Агностицизм что это такое: Агностицизм — православная энциклопедия «Азбука веры»

Содержание

Агностицизм — православная энциклопедия «Азбука веры»

5 ступеней веры


  • Агно­сти­цизм Пра­во­слав­ная Бого­слов­ская энцик­ло­пе­дия
  • Агно­сти­цизм Бого­слов­ско-энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь
  • Агно­сти­цизм Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики
  • Агно­сти­цизм прот. Васи­лий Зень­ков­ский
  • Агно­сти­цизм проф. С.С. Гла­го­лев
  • Агно­сти­цизм, как миро­со­зер­ца­ние проф. А.П. Лопу­хин
  • Источ­ники «про­тестных» соци­аль­ных групп (ереси; секты; агно­сти­цизм и атеизм) В.В. Симо­нов
  • Несо­сто­я­тель­ность агно­сти­цизма Лейс Самуэл
  • Диа­логи прот. Вален­тин Свен­циц­кий
  • Доро­гой Агнос. Письма агно­стику в защиту хри­сти­ан­ства Арли Хувер

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — неузнан­ный, неузна­ва­е­мый, непо­зна­ва­е­мый) — фило­соф­ская кон­цеп­ция, согласно кото­рой, люди не знают (и ничего не могут знать) о Боге или богах, и вопрос о суще­ство­ва­нии Бога или богов счи­та­ется для них нераз­ре­ши­мым (согласно неко­то­рым направ­ле­ниям – нераз­ре­ши­мым по край­ней мере на данном этапе раз­ви­тия чело­века).

 

Агно­сти­цизм — это то же самое, что и атеизм?

В обще­упо­тре­би­тель­ном смысле агно­сти­цизм нередко сме­ши­вают с ате­из­мом. Между тем, хотя агно­стики и не утвер­ждают, что Бог (боги) суще­ствует (суще­ствуют), однако и не отри­цают. Выра­жа­ясь иначе, агно­стик может допус­кать суще­ство­ва­ние Бога или богов, но может допус­кать и обрат­ное. В этом отно­ше­нии агно­сти­цизм прин­ци­пи­ально отли­чен от ате­изма, ведь ате­и­сты реши­тельно наста­и­вают на том, что Бога нет.

Может ли хри­сти­а­нин быть агно­сти­ком?

Нет. Агно­сти­цизм напря­мую связан с рели­ги­оз­ным индиф­фе­рен­тиз­мом, т. е. без­раз­лич­ным отно­ше­нием к рели­гии: и как тако­вой в целом, и к любому кон­крет­ному веро­уче­нию в част­но­сти. При этом зна­чи­тель­ная часть совре­мен­ных людей, назы­ва­ю­щих себя ате­и­стами, в дей­стви­тель­но­сти явля­ются агно­сти­ками.

Когда появился термин агно­сти­цизм?

Счи­та­ется, что термин «агно­сти­цизм» был введен в упо­треб­ле­ние в 1869 году англий­ским зоо­ло­гом, про­фес­со­ром Тома­сом Генри Гексли. Однако суще­ствуют и другие версии про­ис­хож­де­ния этого тер­мина.

Когда появи­лись первые агно­стики?

Агно­сти­цизм можно обна­ру­жить уже в антич­ной фило­со­фии, в част­но­сти, у софи­ста Про­та­гора, утвер­ждав­шего невоз­мож­ность про­ве­рить реаль­ность суще­ство­ва­ния богов, а также в антич­ном скеп­ти­цизме.

Каково отно­ше­ние агно­сти­цизма к рели­гиям?

Агно­сти­цизм счи­тает невоз­мож­ным позна­ние истины в вопро­сах суще­ство­ва­ния Бога или богов, сверхъ­есте­ствен­ных существ, но не исклю­чает прин­ци­пи­ально воз­мож­но­сти суще­ство­ва­ния Бога, боже­ствен­ных сущ­но­стей, как и воз­мож­но­сти обрат­ного. Агно­сти­цизм отвер­гает воз­мож­ность дока­за­тель­ства истин­но­сти или лож­но­сти таких утвер­жде­ний раци­о­наль­ным путем. Поэтому агно­стик не может быть при­вер­жен­цем рели­гий (напри­мер, хри­сти­ан­ства, иуда­изма, ислама), в рамках кото­рых суще­ство­ва­ние Бога, или богов при­зна­ется за неоспо­ри­мый факт.

Какие рели­гии ближе всего к агно­сти­цизму?

Неко­то­рые рели­гии, напри­мер, буд­дизм и дао­сизм, чужды учения о пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ном Боге. Иссле­до­ва­тели счи­тают такие рели­гии более или менее близ­кими к агно­сти­цизму.

Цитаты об агно­сти­цизме

«Агно­сти­цизм … явля­ется пере­ход­ною сту­пе­нью от мате­ри­а­лизма. Послед­ний, в своих край­них выво­дах, вообще не хотел даже при­зна­вать ника­кой сущ­но­сти вещей. Для него мир был таким именно, каким он явля­ется нашим чув­ствам, и вне этого мира явле­ний он ничего не хотел знать, все относя к обла­сти вымыс­лов и нена­вист­ных ему иде­а­ли­сти­че­ских бред­ней. Но именно такой край­ний мате­ри­а­лизм сам в себе заклю­чал соб­ствен­ное опро­вер­же­ние, и прин­цип его мог стоять лишь до тех пор, пока он не под­вер­гался серьез­ной фило­соф­ской кри­тике. Но доста­точно было одного при­кос­но­ве­ния этой кри­тики, как сразу обна­ру­жи­лась вся грубая несо­сто­я­тель­ность мате­ри­а­лизма, как системы, кото­рый в дей­стви­тель­но­сти был лишь выра­же­нием эле­мен­тар­ного, совер­шенно дет­ского, совсем нефи­ло­соф­ского миро­со­зер­ца­ния, так как не пони­мал даже раз­ли­чия между сущ­но­стью вещей и их про­яв­ле­нием.

И вот тогда во всей наготе обна­ру­жи­лась эта жалкая сто­рона мате­ри­а­лизма, адепты его, не имея воз­мож­но­сти долее дер­жаться на почве излюб­лен­ной ими системы и в то же время, не желая пожерт­во­вать своими прин­ци­пами в пользу про­ти­во­по­лож­ной системы, именно иде­а­лизма, измыс­лили своего рода сред­нее миро­со­зер­ца­ние, кото­рое, хотя тео­ре­ти­че­ски уже не отри­цает суще­ство­ва­ния вне­чув­ствен­ного мира, но отри­цает его фак­ти­че­ски, про­воз­гла­шая, что этот вне­чув­ствен­ный мир, как содер­жа­щий в себе сущ­ность вещей, для нас недо­сту­пен и есть мир непо­зна­ва­е­мый. Это сред­нее миро­со­зер­ца­ние и есть агно­сти­цизм и, так как в свое время мате­ри­а­лизм имел широ­кое рас­про­стра­не­ние в Европе, то, есте­ственно, и его пре­ем­ник – агно­сти­цизм, как его прямой наслед­ник, также рас­про­стра­нился широко, захва­тил всех тех, кто, отверг­нув грубые прин­ципы мате­ри­а­лизма, еще не имеют муже­ства прямо и откро­венно скло­ниться к истин­ному миро­со­зер­ца­нию, освя­щен­ному хри­сти­ан­ством».

проф. А.П. Лопу­хин

  • 1.4 тыс. 0