Акмеология это в психологии: Акмеология. Что такое «Акмеология»? Понятие и определение термина «Акмеология» – Глоссарий

что это такое, где можно пройти обучение, профессия

Реклама предлагает пройти дистанционное обучение по акмеологии и получить современную и востребованную профессию.

Но что это за профессия такая акмеология? Что она изучает и можно ли получить высшее образование по данной специальности? Или это просто маркетинговый ход инфобизнесменов? Давайте разбираться.

Не забудьте подписаться на наш информационный канал в Telegram — там всегда много полезных и интересных материалов. И пользуйтесь акциями и скидками компании, чтобы учиться ещё выгоднее.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Акмеология: что это за наука

Считается, что акмеология — это молодая наука, появившаяся в России в начале XX века. Однако ещё древние греки использовали слово «акме», когда говорили об особом состоянии достижения наивысшей точки творческого и умственного развития у людей. По их представлениям такой период наступал у человека в 40 лет.

Неудивительно, что и сам термин восходит к древнегреческому языку и состоит из двух частей: «akme» — вершина и «logos» — учение.

Что же такое акмеология? По сути — это учение о достижении успеха

В современном понимании акмеология — это наука, которая изучает людей в возрасте от 30 до 50 лет, а также способы, помогающие им достигать реализации в жизни. Если говорить простыми словами, что такое акмеология, то это научная дисциплина, изучающая способы достижения мастерства.

В отдельную науку её выделяют только в России. Во всех остальных странах акмеология — это просто раздел психологии.

История возникновения акмеологии как науки

Акмеология очень близка трём фундаментальным наукам: психологии, педагогике и философии. В отдельную дисциплину её выделил советский психолог Николай Рыбников. С его лёгкой руки понятие акмеология впервые появилось в 1928 году и было введено в обиход.

Наивысшего пика исследования в этой области достигли в 90-х годах прошлого века. Тогда же в Санкт-Петербурге начала действовать первая Акмеологическая академия.

Свой вклад в развитие данной науки внесли такие учёные как А.  А. Бодалев, Ю. А. Гагин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Н. Тарасова и другие.

Акмеология как наука была зарегистрирована в 1968 году психологом Борисом Геннадьевичем Ананьевым. Он же определил её место рядом с другими дисциплинами, разместив акмеологию за педагогикой и перед геронтологией.

Объект, предмет, цели и задачи акмеологии

Акмеология как самостоятельная наука имеет объект и предмет для исследований, а также ставит перед собой определённые цели и задачи.

Объект и предмет акмеологии

Объектом изучения акмеологии как науки является профессионализм человеческой деятельности и закономерности, по которым он развивается в разных сферах деятельности.

Предмет акмеологии — это объективные и субъективные факторы, которые помогают или, наоборот, препятствуют достижению высоких показателей в жизни, а также основные условия обучения и их влияние на развитие.

К объективным факторам относятся воспитание, уровень образования. А к субъективным — таланты и способности человека.

Цели и задачи акмеологии как науки

Цель акмеологии — разработать методы, которые помогут человеку быстрее и эффективнее достигать профессиональных и личных вершин.

Задачи акмеологии:

  • понять, что влияет на успешность человека во взрослой жизни;
  • определить, как формируется зрелая личность;
  • узнать, как человек совершенствует свои знания и навыки;
  • изучить способы достижения целей;
  • исследовать, как люди реализуют внутренние ресурсы;
  • классифицировать способы достижения успеха;
  • разработать методики, позволяющие достигать нужных состояний;
  • находить решения, которые позволяют человеку быть успешным;
  • давать рекомендации по эффективной самореализации;
  • помогать в достижении поставленных задач.

Акмеологи работают со зрелыми личностями, которые умеют брать ответственность за себя и других, выстраивать отношения, заботиться и находить компромиссы в сложных ситуациях. Особый признак такой личности — профессиональные достижения, которые признают другие люди. Если же общество отвергает результаты человека, это может приводить к развитию комплекса неполноценности и жёстким депрессиям. Акмеология личности также изучает механизмы, которые приводят к формированию таких негативных сценариев.

Акмеология по своей сути очень похожа на коучинг. Однако у коучинга сформировалась плохая репутация в России, которая отпугивает клиентов. Вот почему некоторые инфобизнесмены предпочитают продавать коучинговые консультации и обучение под маркой акмеологии.

Направления акмеологии

К основным научным направлениям акмеологии относят:

  1. Профессиональную, или прикладную акмеологию.
  2. Акмеологию управления.
  3. Креативную акмеологию.
  4. Синергетическую акмеологию.
  5. Акмеологию образования.
  6. Коррекционную акмеологию.
  7. Этнологическую акмеологию.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Прикладная акмеология и её виды

Педагоги и учёные заметили, что одной психологии, педагогики или философии недостаточно, чтобы помочь человеку найти своё место в жизни и достичь успеха. Так появилась прикладная акмеология. Она как раз и решает задачу реализации человека в конкретных областях. Поэтому данное направление разделяют на несколько видов.

Виды прикладной акмеологии:

  • педагогическая акмеология;
  • военная акмеология;
  • социальная акмеология;
  • школьная акмеология;
  • медицинская акмеология.
В чём основное отличие акмеологии от психологии? Центральное понятие психологической науки — это «отражение». Она стремится понять, как объективный мир отражается в человеческой психике. А акмеология сосредоточена на «созидании» и изучает, как человек достигает успеха от активной деятельности.

Что изучает акмеология

Давайте рассмотрим, что именно изучает акмеология:

  • условия для самореализации человека в процессе деятельности;
  • пути развития творческого и профессионального потенциала личности;
  • объективные и субъективные факторы, которые влияют на достижение успеха в жизни и в работе;
  • акмеология в педагогике изучает, как учебный процесс и система образования влияет на успешность человека;
  • важность дисциплины и самообразования в формировании зрелой личности;
  • требования, которые предъявляет социум к личности, и как им соответствовать;
  • внутренние установки человека, которые влияют на его самореализацию в мире;
  • методики, позволяющие человеку осознать свои потребности и возможности.

Где можно выучиться на акмеолога в России

Мы разобрались, что это за профессия акмеология. Теперь осталось понять, где на неё учиться?

В России существует два заведения высшего образования, в которых учащиеся могут получить данную специальность:

  • Бывшая акмеологическая академия, а теперь АКМЕ. Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии;
  • Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС.
В 2016 году институт в Санкт-Петербурге лишили аккредитации. Рособрнадзор обвинил вуз в несоответствии образовательных программ государственным стандартам обучения. Принимает ли институт студентов сейчас, необходимо уточнять на его сайте.

Также обучение по акмеологии можно пройти самостоятельно — в интернете полно различных курсов. Главное — предварительно изучить программу, чтобы не стать жертвой мошенников.

Акмелогия: что это за профессия и кем работать

Акмеология — наука, находящаяся на стыке психологии, педагогики и философии. Поэтому акмеологи могут реализовать свои знания и навыки в таких профессиях:

  • психолог;
  • педагог;
  • методист;
  • учёный-исследователь;
  • консультант;
  • коуч.
Акмеолог-коуч может проводить консультации онлайн

Проблемы акмеологии

Акмеологическая наука, несмотря на свой юный возраст, уже сталкивается с довольно серьёзными трудностями. Вот некоторые из них:

  • акмеологию как отдельную дисциплину выделяют только в России, во всём остальном мире её не признают;
  • в акмеологии нет чётких критериев для понятия «акме», существует путаница и в других терминах;
  • научные работы по акмеологии пишут в основном студенты, развитие дисциплины идёт медленно;
  • акмеология имеет очень слабую научно-доказательную базу;
  • акмеологию критикуют за то, что она не даёт ничего нового — о важности саморазвития можно услышать на любом психологическом тренинге, как и утверждение, что всё закладывается в детстве;
  • синергетическая акмеология тесно связана с синергетикой — областью знаний, которая официально признана лженаучной.

Эти и не только вопросы ставят под сомнение научный статус акмеологии. Сможет ли данная дисциплина разобраться с существующими проблемами и усилить свои позиции? Покажет время.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, что это за профессия акмеолог, какие цели она перед собой ставит и где можно ей обучиться. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Что такое акмеология в психологии, и для чего она необходима

Акмеология – раздел психологии, предметом изучения которого является личность человека в возрасте от тридцати до пятидесяти лет. Слово «акмеология» имеет в своем составе греческие корни acme и logos, которые переводятся как вершина и учение, соответственно. Это, как нельзя, очень ярко отражает суть самой науки.

В этой статье:

История возникновенияОсновные способыИндивидуальность в достижении «акме»Характеристики «акме»Критерии, актуальность и востребованностьСамостоятельность акмеологииФеномен «акме»

Новости СМИ2

История возникновения

Впервые термин акмеология был введен Николаем Александровичем Рыбниковым в 1928 году как науки о развитии зрелых людей.

Image by Pham Trung Kien from Pixabay

«Акме», в данном, случае выступает как характеристика высшей ступени реализации творческого, профессионального потенциала человеческой личности, то есть, положение человека в социуме, его состоятельность как гражданина, супруга, родителя, специалиста.

В этом разделе психологии, рассматривается не только статический, конечный результат: человек в данный момент времени, но и механизмы достижения желаемых результатов в развитии личности. Акмеология позволяет выработать модель развития человека в раннем детстве и юности, реализация которой позволит ему в зрелом возрасте достигнуть своей вершины.

Основные способы

Основными способами достижения подобных вершин, называются:

  • выявление закономерностей самореализации творческого потенциала уже состоявшихся зрелых людей в обществе;
  • изучение внешних и внутренних факторов, которые препятствуют или положительно учувствуют в достижении человеком высокого уровня реализации;
  • разработка оптимальных способов обучения реализации индивидуума в личном и профессиональном развитии;

Что такое акмеология?

  • проявление осознанного желания в развитии, с целью достижения максимальных вершин: самообразование, саморазвитие, самоорганизация, самоконтроль;
  • коррекция уже разработанных методов и способов личного и профессионального развития человека с учетом, постоянно изменяющихся, условий окружающего мира, требований, которые выдвигаются в процессе развития науки, культуры, а, также, изменения потребностей, установок, интересов внутри самой личности человека.

При рассмотрении основных способов, можно отметить динамический и вариативный характер этого раздела науки. Неизменным остается только потребность каждого человека в социальной и личностной самореализации, и, соответственно, поиск оптимальных путей для достижения этой цели.

Индивидуальность в достижении «акме»

Уровни наивысшей степени реализации – акме- для каждого человека индивидуальный, и имеет существенные отличия. Это объясняется тем, что акме человека очень ярко проявляет его личностные характеристики, творческие способности, предпочтения и жизненные ценности, через которые он реализует свою индивидуальность.  С другой стороны, существуют признаки, которые позволяют судить, насколько каждый конкретный период жизни человека является его вершиной, его акме.

Таким образом, можно выделить характеристики акме как такой, и индивидуальные, личностные характеристики акме, которые характеризуют конкретного человека. Рассматривать каждую из этих характеристик обособленно не получится, потому что развитие и реализация человеческого индивидуума происходит по всем направлениям одновременно.

Поэтому, как правило, акме личностного развития соответствует его акме в профессиональном и социальном плане. Достижение этих двух акме невозможно без акме в физическом состоянии, которое характеризуется расцветом физиологического состояния индивидуума.

Характеристики «акме»

Среди основных характеристик акме, согласно теории этого направления раздела психологии, выделяются:

  • масштаб – насколько значимой для общества является реализация личностного акме. Примером служит то, что одни люди своими изобретениями, достижениями привносят что-то качественно новое в развитие социума, другие довольствуются добросовестным выполнением своих обязанностей;
Image by Free-Photos from Pixabay
  • продолжительность –  как долго человек находился в состоянии акме. Жизнь человека состоит из взлетов и падений, и это нормальный эволюционный путь развития. Вопрос в способности подняться после каждого падения, мобилизовать свои внутренние и внешние ресурсы, с целью продолжения движения к новым достижениям;
  • общественная ценность – человек может испытывать акме, если стремится к достижению общественно значимых целей, понимая необходимость жить и творить ради блога общества.

Критерии, актуальность и востребованность

Итак, можно выделить основные критерии значимости в развитии и становлении человека:

  • общественные акме –  высокий уровень достижений человека, признанный обществом;
  • личностные акме – достижения, успехи, которые могут быть не признанными в обществе, осознаваемые самим человеком;
  • индивидуальные акме – мобилизация ресурсов, победа человека над собой.
Image by xxolaxx from Pixabay

Актуальность и востребованность акмеологии, несмотря на неутихающие споры и дискуссии вокруг ее состоятельности как отдельной науки, вполне очевидна, так как она интегрирует все лучшее в познании человека как индивидуума, и делает концентрат этого знания достоянием широкого круга, заинтересованных в его изучении, людей. 

Самостоятельность акмеологии

Существует мнение о спорном статусе акмеологии как самостоятельной науке.  Это связывается с кризисом высшего образования на постсоветском пространстве, изолированности традиций социального знания от мировой науки. Результатом этого, по мнению Артемия Магуна, является возникновение «экзотических», «причудливых» дисциплин таких, как синергетика, имиджеология, соционика, акмеология.

 Вопрос самостоятельности акмеологии как науки вполне утверждается тем, что она исследует комплексно и во взаимосвязях ценности, стратегии человека, его жизненный, профессиональный и деятельный путь, а также условия его прохождения.

Феномен «акме»

Акмеология является относительно новым направлением в психологии, но уже успела привлечь внимание исследователей по всему миру. Это наука, которая изучает максимальные возможности и потенциал человека в достижении высших целей, управлении своей жизнью и достижении успеха.

Она является одной из наиболее перспективных областей психологии, которая позволяет не только понимать, какие факторы влияют на достижение успеха, но и помогает разработать эффективные методы и техники для его достижения.

История развития акмеологии началась в 1960-е годы, когда в США возникла концепция «достижения потенциала». Ее создателем стал канадский психолог А. Маслоу, который предложил новую модель человеческого развития, основанную на идеях гуманизма.

Основным принципом акмеологии является идея о том, что каждый человек способен достичь своего личностного и профессионального пика мастерства, самореализации. Однако для этого необходимо пройти через определенные ступени развития.

Эти ступени могут быть различными для разных людей и в разных сферах деятельности, но все они характеризуются определенными характеристиками, такими как наличие цели, уверенности в своих силах, наличие мотивации и т.д.

Важным элементом акмеологии являются термины, используемые для описания различных ступеней развития, такие как начальный, средний, продвинутый уровень. Кроме того, современная акмеология использует инструменты для измерения и анализа показателей, характеризующих ступени развития и достижения акме.

В настоящее время акмеология изучает множество аспектов, связанных с достижением успеха, такие как мотивация, саморегуляция, личностный рост, планирование и управление временем.

Основными понятиями акмеологии являются «acme» и «акмеологический потенциал». Акме – это максимальный уровень характеристик развития, достигнутый человеком в конкретной области его жизни. Акмеологический психологический потенциал – это совокупность внутренних ресурсов данного субъекта, которые позволяют ему достичь максимального уровня развития в выбранной сфере.

Акмеология – это наука о вершинных состояниях личности и достижении личностных пиковых результатов. В психологии акмеологический подход широко применяется для решения различных задач относительно развития личности, управления карьерой, повышения эффективности деятельности, а также для определения смысла жизни и достижения гармонии в личной жизни.

Акмеология, как дисциплина, выполняет ряд функций, а именно помогает выявить сильные стороны личности и скрытые потенциалы, что способствует повышению уверенности в своих силах и улучшению самооценки. При этом научный акмеологический подход не ограничивается только нахождением вершинных состояний, но и помогает лучше понять процессы и механизмы, которые лежат в их основе.

Практическое применение акмеологии в психологии имеет широкий спектр: от работы с клиентами и консультирования до разработки программ обучения и тренингов. Специалисты в области акмеологии используют различные методы и техники, включая анкетирование, тестирование, наблюдение и анализ деятельности.

Один из примеров применения акмеологического подхода – разработка программы личностного роста. В рамках такой программы проводится комплексное изучение личности, выявляются ее сильные и слабые стороны, а также определяются цели и задачи на достижение вершинных состояний.

Также акмеология может быть использована для решения карьерных вопросов. При помощи акмеологического подхода выявляются профессиональные интересы и скрытые таланты личности, что позволяет выбрать наиболее подходящую сферу деятельности и разработать оптимальную стратегию карьерного роста.

Одним из ключевых факторов развития в акмеологии является саморазвитие. Человек, который стремится к достижению своего пика мастерства, должен постоянно развиваться и улучшать свои навыки, чтобы достичь вершины. Для этого необходимо постоянно изучать новые технологии, методы и инструменты.

В работе психолога акмеологические методы и техники могут быть использованы как самостоятельно, так и в комбинации с другими методами. Они помогают клиенту осознать свои потребности и ценности, развить личностные качества и достичь наивысшей точки своего развития.

Первым шагом в интеграции феномена акмеологического подхода является анализ компетентностей психологического образования. Необходимо определить, какие знания, умения и навыки личность должна освоить, чтобы достичь успеха в своей профессиональной деятельности.

Важно учитывать, что каждый человек имеет свой индивидуальный путь развития, поэтому необходимо создать условия, позволяющие каждому развиваться в соответствии с его потребностями и возможностями.

В последние годы исследователями были созданы компьютерные тесты, которые позволяют оценить уровень развития профессиональных навыков и умений человека. Эти тесты могут использоваться в различных сферах деятельности, например, в образовании, спорте или бизнесе.

Перспективы исследований в области акмеологии также очень велики. В частности, в будущем планируется создание новых методов измерения достижений, которые будут более точными и эффективными. Также планируется дальнейшее развитие программ тренировки и развития, которые позволят достигать еще более высоких результатов.

Однако, несмотря на все достижения в области akmē, ее функция в нашей жизни все еще недостаточно оценена. В частности, многие люди не понимают, что акмеология может быть полезна не только профессиональным спортсменам или бизнесменам, но и каждому человеку, кто хочет достичь большего в своей жизни.

Концепция развития

  • Хватова М.В. Концепция развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи. 2012
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена на кафедре социальной психологии ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет имени Г. Р.Державина
  • Соловьев И.О. Становление профессионала в акмеологической среде. 2011
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 психология развития, акмеология. Цель исследования состоит в разработке концепции развития профессионала в акмеологической среде. Объект исследования акмеологическая среда развития профессионала. Объект исследования взаимодействие разработок профессиональной и преобразовательной акмеологической среды. Гипотеза исследования Развитие профессионала в акмеологической среде будет эффективным, если: развитие обеспечивается поддержкой на основе интегративного акмесредового подхода, позволяющего кумулировать эффекты личностного, профессионального роста и трансформации среды на основе выявленных предпосылок и механизмов акмеологизации медиум как необходимый агент достижения высокого уровня профессионализма; определена акмеологическая сущность взаимодействия преобразующейся среды и развития профессионала; разработана методика оценки динамики развития с помощью показателей, критериев и уровней развития профессионала в акмеологической среде; рассматриваются акмеологические закономерности, отражающие характеристики устойчивых связей, отношений и тенденций движения к высокому профессионализму, сопряженные с преобразованием среды; Содержание акмеологической авторской программы отражает деятельность профессионала по преобразованию среды с помощью акмеологических технологий и поэтапному самосовершенствованию профессионализма при участии акмеологической среды; развитие достигается за счет сочетания традиционных и акмессредовых технологий, обучение которых возможно с помощью комплекса тренингов и методик оценки достижений. Обслуживание. Акмеологичекое развитие профессионала. Концепция развития профессионала в акмеологической среде. Модель развития профессионала в акмеологической среде. Виды акмеологической медиумы. Успех акмеологизации медиумов. Траектории деятельности профессионалов и ее зависимость от активности среды. Диагностика акмеологических сред по результатам организационно-деятельностной игры. Динамика изменения показателей в направлении развития акмеологической среды. Рекомендации и направления дальнейших исследований. Основные выводы исследования.
  • Волкова Е.В. Развитие психических структур как основы специальных способностей. 2011
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена в лаборатории психологии способностей и психических ресурсов имени В.Н.Дружинина Учреждения Российская академия наук Института психологии РАН
  • Вербина Г. Г. Психоакмеологическая концепция специалист по развитию специалист по здоровью. 2011
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки). Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Москаленко Ольга Валентиновна.
  • Постникова М. И. Психология отношений поколений в современной России. 2011
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки). Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Регуш Людмила Александровна.
  • Хащенко Т.Г.. Личностная готовность студентов к предпринимательской деятельности: Психологическое содержание и условия формирования. 2011
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19.00.13 — Психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена в Учреждении РАО Психологический институт
  • Манойлова М. А. Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования. 2011
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность: 19.00.13 Психология развития, акмеология Работа выполнена на кафедре психологии управления и педагогики ГОУ ВПО Северо-Западная академия государственной службы
  • Толстых Н. Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход. 2010
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность: 19.00.13-психология развития, акмеология
  • Белов В.Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением: концепция, модель, технология. 2010
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 психология развития, акмеология. Научный руководитель кандидат психологических наук, доктор философских наук, профессор Бирюкова Галина Михайловна.
  • Орестова В.Р. Акмеологическая концепция идентификации государственных служащих. 2010
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Ильин В. А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе. 2009
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19.00.05 Социальная психология; 19.00.13 Психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена на кафедре социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета
  • Бобрищев А. А.. Психолого-акмеологическая концепция психологической подготовленности спортсменов высшей квалификации единоборств. 2009
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук 19.00.13 — психология развития, акмеология; 13.00.04 Теория и методика физической культуры, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Работа выполнена на кафедре физической подготовки ГОУ ВПО Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
  • Екимчик О. А. Когнитивный и эмоциональный компоненты любви у людей разного возраста. 2009
    Москва: Институт психологии РАН. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки). Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Крюкова Татьяна Леонидовна. Резюме. Объект: любовь как возрастно-психологическое явление. Тема: когнитивно-поведенческие и эмоционально-поведенческие компоненты любви и их факторы в юности и взрослости. Цель исследования: соотнести особенности проявления когнитивно-поведенческих и эмоционально-поведенческих компонентов феномена любви у людей разного пола, возраста и семейного положения. Общая гипотеза: когнитивный и эмоциональный компоненты чувства любви тесно переплетены между собой, при этом эмоциональный компонент определяет когнитивный. Оба компонента определяются действием ряда факторов, в частности, возраста, пола и семейного положения человека. Обслуживание. Современное состояние проблемы любви в научной литературе. Любовь как междисциплинарная проблема. Любовь и привязанность как психологический феномен. Любовь в юношеском и взрослом возрасте. Обзор современных исследований психологии любви в разные периоды жизни человека. Сексуальные и гендерные аспекты чувства любви у людей разного возраста. Эмпирическое исследование когнитивного и эмоционального компонентов чувства любви у людей юношеского и взрослого возраста. Основные этапы, методика и методы исследования. Адаптация методов измерения романтической привязанности взрослых и стилей любви. Представление и обсуждение результатов исследования.
  • Карабущенко Н.Б. Феномен элиты: историко-психологические основания и пути развития. 2009
    Диссертация посвящена изучению проблем психологии элит. В работе элитологических представлений представлена ​​психологическая концепция элиты, включающая обоснование методологического интегративно-элитопсихологического подхода в исследовании психологии элит, категориально-понятийного аппарата, генезиса и развития в разные исторические периоды и в различных областях научного знания, теоретическая модель психологии элиты, важнейшие психологические черты современной российской элиты (политической, деловой элиты и культурно-интеллектуальной), значение акмеологии для разработки отдельных положений психологической концепции элиты. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных и спецкурсах по элитологической психологии, истории психологии, психологии личности, а также в практической работе психологических служб при организации консультативной работы со студентами.
  • Плугина М.И. Акмеологическая концепция Повышение квалификации учителей средней школы. 2009
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Руслина А.О. Возрастные, половые и профессиональные различия в понимании манипуляции. 2008
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 психология развития, акмеология Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Знаков Виктор Владимирович. Работа выполнена в лаборатории психологии развития Института психологии РАН
  • Козлова Н.В. Образование в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход. 2008
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 Психология развития, акмеология. Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Залевский Генрих Владиславович.
  • Софина В. Н. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе образовательной, научной и производственной интеграции. 2007
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальности: 19.00.07 педагогическая психология, 19.00.13 психология развития, акмеология Работа выполнена на кафедре общей и прикладной психологии государственного образовательного учреждения высшего профессиональное образование Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина
  • Ижванова Е.М. Развитие полоролевой личности в юношеском и зрелом возрасте. 2004
    Москва: МгУн у М. В.Ломоносова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность 19.00.13. психология развития, акмеология. (как рукопись). Научный руководитель доктор психологических наук Карабанова О.А.
  • Варгамян М.В. Психологические условия преодоления учителем трудностей в развитии профессионализма. 2000
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Специальность 19.00.13 — Психология развития, акмеология Работа выполнена на кафедре акмеологии и профессиональной психологии Российской академии государственной службы при Президенте РФ
  • Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория методика психотехники. 1995
    Цель исследования: разработать и обосновать теоретические основы и методический инструментарий акмеологического тренинга программно-целевой направленности, ориентированного на совершенствование профессионального мастерства кадров управления. Об авторе: доктор психологических наук, член-корреспондент Международной Академии акмеологических наук. Ситников одним из первых начал заниматься внедрением и адаптацией в русском языке и в русской культуре нейролингвистического программирования (НЛП) и эриксонианского гипноза (течения в американской психологической, в частности, психотерапевтической практике). По некоторым оценкам специалистов, Алексей Ситников считается автором нового направления в отечественной психологии психотехнологии, которое выступает развитием и интеграцией теории деятельности А. Леонтьевой, теории поэтапного развития психических действий и навыков. Гальперина, психолингвистика и психосемантика (А. Лурия, Н. Хомский, Л. Выготский, В. Налимов, Дж. Келл, В. Петренко, Дж. Гриндер и др.), теории техники Д. Узнадзе. Входит в группу специалистов (совместно с Н.Кузьминой, А.Деркачем, А.Бодалевым и др.) Возрождена в 1990-1991. Создан в 1928 году. В Россию, но наука «застыла» в сороковых-восьмидесятых годах «акмеологией». В 1992 г. защитил первую кандидатскую диссертацию на эту тему. Разработал новый комплексный вид активной тренировки «акмеологический тренинг программно-целевой направленности». Имеет около 30 публикаций по психологии, акмеологии, политологии, математике, физиологии, в том числе 6 монографий, изданных в России и Польше

— Акмеология — Возрастная психология — Коррекционная психология — Психология развития — Общая психология, психология личности, история психологии- Юридическая психология — Медицинская психология — Педагогическая психология — Политическая психология — Психологические науки — Психофизиология — Социальная психология — Психология труда, инженерная психология, эргономика —

— Сельскохозяйственные науки — Архитектура и строительство — Художественная критика — Биологические науки — Химические науки — Культурология — Экономические науки — Технические науки — Географические науки — Геолого-минералогические науки — Исторические науки — Юриспруденция — Менеджмент, маркетинг — Медицинские науки — Военная наука — Педагогические науки — Фармацевтические науки — Филологические науки — Философские науки — Физика и математика — Политические науки — Психологические науки — Науки о Земле — Социологические науки — Ветеринарные науки —

В российской информационной войне набирает обороты новая область исследований

Менее чем за год до того, как Владимир Путин развязал крупнейший вооруженный конфликт на европейской земле со времен Второй мировой войны, Кремль незаметно расширил Научный совет Совета безопасности России, консультативный орган, состоящий из около 150 выдающихся ученых и государственных деятелей. Среди новых членов был заместитель командира невзрачной воинской части некто А. Г. Старунский. Российские журналисты-расследователи впоследствии утверждали, что этот Старунский на самом деле был Александром Геннадьевичем Старунским, высокопоставленным офицером Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба, который принимал непосредственное участие в проводимых этим агентством кампаниях по дезинформации и влиянию.

Научный совет, по-видимому, занимается информационной войной. В октябре прошлого года он выступал за ужесточение уголовного наказания за распространение «фейков» через социальные сети. С тех пор он как минимум дважды встречался с секретарем Совета Безопасности Николаем Патрушевым, чтобы обсудить предполагаемое стремление Запада к «контролируемой смене режима» в России и его вину за мировые беды, для которых Кремль давно утверждает, что Запад использует силу Интернет. Хотя в настоящее время мало что известно о военной части, в которой Старунский позже стал заместителем командира (часть 55111, согласно заявлению Кремля), некоторый дополнительный контекст о Старунском и его добросовестности доступен из открытых источников. Независимо от того, продолжает ли он вести информационную войну Москвы против Запада, его опыт ставит интригующие вопросы о том, как Москва концептуализирует это ремесло, особенно с учетом того, что его звезда продолжает восходить в аппарате российской безопасности.

В течение последних двух десятилетий Старунский, по-видимому, оценивал военную практику психологических операций как в США, так и в Китае, а совсем недавно он был членом редколлегии ежемесячного Министерства обороны России «Иностранное военное обозрение». Однако он, пожалуй, наиболее известен — и отмечен среди других российских ученых — как авторитет в малоизвестной области акмеологии, которой посвящена его диссертация 1998 года: «Психологический эффект как объект акмеологического исследования». В нем Старунский «рассматривает психологические эффекты в контексте конкретной области профессиональной деятельности и людей, вовлеченных в нее», что в выбранном им тематическом исследовании включает российских военнослужащих и их восприимчивость к сообщениям противника. Старунский делает вывод, что «на основе акмеологического изучения вооруженных конфликтов… наиболее остро проблема информационно-психологической безопасности человека проявляется в боевой обстановке, когда военнослужащие, помимо других психотравмирующих факторов, подвергаются воздействию со стороны специальных структур. вооруженных сил воюющих сторон».

Принимая во внимание, что российская система среднего образования в этот период славилась широко распространенным плагиатом и поддельными дипломами, этот снимок академической родословной Старунского, если предположить, что он подлинный, дает некоторое представление о нынешнем подходе Кремля к информационной войне, особенно в исторический контекст, а также продолжающуюся войну на Украине.

Получить хотя бы элементарное представление об акмеологии как предмете — задача не из легких. Действительно, трудно найти ссылки на эту область за пределами нишевой русской и украинской научной литературы. Как оказалось, это не случайно; по словам Анны Гребенниковой, ныне исследователя Украинского католического университета, акмеология — одна из нескольких антиинтеллектуальных «новых наук» — течений мысли, возникших в трансформационный постсоветский период, оставивших после себя многие образовательные и профессиональные круги в России, Украина, Белоруссия, Молдавия и др. барахтаются и отрываются. Из этой пустоты возникла туманная дисциплина. Акмеологию — от греческого «acme», что означает «вершина», — лучше всего можно описать как исследование профессионализации и личного мастерства, попытку смоделировать, как отдельные люди и группы могут реализовать свой максимально возможный потенциал в данном стремлении. Уходя своими корнями в раннесоветский период, когда была в моде экспериментальная педагогика, она позже оформилась в XIX веке.90-х годов как научная и философская дисциплина в основном использовалась в российских и украинских высших учебных заведениях, поскольку возросли требования к активизации профессии.

Возрождение акмеологии было вероятным побочным продуктом эпохи, когда многие граждане поздней (а затем и бывшей) советской империи чувствовали себя брошенными на произвол судьбы, справляясь с идеологическим вакуумом, в то время как их лидеры боролись с глубоким чувством геополитического унижения перед Западом. Когда «железный занавес» рухнул, эта обширная публика внезапно унаследовала непривычную для нее степень объяснительной способности, став жаждущей того, что антрополог Сергей Ушакин называет «правдоподобным организующим сюжетом в ситуации, когда устоявшиеся паттерны взаимодействия и традиционные формы рациональности [утратили] свою ориентацию». функция», или, другими словами, пытаясь разобраться в хаосе, который возник в то время.

Сергей Капица, тогдашний вице-президент Российской академии естественных наук, в 1999 году рассказывал: «В последние годы старого режима возникла лженаука… нашла опору в разлагающейся системе. Некоторых поддерживали военные в фиктивных и секретных проектах. Эти события были явными симптомами глубокого кризиса, и любой добросовестный наблюдатель видел в них предвестие грядущих событий». Это предчувствие, вероятно, послужило толчком к созданию Комиссии по лженауке и исследовательскому мошенничеству, созданной в прошлом году русским физиком, лауреатом Нобелевской премии Виталием Гинзбургом для разоблачения более фантастических течений, пронизывающих научную мысль в России, все из которых привели к убыткам. авторитета среди ученых, исследователей и даже врачей.

Общим связующим звеном между такими «новыми науками» и акмеологией, по мнению Гребенниковой, является неуместная уверенность в их применимости ко всем аспектам человеческой жизни, что приводит к «манипулятивному и механистическому подходу к социальной реальности». Например, в некоторых академических работах по акмеологии исследуется взаимосвязь между психологическими, социологическими и культурными факторами в детстве, которая может максимизировать профессиональные способности во взрослой жизни. Такая тенденция не нова: лидер большевиков Владимир Ленин систематизировал наблюдения Карла Маркса в жесткую идеологическую конструкцию, в которой все наблюдаемые закономерности рассматривались либо как контролируемые, либо как контролируемые. Обнаружить эту динамику означало найти «истину»; обеспечение их соблюдения было главной ролью государства. Совсем недавно Патрушев оказал аналогичную услугу глубоко законспирированному мировоззрению президента Владимира Путина.

В этом отношении акмеология находит естественный резонанс с современными российскими теориями информационной войны. Обе дисциплины нацелены на устранение незащищенности, вызванной сложными психосоциальными явлениями, путем наложения на нее инновационного, механистического чувства порядка и контроля — в то время как эмпирическое обоснование любого понятия может быть менее прочным, чем рекламируется.

Тем временем Старунский, похоже, был в авангарде применения акмеологии именно к военным. Его диссертация объединила объяснительную силу науки с требованием оптимизировать действия русских солдат, особенно когда они столкнулись с вражескими нарративами среди психологических травм войны. Он, вероятно, и не подозревал, что более двух десятилетий спустя его утверждения подвергнутся окончательному испытанию.

Происхождение и карьера Старунского позволяют предположить, что Москва продолжает подчеркивать центральное место психики в своей концепции информационной войны. Акцент его диссертации на том, чтобы изолировать российские военные от вражеских нарративов, находит отголоски в более позднем крестовом походе Кремля, направленном на то, чтобы изолировать российскую общественность от объективной правды о его давнем нападении на Украину. В 2017 году министр обороны России Сергей Шойгу даже рекламировал «контрпропагандистское» мастерство недавно созданных российских информационных войск, заявив, что они превзошли возможности своих предшественников.

Однако к 2022 году предыдущие усилия ГРУ Старунского были разоблачены, деплатформированы и подвергнуты санкциям. Боевой дух российских войск на Донбассе, как сообщается, достиг удручающего уровня, что ставит под сомнение их устойчивость к посланиям противника, где Украина, несомненно, нанесла удар выше своего веса. Независимо от того, повлияло ли акмеологическое мышление Старунского на вербовку и обучение российских войск, есть основания подозревать, что они действуют далеко не с максимальной эффективностью.

В частности, после первоначального вторжения России на Украину в 2014 году и ее вмешательства в выборы в Соединенных Штатах в 2016 году западные комментаторы и ученые интенсивно изучали «науку», стоящую за российской информационной войной, ее исторические основы и современные методы торговли. Его связь с «акмеологией» Старунского поднимает недооцененный ракурс: в какой степени Москва полагается на такие новые теории как на объяснительную мазь для мира, столь часто недружелюбно настроенного по отношению к кремлевским амбициям, — и в какой степени Запад должен полагать, что существует много к российской информационной войне вообще.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts