Айзенк психолог: Ганс Айзенк — Психологос

Не шутите с IQ. Как вера в тесты погубила репутацию знаменитого психолога

Ганс Юрген Айзенк

© Evening Standard/Hulton Archive/Getty Images

Сегодня 105 лет со дня рождения Ганса Юргена Айзенка. Именно благодаря ему тестирование на IQ получило повсеместное распространение. Айзенк считал Фрейда сказочником и боролся за научную психологию. В 50-х годах его имя было синонимом слова «психолог». Но прошло 20 лет, и на лекциях его стали встречать тухлыми яйцами вместо аплодисментов. Что пошло не так?

В книге «Шляпа Волшебника» из цикла о муми-троллях Волшебник предлагает героям загадать любое желание. Когда приходит очередь рассудительного Снорка, он без раздумий выдает: «Вычислительную машину. Такую, чтобы решала, что справедливо, а что несправедливо, что хорошо, а что дурно». Волшебник ответил, что для него это слишком трудно. Возможно, схитрил — ведь такая машина могла принести больше вреда, чем пользы. Книга, кстати, вышла всего через три года после падения нацизма.

Ганс Айзенк понял бы Снорка, как никто другой. Всю жизнь он был одержим вычислениями. Уже в сознательном возрасте собрал дома коллекцию измерительных приборов, приносил их даже на свои университетские лекции. Известны его слова: «Если этого нельзя измерить, значит, этого не существует». Занявшись психологией почти случайно (его не взяли на физфак после курса философии), Айзенк резко нападал на популярный в середине XX века психоанализ, называя его «художественным вымыслом австрийского профессора».

У «австрийского профессора» (то есть Зигмунда Фрейда) и Айзенка, однако, было много общего. Они оба эмигрировали, спасаясь от нацистов (Айзенк родился в Германии). Оба были нерелигиозны. Оба интересовались анатомией мозга. Но в своих выводах они пошли очень разными путями. Фрейд считал, что многое в судьбе человека зависит от раннего жизненного опыта. Именно тогда закладываются неврозы, для лечения которых и нужна психотерапия. Айзенк называл идеи Фрейда мифологией, а психотерапию — ненаучным и бесполезным методом.

Айзенк считал, что характер человека и его судьбу (в том числе способность излечиться от невроза) в большей степени определяет наследственность. Журналистам он приводил в пример своих детей: один рос тихим, погруженным в себя интровертом, другой — наоборот, активным и общительным. В генетику Айзенк, впрочем, не углублялся. Зато много работал со статистическими данными, делая на их основе смелые обобщения. Поначалу этот подход принес ему всеобщее признание. Затем — столь же всеобщее презрение.

На эту тему

Тестовая лихорадка

У тех, кто слышал про Айзенка, это имя чаще всего ассоциируется с тестами IQ — настолько, что его считают их изобретателем. Сам он скромно указывал, что измерять умственные способности начали за пять лет до его рождения. «Понятие IQ возникло тогда, когда было замечено, что по мере взросления ребенок обнаруживает способность решать все более сложные задачи, усваивать все более сложные понятия и идеи, — писал он. — Так родилось понятие «умственный возраст».

На самом деле первый такой тест появился еще раньше — в 1905 году (Айзенк родился в 1916-м). Его разработали французские психологи Альфред Бине и Теодор Симон. Они долго наблюдали за детьми и определили, в каком возрасте ребенок без отклонений демонстрирует те или иные способности. В тесте они предлагали детям задания — например, срисовать фигуры разной степени сложности. По числу решенных заданий вычисляли возраст интеллектуального развития ребенка. Метод оказался очень удобным для распределения детей по классам, и его одобрило Министерство образования Франции.

Айзенк поначалу не занимался интеллектом и набрел на эту тему, по существу, случайно — но уже имея в голове определенную концепцию. Он был большим поклонником идеи Павлова о том, что личностные особенности человека связаны с типом его нервной системы. А в годы обучения на психфаке Лондонского университета он познакомился с психометрикой — дисциплиной, которая давала инструменты для измерения личностных черт.

Айзенк с увлечением искал психологические черты, которые определяют художественные и политические предпочтения. А во время войны у него появился богатый материал для экспериментов. Он начал работать в госпитале, куда поступали солдаты с психологическими расстройствами. Айзенк обнаружил, что люди с определенными чертами личности (точнее, сочетанием черт) справлялись с травмой лучше. Тогда родилась его первая модель личности, построенная на соотношении эмоциональной устойчивости и открытости внешнему миру.

На эту тему

Уже после войны, работая в библиотеке, Айзенк наткнулся на работы Бине — Симона и загорелся идеей приспособить их для своих целей. Он разработал опросник для взрослых из заданий разного типа, которые нужно было выполнить на скорость. Именно публикации Айзенка об измерении интеллекта в 50-х годах принесли ему настоящую славу. Его опросник взяли на вооружение частные фирмы, школы и государственные учреждения. А сам Айзенк стал влиятельным публичным интеллектуалом.

Фашист поневоле

Увлечение «объективными» методами измерения субъективных вещей в конечном счете стоило Айзенку репутации. В конце 1960-х годов его последователь Артур Дженсен опубликовал статью о связи IQ и успеваемости в американской школе. Текст изобиловал статистическими выкладками и расчетами, но его вывод немедленно вызвал скандал. Дженсен утверждал, что повысить успеваемость трудно из-за того, что негритянские дети от природы уступают в интеллекте детям белых американцев.

Айзенк не только встал на сторону Дженсена, но и опубликовал небольшую (160 страниц) книгу «Раса, интеллект и образование». На обложку был помещен чернокожий мальчик. В ней автор прямо заявил, что у афроамериканцев IQ в среднем на 15 пунктов ниже, чем у европеоидов. Больше того, ученый доказывал, что этот показатель не зависит от воспитания, среды и уровня образования. Стало быть, заключал он, интеллект — врожденная характеристика. Показатели афроамериканцев Айзенк объяснял отбором: интеллект захваченных в рабство жителей континента ценился меньше, чем выносливость и сила.

© Chris Ware/Keystone/Getty Images

В одночасье Айзенк из кумира превратился в изгоя. Издательства отказывались печатать его книги. На одной из лекций его закидали тухлыми яйцами. Во время выступления в Сорбонне его побили радикально настроенные парижские студенты с криками «Расист! Фашист!». Ему по почте приходили угрозы убить его детей и подбросить бомбу в его машину. Айзенку стали приписывать симпатии к нацизму в юные годы, вспомнили, что его отец вступил в НСДАП (хотя биограф Айзенка утверждал, что это был скорее вынужденный шаг).

Но Айзенк работал по принципу «собака лает — караван идет». Буквально через несколько лет он выпустил еще одну одиозную работу, в которой подверг критике связь курения с раком. «Курение и рак легких, — писал он, — одновременно являются симптомами одного и того же расстройства личности, возможно, генетического происхождения». Желтую прессу он кормил и совсем провокативными заявлениями, вроде «скандалисты и психопаты выживают значительно чаще, чем приятные в общении люди». 

Дело якобы в том, что психопаты наделены более устойчивой нервной системой, которая одновременно позволяет им плевать на чужое осуждение и бороться с болезнью. Кстати, и здесь жизнь Айзенка подтверждала его мысль: он любил поспорить, невозмутимо реагировал на угрозы и был довольно здоровым человеком — до своей смерти в 81 год от рака мозга.

Ошибки ценой в карьеру

Для критиков у Айзенка был железобетонный аргумент: вы просто не хотите принять факты. Они не сочетаются с вашими убеждениями, с вашей идеологией — поэтому вы бунтуете, парировал он. Но научные выводы не должны зависеть от того, в какую сторону сейчас дует ветер и кто президент. Они опираются только на полученные данные.

На эту тему

Но именно с этим у Айзенка были проблемы. Он слишком доверялся дедуктивному подходу: брал теорию и проверял ее на практике, каждый раз получая подтверждения. Но в таком случае велик риск подогнать выводы под свою схему. Коллеги не раз находили в работах Айзенка необоснованные допущения, логические противоречия и «перескоки» от простой статистической зависимости к причинно-следственной связи. В 2010-х годах расследование, проведенное Королевским колледжем Лондона, выявило в его работах признаки манипуляции данными и сделало вывод, что они «несовместимы с современной наукой». В 2019 году из научных журналов были отозваны 26 его работ, а в 2020 году — еще 14.

Что касается той самой работы о расе и интеллекте, то последующие исследования подтвердили, что гены, связанные с интеллектом, действительно есть. Но их вклад далеко не так велик, как считал Айзенк. А более глубокое понимание популяционной генетики показало, что расовые различия в IQ можно полностью объяснить факторами среды – особенно дискриминацией в обществе, при которой люди с черным цветом кожи на протяжении поколений оказываются лишены возможностей, доступных их белым согражданам. 

