивший преступление в состоянии физиологического аффекта, несёт уголовную ответственность.
Патологический же аффект полностью исключает вменяемость личности: человек совершает импульсивные действия и не отвечает за них. При этом речь человека становится бессвязной, а жестикуляция чрезмерно активной. Далее состояние сменяется на общую слабость и сонливость. При таком виде аффекта человек может не понести ответственность за свои действия.
Чтобы определить, был ли человек в состоянии аффекта, назначается судебно-медицинская экспертиза. Для установления аффекта и его степени эксперт анализирует:
- обстоятельства, которые могли повлиять на возникновение такой сильной эмоции;
- его поведение;
- данные о внешней облике обвиняемого;
- результаты биохимического исследования вещественных доказательств.
О том, что человек находился в состоянии аффекта, суд сможет сделать вывод после заключения экспертов-психиатров и на основе материалов дела: протоколы допроса обвиняемого, свидетелей и т. д.
Ошибки в употреблении
Иногда состоянием аффекта называют просто сильную эмоцию. Это неверно. Эмоции человек может испытывать долгое время, а состояние аффекта — это короткая яркая эмоциональная вспышка, которая сказывается на нашей физиологии: учащается пульс, дыхание становится интенсивнее, нарушается координация движений.
Факт
Термин «аффект» произошел от латинского affectus, что означает «душевное переживание», «волнение».
Статью проверил:
Сильное душевное волнение (аффект) — оценочные признаки, научное и судебное толкование
Все посты
Экспертиза
Психиатрический диагноз
Временная непатологическая дезорганизация сознания, его «сужение», вызванное внезапным сверхсильным эмоциогенным воздействием, сопровождающееся интенсивными импульсивными действиями и функциональными изменениями эндокринной системы; конфликтное эмоциональное состояние, вызванное острым противоречием действительности личностным позициям индивида.
Аффект возникает в критических обстоятельствах при неспособности субъекта найти адекватный выход из острой, неординарной ситуации.
Аффектогенный образ доминирует над всей психической деятельностью индивида, блокирует все не связанные с ним процессы и навязывает «аварийные» способы поведения (агрессия, бегство, оцепенение), сложившиеся в процессе биологической эволюции. Состояние аффекта формирует аффективные следы, проявляющиеся при последующем столкновении индивида с отдельными элементами прошедшей аффектогенной ситуации.
В юриспруденции аффект (сильное душевное волнение) рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность и влияющее на квалификацию преступления, если это состояние было спровоцировано неправомерными действиями потерпевшего (Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997. С. 15).
В доктрине уголовного права принято считать, что термин «сильное душевное волнение» соответствует принятому в психологии термину «аффект». Однако эти понятия в процессе развития уголовного права и психологии приобрели несколько разный смысл.
В психологии на смену термину «аффект», широко распространенному в прошлом и означавшему любое волнение, пришел общепринятый в настоящее время термин «эмоция». Термин «аффект» приобрел более узкое значение особого эмоционального состояния, реакции на чрезвычайный раздражитель.
Таким образом, принятому уголовным правом термину «сильное душевное волнение» в психологии соответствуют оба термина — как «эмоция», так и «аффект», которые относятся друг к другу как общее и частное (Бородин С.В. Преступления против жизни. М., 1999. С. 181).
Кумулятивный аффект (в отличие от классического аффекта) в качестве подготовительной стадии имеет накопительную фазу длительностью до нескольких месяцев и даже лет, в течение которых складывается психотравмирующая ситуация и возрастает аффектогенное воздействие психотравмирующих факторов. Повторное возникновение таких факторов в виде побоев, издевательств, оскорблений, придирок и скандалов ведет к длительному накоплению эмоционального напряжения. Вторая стадия — аффективный взрыв — наступает в ряде случаев по незначительному поводу, который динамизирует накопившееся психическое напряжение подобно детонатору.
Психологи сравнивают действие такого повода с последней каплей, переполнившей чашу терпения. Третья стадия — психофизиологическое истощение — не отличается от соответствующей фазы классического аффекта (Назаренко Г.В. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния. М., 2001. С. 184).
В уголовном праве аффектированное преступление относится к преступлениям с привилегированным составом.
Считается, что его общественная опасность значительно ниже, чем аналогичных преступлений, совершаемых в обычном состоянии. Особенностью состояния аффекта является сужение сознания. Внимание субъекта целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными ими действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.
Закон называет шесть обстоятельств, при наличии которых преступление может быть признано совершенным в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта). Это:
1) насилие;
2) издевательство;
3) тяжкое оскорбление;
4) противоправное действие;
5) аморальное действие;
6) психотравмирующая ситуация, вызванная противоправным или аморальным поведением потерпевшего (Попов А.Н. Преступления против личности при смягчающих обстоятельствах. СПб., 2001. С. 136, 143).
Ответственность за убийство, совершенное в состоянии аффекта, наступает и в тех случаях, когда сильное душевное волнение возникает в результате неоднократных противоправных действий потерпевшего, последнее из которых явилось непосредственной причиной такого состояния (Назаренко Г.В. Невменяемость: уголовно-релевантные психические состояния. СПб., 2002. С. 168).
Данная статья предусматривает значительно более мягкое наказание за отдельные виды преступлений (убийство, причинение вреда здоровью). Анализ и квалификация этих непатологических состояний не входят в компетенцию судебного психиатра. Наиболее адекватно в таких случаях проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы, когда эксперт-психиатр констатирует или исключает болезненное состояние (в частности, патологический аффект), а эксперт-психолог оценивает эмоциональное состояние лица с точки зрения наличия или отсутствия физиологического аффекта (Судебная психиатрия. М., 2009. С. 483 (автор — Г.В. Морозов)).
Состояние сильного душевного волнения у виновного в психологии и психиатрии носит название физиологического аффекта.
Физиологический аффект характеризуется эмоциональной вспышкой высокой степени. Он выводит психику человека из обычного состояния, тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, в известной степени нарушает избирательный момент в мотивации поведения, затрудняет самоконтроль и критическую оценку поступков, лишает человека возможности твердо и всесторонне взвесить последствия своего поведения.
В состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими в значительной степени понижена, что является одним из оснований для признания совершенного в таком состоянии преступления менее общественно опасным, чем преступление, совершенное при относительно спокойном состоянии психики.
Состояние сильного душевного волнения у виновного в психологии и психиатрии носит название физиологического аффекта.
Временная непатологическая дезорганизация сознания, его «сужение», вызванное внезапным сверхсильным эмоциогенным воздействием, сопровождающееся интенсивными импульсивными действиями и функциональными изменениями эндокринной системы; конфликтное эмоциональное состояние, вызванное острым противоречием действительности личностным позициям индивида.
Аффект возникает в критических обстоятельствах при неспособности субъекта найти адекватный выход из острой, неординарной ситуации.
Аффектогенный образ доминирует над всей психической деятельностью индивида, блокирует все не связанные с ним процессы и навязывает «аварийные» способы поведения (агрессия, бегство, оцепенение), сложившиеся в процессе биологической эволюции. Состояние аффекта формирует аффективные следы, проявляющиеся при последующем столкновении индивида с отдельными элементами прошедшей аффектогенной ситуации.
В юриспруденции аффект (сильное душевное волнение) рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность и влияющее на квалификацию преступления, если это состояние было спровоцировано неправомерными действиями потерпевшего (Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997. С. 15).
В доктрине уголовного права принято считать, что термин «сильное душевное волнение» соответствует принятому в психологии термину «аффект». Однако эти понятия в процессе развития уголовного права и психологии приобрели несколько разный смысл.
В психологии на смену термину «аффект», широко распространенному в прошлом и означавшему любое волнение, пришел общепринятый в настоящее время термин «эмоция». Термин «аффект» приобрел более узкое значение особого эмоционального состояния, реакции на чрезвычайный раздражитель.
Таким образом, принятому уголовным правом термину «сильное душевное волнение» в психологии соответствуют оба термина — как «эмоция», так и «аффект», которые относятся друг к другу как общее и частное (Бородин С.В. Преступления против жизни. М., 1999. С. 181).
Кумулятивный аффект (в отличие от классического аффекта) в качестве подготовительной стадии имеет накопительную фазу длительностью до нескольких месяцев и даже лет, в течение которых складывается психотравмирующая ситуация и возрастает аффектогенное воздействие психотравмирующих факторов. Повторное возникновение таких факторов в виде побоев, издевательств, оскорблений, придирок и скандалов ведет к длительному накоплению эмоционального напряжения. Вторая стадия — аффективный взрыв — наступает в ряде случаев по незначительному поводу, который динамизирует накопившееся психическое напряжение подобно детонатору.
Психологи сравнивают действие такого повода с последней каплей, переполнившей чашу терпения. Третья стадия — психофизиологическое истощение — не отличается от соответствующей фазы классического аффекта (Назаренко Г.
В. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния. М., 2001. С. 184).От физиологического аффекта следует отличать так называемый патологический аффект, который представляет собой временное расстройство психики.
При нем наступает глубокое помрачение сознания, человек утрачивает способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо в таких случаях признается невменяемым (Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под общ. ред. В.М. Лебедева; отв. ред. А.В. Галахова. М., 2009. С. 26 (автор — Э.Ф. Побегайло)).
Сильное душевное волнение представляет собой исключительно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, которое может быть охарактеризовано как «взрыв» эмоций в ответ на противоправное поведение потерпевшего, затрудняющее адекватное восприятие действительности и выбор лучшего варианта поведения в сложившейся ситуации.
В судебной психиатрии аффект классифицируется на патологический, который исключает вменяемость, и физиологический, о котором речь идет в ст. ст. 107, 113 УК РФ. Эта градация основана на характере и степени влияния психического состояния на сознание и волю субъекта (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2010. С. 399 (автор — Ю.Е. Пудовочкин)).
Физиологический аффект — это исключительно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, существенно ограничивающее течение интеллектуальных и волевых процессов, нарушающее целостное восприятие окружающего и правильное понимание субъектом объективного значения вещей. Это состояние возникает внезапно как реакция на непосредственный раздражитель. Убийство в состоянии аффекта совершается обычно непосредственно после воздействия раздражающего фактора (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2012. С. 161 (автор — Ю.В. Грачева)).
Аффект — судебное толкование
Для преступлений, совершенных в состоянии сильного душевного волнения, характерно причинение вреда потерпевшему не с целью защиты и, следовательно, не в состоянии необходимой обороны. Кроме того, обязательным признаком преступлений, совершаемых в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного действиями потерпевшего, является причинение вреда под влиянием именно указанного волнения, тогда как для преступлений, совершенных при превышении пределов необходимой обороны, этот признак (наличие аффекта) не обязателен.
Если оборонявшееся лицо превысило пределы необходимой обороны в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), его действия надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 108 или ч. 1 ст. 114 УК РФ (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» (БВС РФ. 2012. N 11)).
По приговору областного суда Р. осужден по п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство П. Между Р. и его сожительницей П. возникла ссора, в ходе которой П. ударила Р. кухонным ножом в грудь. В ответ Р. нанес П. не менее четырех ударов молотком по голове, причинив ей черепно-мозговую травму в виде вдавленных переломов костей свода черепа, в результате чего П. скончалась на месте происшествия.
В надзорной жалобе Р. просил переквалифицировать его действия с п. «н» ч. 2 ст. 105 на ч. 1 ст. 107 УК РФ по тем основаниям, что П. внезапно нанесла ему удар ножом, причинив тяжелое ранение, и он, находясь в состоянии аффекта, убил ее.
По мнению Президиума ВС РФ, Р. совершил убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения в связи с противоправными действиями потерпевшей и причиненным ею тяжелым ранением, а не из мести, как это указано в приговоре областного суда. О совершении Р. убийства в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения свидетельствует то, что после совершения П. покушения на его убийство и причинения ему тяжкого ранения он запамятовал последующие события, находясь в тот момент в состоянии аффекта. Президиум ВС РФ изменил приговор областного суда и определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ и переквалифицировал действия Р. с п. «н» ч. 2 ст. 105 на ч. 1 ст. 107 УК РФ (БВС РФ. 2004. N 1. С. 5).
источник:
«Оценочные признаки в Уголовном кодексе Российской Федерации: научное и судебное толкование: Научно-практическое пособие»
(под ред. А.В. Галаховой)
(«Норма», 2014)
Недавние посты
Статьи о психологии аффективного сценария и моральных эмоциях
Психология аффективного сценария, стыда, вины, эмпатии и моральных эмоций ~[Вернуться к статьям]
Что такое Психология сценария аффекта?
американский психолог/философ Сильван Томкинс разработал структуру, которая решает биологические основы всех человеческих эмоций и мотиваций, которые помогают нам лучше понять себя, свое поведение и свои отношения дома, в школе, на работе и в обществе в целом. Психология сценария аффекта (ASP) Tomkins помогает нам понять, почему и как работает RP, чтобы изменить поведения и почему RP так эффективен при ремонте и восстановлении поврежденных отношения.
Проще говоря, это доступная информативная основа для понимания человеческих эмоций, мотивация и поведение. Она дает нам средства не только для понимания немного улучшает нашу личность и личность окружающих нас людей, но также дает понимание того, как мы можем изменить те модели поведения, которые, возможно, не хорошо служили нам. Сталкиваться с жизненными трудностями может быть немного легче с пониманием факторов и сил, управляющих нашим эмоциональным миром. Знание — сила, и, вооружившись пониманием ASP, мы можем научиться распознавать наши эмоциональные паттерны и, если это необходимо или желательно, работать над измените эти модели на более живительные и питательные.
Девять Основные эмоциональные реакции ( аффекты ) так же свойственны всем нам, как и наши потребности в кислороде, воде и пище. На биологическом уровне мы все испытывать одни и те же эмоциональные триггеры в ответ на положительные и отрицательные раздражители в нашем окружении и к радостям и неприятностям в наших отношениях друг с другом. При этом мы интуитивно понимаем, что это наша уникальный жизненный опыт, который находит выражение в наших индивидуальных эмоциональных жизнь ( наши скрипты ). Это то, что делает каждого из нас тем, кто мы есть – и как наши истории окрашивают и влияют на нашу эмоциональную жизнь.
С этими основные строительные блоки – из влияют на (биологические или физиологические ответ) и сценариев (уникальное влияние нашей конкретной жизни опыт, обучение и социализация) — ASP Томкинса дает представление в то, как мы, люди, функционируем индивидуально, со значительным других и во многих группах, к которым мы принадлежим. Это помогает нам понять наши эмоциональные реакции, а также наши желания и потребности во многих различные отношения, которые мы формируем, и на многих стадиях этих отношения. Это помогает нам понять себя… и других. Что может быть больше важный?
Для учителей ASP также дает глубокое понимание процесса обучения. процесса и эмоциональной динамики в классе. В то время как мы проводим большую часть нашего времени, думая о познавательной сфере в школах — что цели, результаты и стандарты, которые мы ищем — мы на самом деле живем и любить и учить каждый день в эмоциональной сфере. Это биологическая реальность, которую мы можем распознать и лучше понять. АСП дает нам доступ к этой области и позволяет нам разрабатывать преподавание и обучение процессы, которые могут быть по-настоящему эффективными — в учебе и для жизни.
Биологические основы наших эмоций и мотиваций Джордж, ГБ и Маршалл, PR (2014)
Эта статья знакомит читателя с теория аффекта и психологии сценариев, разработанная на основе работ Сильвана. С. Томкинс, американский психолог и философ позднего Двадцатое столетие. Работа Томкинса исследует биологическую основу аффекты и эмоции и дает поразительное понимание того, что мотивирует человека поведения как индивидуально, так и в группах. Центральное место в этом понимании это описание Томкинсом девяти врожденных аффектов и то, как наши эмоциональные жизнь строится из них в сценарии, которые определяют наше поведение. Семейство эмоций стыда особенно актуально для человека. отношения.
A Primer of Affect Psychology Kelly, V (2009)
- Цель этого учебника — познакомить читателя с работой Сильвана С. Томкинса, который посвятил свою жизнь разработке нового, более всестороннего понимания биологические и эволюционные корни человеческой мотивации, чтобы установить более точную картину личности, которую он назвал теорией человеческого существа. В то время как формальное образование Томкинса включало изучение драматургии, философии и психологии, из четырех томов его великого опуса «Влияние на образное сознание» становится ясно, что он также хорошо разбирался во многих других областях, включая анатомию, дарвиновскую эволюцию, историю, литературу. , религия и искусственный интеллект, все, что он преследовал, чтобы ответить на вопрос «Чего на самом деле хотят люди?»
- Эмоции являются краеугольным камнем мотивации всех человеческих усилий. Постоянно расширяющаяся международная литература, связанная с практикой восстановительного правосудия, представляет практикам головокружительное множество моделей эмоций.
Пролог к воздействию на образное сознание Натансон, Д. (2008) Воздействие на образное сознание , Комбинированное издание, Springer, 2008
- Доктор Натансон, в прологе к переизданию магнума opus представляет собой краткое изложение далеко идущего, дальновидного подхода Томкинса к человеческая мотивация и сознание.
Аффекты и эмоции в Восстановительная школа Джордж, Г. (2013) [pdf] Бумага представлен на Четвертой биеннале Restorative Practices International Конференция, MCG Мельбурн, июнь 2013 г.
- В этой статье исследуется роль теории аффектов в понимании мотивация и поведение учащихся и основывается на этом, чтобы включить недавние психологические и образовательные исследования в области сплоченного описание эмоций восстановительных процессов в школах и в сам процесс обучения. Важнейшие роли стыда, вины и эмпатия как в управлении поведением, так и в преподавании и обучении. исследовал. Модель для понимания процесса обучения с точки зрения предложены фундаментальные мотивы. См. фактический файл презентации здесь.
От сочувствия к сообществу Натансон, Д. Л. (1997). В Дж. А. Винере (ред.), Ежегодник психоанализа (Том 25). Чикаго: Чикагский институт психоанализа.
- Безвременная смерть Михаэля Франца Баша заставляет обратить внимание на число, глубину и важность его вклада. Из его ранних попыток объяснить наблюдение Кохута (1971) о том, что заботящаяся мать способна настроиться на мир бессловесного младенца, переживая что-то внутри себя, мы разработали науку эмпатии, которая помогает восстанавливать самые интимные человеческие отношения. и связь с обществом его наиболее беспокойных и наименее близких членов. Т
- Очень кратко я опишу изменения, которые произошли в нашем понимании эмоций за последние 25 или более лет, но которые еще не были приняты во внимание социальными науками, которые представляет большинство из вас. Первичные нейрофизиологические и нейропсихологические исследования, проведенные Томкинсом, Панксеппом, Эдельманом, Леду, Экманом, Штерном и многими другими, заставили признать тот факт, что в основе сложных и весьма изменчивых эмоций, которые мы, взрослые люди, более или менее постоянно испытываем, лежит довольно небольшой и фиксированный набор физиологических механизмов.
- Опираясь на парадигму аффекта и сценария Сильвана С. Томкинса, этот семинар, состоящий из двух частей, покажет, как работают восстановительные практики. Участники научатся определять девять врожденных аффектов, биологических программ, запускаемых паттернами нервной стимуляции, и узнают, как они мотивируют всех нас. Аффекты в сочетании с жизненным опытом формируют сценарии, мощные эмоциональные правила, о которых мы обычно не знаем. Мы рассмотрим язык эмоций, развитие личности, эмпатию, близость и некоторые сценарии, с помощью которых люди управляют аффектами, такими как стыд. Схема эмоционального здоровья Томкинса объяснит, почему восстановительные практики работают.
- В этой статье рассматривается эмоциональная динамика восстановительных совещаний с упором на функции стыда, изложенные в теориях Мура, Шеффа и Ретцингера. По мнению этих исследователей, конференции по восстановительному правосудию направлены на то, чтобы перенаправить агрессивные эмоции и вызвать стыд и другие эмоции, раскрывающие боль, которые могут привести к сочувствию. Эти подходы противоречат взглядам теоретиков вины Тангни и Баумайстера, которые утверждают, что вина связана с сочувствием и возмещением ущерба, тогда как стыд имеет тенденцию провоцировать уклонение от ответственности или отказ от нее. Представление о том, что вина является более моральной эмоцией, похоже, переворачивает теорию Брейтуэйта о реинтегративном стыде с ног на голову. В соответствии с результатами последних исследований группы Брейтуэйт делается вывод, что вина является важным аспектом восстановительного процесса. Но чувство вины имеет ограниченные возможности аффективного резонанса, упускает из виду аспекты раскаяния, касающиеся других, и, по-видимому, не побуждает преступника пересмотреть свою идентичность. В заключение утверждается, что (реинтегративный) «стыд» является сомнительной концепцией.
- Меры восстановительного правосудия, направленные на возмещение вреда, причиненного правонарушением, согласуются с подходом, отстаиваемым теорией реинтегративного стыда (Braithwaite, 1989; Braithwaite & Braithwaite, 2001). Однако некоторые утверждают, что раскаяние и сочувствие играют более важную роль в восстановлении и что сосредоточение внимания на неодобрении и чувстве стыда может быть ошибочным. В этой статье анализируются теоретические различия между стыдом и виной, прежде чем обсуждать их роль в восстановительных вмешательствах. Утверждается, что такие эмоции, как сочувствие, раскаяние и вина, перерастают в чувство стыда, и что именно разрешение этих эмоций имеет решающее значение для успешного вмешательства правосудия.
Психология общественных конференций. Абрамсон, Л. и Мур, Д. (2002). В: (Дж. Перри, ред.) Восстановительное правосудие: восстановление сообществ посредством восстановительного Правосудие . Американская исправительная ассоциация, 123–140.
Возвышение и позитивная психология морали Хайдт, Дж. (2003), в Процветание: позитивная психология и благополучная жизнь , Американское психологическое общество, Вашингтон, округ Колумбия.- Сила положительных нравственных эмоций возвышать и преображать людей давно известна, но не психологам. В 1771 году друг Томаса Джефферсона Роберт Скипвит написал ему письмо с просьбой посоветовать, какие книги купить для его библиотеки и для его собственного образования. Джефферсон прислал длинный список названий по истории, философии и естествознанию. Но в дополнение к этим явно учебным произведениям Джефферсон посоветовал включить некоторые произведения художественной литературы.
- Эта глава включает в себя перечень моральных эмоций и обсуждение того, как моральные эмоции и моральное мышление работают вместе в создании человеческой морали.
- В этой статье рассматриваются некоторые новейшие исследования в области психологии на предмет потенциального вклада, который они могут внести в наше понимание восстановительных практик. Документ начинается с очень краткого обзора существующей теории аффекта и компаса стыда, чтобы установить контекст перед изучением нового исследования, а затем попыткой связать новые идеи с существующим мышлением . Также кратко исследуются потенциальные последствия этой недавно интегрированной работы для того, чтобы школьные сообщества могли наилучшим образом способствовать надлежащему нравственному развитию своих учеников.
- Обсуждает, для кого, при каких условиях и в в какой форме отрицательные моральные эмоции стыда и вины выполняют конструктивную, а не деструктивную функцию. В этой главе обобщаются исследования, показывающие, что стыд и вина представляют собой разные аффективные переживания с очень разными последствиями для адаптации как на индивидуальном, так и на межличностном уровне. В совокупности исследования автора показывают, что чувство стыда часто порождает целый ряд потенциально деструктивных мотивов, защит, межличностного поведения и психологических симптомов. В отличие от этого, вина представляется «основной» моральной эмоцией, выполняющей множество конструктивных функций, «укрепляющих отношения», без многих бремен и затрат, присущих чувству стыда. Утверждается, что негативно сбалансированные «моральные» эмоции, такие как стыд и вина, в самом прямом смысле высвечивают лучшие и худшие стороны человеческого эмоционального опыта.
- Моральные эмоции представляют собой ключевой элемент нашего морального аппарата человека, влияя на связь между моральными нормами и моральным поведением. В этой главе рассматривается современная теория и исследования моральных эмоций. Сначала мы сосредоточимся на триаде отрицательно окрашенных «самосознательных» эмоций — стыде, вине и смущении. Как и в предыдущие десятилетия, многие исследования по-прежнему сосредоточены на стыде и вине. Мы рассмотрим современные представления о различии между стыдом и виной, а также об относительных преимуществах и недостатках этих двух моральных эмоций. Выделены несколько новых областей исследований: исследование специфического для предметной области феномена телесного стыда, стилей преодоления стыда, психобиологических аспектов стыда, связи между жестоким обращением в детстве и более поздней склонностью к стыду, а также явления заместительного или «коллективного» переживания стыда и вины. В последние годы понятие моральных эмоций было расширено за счет включения нескольких положительных эмоций — возвышения, благодарности и иногда морально значимого переживания гордости. Наконец, мы кратко обсудим морально значимый эмоциональный процесс — эмпатию, ориентированную на других.
- Все человеческие эмоции в широком смысле «самостоятельны». Эмоции возникают, когда происходит или вот-вот произойдет что-то важное для себя. Говоря языком теории оценки (Lazarus, 1966), мы испытываем эмоции, когда считаем, что события имеют положительное или отрицательное значение для нашего благополучия. Конкретный тип эмоциональной реакции формируется как такими первичными оценками положительных и отрицательных последствий событий для человека, так и вторичными оценками (например, своей способности справляться с событиями). Но все эмоции возникают из-за событий, которые каким-то образом имеют отношение к самому себе. Однако существует особый класс человеческих эмоций, которые имеют еще большее непосредственное отношение к себе. В этой главе основное внимание уделяется этим «самосознательным» эмоциям, которые напрямую связаны с самоанализом и самооценкой.
Помещение себя в самосознательные эмоции: теоретическая модель Трейси, Дж. Л. и Робинс, Р. В. (2004), Психологическое исследование, стр. Том 15, № 2, 103–125.
Эмоции самосознания (например, стыд, гордость) принципиально важны для широкого круга психологических процессов, однако им уделялось относительно мало внимания по сравнению с другими, более «базовыми» эмоциями (например, грустью, радостью). В этой статье описываются уникальные особенности, которые отличают самосознательные эмоции от базовых, а затем объясняется, почему общепринятые модели базовых эмоций неадекватно отражают процесс самосознательных эмоций. Авторы представляют новую модель самосознательных эмоций, определяют набор прогнозов, полученных из модели, и применяют модель к регуляции нарциссической самооценки. Наконец, авторы обсуждают более широкие последствия модели для будущих исследований себя и эмоций.
Дополнительные артикулы:
Abramson & Moore 2002 Психология общественных конференций .pdf
Burton et al 2011 Окно социального контроля — развитие эмоционального Разведка .pdf
Burton, Curry & Gribben 2011 Окно социального контроля — разработка Эмоциональный интеллект .pdf
Eisenberg 2000 Эмоции, регулирование и моральное развитие .pdf
Английский 1994 Новый взгляд на стыд и социальный контроль — Транзакционный Аналитический журнал .pdf
Gridlinger 1999 Изменение сценариев — плохо тормозится версия интереса-ажиотажа . pdf
Hargreaves 1998 Эмоциональная практика обучения g.pdf
Harris & Burton (nd) Надежность наблюдаемого реинтегративного Стыд, позор, неповиновение и другие ключевые концепции конференций Diversionay. pdf
Hayward 2016 EL_ Отношения на первом месте_ Классы, которые ставят людей Первый. pdf
Юнг 2010 «При чем тут стыд?» Концепция стыда в Восстановительная практика .pdf
Kelly 2011 Аффект и эмоции в восстановительной практике .pdf
Натансон 2003 Название игры — позор .pdf
Национальная академия наук 2002 г. Смертельные уроки — понимание Смертельное школьное насилие .pdf
Национальный центр права детей и молодежи 1999 Естественное правосудие и Процедурная справедливость. pdf
Saufler 2011 Школьный климат, мозг и связь со школой .pdf
Шейн 1980 Стыд и обучение . pdf
Шелтон (nd) Стыд, вызванный школой — Обзор исследования. pdf
Tangney 1992 Ситуационные детерминанты стыда и вины у молодых Взрослость — Pers Soc Psychol Bull-1992 .pdf
Tangney 1995 Конструктивные и деструктивные аспекты стыда и вины .pdf
Tangney, Dearing & Stuewig 2005 О важности различения стыд от вины — Отношение к проблемному употреблению алкоголя и наркотиков. pdf
Tangney et al (nd) Принятие вины и отказ от стыда — положительный результат Подход к обращению с моральными эмоциями среди групп высокого риска и множественных нужд .pdf
Тангни, Стювиг и Мартинес 2014 Роли стыда и вины в Прогнозирование рецидивизма — Психологическая наука-2014 .pdf
Tangney, Stuewig & Mashek 2007 Моральные эмоции и моральное поведение .pdf
Tangney, Tracy & Robins 2007 Эмоции самосознания — Теория и исследования . pdf
Трейси и Роббинс 2007 Самосознательные эмоции — Где я и Знакомство с эмоциями .pdf
Vaandering 2010 Окно отношений — Расширение социального Дисциплинарное окно для более широкой перспективы .pdf
van Stokkom 2002 Моральные эмоции на конференциях по восстановительному правосудию .pdf
Плоский аффект: когда вы не показываете, что чувствуете
Каждый из нас выражает свои эмоции по-разному. Но если вы чувствуете, что у вас мало эмоциональной реакции на жизненные события, вот что это может означать.
Некоторые люди улыбаются или громко смеются, когда чувствуют себя счастливыми. Другие могут испытывать такое же чувство радости, но сохранять нейтральное выражение лица.
Если вы можете относиться к последнему, это может быть просто ваша личность. Но также возможно, что вы живете с чем-то, что называется «плоским аффектом».
Независимо от того, появился ли этот симптом внезапно или вы испытывали его столько, сколько себя помните, существует множество возможных причин.
Термин «аффект» относится к вашей способности выражать эмоции. Например, как ваше лицо выражает радость, печаль, страх или гнев. Это также общий термин для всего, что связано с вашими эмоциями, от вашего настроения до связанных с ними физических ощущений.
Помимо выражения лица, ваше влияние также включает жесты рук, язык тела и даже тон голоса.
Таким образом, плоский аффект относится к низкому или отсутствию эмоционального выражения, когда ситуация может потребовать более очевидной реакции. Например, улыбнуться или посмеяться над хорошей шуткой.
Плоский аффект сам по себе не является состоянием. Это может быть симптомом психического расстройства, хотя это не всегда так.
Хотя исследователи не знают точную причину плоского аффекта, это может быть связано с химией мозга.
В частности, некоторые части вашего мозга, такие как сенсомоторная система или миндалевидное тело, могут быть менее активными по сравнению с людьми, у которых нет плоского аффекта.
Хотя плоский аффект чаще всего ассоциируется с симптомами шизофрении, это не единственное его объяснение. Вот некоторые другие возможные причины.
Антидепрессанты
Некоторые лекарства, такие как антидепрессанты, могут вызывать апатию.
В исследовании 2017 года, в ходе которого было изучено 3243 отзыва пользователей об антидепрессантах с трех веб-сайтов, посвященных вопросам здоровья, в 41% обзоров сообщалось о негативных эмоциональных и поведенческих эффектах, в том числе о плоском аффекте.
В этом случае обозреватели принимали:
- эсциталопрам (Lexapro)
- дулоксетин (Cymbalta)
- вилазодон (Viibryd)
- вортиоксетин (Trintellix) )
Исследования показывают перекрытие симптомов между шизофренией и аутизмом. Иногда это может включать плоский аффект, который десятилетиями сбивал с толку экспертов, потому что эти два состояния очень разные.
Некоторым аутичным людям может быть трудно выражать эмоции или реагировать на социальные взаимодействия, что может проявляться в виде плоского аффекта.
Например, в ходе небольшого исследования, проведенного в 2019 году, исследователи обнаружили, что у людей с аутизмом при просмотре фильмов, предназначенных для стимуляции эмоций, движения мышц лица были более приглушенными, чем у контрольной группы.
Деменция
Некоторые формы деменции могут вызывать изменения в лобных и височных долях головного мозга, которые иногда могут проявляться поведенчески в виде уплощенного аффекта.
Хотя это и не всегда является правилом, симптомы слабоумия могут включать прогрессирующую афазию (неспособность общаться) и потерю выражения лица, по данным Национального института старения.
Депрессия
Как вы, возможно, знаете, депрессия существует в спектре.
В некоторых случаях плоский аффект может присутствовать вместе с сопутствующими симптомами, такими как ангедония или неспособность чувствовать удовольствие. Однако это не всегда так.
Плоский аффект может быть результатом сниженной эмоциональной реакции на события вокруг вас.
Мышечные расстройства
Лицевой паралич, например, после инсульта или вследствие других мышечных заболеваний, может создать у кого-то впечатление плоского аффекта.
Болезнь Паркинсона
Согласно небольшому исследованию 2021 года, люди с болезнью Паркинсона могут испытывать гипомимию, более известную как «лицо в маске». Это относится к прогрессирующему снижению выражения лица, которое может проявляться в виде плоского аффекта.
Шизофрения
Плоский аффект считается «отрицательным» симптомом шизофрении, что означает отсутствие определенной эмоции или поведения.
Исследования показывают, что у людей, живущих с шизофренией, снижена способность выражать свои эмоции, а также снижена способность улавливать эмоциональные реакции других.
Шизоидное расстройство личности
Люди, живущие с шизоидным расстройством личности, могут иногда иметь некоторые симптомы, которые совпадают с симптомами шизофрении.
В соответствии с диагностическими критериями Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5), это включает в себя избегание социальных взаимодействий и проявление эмоциональной холодности, отстраненности или равнодушного отношения к другим.
Черепно-мозговая травма
Исследования показывают, что 62% людей с черепно-мозговой травмой испытывают изменения в поведении. Для некоторых людей это может означать быструю смену эмоций. Для других это может означать плоский аффект.
Наличие плоского аффекта не означает, что вы не испытываете эмоций. Скорее это означает, что ваши внешние реакции не обязательно совпадают с тем, что вы чувствуете внутри.
Например, ваши друзья устраивают вам вечеринку-сюрприз. Когда вы входите в дверь, и все кричат «Сюрприз!» вы можете почувствовать шок и возбуждение. Но выражение вашего лица может быть апатичным или даже скучающим.
Некоторые явные признаки плоского аффекта включают:
- отсутствие интереса
- избегание зрительного контакта
- апатичный язык тела или невербальные сигналы
- нейтральное выражение лица
- монотонный или ровный голос
- отсутствие жестов рук
В то время как плоский аффект и эмоциональное притупление могут звучать одинаково дело в том, что они действительно разные (но все же родственные).
Подобно плоскому аффекту, эмоциональное притупление является симптомом состояния. Это ослабленная эмоциональная реакция, как если бы вы вдруг перестали смеяться над фильмом, который вы когда-то нашли забавным.
Если вы не испытываете особой эмоциональной реакции на раздражитель, вы также можете не демонстрировать эмоциональную реакцию, что связано с плоским аффектом. Но при плоском аффекте у вас есть эмоциональная реакция, хотя вы не показываете ее на лице или теле.
Эмоциональное притупление присутствует во многих из тех же состояний, что и плоский аффект, в том числе:
- депрессия
- шизофрения
- черепно-мозговая травма
Что насчет притупления аффекта?
Что касается эмоциональных реакций, притупленный аффект и плоский аффект относятся к одному и тому же спектру, но вот разница:
- Притупленный аффект — это приглушенная эмоциональная реакция, например, ухмылка вместо полноценного смеха.
- Плоский аффект — отсутствие эмоционального отклика, например, нейтральное лицо вместо смеха.
Было ли это полезно?
Если у вас плоский аффект, вы можете подумать о его лечении. При наличии соответствующего плана лечения этот симптом может быть излечим, и выздоровление возможно.
Настоятельно рекомендуется обратиться к врачу, неврологу или специалисту в области психического здоровья. Квалифицированный специалист сможет определить основную причину вашего плоского аффекта и предложит варианты лечения.
Лечение будет варьироваться в зависимости от того, что вызвало плоский эффект. Варианты могут включать:
Лекарства
Если лекарство вызывает у вас плоский аффект, ваш врач может изменить тип лекарства, которое вы принимаете, или дозировку.
Если ваш плоский аффект связан с состоянием психического здоровья, лекарства могут помочь облегчить некоторые из ваших симптомов, в том числе снижение эмоционального выражения.
Психотерапия
Терапия считается лечением первой линии при многих состояниях, связанных с плоским аффектом.
Если вы не знаете, с чего начать, возможно, вам будет полезно найти терапевта с помощью наших инструментов поиска.
Обучение социальным навыкам
Для людей, живущих с шизофренией, обучение социальным навыкам может научить вас правильно выражать свои эмоции и язык тела в социальных ситуациях.
Логопедия
Поскольку монотонный голос часто является признаком плоского аффекта, этот тип обучения может помочь вам выразить больше эмоций, используя разные тона голоса.
Консультации для пар или семейная терапия
Временами отсутствие эмоций может помешать вашим отношениям.
Если ваши близкие не могут понять, что вы чувствуете все время, им может быть трудно понять, как с вами связаться.
Наличие посредника, например, семейного консультанта или семейного терапевта, может помочь вам решить любые проблемы в общении.