Ганс Юрген Айзенк
Детство
Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) — британский ученый-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта, основатель клинической психологии в Британии, идеи генетической предопределенности.
Его мать, — Рут Вернер, — блистала на экранах немого кино под псевдонимом Хельга Моландер, а отец, — Антон Эдвард Айзенк, — совмещал пение и актерское мастерство. В три года остался на попечение бабушки по линии матери, потому как родители его разошлись. В то время у него была полная свобода действий, а к шалостям относились снисходительно. Таким образом, еще с детства Ганс славился бунтарским поведением, которое и привело его в конечном итоге к успеху.
В юности увлекался астрологией, исследовал астрологические карты в поисках закономерности, способствующей развитию таланта.
Учеба
Образование получил в европейских частных школах. Часто любивший демонстрировать свое превосходство знаний над учителями, окончившими военные университеты, он превосходил многих еще и в физическом плане. Так, после высказанного им неодобрения фашизма и Гитлера в частности, коллектив школы избил его чуть ли не всем составом. Впрочем, его ответ обидчикам тоже не заставил себя ждать. Учителя с трудом замяли скандал, грозивший превратиться в побоище.
После окончания средней школы его приняли в Берлинской университет, на факультет философии. Однако же, там ему упорно намекали на необходимость вступить в СС, так что мать с отчимом (еврейским режиссером) решили, что лучше будет покинуть страну. В Дижонском университете, что во Франции, изучал историю и литературу, а на следующий год уже поступил в Лондонский университет, в Англии.
Там Айзенк попросился на факультет физики, но после курса истории и философии его могли принять только на психологию. Согласиться-то он согласился, но и поскандалил при этом изрядно.Больше благодаря умению разговаривать на любую тему и самоуверенности, чем действительным знаниям, окончил университет с отличием и получил красный диплом. Профессора окрестили его «надеждой будущей науки» и дали хорошие рекомендации, а несколько частных колледжей даже пригласили выступить с лекциями.
Деятельность
«Когда я только начал заниматься психологией, она была совершенно дефективной. Сейчас ее репутация благодаря моим работам полностью восстановлена», — Ганс Айзенк.
«Белые древесные сверчки редки, их трудно поймать, они слабо встраиваются в общую систему физических законов, на которой зиждется наша система измерений. Поэтому изобретение термометра было признано всеми как значительное достижение. И для измерения интеллекта мы придумаем свой термометр«, — говорил он.
Снова отправившись в Англию, он написал целую серию статей, пропитанных фашистским духом, а его отношение к демократии было ничем иным, как презрением. Вполне закономерно, что за это его возненавидели, а порою попросту считали сумасшедшим.
Когда началась Вторая мировая война, его отправили в военный психиатрический госпиталь Милл Хилл, где он работал психологом-экспериментатором, работая с военными, перенесшими тяжелые стрессы и травмы. Не имея какой-либо практики в этом вопросе, он при этом все же считал неудовлетворительными критерии и категории клинической диагностики того времени и начал применять разрабатываемые им в то время факторные теории личности. Именно работа в том госпитале позволила ему написать свою книгу «Измерения личности».
Оставаясь работать в госпитале и после войны, в 1946 году он основал отделение психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, заведующим которого и оставался вплоть до 1955 года. В то же время в Лондонском университете он читал лекции по психологии, а консультирующим профессором так вообще был не в одном университете Соединенных Штатов. Легко заработавшего популярность уничтожающей критикой уже умершего на тот момент общего кумира Зигмунда Фрейда, работы его в то время уже активно печатались.
«Психотерапия — это просто чушь. Вот пришел ко мне больной с половым расстройством, я порекомендовал ему посмотреть один фильм — и все у него прошло. Больные с неврозами со временем выздоравливают сами по себе«, — заявлял Айзенк.
Не будучи высокого мнения о традиционных видах психотерапии, пациентам своим он прописывал электрошок и психотропные препараты, вызывающие удушье, а истеричных детей советовал запирать на 10 минут одних в комнате. Несмотря на эффективность, его упрекали в жестокости и фашистских методах лечения.
В 1955 году Айзенк при Лондонском университете получил место профессора Института психологии, а в 1983, став уже почетным профессором, ушел в отставку. Переработав тесты для детей, созданные французским психологом А. Бине, применил их к взрослым — на выходе получив методику определения коэффициента интеллекта (IQ). Его методика обрела большую популярность и использовалась всюду, а сам Айзенк много путешествовал и стал состоятельным человеком.
Опубликовав в 1971 году статью «Раса, интеллект и образование», он представил мысль, что негроиды, в сравнении с европеоидами, имеют уровень интеллекта на 15 пунктов ниже из-за их генетического кода.
В 1970-х годах выпустил ряд статей о связи различных заболеваний с типами личности. В них он заявил, что рак легких провоцирует не курение, а расстройства личности, характеризующиеся неправильной реакцией на стресс или же вообще неспособностью выражать эмоции. Заболевания же сердца характерны людям злобным, агрессивным и враждебным. А вот к выздоровлению наиболее склонны, по его мнению, скандалисты и люди с неуживчивым характером.
В 1980 году основал журнал «Personality and Individual Differences», а в течение 1983-1985 годов занимал пост президента Международного общества исследователей индивидуальных различий.
В начале же 1990-х годов американский табачный промышленник профинансировал исследование Айзенка, подтвердившее его гипотезы. В связи с нежеланием ученой общественности воспринимать результаты его исследования, он поставил на себе этот эксперимент. Протестированный при помощи электродов, Айзек не проявил какой-либо реакции — ни страха, ни депрессии, ни ярости. На какой-то момент даже решили, что все дело в неисправном оборудовании.вызванная раком мозга смерть Айзенка 4 сентября 1997 года в полной мере подтвердила его теорию о происхождении заболеваний.
Работы
Тесты
Тест на определение интроверта и экстраверта
Наверняка многие слышали про то, что люди в зависимости от общительности, переживаний и склада характера бывают интровертами и экстравертами, отличия при этом между ними колоссальные:
- интроверт – спокоен, сдержан, имеет малый круг друзей, но довольно близких, педантичен, держит под контролем свои эмоции и чувства, направлен на свой внутренний мир, а не на социальное взаимодействие;
- экстраверт – общителен, импульсивен, с большим количеством знакомых и направленностью на внешний мир.
Тест Ганса Айзенка PEN
Тест Айзенка был разработан автором в 1963 году и приобрел популярность, как опросник «EPI».Он способен определить нейропсихическую лабильность, экстраверсию – интроверсию. В 1968 г к нему была добавлена шкала психотизма. С тех пор адаптированный тест известен миру, как опросник «PEN» и состоит из 101 вопроса. В 1985 году этот тест был улучшен и получил название EPQ-R, который имеет как полную версию, так и короткую. У нас вы можете пройти адаптированную короткую версию теста Айзенка EPQ-R.
Книги
«Личностный опросник Айзенка»
Серия из нескольких авторских опросников, по заявлению Айзенка, направленных на диагностику личности, хотя на самом деле опросник выявляет темпераментные характеристики. По классификации Q-L-T относятся к Q-данным.
«Как измерить личность»
«Познай самого себя» – любили повторять древнегреческие философы. Этот совет не утратил своей актуальности и сегодня. Действительно, если человек не сумел достаточно хорошо разобраться в самом себе, то ему будет очень трудно найти свое место в жизни, свое призвание, трудно подобрать себе подходящее занятие, его ожидают большие сложности в семейной жизни и т. д. Иначе говоря, принимая то или иное жизненно важное решение, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой выбора, и в этой ситуации верная самооценка имеет первостепенное значение.
«Психология: польза и вред», «Психология: смысл и бессмыслица», «Психология: факты и вымысел»
Автор знакомит читателя с широким кругом проблем психологии и возможными путями их решения, исследует подходы к созданию психологической модели личности на основе двух ортогональных континуумов: экстраверсия — интроверсия, нейротизм — стабильность; изложены основные принципы тестирования умственных способностей человека (IQ), описана методика конструирования опросников, в том числе и личностного опросника Айзенка (ЕРО).
«Преступление и личность»
В этой книге нет и намека на знаменитую теорию Ломброзо. По версии Айзенка, личности с высокими показателями экстраверсии, нейротизма и психизма, как следствие издержек социализации, могут стать преступниками. Также выдвинута гипотеза о наличии «преступного класса».
«Психология паранормального»
В данной книге Айзенк и его соавтор, — парапсихолог Карл Сарджент, — исследуют необычные человеческие способности, доказывая, что они являются неотъемлемой, хотя и трудноуловимой частью личности и интеллекта человека. Проверить, насколько сильны ваши экстрасенсорные способности, можно с помощью тестов, представленных в книге.
«Парадоксы психологии»
Чем может психологическая наука помочь в решении проблем повседневной жизни? Как психологический склад человека влияет на его успехи и неудачи? Как возникают душевные расстройства и как от них избавиться? Что общего у любителей порнографии и политических экстремистов? Можно ли перевоспитать закоренелого преступника или вырастить из заурядного ребенка гения? На эти и многие другие вопросы автор дает спорные, но научно обоснованные ответы, помогая нам лучше разобраться в себе и понять окружающих нас людей.
«Проверьте свои способности»
Книга представляет собой сборник психологических тестов, позволяющих читателю не только определить свои способности, но и развить навыки в угадывании скрытых закономерностей в построении логических схем наблюдаемых явлений и совершенствовании индуктивного мышления. Книга рассчитана на самые широкие читательские круги, ее могут использовать в своей работе и специалисты-психологи, и социологи.
«Природа интеллекта — битва за разум: Как формируются умственные способности»
Интеллект — это одна из важнейших характеристик человека. Но что такое интеллект? Как он формируется? Как наиболее эффективно его развить, может ли он передаваться по наследству, связан ли он с социальной средой или формируется в зависимости от личных качеств? Все эти интереснейшие вопросы нашли разрешение в яркой и динамичной книге всемирно известных психологов Ганса Айзенка и Леона Кэмина. Книга написана в жанре оживленной, а подчас ожесточенной полемики, поскольку ее авторы придерживаются почти противоположных точек зрения и подчас вступают в словесный рукопашный бой, трактуя одни и те же факты совершенно по-разному.
«Упадок и конец психоанализа»
Айзенк доказывает, что творчество Фрейда и результаты его трудов своеобразным образом связаны с обстоятельствами жизни самого исследователя. Айзенк хоть и не претендует на полное научное новаторство – его размышления основываются на работах его видных коллег, но ему удается в понятной форме объяснить теорию Фрейда даже тем читателям, которые совсем мало знают о психоанализе. Так он информирует читателя о том, что узнала современная наука о правде и лжи фрейдистского учения. Он делает доступным материал, затрагивающий широкий круг тем: толкование снов, психопатологию обыденной жизни, фрейдистский психогенез, экспериментальное изучение психоаналитических теорий и другие аспекты.
«Исследования человеческой психики»
Почему мы ведем себя именно так в критические моменты нашей жизни, почему подчас испытываем сильнейшие эмоции, а иной раз в подобной же ситуации являемся лишь сторонними наблюдателями происходящего? В чем кроется загадка человеческой психики, что заставляет нас чувствовать и поступать именно таким образом? Всемирно известные психологи Ганс Айзенк и Майкл Айзенк попытались дать ответы на эти непростые вопросы.
А также такие книги как «Секс, жестокость и средства массовой информации» и «Использование психологии и злоупотребления в ней».
Теоретические работы
- «Измерение личности» (1947).
- «Научное исследование личности» (1952).
- «Структура человеческой личности» (1970).
- «Личность и индивидуальные различия» (в соавторстве с сыном, Майклом Айзенком, 1985).
Наследие
«Я обычно был против истеблишмента в угоду мятежникам. Я склонен думать, что по этим пунктам большинство ошибалось, а я прав», — Ганс Юрген Айзенк.
Сыграл центральную роль в научных дискуссиях на тему наследуемости интеллекта и эффективности психотерапии, подчеркнул роль нейрофизиологических и генетических факторов относительно индивидуальных различий в поведении. Внес большой вклад в область криминологии, образования, психопатологии и изменения поведения.
Айзенк — чрезвычайно плодовитый автор: им опубликовано около 45 книг и 600 научных статей, также основал журналы «Personality and Individual Differences», «Behaviour Research and Therapy» и работал их редактором. Также он очень любил сам продавать свои книги, по-хозяйски восседая в книжных магазинах, раздавая автографы своим поклонникам, и до хрипоты споря с покупателями.
Пройдите тесты Айзенка прямо сейчас!
Пройти один из тестов Ганса Айзенка вы можете прямо на нашем сайте! Может быть, тест на определение интроверта и экстраверта? Или сразу опросник EPQ-R?
Изображение в шапке — Gem Lauris RK, Unsplash.
5 интересных фактов из биографии создателя теста IQ Ганса Айзенка
Технологии
Помимо проверки IQ, учёный также разработал тесты на темперамент, невротизм, интроверсию, память и многое другое / Фото: wikipedia. org
4 марта 1916 года в Берлине появился на свет будущий автор популярного теста на интеллектуальные способности Ганс Юрген Айзенк.
Профессор Айзенк всегда был личностью со скандальной репутацией. Многие его не выносили за расизм, за беспощадную критику Фрейда и за хладнокровное спокойствие в любых ситуациях. Тем не менее “ужасный ребёнок 1970-х” (его так называли, несмотря на уже пожилой возраст) имел почет в научном мире, богатство и мировую славу, а его тест IQ пользуется популярностью и по сей день.
Ганс родился в Берлине и рос в актёрской семье — его отец снимался в комедийных фильмах, а мать была звездой немого кино. Родители видели своего сына тоже на съёмочной площадке, и в восемь лет маленький Айзенк уже сыграл небольшую роль в одном из фильмов. Мать с отцом развелись, а ребенок так и не встал на актерский путь, ведь его всегда тянуло в науку. По окончании гимназии в 1934 году юноша поступил в Берлинский университет на факультет философии. Здесь он столкнулся с давлением фашистской идеологии: все его приятели и товарищи, мягко говоря, советовали ему вступить в СС. А ведь ещё в школе, по словам Айзенка, он был «единственным нееврейским мальчиком, настроенным против фашизма». Но если в гимназии он еще мог постоять за личные убеждения, вступая в драку со своими обидчиками, то в университете такой метод уже был неприемлем.
Положение Ганса, его матери и отчима, еврейского режиссера, постепенно усугублялось, поэтому семья решила переехать во Францию, где Айзенк изучал историю и литературу в Дижонском университете. Через год они эмигрировали в Англию. Здесь он поступает в Лондонский университет, учится на психологическом факультете и оканчивает его с отличием в 1938 году, получив степень бакалавра, а еще через два года — доктора философии. Его университетские сокурсники отмечали, что Ганс никогда усердно не занимался и не учил предметы, а просто владел искусством речи и мог дискутировать на любые темы, производя на педагогов неизгладимое впечатление. Английские профессора назвали его “надеждой будущей науки” и в дополнение к диплому приложили многочисленные рекомендации. К юному ученому сразу же посыпались приглашения из колледжей, чтобы тот выступил с лекциями. Это не могло не льстить Гансу Айзенку, который с головой ринулся в мир науки, чтобы найти ответ на вопрос всей его жизни: как устроен интеллект?
Айзенк возвращается в Германию и начинает углубленно заниматься астрологией и евгеникой. Этот период жизни ученого производит довольно странное впечатление: с одной стороны, он выступал против нацизма, а с другой — откровенно восхищался науками, которые были почитаемыми в Третьем рейхе, т.е. астрологией, парапсихологией, оккультизмом и расовыми теориями. Его всегда возбуждали разговоры о сверхнации, которая должна состоять из совершенных людей. Айзенка потрясали генетические эксперименты над людьми, проводимые в гитлеровской Германии, а также в Италии и Японии. Он даже сам пытался выяснить, зависит ли размер человеческого мозга от его умственных способностей. Вернувшись в Англию, ученый стал писать статьи в фашистском духе, хотя сам всегда отрицал эту идеологию. В своих работах она развивал теории перенаселенности Земли и селекции господствующей белой расы. Айзенк терпеть не мог демократию и утверждал, что такой форме правления свойственны слабовольные политики, губящие свой народ. Своей научной публицистикой он нажил себе немалое количество врагов.
Во время второй мировой войны профессора Айзенка мобилизовали в военный госпиталь Милл Хилл для лечения психически неуравновешенных солдат. Это было ему на руку: он не только помогал раненым реабилитироваться, но и проводил на пациентах свои опыты, задавая им всяческие вопросы из книг ученых-психологов XIX века. В госпитале ценили его работу и постепенно продвигали по служебной лестнице. Айзенк продолжал печататься и был уже довольно известной личностью. Однако пик популярности обрушился на него в 40-х годах, когда профессор разработал тест по выявлению коэффициента интеллекта (IQ). За основу он взял идею французского психолога Альфреда Бине, который в 1904 году тестировал уровень сообразительности детей для школьного обучения, опираясь на их возраст. Айзенк смог разработать подобные задания для взрослых и создал свой собственный тест, который приобрел сумасшедшую популярность. IQ тест проводился везде — начиная от офисов и контор и заканчивая простыми домами. Каждый жаждал выяснить, насколько он умнее своих окружающих. Профессор был нарасхват — его умоляли выступить у себя ведущие вузы Европы и США, ему платили огромные деньги лишь за одну лекцию, а пообщаться с ним хотели первые люди государства. Помимо проверки IQ, учёный также разработал тесты на темперамент, невротизм, интроверсию, память и многое другое. Тем временем тираж его книг вырастал с каждым годом. Особенной популярностью пользовались такие работы, как «Природа интеллекта — битва за разум: Как формируются умственные способности», «Парадоксы психологии», «Многомерность личности» и «Использование психологии и злоупотребления в ней».
Всего Ганс Айзенк написал 84 книги и 1094 статьи. Почти 10 лет он был заведующим психологическим отделением при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, а с 1955 работал в Институте психологии при Лондонском университете. Выйдя в отставку в 1983 году в должности почетного профессора психологии, учёный не бросил своего любимого дела, а продолжал заниматься научными исследованиями. Скончался Айзенк 4 сентября 1997 года от рака мозга.
«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию 5 интересных фактов о создателе теста IQ.
1. В период сильного увлечения астрологией ученый лично составлял гороскопы для первых лиц гитлеровской Германии. В преддверии войны он отправил в рейхстаг письма Йозефу Геббельсу и Генриху Гиммлеру, в которых находились их индивидуальные астрологические карты. Политики так ему и не ответили, хотя Айзенк в гороскопе предостерег их от неизбежного провала, многочисленных смертей, безумной агрессии и насилия. Возможно, верхушка Третьего рейха приняла его за сумасшедшего и косвенно способствовала его эмиграции.
2. За бесконечные поиски «интеллектуального измерителя» Айзенку дали прозвище «человек-термометр». В его квартире на окраине города копилось множество измерительных приборов всех времен и народов, а также коллекции книг про насекомых и необъятные астрологические карты. А студенты всегда подшучивали над профессором, потому что на свои лекции он всегда тащил мешок с кучей градусников, термометров, весов и других измерительных приборов. Такие странности он объяснял фразой, в которой заключалась вся его деятельность: «Измерить можно всё, и мозги тоже».
3. Ганс Айзенк был известен как и ярый критик тогдашнего кумира Зигмунда Фрейда. «Психотерапия — это просто чушь,- настаивал он.- Вот пришел ко мне больной с половым расстройством, я порекомендовал ему посмотреть один фильм — и все у него прошло. Больные с неврозами со временем выздоравливают сами по себе». Его научные контрпримеры, низводящие психотерапию, вызывали у общественности большой интерес. А его книга “Закат и гибель империи Фрейда” сделала ему громкое имя.
4. Нередко публичные выступления Айзенка заканчивались скандалами и побоями. К примеру, в 1971 году, после выхода в свет его статьи «Раса, интеллект и образование», на одной из лекции в ученого полетели тухлые яйца. Присутствующие были возмущены тем, что тот в своём труде отчётливо написал: «у чёрных IQ на 15 пунктов ниже, чем у белых, и это объясняется особенностями генетического кода». А два года спустя в Сорбонне его избили леворадикально настроенные студенты, которые кричали ему «Расист! Фашист!». Однако профессор не стал выдвигать юношам никакого обвинения, проявив хладнокровность к их действиям и тем самым поддержав свою скандальную репутацию.
5. Ганс Айзенк абсолютно был уверен в безвредности курения. «Раком болеют не от сигарет и не от дурной жизни, дело совсем в другом. Тип личности, склонной к заболеванию коронарных сосудов сердца, в большинстве случаев характеризуется злобой, агрессивностью и враждебностью», — писал учёный. А в 1990-е годы он даже провел четырёхлетнее исследование,которое подтвердило его высказывания. Сообщество учёных не поверило результатам, аргументируя это подтасовкой фактов. И тогда Айзенк предложил провести эксперимент на себе. «Я не знаю, что такое ярость, депрессия или страх, вот и делайте выводы о моих предрасположенностях». В момент тестирования ученого с помощью электродов приборы показали, что реакции абсолютно нулевые — он был мертвецки спокоен и непоколебим.
Оглядываясь назад: противоречивый Ганс Айзенк
Ганс Юрген Айзенк – был ли когда-нибудь такой психолог, как он? Родившийся в Берлине в 1916 году во время Великой войны, Айзенк был ведущей фигурой послевоенной британской психологии. Он разработал отличительную многомерную модель личности, основанную на выводах факторного анализа, дерзко пытаясь закрепить эти измерения в биогенетических вариациях. Айзенк также сыграл ключевую роль в появлении клинической психологии в Великобритании, неустанно продвигая новые поведенческие режимы лечения вместо более традиционных психоаналитических подходов.
У родителей Айзенка были амбиции для него в театре, и он хотел стать физиком. После окончания средней школы в 1934 году он бежал из гитлеровской Германии и в следующем году прибыл в Лондон. Он поступил на факультет психологии в Университетский колледж Лондона, где получил степень, а затем быстро защитил докторскую диссертацию по эстетическим предпочтениям под руководством Сирила Берта.
В начале войны Айзенк был объявлен вражеским пришельцем. Поработав пожарным, в 1919 году он устроился на работу в больницу скорой помощи Милл-Хилл.42. Возглавляемый внушительной фигурой Обри Льюиса, Милл Хилл функционировал как перенесенная больница Модсли. После войны был создан Институт психиатрии (ИОП), учебный и исследовательский центр, связанный с больницами Модсли и Бетлем.
Психологический факультет IOP обеспечил стабильную институциональную среду, в которой Айзенк провел остаток своей карьеры. К 1955 году он стал профессором, возглавлявшим исследовательскую программу, в которой экспериментальные методы сочетались с перспективой индивидуальных различий. Хотя он вышел на пенсию в 1983 года, его исследовательская деятельность и писательская деятельность не ослабевали до самой его смерти в 1997 году. Широко цитируемый автор более 80 книг и более 1000 научных статей, Айзенк также был известным популяризатором.
Но и это еще не все.
Айзенк был, пожалуй, самой вызывающей разногласия фигурой, которую когда-либо создавала британская психология. Ни один другой психолог не вызывал такой противоположной реакции со стороны публики и коллег-ученых. В то время как он представил психологическую науку массам, он добился гораздо более широкой известности в обществе как своего рода «воин IQ». Проблема расы и IQ определила Айзенка в общественном воображении. Обычно это первое, что может вспомнить любой человек, не относящийся к научному сообществу, всякий раз, когда упоминается его имя. Тем не менее, раса и IQ были второстепенными вопросами для Айзенка, и шумиха, которую он помог создать, была чем-то вроде интермедии. Айзенк хотел бы, чтобы его помнили не так; он имел тенденцию подчеркивать свой более существенный научный вклад. Точно так же и его коллеги-ученые оценили его выше, чем заголовки. Однако, как быстро обнаружит любой, кто интересуется его наследием, природа этой признательности во многом зависит от того, кого вы спросите. Он был интеллектуальным лидером в области психологии личности, которым восхищались множество студентов и влиятельных коллег, но многие критики неоднократно отвергали его как высокомерного, корыстного и слишком любящего быть в центре внимания.
Предыдущие отчеты о жизни и работе Айзенка отражали этот партизанский пейзаж. Сам Айзенк предоставил версии истории своей жизни для биографических словарей и автобиографических сборников, а также выпустил два издания полной автобиографии. Провокационно названные «Бунтарь с делом», они нарисовали картину бесстрашного аутсайдера, не запуганного установленной ортодоксальностью, поскольку детские воспоминания уступили место пространным описаниям различных «сражений», в которых он участвовал. своего рода помощник, Х.Б. (Тони) Гибсон. Написано в 1981, «Ганс Айзенк: Человек и его работа» Гибсона был обязательно незавершенным, поскольку Айзенку оставалось еще пару лет до выхода на пенсию с необычайной энергией.
Переходя к биографии Ганса Айзенка
Летом 2000/2001 года в Австралии я узнал о проекте Wellcome Trust, задуманном Труди Дехью и Мартеном Дерксен в Институте Хейманса факультета психологии Гронингенского университета. . Спрыгнув с парашютом, я получил огромную поддержку, но также и большую свободу. Как специалисту по истории науки из антиподов, мне нравилось думать, что у меня нет шрамов и знаков преданности. Для меня Айзенк был просто еще одной выдающейся фигурой в анналах истории психологии. Я упоминал его, иногда цитировал, когда писал об истории клинической психологии, тестировании личности и тому подобном. Я мало знал о его личной истории.
Тем не менее, были некоторые особые проблемы и сложности, связанные с изучением такого предмета. Айзенк так разделил свою публику и своих сверстников, что привилегированная, единственная точка зрения казалась невозможной. Тем не менее, я видел в этом расхождении во мнениях совершенно увлекательное, прямо-таки напрашивающееся объяснение. И, принимая все это всерьез — даже самые идолопоклоннические и непристойные крайности — я надеялся избежать обвинений в том, что в человеке, которого я избегал, есть что-то. Легендарный пиар мемуаров Айзенка поддерживал один конец этого спектра мнений. Они служили своего рода диалогическим фоном для сравнения с более скептическими отчетами и общими историческими данными.
Публичный человек
Если можно сказать, что у людей есть публичная профессиональная жизнь, личная личная жизнь и внутренняя интеллектуальная жизнь, то мое внимание было сосредоточено на публичном профессионале. Айзенк раскрыл только стратегические элементы своей личной жизни, и его ближайшие родственники придерживались этой позиции, решив не сохранять его личные документы. Один только этот факт, казалось бы, воздвиг бы огромный барьер для любой новой биографии, но в некоторых отношениях он был весьма освобождающим. Это освободило меня от обязанности следить за личными аспектами истории моего субъекта в ограниченных, если не утвержденных терминах, и ограничило мои обязательства написанием хорошей истории.
Предстояло еще немало архивных исследований, так как большая часть переписки Айзенка, протоколы встреч, исследовательские предложения были сохранены, разбросаны по разным коллекциям по всему миру и в Интернете. Но учитывая, что Айзенк покрыл так много как ученый и общественный интеллектуал, в открытом доступе было более чем достаточно, чтобы написать несколько книг. Это был человек, который фактически выворачивал себя наизнанку: почти каждая идея, догадка или полумысль излагалась там, воплощалась в презентации, статье, ответе, письме или книге.
Делать по-своему
Несмотря на баннерную прессу и телезрители, Айзенк на самом деле был очень застенчивой и несколько отчужденной фигурой. Ему было нелегко вести светские беседы, предпочитая говорить о работе на общественных мероприятиях. Он никогда не занимался неблагодарной работой в комитете и организационными задачами, и он никогда не вписывался в установленные ассоциации, предпочитая создавать свои собственные. Но у него была склонность к соперничеству, которая способствовала его огромной продуктивности. Он относился к науке как к игре, и он играл, чтобы выиграть. Интеллектуальные дебаты были чем-то вроде спортивного поединка. Таким образом, Айзенк и полемика были естественным браком. Спорные вопросы дали ему возможность продемонстрировать свои ослепительные риторические способности, утверждая при этом строго состязательную модель науки. Это была игра, а не центр внимания, к которому он пристрастился.
Айзенк никогда не ставил под угрозу простоту своих трех измерений, достаточных для описания лежащей в основе структуры личности. Однако его попытка примирить две школы экспериментальной и корреляционной психологии Кронбаха была встречена с равнодушием, граничащим с враждебностью. Хотя он, возможно, обладал интеллектуальной силой и дисциплинарной досягаемостью, чтобы разрушить такие укоренившиеся барьеры, его пристрастный, непримирительный стиль работал против него.
Эти личные наклонности также частично объясняли, почему Айзенк вызывал столько враждебности и клеветы. Те, кто находится не на том конце пера или языка, сравнивали Айзенка с прокурором, который выборочно упорядочивает факты в пользу предпочтительной точки зрения. Более того, он мало что сделал для того, чтобы успокоить ушибленное самолюбие, которое это произвело, мало что сделал для того, чтобы развеять сомнения. И если некоторые считали его монстром, то он был монстром, созданным дисциплиной. Он доминировал в эпоху, когда быстрые публикации и статистически значимые результаты были на повестке дня. Айзенк соответствующим образом адаптировался. Имея в своем распоряжении армию аспирантов-исследователей на протяжении большей части своего расцвета, он мог позволить себе быть более избирательным, чем большинство, по своему желанию печатая эмпирические статьи и теоретические интеграции объемом в целую книгу. Повторение, корректировка и пересмотр вознаграждали меньше, и часто приходилось ждать.
Для кого-то, казалось бы, столь безжалостного, Айзенк был весьма доверчив. Он давал почти безоговорочную верность и внушал ее взамен. Но его лояльность не всегда была на хорошем счету, поскольку он принимал дела и сотрудников, которых никто другой не стал бы. Все больше придерживаясь прошлых неортодоксальных позиций, он загнал себя в несколько углов. Вероятно, лучшим примером этого было его упорное отрицание канцерогенного действия табака. Айзенк утверждал, что сигаретам следует отдать предпочтение, несмотря на растущее количество доказательств. Однако Айзенк получил миллионы фунтов стерлингов от американской табачной промышленности за несколько десятилетий, лишь часть из которых была задекларирована в то время. Архивные хранилища, основанные на судебных разбирательствах, позволили выяснить, насколько глубокими были эти отношения. Спорное эпидемиологическое исследование Рональда Гроссарт-Матичек было, как надеялся Айзенк, окончательным возвращением, поскольку оно предполагало, что психосоциальные личностные факторы были главным виновником. Айзенк неустанно расширял и продвигал это исследование в XIX веке.80-х и 1990-х перед лицом огромного скептицизма. Хотя Айзенк всегда отмахивался от критики, многие наблюдатели не разделяли ни его уверенности в собственной независимости, ни его безразличия к вопросам конфликта интересов и этического надзора.
А как насчет расы и IQ? Противоречие, безусловно, сказалось на Айзенке больше, чем он был готов признать. Втянутый в него отчасти из-за лояльности, а отчасти как своего рода дискуссионный вызов, спор смешал научное, политическое и социальное, как никто другой. Возможно, нужно было бы вернуться в его детство, чтобы объяснить его мотивы, потому что именно это он и сделал. Во время полемики Айзенк использовал свой опыт довоенного Берлина, чтобы укрепить свои антифашистские убеждения. Довольно скудные записи, сохранившиеся с того периода, рисуют сложную, но неполную картину, но их было достаточно, чтобы сделать некоторые из сделанных им заявлений несколько преувеличенными. Его детство также дало представление о его отвращении к политике и его вере в высшую силу науки. Сегодня, в эпоху картирования генома, все это имеет оттенок сепии. Некоторая, но не вся острота вопроса ушла, поскольку выдвигаются более условные ответы на дихотомию природа/воспитание. Старые политические убеждения также были затуманены. С преобладанием изощренных биогенетических методов в неврологии и за ее пределами консервативный нативизм Айзенка — столь неуместный в XIX в.60-е и 1970-е — сейчас выглядит и грубее, и прозорливее.
В процессе подготовки книги Игра с огнем: спорная карьера Ганса Дж. Айзенка для печати в Великобритании я многое узнал о том, что Саймон Сингх назвал самым враждебным законом о клевете в мире. Это, однако, другая история — это история Айзенка. «Игра с огнем» — это попытка дать полный и откровенный отчет о карьере этого заядлого спорщика, человека, которого они любили ненавидеть.
— Примечание редактора: рецензию Майкла Айзенка на книгу «Игра с огнем» см. в выпуске за сентябрь 2010 г.
Родерик Д. Бьюкенен учится в Школе историко-философских исследований Мельбурнского университета: [email protected]
Биография Ганса Айзенка.
Факты, детство, семейная жизнь и достижения(британский психолог, известный своей работой в области интеллекта и Личность)
День рождения: 4 марта 1916 г. (Рыбы)
Место рождения: Берлин, Германия
Ганс Айзенк был выдающимся психологом немецкого происхождения, который профессионально практиковал в Великобритании и считается одним из выдающихся деятелей послевоенной британской психология. Блестящий и откровенный человек, он часто вызывал споры своими аргументами, которые нападали на несколько убеждений, глубоко разделяемых научным сообществом. Он был ярым критиком психоанализа и психотерапии и считал, что психотерапия неэффективна при лечении психических заболеваний. Его резко критиковали и даже угрожали, когда он обнародовал свое исследование роли генетики в определении IQ человека. Считалось, что юный Ганс родился в семье артистов сцены и кино, и он пойдет по стопам своих родителей. Но он этого не сделал, а вместо этого занял место одного из самых известных психологов 20-го века. Он был одним из наиболее часто цитируемых психологов и считался плодовитым популяризатором психологии. Он покинул Германию в оппозиции к нацистскому режиму и сделал своим домом Великобританию. Он завершил свое образование в Лондоне, и его наставником был выдающийся психолог Сирил Берт, известный своими исследованиями наследуемости IQ — работой, которую продвигал его протеже. Айзенк был также плодовитым писателем, на его счету более 75 книг и 1600 журнальных статей.
Изображение предоставлено
Изображение предоставлено
Изображение предоставлено
Предыдущая Следующая
Рекомендуется для вас
Рекомендуется для вас
Детство и молодость
Он родился в Германии и был единственным ребенком кинозвезды Рут Вернер (сценический псевдоним Хельга Моландер) и артиста ночного клуба Эдуарда Антона Айзенка. Его родители разошлись, когда он был очень молод, и в основном его воспитывала бабушка по материнской линии, которая позже была убита в концентрационном лагере.
Он окончил гимназию Принца Генриха в Берлине.
Он яростно выступал против Гитлера и нацистского режима и переехал в Лондон в 1934 году. Его отец остался и вступил в нацистскую партию, к большому неудовольствию Ганса. Первоначально он столкнулся со многими проблемами в Лондоне из-за своего немецкого происхождения.
Он поступил в Колледж Питмана в Лондоне на зимнюю сессию 1934-35. Затем он перешел в Университетский колледж, чтобы изучать психологию, и окончил его в 1938 году.
Он работал над докторской диссертацией на факультете психологии Университетского колледжа под руководством известного профессора сэра Сирила Берта. Защитил докторскую диссертацию в 1940.
Продолжить чтение ниже
Карьера
Вторая мировая война обострялась в то время, когда Айзенк защитил докторскую диссертацию. В то время он все еще был гражданином Германии и поэтому не мог найти хорошую работу. Некоторое время он работал пожарным.
К 1942 году напряжение немного спало, и он смог устроиться психологом-исследователем в больницу скорой помощи Милл Хилл в Северном Лондоне.
После войны в Лондонском университете был основан новый Институт психиатрии (ИОП) в качестве учебного и исследовательского центра последипломного образования. Он был избран заведующим кафедрой и занимал эту должность до выхода на пенсию в 19 г.83.
Ему была предоставлена свобода организовать отдел в соответствии с его исследовательскими приоритетами. Он был заинтригован психометрическими описаниями личности и опубликовал результаты своих экспериментов в «Измерениях личности» в 1947 году. представление о том, что психотические расстройства различаются по степени интроверсии-экстраверсии (И-Э).
Он написал статью в 1952, в котором он сообщил, что две трети психически больных выздоравливают в течение двух лет, независимо от того, получают они психотерапию или нет. Его акт сомнения в эффективности психотерапии вызвал значительные споры.
В 1955 году Ганс Айзенк стал профессором IoP и получил британское гражданство.
Он придерживался мнения, что ИН и невротизм связаны с понятиями возбуждения, торможения и силы тревожного влечения. Он опубликовал результаты своих исследований в 1957 книга «Динамика тревоги и истерии».
К концу 1950-х он начал выступать за то, чтобы психологи практиковали поведенческую терапию, и 1960-е стали известны как эра поведенческой терапии в британской клинической психологии. В этот период он отредактировал несколько книг на эту тему.
Продолжить чтение ниже
В конце 1960-х он начал свою работу по исследованию связи между интеллектом и наследственностью.
Он опубликовал свою книгу «Раса, интеллект и образование» в 1971, в котором он утверждал, что различия в показателях IQ чернокожих и белых отчасти объясняются наследственностью. В то время книга считалась спорной.
Он был плодовитым писателем, опубликовавшим множество книг и журнальных статей, которые стали чрезвычайно популярными в Великобритании. Он также несколько раз появлялся в средствах массовой информации и вплоть до своей смерти участвовал в научных исследованиях.
Major Works
Он был самым влиятельным психологом в послевоенной Британии и наиболее известен своими исследованиями наследуемости интеллекта, хотя его работы охватывали различные области, такие как употребление табака, генетика, политика и астрология.