Агрессивные дети причины и последствия детской агрессии: Родительское собрание «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

Содержание

Родительское собрание «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

Родительское собрание

«Детская агрессия»

Цели собрания:

 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.

 

Участники: классный руководитель, родители детей класса

 

Человек обладает способностью любить,

      и  если он не может найти применения своей

        способности любить, он способен ненавидеть,

              проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

           он руководствуется как бегством от собственной

                              душевной боли….

         Эрих Фромм

 

— Уважаемые мамы и папы.

Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.

  Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано?

Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

        

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

Агрессия может быть физической (использование физической силы против другого человека или объекта, драки),  вербальной ( нарушение прав другого человека без физического вмешательства, ссора, крик, визг), и аутоагрессия (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений)

 

Составление родителями портрета агрессивного ребенка. (работа в группах, представление портрета созданного каждой группой)

Учитель на доске выписывает ключевые слова: обзывается, дерется, грубит, мстит, сердится и отказывается сделать что либо, специально раздражает людей, эмоционально неустойчив, обвиняет других в своих ошибках.

 

Агрессивное поведение у детей — это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах.

        Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителями.

        Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

 

                          Анализ анкетирования детей.

 Учитель знакомит родителей с уровнем агрессивности детей класса на основе полученных результатов в ходе предварительно проведенного анкетирования.

 

Учитель предлагает родителям поработать в группах и выявить причины проявления агрессивного поведения у детей. Представитель каждой группы зачитывает возможные причины, а учитель выписывает их на доске.

 

 

Причины:

       1. Заболевание центральной нервной системы.

2. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы — они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал — что будет?).

3. Запрет на физическую активность.

Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.

4. Различные нарушения семейного воспитания.

 

     Частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

     Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, сарказм и ирония, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность  в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

      Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей плоха тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.

       К  примеру, сегодня «лёгкие» уроки, можно  в  школу  не  идти, я  напишу  учителю  записку, что  тебе  плохо. Не  надо  удивляться  родителям  этого  ребёнка, если  через  пару  лет  он  сам  напишет  записку

 учителю  и  распишется  за  отца  или  мать.

      Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

      В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 1З тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

— При подготовке к родительскому собранию мы провели  исследование отношения детей к телепрограммам. Предлагаю вам ознакомиться с его результатами.

 

Профилактика агрессивного поведения.

·                   Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.

·                   Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.

·                   Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

·                   Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.

·                   Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.

·                   Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.

·                   Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».

·                   Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

·                   Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.

·                   Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.

  

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для человека и наказание, если:

·                    оно следует немедленно за проступком;

·                    объяснено ребенку;

·                    оно суровое, но не жестокое;

оно оценивает действия ребенка, а не человеческие качества.

 

               Методы для выражения подавленного гнева:

 

·                     Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

·                     Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, пинать мяч, бегать вокруг дома.

·                     Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.

·                     Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.

·                     Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

 

Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»:

 

·                     обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

·                     обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;

·                     следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;

·                     быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;

·                     поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

 

—  Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.

 

Вот несколько советов:

·                    Учитесь слышать своих детей.

·                    Старайтесь делать так, чтобы только Вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.

·                    Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

·                    Умейте принять и любить их такими, какие они есть.

Решение собрания.

 

1.                 Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.

2.                 Делать установку на положительные эмоции.

3.                Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.

                    Приложения к родительскому собранию

«Причины и последствия детской агрессии»

 

Приложение 1.

 

Анкета для учеников

 

Чаще всего я радуюсь, когда _________________________________________

Чаще всего я смеюсь, когда __________________________________________

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда _________________________

Чаще всего я плачу, когда __________________________________________

Чаще всего я злюсь, когда ___________________________________________

Чаще всего я обижаюсь, когда _______________________________________

Мне хорошо, когда меня ____________________________________________

Мне плохо, когда меня _____________________________________________

 

 

Приложение 2.

 

Тест для учеников

 

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Подчеркните те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.

Я — добрый

Я — злой

Я — терпеливый

Я — нетерпеливый

Я — упрямый

Я — безразличный

Я  — хороший друг

Я — умный

Я — помощник

Я — обидчивый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ

СИЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

 

1.     «МУХА».      

 Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

2.    «ЛИМОН».       

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

3.    «СОСУЛЬКА» («МОРОЖЕНОЕ»).     

Встаньте, закройте глаза. Руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

4.    «ВОЗДУШНЫЙ ШАР».     

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

5.    «ВВЕРХ ПО РАДУГЕ».     

Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.

 

 

 

 

Приложение 4.

Анкета для родителей

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо от­метить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка:

— Доброта

— Сочувствие

—  Покладистость

— Терпение

— Сопереживание

— Безразличие

— Упрямство

— Агрессивность

—  Нетерпимость

— Эгоизм

 

Приложение 5.

Методика для родителей “Портрет моего ребенка”

1.      Как ваш ребенок относится к вам, родителям?

2.      Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание?

3.       Какова роль ребенка в семье? Его обязанности, права?

4.      Есть ли у ребенка друзья?

5.      Где, как, с кем проводит свободное время ваш ребенок?

6.      Какие учебные занятия, предметы нравятся ребенку?

7.      Кто из членов семьи является для него авторитетом?

8.      Что хотели бы изменить в вашем ребенке?

9.      Нравятся ли вам его увлечения?

10.  Часто ли вы хвалите своего ребенка?

11.  Ругаете, наказываете ребенка за что-либо?

12.  Как вы зовете ребенка дома?

13.  Чем вы любите заниматься с вашим ребенком дома?

14.  Считаете ли вы своего ребенка самостоятельным? Почему?

15.  Как часто сын (дочь) обращаются к вам за помощью, в чем?

16.  Каков ваш ребенок?

17.  Замечает ли ваш ребенок настроение, боль у кого-либо из членов семьи?

18.  Умеет ли проявлять сострадание, жалость?

19.  Умеет ли держать свое слово, чувствовать свою ответственность за порученное дело?

20.  Часто ли обижается ваш ребенок? Достаточно ли обоснованы его обиды?

21.   Умеет ли радоваться успехам своих друзей, близких?

22.  Если вы пугаете ребенка, то какие используете слова?

23.  Если хвалите ребенка, то за что и как?

24.  Коротко о здоровье ребенка.

25.  Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

26.  В каких ситуациях он проявляет агрессию?

27.  Против кого он проявляет агрессию?

28.  Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

 

 

 

 

Приложение 6

Памятка для родителей по предупреждению детской агрессии.

•         Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

•         Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

•         Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.

•         Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.

•         Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.

•         Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.

•         Не шантажируйте своего ребёнка своим отношением к нему.

•         Не бойтесь поделиться со своим ребёнком чувствами и слабостями.

•         Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.

 

 

 

Памятка для родителей 2

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы  вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

·        ребенка бьют;

·        над ребенком издеваются;

·        над ребенком зло шутят;

·        ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда; 

·        родители заведомо лгут;

·        родители пьют и устраивают дебоши; 

·         родители воспитывают ребенка двойной моралью;

·         родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка; 

·         родители не умеют любить одинаково своих детей; 

·         родители ребенку не доверяют;

·         родители настраивают ребенка друг против друга; 

·         родители не общаются со своим ребенком; 

·         вход в дом закрыт для друзей ребенка;

·         родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

·         родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

 Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требователь­ность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, забо­ту, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

 

Родительское собрание «ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ»

Родительское собрание

Тема: «ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ».


Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

душевной боли….

Эрих Фромм

Цель: обсудить причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка, и пути её преодоления.

Задача: Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.

Форма проведения собрания: круглый стол.
Вопросы для обсуждения.
Причины детской агрессии.
— Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
— Пути преодоления детской агрессии.

Участники: классный руководитель, родители детей, школьный психолог.
Подготовительная работа к собранию:
1.Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
Против кого он проявляет агрессию?
Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?
Анкета для родителей № 2.
Родителям предъявляются 10 качеств характера. Родителям необходимо отметить те качества, которые у ребёнка наиболее выражены и соотнести их по степени выраженности в поведении.
Доброта.
Сочувствие.
Покладистость.
Терпение.
Сопереживание.
Безразличие.
Упрямство
Агрессивность.
Нетерпимость.
Эгоизм.
Анкета для учащихся:
Чаще всего я радуюсь, когда …
Чаще всего я смеюсь, когда …
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …
Чаще всего я плачу, когда …
Чаще всего я злюсь, когда …
Чаще всего я обижаюсь, когда …
Мне хорошо, когда меня …
Мне плохо, когда меня …
Тест для учащихся:
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более 5.
Я — добрый.
Я — злой.
Я — терпеливый.
Я — нетерпеливый.
Я — упрямый.
Я — безразличный.
Я — хороший друг.
Я — умный.
Я — умный.
Я — помощник.
Я — обидчивый.
2. Классный час «10 моих «Я».
3. Выставка рисунков «Моё настроение».
4. Анализ исследований психологической службы школы по проблеме детской агрессивности (по классу).
5. Обсуждение и оценивание предложенных родителям ситуаций.
6. Памятки для родителей.
Ход собрания.

1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Сегодня мы поговорим с вами о проблеме детской агрессии и проявлениях жестокости.
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии и жестокости не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров.
К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явления и стоит ли нам о них говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только взрослые и подростки, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши.
Что такое агрессия? Агрессия — это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень выражается у маленьких детей ( я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью.
— Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность?
Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и в средствах массовой информации.

В обычном понимании агрессия — это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. В любом случае, цель такого поведения — устранение перечисленных препятствий. И наиболее частой причиной беспокойства родителей за поведение своих чад и обращения к специалистам является как раз детская агрессия.

Если вдуматься, то агрессивные дети невольно попадают в замкнутый круг. Как показали многочисленные исследования причина такого их поведения — всегда недостаток внимания и понимания со стороны взрослых. Но своим поведением маленькие агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а их неприязнь лишь усиливает протестное поведение ребенка. Ведь именно враждебное неодобрение окружающих, а вовсе не внутренние трудности в большинстве случаев провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство гнева и страха. На самом деле то поведение, которое мы называем как асоциальное является отчаянной попыткой маленького человека восстановить социальные связи. Ведь как правило, до вспышки явной агрессии ребенок выражает свою потребность в более мягкой форме, но мы, взрослые не видим, не слышим и не понимаем этого.

Надо ли наказывать за агрессивное поведение? С одной стороны, данные исследований показывают ( и наш житейский опыт говорит о том же), что если ребенку один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, взрослые уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего. Но и наказание за агрессию приводит к такому же результату — к ее усилению. После наказания ребенок, возможно, и перестанет, например, драться во дворе или портить вещи в доме (по крайней мере в присутствии того, кто может за это наказать), но эта загнанная внутрь агрессия обязательно проявится как- нибудь еще: не дома, так в школе, не в виде драки, а в виде обидных прозвищ в адрес сверстников. Агрессия, наконец, может направиться на самого себя (так называемая аутоагрессия) в виде желания сделать себе больно, придумывания про себя всяких нелицеприятных историй и пр, и пр. То есть, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают ее уровень. Ведь если вдуматься, наказание — самый яркий пример, который только могут подать взрослые этой самой агрессивности, пример того, что она вполне годится в качестве меры воздействия. Американские психологи в 1994 году провели эксперимент, в котором пытались установить связь между шлепками, которыми родители награждали маленьких агрессоров и степенью проявления их агрессивности. Результат эксперимента был вполне прогнозируемым: дети, которых наказывали вели себя гораздо агрессивнее со сверстниками в детском саду, чем те, которые не знали физического наказания.

Все вышесказанное вовсе не означает, что вы не должны реагировать на приступы агрессии ребенка. Тут вполне подходит так называемая «поведенческая терапия», правило «стимул — реакция». Пусть ребенок знает, что вам не нравится его поведение и вы оставляете за собой право лишить его, например, просмотра мультиков или похода в кафе или прогулки с друзьями. Но только это не должно звучать в директивной форме, объясните малышу, что любое его действие влечет за собой последствия, пусть он знает об этом. Но при этом не забывайте отмечать похвалой или поощрением любое достижение ребенка: помог другу, сразу послушался бабушку, сделал что-то хорошее и так далее.

Профилактика агрессивного поведения

Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).

Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение.

Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.

Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков — это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.

И еще одно важное правило, которое должны знать родители ребенка, склонного к агрессии: ему необходимо разряжаться, необходимо научить его избавляться от накопившегося раздражения, дать ему использовать переполняющую его энергию в «мирных целях». Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Необходимо, чтобы у вашего ребенка было как можно больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию. Активным, склонным к агрессии детям создайте условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении. Это могут быть и групповые спортивные секции и спортивный уголок дома да и просто разрешение в определенном месте, в спортивном уголке, например, делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр. Как правило, агрессивные дети не умеют выражать свои чувства, они их подавляют, загоняют внутрь, не проговаривают, не пытаются понять. Результат — неизбежные срывы дома, на близких, в привычной обстановке, где ребенок привык расслабляться. Это не приносит ребенку облегчения, он чувствует себя виноватым, особенно если его за это наказали, отсюда еще большие срывы в дальнейшем, причем, следующий срыв будет еще более бурным и продолжительным. Предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил. Дайте ему понять, что вы не имеете намерения подслушать под дверью и наказать его потом за произнесенные слова. Если очень много накопилось, разрешите ребенку побить подушку или диван, порвать газету, написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное. Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти. А можно еще предложить нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге. Способов много. Главное, не считать, что с вашим ребенком происходит что-то нехорошее, за что надо ругать и наказывать Маленьким агрессорам нужно ваше понимание, совет, готовность помочь, а не гнев и наказания.


2. Обсуждение анкет учащихся и их родителей психологом.


3. Продолжение разговора классного руководителя.

Анализ анкет ваших детей показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчёркивают родители. Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, и можно продолжать повторять делать плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание видеть друг в друге плохое и подчёркивать это — ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства и проявления агрессии.
Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребёнка то, что им самим в его ребёнке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.
Однако, родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.
К примеру, сегодня «лёгкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо. Не надо удивляться родителям этого ребёнка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.
Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребёнка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребёнка, это даёт возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удаётся делать длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребёнка.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку:
а) преодолеть трудности;
б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;
в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.


4. Диалог родителей, психолога и классного руководителя.
Огромное значение в воспитании детей имеют поощрения и наказания.
— Как вы считаете, какие формы поощрения имеют значимость в воспитании?
— Как и за что нужно поощрять ребёнка?
— Нужно ли поощрять ребёнка материально?
— Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?
— Наказываете ли вы своего ребёнка и за что?
— Как ребёнок реагирует на наказание?
— Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?
— Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?
— Какие меры воздействия на ребёнка вы в своей семье считаете наказанием?
— Как долго ребёнок помнит наказание?
— Какие меры наказания в вашей семье исключены?
— Применяете ли вы физические наказания?


Подводя итог нашего разговора, родители должны помнить, что поощрение словом, взглядом, жестом, действием имеет для ребёнка большое значение.
Наказание тоже значимо для ребёнка, если:
— оно следует немедленно за поступком, исключая физическое наказание;
— объяснено ребёнку;
— оно продуманное, порой суровое, но не жестокое;
— оно оценивает действия ребёнка, но не его человеческие качества.
— наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку, действуя при этом в унисон.


5. Обсуждение предложенных ситуаций, обмен мнениями.
Ситуация 1.
Родители долго думали, что подарить дочери по окончании учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу для внеклассного чтения и альбом для фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена, расплакалась, устроила истерику и кричала: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! А вы! Вот Лене родители компьютер купили!»
Ситуация 2.
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и под любым предлогом на улицу убежит гулять. Вечером придёт — начинаем проверять, а он на ходу спит, на следующий день приходит из школы — опять двойка».
Ситуация 3.
Родители постоянно ставили мальчика в угол за все провинности. Однажды, будучи ещё только в 4 классе, он сказал своему отцу:»Ещё раз поставишь в угол, уйду к бабушке. С вами больше жить не буду!»
Ситуация 4.
В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты, по мнению родителей, были хорошими, то дети получали поощрения в виде карманных денег. Если учебные результаты детей не устраивали родителей, они должны были выполнить трудовую повинность по дому и даче. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.


6. Анализ предварительного анкетирования учащихся в виде таблицы.


Если меня наказывают, то ….


На этой таблице представлены пожелания наших детей. И вы их должны принять к сведению, как то отреагировать.


7. Итог собрания. Рефлексия.
Подошла к концу наша встреча.. Хочется выслушать ваше мнение.
— Был ли полезным наш разговор?
— Вызвал ли раздумья, желание построить взаимоотношения в семье по- новому?
— Раскрыли ли мы причины агрессивного поведения ребёнка?
— С какими проблемами в воспитании своих детей сталкиваетесь вы и может ли школа помочь разрешить вам ту или иную проблему в воспитании детей? (Можно предложить письменную форму).
Как результат нашего разговора, нам хотелось бы вручить вам «золотые» правила воспитания, связанные с данной темой собрания.

Золотые правила воспитания

1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

3. Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.
4. Не давайте ребёнку несбыточных обещаний и надежд.
5. Не ставьте ребёнку каких бы то ни было условий.
6. Будьте тактичны и сдержаны в проявлении мер воздействия на ребёнка.

7. Не наказывайте ребёнка за то, что позволяете делать себе.
8. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чего-либо.
9. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
10. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов. Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

11. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

12. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

13. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

1
ПОМНИТЕ! Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, умение выслушать.

Литература
1. Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

2. Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Минск. 1977.

3. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград 2003г.

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2008г 4. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Приложение

Памятка по предупреждению детской агрессии

1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надеж

3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом

8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность!

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!


Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! Внимательно прочтите эту памятка! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые не касаются воспитательной системы вашей семьи. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно изменить.
Агрессивность ребёнка проявляется, если:


  • ребёнка бьют;


  • над ребёнком издеваются


  • над ребёнком зло шутят;


  • ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;


  • родители заведомо лгут;


  • родители пьют, устраивают дебоши;


  • родители воспитывают ребёнка двойной моралью;


  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;


  • родители не умеют одинаково любить своих детей;


  • родители ребёнку не доверяют;


  • родители настраивают ребёнка друг против друга;


  • родители не общаются или мало общаются со своим ребёнком;


  • вход в дом закрыт для друзей ребёнка;


  • родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу;


  • родители живут своей жизнью, ребёнок ощущает, что его не любят.

.


Если меня поощряют, то ….


4 «нельзя», которые я бы хотел иметь в своей семье, когда меня наказывают

5 причин агрессии у детей и советы по их устранению

Понаблюдайте за поведением вашего ребенка, чтобы определить точную причину его агрессивности.

Подтверждено исследованиями

MomJunction считает, что предоставляет вам достоверную информацию, подкрепленную исследованиями. В соответствии с нашими строгими требованиями редакционной политики мы основываем наши статьи о здоровье на ссылках (цитатах), взятых с авторитетных сайтов, международных журналов и научных исследований. Однако, если вы обнаружите какие-либо несоответствия, не стесняйтесь писать нам.

Изображение: Shutterstock

Агрессия — это любое поведение, направленное на причинение вреда другим физически (путем ударов или толчков) или устно (посредством обзывания) (1). Агрессия у детей является обычным явлением и является частью нормального развития . Это способ показать свой гнев или недовольство человеком/событием.

Некоторые основные факторы, такие как неприятные жизненные события, проблемы с психическим здоровьем или другие заболевания, могут сделать ребенка агрессивным. Выявление причины агрессии и обучение детей управлению своими эмоциями являются эффективными способами помочь им контролировать агрессивное поведение.

Продолжайте читать, чтобы узнать больше о типах агрессии, их причинах и о том, как родители могут помочь детям минимизировать агрессивное поведение.

Типы агрессии у детей

Ниже перечислены различные типы агрессии, обычно наблюдаемые у детей (2).

1. Случайная агрессия

Это спорадическое проявление агрессии без намерения причинить кому-либо вред . Акты случайной агрессии являются несчастными случаями и совершаются непреднамеренно.

Примеры

  • Непреднамеренный удар по руке в куртке.
  • Наступить другу на ногу во время игры в пятнашки.
  • Разрушение или сбивание стопки блоков одноклассника при ходьбе по переполненному пространству.

2. Выразительная агрессия

Ребенок совершает агрессивный акт, чтобы почувствовать себя лучше или потому, что ему от этого хорошо. Тем не менее, цель не в том, чтобы причинить кому-то вред.

Примеры

  • Ребенку может нравиться сносить игровые кубики брата или сестры, не осознавая, что это может расстроить брата или сестру.
  • Бросание или разливание сосуда с жидкостью может доставить удовольствие ребенку, но не родителю.
  • Сильно ударить или пнуть кого-нибудь во время игры в пятнашки может показаться ребенку забавой, но он может не осознавать, что это может навредить другим.

Связанный: 12 эффективных способов помешать ребенку ударить

3. Инструментальная агрессия

Изображение: Shutterstock

Это агрессия, направленная на получение контроля над объектом, то есть агрессия становится инструментальной для получения контроля над объектом. Типичным примером является борьба двух детей за один и тот же предмет или цель, например, за игрушку, коробку с карандашами или возможность покататься с горки на детской площадке, из-за чего они причиняют друг другу боль.

Инструментальная агрессия обычно наблюдается в возрасте от двух до шести лет . Дети этой возрастной группы обычно могут проявлять эгоцентричные личностные качества, из-за чего они чаще ссорятся, чем делятся. Ребенок часто рассматривает агрессию только как средство получить то, что он или она хочет, не понимая, как это повлияет на других.

4. Враждебная агрессия

Крайняя форма агрессии, при которой агрессивное поведение направлено на кого-то с намерением причинить ему вред. Целью ребенка может быть причинение кому-либо физического или психологического вреда.

Ребенок может обратиться к враждебной агрессии, чтобы получить удовольствие или удовлетворение — обычно это наблюдается при издевательствах. Ребенок может прибегнуть к ударам, обзываниям или игнорированию кого-то, чтобы запугать его.

Некоторые дети могут считать, что с ними поступили несправедливо, и могут прибегнуть к враждебной агрессии, чтобы отомстить. В таких случаях акты враждебной агрессии могут показаться импульсивными или крайними.

Причины агрессии у детей

Единой причины агрессии не существует, она может быть результатом действия нескольких факторов. Ниже приведены некоторые факторы, которые могут влиять на агрессию у детей (3) (4).

1. Пренатальные факторы

Эти события и факторы обычно влияют на ребенка на внутриутробной стадии, увеличивая риск агрессивного поведения в детстве.

  • В некоторых исследованиях отмечается, что пренатальное курение и употребление алкоголя матерью может привести к развитию у ребенка агрессивного и гиперактивного поведения в более позднем детстве. Также у ребенка могут быть частые приступы гнева. Обычно это может происходить из-за воздействия табака и алкоголя на мозг развивающегося плода.
  • Насилие и агрессия по отношению к беременной женщине могут повлиять на ее нейротрансмиттеры, увеличивая риск неблагоприятных изменений в мозге развивающегося плода . Изменения могут в конечном итоге привести к проблемам с темпераментом в более позднем возрасте, что заставит их проявлять больше агрессии, чем обычно.

Гендерные различия больше влияют на характер агрессии, чем на интенсивность и частоту агрессивных действий. Девочки могут в основном проявлять реляционную или социальную агрессию, в то время как мальчики могут в основном предаваться физической агрессии.

Связанный: 20 эффективных способов обращения с гиперактивными детьми

2. Семейные факторы

Изображение: Shutterstock

То, как с ребенком обращаются дома, особенно родители, и поведение, которое ребенок видит в членах своей семьи, может существенно повлиять их темперамент. Ниже приведены общие семейные факторы, влияющие на агрессию у детей.

  • Нарушенная семейная динамика: Дети, которые становятся свидетелями постоянных ссор, агрессии и актов насилия в семье, могут сами прибегать к агрессии.
  • Характеристики родителей: Родители с психическими заболеваниями, агрессивным характером, импульсивным характером и антиобщественным или преступным поведением могут быть не в состоянии привить детям саморегуляцию. Те, кто злоупотребляют психоактивными веществами, могут быть эмоционально недоступными и подвергать своих детей небрежности. Эти родительские факторы могут негативно влиять на эмоциональное развитие ребенка, заставляя его часто прибегать к агрессивным действиям.
  • Поведение по отношению к детям: У некоторых детей может развиться агрессивная полоса, протестующая против того, как к ним относятся родители и члены семьи. У детей, которых дома постоянно стыдят, унижают или контролируют, может развиться агрессия как акт неповиновения.

Связанный: Самоконтроль для детей: как научить и попробовать упражнения

3. Социальные факторы

Социальные факторы возникают в обществе или сообществе, в котором живет ребенок, и их социальных отношениях.

  • Жизнь в районе с насилием: дети, живущие в районе с вопиющим насилием и актами агрессии, могут развить агрессию в результате обучения через наблюдение .
  • Наличие агрессивных друзей: Ребенок может научиться агрессии, если его круг общения состоит из агрессивных детей.

4. Подверженность насилию

Дети, подвергшиеся насилию, могут быть склонны к развитию агрессии. Подверженность насилию может произойти следующими способами (5) (6).

  • Подвергшиеся насилию: Дети, подвергшиеся эмоциональной травме, жестокому обращению и насилию, более склонны к проявлению агрессии, особенно враждебного и насильственного типа.
  • Наблюдение за насилием: Видение насилия в реальном мире, часто приводящего к гибели или затрагивающего любимого человека, может оставить психологический шрам. Это может проявляться в виде психических конфликтов, фрустрации и актов агрессии.
  • Просмотр насилия в СМИ: На некоторых детей могут легко повлиять акты агрессии, наблюдаемые по телевидению и в других визуальных средствах массовой информации. Влияние средств массовой информации часто может вызывать у ребенка попытки агрессивных действий, нередко приводящих к экспрессивной агрессии.
  • Игра в видеоигры, связанные с насилием, также способствует этому.

Связанный: 15 простых и эффективных упражнений по управлению гневом для детей

5. Патологические состояния

Изображение: Shutterstock

Некоторые дети могут проявлять агрессию из-за психического расстройства или болезни. Эти патологические состояния обычно находятся вне контроля родителей и детей. Агрессия часто является одним из многих признаков состояния.

Ниже перечислены некоторые распространенные психические расстройства, которые могут вызывать агрессивное поведение (7) (8).

  • Психотические расстройства: Дети, страдающие психозом и сопутствующими симптомами, могут проявлять агрессию из-за своих ощущений. Например, дети с шизофренией могут проявлять агрессию в результате своей паранойи.
  • Расстройства настроения: Агрессия и импульсивность могут проявляться у детей с расстройствами настроения. Примером может служить биполярное расстройство, при котором ребенок может казаться вялым во время фазы депрессии и проявлять агрессию во время маниакальной фазы.
  • Расстройства поведения: Некоторые расстройства поведения могут привести к агрессивному поведению у детей. Несколько примечательных из них — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и оппозиционно-вызывающее расстройство.
  • Аутизм: У аутичного ребенка могут возникнуть проблемы с выражением своих потребностей и пониманием других. Это может привести к тому, что они иногда прибегают к агрессивным действиям по отношению к другим и к себе.

По теме: 7 полезных советов, как справиться с капризными детьми

Риск агрессии у детей

Дети с агрессивным характером могут подвергаться риску следующих негативных последствий.

  • Self-Ury
  • ТРУЖНЫЕ РАНДИЯ ДРУГОМ
  • Ущерб недвижимости
  • Плохие семейные отношения
  • СОЦИАЛЬНА
  • Повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами
  • Проблемы с законом

Как вести себя с агрессивным ребенком?

Изображение: Shutterstock

Первым шагом на пути к сдерживанию агрессивного поведения является определение возможной причины и типа агрессии, которую проявляет ребенок. Проверьте возможные триггеры агрессии вашего ребенка. Как только вы, кажется, определили причину и тип агрессии, вы можете рассмотреть возможность применения любого из следующих вмешательств (9).).

1. Мотивируйте использование слов

Нужно напомнить капризному ребенку о том, что ему следует вербально сообщать свои эмоции родителю или сверстнику, а не физически . Если вы чувствуете, что ваш ребенок расстроен и может в любой момент стать агрессивным, вмешайтесь, сказав такие слова, как: «Я знаю, что ты раздражен».

Детей следует учить извиняться и произносить такие слова, как «Извините», во время случаев случайной агрессии. Экспрессивную и инструментальную агрессию можно контролировать, обучая ребенка получать разрешение от других и учиться делиться.

2. Образцовое неагрессивное поведение

Дети многому учатся у своих родителей. Вы должны подавать дома правильные примеры, чтобы ребенок не научился агрессии. Помните о том, как вы разговариваете со своим супругом, родителями и другими людьми в присутствии ребенка. Используйте вежливые слова и тон, даже когда расстроены вашим ребенком. Когда ребенок увидит ваше спокойное поведение даже в ситуациях, вызывающих разочарование, он научится повторять это в своем поведении.

Если ваш ребенок проявляет агрессию из-за своего круга общения, вы можете поговорить с родителями его друзей. Вы также можете привлечь школьных учителей вашего ребенка.

3. Хвалите своего ребенка

Хвалите своего ребенка, когда он все делает правильно. Хвалите их, когда они решают вопрос, не крича и не проявляя агрессии. Благодарность заставляет их чувствовать себя вознагражденными и укрепляет позитивное поведение.

4. Никогда не поддавайтесь истерикам

Истерики часто являются первым шагом к агрессии. Если вы всегда подчиняетесь истерикам вашего ребенка, он узнает, что это лучший способ получить то, что ему нужно. В результате ребенок может проявлять более агрессивные истерики или становиться агрессивным, даже если вы немного игнорируете его истерику.

Говорите ребенку «Нет», когда того требует ситуация, но не игнорируйте ребенка. Вместо этого сядьте рядом с ребенком и вежливо изложите свое намерение или причину, по которой вы что-то делаете или говорите. Убедите ребенка, что как родители вы будете принимать решения, отвечающие его интересам, и что они всегда могут обсудить с вами свое мнение.

5. Установите расписание и правила

Это может значительно снизить истерики и инструментальную агрессию. Установите ежедневное расписание для игр, сна и других занятий. Тогда ваш ребенок будет знать, когда ожидать активности, не прибегая к фрустрации. Подверженность насилию в средствах массовой информации можно уменьшить, установив правила в отношении продолжительности просмотра телевизора и типа контента, который разрешено смотреть ребенку. Американская академия педиатрии рекомендует детям проводить у экрана не более часа в день (10).

Если ребенок часто ссорится с братом или сестрой из-за игрушки, установите правила, определяющие, кто играет с игрушкой и как долго. По возможности покупайте отдельные игрушки. Не дарите игрушки, требующие агрессивной игры, например игрушечное оружие. Ребенок может использовать их для экспрессивной агрессии без вашего ведома.

Вы также можете воспользоваться онлайн-ресурсами или местными группами поддержки, чтобы узнать о новых способах обращения с агрессивными детьми. Если ваш ребенок не реагирует положительно на ваши вмешательства или причины не зависят от вас, обратитесь к детскому психиатру.

Требуется ли лечение агрессивным детям?

Лечение агрессии может потребоваться, когда саморегуляция поведения и бытовое вмешательство не дают результатов. Агрессия, обусловленная патологическими и психологическими факторами, может потребовать медикаментозного лечения.

Ниже приведены некоторые важные моменты, касающиеся лечения агрессии у детей (11) (12).

  • Большинство детей с психологическими и патологическими проблемами показывают положительную реакцию на когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) . Терапия направлена ​​на то, чтобы улучшить образ мышления детей, лучше понять свое поведение, научиться навыкам решения проблем и научиться справляться с триггерами (13). Терапия будет адаптирована к потребностям ребенка, и может быть использовано несколько стратегий.
  • Лекарства могут потребоваться в случаях, когда у ребенка есть определенные психические расстройства, которые обычно остаются на всю жизнь, например, биполярное расстройство. Предоставляемый психоактивный препарат будет зависеть от типа состояния и интенсивности симптомов. Лекарство можно периодически пересматривать в зависимости от реакции ребенка. Некоторые дети могут лучше справляться с симптомами, включая агрессию, и в конечном итоге могут не нуждаться в лекарствах.

В зависимости от состояния ребенка может потребоваться сочетание терапии и лекарств. У некоторых детей может наблюдаться улучшение, когда терапия и лекарства сочетаются с другими вмешательствами, такими как позитивная домашняя обстановка и поощрение хорошего поведения.

1. Является ли агрессия симптомом СДВГ?

Да. Агрессивное поведение у детей может быть симптомом СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности) (14).

2. Каковы признаки агрессивного поведения?

Проблемы с гневом, раздражительность, разочарование, частые истерики, частая потеря самообладания и чрезмерная импульсивность — все это признаки агрессивного поведения у детей (15).

3. В каком возрасте ребенок может контролировать свои эмоции?

Согласно различным исследованиям, дети могут научиться регулировать свои эмоции в возрасте восьми или девяти лет, хотя это может варьироваться в зависимости от различных факторов (16).

4. Может ли тревога вызывать агрессию у детей?

Да. Когда дети тревожны и не могут эффективно выражать или формулировать свои эмоции и чувства, это может привести к агрессивному поведению (17).

Агрессия у детей обычно воспринимается взрослыми как плохое поведение. Поговорив с ребенком и выяснив причину его агрессии, вы сможете добраться до первопричины. Будьте примером и дайте своим детям возможность научиться лучшему управлению своими эмоциями. Кроме того, будьте терпеливы с ними, так как изменение поведения может занять некоторое время. Со временем и усилиями вы сможете научить своего ребенка справляться со своей агрессией в различных ситуациях, даже когда вас нет рядом.

Ключевые указатели

  • Агрессия у детей может быть случайной, экспрессивной, инструментальной или враждебной.
  • Агрессия может быть вызвана ранним воздействием насилия со стороны друзей, семьи или соседей, а также некоторыми пренатальными состояниями.
  • Представьте неагрессивное поведение путем его моделирования.
  • Обратитесь за помощью к психологу, если агрессивное поведение продолжается или вызвано другими психологическими проблемами.
Ссылки:

Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.

1. Агрессия в юности; Мичиганский университет
2. Марджори Костельник и др., Помощь детям в разрешении конфликтов: агрессивное поведение детей; Университет Небраски
3. Аамир Джива, О насилии и агрессии; Американская академия педиатрии
4. Пратибха Рибай, Агрессия в раннем возрасте — младенчество и дошкольный возраст; Национальная медицинская библиотека США
5. Wendy Auslander et al. Жестокое обращение и агрессия в детстве среди девочек-подростков, участвующих в обеспечении благополучия детей; Национальная медицинская библиотека США
6. Агрессивное поведение детей и подростков; Американская академия детской и подростковой психиатрии
7. Рауль Сильва, Каковы некоторые из причин агрессии у детей?; Child Mind Institute
8. Агрессивное поведение: аутичные дети и подростки; Raising Children Network
9. Ричард Э. Тремблей и др., Физическая агрессия в раннем детстве; Национальная медицинская библиотека США
10. Наше положение: экранное время; Американская академия педиатрии
11. Гнев, раздражительность и агрессия у детей; Yale Medicine
12. Элизабет Паппадопулос и др., Фармакотерапия агрессии у детей и подростков; Национальная медицинская библиотека США
13. Что такое когнитивно-поведенческая терапия?; Американская психологическая ассоциация
14. Вольфганг Ретц и Михаэль Рёслер; Связь СДВГ с реактивным и проактивным насильственным поведением у судебно-медицинской экспертизы; NCBI
15. Насилие у детей и подростков; Американская академия детской и подростковой психиатрии
16. Алехандро Санчис-Санчис и др.; Влияние возраста и пола на регуляцию эмоций детей и подростков; Frontiers in Psychology
17. Как тревога приводит к проблемному поведению; Child Mind Institute

Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

  • Рецензент
  • Автор

Паллави внештатный сотрудник для MomJunction, освещающий темы детской психологии, их психического здоровья и развития. Она также пишет об отношениях пар. Получив диплом психолога, она помогает ей понимать и анализировать отношения и детей. Ее исследовательские навыки в сочетании с полевым опытом помогают ей составить целостное представление о ситуации и дать читателям правильное руководство. Прежде чем получить…
Просмотр профиля ›

Доктор Неха Бхаве Саланкар — психиатр-консультант Института психического здоровья Бхаве в Нагпуре. Будучи прилежной ученицей, она получила престижную золотую медаль по медицине в MBBS, а также в психиатрии. Она также прошла обучение детской и подростковой психиатрии в Национальном институте психического здоровья и неврологии (NIMHANS), Бангалор. Она…
Просмотр профиля ›

Жесткое воспитание и агрессивное поведение детей: модель медиации с модерацией

1. Лоренц К. , Латцке М., Зальцен Э. Об агрессии. 2-е изд. Рутледж; Лондон, Великобритания: 2021. [Google Scholar]

2. Литтл Т.Д., Браунер Дж., Джонс С.М., Нок М.К., Хоули П.Х. Переосмысление агрессии: типологическое исследование функций агрессии. Меррилл-Палмер К. 2003; 49: 343–369. doi: 10.1353/mpq.2003.0014. [CrossRef] [Google Scholar]

3. Терни К., Макланахан С. Академические последствия проблемного поведения в раннем детстве. соц. науч. Рез. 2015;54:131–145. doi: 10.1016/j.ssresearch.2015.06.022. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Бреннан Л.М., Шоу Д.С., Дишион Т.Дж., Уилсон М. Продольные предикторы академических достижений школьного возраста: уникальный вклад агрессии, оппозиции, невнимательности и гиперактивности в детском возрасте. Дж. Ненормальный. Детская психология. 2012;40:1289–1300. doi: 10.1007/s10802-012-9639-2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Вейга Г., О’Коннор Р., Нето К., Рифф К. Игра в драки и регулирование агрессии у дошкольников. Ранний ребенок Dev. Уход. 2020: 1–13. дои: 10.1080/03004430.2020.1828396. [CrossRef] [Google Scholar]

6. Ван Дейк А., Хаббард Дж. А., Дешам П. К. Х., Химстра В., Полман Х. Существуют ли отдельные группы реактивно и проактивно агрессивных детей? Подтверждающий подход со скрытым профилем. Рез. Ребенок-подросток. Психопат. 2021;49:1303–1317. doi: 10.1007/s10802-021-00813-0. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

7. Barzilay S., Brunstein Klomek A., Apter A., ​​Carli V., Wasserman C., Hadlaczky G., Hoven C.W., Sarchiapone M. , Balazs J., Keresteny A., et al. Виктимизация издевательств, суицидальные идеи и поведение среди подростков в Европе: исследование в 10 странах. Дж. Адолеск. Здоровье. 2017;61:179–186. doi: 10.1016/j.jadohealth.2017.02.002. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Tremblay R.E., Côté S.M., Salla J., Michel G. Справочник Wiley по насилию и агрессии. Американское онкологическое общество; Атланта, Джорджия, США: 2017. Развитие агрессии от раннего детства до взрослой жизни; стр. 1–12. [Google Scholar]

9. Корхонен М., Луома И., Салмелин Р.К., Хельминен М., Калтиала-Хейно Р., Тамминен Т. Траектории детских интернализационных и экстернализирующих проблем, социальной компетентности и самооценки подростков выборка нормального населения Финляндии. Ш. Психол. Междунар. 2014; 35: 561–579. doi: 10.1177/0143034314525511. [CrossRef] [Google Scholar]

10. Ван М., Ду С., Чжоу З. Суровое воспитание: значение, влиятельные факторы и механизмы. Доп. Психол. науч. 2016;24:379. doi: 10.3724/SP.J.1042.2016.00379. [CrossRef] [Google Scholar]

11. Грассо Д. Дж., Генри Д., Кестлер Дж., Ньето Р., Вакшлаг Л. С., Бриггс-Гоуэн М. Дж. Жесткое воспитание как потенциальный посредник в связи между насилием со стороны интимного партнера и деструктивным поведением ребенка в семьях с маленькими детьми. Дж. Интерперс. Насилие. 2016;31:2102–2126. doi: 10.1177/0886260515572472. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

12. Мюррей К.В., Дуайер К. М., Рубин К.Х., Найтон-Визор С., Бут-ЛаФорс К. Отношения между родителями и детьми, родительский психологический контроль и агрессия: материнские и отцовские отношения. Дж. Юноша-подросток. 2014;43:1361–1373. doi: 10.1007/s10964-013-0019-1. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Stoltz S., van Londen M., Deković M., Prinzie P., de Castro B.O., Lochman J.E. Одновременное тестирование родительского и социального познания у детей В группе риска проблем с агрессивным поведением: половые различия и этнические сходства. Дж. Чайлд Фэм. Стад. 2013;22:922–931. doi: 10.1007/s10826-012-9651-8. [CrossRef] [Google Scholar]

14. Ван М., Дэн С., Ду С. Суровое воспитание и академическая успеваемость китайских подростков: потенциальные посреднические роли усиленного контроля и участия в классе. Дж. Ш. Психол. 2018;67:16–30. doi: 10.1016/j.jsp.2017.09.002. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Чанг Л., Шварц Д., Додж К.А., Макбрайд-Чанг К. Жесткое воспитание в связи с регуляцией детских эмоций и агрессией. Дж. Фам. Психол. 2003;17:598–606. doi: 10.1037/0893-3200.17.4.598. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Лоудова И., Лашек Ю. Стиль воспитания и его влияние на личностное и нравственное развитие ребенка. Procedia-Soc. Поведение науч. 2015; 174:1247–1254. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.01.744. [CrossRef] [Google Scholar]

17. Huesmann L.R., Guerra N.G. Детские нормативные представления об агрессии и агрессивном поведении. Дж. Личное. соц. Психол. 1997; 72: 408–419. doi: 10.1037/0022-3514.72.2.408. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

18. Грусек Ю.Е., Кучинский Л.Е. Воспитание и интернализация ценностей детьми: Справочник по современной теории. Джон Уайли и сыновья; Хобокен, Нью-Джерси, США: 1997. [Google Scholar]

19. ДеУолл С. Н., Андерсон К. А., Бушман Б. Дж. Модель общей агрессии: теоретические расширения насилия. Психол. Насилие. 2011; 1:245. doi: 10.1037/a0023842. [CrossRef] [Google Scholar]

20. Роуэлл Хьюсманн Л. Модель обработки информации для развития агрессии. Агр. Поведение 1988;14:13–24. doi: 10.1002/1098-2337(1988)14:1<13::AID-AB2480140104>3.0.CO;2-J. [CrossRef] [Google Scholar]

21. Крик Н.Р., Додж К.А. Обзор и переформулировка механизмов обработки социальной информации в социальной адаптации детей. Психол. Бык. 1994;115:74. doi: 10.1037/0033-2909.115.1.74. [CrossRef] [Google Scholar]

22. Райт М.Ф., Ли Ю. Нормативные представления об агрессии и киберагрессии среди молодых людей: долгосрочное исследование. Агрессия. Поведение 2013;39: 161–170. doi: 10.1002/ab.21470. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Вернер Н.Е., Хилл Л.Г. Индивидуальные и групповые нормативные убеждения об агрессии в отношениях. Детский Дев. 2010; 81: 826–836. doi: 10.1111/j.1467-8624.2010.01436.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

24. Baumeister R.F., DeWall CN, Vohs K.D., Alquist JL Затем происходит чудо: фокусируясь на поведении в социально-психологической теории и исследованиях. Издательство Оксфордского университета; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2010. Вызывают ли эмоции поведение (помимо того, что люди заставляют людей совершать глупые, разрушительные поступки) [Google Scholar]

25. Лемериз Э.А., Арсенио В.Ф. Интегрированная модель эмоциональных процессов и познания при обработке социальной информации. Детский Дев. 2000; 71: 107–118. doi: 10.1111/1467-8624.00124. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Lemerise E.A., Dodge K.A. Справочник эмоций. 3-е изд. Гилфорд Пресс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2008. Развитие гнева и враждебных взаимодействий; стр. 730–741. [Google Scholar]

27. Verhoef R.E.J., van Dijk A., de Castro B.O. Двухрежимная модель обработки социальной информации для объяснения индивидуальных различий в агрессивном поведении детей. клин. Психол. науч. 2021:21677026211016396. doi: 10.1177/21677026211016396. [CrossRef] [Google Scholar]