Парадокс в том, что Айзенк, превозносивший научную объективность, сам оказался жертвой убеждений. Одно из них состояло в том, что можно измерить интеллект любого человека единой меркой. А затем, взяв результат, оценить по нему умственное развитие — и даже сделать вывод о жизненных перспективах. Сегодня исследования доказали, что интеллект сам по себе — условный термин, и правильнее говорить про когнитивные способности. Например, психолог Джой Гилфорд насчитывает 120 отдельных способностей, которые человек задействует при работе с информацией, и тесты IQ описывают лишь малую часть из них.

Сегодня тестирование IQ носит в основном рекомендательный характер. Например, еще в 1979 году суд Калифорнии запретил использовать IQ-тесты для направления учащихся в классы коррекции. Но сам Айзенк, несмотря на все «заносы», остается одним из самых цитируемых психологов XX века. А его факторная модель личности в улучшенном виде применяется до сих пор. Как говорится, из песни слова не выкинешь.

Антон Солдатов

Психолог и популяризатор Х.Ю. Айзенк

Содержание:

  1. Основные биографические сведения
  2. Научный багаж исследователя
  3. Этапы и факторы для анализа личности

Основные биографические сведения

Ханс Юрген Айзенк родился 4 марта 1916 в Берлине. Своё базовое образование он получил в Лондонском университете, где занимался социологией и философией. В дальнейшем он занимался экспериментальной психологией при госпитале, был заведующим кафедры психологии в институте психиатрии госпиталей, основателем которого он являлся. Дальнейшая его карьера связана с работой в институте психологии Лондонского университета. Деятельность исследователя не диссонирует с регалиями и званиями, он действительно является значимой фигурой в исследовательском сообществе, на базе его исследований была построена не одна научная теория.

Научный багаж исследователя

За счёт происходящих исторических событий и направленности основной деятельности учёного, большой пласт исследований был проведён в рамках госпиталя. Одним из первых исследований стал сравнительный анализ особенностей развития психики здоровых солдат и солдат с признаками невроза. Благодаря собранным данным были выделено более тридцати показателей-отличий, но на этом работа не закончилась. Далее был проведён факторный анализ и круг показателей стал более очерчен – появилось четыре основных фактора. Некоторые из них известны даже обывателю – это показатели интроверсии или экстраверсии.

В основу созданной классификации легли индивидуальные свойства психики, которые имели врождённый характер. Стоит отметить, что изначально теория выстраивалась на иной доказательной базе, нежели он известна нам сейчас. Так, психический склад характера обосновывался соотношением процесса торможения и возбуждения, однако в дальнейшем от такого объяснения отказались.

Определение 1
Согласно учению Айзенка, нервоз – это проявление условных рефлексов. Невротическое поведение отличается самобытностью и предполагает уход от мнимой опасности.

В своей более поздней работе он писал о другом обосновании данного разделения. Так, интроверсия объясняется им посредством категории ретикулярной формации. Более детальное изучение вопроса привело к тому, что Айзеком была разработана трёхфакторная теория личности.

Этапы и факторы для анализа личности

Примечание
Трехфакторная теория личности – это теория, основу которой составляет учение об идентификации поведенческих особенностей в разных условиях посредством исследования индивидуальных черт личности.

Существует несколько уровней анализа. На первом уровне происходит исследования в изолированной среде, на втором изучаются поверхностные черты, которые имеют место при повторении повседневных ситуаций. Третий этап позволяет провести группировку факторов: так, повторяющиеся паттерны поведения считаются факторами первого порядка. Четвёртый этап позволяет собрать информацию о факторах второго порядка, которые подразумевают не проявление поведенческих особенностей, а их биологическую обусловленность. Таким образом, на факторах второго порядка можно выделить такие измерения как психотизм, нейротизм и экстраверсию, которые определяются генетическими факторами и уровнем активности ЦНС. Поэтому данные факторы могут рассматриваться как черты темперамента.

Интерес представляет то, что Айзенк не ограничивался в своих исследованиях лабораторными наработками, он старался испытать свою теорию на разных людях — разных возрастов, профессий, социального положения, предрасположенностей, психического состояния, успешности. И многие из этих факторов действительно оказались не побочными. Например, если взять нейротизм и экстраверсию, то у меланхоликов обнаруживается невроз навязчивых состояний, а у холериков истерический невроз.

Психологом были проведены исследования паттернов, интеллектуального развития, памяти и других психологических процессов, поэтому высказанные им гипотезы всегда имели под собой основание. На разработке трёхфакторной теории Айзенк не остановился, им были разработаны различные диагностические методики, самыми известными из которых являются EPQ и EPI.

Вклад в науку Ханса Юргена Айзек сложно переоценить, благодаря его исследованиям психология как научное направление обогатилась теоретическими и экспериментальными знаниями о мозге, темпераменте, особенностях личности и неочевидных взаимозависимостях различных процессов.

Физика

166

Реклама и PR

31

Педагогика

80

Психология

72

Социология

7

Астрономия

9

Биология

30

Культурология

86

Экология

8

Право и юриспруденция

36

Политология

13

Экономика

49

Финансы

9

История

16

Философия

8

Информатика

20

Право

35

Информационные технологии

6

Экономическая теория

7

Менеджент

719

Математика

338

Химия

20

Микро- и макроэкономика

1

Медицина

5

Государственное и муниципальное управление

2

География

542

Информационная безопасность

2

Аудит

11

Безопасность жизнедеятельности

3

Архитектура и строительство

1

Банковское дело

1

Рынок ценных бумаг

6

Менеджмент организации

2

Маркетинг

238

Кредит

3

Инвестиции

2

Журналистика

1

Конфликтология

15

Этика

9

Психологический анализ и его особенности Советский психолог и педагог Б. Г. Ананьев: биография и вклад в науку Исследователь воли Нарцисс Каспар Ах Окружающая среда как катализатор адаптации Специфика адаптации заключённых: проблематика и формы

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы

Имя

Выбрать тип работыЧасть дипломаДипломнаяКурсоваяКонтрольнаяРешение задачРефератНаучно — исследовательскаяОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерскаяНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация в ВАКПубликация в ScopusДиплом MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругое

Принимаю  Политику  конфиденциальности

Подпишись на рассылку, чтобы не пропустить информацию об акциях

работ известного британского психолога Ганса Айзенка признаны «небезопасными» | Science

Работа одного из самых известных и влиятельных британских психологов всех времен, Ганса Айзенка, оказалась в тени после расследования, проведенного Королевским колледжем Лондона, которое признало 26 опубликованных им работ «небезопасными».

King’s заявляет, что результаты и выводы статей «не были сочтены научно строгими» его комиссией по расследованию. Профессор сэр Роберт Лехлер, проректор King’s, связался с редакторами 11 журналов, в которых были опубликованы статьи, и порекомендовал отозвать их.

Айзенк, умерший в 1997 году, много публиковался и написал много известных книг, придерживаясь противоречивых взглядов по ряду вопросов, включая расу и IQ. Расследование было сосредоточено на исследованиях, которые утверждали, что личность играет большую роль в шансах людей умереть от рака или сердечных заболеваний, чем курение.

На протяжении десятилетий ученые критиковали работу Айзенка, но его работы продолжали цитироваться, а его идеи приниматься. Его работа над личностью и болезнью проводилась в сотрудничестве с немецким исследователем Рональдом Гроссарт-Матичеком, изучавшим когорты людей в Црвенке (тогдашняя Югославия) и Гейдельберге между 1960-х и 1980-х годов.

Профессор Энтони Пелоси, консультант-психиатр в Приоратской больнице в Глазго, чье собственное расследование инициировало расследование King’s, сказал, что их работа «привела к тому, что должно быть самой удивительной серией открытий, когда-либо опубликованных в рецензируемой научной литературе, с размеры эффекта, которые никогда не встречались в биомедицинских исследованиях».

Пелоси потребовалось три года, чтобы опубликовать свои опасения, после того как основанный Айзенком журнал Personality and Individual Differences отклонил статью, которую он пригласил Пелоси написать. Наконец, в феврале он был опубликован в Journal of Health Psychology, редактор которого Дэвид Маркс призвал к созданию национального омбудсмена по вопросам честности исследований для расследования обвинений. Выводы были поддержаны Ричардом Смитом, бывшим редактором BMJ, который еще в 19 веке публиковал критику Айзенка.92.

«Эта исследовательская программа привела к одному из самых страшных научных скандалов всех времен», — написала Пелоси.

Среди более чем 3000 человек, участвовавших в исследованиях, Айзенк и его коллеги заявили, что люди с «склонным к раку» характером в 121 раз чаще умирают от болезни, чем люди без него, а люди с «склонным к сердечным заболеваниям» характером 27 раз более вероятно.

Склонные к раку личности описывались как обычно пассивные перед лицом стресса извне. Те, кто был склонен к сердечным заболеваниям, не могли оставить неудовлетворительную ситуацию в покое, что делало их все более агрессивными и враждебными. Здоровая личность была автономной, с позитивным мировоззрением.

У Айзенка и Гроссарт-Матичек, по-видимому, даже было «лекарство» от рака. В одном исследовании они дали 600 «склонным к раку» людям листовку о том, как стать более «автономными» и взять под контроль свою судьбу. В нем содержался такой совет, как: «Вашей целью всегда должно быть создание условий, позволяющих вам вести счастливую и довольную жизнь».

Чудеса появились. За 13 лет у 600 человек, случайно назначенных для так называемой библиотерапии, смертность от всех причин составила 32%, по сравнению с 82% из 600 человек, которым не посчастливилось получить листовку.

«Я искренне считаю, что, прочитав это так внимательно и пытаясь найти альтернативные интерпретации, это мошенническая работа», — сказала Пелоси, которая обеспокоена тем, что у идей Айзенка все еще есть последователи.

«Его помощники всегда хвастались, что он самый цитируемый психолог всех времен», — добавила Пелоси. «В индексе цитирования социальных наук он был третьим. Номер два — Фрейд. Первым был Карл Маркс. Он был чрезвычайно плодовитым, широко цитируемым и очень влиятельным».

Судебные документы в США показывают, что теории Айзенка о личности как более сильной причине рака легких, чем курение, принесли ему финансирование исследований от табачных компаний. В 19В 91 году он опубликовал книгу под названием «Курение, личность и стресс», переизданную совсем недавно, в 2012 году, в которой он утверждает, что «хотя курение является фактором риска развития рака и ИБС (ишемической болезни сердца), его последствия преувеличены».

Пелоси говорит, что психологические проблемы, такие как депрессия или беспокойство, могут играть определенную роль в физическом заболевании. «Я как бы думаю, что в этом что-то есть, и это достойная область изучения, но Айзенк подрывает все это своими нелепыми заявлениями», — сказал он.

Мотивация Гроссарта-Матичека, который все еще жив и с которым связались для комментариев, «кажется, возникла из-за квазирелигиозной веры в то, что он может предотвратить рак и отсрочить смерть от неизлечимой метастатической болезни», — написал Пелоси в своей статье. . «Многие маргинальные практикующие врачи придерживаются такого же убеждения. В отличие от них, Гроссарт-Матичек пытался доказать свои убеждения, но без эпидемиологической подготовки и, на мой взгляд, с серьезными недостатками в своем научном и клиническом понимании.

«Гроссарт-Матичек имел несчастье стать протеже самого влиятельного психолога своего поколения, которому нужны были данные для поддержки его теорий о психогенных причинах рака».

PEN-модель личности Айзенка

  1. Личность

Взгляд на теорию Ганса Айзенка о трех измерениях личности.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Ссылки
  1. Юнг, К.Г. и Годвин Бейнс, Х. (1921). Психологический тип . Цюрих: Рашер.
  2. Айзенк, Х. Дж. (1979). Преступление и личность . Медико-правовой журнал. 47(1). 18-32 .
  3. Йеркс, Р. М. и Додсон, Дж. Д. (1908). Отношение силы раздражителя к быстроте формирования привычки. Журнал сравнительной неврологии . 18 (5). 459-482.
  4. Грей, Дж. А. (1970) Психофизиологические основы интроверсии-экстраверсии. Поведенческие исследования и терапия . 8 (3). 249-266.
  5. Айзенк, Х.Дж. и Айзенк, С.Б.Г. (1976). Личностный опросник Айзенка . Служба образовательных и промышленных испытаний.
  6. Айзенк, Х. Дж. и Фернхэм, А. (1993). Личность и художественная шкала Бэррона-Уэлша. Перцептивные и моторные навыки . 76 (3). 837-838.
  7. МакКрей, Р. Р. и Коста, П. Т. (1987). Проверка пятифакторной модели личности с помощью инструментов и наблюдателей. Журнал личности и социальной психологии . 52 (1). 81-90.
  8. ДеЯнг, К.Г., Куилти, Л.К., и Петерсон, Дж.Б. (2007). Между гранями и доменами: 10 аспектов Большой пятерки. Журнал личности и социальной психологии . 93 . 880-896.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого теста на архетип.

Ты злишься?

Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты своего эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого теста на архетип.

Ты злишься?

Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts