Акмеологии это: Акмеология. Что такое «Акмеология»? Понятие и определение термина «Акмеология» – Глоссарий

Содержание

Предмет и задачи акмеологии


  • Акмеология – что это такое 

  •  Направления в акмеологии

  •  Вопросы, которые изучает акмеология

  •  Задачи акмеологии

  •  Где применяется акмеология?

О том, как развивается и формируется личность человека, что помогает ему совершенствоваться и достигать профессиональных и личностных вершин, написано много книг. Но вот флажок первенства в этой области принадлежит акмеологии. 

Акмеология – наука малоизвестная и развивающаяся именно в России. За рубежом идеи развития человека нашли свое выражение в коучинге. Давайте более подробно разберем, что такое акмеология, что она изучает, и какие задачи перед собой ставит.


Акмеология – что это такое

Как научное направление, акмеология появилась в начале 20 века.

Российские психологи выделили в отдельную область изучение развития человека в период с 30 до 50 лет. Так что, акмеология – это психологическая наука, которая изучает развитие человеческой личности и профессионализма человека с 30 до 50 лет.

Почему именно с 30 лет? Ведь большинство начинает свой профессиональный путь гораздо раньше. Психологи считают, что именно с 30 лет человек начинает активно саморазвиваться и совершенствоваться. 

Здесь можно увидеть прямое сходство с другим направлением в психологии – с коучингом. Акмеология, как и коучинг, может подсказать более быстрый и верный путь развития для человека, помочь раскрыть его потенциал и способности, выявить условия, при которых это может произойти.


Направления в акмеологии

В акмеологии можно выделить несколько направлений. Социальная акмеология – изучает, как происходит становление личности в окружающем ее социуме. Военная, медицинская, педагогическая акмеология – изучают, как происходит профессиональное становление личности в этих областях.

 

Управленческая акмеология изучает становление личности как руководителя, креативная акмеология изучает возможности раскрытия творческого потенциала человека. Ну и фундаментальная акмеология – изучает человека как единую сложную систему, применяя при этом психологические, социологические, физиологические и другие методы.


Вопросы, которые изучает акмеология

Из тех вопросов, которые мы перечислим, становится понятно, почему акмеология набирает популярность последнее время. Развитие личности, выявление факторов, которые помогают человеку полностью раскрыть свой потенциал, стать профессионалом – это всегда было полезным и нужным знанием. 

Изучение акмеологии помогает узнать следующее: 

  • как реализовать свой творческий потенциал, способности в зрелом возрасте, чтобы достичь определенных высот в профессиональной сфере; 

  • что способствует или, напротив, препятствует реализации себя, как профессионала; 

  • как учится человек, какие знания и умения получает; 

  • как происходит адаптация под условия внешней среды и социума, как происходит личностный рост.


Задачи акмеологии

В современной акмеологии можно выделить несколько основных задач: 

  • исследование человека, вступившего в фазу зрелости (динамика изменений в физическом, психологическом, профессиональном развитии), изучение предыдущих этапов развития личности; 

  • исследование влияния среды (семья, окружение, природа, происхождение) на способность человека стремиться к профессиональному развитию; 

  • исследование этапов овладения профессией, изучение положительных и отрицательных факторов;

  • создание методов и инструментов для оценки профессионализма разных людей.

Изучение развития человека в зрелом возрасте позволяет выявлять закономерности, влиять на этот процесс, позволяя человеку раскрыть свой потенциал, найти именно свою профессиональную сферу, где он сможет реализоваться.  


Где применяется акмеология?

Принципы, которые лежат в основе акмеологии могут применяться (и уже применяются) в различных областях. В педагогике и психологии, в методической работе, коучинге, профориентации. Как видно по этому списку, знания по акмеологии точно не будут лежать на полке, а будут работать на вас, повышая вашу востребованность на рынке труда и профессиональную компетенцию. 

Сейчас все больше и больше людей обращаются за помощью к психологам. Неважно, личные это проблемы или проблемы профессионального характера. Если человек не может выявить первопричину своих проблем без помощи психолога, он обречен, вновь и вновь, совершать одни и те же ошибки. Это касается не только личной жизни, общения, поведения, но и профессиональной сферы. Как понять, что мешает продвинуться по карьерной лестнице, правильный ли путь выбран для того, чтобы состояться, как профессионал, какой шаг лучше предпринять – на эти и другие вопросы может ответить акмеология.  

Если вас интересует это направление (и вообще сфера психологии), вы бы хотели уметь применять эти знания на практике, можем порекомендовать наши дистанционные курсы по направлению «Психология». 


Вершина в развитии взрослого человека. АКМЕОЛОГИЯ

Ученик и продолжатель направления в науке, которое развивал В.М.Бехтерев, Б.Г.Ананьев, завершая свой творческий путь, активно и целенаправленно стал создавать в человекознании новую область научных исследований — акмеологию и содержательно раскрыл ее предмет.

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или, как ее еще называют, акме, — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель, оно, вместе с тем, никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Как правило, постоянно несет типичные характеристики и претерпевает перестройку в рамках параметров зрелости человека компонента, относящаяся к его физическому состоянию. И такое же подвижное единство содержательной специфики и формы ее выражения может быть всегда прослежено у человека на этапе зрелости, когда он проявляет себя и как гражданин, и как личность, и как субъект деятельности, и как супруг, и как родитель.

Ясно, — чтобы целостно понять человека как «владельца», как «носителя» всех этих его «ипостасей», осмыслить всю сложность зависимостей между ними, необходимо сведение в единую «картину» результатов изучения зрелого человека, полученных в исследованиях, проведенных с позиций разных наук.

Подобные целостные «картины» проходящего ступень зрелости человека, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики постигаются в единстве во всех их взаимосвязях и опосредствованиях и нарабатываются акмеологией в ходе осуществления комплексных исследований учеными, представляющими эту новую науку.

Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению человека, — процесс необычайно трудный и потребовавший создания особой методологии, а также техники их научно-корректного сопряжения друг с другом.

Последовательная опора на них позволила установить, что физическая зрелость человека, его психическая зрелость, находящая выражение в сформированности его ума, чувств, воли, его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от интеллекта и воли, но главным образом все-таки проявляется в отношениях, его зрелость как субъекта, обнаруживающаяся прежде всего в способностях, связаны друг с другом самым тесным образом. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости всеми блоками образований, в которых человек выступает как индивид (живой организм), как личность и как субъект деятельностей, и дальше, уже на ступени самой зрелости, у человека наблюдаются тоже разные темпы протекания изменений в названных образованиях.

Между прочим и время выхода на уровень акме человека как индивида, как личности и как субъекта творческой деятельности очень часто не совпадает, или можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности этой важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии, — ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в ней у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимает прослеживание характера взаимовлияний свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большой мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

При переходе на ступень зрелости здоровье человека может быть близко к норме, а может быть отягощено хроническими заболеваниями. Актуализирующиеся у него побуждения могут соответствовать сути общечеловеческих ценностей, или же за ними могут стоять псевдоценности. И в видах деятельности, от которых зависит его существование, он может оказаться беспомощным, не по возрасту инфантильным или, наоборот, продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом уровнях.

Поэтому следующей задачей, которую решает акмеология, является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

Вместе с тем понятно, что хотя характеристики человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности, отмечаемые у него на ступени зрелости, всегда связаны причинно-следственными зависимостями с особенностями его на предыдущих ступенях развития, но одновременно и те, и другие, и третьи всегда оказываются обусловленными общими и частными обстоятельствами, в которых протекала жизнь человека.

Поэтому акмеология шаг за шагом прослеживает механизмы и результаты воздействий макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) и природных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости.

Выше уже говорилось, что характер и уровень проявления у человека индивидных, личностных и субъектных особенностей на всем протяжении ступени зрелости нельзя представлять себе в виде, так сказать, уплощенной равнины. Проходя эту ступень, человек переживает и взлеты и падения. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным проявлениям, и к проявлениям им себя в разных видах деятельности.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при познании им окружающей действительности и себя в ней, накоплении опыта общения и при осуществлении деятельности имеют своим следствием больший или меньший подъем в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» в индивидных, в личностных, субъектно-деятельностных характеристиках проявлений их существа бывает несколько, у других — всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

И этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его акме, его вершина. Насколько оказывается высокой эта его «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, насколько социально велики и новаторски оригинальны результаты его деяний при достижении акме, это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего акме, от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации, в которую он попадает, поднявшись на ступень зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его акме определяются тем, какой у него успел образоваться кругозор, сформироваться общий и специальный интеллект, сложиться нравственное ядро, развиться способности творца.

Люди очень отличаются друг от друга умением противостоять неблагоприятным обстоятельствам и вопреки им осуществлять свои замыслы. И их акме, оцениваемое с учетом конкретных условий его проявления, всегда показывает, чего они стоят как индивиды, как личности и субъекты деятельности.

Сказанное открывает нам следующую группу задач, которые решает акмеология: это научное освещение феноменологии акме, объективирование общего и различного в ней у разных людей, прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики акме. Последнее фактически означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное акме человеком было достигнуто и действительно состоялось.

Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, а в ней его акме, акмеология научно анализирует зрелость и акме более суженно, имея в виду только овладение человеком профессией, достижение им в ней уровня мастерства. Ведь понятно, что постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение. В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, в сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при эхом профессионалами во всем значении этого слова. И суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве государственности, в экономике, во внешней и внутренней политике, в промышленности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни народа. Непрофессионализм способствует росту напряженности в межнациональных отношениях, ведет к росту числа межличностных конфликтов и к психологическому дискомфорту в самочувствии людей.

Отсюда понятно, насколько актуальна разработка акмеологией круга проблем — «профессионализм и его основные характеристики», «профессионализм и зрелость человека», «пути предотвращения профессиональной деформации», «пути достижения профессионализма» и др.

Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Естественно, последнего не будет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья.

В связи со сказанным следующая задача акмеологии состоит при изучении труда профессионалов экстракласса в разных областях деятельности выделить общее, которое их объединяет, и таким образом научно раскрыть как содержание явления высокого профессионализма, так и соответствующего ему понятия.

Настоящий глубокий и широкий профессионализм (об этом свидетельствует овладение им многими выдающимися людьми) не может вырастать у человека из занятий только одной той деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если эта деятельность сложна по своему характеру. Высокий профессионализм хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям конкретной деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, но важнейшим условием достижения такого профессионализма также обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности.

Таким образом, чтобы хорошо разобраться в наиболее характерных чертах профессионализма, высокий уровень которого становится обычно доступным человеку на ступени зрелости, надо четко видеть непременную связанность составляющих его психических образований со всеми другими блоками свойств, входящих в его личностную и субъектную структуру, рассматриваемую в широком смысле.

Из всего сказанного для нас вырисовывается еще одна проблема, относящаяся к компетенции акмеологии, это — зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими проявлениями последнего вне сферы профессиональной деятельности. Наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте, а иногда и утрату его и также деформацию личности самого профессионала. Описание феноменологии подобных случаев, их классификация, прослеживание причин, их вызывающих, — это тоже задача акмеологии.

Далее, если не идти от абстрактных схем, а от жизни как она есть, то мы не найдем в ней профессионализма «вообще», а будем сталкиваться с профессионализмом людей, проявляемым в конкретных областях деятельности. Впрочем, мы и без специальных напоминаний знаем, что «общее существует лишь в отдельном и через отдельное».

Если попытаться назвать эти конкретные области деятельности, в которых наряду с общими чертами профессионализма обнаруживаются в каждом случае и свои специфические черты, то это будут области «человек — живая природа», «человек — общность», «человек — техника и неживая природа», «человек — человек», «человек — знаковые системы», «человек — образы искусства».

Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать людям, работающим в каждой из этих областей, несхожесть «технологий», которые надо использовать, чтобы получить высокий результат, который в каждой деятельности свой, — это все, взятое в совокупности, определяет своеобразие содержания и формы профессионализма в каждой из названных областей. Кроме того, надо иметь в виду, что в жизни есть отдельные деятельности, которые в большой мере находятся на стыке названных областей, а потом ведь внутри каждой области, просматриваемой как по горизонтали, так и по вертикали, всегда есть рабочие места, посты и должности, предъявляющие не во всем совпадающие требования к занимающим их людям. И конечно, чтобы по праву быть во всех этих последних случаях в числе подлинных профессионалов, человек должен нести в себе, сформировать у себя соответствующие способности, очень дифференцированно «нажить» конкретный фонд знаний, навыков и умений и научиться его так же очень адресно, творчески употреблять.

Таким образом, высветилась еще одна многоаспектная проблема, которая вширь и вглубь освещается акмеологией.

Вместе с тем, как с позиций создания теории названной новой науки, так и в интересах практики, возможен и необходим еще один подход к изучению сложнейшего по своим характеристикам явления профессионализма: исследование на разных научных уровнях, сопряженных в единую целостную систему, профессионализма людей, подвизающихся в таких важных, как для общества в целом, так и для каждого отдельного человека, сферах нашей жизни, как экономика, политика, промышленность и сельское хозяйство, идеология, наука, управление, воспитание и образование, военное дело, здравоохранение, культура (в узком смысле), работа правоохранительных органов, деятельность средств массовой информации, спорт, обслуживание.

При осмыслении фактического материала, полученного при исследовании профессионалов-мастеров своего дела, работающих в каждой из этих сфер, конечно будут встречаться характеристики их как индивидов, как личностей, как субъектов, некоторые из особенностей их труда, которые перед этим обнаружатся при описании и классификации профессионалов и специфичности их деятельности, осуществленных по указанному выше принципу. Но вместе с тем надо суметь увидеть, в какой общий контекст характеристик, часть из которых у профессионала в каждой сфере будет совершенно новой, они впишутся, например, у политика в отличие от человека, удачно нашедшего себя в сфере идеологии, или у работника сферы воспитания и образования в отличие от человека, подвизающегося на радио или телевидении. И само собой понятно, во всех этих случаях существенно узнать не только, в какой конкретно контекст они вписываются, но и обязательно, с каким значением, так сказать, с каким «весом» они в него вошли. Далее, определяя иерархию качеств в выявившемся контексте, необходимо обязательно устанавливать, какие из них являются незаменимыми у действительно выдающегося профессионала в каждой из названной «сфер», а какие из них могут быть без ущерба для деятельности замещены, «скомпенсированы» другими качествами.

Естественно, что ответы на эти непростые вопросы нельзя искать в отрыве от содержания обозначенных выше сфер деятельности, от конкретных ситуаций, «штатных» и «нештатных», которые в них возникают, от разных форм ресурсов (в широком смысле), которые может использовать профессионал, осуществляя свою деятельность, и еще от целого ряда других факторов. Словом, для акмеологии и по намеченному направлению открывается широкое поле для научных поисков.

Без доказательств понятно, что путь к вершинам профессионализма длинен и труден. И понятно также, что любой Мастер в главной для него деятельности неповторим, неважно, токарь это или конструктор самолетов, швея или военачальник, животновод или работник уголовного розыска. Однако последнее не исключает того, что продуманная организация деятельности и отношений ребенка в дошкольном и младшем возрасте, целенаправленное введение подростка в мир профессий, последующее теоретически и практически научно глубоко отработанное и проверенное на эффективность профессиональное образование, если они хорошо сопряжены с общеличностным развитием молодых людей, значительно облегчат их включение в деятельность, которая станет главной в их жизни, и дадут каждому из них возможность искать алгоритм поведения, ведущий к выработке своего индивидуального стиля деятельности и к высокому профессионализму. Последнее надо подчеркнуть особо, потому что как не может быть воспитание признано состоявшимся, если у человека не возникает потребность в самовоспитании, так и допрофессиональная и профессиональная подготовка не будут полноценными, если у прошедшего их человека не появится постоянного стремления к профессиональному росту.

Из сказанного понятна задача, стоящая перед акмеологами: через проведение комплексных разработок предложить, образно говоря, предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма. Решение этой очень трудоемкой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-социологических, конкретно-экономических, педагогических, психофизиологических, психогенетических, психогигиенических, возрастно-психологических, социально-психологических, дифференциально-психологических исследований и, разумеется, исследований по психологии труда, связанных с поднятой проблемой. Проведение соотнесения друг с другом получаемых данных и сведение их в систему, как бы это ни было трудно, тоже осуществляет сейчас акмеология.

С точки зрения уровня профессионализма, может и должен оцениваться не только отдельный человек, работающий в конкретной области труда, но и отдельные, отличающиеся друг от друга по своей величине и по характеру решаемых ими задач общности, — бригада, экипаж, педагогический коллектив, спортивная команда, труппа театра, кафедра института, префектура, правительство и т.д. И это тоже объект, несущий в себе много проблем, подлежащих научному освещению акмеологией. (Начавшиеся исследования в этой области в самое ближайшее время приведут к более широкому толкованию предмета акмеологии). И наконец, капитальнейшая задача, решаемая в настоящее время акмеологией, — создание методического инструментария, позволяющего выявлять уровень профессионализма, достигнутый как отдельным человеком, так и общностью людей.

Как всем понятно, акмеология, входя в нашу жизнь как научная дисциплина, предполагает глубокое освоение ее специалистами, чьей областью труда является организация условий оптимального достижения людьми индивидной, личностной и деятельностной ступеней зрелости и социально ценного и творчески продуктивного проявления каждым из них себя на этой ступени. Поэтому акмеология является одновременно и учебной дисциплиной. А это означает: чтобы в этом качестве она успешно выполнила свою роль, необходимо, помимо глубокого и всестороннего раскрытия предмета акмеологии и ее значения и места в системе наук об обществе и человеке, освещения закономерностей и механизмов, подлежащих изучению акмеологией, а также теоретического и практического значения акмеологии, о чем речь частично выше уже шла, дидактически и методически проработанно предложить вниманию изучающих этот предмет слушателей научные характеристики основных параметров и типологий человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности на ступени зрелости и наиболее распространенные варианты достижения или недостижения человеком вершины в своем развитии на этой ступени.

Но одной констатации существа этих фактов будет недостаточно, если далее не будет прослежена убедительно вписанная в различные жизненные контексты «логика наживания» той или иной «картины» зрелости и ее конкретных проявлений, а также не обсуждены эффективные — и социально и психологически конкретные — пути помощи человеку с целью более оптимального проявления им себя как личности и как труженика-творца на ступени зрелости. И конечно, поскольку здесь все время имеется в виду главным образом взрослый человек, изучающие акмеологию, постигая этот предмет, мы должны взять на вооружение результативную в практическом отношении «систему» передачи этому взрослому человеку «технологии» движения его самого к более высокому уровню физического здоровья, гражданственности, нравственности и, разумеется, профессионализма в главной для него деятельности.

Содержание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | …

Бодалев А.А.,

О нас — Акмеология – Триумф над серым

Акмеология

Проще говоря, это наука успеха.

Эта относительно неизвестная наука, уходящая корнями в 1929 год, объединила общественные, естественные и гуманитарные дисциплины, пытаясь разгадать причины успеха, самореализации и зрелых личностей.

Проще говоря, акмеология пытается объяснить факторы, способствующие достижениям избранных людей, и анализирует, почему и как был достигнут этот успех. Он может охватывать различные темы, такие как выявление закономерностей в том, как стимулировать творческий потенциал, как зрелая личность развивается и самоорганизуется, а также постоянные проблемы самосовершенствования, а также ответы на новые и / или сложные обстоятельства.

«Акмеология для меня?»

Акмеология для всех, кто хочет воплотить свои мечты в жизнь. Любой .

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему некоторые люди без особых усилий добиваются успеха в своей карьере, в то время как вы изо всех сил пытаетесь найти свой путь?
Вам интересно, что может помочь вам вести более полноценную и творческую жизнь?
Чувствуете ли вы себя застрявшим — по какой-либо причине, в том числе из-за тяжелых обстоятельств и нездоровых отношений — и чувствуете, что не используете свой потенциал в полной мере?
Вы тот, кто постоянно использует свои навыки на практике и, таким образом, стремится обновить свои знания?

Если вы ответите «да» на любой из этих вопросов,

акмеология приветствует вас.

МОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

ЭТО МОЯ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЖИЗНИ.

НАША ФИЛОСОФИЯ – ИЛИ ЧТО В НЕЙ ДЛЯ МЕНЯ

Гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Это может стать следующим необходимым шагом в путешествии человеческой цивилизации. Но даже сейчас это звучит немного надуманно и неожиданно для вас, подумайте об этом просто как о способе стать более успешным, чем большинство.

прочитайте больше

ПРИЧЁМ ТРАВЫ И ЙОГА С ЭТИМ?

Как следует из изображения (и как это становится понятным и принятым сейчас и на Западе), наши разум, эмоции и физиологические тела связаны между собой. На самом деле, один из аспектов, обсуждаемых в акмеологических исследованиях, заключается в том, что поворот человеческой цивилизации, который произошел за последние 100 лет к разделению этих областей нашей жизни на отдельные и не связанные дисциплины, может потребовать некоторой коррекции курса.

Прочитайте больше

ВСЕ СВЯЗАНО

Что общего между рецептами и производительностью?

Ну, подумайте об этом: если вы едите всякую всячину, у вас будет тяжелый случай тумана разума (или, по крайней мере, вам придется прервать рабочий процесс, чтобы бежать в ближайший магазин за пачкой Tums) — и ваша продуктивность упадет. И это также подтвержденный факт, что постоянный отказ себе в удовольствии, которое должно быть получено от еды, приводит к раздражительности и отсутствию мотивации… А плохое мышление и раздражительность приводят к неправильному выбору и неправильным отношениям с клиентами и коллегами… что приводит к к упущенным возможностям и конфликтам на рабочем месте, что означает отсутствие производительности. Кроме того, чувства отставания, беспокойства и неудовлетворенности часто заставляют людей тянуться к нездоровой пище. Вот опять: люди, еда, деньги. Эти энергии неразрывно связаны и должны рассматриваться вместе: это основа холистического подхода. Почему больше никто об этом не говорит?

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: ВАШ ВЕС И ВНЕШНИЙ ВИД — ЭТО ДВА ОСНОВНЫХ СПОСОБА ОБЩЕНИЯ ВАШЕГО ТЕЛА С ВАМИ

Если вы плохо себя чувствуете, это отразится на вашем внешнем виде. Если вы расстроены, ваш внешний вид отразит это. Многие лекарства и состояния здоровья вызывают либо неконтролируемую потерю веса, либо неконтролируемое увеличение веса. И менее обсуждаемый факт заключается в том, что ваш вес является прямым симптомом, который ваше тело использует для передачи информации о других внутренних дисбалансах.

Верно и обратное: если вы недовольны своей внешностью, вы, скорее всего, будете менее уверены в себе и, следовательно, менее продуктивны. Вот снова эта связь.

ПОБЕДА НАД МРАЧНОСТЬЮ

СЕРЫЙ расшифровывается как «Мрачные, ужасные гремлины, восстающие против вас».
Как можно определить успех лучше, чем победу над неудачами и неудачами? Преодоление уныния и победа над препятствиями, разочарованиями, ложными окольными путями, страхом, неуверенностью и так далее – во ВСЕХ сферах вашей жизни.

ПРИГЛАШЕНИЕ ОТ МЕНЯ К ВАМ

Я хочу пригласить вас в удивительное путешествие самопознания и самореализации
с использованием в том числе принципов Акмеологии!

БЫСТРЫЙ И ПОЛЕЗНЫЙ ГЛОССАРИЙ ПО АКМЕОЛОГИИ

АКМЕОЛОГИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ЛИДЕРСТВО

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЗДОРОВЬЮ И БЛАГОПОЛУЧИЮ

{{box.

title.text}}

{% if box.subtitle %}

{{box.subtitle.text}}

{% endif %} {% присвоить total_price = 0 %}

{% для продукта в продуктах %} {% присвоить first_available_variant = false %} {% для варианта в product.variants %} {% if first_available_variant == false and variant.available %}{% assign first_available_variant = variant %}{% endif %} {% конец для %} {% if first_available_variant == false %}{% assign first_available_variant = product.variants[0] %}{% endif %} {%, если first_available_variant.available и box.template.selected %} {% присвоить total_price = total_price | плюс: first_available_variant.price %} {% конец%} {% если product.images[0] %} {% assign feature_image = product.images[0] | img_url: ‘350x’ %} {% еще %} {% присвоить Featured_image = no_image_url | img_url: ‘350x’ %} {% конец%}

{% если только продукт. доступен %} {{translation.sold_out}} {% бесконечный %}

{% конец для %}

{%, если box.template.elements содержит ‘цену’ %}

{{translation.total_price}} {{total_price | деньги}}

{% конец%} {%, если box.template.elements содержит ‘addToCartBtn’ %} {% конец%}

    {% для продукта в продуктах %} {% присвоить first_available_variant = false %} {% для варианта в product.variants %} {% if first_available_variant == false and variant.available %}{% assign first_available_variant = variant %}{% endif %} {% конец для %} {% if first_available_variant == false %}{% assign first_available_variant = product.variants[0] %}{% endif %} {% если product.images[0] %} {% assign feature_image = product.images[0] | img_url: ‘350x’ %} {% еще %} {% присвоить Featured_image = no_image_url | img_url: ‘350x’ %} {% конец%}
  • id}}»> {% if product.id == cur_product_id %} {{translation.this_item}} {% endif %}{{product.title}}{%, если только product.available %} — {{translation.sold_out}}{% бесконечный %} {% присвоить варианты_размера = продукт.варианты | размер %}

    {% для варианта в product.variants %} {{variant.title}}{%, если только вариант.доступен %} — {{translation.sold_out}}{% endunless %} {% конец для %}

    {%, если box.template.elements содержит ‘цену’ %} {{первый_доступный_вариант.цена | Деньги}} {% if first_available_variant.compare_at_price > first_available_variant.price %} {{первый_доступный_вариант.compare_at_price | деньги}} {% конец%} {% конец%}
  • {% конец для %}

{{box.title.text}}

{% if box.subtitle %}

{{box.subtitle.text}}

{% endif %} {% присвоить total_price = 0 %}

    {% для продукта в продуктах %} {% присвоить first_available_variant = false %} {% для варианта в product. variants %} {% if first_available_variant == false and variant.available %}{% assign first_available_variant = variant %}{% endif %} {% конец для %} {% if first_available_variant == false %}{% assign first_available_variant = product.variants[0] %}{% endif %} {%, если first_available_variant.available и box.template.selected %} {% присвоить total_price = total_price | плюс: first_available_variant.price %} {% конец%} {% если product.images[0] %} {% assign feature_image = product.images[0] | img_url: ‘100x’ %} {% еще %} {% присвоить Featured_image = no_image_url | img_url: ‘100x’ %} {% конец%}
  • {% если только продукт.доступен %} {{translation.sold_out}} {% бесконечный %}

    {% if product.id == cur_product_id %} {{translation. this_item}} {% endif %}{{product.title}}{%, если product.available %} — {{translation.sold_out}} {% бесконечный%}

    {% присвоить варианты_размера = продукт.варианты | размер %}

    {% для варианта в product.variants %} {{variant.title}}{%, если только вариант.доступен %} — {{translation.sold_out}}{% endunless %} {% конец для %}

    {%, если box.template.elements содержит ‘цену’ %} {{первый_доступный_вариант.цена | Деньги}} {% if first_available_variant.compare_at_price > first_available_variant.price %} {{первый_доступный_вариант.compare_at_price | деньги}} {% конец%} {% конец%}
  • {% конец для %}

{%, если box.template.elements содержит ‘цену’ %}

{{translation.total_price}} {{total_price | деньги}}

{% конец%} {%, если box. template.elements содержит ‘addToCartBtn’ %} {% конец%}

Дин Юцзин. Профессионально-педагогическое самопроектирование будущих менеджеров образования: теоретические аспекты

Дин Юцзин. Профессионально-педагогическое самопроектирование будущих менеджеров образования: теоретические аспекты

(2019) Наука и образование, 2, 34-43. Одесса.


Национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, ул. Старопортофранковская, 26, г. Одесса, Украина


ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


РЕЗЮМЕ:

В статье рассматривается самопроектирование как важный элемент профессионально-педагогической подготовки будущих менеджеров образования. Отмечено, что профессиональная деятельность специалистов не может быть достаточно качественной без формирования прогностических и проектировочных компетенций. Концентрация индивидуального опыта в решении профессиональных задач обеспечивает актово-психологическую компетентность. Менеджер современного образовательного учреждения – это профессионал, сознательно и постоянно повышающий свою квалификацию не только посредством организованных форм, но и в ходе самопознания, самодиагностики, самоконструирования, самосовершенствования. В статье проанализированы основные компоненты управления образованием, раскрыта сущность понятия «самопроектирование» и показан сравнительный анализ различных теоретико-методологических подходов (деятельностного, предметного, комплексного, функционально-ролевого, акмеологического) для описания теоретико-методологический подход к самопроектированию будущих менеджеров в интерпретации различных ученых. Самопроектирование рассматривается как личностная способность будущего персонала к включению в систему самостоятельной и самоконтролируемой деятельности, направленной на повышение эффективности профессиональной деятельности и самосовершенствование личностных качеств. Реальной методологической основой эффективного профессионально-педагогического самопроектирования будущих менеджеров образования является синергетическая акмеология, исследующая закономерность достижения максимального совершенства произвольной системой самоорганизации. Синергетическая акмеология содержит теорию социальной синергетики и теорию акмеологического развития. Синергетическая акмеология представляет собой практическое применение успехов философии, что отражено в ее разделах: синергетическая каргерология, синергетическая катабология, синергетическая этнология. На основе анализа сделан вывод, что самопроектирование – это процесс выявления возможных вариантов сочетания средств, целей, пространственных и временных параметров деятельности для нахождения наиболее приемлемого, оптимального варианта развития и совершенствования личности. Результатом самопроектирования являются различные проекты (варианты) будущей деятельности, различные типы Я-концепции. Самодизайн – это стремление человека улучшить свою Я-концепцию в различных сферах жизни.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

акмеология, будущий менеджер образования, прогностическая компетентность, самопроектирование, синергетическая акмеология, теоретико-методологические подходы, образовательное учреждение.


Полный текст :


Список литературы :

1. Буданов, В. Г., Цхуравлев, В. А. и Харитон. Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования. Получено с http://spkurdyumov.ru/education/upravlenie-obrazovatelnym-processom/2/ [на русском языке].
2. Бобрышов С.В., Колосова Н.В. (1999). Управление образовательным процессом как социальная технология. Вестник СевКавГТУ – Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 1. 73-78.
3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Э.Н. (1977). Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Москва: Школа-Пресс.
4. Симонов В.П. (1997). Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Москва [на русском языке].
5. Беспалько В.П. (1989). Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика.
6. Баймолдаев Т.М., Безруков В.И., Носков И.А., Соловова Н.А. (2007). Педагогический менеджмент и управление развитием образования. Коллективная монография. [Педагогический менеджмент и управление развитием образования] Алматы-Самара.
7. Сайт «Студопедия-ваша школа-педагогика». Получено с http://studopedia.ru/view_ekonomteor.php?id=73 [на русском языке].
8. Захаров А.В. (2009). Формирование прогностических умений студентов педагогического вуза (на материалах изучения дисциплин психолого-педагогического цикла). Расширенный автореферат кандидатской диссертации. Новокузнецк.
9. Кабанская О.С. (2011). Формирование в мин педагогического прогнозирования в майбутных учителей у начальной дииальности. Расширенный автореферат кандидатской диссертации. Харьков [на украинском языке].
10. Севастюк М.С. (2000). Формирование прогностических знаний и умений у студентов педагогических факультетов: Автореф. Киев [на украинском языке].
11. Леонтьев А.А. (2001). Что такое деятельностный подход в образовании? [Что такое деятельностный подход в образовании?]. Начальная школа: плюс-минус – Начальная школа: плюс-минус, 1. [на русском языке].
12. Абульханова К.А. (2002). Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения. Психология индивидуального и группового субъекта – Психология индивидуального и группового субъекта (стр. 34-50). Москва: PER SE.
13. Анцыферова Л.И. (2000). Психологическое содержание явлений субъекта и границы субъекта-деятельностного подхода. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода. Проблема субъекта в психологической науке – Предметная проблема в психологии (стр. 27-42). Москва: Академический проспект.
14. Брушлинский А.В.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts