Айзенка биография: Ганс Айзенк — Психологос

Содержание

Что такое IQ: как проходят IQ-тесты и что значат их результаты

Только 2% населения Земли имеют IQ выше 132. Рассказываем, что значит этот показатель и как он влияет на обучаемость, карьеру и жизненный успех

IQ, Коэффициент интеллекта (англ. intelligence quotient), или коэффициент умственного развития — это показатель интеллекта человека, который можно измерить с помощью специальных психологических тестов. Психологи говорят о среднем IQ, а также об IQ выше или ниже нормы. Термин IQ в обыденном и психологическом смысле можно заменить синонимами «когнитивные способности», «умственные способности» или «интеллект».

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты можно было описать с помощью шкалы нормального распределения. Средним IQ считается показатель 100, с отклонением плюс-минус 15. Это значит, что если измерить IQ у большой группы людей, большинство наберут от 85 до 115 баллов.

Все оценки IQ попадают в эту шкалу нормального распределения (Фото: Wikipedia)

Тесты IQ не оценивают уровень знаний, эрудированности или, например, креативности. Они были созданы для измерения так называемого общего интеллекта — разных аспектов умственных способностей: вербальных, аналитических, логических, визуально-пространственных, а также рабочей памяти.

В 1904 году британский психолог Чарльз Спирмен (Charles Spearman) заметил, что разные когнитивные способности тесно связаны друг с другом. Другими словами, если у вас хорошая память, то, скорее всего, вы хорошо рассуждаете логически. Спирмен предположил, что существует «общий интеллект» и что его можно измерить. Этот измеряемый показатель — фактор общего интеллекта (general intelligence factor) он обозначил буквой g.

На основе теории Спирмена психологи начали придумывать методы измерения фактора g: тесты, опросники, задания для разных возрастных групп. Измеряя показатель общего интеллекта с помощью тестов, ученые изучают взаимосвязи между ним и, например, количеством белого вещества мозга, расой, полом, наследственностью, показателями успеха и социально негативными явлениями.

Какие тесты измеряют IQ

IQ-тесты или тесты на определение уровня интеллекта — это общее название тестов, созданных в разные годы для измерения интеллекта у разных групп людей. Единого стандартного и универсального IQ-теста не существует.

Тест Стэнфорд-Бине

Это один из самых известных тестов на IQ у детей. В начале 1900-х годов французские психологи Альфред Бине и Теодор Симон разработали шкалу измерений умственных способностей, чтобы отделить одаренных детей от тех, которым необходима помощь и поддержка в обучении. Впоследствии тест Бине доработал профессор Стэнфордского университета Льюис Терман, и новую версию назвали шкалой интеллекта Стэнфорд-Бине.

Тест оценивал интеллект ребенка по 5 параметрам:

  • подвижный интеллект — способность человека анализировать и решать задачи независимо от накопленного опыта;
  • вербальный интеллект и общие знания;
  • математическое мышление;
  • визуально-пространственный интеллект;
  • рабочая память.

Задания были вербальными и невербальными.

Сейчас тест существует в 5-й редакции и используется в США и Европе в клиниках, центрах дополнительного образования или школах для детей с трудностями в обучении. В России с помощью теста Стэнфорд-Бине тоже оценивают умственное развитие детей.

Тест Векслера

Американский психолог Дэвид Векслер (David Wechsler) предложил в 1939 году серию тестов для измерения умственных способностей. Изначально тест использовался в клинических целях и только для взрослых. Позже его адаптировали для детей. Впоследствии обе шкалы дорабатывались.

Тест Векслера состоит из двух частей:

  • вербальные задания — решить арифметические задачи, повторить числа, ответить на общие вопросы;
  • невербальные задания — выложить кубики, разложить картинки, соединить пазлы.

Сложность возрастает от задания к заданию. Тест проверяет логическое и вербальное мышление, визуально-пространственный интеллект.

Тест Векслера активно применяют в России: для определения умственной отсталости у детей и взрослых, при диагностике у ребенка задержки развития, аутизма.

Его результаты используются для медицинской диагностики, тест является обязательным в рамках любых официальных комиссий: ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) или МСЭ (медико-социальная экспертиза) и других. Его проводят клинические и медицинские психологи.

Тест Айзенка

Этот тест на интеллект создал британский психолог Ганс Айзенк. Существует около десятка его вариантов, несколько из них объединены в «комбинированный IQ-тест Айзенка» из 40 вопросов. Тест с вербальными и невербальными заданиями измеряет математическое мышление, вербальный и визуальный интеллекты.

Задание из теста Айзенка: выбрать нужную фигуру из пронумерованных (Фото: psytest24.ru)

Тест Айзенка получил большое распространение в России, но в англоязычном мире он почти не используется для измерения интеллекта. Тест Векслера считается на Западе более надежным и корректным. В 2019 году проводились расследования относительно научной деятельности Ганса Айзенка, многие его работы признаны «вызывающими большие вопросы». Возможно, по этой причине тест Айзенка не упомянут среди современных тестов на IQ в англоязычной Википедии.

Тест Равена или прогрессивные матрицы Равена

Это невербальный тест, состоящий из 60 рисунков-заданий, которые называются «матрицами». В каждом задании нужно выбрать недостающий элемент, который дополнит картинку. Сложность вопросов возрастает по мере прохождения.

Одно из заданий теста Равена (Фото: 123ru.net)

Тест был предложен в 1936 году британским психологом Джоном Рейвеном, он измеряет общий интеллект, включая абстрактное мышление и способность человека анализировать и решать задачи независимо от накопленного опыта. Благодаря простоте использовании и интерпретации результатов, а также отсутствию вербальных заданий, тест быстро распространился и стал использоваться для диагностики умственного интеллекта у новобранцев армии США, студентов университетов и школьников.

Школьный тест умственного развития ШТУР

Этот тест разработан группой российских психологов специально для диагностики умственного развития учеников 7–9 классов. Он состоит из 6 частей, в каждой собраны однотипные вопросы на общие знания и эрудицию, на умение устанавливать аналогии, логически рассуждать, находить закономерности в числовом ряде. Тест построен на материале школьной программы. Результаты подсчитываются не только для каждого ученика, но и сопоставляются с общим уровнем в классе.

Пример задания из ШТУР (Фото: defectologiya.pro)

Кажется, назвать ШТУР тестом на интеллект в чистом виде нельзя: он измеряет, насколько уровень умственного развития одного ученика совпадает с общим уровнем в группе и есть ли у ребенка проблемы с усвоением школьной программы.

Галина Андреева, клинический психолог, аспирант РАНХиГС:

«Традиция измерения и изучения интеллекта — это западная традиция, отечественная психология разрабатывала тесты диагностики мышления. В России самые распространенные тесты на интеллект — это тест Векслера, матрицы Равена, тест Айзенка-Горбова».

Как и зачем используют IQ-тесты

Для определения уровня интеллекта в обществе, в том числе по странам

В 2002 году британские психологи Ричард Линн (Richard Lynn) и Тату Ванханен опубликовали книгу «Коэффициент интеллекта и богатство народов» (англ.: IQ and the Wealth of Nations). В ней приводятся средние данные IQ для 81 страны. В книге много интересных и спорных выводов, один из них: в странах с более холодным климатом средние значения IQ максимальны. Книга подверглась обширной критике за методологию и некорректный сбор данных, но это не мешает Ричарду Линну проводить новые исследования IQ по странам: согласно отчету 2019 года самые высокие средние показатели IQ в мире принадлежат японцам, жителям Тайваня и Сингапура.

Карта распределения среднего показателя IQ странам (Фото: Wikipedia)

Для измерения интеллекта учащихся

Многие тесты на интеллект специально созданы для того, чтобы оценить способности учащихся, прогнозировать, как они будут справляться с учебной программой и при необходимости помочь им адаптироваться к ней.

Например, тест Стэнфорд-Бине в западных странах используется для распределения детей в разные типы школ. С помощью теста ШТУР российские психологи оценивают, насколько дети справляются со школьной программой, что усваивают лучше, что хуже. Оценка вербального, математического и критического мышления входит и в стандартизированный экзамен GRE (Graduate Record Examinations), который должен сдать каждый поступающий в магистратуру и аспирантуру американского университета.

Для оценки кандидатов при приеме на работу

Разные тесты, близкие к IQ-тестам, часто используют при приеме на работу в крупные аудиторские, консалтинговые, юридические компании и инвестиционные банки. Например, консалтинговая компания Deloitte, входящая в «Большую четверку аудиторов», отбирает кандидатов с помощью специальных оценочных тестов. Они проверяют вербальный интеллект, математические и и аналитические способности, «ситуационное» мышление.

Задание из теста Deloitte на логическое мышление (Фото: hrlider. ru)

Одному из самых известных тестов на критическое мышление — тесту Уотсона-Глейзера уже более 85 лет. Его используют в британских и американских юридических компаниях при отборе кандидатов на стажировку. Он проверяет логическое мышление и подвижный интеллект.

В России подобные тесты могут встретиться при устройстве в крупные страховые, аудиторские и юридические компании.

Для самопроверки

Люди часто самостоятельно решают проверить свой IQ. Причины могут быть разными: от чистого любопытства до подозрений, что их когнитивные способности снизились.

Галина Андреева:

«Иногда взрослые чувствуют рассеянность, забывчивость, утомляемость и хотят проверить интеллект. Часто родители хотят проверить интеллект ребенка, если подозревают его снижение. Это можно сделать в частном порядке во многих детских психологических центрах, а также в нейропсихологических центрах или у частного психолога.

Проблема диагностики интеллекта в том, что люди выучивают часть теста заранее в интернете. Конечно, психолог легко вычисляет подготовленных людей, но использовать IQ-тест он уже не может, а, значит, приходится использовать другие методы, например, методики патопсихологического обследования. Эти методики хорошие, но они не количественные, т.е. они не дадут в итоге числовой результат IQ».

С помощью тестов в интернете, скорее всего, не удастся определить свой IQ. Чтобы получить достоверный результат, понадобится специалист-психолог, потому что медлительность, волнение или незначительные изменения в формулировке заданий влияют на оценку.

Связан ли высокий балл IQ с успешностью

Хотя результаты всех тестов на IQ привязаны к нормальному распределению со средним баллом 100, количество баллов, которое человек набирает в разных тестах. может немного отличаться. Это связано и с погрешностями, и с разными заданиями самих тестов.

Уровни развития интеллекта по Векслеру. Иллюстрация из книги Владимира Дружинина «Психология общих способностей»

Галина Андреева:

«Нормативы тестов, которые сейчас применяют в России, довольно мягкие, т. е. IQ в диапазоне от 90 до 109 — это, прямо скажем, средний результат, Он означает, что вы решили тест так же как и половина людей в вашем возрасте. Если ребенок хорошо развивается и родители уделяют внимание его дополнительным занятиям, то естественно ожидать, что он может показать результаты выше 110 баллов по тесту IQ.

Высокий IQ — это, конечно, приятно. Результаты IQ прямо коррелируют со школьной успеваемостью, но один только высокий интеллект не гарантирует непременного жизненного успеха. Успех больше связан с социальными навыками, мотивацией достижений, способностью произвольно ставить цели, идти на риск и, вообще, быть активным человеком».

Нейропсихологи полагают, что высокий балл IQ положительно влияет на профессиональную успеваемость, социальную мобильность и качество выполненной работы. С принятием решений в повседневной жизни обладатели высокого интеллекта тоже справляются успешнее.

Люди, которые показали высокие результаты IQ в детстве и юности, в более позднем возрасте отличаются хорошим здоровьем, они реже умирают молодыми. Исследователи наблюдали за 1 млн мужчин в течение примерно 20 лет после прохождения тестов на интеллект. Смертность мужчин с относительно высоким интеллектом была на 32% ниже, чем смертность среди мужчин с низким.

Люди с высоким IQ

Сейчас среди самых умных людей планеты с IQ более 200 называют американского астрофизика Кристофера Хирата (Christopher Hirata), австралийского математика Теренса Тао (Terence Tao) и американскую журналистку Мэрилин вос Савант, которая с 1985 по 1989 год была занесена в Книгу рекордов Гиннесса в категории «Самый высокий IQ». Впоследствии Гиннес отказался от этой категории, заявив, что тесты на интеллект слишком ненадежны для определения единственного рекордсмена. Более того, тест, которые показал очень высокий балл у Мэрилин вос Савант, по прошествии времени были раскритикован психологами.

Иногда говорят, что IQ Эйнштейна был очень высоким или очень низким. Но нет никаких документальных подтверждений, что его вообще когда-либо тестировали. В начале 1900-х годов, когда Эйнштейн стал научным светилом, тесты IQ только зарождались.

Галина Андреева:

«Если родители подозревают у своего ребенка какую-то одаренность, то можно проверить способности ребенка старше 11 лет на Продвинутых Прогрессивных матрицах Равена. Они используются для диагностики детей в специальных школах с усложненной программой.

По моему мнению, лучше всего «прокачивает» интеллектуальные способности изучение иностранного языка — это общепризнанный тренд, действительно работающий как для детей, так и для взрослых. Только заниматься нужно не в приложении на телефоне, а хотя бы на онлайн-курсах — в более динамичном темпе».

Как умный Ганс дураков сосчитал – Деньги – Коммерсантъ

3K 17 мин.

&nbspКак умный Ганс дураков сосчитал

       Вам нужно взять сотрудника на работу. Перед вами лежит его CV, из которого вы узнаете, где он родился и где учился. Если претендент молод, этим сведения о нем и ограничатся. Ну и как быть? Может, он дурак, псих или вор. Для ответа на эти вопросы серьезные компании используют тесты. Вот интеллект, например, определяют по всемирно известному тесту на IQ Ганса Юргена Айзенка, который уже несколько десятилетий популярен не только у рекрутеров, но и, что называется, в быту. И пусть результаты теста многие считают очень спорными. Бесспорно другое: сам Айзенк был далеко не глупым человеком.

       Профессора Айзенка всю жизнь сопровождали скандалы. Он действительно не лез ни в какие рамки, хотя внешне, анкетно, все выглядело очень благопристойно. Родился в Берлине 4 марта 1916 года в актерской семье — его отец снимался в комедийных фильмах, а мать играла в немых. В 1938 году получил степень бакалавра, в 1940-м — доктора философии. Учился в Германии, работал в Лондоне, был дважды женат и оказался в итоге отцом четырех сыновей и дочери. Написал 84 книги и 1094 статьи. Был почетным членом одних ассоциаций, президентом других, среди которых отнюдь не случайно затесался даже Дельвичский теннисный клуб. Умер два года назад, прожив долгую плодотворную жизнь. Однако на этом «глянец» его биографии и заканчивается.
       
Плейбой и вольнодумец
       Когда Айзенку исполнилось восемнадцать, он вместе с классом пошел слушать Гитлера. Гитлер ему не понравился, хотя в школе, по его словам, он был «единственным нееврейским мальчиком, настроенным против фашизма». Когда он признался в этом, ему набили морду. Морду били чуть ли не всем школьным коллективом, поскольку юный Айзенк был «качком», косая сажень в плечах, да еще и лучшим теннисистом школы. На следующий после избиения день он дал обидчикам достойный ответ, поставив им дюжину фингалов под рукоплескание обожавших его девушек. Скандал, грозивший перерасти в суровое долгоиграющее побоище, удалось с трудом замять: нечего держаться за принципы, считали учителя, через полгода он все равно окончит школу.
       Несмотря на не очень лестные рекомендации, Айзенка, обаятельного и неплохо подготовленного, приняли в Берлинский университет на философский факультет. Там самостоятельность проявлять стало посложнее: приятели и старшие товарищи упорно намекали ему, что неплохо бы вступить в СС. Обстановка вокруг нагнеталась, и мать с отчимом, еврейским режиссером, решили уехать от греха подальше. Сначала во Францию, где Айзенк изучал историю и литературу в Дижонском университете, затем в Англию. Заявившись в Лондонский университет, Айзенк внезапно решил переквалифицироваться в естествоиспытателя и попросился на физфак. В учебной части университета остроносая худосочная инспекторша, с очками на носу и пучком волос на голове с торчащими из него шпильками, раздраженно объяснила ему: после истории и литературы естественной выглядит психология, но не физика. «Черт с ней, с бюрократической глупостью,— решил Айзенк,— психология тоже занимательная штука». Говорят, поскандалил изрядно, но на курс все-таки записался.
       
Внештатный астролог Третьего рейха
       Он закончил университет с отличием, хотя, как позже свидетельствовали его однокурсники, по многим вопросам был ни в зуб ногой — просто умел легко разговаривать на любые темы и производить своей самоуверенностью приятное впечатление на профессуру. С красным дипломом под мышкой он отправился на стажировку в Германию, надеясь своим образом мысли произвести там настоящий фурор. Английские профессора дали ему хорошие рекомендации, окрестив «надеждой будущей науки». Несколько частных колледжей пригласили его даже выступить с лекциями, что весьма лестно для молодого ученого. И Айзенк ринулся.
       Германия бурлила. Общественное мнение было на высшей точке кипения. Кризис, приход фашистов к власти, бурные дебаты о судьбах нации, идеальном генетическом коде, людях будущего, которыми, конечно же, должны стать истинные арийцы. Публичные лекции и дискуссионные клубы собирали гигантские аудитории. Люди жаждали полемики и немыслимых открытий. Молодой, рослый и эффектный Айзенк казался воплощением этой немецкой мечты. Он словно Прометей носился из клуба в клуб, из одного публичного общества в другое, где величественно заседали домохозяйки, амбициозные студенты, неоцененные гении, и проливал свет на проблему проблем: как устроено главное достоинство человека — интеллект. Официальная идеология Германии тех лет подействовала на него как допинг. Разговоры о сверхнации, состоящей из совершенных людей, подготовки к чисткам и селекции самых красивых-умных-здоровых кружили ему голову. Биологи и химики нацистской Германии, Италии, Японии уже начали генетические опыты над людьми. В том числе на мозге. Айзенка потрясают эти эксперименты, он внимательно следит за ними. Даже сам работает в нескольких анатомических лабораториях, анатомирует и взвешивает мозги, пытаясь ответить на мучающий его вопрос: влияет ли размер и вес мозга человека на его умственные способности? Фашизм притягивал его безусловно, хотя сам он всегда отрицал это.
       С особенным рвением он ищет ответы на ключевые вопросы своей жизни и деятельности в астрологических картах: под какими знаками-созвездиями родились гении, какие судьбы в большей степени способствуют раскрытию дарований? На долгие годы астрология становится для него настоящей idee fixe. Он составляет карты, штудирует труды корифеев. В конце тридцатых ведет переписку с многими знаменитыми астрологами Европы и Америки. Собственноручно составляет гороскопы для верхушки Третьего рейха. Перед самым началом войны он направил в рейхстаг письма Геббельсу и Гиммлеру — с их индивидуальными астрологическими картами. Ответа от них он не получил, хотя предостерегал их от грядущего краха, страшных смертей, необдуманной агрессии и насилия. Очевидно, власти сочли его сумасшедшим и всячески содействовали его эмиграции.
       
Человек-термометр
       Он вернулся в Англию и засел за серию статей, глубоко фашистских по духу: о перенаселении планеты и грядущей жестокой борьбе за выживание; об избранных, которые должны стоять во главе человечества; об их аскетическом воспитании и, как следствие, железной воле и железном духе. Айзенк считал демократию чушью и сетовал по поводу губительной приверженности к ней некоторых слабовольных политиков, которые тем самым ведут свои народы к гибели. Его не просто не принимали, его ненавидели. Считали то конъюнктурщиком, то профессором, «сидящим на двух стульях», то просто сумасшедшим.
       То, что он был очень странным человеком, это точно. На свои лекции он, например, приносил кучу всякого хлама: груды градусников, термометров, весов. Говорил: все можно измерить, и мозги тоже. Известны его бесконечные рассуждения о белых древесных сверчках: мол, если к числу стрекотаний, которое это насекомое производит за 15 секунд, прибавить сорок, то получится температура воздуха на данный момент, измеренная в градусах Фаренгейта. Аудитория покатывалась со смеху, когда он уточнял: «Белые древесные сверчки редки, их трудно поймать, они слабо встраиваются в общую систему физических законов, на которой зиждется наша система измерений. Поэтому изобретение термометра было признано всеми как значительное достижение. И для измерения интеллекта мы придумаем свой термометр».
       За упорные поиски «интеллектуального измерителя» коллеги прозвали Айзенка «человеком-термометром». Квартирка, которую он снимал на окраине города, была завалена измерительными приборами всех времен и народов вперемешку с астрологическими картами и книжками про насекомых. Это было и коллекционирование, и страсть, и фетишизм, и немного безумие.
       
Военный доктор
       Вторая мировая война помогла Айзенку. В английские ВВС его не взяли: он принадлежал к вражеской нации и потому был командирован в военный госпиталь в Милл Хилл — больницу в пригороде Лондона — для лечения эмоционально неуравновешенных солдат. Насмотрелся такого, что врагу не пожелаешь: мордобои, самоувечья, агрессия против врачей. Впрочем, работал он и с нормальными ранеными, помогая им после травмы психологически реабилитироваться или учиться полноценно жить с приобретенным увечьем. При этом Айзенк ни на минуту не прекращал занятий наукой. Помогая больным пройти психологическую адаптацию и стуча молоточком по их коленкам, он задает массу вопросов, не относящихся к делу, пытаясь опробовать на пациентах первые тесты, предложенные учеными-психологами ХIХ века. По ночам штудирует их талмуды, днем в госпитале ставит эксперименты. Толстенные тетради исписаны мелким почерком, но толку чуть. Все равно умного солдата от глупого на глаз отличить проще, чем с помощью неуклюжих тестов, предложенных сто лет назад.
       Тем не менее в госпитале Айзенка оценили и оставили работать и после окончания войны, плавно продвигая по служебной лестнице. В то время он уже часто печатался и был замечен не только научным сообществом, но и общественным мнением. Популярность он завоевал легко — подвергнув уничтожающей критике тогдашнего кумира Зигмунда Фрейда (благо Фрейд умер и ответить уже ничего не мог). Айзенк люто ненавидел его. Примерно так же, как и нацисты. «Психотерапия — это просто чушь,— говорил он.— Вот пришел ко мне больной с половым расстройством, я порекомендовал ему посмотреть один фильм — и все у него прошло. Больные с неврозами со временем выздоравливают сами по себе». Он, изучавший мозги, презирал «знаменитого шарлатана», изучавшего половые инстинкты. Он низводил психотерапию, брызгал слюной, приводя контрпримеры, и общественность взирала на это с неподдельным интересом. Нет никакого эдипова комплекса! А есть «художественная литература венского профессора: недаром ему вручили премию Гете, хороший писатель был». В общем, Айзенк претендовал на роль властителя дум, которым был Фрейд. И находился уже в шаге от цели.
       
Изобретатель IQ
       Критика Фрейда и собственные спорные работы принесли ему громкое имя. Его приглашают читать лекции по всей Европе, все аудитории набиты до отказа, публика внимает рассуждениям профессора о природе интеллекта. Оно и понятно — ведь тема касается каждого. Но ответа на главный вопрос — как понять, умнее ты соседа или нет,— Айзенк не дает. До той поры, пока однажды во время подготовки к одной из лекций в Ганновере случайно не обнаруживает работы французского психолога Бине.
       А было так. Айзенк пришел в библиотеку и заказал наобум несколько книг по психологии. Вдобавок к тем, что были нужны. И обалдел. Оказалось, что именно Бине в начале ХХ века был озабочен той же проблемой и даже разработал ряд тестов для определения уровня интеллекта. И многого добился: в 1904-м французское министерство общественного образования по его рекомендации даже создало комиссию, которая должна была решить, как обучать умственно неполноценных детей, посещающих парижские школы. Проблема понятна: отсталых детей надо как-то рассортировать на классы, а для этого оценить их умственные возможности. Бине создал для этого серии задач, которые оценивали уровень сообразительности. Айзенк взял за основу идею Бине (для каждого возраста существует своя норма интеллектуального развития), придумал, как это применить по отношению к взрослым, ввел термин коэффициент интеллекта — и приготовился к славе. И небезосновательно.
       IQ тут же приобрел популярность. Он появился в офисах, конторах и домах в 50-е годы. Тогда, как и теперь, каждому было интересно узнать, как с мозгами у него, у близких, у подчиненных. Это была настоящая сенсация, в один день сделавшая Ганса Юргена Айзенка звездой первой величины. Он получил все мыслимые степени, разъезжал по миру с лекциями по методологии IQ, стал респектабельным состоятельным мужчиной. Ведущие университеты Европы и США покорно стояли в очереди на профессора Айзенка по полгода и более. За лекции ему платили баснословные деньги, снимали номера в лучших отелях, предоставляя эскорт-услуги самих дорогих фирм и развлекая на званых ужинах обществом первых государственных персон. На колкие вопросы аудитории вроде «а у вас самого-то какой IQ?» он умело отвечал: очевидно, высокий, раз я все это придумал. Его книги выходят на всех языках мира гигантскими тиражами. В транспорте все, от студентов до домохозяек, зачитываются его хитами, носящими гордые названия «Многомерность личности», «Использование психологии и злоупотребления в ней», «Закат и гибель империи Фрейда». И все, все поголовно считают IQ.
       
Скандалист
       Многие из лекций великого мэтра вызывали скандалы. В 1971 году, после публикации его статьи «Раса, интеллект и образование», на одном из публичных выступлений Айзенка закидали тухлыми яйцами. За то, что он черным по белому написал: у черных IQ на 15 пунктов ниже, чем у белых, и это объясняется особенностями генетического кода. Европе и США, стремительно проваливавшимся в воронку политкорректности, такой неприкрытый расизм был явно не по нутру. Айзенка называли великим провокатором, enfant terrible 70-х, несмотря на то что он был уже пожилым человеком. Он обожал собственноручно продавать свои книги, вальяжно восседая в больших книжных магазинах на кожаном диване, щедро раздавать автографы и до хрипоты спорить с покупателями. Это развлекало его и очень напоминало дискуссионные клубы его молодости.
       Несколько раз его даже били. Например, весной 1973 года в Сорбонне едва он успел произнести первую фразу лекции, как студенты снесли кафедру и бросились на него с криками: «Расист! Фашист!» Сбили его с ног, разбили очки. У Айзенка хлынула кровь из носа, вызвали полицию, однако он не выдвинул против студентов никакого обвинения. Потому что репутация вольнодумца и скандалиста не предполагала игры по заурядным правилам. О себе он всегда говорил без ложной скромности: «Когда я только начал заниматься психологией, она была совершенно дефективной. Сейчас ее репутация благодаря моим работам полностью восстановлена». В проповедуемых им методах лечения тоже было много провокации и отрицания существующих в психологии стереотипов. «Я считаю,— говорил он,— что, если ребенок бьется головой о стену, достаточно запирать его в комнате на 10 минут каждый раз, когда он начинает выделывать глупости. И болезнь будет вылечена». Мамашам это нравилось — ведь так они и поступали. А психологи бесновались: в таком случае получалось, что все их теории — полная чушь. Особенно их раздражала и вызывала публичные скандалы на конференциях его методика лечения отвращением. Айзенк прописывал пациентам электрошок и психотропные препараты, провоцировавшие удушье. От нежелания подвергаться пыткам больные сразу выздоравливали. Сильным аргументом критикующих было напоминание: «Его расизм и жестокость — от непонятных отношений Айзенка с фашистами. С одной стороны, он бежал от них, с другой — всегда высказывал близкие им идеи».
       
Курить не вредно
       Утихать скандалам Айзенк не давал ни на минуту. Так в середине 70-х он написал статью, где доказывал, что курение абсолютно невредно для здоровья и не провоцирует развития рака (онкологи, как раз тогда, как им казалось, доказавшие эту фатальную связь, перестали с ним здороваться). «Курение и рак легких,— писал Айзенк,— одновременно являются симптомами одного и того же расстройства личности, возможно, генетического происхождения». Увидев такую бурную реакцию — радость курильщиков, неистовство врачей, недоумение домохозяек — и почувствовав всплеск общественного интереса к онкологии, Айзенк написал еще одну статью, которая была немедленно переведена на множество языков и перепечатана даже глянцевыми журналами. «Раком болеют не от сигарет и не от дурной жизни, дело совсем в другом. Тип личности, склонной к заболеванию раком, характеризуется неспособностью выражать эмоции, ощущениями безнадежности, беспомощности и депрессии, а также неправильной реакцией на стресс. Тип личности, склонной к заболеванию коронарных сосудов сердца, в большинстве случаев характеризуется злобой, агрессивностью и враждебностью». Дискуссиям и критике не было конца. «Вам интересно, кто чаще выздоравливает? — задавался Айзенк риторическим вопросом в следующей статье.— Ответ очень прост. Больные, которые хотят сражаться с болезнью, гораздо чаще выздоравливают, чем те, которые ведут себя пассивно. Удивительно, но эти скандалисты, доводящие своих докторов до белого каления, эти суетливые психопаты выживают значительно чаще, чем люди с пристойным поведением. Симпатичные люди умирают значительно чаще».
       К этой же теме он вернулся уже в 90-е годы, опубликовав результаты четырехлетнего исследования, профинансированного американским табачным королем Рейнолдсом, выступившим в поддержку спора о вреде курения и роли личности в истории своей болезни. Исследование подтвердило гипотезы Айзенка. Ученый мир не принял его выводов, заявив, что это подтасовка фактов. Тогда Айзенк предложил поставить эксперимент на себе самом: «Я не знаю, что такое ярость, депрессия или страх, вот и делайте выводы о моих предрасположенностях». Когда его протестировали с помощью электродов, выяснилось, что он спокоен как покойник. Реакции абсолютно нулевые. Решили даже, что оборудование неисправно. Так, полностью подтвердив свою гипотезу о происхождении заболеваний, Ганс Юрген Айзенк умер — 4 сентября 1997 года в возрасте 81 года от рака мозга.
       
МАРИЯ ГОЛОВАНИВСКАЯ, ЕЛЕНА ВАНСОВИЧ
       
——————————————————
       АЙЗЕНК БЫЛ ПОМЕШАН НА ТРЕХ ВЕЩАХ — НА АСТРОЛОГИИ, КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ И ТЕСТАХ НА IQ. НАСТОЛЬКО, ЧТО ЗАСЛУЖИЛ ДАЖЕ ПРОЗВИЩЕ «ЧЕЛОВЕК-ТЕРМОМЕТР»
       ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОПУЛЯРНОСТЬ АЙЗЕНКУ ПОМОГАЛИ ПОСТОЯННЫЕ СКАНДАЛЫ. ТО ОН НАЗЫВАЛ ФРЕЙДА ШАРЛАТАНОМ, ТО ЗАЯВЛЯЛ, ЧТО КУРЕНИЕ НЕ ПРОВОЦИРУЕТ РАКА, ТО УТВЕРЖДАЛ, ЧТО НЕГРЫ ГЛУПЕЕ БЕЛЫХ
——————————————————
       
Теория
       
У кого какой IQ
       Примерно у половины людей IQ между 90 и 100, у четверти он ниже, у четверти — выше: около 14,5% людей имеют IQ от 110 до 120, 7% — от 120 до 130, 3% — от 130 до 140 и только примерно 0,5% — выше 140. От студентов университетов можно ждать IQ около 125. Для получения диплома с отличием студент, вероятно, должен иметь IQ по меньшей мере 135-140.
       14,5% людей имеют IQ между 80 и 90, 7% — между 70 и 80, остальные — ниже этого уровня. Люди с IQ ниже 70 порой классифицируются в учебниках как умственно неполноценные. Внутри этой группы имеется еще более детальное деление — на дебилов (IQ между 50 и 70), имбецилов (IQ между 25 и 70) и идиотов (IQ ниже 25). Считается, что дебилы могут овладеть трудовыми навыками и нормально вести себя, если находятся под наблюдением. Имбецилы должны жить в специальных медучреждениях, но могут сами себя обслуживать и избегать простых опасностей. Идиоты не могут даже этого.
       Люди с низким IQ плохо справляются с учебными и интеллектуальными занятиями. Причина, разумеется, в том, что интеллект является необходимой предпосылкой успеха и никакая настойчивость не может компенсировать недостатка способностей. Однако очевидно и другое: интеллект является необходимым, но вовсе не достаточным условием успеха.
       
IQ профессиональных групп
       Профессиональная группа IQ
       Администраторы и профессионалы высшей квалификации 153
       Профессионалы менее высокой квалификации 132
       Высококвалифицированные специалисты, священники 117
       Квалифицированные специалисты 109
       Специалисты средней квалификации 98
       Неквалифицированные рабочие 87
       Временные рабочие 82
       Среднестатистический нормальный IQ 100-130
——————————————————-
       
Практика
       
Где используется тест на IQ
       Тест на IQ кадровые службы западных компаний начали применять в середине 50-х. Тогда профсоюзная активность во всех цивилизованных странах привела к тому, что быстро уволить человека стало невозможно. Сейчас каждая вторая фирма в США и каждая третья в Европе используют этот тест при приеме сотрудников на работу. Довольны таким тестированием не все. В мировой практике известны случаи судебных процессов по делам, связанным с отказом в приеме на работу в связи результатами теста на IQ. В России тест Айзенка стали применять лишь в начале 90-х, с появлением коммерческих структур. IQ-эпидемии у нас пока не наблюдается, хотя тестирование широко применяется в авиакомпаниях, банках, страховых компаниях, рекламных агентствах, PR-службах, охранных структурах, издательствах, а также в конторах, занятых поисками потенциальных супругов.
——————————————————-
       
Проверьте IQ
       
У вас 30 минут
1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.
       
2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
ОБЫ (…) КА
       
3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
       ААЛТЕРК
       КОЖАЛ
ДМОНЧЕА
ШКААЧ
       
4. Вставьте недостающее число.
       
5. Вставьте пропущенное слово.
       БАГОР (РОСА) ТЕСАК
ГАРАЖ (…) ТАБАК
       
6. Вставьте пропущенное число.
       196 (25) 324
325 ( ) 137
       
7. Продолжите ряд чисел.
18 10 6 4 ?
       
8. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
       НИАВД
СЕОТТ
СЛОТ
ЛЕКСОР
       
9. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.
       
10. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных.
       
11. Вставьте недостающую букву.
Щ Ц Т П Л ?
       
12. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
МЕ (…) ОЛАД
       
13. Вставьте пропущенное число.
       
14. Вставьте недостающее число.
       4 9 20
       8 5 14
10 3 ?
       
15. Вставьте недостающее число.
       16 (27) 43
29 ( ) 56
       
16. Вставьте недостающие буквы.
       
17. Выберите нужную фигурку из пронумерованных.
       
18. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
       
19. Вставьте пропущенное число.
6 11 ? 27
       
20. Вставьте пропущенное число.
       12 (56) 16
17 ( ) 21
       
21. Вставьте пропущенное слово.
       ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ
КОСЯК (. …) МИРАЖ
       
22. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
ПРИК (…) ЬЯ
       
23. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
       ЖААРБ
ТЯХА
НУССК
КОДАЛ
       
24. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
РУКА (…..) ГРОЗДЬ
       
25. Вставьте пропущенную букву.
       А Г Ж
Г З Л
З М ?
       
26. Вставьте пропущенные буквы.
       
27. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
       
28. Выберите нужную фигурку из пронумерованных.
       
29. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
       
30. Вставьте пропущенное слово.
       КНИГА (АИСТ) САЛАТ
ПОРОГ (….) ОМЛЕТ
       
31. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
КАРТОЧНАЯ ИГРА (…) СТЕРЖЕНЬ С РЕЗЬБОЙ
       
32. Вставьте пропущенное число.
1 8 27 ?
       
33. Вставьте пропущенное слово.
       ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА
ОЛИМП (….) КАТЕР
       
34. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
       АТСЕН
ТИВОНКР
       РАКЫШ
КООН
       
35. Вставьте пропущенную букву и пропущенное число.
       
36. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
ЗАЛИВ (…) ЧАСТЬ ЛИЦА
       
37. Вставьте пропущенное слово.
       ПИРОГ (ПОЛЕ) СЛЕЗА
РЫНОК (….) ОСАДА
       
38. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных.
       
       39. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных.
       
       40. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.

Ганс Айзенк — Психология — Оксфордские библиографии

Введение

Ганс Юрген Айзенк (р. 1916–ум. 1997) был выдающейся фигурой в психологии личности, отличался смелостью своих теоретических рассуждений, обширными масштабами своих эмпирических исследований и часто противоречивые взгляды, которые он выражал. Айзенк был самой значительной фигурой в истории британской психологии практически по любым меркам. Он также, вероятно, останется таковым, потому что исторические обстоятельства обеспечили его влияние на развивающуюся дисциплину, которое невозможно воспроизвести. Айзенк родился в Берлине в 1916 лет в разгар Великой войны, единственный ребенок немецких актрис кино и театра Рут Вернер (она же Хельга Моландер) и Эдуарда Айзенка. Из-за токсичного довоенного политического климата в Германии он эмигрировал в Англию в 1934 году, вскоре после окончания средней школы. Почти случайно Айзенк занялся психологией в Университетском колледже Лондона под руководством Сирила Берта. Он был почти предан земле как вражеский инопланетянин на ранних этапах войны, но впоследствии был завербован Обри Льюисом в 1942 году, чтобы возглавить программу психологии в больнице скорой помощи Милл-Хилл, которая в то время функционировала как перемещенная больница Модсли. После войны Льюис основал Институт психиатрии, прилегающий и связанный с Модсли на юге Лондона. К 19В 55 лет Айзенк стал профессором независимого факультета психологии института и оставался там до конца своей карьеры. Айзенк вывел подход к индивидуальным различиям, предложенный Спирменом и Бертом, на новый уровень. Он разработал отчетливо программный подход, который начался с его вывода трех ключевых измерений личности: невротизма, экстраверсии и психотизма. Большая часть более поздних исследований Айзенка изучала, как эти пространственные различия проявляются в самых разных областях. Айзенк также пытался дать своим измерениям личности нейробиологическую основу. Исследовательское наследие Айзенка было обеспечено его огромной продукцией — не менее восьмидесяти пяти книг и более тысячи научных статей, многие из которых высоко цитировались. Он также заложил план развития клинической психологии в Великобритании, основал несколько журналов и профессиональных ассоциаций и обучил многих студентов. И все же Айзенк был полон противоречий. Он выступал за серьезную эмпирическую строгость, но его критики не доверяли представленным им цифрам. Он постоянно критиковал психоанализ на пике его господствующего влияния, но серьезно относился к второстепенным областям, таким как астрология, экстрасенсорное восприятие и парапсихология. На протяжении большей части своей карьеры этот тихий замкнутый человек был публичным лицом британской дисциплины. Многие из его книг были ориентированы на широкую аудиторию. Тем не менее, вмешательство Айзенка на позднем этапе его карьеры в дебаты о гонках и IQ, а также в вопросе курения и здоровья укрепило его противоречивую репутацию бесстрашного, хотя и политически некорректного, спорщика.

Биографические и автобиографические работы и некрологи

Карьера Айзенка — одна из самых хорошо намеченных среди всех психологов. Он был героем трех основных биографий: Gibson 1981, Buchanan 2010 и Corr 2016. Каждая из этих биографий имеет разные акценты и сильные стороны. Айзенк также написал две версии своих мемуаров: Айзенк 1990 и Айзенк 1997. После его смерти появилось множество некрологов и дань уважения, в том числе Грей 1997 и Фримен 1997.

  • Бьюкенен, Род Д. 2010. Игра с огнем: скандальная карьера Ганса Дж. Айзенка . Оксфорд: Оксфордский ун-т. Нажимать.

    Длинная интеллектуальная биография, в которой основное внимание уделяется развитию теорий Айзенка и его подходу к исследованиям. Дает подробные отчеты о происхождении работы Айзенка о личности и ее нейробиологической основе, его роли в продвижении поведенческой терапии и его участии во многих спорах, включая расу и IQ, курение и здоровье.

  • Корр, Филип Дж. 2016. Ганс Айзенк: противоречивая психология . Лондон: Пэлгрейв.

    DOI: 10.1007/978-1-137-57323-0

    Самая последняя биография Айзенка, подчеркивающая интеллектуальные противоречия работы Айзенка, огромную широту его интересов и современный статус его вклада в различные области.

  • Айзенк, Ханс Дж. 1990 Бунтарь с делом . Лондон: WH Аллен.

    Айзенк дает личный и занимательный рассказ о своей ранней жизни в Германии и обзор своей исследовательской карьеры с точки зрения многочисленных «битв», в которых он участвовал.

  • Айзенк, Ханс Дж. 1997. Бунтарь с делом . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Press.

    Расширенная версия автобиографии Айзенка, включающая описание последних нескольких лет его жизни.

  • Фриман, Дж. 1997. Драчливый психолог. The Guardian , 8 сентября.

    Некролог, в котором подчеркивается роль Айзенка как общественного интеллектуала, «народного психолога».

  • Гибсон, Гамильтон Берти. 1981. Ганс Айзенк: Человек и его работа . Лондон: Питер Оуэн.

    Отчетливо дружелюбная биография, появившаяся незадолго до выхода Айзенка на пенсию в 1983 году. Таким образом, она неполна, учитывая, что Айзенк продолжал свои исследования и профессиональную деятельность даже после выхода на пенсию. В нем мало технических рассуждений, но он дает хорошее представление о социальной среде Института психиатрии в период правления Айзенка.

  • Грей, Джеффри А. 1997. Некролог: Ганс Юрген Айзенк (1916–1997). Природа 389:794.

    DOI: 10.1038/39755

    Дань памяти известного бывшего коллеги, посвященная исследовательскому вкладу Айзенка.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Ханс Айзенк Биография и теория черт характера

Кем был Ганс Айзенк

Ганс Айзенк появился на свет в Берлине, Германия, 4 марта 1916 года, в разгар Первой мировой войны. Он вырос во время экономических и социальных потрясений, последовавших за поражением Германии. Родители Айзенка были артистами, которые развелись, когда ему было всего два года, и его воспитывала бабушка.

Его бабушка была убита Гитлером в концентрационном лагере в начале 1940-х годов. Ненависть Айзенка к Гитлеру развивалась, и постепенно у него развились левые политические взгляды. Его интерес к политике остался на всю жизнь. Он был против гитлеровского «кровавого режима», с которым неоднократно конфликтовал.

Айзенк был воспитан как протестант, но он сообщает, что «очень рано все мое сочувствие перешло к преследуемым евреям, а вся моя ненависть — к их гонителям. Эти симпатии привели к тому, что его назвали белым евреем.

Ганс Айзенк и психология

В 1934 году, когда ему исполнилось 18 лет, Айзенк отказался служить в немецкой армии и эмигрировал в Лондон. Он намеревался изучать субатомную физику в Лондонском университете, но обратился к психологии, когда ему сказали, что у него нет предпосылок для физики. Он сообщает, что чувствовал себя «брошенным на растерзание волкам». Я смирился со своей судьбой, но поначалу мое отношение к психологии как к науке было весьма комплиментарным.

Ранний интерес Айзенка к естественным и физическим наукам продолжает характеризовать его подход к психологии, так же как ранний интерес Кеттелла к химии глубоко повлиял на его карьеру в психологии. Айзенк учился у выдающегося психолога сэра Сирила Берта, но он сообщает, что Берт вел себя по отношению к нему «совершенно ненормально» как в личном, так и в профессиональном плане.

Берт был, вероятно, самым одаренным психологом своего поколения, но у него были серьезные психические расстройства. Айзенк получил докторскую степень. в 1940 году, но его статус «врага» Аллена поставил под угрозу его перспективы трудоустройства.

Основные параметры личности Ганса Айзенка

По цепочке случайных событий он стал психологом-исследователем в Больнице скорой помощи Милл-Хилл, всемирном психиатрическом учреждении. Айзенк начал там исследования, выступая за размерный анализ, а не за категориальный анализ на отдельные диагностические группы. Он также определил два основных измерения невротических пациентов: экстраверсию-интроверсию и невротизм-стабильность, которые впоследствии применил и к нормальным людям.

Ганс Айзенк Профессиональная жизнь

Кроме того, Айзенк продолжал интересоваться поведенческой терапией. После войны Айзенк стал директором отдела психологии в новом Институте психиатрии, созданном в больнице Модсли, а также профессором психологии в Лондонском университете.

Именно тогда начались серьезные исследования Айзенка в области поведенческой терапии, которые привели к «великому сражению» с британским психиатрическим истеблишментом. Под руководством Айзенка отделение было центром клинической подготовки и исследований в области измерения личности и генетики поведения.

В 1994 году Айзенк получил награду Уильяма Джеймса от Американского психологического общества. Цитата признавала Айзенка «за размах его дальновидного интеллекта, понимание его научных достижений, его преданность фактам и, прежде всего, его неослабевающее мужество».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts