Агрессия в психологии это определение: Агрессия (психология) | это… Что такое Агрессия (психология)?

Агрессия (психология) | это… Что такое Агрессия (психология)?

Агрессия (психология)

У этого термина существуют и другие значения, см. Агрессия.

Иногда агрессию используют для запугивания и принуждения в условиях суровой физической подготовки. На фотографии инструктор по строевой подготовке (drill instructor) кричит на морских пехотинцев во время тренировки.

Агре́ссия (лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.[1]

Содержание

  • 1 Подходы к определению агрессии
  • 2 Причины агрессии
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Подходы к определению агрессии

Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

  • Нормативный подход, означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия» (Д. Жмуров,2005). Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.
  • Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии.
    В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К.Юнг, З.Фрейд, Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Ардри, Моррис).
    • Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос, Тень).
    • К.Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Кроме того, в своей работе «Агрессия» он отмечает, что у некоторых животных «агрессивное» поведение по своим проявлениям практически не отличается от сексуального.
  • Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненноважных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Shwab, Couroglou).
    Х. Кауфма] утверждает, что «агрессия — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз — это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции.
  • Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим» (Buss). Зильман предлагает похожее определение. Он считает, что «агрессия — это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений».
  • Подходы основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н). В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д.Ричардсон). В 9-м издании словаря Вебстера под агрессией понимается «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо».
  • Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности — антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Трифонов Е. В.) Ю.Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».
  • Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора. Приведем ряд примеров. Агрессия — это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994). Агрессия (агрессивность) — системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева, 1995).
  • Недифференцированные подходы, как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму отреагирования на физический и психический дискомфорт и тд. (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц). Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия — это результат научения» (А. Бандура). Иные исследователи полагают, что агрессия — это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л.
    Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан). В рамках интеракционизма агрессия рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф). Подобные определения, как уже говорилось, представляют собой общие формулировки и не всегда понятно объясняют, что же такое агрессия.

Несмотря на большое число подходов, ни один из них не дает полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления.

Причины агрессии

Агре́ссия — это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения.

Причины агрессии изучались многими исследователями — Карл Маркс абсолютизировал частную собственность, указывая причины войн. Есть весомые субъективные факторы — историческая память, обычаи мести, фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, внедряемый через СМИ образ сильного человека и даже индивидуальные психологические этические черты политиков. Демократические общества имеют возможность противостоять социальной агрессии — мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.

Наблюдение её в подростковом возрасте по телевидению закрепляет агрессивную модель поведения, и в дальнейшем эффект усиливается. [2]

См. также

  • Агрессивность
  • Аутоагрессия
  • Власть
  • Конфликтология
  • Общение

Примечания

  1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
  2. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И АГРЕССИЯ 2

Литература

  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 1999.
  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.
  • Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., 2000.
  • Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1.
  • Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  • Х. Хекхаузен Агрессия.// Мотивация и деятельность. — М., 1986, т. 1, с. 365-405.

Ссылки

  • X.Хекхаузен. Агрессия (обзор психологических теорий агрессии)
  • К.Лоренц. Агрессия

Агрессия (психология) | это… Что такое Агрессия (психология)?

Агрессия (психология)

У этого термина существуют и другие значения, см. Агрессия.

Иногда агрессию используют для запугивания и принуждения в условиях суровой физической подготовки. На фотографии инструктор по строевой подготовке (drill instructor) кричит на морских пехотинцев во время тренировки.

Агре́ссия (лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. [1]

Содержание

  • 1 Подходы к определению агрессии
  • 2 Причины агрессии
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Подходы к определению агрессии

Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

  • Нормативный подход, означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия» (Д.
    Жмуров,2005). Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.
  • Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К.Юнг, З.Фрейд, Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Ардри, Моррис).
    • Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос, Тень).
    • К.Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Кроме того, в своей работе «Агрессия» он отмечает, что у некоторых животных «агрессивное» поведение по своим проявлениям практически не отличается от сексуального.
  • Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненноважных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Shwab, Couroglou). Х. Кауфма] утверждает, что «агрессия — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз — это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции.
  • Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим» (Buss). Зильман предлагает похожее определение. Он считает, что «агрессия — это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений».
  • Подходы основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н). В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д.Ричардсон). В 9-м издании словаря Вебстера под агрессией понимается «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо».
  • Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности — антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Трифонов Е. В.) Ю.Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».
  • Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора. Приведем ряд примеров. Агрессия — это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994). Агрессия (агрессивность) — системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева, 1995).
  • Недифференцированные подходы, как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму отреагирования на физический и психический дискомфорт и тд. (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц). Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия — это результат научения» (А. Бандура). Иные исследователи полагают, что агрессия — это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л.Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан). В рамках интеракционизма агрессия рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф). Подобные определения, как уже говорилось, представляют собой общие формулировки и не всегда понятно объясняют, что же такое агрессия.

Несмотря на большое число подходов, ни один из них не дает полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления.

Причины агрессии

Агре́ссия — это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения.

Причины агрессии изучались многими исследователями — Карл Маркс абсолютизировал частную собственность, указывая причины войн. Есть весомые субъективные факторы — историческая память, обычаи мести, фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, внедряемый через СМИ образ сильного человека и даже индивидуальные психологические этические черты политиков. Демократические общества имеют возможность противостоять социальной агрессии — мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.

Наблюдение её в подростковом возрасте по телевидению закрепляет агрессивную модель поведения, и в дальнейшем эффект усиливается. [2]

См. также

  • Агрессивность
  • Аутоагрессия
  • Власть
  • Конфликтология
  • Общение

Примечания

  1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
  2. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И АГРЕССИЯ 2

Литература

  • Бандура А. , Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 1999.
  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.
  • Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., 2000.
  • Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1.
  • Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  • Х. Хекхаузен Агрессия.// Мотивация и деятельность. — М., 1986, т. 1, с. 365-405.

Ссылки

  • X.Хекхаузен. Агрессия (обзор психологических теорий агрессии)
  • К.Лоренц. Агрессия

Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы повышенной агрессивности детей (как правило, от общего количества детей их число составляет 15-20%), которая в свою очередь является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом; показано, что нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, корректирующих эти опасные явления.
Ключевые слова: агрессивность, дошкольный возраст, агрессивное поведение, конфликты. 

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что существует множество определений агрессивности, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер говорит об агрессивности как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам (Г.С.Абрамова [1]). Многие авторы разводят понятия агрессивности как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека (Г. С.Абрамова, [1]).

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, Х.Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» (Н.М. Платонова, [2]).

Давая определение агрессивности, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как физической действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [3].)

Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может. Разноуровневые социально-экономические условия жизни людей, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить в этих условиях приводят наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно нелегко подрастающему поколению. Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом «арсенале» другого, положительного опыта.

Наиболее общим определением агрессивности является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессивности используются понятия «деструктивность», «напористость», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жестокость». Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению.

Согласно А.Адлеру, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Агрессия понимается в более широком контексте напряжения противостоящих начал: жизни и смерти, субъекта и объекта, любви и войны. Агрессивное или, выражаясь словами А.Адлера, «агонизирующее» сознание порождает различные формы агрессивного поведения о открытого до символического, каким, например, является хвастовство, цель которого состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства. Более того, по А.Адлеру, всякое контрпринуждение, т.е. ответная агрессия, является естественной сознательной и бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из стремления каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом (Чистякова М.И. [4]).

Другой представитель психоанализа Э.Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессивности. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид представляет «злокачественная» агрессия — это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами.

Фрустрационная теория. Эта теория возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. согласно его воззрениям, агрессия — это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фруструцию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Что касается исследуемой проблемы, то существуют неопровержимые доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессивности в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители. Следовательно, наблюдение и подкрепление агрессивности со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты. Такое же наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивают низкую степень враждебности ( (Романова Е.С., [5].)

В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития (Смирнова Е. О. [6].)

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляет 78%. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связано с преобладающими в данном возрастном периоде механизмами адаптации ребенка, а именно “удержанием и отпусканием” (по Э. Эриксону). Наблюдения за конфликтами детей во время игровой деятельности позволяют выдвинуть предположение о том, что каждый ребенок имеет собственный круг игрушек, которые он включает во внутренние границы “Я”. Избирательность ребенка в отношении игрушек очевидна и представляет сама по себе некоторую диагностическую и психотерапевтическую ценность – но не об этом сейчас речь.

Конфликты между детьми, связанные с обладанием вещами и игрушками, возникают, когда эти границы пересекаются, т.е. несколько детей “кладут глаз” на одну и ту же игрушку или один из детей пытается расширить свои границы путем экспансии (захвата) чужих игрушек. Подтверждением могут стать результаты длительного наблюдения за тремя мальчиками 2, 4 и 7–ми лет. Было замечено, что наибольшее число конфликтов, связанных с агрессивным поведением, наблюдалось между младшим, старшим и средним ребенком, в то время как между младшим и старшим конфронтация была минимальна. Обратил на себя внимание и тот факт, что конфликты возникали только по поводу обладания определенными игрушками. Удивительно, что были игрушки, вокруг которых совершенно не возникало конфликтов.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, предлагается 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу [7, 8].

1. Консультационная работа с родителями и педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

4. Снижение уровня личностной тревожности.

5. Формирование осознания собственных эмоций, чувств других людей.

6. Развитие позитивной самооценки.

7. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способам, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом.

Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей [9, 10, 11].

Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития.

Выводы

Основной характеристикой детей дошкольного возраста является стремительное физическое и психическое развитие. В дошкольном возрасте происходит изменение его личности в целом, развитие самосознания. Агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. В агрессивности есть здоровые черты: настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Агрессию можно расценивать и как зло, как противоречащее поведение. Агрессивное поведение ребенка вызывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности. Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов).

Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» (доступный) объект.

Причины формирования агрессивного поведения детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям.

Ссылки на источники 

  1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. (Теория и опыт) М.: изд. центр «Академия», 2006. – 240с.
  2. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. — СПб, 2006.
  3. Возрастная психология/ Абрамова Г.С. — 6-е изд. – М.: Альма Матер, 2006 – 698 с.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: Владос, 2005. – 160 с.
  5. Романова Е.С., Потемкин О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 2005. – 256 с.
  6. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // ВП. — 2012. -160с.
  7. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // ВП. — 1972. — № 6.
  8. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor — Pavlov V. V.. London, 2013. С. 33-34.
  9. Долгова В. И., Капитанец Е.Г. Психолого – педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. — Челябинск: АТОСКО, 2010. – 110 с.
  10. Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.
  11. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации — Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112с.

Что такое агрессия? его значение, природа и причины

Главная »fyba психология»Что такое агрессия? его значение, природа и причины физический и психологический вред себе, другим или объектам в окружающей среде. Этот тип поведения направлен на причинение вреда другому человеку физически или морально. В общих чертах это можно определить как начало ссоры, случайное ранение кого-либо или попытку и совершение самоубийства.

Согласно Бэрону и Бирну: Агрессия — это поведение, направленное на цель причинения вреда другому живому существу , которое мотивировано избегать такого обращения.

Аткинсон и Смит и др.: определение Агрессия – это поведение, направленное на причинение кому-либо физического или словесного вреда или уничтожение кого-либо.

Эллис (1976) считал позитивную агрессию здоровым продуктивным поведением, если оно способствует базовым ценностям выживания, защиты, счастья, социального признания, сохранения и интимных отношений.

(Бандура, 1973). определил негативную агрессию как действия, которые приводят к травмам или уничтожению имущества.

Содержание

  • 1 Nature:
  • 2 Теории агрессии
  • 3 Причина:
    • 3.1 1. Биологические причины-
    • 3.2 2. Стрессоры окружающей среды
    • 3.3 3. Фрустрирование-Аггриальная гипотезис-
    • 4444 3 3 3,3 3. 3 3. Фрустрирование-Аггр. Теория социального обучения агрессии —
    • 3,5 5. Согласно теории агрессии Лоренца —
    • 3.6 6. Родительский стиль воспитания
    • 3.7 7. Трудности с друзьями и в школе
    • 3.8 8. Провокация

Природа: 90 этологической традиции.

Первый состоит из его адаптивного значения , , которое можно увидеть во всем царстве животных, включая r соревнование ресурсов n и pr защиту себя и потомства г, который был рассмотрен с точки зрения затрат и выгод. T

Второй касается филогенетического происхождения агрессии , которая у людей включает мозговых механизмов , связанных с гневом и подавлением, эмоциональным выражением гнева и тем, как проявляются агрессивные действия.

Третий касается происхождения агрессии в развитии и ее последующей модификации через опыт. Эволюционный подход к развитию приводит к выводам, которые противоречат влиятельной точке зрения на социальное обучение, в частности, что физическая агрессия возникает в раннем возрасте, а ее последующее развитие характеризуется приобретенным торможением.

Четвертое объяснение касается мотивационных механизмов, контролирующих агрессию : с точки зрения эволюции, эти механизмы варьируются от негибких рефлекторных реакций до тех, которые включают рациональное принятие решений.

Причины:

Многие факторы могут влиять на ваше поведение. Они могут включать в себя ваши:

1. Биологические причины
    1. Дисфункция мозга,
    2. Тестостерон- Более высокие уровни
    3. SerotonIn- Нижний уровень
    4. — SerotonIn- Нижний уровень
    5. . Осложнения при родах и
    6. Дефицит питания (Факторы включают пищевые добавки, гипогликемию, холестерин и дефицит белка, железа и цинка).

2. Стрессоры окружающей среды
    1. Повышение температуры
    2. Стопки
    3. Шум

3. Frustration-DOTH DOTHERTOTHISISISISTISISRESISISISRESISISISRESISISREST-700110111111111111111 годы. и т. д. фрустрация всегда ведет к агрессивному поведению.

4. Теория социального обучения агрессии-

B andura and Walter считал, что обучение через наблюдение, особенно имитация социальных моделей, лежит в основе человеческой агрессии.

5. Согласно теории агрессии Лоренца-

Существует шесть типов врожденной агрессии – Обычно они возникают между представителями разных видов.

    1. Хищный – Нападение хищника на добычу.
    2. Моббинг – Происходит, когда добыча активно контратакует хищника.
    3. Моббинг — возникает, когда жертва атакует хищника силой.

Обычно возникают между представителями одного и того же вида.

      1. Территориальный – Это борьба животного за защиту своей территории.
      2. Драки соперников – Это происходит, когда животные (в основном самцы) дерутся за пару.
      3. Brood Defense – Защитная реакция на возможную угрозу потомству организма.

6. Стиль родительского воспитания

7. Трудности с друзьями и в школе

8. Провокация

В качестве взрослого, вы можете действовать агрессивно в ответ на негативные события. Например, вы можете стать агрессивным, когда чувствуете разочарование. Ваше агрессивное поведение также может быть связано с депрессией, тревогой, посттравматическим стрессовым расстройством или другими психическими расстройствами.

 

 

Агрессия (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) iResearchNet

Определение агрессии

В спорте и в бизнесе часто используется термин «агрессивный», тогда как более точным был бы термин «напористый», «восторженный» или «уверенный». Например, агрессивный продавец — это тот, кто очень старается вам что-то продать. В психологии термин «агрессия» означает нечто иное. Большинство социальных психологов определяют человеческую агрессию как любое поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, который хочет избежать вреда. Это определение включает в себя три важные особенности. Во-первых, агрессия — это поведение. Вы можете это увидеть. Например, вы можете увидеть, как человек стреляет, наносит удар, бьет, дает пощечину или проклинает кого-то. Агрессия — это не эмоция, возникающая внутри человека, например чувство гнева. Агрессия — это не мысль, возникающая в чьем-то мозгу, например, мысленная репетиция убийства, которое человек собирается совершить. Агрессия — это поведение, которое вы можете увидеть. Во-вторых, агрессия носит преднамеренный характер. Агрессия не случайна, например, когда пьяный водитель случайно наезжает на ребенка на трехколесном велосипеде. Кроме того, не все преднамеренные действия, причиняющие боль другим, являются агрессивными. Например, дантист может намеренно сделать пациенту укол новокаина (и укол причиняет боль!), но его цель — помочь, а не навредить пациенту. В-третьих, жертва хочет избежать причинения вреда. Таким образом, опять же, стоматологический пациент исключается, потому что пациент не стремится избежать вреда (на самом деле, пациент, вероятно, записался на прием за несколько недель вперед и заплатил за это!). Самоубийство также будет исключено, потому что человек, совершающий самоубийство, не хочет избежать вреда. Садомазохизм также был бы исключен, потому что мазохисту нравится, когда садист причиняет ему вред.

Мотивы агрессии могут быть разными. Рассмотрим два примера. В первом примере муж застает свою жену и ее любовника вместе в постели. Он берет свое охотничье ружье из шкафа, стреляет и убивает обоих. Во втором примере «киллер» использует винтовку, чтобы убить другого человека за деньги. Мотивы в этих двух примерах совершенно разные. В первом примере кажется, что мужчиной движет гнев. Он приходит в ярость, когда обнаруживает, что его жена занимается любовью с другим мужчиной, поэтому стреляет в них обоих. Во втором примере наемный убийца, похоже, руководствуется деньгами. Наемный убийца, вероятно, не ненавидит свою жертву. Он может даже не знать свою жертву, но он все равно убивает этого человека за деньги. Чтобы охватить разные типы агрессии, основанные на разных мотивах, психологи провели различие между враждебной агрессией (также называемой аффективной, гневной, импульсивной, реактивной или ответной агрессией) и инструментальной агрессией (также называемой проактивной агрессией). Враждебная агрессия — это «горячее», импульсивное, гневное поведение, мотивированное желанием причинить кому-то вред. Инструментальная агрессия — это «холодное», преднамеренное, расчетливое поведение, мотивированное иной целью (например, получение денег, восстановление имиджа, восстановление справедливости).

Одной из трудностей, связанных с разграничением враждебной и инструментальной агрессии, является то, что мотивы агрессии часто смешиваются. Рассмотрим следующий пример. 20 апреля 1999 года, к 110-летию со дня рождения Адольфа Гитлера, Эрик Харрис и Дилан Клиболд вошли в свою среднюю школу в Литтлтоне, штат Колорадо (США), с оружием и боеприпасами. Они убили 13 студентов и ранили еще 23, прежде чем напали на себя. Харрис и Клеболд неоднократно злились и провоцировались спортсменами в их школе. Однако бойню они спланировали более чем за год, провели исследования оружия и взрывчатых веществ, сделали чертежи своих планов и провели репетиции. Был ли это акт враждебной или инструментальной агрессии? Сложно сказать. Вот почему некоторые социальные психологи утверждают, что пора избавиться от различия между враждебной и инструментальной агрессией.

Еще одно различие между смещенной и прямой агрессией. Смещенная агрессия (также называемая эффектом «пнуть собаку») предполагает подмену объекта агрессии: у человека возникает импульс напасть на одного человека, но вместо этого он нападает на кого-то другого. Прямая агрессия предполагает нападение на человека, который вас спровоцировал. Люди вытесняют агрессию по нескольким причинам. Прямая агрессия против источника провокации может быть неосуществимой, поскольку источник недоступен (например, провокатор покинул ситуацию) или потому, что источник является неосязаемым объектом (например, высокая температура, громкий шум, неприятный запах). Страх возмездия или наказания со стороны провокатора также может сдерживать прямую агрессию. Например, сотрудник, получивший выговор от своего начальника, может не захотеть принять ответные меры, потому что не хочет терять работу.

Насилие — это агрессия, целью которой является причинение крайнего физического вреда, например, ранение или смерть. Например, намеренное сталкивание одним ребенком другого с трехколесного велосипеда является актом агрессии, но не актом насилия. Умышленное нанесение ударов, пинков, выстрелов или ножевых ранений одним человеком является актом насилия. Таким образом, все насильственные действия являются агрессивными действиями, но не все агрессивные действия являются насильственными; только крайние.

Агрессия врожденная или приобретенная?

Десятилетиями психологи спорили о том, является ли агрессия врожденной или приобретённой. Теории инстинктов предполагают, что причины агрессии являются внутренними, тогда как теории научения предполагают, что причины агрессии являются внешними. Зигмунд Фрейд утверждал, что человеческие мотивационные силы, такие как секс и агрессия, основаны на инстинктах. В своих ранних работах Фрейд назвал первичным человеческим инстинктом стремление к чувственному и сексуальному удовлетворению, которое он назвал 9.0258 эрос . Однако, став свидетелем ужасов Первой мировой войны, Фрейд предположил, что у людей также есть деструктивный инстинкт смерти, который он назвал танатосом .

По словам Конрада Лоренца, ученого, лауреата Нобелевской премии, агрессивное поведение как у людей, так и у нелюдей возникает из-за агрессивного инстинкта. Этот агрессивный инстинкт, вероятно, развился в ходе эволюции, поскольку способствовал выживанию человеческого вида. Поскольку бои тесно связаны со спариванием, агрессивный инстинкт помогал гарантировать, что только самые сильные особи передают свои гены будущим поколениям.

Другие психологи предполагают, что агрессия не является врожденным стремлением к удовлетворению, подобно голоду. Согласно теории социального научения Альберта Бандуры, люди учатся агрессивному поведению точно так же, как они учатся другому социальному поведению — на собственном опыте и наблюдая за другими. Когда люди наблюдают и копируют поведение других, это называется моделированием. Моделирование может ослабить или усилить агрессивное реагирование. Если модель вознаграждается за агрессивное поведение, у наблюдателей усиливается агрессивная реакция. Если модель наказывается за агрессивное поведение, у наблюдателей ослабевает агрессивная реакция.

Этот спор о природе и воспитании часто вызывал больше жары, чем света. Многие эксперты по агрессии придерживаются золотой середины в этом споре. Очевидно, что обучение играет определенную роль, и люди могут научиться вести себя агрессивно. Учитывая универсальность агрессии и некоторые ее особенности (например, молодые мужчины всегда проявляют наибольшую жестокость), а также недавние результаты исследований наследуемости, может существовать и врожденная основа для агрессии.

Некоторые факторы, связанные с агрессией

Разочарование и другие неприятные события

В 1939 году группа психологов из Йельского университета опубликовала книгу под названием «Разочарование и агрессия». В этой книге они предложили гипотезу фрустрации-агрессии, которую резюмировали на первой странице своей книги следующими двумя утверждениями: (1) «Возникновение агрессивного поведения всегда предполагает наличие фрустрации» и (2) «существование фрустрации всегда приводит к той или иной форме агрессии». Они определили фрустрацию как блокирование целенаправленного поведения, например, когда кто-то толпится перед вами, пока вы стоите в длинной очереди. Хотя они ошибались в использовании слова «всегда», нельзя отрицать основную истину, что агрессия усиливается фрустрацией.

Пятьдесят лет спустя Леонард Берковиц модифицировал гипотезу фрустрации-агрессии, предположив, что все неприятные события — а не только фрустрация — заслуживают признания в качестве причин агрессии. Другие примеры неприятных событий включают высокую температуру, тесноту, неприятные запахи, пассивное курение, загрязнение воздуха, громкие звуки, провокации и даже боль (например, удар молотком по пальцу).

Все эти неприятные факторы окружающей среды, вероятно, усиливают агрессию, потому что они заставляют людей чувствовать себя плохо и раздражительно. Но почему плохое настроение должно усиливать агрессию? Одно из возможных объяснений состоит в том, что разгневанные люди проявляют агрессию, потому что думают, что это заставит их чувствовать себя лучше. Поскольку многие люди считают, что излияние — это здоровый способ уменьшить гнев и агрессию, они могут выразить это, набрасываясь на других, чтобы улучшить свое настроение. Однако исследования неизменно показывают, что выражение гнева на самом деле усиливает гнев и агрессию.

Важно отметить, что, как и фрустрация, плохое настроение не является ни необходимым, ни достаточным условием для агрессии. Все люди в плохом настроении не ведут себя агрессивно, и все агрессивные люди не в плохом настроении.

Агрессивные сигналы

Оружие . Очевидно, что использование оружия может усилить агрессию и насилие, но может ли простое видение оружия усилить агрессию? Ответ положительный. Исследования показали, что простое наличие оружия увеличивает агрессию, эффект, называемый эффектом оружия.

Жестокие СМИ . Анализ контента показывает, что насилие является общей темой во многих типах средств массовой информации, включая телевизионные программы, фильмы и видеоигры. Дети становятся жертвами примерно 10 000 насильственных преступлений в средствах массовой информации в год. Результаты сотен исследований показали, что агрессивные СМИ усиливают агрессию. Величина воздействия агрессивных СМИ на агрессию также не является тривиальной. Корреляция между телевизионным насилием и агрессией лишь немного меньше, чем корреляция между курением и раком легких. Курение дает полезную аналогию для размышлений о последствиях насилия в СМИ. Не каждый, кто курит, заболевает раком легких, и не каждый, кто заболевает раком легких, является курильщиком. Курение — не единственный фактор, вызывающий рак легких, но важный фактор. Точно так же не каждый, кто потребляет насильственные медиа, становится агрессивным, и не каждый, кто агрессивен, потребляет насильственные медиа. Насилие в СМИ — не единственный фактор, вызывающий агрессию, но важный фактор. Как и первая сигарета, первый просмотренный фильм со сценами насилия может вызвать у человека тошноту. Однако после многократного воздействия человек жаждет все больше и больше. Последствия курения и просмотра насилия суммируются. Выкуривание одной сигареты, вероятно, не вызовет рак легких. Точно так же просмотр одного жестокого фильма, вероятно, не сделает человека более агрессивным. Но повторное воздействие как сигарет, так и насилия в СМИ может иметь пагубные долгосрочные последствия.

Воздействие химических веществ

Доказано, что многие химические вещества влияют на агрессию, включая тестостерон, кортизол, серотонин и алкоголь.

Тестостерон . Тестостерон – мужской половой гормон. Тестостерон есть как у мужчин, так и у женщин, но у мужчин его намного больше. Тестостерон был связан с агрессией. Роберт Сапольски, автор книги «Проблемы с тестостероном», писал: «Удалите источник тестостерона у видов после того, как виды и уровень агрессии обычно резко падают. После этого восстановите нормальный уровень тестостерона с помощью инъекций синтетического тестостерона, и агрессия вернется».

Кортизол . Второй гормон, который важен для агрессии, — это кортизол. Кортизол — человеческий гормон стресса. Агрессивные люди имеют низкий уровень кортизола, что говорит о том, что они испытывают низкий уровень стресса. Как это может объяснить агрессию? Люди с низким уровнем кортизола не боятся негативных последствий своего поведения, поэтому они могут быть более склонны к агрессивному поведению. Кроме того, людям с низким уровнем кортизола легко становится скучно, что может привести к поиску острых ощущений, например к агрессии.

Серотонин . Другое химическое влияние — серотонин. В мозге информация передается между нейронами (нервными клетками) путем движения химических веществ через небольшую щель, называемую синапсом. Химические мессенджеры называются нейротрансмиттерами. Серотонин является одним из таких нейротрансмиттеров. Его называют нейротрансмиттером «хорошего самочувствия». Низкий уровень серотонина был связан с агрессией как у животных, так и у людей. Например, у жестоких преступников дефицит серотонина.

Алкоголь . Алкоголь уже давно ассоциируется с жестоким и агрессивным поведением. Более половины насильственных преступлений совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Значит ли все это, что агрессия каким-то образом содержится в алкоголе? Нет. Алкоголь усиливает, а не вызывает склонность к насилию или агрессии. Факторы, которые обычно усиливают агрессию, такие как провокация, фрустрация, агрессивные сигналы и жестокие средства массовой информации, гораздо сильнее воздействуют на пьяных людей, чем на трезвых.

Самость и культура

Нормы и ценности . Амок — одно из немногих индонезийских слов, используемых в английском языке. Термин восходит к 1665 году и описывает жестокое, неконтролируемое безумие. Бегство в неистовстве в грубом переводе означает «сходить с ума». Молодой малайец, потерявший лицо или иной несчастный случай, впадал в ярость, безрассудно совершая насильственные действия. Малайцы считали, что в таких обстоятельствах молодые люди не могут сдерживать свои дикие агрессивные действия. Однако, когда британская колониальная администрация не одобряла эту практику и начала возлагать на молодых людей ответственность за свои действия, в том числе наказывать их за причиненный вред, большинство малайцев перестали буйствовать.

Таким образом, история буйства раскрывает три важных аспекта агрессии. Во-первых, это показывает влияние культуры: насилие было принято в одной культуре и запрещено в других, а когда местная культура изменилась, эта практика исчезла. Во-вторых, это показывает, что культуры могут способствовать насилию, не придавая ему положительной ценности. Нет никаких признаков того, что малайцы одобряли буйство или считали это хорошей, социально желательной формой действия, но положительное значение не было необходимо. Все, что было нужно, это чтобы культура поверила, что это нормально, когда люди теряют контроль при определенных обстоятельствах и в результате действуют насильственно. В-третьих, это показывает, что, когда люди считают, что их агрессия выходит из-под контроля, они часто ошибаются: предположительно неконтролируемая модель выхода из-под контроля исчезла, когда британцы подавили ее. Таким образом, влияние культуры опосредовалось самоконтролем.

Самоконтроль . В 1990 году два криминалиста опубликовали книгу под названием «Общая теория преступности». Такое яркое название должно было вызвать споры. Ведь преступлений много и причин много, и поэтому даже мысль выдвинуть единую теорию в качестве основного объяснения была довольно смелой. Что бы характеризовала их теория: Бедность? Разочарование? Генетика? Насилие в СМИ? Плохое воспитание? Как оказалось, их основная теория сводилась к плохому самоконтролю. Авторы предоставили множество данных, подтверждающих их теорию. Во-первых, преступники кажутся импульсивными личностями, которые просто не проявляют особого уважения к нормам, правилам и стандартам поведения. Если самоконтроль — это общая способность приводить свое поведение в соответствие с правилами и стандартами, то у преступников его нет. Еще одним признаком является то, что жизнь преступников демонстрирует низкий уровень самоконтроля даже в поведении, не противоречащем закону (например, курение сигарет).

Социальная психология обнаружила множество причин насилия, в том числе разочарование, гнев или оскорбление, алкогольное опьянение, насилие в средствах массовой информации и высокие температуры. Это поднимает вопрос, почему насилия не больше, чем есть. В конце концов, кто не испытывал разочарования, гнева, оскорблений, алкоголя, насилия в СМИ или жаркой погоды в прошлом году? Тем не менее, большинство людей никого не ранит и не убивает. Эти факторы могут порождать насильственные импульсы, но большинство людей сдерживает себя. Насилие начинается, когда прекращается самоконтроль.

Культура чести . Юг Соединенных Штатов уже давно ассоциируется с более высоким уровнем насильственных отношений и поведения, чем север Соединенных Штатов. По сравнению с северными штатами, южные штаты имеют больше убийств на душу населения, имеют меньше ограничений на владение оружием, позволяют людям стрелять в нападавших и грабителей, не отступая первыми, более терпимы к телесным наказаниям детей дома и в школах и более благосклонны. любых войн с участием войск США.

Социальный психолог Ричард Нисбетт выдвинул гипотезу, что эти региональные различия вызваны южной культурой чести, которая требует насильственного ответа на угрозы чьей-либо чести. Эта культура, по-видимому, восходит к европейцам, которые впервые пришли в Соединенные Штаты. Север Соединенных Штатов был заселен английскими и голландскими фермерами, тогда как юг Соединенных Штатов был заселен шотландскими и ирландскими скотоводами. Вор мог быстро разбогатеть, украв чужое стадо. Чего нельзя было сказать о сельскохозяйственных культурах на Севере. Трудно быстро украсть 50 акров кукурузы. Мужчины должны были быть готовы защищать свои стада яростным ответом. Подобная культура насилия существует на западе Соединенных Штатов или на так называемом Диком Западе, где ковбой также может быстро потерять свое состояние, если не защитит свое стадо. (Ковбои пасли коров, отсюда и название.) Эта жестокая культура не ограничивается южными и западными Соединенными Штатами; культурные антропологи заметили, что скотоводческие культуры во всем мире, как правило, более жестоки, чем сельскохозяйственные культуры.

Унижение , по-видимому, является основной причиной насилия и агрессии в культурах чести. Унижение — это состояние позора или потери самоуважения (или уважения со стороны других). Оно тесно связано с понятием стыда. Исследования показывают, что чувство стыда часто приводит к жестокому и агрессивному поведению. В культурах чести нет ничего хуже, чем быть униженным, и адекватной реакцией на унижение является быстрое и интенсивное возмездие.

Возраст и агрессия

Исследования показали, что наиболее агрессивными людьми являются дети в возрасте от 1 до 3 лет. Исследователи, наблюдающие за малышами в детских садах, обнаружили, что около 25% взаимодействий связаны с какой-либо формой физической агрессии (например, один ребенок отталкивает другого ребенка и берет его игрушку). Высокий уровень агрессии у малышей, скорее всего, связан с тем, что им все еще не хватает средств для более конструктивного общения. Ни одна взрослая группа, даже жестокие молодежные банды или закоренелые преступники, не прибегают к физической агрессии в 25% случаев.

Маленькие дети не совершают много насильственных преступлений, особенно по сравнению с молодыми людьми. Скорее всего, это связано с тем, что маленькие дети не могут нанести большой физический урон, потому что они меньше и слабее.

Продольные исследования показывают, что серьезное агрессивное и насильственное поведение достигает пика сразу после периода полового созревания. После 19 лет агрессивное поведение начинает снижаться. Однако относительно небольшая подгруппа людей продолжает агрессивное поведение и после подросткового возраста. Эти «профессиональные преступники», как правило, начинали совершать насильственные преступления в молодости. Чем раньше начинается агрессивное или насильственное поведение, тем больше вероятность того, что оно продолжится в дальнейшей жизни.

Пол и агрессия

Во всех известных обществах молодые люди, достигшие половой зрелости, совершают большинство насильственных преступлений. Редко женщины. Редко пожилые мужчины. Редко маленькие дети. Исследования показывают, что мужчины более агрессивны физически, чем женщины, но эта разница стирается, когда людей провоцируют. Самцы также более вербально агрессивны, чем самки, хотя разница намного меньше. Самок часто учат быть менее прямыми в выражении агрессии, поэтому они часто прибегают к более косвенным формам агрессии. Например, когда дело доходит до реляционной агрессии, женщины более агрессивны, чем мужчины. Реляционная агрессия определяется как намеренное причинение вреда чьим-либо отношениям с другими людьми. Некоторые примеры реляционной агрессии включают высказывание плохих вещей о людях за их спиной, отказ от любви, чтобы получить то, что вы хотите, и исключение других из вашего круга друзей. Таким образом, вместо того, чтобы просто констатировать, что самцы более агрессивны, чем самки, правильнее будет сказать, что оба пола могут вести себя агрессивно, но они склонны к разным видам агрессии.

Агрессия и предвзятая обработка социальной информации

Люди не пассивно реагируют на то, что происходит вокруг них, но активно пытаются воспринять, понять и придать смысл этим событиям. Например, когда в местном супермаркете кто-то врезается тележкой в ​​ваше колено, вы, скорее всего, сделаете больше, чем просто почувствуете боль и возьмете с полки еще один пакет молока. Вместо этого вы попытаетесь разобраться в том, что с вами произошло (часто это происходит автоматически и так быстро, что вы даже не осознаете этого): почему этот человек ударил меня? Был ли это несчастный случай или это было преднамеренно?

Согласно модели обработки социальной информации, то, как люди обрабатывают информацию в той или иной ситуации, может иметь сильное влияние на их поведение. У агрессивных людей обработка социальной информации протекает иначе, чем у неагрессивных. Например, агрессивные люди склонны к враждебному восприятию. Они воспринимают социальные взаимодействия как более агрессивные, чем неагрессивные люди. Агрессивные люди уделяют слишком много внимания потенциально враждебной информации и склонны упускать из виду другую информацию. Они видят мир как враждебное место. Агрессивные люди склонны к враждебным ожиданиям. Они ожидают, что другие отреагируют на потенциальные конфликты агрессией. Кроме того, агрессивные люди склонны к враждебной атрибуции. Они предполагают, что другие имеют враждебные намерения. Когда люди воспринимают двусмысленное поведение как следствие враждебных намерений, они гораздо более склонны вести себя агрессивно, чем когда они воспринимают такое же поведение как следствие других намерений. Наконец, агрессивные люди чаще других считают, что «агрессия окупается». Оценивая последствия своего поведения, они чрезмерно сосредотачиваются на том, как получить желаемое, и мало внимания уделяют поддержанию хороших отношений с окружающими. Вот почему агрессивные люди часто выбирают агрессивные решения межличностных проблем и игнорируют другие решения.

Вмешательство с агрессией и насилием

Большинство людей очень обеспокоены уровнем агрессии в обществе. Скорее всего, это связано с тем, что агрессия напрямую мешает удовлетворению базовых потребностей людей в безопасности и защищенности. Соответственно, необходимо срочно найти способы снижения агрессии. Агрессия имеет множество причин. Неприятные события, предвзятая обработка социальной информации, насилие в СМИ и снижение самоконтроля — вот лишь некоторые из факторов, которые могут усилить агрессию. Тот факт, что не существует единой причины для агрессии, затрудняет разработку эффективных вмешательств. Лечение, которое работает для одного человека, может не работать для другого человека. Одна подгруппа крайне агрессивных и склонных к насилию людей, психопаты, даже считается неизлечимой. Действительно, многие люди начали принимать тот факт, что агрессия и насилие стали неизбежной, неотъемлемой частью общества.

При этом, безусловно, есть вещи, которые можно сделать, чтобы уменьшить агрессию и насилие. Хотя стратегии интервенции агрессии не будут подробно обсуждаться здесь, необходимо сделать два важных общих замечания. Во-первых, успешные вмешательства нацелены на максимально возможное количество причин агрессии и пытаются устранить их коллективно. Чаще всего эти вмешательства направлены на снижение факторов, способствующих агрессии, в непосредственном социальном окружении (семья, друзья), общих условиях жизни (жилье и соседство, здоровье, финансовые ресурсы), роде занятий (учеба, работа, свободное время). Общие вмешательства включают обучение социальной компетентности, семейную терапию, обучение родителей управлению (у детей и подростков) или их комбинацию. Вмешательства, узко сфокусированные на устранении единственной причины агрессии, как бы хорошо они ни проводились, обречены на провал.

Агрессия часто стабильна во времени, почти так же стабильна, как интеллект. Если маленькие дети проявляют чрезмерный уровень агрессии (часто в форме ударов, укусов или пинков), это подвергает их высокому риску стать агрессивными подростками и даже агрессивными взрослыми. Гораздо труднее изменить агрессивное поведение, когда оно является частью взрослой личности, чем когда оно еще находится в стадии развития. Таким образом, в качестве второго общего правила подчеркивается, что проблемы агрессивного поведения лучше всего лечить на раннем этапе развития, когда они еще податливы. Чем больше специалистов смогут выявлять и лечить ранние признаки агрессии, тем безопаснее будут наши сообщества.

Ссылки:

  1. Андерсон, К. А., и Бушман, Б.Дж. (2002). Человеческая агрессия. Ежегодный обзор психологии, 53, 27-51.
  2. Бушман, Би Джей, и Андерсон, Калифорния (2001). Не пора ли перекрыть дихотомию враждебной и инструментальной агрессии? Психологический обзор, 108, 273-279.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И НАСИЛИЕ. Определение насилия | Узма Шараф

Социальная психология и насилие

Фото Рукс Сентеа на Unsplash

Определение насилия

Насилие — это разрушительная сила, физическая или эмоциональная. Согласно бесплатному словарю Merriam Webster, «насилие — это применение силы для причинения боли, травм или жестокого обращения с другим человеком. ” Таким образом, контроль над поведением посредством агрессии, силы и запугивания, причиняющих страдания другим, является насилием.

Насилие как развлечение:

Существует множество различных форм насилия, включая домашнее насилие, эмоциональное насилие, психологическое насилие, словесные оскорбления и физическое насилие. Насилие распространено почти в каждом обществе. Насилие настолько глубоко укоренилось в человеческой психологии, что оно используется как форма развлечения во многих культурах и обществах. Наблюдение за насилием — популярное развлечение. Толпа зрителей наслаждается уличными боями так же, как римляне наслаждаются Гладиатором. Борьба является популярным зрелищным видом спорта не только в Соединенных Штатах, но и во многих странах Ближнего Востока. (Ричард Б.Фелсон, P-103)

Влияние СМИ на поведение;

Такие фильмы, как «Бойцовский клуб», дают представление о психологии насилия и агрессивного поведения людей, где уличные драки являются формой развлечения, сближающего опыта и развития массовой психологии.

IF Насилие разрушительно только тогда, когда оно причиняет вред другому человеку или причиняет боль.

Тогда возникает вопрос, влияет ли воздействие насилия на число случаев насилия или на увеличение числа насильственных преступлений. Процесс имитации насилия подчеркивается теорией социального научения — хорошо зарекомендовавшим себя подходом в социальной психологии (Bandura, 1983). Другие исследования включают ненасильственное поведение, не связанное с намерением причинить вред. Преступления, совершенные по разным мотивам, преследуют разные цели. Например, тот, кто намеревается украсть деньги, не будет сосредотачиваться на причинении вреда другим. Его намерение состояло бы в том, чтобы завладеть материальным имуществом силой. Мы не можем утверждать, что насилие является пассивным и не имеет негативных последствий в плане нарушения социального и экономического мира. Хотя целью тех, кто совершает такое преступление, как воровство, не является причинение физического вреда, они вселяют страх и нарушают мир в обществе. Словесное оскорбление заключается не в умышленном причинении вреда или причинении физического вреда, а связано с психологическим напряжением, направленным на запугивание другого человека.

Является ли насилие в СМИ доброкачественным?

Вопрос в том, оказывает ли наблюдение за насилием неблагоприятное воздействие на психологию человека? С социологической точки зрения стоит выяснить, существует ли какая-либо связь между наблюдателем насилия и агрессивным поведением, проявляемым человеком в обществе. Каковы последствия насилия в СМИ для общества?

«Долговременное исследование показывает, что существует корреляция между степенью воздействия телевизионного насилия и частотой агрессивного поведения, которая обычно колеблется от 0,10 до 0,20 (Freedman 109).)» Лица, которые становятся свидетелями насилия по телевизору, более агрессивны, чем те, кто не становится свидетелем насилия через СМИ или подвергается насилию у себя на родине. Хотя это исследование не доказывает сильной корреляции между насилием в СМИ и его влиянием на общество, существует еще один подход, который стоит изучить, — подход когнитивного прайминга. «Агрессивные идеи в фильмах о насилии могут активировать у зрителей другие агрессивные мысли посредством ассоциаций в памяти» Берковиц, 1984 (Фельсон 112).

Когда одна мысль активируется, другие мысли также активируются. Сразу же после просмотра жестокого фильма зритель настроен на агрессивную реакцию, потому что активируется сеть воспоминаний, связанных с агрессией. Факты указывают на то, что насилие в СМИ действительно вызывает мысли и эмоциональные реакции, связанные с агрессией (Бушмен и Джин).

Взгляд социальной психологии на насилие: ассоциация и обобщение

Согласно социологической перспективе и психологическому анализу, не все люди склонны к насилию, но исследования и опросы доказывают, что существует взаимосвязь между насилием и средствами массовой информации. Те, у кого есть врожденная склонность к насилию, причиняют боль другим.

Насилие также может быть выученным поведением, которое является реакцией на агрессию, активированную через средства массовой информации.

Средства массовой информации могут действовать как стимул вызывать агрессивное поведение, поскольку, согласно Бушману и Гину, это эмоциональная реакция, вызванная сетью воспоминаний. Рассмотрим статью Кеннета Йоста «Понимание ислама» от 11 сентября 2001 года о террористических атаках в США.

«Многие американцы связывают ислам с терроризмом или фундаменталистскими группами, которые проповедуют насилие против Запада и считают «умеренных» мусульман еретиками. Есть более 1 миллиарда приверженцев; Ислам является второй по величине религией после христианства. Основные мусульмане и религиоведы говорят, что ислам ошибочно обвиняют в насилии и нетерпимости к немногим» (3 ноября 2006 г., том 16) 9.0003

События 11 сентября 2001 года вызывают у многих американцев эмоциональную реакцию, которая приводит их к обобщению и ассоциации «терроризм с исламом» из-за сети воспоминаний, связанных с событиями 11 сентября 2001 года. корреляция между свидетелем насилия и агрессивной словесной, социальной и психологической реакцией, хотя насилие является глобальной проблемой, уходящей корнями в человеческую психологию, независимо от культурной, этнической и религиозной принадлежности.

Глобальные последствия насилия

Согласно « Влияние средств массовой информации на насильственное поведение

«Смотреть на зависность — это популярное. Толпа зрителей наслаждается уличными боями так же, как римляне наслаждаются Гладиатором. Борьба является популярным зрелищным видом спорта не только в Соединенных Штатах, но и во многих странах Ближнего Востока. Людям нравятся бои между животными, например, петушиные бои в Индонезии, коррида в Испании и собачьи бои в сельской местности этой страны. Насилие изображается в фольклоре, сказках и другой литературе. Местное новостное шоу широко освещается в СМИ для повышения рейтинга». (Ричард Б. Фелсон, стр. 103)

Нас засыпают изображениями насилия; через голливудские фильмы, Интернет или глобальные события. Каждая культура и общество страдают от насилия, и последствия насилия нельзя игнорировать или игнорировать, когда насилие становится глобальной проблемой или гуманитарным кризисом.

Спустя более двух лет после того, как правительство и повстанцы подписали мирное соглашение в Судане, насилие в Дарфуре все еще процветает. С 2003 года по меньшей мере 2,4 миллиона человек были перемещены и до 400 000 умерли. И наблюдатели говорят, что ситуация ухудшается. Повстанческие группы раскололись на более чем дюжину враждующих группировок, бандиты нападают на спасателей, а засуха грозит сделать следующий год одним из самых смертоносных в истории Дарфура. Несмотря на давление со стороны религиозных и правозащитных групп, международное сообщество кажется неспособным — или не желающим — найти долговременное решение (Форстал)

Останки 25 жителей деревни недавно были найдены в братской могиле в Дарфуре. По оценкам, с 2003 г. в регионе было убито от 200 000 до 400 000 гражданских лиц и солдат в результате того, что многие называют геноцидом (сентябрь 2008 г., том 2, выпуск 9)

Насилие не ограничивается какой-либо конкретной культурой или расой.

Это доказывает, что насилие не ограничивается определенными культурами, расами, этническими группами или обществами. Это универсальное поведение. Он выходит за рамки границ и существует глобально в различных обществах, независимо от культурного происхождения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts