Причины агрессивного поведения подростков и способы его профилактики
Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными, в частности, встрече с детской Агрессией. Наблюдая за детьми и подростками, проявляющими агрессивное поведение, психологи выявили несколько наиболее часто встречаемых типов детской агрессии.
Агрессия при гиперактивности.
Проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и т.д. Связано такое поведение, как правило, с трудностями адаптации ребёнка к среде, которая предъявляет к нему слишком высокие для его уровня зрелости требования. Ребёнок не может структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить цели. для него мир — это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало». В этом случае необходимо сотрудничество учителя, психолога, родителей, а также психоневролога
Агрессия лидерства.
Этот тип агрессии характеризуется эгоцентричным стремлением ребёнка к лидерству и власти (и несогласием с ролью «второго плана»), соперничеством, попытками подавить соперника (включая порой учителей и родителей), нарушением дисциплины. Иногда — это реакция ребёнка на авторитарный стиль, процветающий в семье. Властное поведение может быть также компенсацией нереализованной потребности в любви и признании.
Воспитательные воздействия взрослых при подобной агрессии должны быть направлены в первую очередь на развитие эмпатии (т.е. способности к сопереживанию).
Агрессия демонстративности.
Ребёнок постоянно делает попытки привлечь к себе внимание, причём любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя.
Он может принимать роль клоуна, «супермена», умника и пр. Когда родители не замечают ребёнка, он привлекает их внимание какой-нибудь выходкой, и если это происходит часто, такое поведение закрепляется.
Агрессия демонстративности зачастую является следствием того, что в детстве ребёнок ощущал дефицит любви и внимания.Взрослым в этом случае следует поощрять положительное поведение ребёнка, а вызывающее по возможности игнорировать.
Агрессия мести.
Проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это — способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов». Такое поведение может быть следствием того, что ребё нок растёт в неблагополучной семье, где чувствует себя отверженным. Дети, склонные к агрессии мести, как правило, не верят в доброту, но при этом нуждаются в ней. Поэтому взрослый может попытаться найти «ключик» к такому ребёнку, проявляя к нему внимание и заботу без всяких условий.
Агрессия страха.
На пример, боясь насекомых, человек раздавит паука, даже если тот совершенно безвреден.
Обычно у этих детей повышенная агрессивность сочетается с трусливостью, поэтому коррекция поведения невозможна без работы со страхами. В этом случае тоже необходима помощь психолога. Взрослые помогают ребёнку отрефлексировать страхи «как нормальное Явление» и затем составить «арсенал» возможных реагирований на них.
Агрессия тревоги.
Дети, как правило, не осознают, в чём источник их тревоги, они ощущают, что их «что-то гнетёт», «что-то плохо», что-то «не так». Например, в переедании, излишнем употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п., а также в пустой трате времени у телевизора, компьютера. Иногда агрессия направляется вовне в виде раздражения, ворчания, сплетен, пере даче слухов, «страшной» информации, недовольстве «всеми и вся»..
Усилия взрослых должны быть направлены на то, чтобы избавить ребёнка от состояния тревожности. Этому способствуют доверительные беседы на те мы, касающиеся его отношений с одноклассниками, его успеваемости, его от ношения к себе и т. д.
Агрессия вины.
Чувство вины всегда вызывает душевное страдание, и человек, желая избавиться от него, либо старается искупить вину поступком, либо направляет агрессию на источник страданий (если нет сил, возможностей, желания что-то изменить). Если это мать или отец и ребёнок не может себе позволить агрессию по отношению к родителям, он направляет её на младшего брата, на кошку или на другой, как правило, беззащитный объект. Наказание принимает форму самобичевания, самообвинения или само разрушающего поведения.
Такого рода агрессию можно предупредить, если взрослые будут помнить о своей ответственности при использовании обвинений в качестве воспитательных мер.
Агрессия низкой самооценки.
Часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Агрессия низкой самооценки часто формируется в атмосфере излишней критичности, придирок, насмешек, издёвок по отношению к ребёнку. Такие дети нуждаются в чутком и тактичном к себе отношении. Помочь ребёнку осознать свои сильные стороны, поверить в себя, в силу своего духа, а также увидеть других могут взрослые — учителя и родители.
Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детей
- Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст)
- Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой деятельности — трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.
- Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.
- Важно признать необходимость поиска путей решения. «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу».
- Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.
-
Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.
- Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек.
- Агрессия — это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Ваша задача — направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками.
Как помочь агрессивному ребёнку?
Формирование способности к эмпатии, доверию сочувствию, сопереживанию
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.
Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.
Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.
Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору и тем, кто находится с ним рядом.
Как следствие — научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.
«Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми»
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к эмпатии.
Выводы.
Таким образом, агрессивное поведение несовершеннолетних не является «стихийным бедствием», оно управляемо. Для этого важно знать его причины и найти адекватные меры воспитания личности, обучающие общению и решению проблем.
Причины агрессивного поведения детей – что делать родителям, когда ребенок злится и капризничает – Учительская газета
Дети стали более агрессивные в последние десятилетия. Это отмечают родители, воспитатели, школьные психологи. Агрессия детей выделена в отдельную проблему социума, который сам же ее, по большому счету, и породил.
Фото: pixabay.comГрубость, крики, демонстрация силы – вот то, что малыши впитывают с современными злыми мультиками и обстановкой в семье, школяры – с компьютерными играми, подростки – с музыкой и соцсетями.
От конфликтов в песочнице до подростковой жестокости
Агрессивное поведение у детей – это отчаяние и невозможность удовлетворить свои потребности: от любви и признания до обладания желанной вещью. В каждой возрастной группе – свои причины капризов и злости.
Захлебывается в крике младенец – он голоден. Естественные потребности легко удовлетворить. Проблемы начинаются, когда у крохи появляется самосознание, он учится отличать плохое от хорошего.
Психологи выделяют 5 возрастных пиков агрессивности у детей:
1. От младенчества до трех лет – период, который специалисты называют «конфликт в песочнице». Кроха еще не умеет договариваться и получает то, что хочет силовым способом. Отбирает игрушки у других детей, толкает их. Дома он может сбрасывать не понравившуюся еду со стола, кусаться, плеваться.
2. С трех до пяти начинаются поведенческие проблемы, связанные с общением в детском коллективе. Домашний капризуля превращается в маленького агрессора, дерется, обзывается, не дает свои игрушки другим детям.
3. С пяти до семи лет поведение ребенка укладывается в одну фразу: «Не хочу, не буду; не буду, не хочу!» Школьник все делает назло взрослым. Становится замкнутым, обидчивым.
4. Ученики начальных классов получают удовольствие от сорванного урока, целенаправленно ввязываются в спор с одноклассниками и учителем, выясняют с ними отношения на уровне «сам дурак». Не признают своих ошибок, постоянно оправдываются и обвиняют других.
5. Подростковая агрессия частый спутник взросления детей. Школьные драки были во все времена. Так подростки «разруливали» конфликты, выясняли, кто сильнее.
Но в последнее время разворачиваются жестокие баталии с целью унизить оппонента, растоптать его в буквальном смысле слова. И самое ужасное, происходят жестокие драки не на жизнь, а на смерть.
Зачинщиками становятся не только мальчишки, что им свойственно, но и девочки. Слабый пол от дразнилок, сплетен и провокаций перешел к страшным побоищам.
Фото: pixabay.com«Унижая – возвышайся!»
Агрессивное поведение ребенка бывает скрытым и открытым, вербальным и физическим. Открытая агрессия проявляется в нанесении вреда окружающим. Ребенок может ломать игрушки, переворачивать мебель, рвать учебники и тетради.
Если разрушительные действия, направленные на внешний мир, не принесли желаемого результата, он может стать разрушителем собственного здоровья. Отсюда – курение, наркотики, алкоголь.
Открытую агрессию легко заметить по меняющемуся настроению детей, всплескам злобы и жестокости. При скрытой агрессии дети, напротив, все эмоции таят в себе до поры до времени. Когда время эмоциональной вспышки наступает, взрослые удивляются, как этот тихий и скромный подросток мог совершить дикие поступки.
Так было со школьным стрелком в Казани, который убил 8 детей и учительницу. В колледже агрессора характеризовали как тихого, спокойного, неконфликтного подростка.
Вербальная агрессия наносит психологические травмы с помощью речевых оборотов, криков, ругани, враждебных выпадов. Скрытая вербальная агрессия у детей проявляется в форме сравнений («ты хуже всех»), хвастовства («да я это уже в 7 лет знал»), сарказма («это знает любой первоклашка»).
Скрытая вербальная агрессия направлена на снижение самооценки жертвы. Парадоксально, но такие речевые обороты исходят от агрессора с большими личностными проблемами: от синдрома Наполеона до комплекса «маленького человека».
Несовершеннолетние агрессоры, скрытые и открытые, исповедуют принцип: «Бей своих, чтоб чужие боялись». Им кажется, что, унижая другого человека, они возвышаются сами.
Фото: pexels.com«Дайте детям возможность быть детьми!»
Педагог и психотерапевт Карел Юнг не открыл Америку, заявив, что все проблемы начинаются с детства, но вполне резонно отметил лидирующую роль родителей в становлении личности ребенка, в его психическом здоровье. «Родители являются главной причиной невроза своих детей», – констатировал последователь Зигмунда Фрейда.
Школьные психологи обращаются к родителям с просьбой разрешить детям общаться со сверстниками, играть с ними и ссориться, получать положительный опыт и набивать шишки. Предостерегают против гиперопеки и переходе на домашнее обучение при малейших конфликтах с другими детьми.
В этом случае ребенок чувствует себя отверженным, лишается самостоятельности. Вымещает свою злость на родителях, братьях/сестрах, окружающих предметах.
Инфантильное поведение приводит к тому, что такие дети чаще становятся жертвами агрессии. Полярное поведение – агрессивная активность в социальных сетях в знак протеста против родительских запретов.
Фото: pixabay.com«Заколдованные» дети: 7 причин агрессии
Агрессивное поведение детей связано с нарушениями в эмоциональной сфере, обстановкой в семье.
1. Родители скандалят дома, бранятся, разрешают конфликты рукоприкладством. Несовершеннолетний может копировать их поведение за рамками семейных отношений. Сверстники будут сторониться озлобленного подростка.
2. Равнодушие взрослых к проблемам сына или дочери («мне б твои заботы»; «надоел хуже горькой редьки») вселяют в ребенка уверенность, что дома его не любят. Эмоциональная обида на близких формирует жестокое отношение к ним. Агрессия может проявляться и на улице.
3. Физическое наказание детей по малейшему поводу. У тонко чувствующего ребенка даже легкая затрещина вызывает шквал злых эмоций. Внешне он может стать послушным, но внутри готов к разрушению.
4. Синдром фрустрации, когда дети не могут достичь каких-то целей, получить желаемое. Нарастает раздражение, отчаяние, разочарование. У ребенка может измениться характер, он становится равнодушным к учебе, занятиям спортом. Появляется тяга к дурным компаниям, «где его понимают». Сначала он без страха наблюдает за уличными драками, затем втягивается в них и становится зачинщиком.
5. Провокации со стороны взрослых и ровесников ведут к неадекватному жестокому, порой, беспощадному ответу. Дети набрасываются на обидчика с кулаками, либо грозят причинить себе зло. «Уйду из дома, выброшусь с пятого этажа, тогда узнаете», – грозит дитя.
6. Пропаганда жестокости и насилия в фильмах, компьютерных играх, в компании друзей. Подростков вовлекают в экстремистские сообщества, натравливают на мигрантов, приглашают участвовать в уличных драках. В таких сообществах часто распространяют наркотики. Несовершеннолетний начинает вести себя высокомерно, набрасывается с кулаками на более слабых людей
7. Уничижительное сравнение своего отпрыска с другими детьми, жесткие требования, психологическое давление. Запреты делают ребенка беспомощным. Он живет с осознанием, что самые близкие люди его не любят и не ценят. Будет самоутверждаться за пределами семейного гнездышка, может уходить из дома на несколько суток, бродяжничать. Агрессия направлена на членов семьи. Вплоть до «заказа» близких.
Как ни странно, в детской агрессии есть и положительные стороны, когда ребенку удается выработать настойчивость и целеустремленность, стремление к победе. Часто спортивные наставники требуют от своих подопечных «включить спортивную злость», чтобы победить соперника. Но таким приемом следует пользоваться аккуратно – слишком тонка грань между честолюбивой и разрушительной агрессией.
Фото: pexels.com«Ехал поезд запоздалый…»
Избежать детской агрессии трудно, но родителям под силу свести к минимуму проявление злости и жестокости. Заниматься этим следует с раннего детства. Сочинять и рассказывать сказки, где добро побеждает зло. Придумывать забавные игры для снятия агрессии.
Классической игрой считаются «Цыплята». Когда ребенок гневается, надо отвлечь его игрой, где требуется покормить птенчиков. А для этого необходимо на мелкие части порвать лист бумаги. «Корм» готовят до тех пор, пока дитя не успокоится.
Старшему поколению известна игра в фигуры «Море волнуется…». При команде мамы: «Самая красивая фигура на месте замри!», малыш принимает определенную неподвижную позу. Упражнение помогает эмоционально разрядиться, включить творчество, чтобы каждый раз изображать новую фигуру.
Для снятия напряжения специалисты рекомендуют игры с водой и песком. Хорошо воздействуют на гиперактивных ребят лепка из теста, пластилина, составление картин из пазлов и мозаики.
Разгневанному ребенку можно предложить нарисовать свое состояние цветными карандашами. Школьник может изобразить карикатуру на своего обидчика. Благодаря сказочно-игровой форме, малыш учится распознавать обиду и злость. Задача родителей – научить его контролировать негативные чувства, помочь расслабиться.
Для расслабления идеально подойдет «массажный» стишок, где каждая строчка подразумевает движения рук взрослого:
Рельсы, рельсы.
Шпалы, шпалы.
Ехал поезд запоздалый.
Из последнего окошка вдруг посыпались горошки.
Вышли куры поклевали.
Вышли гуси пощипали.
Вышел слон. Потоптал.
Прошла слониха. Потоптала.
Прошёл маленький слонёнок, потоптал.
Пришел дворник, все подмел.
Пришел директор зоопарка.
Поставил стол, стул, печатную машинку и сел писать письмо.
Посылаю своей дочке заграничные чулочки,
Будет дочка их носить
И отца благодарить.
Смял письмо,
Потом разгладил
И печать на нем поставил.
Запечатал и отправил.
Письмо шло-шло-шло и до доченьки дошло.
Чем раньше родители поймут, что у ребенка есть признаки агрессии и начнут коррекцию, тем быстрее детка научится контролировать свое поведение. Взрослым надо помнить, что чада чаще всего копируют манеры пап-мам, поэтому надо быть терпеливым, на выпады не отвечать криками, оскорблениями. Причины детской агрессии чаще кроются в семье.
ПОВЫШЕНИЕ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ: Авинаш Д’Суза —
админ Неспособность к обучению 0
Введение
Подростки очень часто становятся жестокими и агрессивными. В этой статье будут рассмотрены различные причины агрессии у подростков и то, как вы справляетесь, если подросток становится агрессивным или даже жестоким по отношению к себе или родителям. Проблема часто не обсуждается, и за помощью можно не обращаться, поскольку можно предположить, что агрессия является нормальным явлением в подростковом возрасте, в то время как агрессия иногда может быть признаком скрытого психологического заболевания. Многие родители считают, что им не удалось контролировать своего ребенка, и они потерпели неудачу как родители или что они каким-то образом несут ответственность за его поведение. Многие родители обвиняют собственное поведение в проявленной подростком агрессии. Важно отметить, что они могут не знать, куда обратиться и к кому обратиться.
Подростковая агрессия может вызывать стресс и вызывать атмосферу напряжения и страха во всей семье, не говоря уже о возможности физического вреда и членовредительства, если подросток станет агрессивным. Родитель не должен чувствовать себя обязанным мириться с агрессивным подростком, и ему следует обратиться за помощью как можно раньше.
Причины повышенной агрессии у подростков –
- Депрессия может проявляться как агрессия.
- Давление сверстников и издевательства.
- Давление родителей и академическое давление.
- Разочарование по разным причинам.
- Гормональные изменения, вызывающие агрессию, как и в период полового созревания.
- Неудачные романтические отношения и разрыв.
- Агрессивные семьи.
- Домашнее насилие в семье.
- Психологические проблемы, такие как шизофрения и биполярное расстройство.
- Злоупотребление наркотиками и алкоголем.
- Чрезмерное воздействие агрессивных видеоигр и жестоких видео на You Tube.
- Проблемы карьеры, которые волнуют подростка.
Обращение с агрессивными подростками —
- Полезно помнить, что поведение родителей может улучшить или ухудшить агрессивную ситуацию, поэтому важно быть хорошим образцом для подражания для вашего подростка.
- Стоит стараться сохранять спокойствие и умиротворение. Вы должны быть сильными, но не угрожающими. Помните, что родительский язык тела, а также то, что вы говорите и как вы это говорите, также должны отражать это.
- Дайте подростку личное пространство. Дайте им время свободно высказать свою точку зрения, а затем аргументированно ответьте.
- Если спор становится очень жарким, научите подростков делать глубокий вдох, задерживать дыхание на несколько секунд и затем выдыхать. Предложите эту технику подросткам, когда они спокойны, чтобы у них тоже был способ контролировать свой гнев.
- Если ссора выходит из-под контроля, родители должны объяснить им, что ты уйдешь и вернешься через полчаса.
- Подростку нужно дать возможность подумать и успокоиться, и он или она будет более рассудительным, когда вы возобновите обсуждение.
- Если родители уступают подросткам, потому что их крики и крики пугают их, они, по сути, поощряют их повторять неразумное поведение как способ получить то, что они хотят.
- Если часто случаются очень жаркие споры, возможно, стоит предложить подростку консультацию.
- Подросткам почти всегда полезно поговорить с кем-то новым, нейтральным и беспристрастным, кто их не осудит. Неспособность управлять гневом может оставить их разочарованными и напуганными. Консультант, предлагающий разумное руководство, очень полезен.
Борьба с подростковым насилием –
- Иногда агрессия может перерасти в насилие. Если они прибегают к насилию, ставьте безопасность на первое место. Дайте подростку понять, что насилие неприемлемо, и вы будете уходить от него, пока он не успокоится.
- Если выход из комнаты или дома не помогает, сообщите им, что вам, возможно, придется воспользоваться помощью закона в случае крайнего насилия, поскольку родители имеют право защитить себя.
- Будьте ясны – подростки должны знать, что вы будете отстаивать установленные вами границы. Они должны знать, что любое насилие неприемлемо.
- Поговорите с их школой – узнайте, не наблюдается ли там их агрессивное поведение. Некоторые школы предлагают консультационные услуги на дому.
- Организуйте сеансы консультирования. Если ваш подросток признает, что у него есть проблема, и хочет получить помощь, запишитесь на прием к консультанту или психологу как можно скорее.
- В крайних случаях может потребоваться психиатрическая помощь и медицинская помощь. Помните, что подростковая агрессия может быть вызвана психическими расстройствами, которые могут помочь только при сочетании медицины и консультирования.
- Пожалуйста, проясните у своего врача все сомнения и мифы, связанные с медицинской помощью, и не медлите с их осуществлением.
Авинаш Д’Суза: Консультант-психиатр и психотерапевт
Работает с 20 общеобразовательными и специальными школами в Мумбаи в качестве приглашенного школьного психиатра, консультанта и школьного эксперта по психическому здоровью. Приглашенный преподаватель и профессор на различных курсах подготовки учителей в Мумбаи, а также на многочисленных программах обучения психотерапии в Индии. Имеет более 500 публикаций в национальных и международных журналах и является автором 6 книг в области психического здоровья. Один из немногих психиатров, которые помимо диплома психиатра имеют степень магистра консультирования и психотерапии, степень магистра философии в области прикладной психологии, степень магистра делового администрирования в области развития человеческих ресурсов. В 2011 году он получил степень доктора клинической психологии в Университете Хартфордшира, Великобритания.0098
Copyright © 2023 | Тема WordPress от MH Themes
Агрессивное поведение у подростков | PHF.ORG.GE
Процесс человеческого развития в первую очередь включает в себя социализацию. Приобретая опыт социального взаимодействия, устанавливая связи с другими, выражая точки зрения, не соглашаясь с другими, проявляя самостоятельность и бросая себе вызов, дети развиваются в индивидуальных взрослых.
Процесс перехода от детства к юности обычно очень чувствителен и иногда бурен. В рамках этого процесса переплетаются противоположные тенденции общественного развития. С одной стороны, для этого сложного периода характерны такие негативные проявления, как личностная дисгармония, изменение устоявшихся интересов, бунтарское поведение по отношению к взрослым и так далее. С другой стороны, есть и положительные стороны, такие как повышение самостоятельности, разнообразие отношений, изменение или расширение сферы интересов, развитие чувства ответственности по отношению к себе и другим и т. д.
Невозможно, чтобы чье-либо существование было спокойным, постоянно гармоничным, «застывшим» и всегда приспособленным к окружающему. Человек находится в динамическом равновесии с окружающим миром, что создает постоянную потребность в адаптации. Если это происходит успешно, в течение определенного времени человек считается здоровым. В противном случае различные формы дезадаптации вызывают соматические и психические заболевания, социальную девиацию. Например, девиантное поведение поиска удовольствия любыми возможными способами (наркотики, алкоголь и т. д.), получение желаемого любыми возможными способами (воровство, воровство и т. д.), самоутверждение через запугивание, принижение и оскорбление других. Именно этот период в жизни подростка определяет всю дальнейшую его жизнь. Характер подростка формируется определенными микросоциальными условиями. Реализация потенциала подростка зависит от его окружения и отношений с людьми, которые важны в его жизни.
Что толкает подростка на насилие и на преступление? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как причин на самом деле несколько. Среди них социальные факторы – насилие в семье, отсутствие воспитания, социальная дифференциация, бедность, безработица, средства массовой информации с их фиктивным или реальным насилием и жестокостью, плохое образование, неполноценное школьное воспитание и т. д. Наряду с этими факторами психосоциальные трудности становление подростком также значимы (повышенная тревожность в период полового созревания, перепады настроения, психическая неустойчивость и др. ).
«Трудное» поведение подростков проявляется стремлением к самоутверждению за счет более слабых сверстников или даже взрослых, которым они угрожают, оскорбляют и используют. Подростки обычно угрожают, притесняют и терроризируют для достижения конкретных и часто глубоко эгоистичных целей. У этих подростков есть потребности (такие как общение, самоутверждение, доминирование, а также материальные и сексуальные), которые они не могут удовлетворить доступными им средствами.
Часто родители забывают, что их ребенок вырос и что им нужны дружеские советы и поддержка больше, чем критические или унижающие достоинство замечания. Необходимо отметить, что психотравмирующие высказывания исходят не только от родителей, но и от учителей, врачей, тренеров, учителей танцев и других взрослых. В общении с ребенком взрослым легко занять такую позицию: «Я сказал тебе это сделать, ты не сделал, и теперь ты обязательно будешь наказан». Зачастую у родителя «не хватает времени» интересоваться чувствами ребенка и его личной жизнью. Учителя снимают часть ответственности: «вот такие они дома». Никто не может провести черту для этих детей. Когда детям предоставлено делать все, что они хотят, телевидение, агрессивные компьютерные игры и Интернет получают всю власть и становятся «тайными учителями» детей.
Этот тип воспитания делает ребенка «закрытым». Они чувствуют, что в мире, который им враждебен, нет ни доверия, ни любви, ни понимания. Этот процесс развивается поэтапно. Во-первых, ребенок чувствует враждебность со стороны ближайшего окружения. Затем они берут это чувство и проецируют его на все аспекты своей жизни. Это защитный механизм, который является вредным и фактически патологическим. Ребенок начинает чувствовать себя «опустошенным», он теряет веру в себя и во взрослых, и его перспективы на будущее становятся под угрозой. Это оставляет ребенка, желающего убежать к жизни, независимой от школы и семьи, и взять на себя функциональную роль в обществе. Но как бы выглядела такая жизнь для подростка? Подростку придется идти против правил и обычаев общества, которое их не принимает и не понимает.
Жестокие компьютерные игры, телевизионные и другие изображения провоцируют гнев, агрессивное поведение и мысли. Подростки могут захотеть перенести насилие из виртуального мира в реальный. Подросток, сознание которого еще не полностью созрело, хрупок и не может точно уловить границу между виртуальным и реальным миром. В результате они начинают проявлять насилие в реальном мире.
Дети, растущие без внимания или в нестабильной семье, в подростковом возрасте часто прибегают к преступному поведению. Дети из асоциальных семей часто склонны к агрессии в результате хронического насилия. Накопившийся гнев и агрессия высвобождаются на их сверстников. Для этих детей насилие является повседневным явлением, с помощью которого можно решить любую проблему. Когда родители ребенка не заботятся о нем, они начинают думать, что никто в мире не заботится друг о друге. Они не думают о последствиях своего насилия, потому что им все равно. Они знают, что другим все равно, что с ними происходит.
Среди детей, совершающих преступления, есть те, кто растет в «нормальных» семьях. Здесь влияние исходит от среды, в которой они растут, их друзей и людей, с которыми они проводят время. Часто дети, которые свободны после школы, не знают, чем заняться. Все начинается с грубости и грубости по отношению к другим, порчи чужого имущества, а заканчивается воровством, причинением физического вреда другим и убийством. Каково решение этой ситуации? Некоторые считают, что, ужесточив наказание, насилие и преступность среди подростков снизятся. Согласно исследованиям, более строгое наказание и более низкий возраст уголовной ответственности имеют лишь ограниченный эффект.
Самым эффективным и гуманным решением является предотвращение насилия среди подростков. Необходим больший контакт, а не более жесткий контроль. Мы должны задуматься о том, как подросток воспринимает мир, где он прибегает к насилию как к единственному средству решения конфликта со сверстником.
Существуют разные мнения о том, как именно следует предотвращать конфликты, и существует множество различных методов. Первый этап предполагает работу с учителями, школьными консультантами и социальными работниками. Имея дело с подростками, их следует информировать об особенностях их возраста и глубинных причинах их агрессивного поведения. Проведение социально-психологической работы в школах заключается в проведении интересных конкурсов и викторин, которые должны быть направлены на повышение самосознания подростков, развитие их творческих способностей, структурирование жизненных целей, формирование здоровых стремлений и интересов. Студенты также должны быть вовлечены в профессиональные программы и различные спортивные клубы или команды.
Второе состояние касается самого подростка и снятия его внутреннего напряжения при попадании в новую среду. Это чувство беспокойства может быть вызвано отсутствием базовых коммуникативных навыков, боязнью их приобретения и так далее. В ответ на это чувство подростки не принимают социальные нормы. Путем открытого и честного разговора и «антиагрессивных семинаров» подростки должны научиться расслабляться, решать конфликты мирным путем, контролировать свои агрессивные импульсы, страх и тревогу, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях. Дети, которые являются агрессорами или жертвами жестокого обращения, должны быть вовлечены в процесс, а также любые другие дети, с которыми они обычно контактируют.
Третий этап должен быть направлен на родителей. Им необходимо понять причины проблемы, с которой они сталкиваются. При необходимости нужно изменить отношение родителей к своим детям. Следует использовать специальные учебные планы, чтобы сделать родителей более компетентными в воспитании своих детей.
Вывод: детская и подростковая преступность затрагивает всех детей и подростков. Бесчеловечное и неумолимое поведение подростка, лишенное этики и морали, является отражением его социальной зрелости, за которую взрослые несут полную ответственность. Это проблема не только полиции и социальных работников, но и всего общества. Насилие между детьми и взрослыми в целом является ответом на недостаток внимания и одобрения. Взрослые должны научиться признавать и принимать детей. Построение прочных отношений с подростками должно быть важнее, чем ужесточение нашего контроля над ними.