28. Бандура А., Капрара Г.В., Барбаранелли К., Гербино М., Пасторелли К. Роль аффективной саморегуляции эффективности в различных сферах психосоциального функционирования. Детский Дев. 2003; 74: 769–782. doi: 10.1111/1467-8624.00567. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Капрара Г.В., Ди Джунта Л., Айзенберг Н., Гербино М., Пасторелли К., Трамонтано К. Оценка регуляторной эмоциональной самоэффективности в трех странах. Психол. Оценивать. 2008;20:227. дои: 10.1037/1040-3590.20.3.227. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

30. Ди Джунта Л., Иселин А.-М.Р., Лэнсфорд Дж.Э., Айзенберг Н., Лунетти К., Тартори Э., Базили Э., Пасторелли К., Баккини Д., Тирадо Л.М.У. Самоэффективность родителей и младших подростков в отношении регуляции гнева и проблемы интернализации и экстернализации младших подростков: долгосрочное исследование в трех странах. Дж. Адолеск. 2018;64:124–135. doi: 10.1016/j.adolescence.2018.01.009. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

31. Месурадо Б., Видал Э.М., Местре А.Л. Негативные эмоции и поведение: роль регуляторной эмоциональной самоэффективности. Дж. Адолеск. 2018;64:62–71. doi: 10.1016/j.adolescence.2018.01.007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

32. Чен Т., Чжан Ю., Ма З. Влияние межродительского конфликта на агрессию учащегося младших классов средней школы: цепная опосредующая роль регуляторной эмоциональной самоэффективности и эмоциональная незащищенность. Подбородок. Дж. Спец. Образовательный 2020;28:1038–1041. doi: 10.1037/bul0000233. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

33. Лю Х., Доу К., Ю К., Не Ю., Чжэн С. Взаимосвязь между привязанностью к сверстникам и агрессивным поведением среди китайских подростков: опосредующий эффект регулирующей эмоциональной самоэффективности. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2021;18:7123. doi: 10.3390/ijerph28137123. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Бьоркквист К. Гендерные различия в агрессии. Курс. мнение Психол. 2018;19:39–42. doi: 10.1016/j.copsyc.2017.03.030. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

35. Мяо Т., Ван Дж., Сонг Г. Жесткое воспитание и депрессия подростков: модель умеренного посредничества. Подбородок. Дж. Спец. Образовательный 2018;6:71–77. [Google Scholar]

36. Ван М. Жесткое воспитание и принятие сверстников в китайских ранних подростках: три подтипа детской агрессии как посредники и пол ребенка как модератор. Детский Абус. Негл. 2017;63:30–40. doi: 10.1016/j.chiabu.2016.11.017. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Шао Р., Ван Ю. Надежность и обоснованность нормативных представлений о шкале агрессии среди учащихся средних школ. Подбородок. Дж. Клин. Психол. 2017;25:1035–1038. [Академия Google]

38. Чжан П., Ю Ю., Лю З., Мэн Х. Китайский опросник нормы агрессии Басса-Уоррена из стандартизированной школьной выборки в возрасте 9-18 лет в городских районах. Подбородок. Дж. Ш. Здоровье. 2011;32:897–900. [Google Scholar]

39. Чжан К. Исследование взаимосвязи социальной тревожности, эмоциональной самоэффективности и агрессии у учащихся начальной школы. Хэбэйский педагогический университет; Шицзячжуан, Китай: 2020. [Google Scholar]

40. Хейс А. Ф. Введение в анализ посредничества, модерации и условного процесса, второе издание: подход, основанный на регрессии. Публикации Гилфорда; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2017. [Google Scholar]

41. Gentzler A.L., Rottenberg J., Kovacs M., George C.J., Morey J. Атипичное развитие респираторной синусовой аритмии в покое у детей с высоким риском депрессии. Дев. Психобиол. 2012; 54: 556–567. doi: 10.1002/dev.20614. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

42. Андерсон К.А., Бушмен Б.Дж. Человеческая агрессия. Анну. Преподобный Психолог. 2002; 53: 27–51. doi: 10.1146/annurev.psych.53.100901.135231. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

43. Шенгёнюль Т. Негативное влияние СМИ на процесс социализации детей и молодежи: исследование насильственного и агрессивного поведения. Чукурова ун-т. Фак. Образовательный Дж. 2017; 46: 368–39.8. doi: 10.14812/cuefd.346149. [CrossRef] [Google Scholar]

44. Hiraoka R., Crouch J. L., Reo G., Wagner M.F., Milner J.S., Skowronski J.J. Пограничные черты личности и дефицит регуляции эмоций связаны с возможностью физического насилия над ребенком. Детский Абус. Негл. 2016;52:177–184. doi: 10.1016/j.chiabu.2015.10.023. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

45. Олсон С.Л., Тардиф Т.З., Миллер А., Фелт Б., Грабелл А.С., Кесслер Д., Ван Л., Карасава М., Хирабаяси Х. Ингибиторный контроль и жесткость Дисциплина как предиктор экстернализации проблем у детей младшего возраста: сравнительное исследование американских, китайских и японских дошкольников. Дж. Ненормальный. Детская психология. 2011;39:1163. doi: 10.1007/s10802-011-9531-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Кляйн Туэнте С., Богартс С., Велинг В. Предвзятость враждебной атрибуции и агрессия у взрослых — систематический обзор. Агрессия. Жестокое поведение. 2019;46:66–81. doi: 10.1016/j.avb.2019.01.009. [CrossRef] [Google Scholar]

47. Verhoef R.E.J., Alsem S.C., Verhulp E.E., De Castro B. O. Атрибуция враждебных намерений и агрессивное поведение у детей: новый взгляд на метаанализ. Детский Дев. 2019;90:e525–e547. doi: 10.1111/cdev.13255. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

48. Херд Т., Ким-Спун Дж. Систематический обзор ассоциаций между неблагоприятным опытом сверстников и регулированием эмоций в подростковом возрасте. клин. Детская семья. Психол. 2021; 24:141–163. doi: 10.1007/s10567-020-00337-x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

49. Каландри Э., Грациано Ф., Каттелино Э., Теста С. Депрессивные симптомы и одиночество в раннем подростковом возрасте: роль эмпатии и эмоциональной самоэффективности. J. Ранний подростковый возраст. 2021; 41: 369–393. doi: 10.1177/0272431620919156. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

50. Тугаде М.М., Фредриксон Б.Л. Устойчивые люди используют положительные эмоции, чтобы оправиться от негативных эмоциональных переживаний. Дж. Личное. соц. Психол. 2004; 86: 320–333. doi: 10.1037/0022-3514.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts