Акмеология это наука: Акмеология. Что такое «Акмеология»? Понятие и определение термина «Акмеология» – Глоссарий

Акмеология | это… Что такое Акмеология?

(от аkme — в переводе с древнегреческого — высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия — от греческого lоgos — учение)

   — наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие «А.» в научный оборот ввёл Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы А. как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым («Человек как предмет познания», 1969) и развиты А.А. Бодалёвым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993) и др.

   Осн. область исследований А. связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект А. — профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет А. — объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

   А. исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, — с другой. А. выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. А. изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей А. является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 14))

   — наука о механизмах, внутренних и внешних факторах прихода к наивысшим достижениям человека в его жизненном пути и, в частности, к профессиональной деятельности, проявлений в высшей точке траектории пути (акме) и отхода от высших достижений.

   (Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. — Великий Новгород, 2002. С. 109)

   — интегральная наука, объединяющая научные знания о человеке и его знания о профессиях, о достижении человеком в процессе его производственной (в широком смысле) деятельности вершин профессонального совершенства. акмеологическая парадигма ориентирует преподавание на помощь субъекту учения в достижении вершины своих возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности.

   (Педагогические теории, системы, технологии. Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. — Рязань, 1999. С. 4)

   — наука о вершинах, о достижениях в жизнедеятельности и развитии человека. Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика.

   (Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. — СПб. , 2002. С. 3)

   — наука о развитиии зрелых людей под влиянием образования, достижения ими вершин жизнедеятельности, сохранения творческого долголетия под влиянием самообразования.

   (Рэм Федорович Жуков. — СПб., 2002. С. 28)

   См. также Жуков, Рэм Федорович, Педагогическая акмеология, Самообразование

   Ч30в2

   Ч443(2)

   Ю937.234

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Предмет и задачи акмеологии


  • Акмеология – что это такое 

  •  Направления в акмеологии

  •  Вопросы, которые изучает акмеология

  •  Задачи акмеологии

  •  Где применяется акмеология?

О том, как развивается и формируется личность человека, что помогает ему совершенствоваться и достигать профессиональных и личностных вершин, написано много книг. Но вот флажок первенства в этой области принадлежит акмеологии. 

Акмеология – наука малоизвестная и развивающаяся именно в России. За рубежом идеи развития человека нашли свое выражение в коучинге. Давайте более подробно разберем, что такое акмеология, что она изучает, и какие задачи перед собой ставит.


Акмеология – что это такое

Как научное направление, акмеология появилась в начале 20 века. Российские психологи выделили в отдельную область изучение развития человека в период с 30 до 50 лет. Так что, акмеология – это психологическая наука, которая изучает развитие человеческой личности и профессионализма человека с 30 до 50 лет.

Почему именно с 30 лет? Ведь большинство начинает свой профессиональный путь гораздо раньше. Психологи считают, что именно с 30 лет человек начинает активно саморазвиваться и совершенствоваться. 

Здесь можно увидеть прямое сходство с другим направлением в психологии – с коучингом. Акмеология, как и коучинг, может подсказать более быстрый и верный путь развития для человека, помочь раскрыть его потенциал и способности, выявить условия, при которых это может произойти.


Направления в акмеологии

В акмеологии можно выделить несколько направлений. Социальная акмеология – изучает, как происходит становление личности в окружающем ее социуме. Военная, медицинская, педагогическая акмеология – изучают, как происходит профессиональное становление личности в этих областях. 

Управленческая акмеология изучает становление личности как руководителя, креативная акмеология изучает возможности раскрытия творческого потенциала человека. Ну и фундаментальная акмеология – изучает человека как единую сложную систему, применяя при этом психологические, социологические, физиологические и другие методы.


Вопросы, которые изучает акмеология

Из тех вопросов, которые мы перечислим, становится понятно, почему акмеология набирает популярность последнее время.

Развитие личности, выявление факторов, которые помогают человеку полностью раскрыть свой потенциал, стать профессионалом – это всегда было полезным и нужным знанием. 

Изучение акмеологии помогает узнать следующее: 

  • как реализовать свой творческий потенциал, способности в зрелом возрасте, чтобы достичь определенных высот в профессиональной сфере; 

  • что способствует или, напротив, препятствует реализации себя, как профессионала; 

  • как учится человек, какие знания и умения получает; 

  • как происходит адаптация под условия внешней среды и социума, как происходит личностный рост.


Задачи акмеологии

В современной акмеологии можно выделить несколько основных задач: 

  • исследование человека, вступившего в фазу зрелости (динамика изменений в физическом, психологическом, профессиональном развитии), изучение предыдущих этапов развития личности; 

  • исследование влияния среды (семья, окружение, природа, происхождение) на способность человека стремиться к профессиональному развитию; 

  • исследование этапов овладения профессией, изучение положительных и отрицательных факторов;

  • создание методов и инструментов для оценки профессионализма разных людей.

Изучение развития человека в зрелом возрасте позволяет выявлять закономерности, влиять на этот процесс, позволяя человеку раскрыть свой потенциал, найти именно свою профессиональную сферу, где он сможет реализоваться. 


Где применяется акмеология?

Принципы, которые лежат в основе акмеологии могут применяться (и уже применяются) в различных областях. В педагогике и психологии, в методической работе, коучинге, профориентации. Как видно по этому списку, знания по акмеологии точно не будут лежать на полке, а будут работать на вас, повышая вашу востребованность на рынке труда и профессиональную компетенцию. 

Сейчас все больше и больше людей обращаются за помощью к психологам. Неважно, личные это проблемы или проблемы профессионального характера. Если человек не может выявить первопричину своих проблем без помощи психолога, он обречен, вновь и вновь, совершать одни и те же ошибки. Это касается не только личной жизни, общения, поведения, но и профессиональной сферы. Как понять, что мешает продвинуться по карьерной лестнице, правильный ли путь выбран для того, чтобы состояться, как профессионал, какой шаг лучше предпринять – на эти и другие вопросы может ответить акмеология. 

Если вас интересует это направление (и вообще сфера психологии), вы бы хотели уметь применять эти знания на практике, можем порекомендовать наши дистанционные курсы по направлению «Психология». 


Цели и задачи журнала | Известия Саратовского университета.

В журнале освещаются результаты современных инновационных исследований научного сообщества, исходящих из передовых направлений исследований в междисциплинарной области акмеологии образования и психологии развития, что способствует развитию образования и науки

Журнал призван

  • интегрировать профессиональный опыт и научные достижения в теорию и практику психологии и педагогики
  • побуждать профессиональное научное сообщество к решению задач изучения и развития субъектов образовательной среды, психолого-педагогической подготовки, социализации и самоопределения личности;
  • формируют информационную среду, отражающую динамичную панораму профессионального психолого-педагогического сообщества

 

Тематика журнала соответствует перечню отраслей наук и групп специальностей в Номенклатуре специальностей:

13. 00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

13.00.08 — Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)

19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)

19.00.05 — Социальная психология (психологические науки)

19.00.07 — Педагогическая психология (психологические науки)

19.00.13 — Психология развития, акмеология (психологические науки)

 

Темы журналов:

  • Образовательная акмеология

В разделе представлены результаты теоретических и эмпирических исследований, связанных с выяснением особенностей личностно-познавательного развития субъектов в образовательной среде; условия и факторы достижения высокого качества образовательных систем и развития предметов в образовательном процессе; факторы оптимизации субъектно-субъектного взаимодействия участников образовательно-профессионального учебного процесса; факторы достижения личности (акме) как субъекта развития

  • Теоретико-методические подходы к исследованию развития психики

В разделе представлены результаты теоретико-методологических исследований, связанных с обоснованием парадигм, принципов и методических приемов изучения общепсихологического развития личности, а также социально-психологической природы развития личности, группы, общества необходимого за комплексное решение задач в современной системе образования

  • Психология социального развития

В разделе представлены результаты теоретических, эмпирических и прикладных исследований, связанных с исследованием социально-психологических проблем развития личности или группы в развивающихся направлениях современной психологии

  • Педагогика развития и сотрудничества

В разделе представлены результаты теоретических и эмпирических исследований, связанных с проблемами методологии и теории педагогики развития и сотрудничества, генезиса развития ее идей в русле педагогической антропологии, этнопедагогики, сравнительного анализа практический опыт и педагогическое прогнозирование проблем педагогического сопровождения личности в процессе ее личностного и профессионального становления через сотрудничество субъектов образовательной среды всех типов и уровней образовательных учреждений; вопросы профессионального образования, подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации, в том числе вопросы управления, организации учебного процесса, а также подготовки учителей в соответствии с идеями педагогики развития и сотрудничества

  • Хроника научной деятельности (приложения)

Раздел содержит информацию о специализированных конференциях и других научных мероприятиях, проводимых Саратовским университетом, профильных выездных конференциях. Содержит статьи ведущих специалистов в области акмеологии образования, возрастной психологии, научные обзоры

DSpace Полтавского национального педагогического университета им. Короленко: недействительный идентификатор

Дом
 
Обзор
Сообщества
и коллекции
Дата выпуска
Автор
Заголовок
Предмет
 
Подпишитесь на:
Получать обновления по электронной почте
Мой DSpace
авторизованных пользователей
Редактировать профиль
 
Помощь
О DSpace

Идентификатор 123456789/5415/1/natalevych.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts