Аксиологический это: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ | это… Что такое АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ?

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД – ВЕДУЩИЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

Аксиологический подход как методология данного исследования характеризуется своей конкретной направленностью на развитие ценностных ориентаций учащейся молодежи. Именно аксиологический определяет содержание художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования.

Аксиология (от греч. axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Понятие «ценности» отличается тем, что оно не функционирует автономно. Оно значимо и включается в процесс, когда к нему обращаются и только после этого оно становится ведущим системообразующим элементом процесса.

О феномене «ценности» создано много различных теорий. Поэтому этот феномен рассматривают с точки зрения теоретического познания  и нравственного практического действия. Философы рассматривают учение о значимых ценностях. Ученые, педагоги рассматривают ценности как содержание, нравственные нормы, которые образуют системность в воспитании личности. Ценность – это идеал в художественном воспитании учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования.

Идеал, избранный специалистами учреждений культуры и образования настолько используется как потенция, насколько они могут компетентно ее реализовать. Этот процесс в художественном воспитании учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования с позиций аксиологического подхода рассматривается автором диссертации как объективное содержание. И здесь значение, смысл, есть  методология, обеспечивающая логическое построение диссертационного исследования. Методология  определяет не только логику диссертационного исследования, но и теорию художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Ценность, значение, становится нормой, когда специалисты учреждений культуры и образования по содержанию и форме деятельности ориентируются на идеалы в художественном воспитании учащейся молодежи.

В этом смысле наиболее приоритетными в художественном воспитании учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования являются «познавательные ценности», которые неделимы от ценностей «прекрасного».

Потребность в творчестве приобретает все большее значение в условиях учреждений культуры и вузов.

Назначение вузов культуры и искусств состоит в подготовке будущих профессионалов, способных творчески, компетентно и ответственно относиться к своему делу, вносить в меняющуюся жизнь новое, передовое. Здесь связь профессионализма, творчества и социальной ответственности проявляется особенно отчетливо. Поэтому исследование художественного воспитания и образования в стране на основе хореографического искусства стало логичным благодаря акиологическому подходу к воспитанию.

В ходе опроса студентов Белгородского государственного института культуры и искусств и Московского государственного института культуры творчеством хотят заниматься 89% студентов и 73% магистрантов. В названных вузах культуры и искусств практически все направления специальности и профили имеют аксиологическую составляющую и творческую основу.

Поэтому современное образование в вузах культуры и искусств требует пересмотра содержания и обучающих технологий на базе новых наук, какими являются аксиология, акмеология и др. Аксиологический подход означает соединение таких аспектов как качество образования учебного заведения и художественное воспитание студента, его ценностного отношения к развитию профессионально-творческих способностей.

Вот почему «Аксиология – 1) филос. учение о ценностях и об оценках в этике (этика ценностей), которое исследует, в частности, смысл человеческой жизни; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии, – учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности; 3) лингв. Раздел социологии языка, изучающий систему оценок естественных языков и их элементов» [8; c. 15].

Как видим, в педагогических исследованиях аксиологический подход выступает и как метод исследования и как трансляции ценностей в учреждениях культуры. Аксиологическая составляющая личности в мировоззрении учащегося молодого человека опирается на когнитивные и эмоциональные компоненты, регулирующие потребности и мотивацию. По В.А.Сластенин считает, что «эта система включает ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде, ценности, удовлетворяющие потребности в общении, ценности, ориентирующие на саморазвитие  творческой индивидуальности, ценности позволяющие осуществить  самореализацию, удовлетворить прагматические потребности» [9; с. 138].

Поэтому художественное воспитание учащейся молодежи остро ставит вопрос о развитии  потребностей в творчестве, или иначе говоря творческих способностей. Это значит развитие у студентов самостоятельного мышления, умения обновлять и расширять свои знания, творческие потенции.

Аксиологический подход как методология исследования данной проблемы определяет и механизм художественного воспитания учащейся молодежи: восприятие творческих возможностей их использования в учебно-творческом процессе учреждений культуры и в учебно-воспитательном процессе вузов культуры и искусств. Этот симбиоз обусловлен изучением процесса восприятия совместимостью, с процессом общения, где развитие аксиологической составляющей, осознавалась не только в вузе культуры и искусств, и в учреждениях культуры.

Важным фактором художественного воспитания учащейся молодежи помимо эстетического восприятия, эстетических потребностей, идеалов, является культурно-досуговая среда учреждения культуры и образования. Частью культурно-досуговой среды является культурная индустрия.

Одним из ведущих профессиональных качеств, которыми необходимо обладать специалисту учреждения культуры является умение творчески мыслить, обладать креативным складом ума. Для этого необходимо обладать общей конструктивной деятельностью, в которой роль системообразующих ценностей играет внутренний мир личности молодого учащегося человека. Это свидетельствует о том, что творческий акт невозможен без смысла. Основу творческого мышления учащейся молодежи составляет активность личности молодого человека.

В ходе исследования осуществлялся поиск новых возможностей и ресурсов аксиологического подхода для решения проблем художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Особый акцент был сделан на аксиологическом подходе, связанном не только с созданием структуры диссертации, но и сферы, входящей в систему художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Решить задачи диссертационного исследования с помощью аксиологического подхода позволяет как методология, так и теория художественной деятельности, развития творческих способностей, творческого саморазвития личности в культурно-досуговом пространстве учреждений культуры и образования.

Рассматривая аксиологический подход к художественному воспитанию учащейся молодежи как категории «структурно конституирующих ценностей», необходимо выявить возможности его использования в  теории и практике деятельности учреждений культуры и обучения студентов вузов культуры и искусств.

          Художественная направленность личности учащегося молодого человека — одна из самых существенных характеристик, которая позволяет воспитать систему общественных отношений, в соответствии с идеалами и целями, выдвигаемыми жизнью.

          Аксиологическая составляющая художественной направленности означает, что интересы личности учащегося молодого человека определяются внутренними мотивами деятельности, жизненной позицией.           Отсюда важным структурным элементом, определяющим сущность художественной направленности личности молодого человека является мотив. «Мотивация связана со стимуляцией или побуждением человеческого поведения и заключает в себе комплекс представлений о потребностях, интересах, целях, побуждениях, имеющихся у студента вуза культуры и искусств, с одной стороны, и о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом – с другой. Следовательно, мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность». [6; с. 132]

          Значит, художественная активность – есть осознание значимости и необходимости обучения конкретному предмету деятельности как в учреждениях культуры, так и образования.

В данном исследовании аксиологический подход определяет  реальные причины конкретных действий и их побудителей мотивов. В интересах учащейся молодежи определенные взгляды, психологические установки порождаются не только существующими причинами, но и педагогическими условиями. Внимательное изучение педагогических условий художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода и является целью данного исследования.

Интенсивность изменений и преобразований современной действительности требует аксиологического подхода к исследованию художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Социально-культурное пространство формирует личность, способную по новому подходить к условиям жизни молодого человека.

Искусство, в частности хореографическое, является мощным фактором развития личности, оно дает молодому человеку возможность самореализации. Процесс развития творческого потенциала учащейся молодежи становится целью художественного воспитания и является началом осмысления этой проблемы.

Способность к творчеству – это умение создать новое, оригинальное. Задачу развития художественно-творческих способностей через реализацию аксиологического подхода в обучении и воспитании учащейся молодежи современными образовательными и культурно-досуговыми технологиями наиболее эффективно решать в оптимальном социально-культурном пространстве.

Здесь необходимо преодоление противоречий внутри самого социально-культурного пространства. Иначе творческий процесс, не будет целостным, а искусство утрачивает художественную значимость и не способствует эффективному развитию учащейся молодежи (Нилов .С. 23).

В последнее время духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи, стало оторванным от реалий общественной жизни. Поэтому процесс социализации молодого поколения стал протекать сложно и противоречиво. Поэтому принятие государственной программы Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2000-2010 годы», Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года сделало еще более актуальным вопрос о ценностных ориентациях учащейся молодежи.

Развитию духовно-нравственных ценностей жизни учащейся молодежи способствуют многочисленные фестивальные движения самодеятельного и художественного творчества. Именно они помогают в художественном воспитании учащейся молодежи.

Широкий спектр проводимых в России фестивалей: «Дельфийские игры», «Роза ветров», «Юные таланты Московии», «Паруса надежды», «Студенческая весна» и другие способствует востребованности и перспективности развития фестивального движения.

Участие в фестивальном движении учащейся молодежи позволяет ей реализовать свой творческий потенциал, утвердиться, определить свои ценностные ориентации в различных видах искусства. Поэтому эффективность художественного воспитания во многом зависит от социального положения учащейся молодежи в обществе, и от конкретных технологий, которые могут быть использованы педагогами в учреждениях культуры и образования в процессе фестивального движения.

При всем многообразии подходов к развитию художественно-творческих способностей, необходимо на наш взгляд, опираться на аксиологический подход, который и был избран в качестве методологии исследования.

Аксиологический подход необходим во всех видах искусства: музыке, хореографии, изобразительном искусстве, театре и др. посредством определения смысловых акцентов. Проблема интеграции хореографического искусства в социально-культурное пространство заключается в том, чтобы не только выявить условия эффективного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. И здесь очень актуальным становится влияние аксиологического подхода на культурно- досуговую среду. Это даст возможность поднять художественный уровень культурно- досуговой среды за счет содержания деятельности и объединения достижений разных коллективов сферы образования и культуры.

Влияние аксиологического подхода особенно видно на исследовании фестивального движения, которое проводилось диссертантом на базе Научно-методического центра социальной и воспитательной работы Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы. Данные, представленные информационно-аналитическим отделом Центра, позволяют сделать вывод о том, что необходима разработка «политической составляющей» (В. Нилов) работы с детьми и молодежью в социокультурном пространстве города. Иначе говоря, формирование личности, которая способна творчески подходить к новым условиям, духовно и нравственно преобразуя культурно- досуговое пространство вокруг себя. Для учащейся молодежи, участвующей в фестивальном движении, становится приоритетной задачей поддержать руководителей городов и районов. Этой цели служат фестивали, собирающие творческие коллективы, специализирующиеся в разных видах искусства, но  объединённые общей темой гражданского звучания.

В то же время со всей очевидностью стало ясно, что необходимо разработать концепцию художественного воспитания учащейся молодежи в культурно-досуговой среде по месту жительства, которая должна определить пути решения следующих задач:

– восстановить народно-сценическую хореографию, основанную на традиционном фольклоре народов Российской Федерации, показывая его эстетическую привлекательность (не меньшую, чем восточная, ирландская, американская и африканская хореография) и воспитывая национальную идентичность;

– поощрять руководство клубов и центров по формированию ансамблей народного танца (особенно русского народного танца) и активное внедрение их в проводимые массовые мероприятия и праздники;

— продолжить работу по повышению уровня профессиональной компетентности руководителей хореографических коллективов через теоретические и практические семинары, курсы повышения квалификации; активизировать работу по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

Решение данных задач, мы надеемся, поможет сформировать «политическую составляющую» в работе с детьми и молодежью. Приоритетом в этой культурной «политике» художественное воспитание  учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования.

Следовательно, аксиология определяет сущность человека как понимающего и реализующего «смысл». В жизнедеятельности молодежи важны не просто художественные произведения, но и их значимость, их смысл в удовлетворении витальной и информационной потребности. Поиск смысла, в сущности, есть поиск ценности художественного воспитания, что  для молодежи является главной задачей в современный период.

Ценность – сложное педагогическое явление. Для того, чтобы художественное произведение, созданное в учреждениях культуры и образования стало ценностью, необходимо обеспечить в нем присутствие таких категорий как значимость, цель, смысл, направленность.

Профессор А.Д. Жарков считает, что «В том случае, когда осознан смысл практической или духовной деятельности, когда чувства личности получают определенную направленность, тогда они способны сделать более активными его действия. И в этом случае волнение приобретает характер, которое может возникнуть от музыки, слова, движения, и тогда это итог всего предшествующего развития (в том числе и эстетического) данной личности.

Эмоционально-рассудочным отражением действительности, вызываемым успешными результатами практической деятельности либо положительными ассоциациями, является радость, которая характеризуется сценическим характером эмоций и оптимистическим настроем мысли. Радость – основа устойчивых положительных состояний личности, её настроения» [1; с. 256].

Формирование ценностей у молодого человека в учреждениях культуры и образования может происходить в процессе познания и творческого осмысления действительности. Сочетание слов (ценность и учение) побуждают к действию. Учение о природе ценностей и получило название «аксиология».

Аксиологический подход и является методологией нашего исследования именно потому, что он раскрывает глубинные смыслы, происходящие в художественном воспитании учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования.

В каждой творческой программе в учреждениях культуры и образования проявляются общие положения философии, педагогики и психологии. Выполняет заказ нашего общества на креативную, творческую личность учащегося молодого человека.

В этих условиях деятельность специалистов – профессионалов и участников коллективов художественной самодеятельности строится на стремлении не выделять обучение в особую самостоятельную форму, а передавать художественные традиции, знания, умения и навыки так, чтобы участник коллектива осваивал их непосредственно в процессе творчества. Так хореографические программы могут использоваться в концертах дивертисментах и тематических концертах, или ином характере синтеза искусств в театрализованной культурно-творческой программе.

В то же время, в ходе исследования недостаточно учитывается особенность выразительных средств, что совершенно необходимо при использовании соответствующих образовательных и воспитательных задач на основе аксиологического подхода.

Сейчас основная причина обращения руководителей хореографических коллективов к выразительным средствам других видов искусств состоит в ориентации на аудиторию, особенно молодежную.

Таким образом, аксиологический подход к художественному воспитанию учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования позволяет выделить общечеловеческие и отечественные ценности в данном процессе, что связано с развитием своих сущностных сил молодым человеком.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. – М., 2012, 480 с.
Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: Монография. – М.: МГУКИ, 2013. – 456 с.
Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры – фактор развития традиционных народных культур // Культура и образование.  2013. №1(10).  С.79-85.
Немов Р.С. Психология. Книга 1.Общие основы психологии. –М., 2003, 4-е изд. – 688 с.
Нилов В.Н. Формирование художественно-творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства. Методическое пособие для хореографических коллективов общеобразовательных школ, клубов и центров.  – М.: ГУ НМЦ СВР, 2013. – 214 с.
Педагогика: Большая современная энциклопедия. Сост. Е.С. Ранацевич. Минск, 2005. 720 с.
Сластенин В.А. Педагогика, М., 1996, 576 с.

 

Аксиологический аспект информации в рамках современных коммуникативных теорий

Автор статьи рассматривает проблему ценности информации сквозь призму современных коммуникативных теорий. Раскрывает понятия ценности, информации и ценности информации. Определяет признаки аксиологического кризиса и влияния ценности информации на последующее развитие общества.

Ключевые слова: информация, ценность информации, коммуникационный процесс, аксиологический кризис современности.

Человек является центром гуманистического мировоззрения как общественной системы взглядов, убеждений и идеалов. Именно человек образует социальную систему, формирует ядро мировоззрения с точки зрения гуманизма. Человек имеет собственное отношение к обществу и духовным ценностям. Два разные, но обусловлены друг другу подходы – практический и познавательный, лежат в основе его действий. Познавая мир, он познает закономерности окружающей реальности, познает себя. Благодаря практическому подходу человек приспосабливается к переменным и быстротекущим явлениям, изменяя себя и мир вокруг.

Но научное познание осуществляется также и с целью получить социальные блага, удовлетворить социальные проблемы человека. Жизнедеятельность человека имеет определенное содержание, она является проявлением активности личности направленной не только на осмысление жизни, но и на формирование и развитие ее материальных и духовных ценностей. Они являются составляющими общечеловеческой культуры. Механизмом связи между познавательным и практическим подходами становится ценностный, или аксиологический подход. Он становится таким себе мостиком между теоретическим мышлением и практическими действиями.

Удовлетворение социальных потребностей и интересов человека в познании беспрекословно протекают в общении и коммуникации. Общаясь с другими мы познаем что-то новое, обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими.

Сегодня трудно представить мир без гигантских объемов информации, общения. Технические возможности обмена информацией интенсифицируют взаимодействие человека и мира. Мы наблюдаем информационный взрыв, в котором сформировались мощные потоки коммуникаций, которые меняют как человека, так и мир.

И если современный человек не успевает воспринимать эти потоки, оперировать изменениями, он теряет саму возможность чувствовать актуальную современность. Высокие скорости коммуникации касаются всех сфер. Транспорт, информация, деловая сфера, межличностная, межкультурная сферы требуют значительного уровня осознания и оперирование потоками.

Человек видит значение фактов, и по ним оценивает свою жизнь, осознает результаты, реализует ценности и меняет отношение к окружающей реальности [8, с.

59].

Поэтому актуальность темы исследования обусловлена ​​необходимостью осмысления и исследования основных вопросов, которые присущи ценностным аспекта информации в пределах современных коммуникативных теорий.

Анализ последних исследований и публикаций. В статье автор исследует наследие отечественных ученых относительно аксиологического аспекта информации в пределах современных коммуникативных теорий. Следует выделить ученых по направлениям, работы которых являются основой для изучения проблем ценностей, информации и коммуникаций, среди них нужно назвать: Аксенову В. И., Деминскую Л. А., Завизену Н. С., Кузнецову Т. В., Курито О. В., Моисееву Н. А., Подолянко Л. А., Ткачеву А. В. и Федорова Ю.В.

Формирование целей статьи (постановка задачи). Целью статьи является комплексное исследование проблемы ценности информации. Среди основных задач следует выделить: определение понятия ценности информации; исследования аксиологии как философского учения; определение характерных признаков коммуникационных процессов; анализ аксиологически-информационного кризиса современности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием научных результатов, полученных в процессе работы.

Центральным понятием аксиологии является ценность, которая характеризует человеческое измерение общественного сознания и направляет человеческое поведение. Она формирует жизненные и практические ориентиры.

Ценностью является элемент объективной реальности, существующей рядом с мышлением человека и независимо от него. Ценности не возникают за пределами сознания и субъективной познавательной деятельности. Ценность является осознаным качеством. Единственным логичным объяснением сущности ценности есть выражение субъектно-объектного отношения к окружающему миру, которое возникает на основе информации и собственного жизненного опыта представителя языковой общности. Под таким представителем понимают тот или иной социум различных уровней общения.

Классическим является определение: ценность, не как свойство предмета самого по себе, а отношение предмета к мысли, высказаного желания, стремления. И когда объект действительности сопоставляется с мнением относительно своего соответствия, возникают ценностные отношения. Понятие ценности в большинстве своем имеет четкий оценочный оттенок, так как введение таких понятий сопровождается сознательными или бессознательными процессами [6, с. 183-184].

Аксиология определяет понятие «ценности», как определение объектов внешнего мира, интересов и потребностей человека. «Ценность» как понятие связывается с понятиями «значение», «нужности», «интереса», «смысла», «нормы». Имеющиеся системы ценностей указывают на ценностное отношение человека к различным проявлениям жизни частного и общественного. Ценностные системы личного, национального, культурного, семейного, профессионального, общественного, педагогического и других типов существуют в рамках различных систем ценностей [2, с. 44].

Основным для современной аксиологии становится вопрос обоснования ценностей в формате бытия в целом и их узкой связи с реальностью предметной. Ценность объединяет духовное многообразие ума, чувств и человеческой воли. Трудно переоценить роль ценностей в благополучном существовании человека и общества сегодня [8, с. 63]

Ценности являются не только предметами, явлениями и их свойствами, необходимыми людям в определенном обществе, необходимыми отдельной личности. Они являются средствами удовлетворения потребностей, включают идею и побуждения, как норму и идеал. Ценности не одинаково значимы для всех, поскольку каждый человек, который познает окружающий мир, имеет личностное значение. Ценности являются преимуществом смыслов и способов поведения, построенных на их основе.

Итак, основу определения аксиологии составляет понятие «ценности», положительной или отрицательной значимости объектов внешнего мира. Ее определяет степень привлечения интересов и потребностей человека в сферу человеческой жизнедеятельности. Существуют и критерии и способы оценки этой значимости, они выражены в этических нормах идеалах, принципах, установках и целях человека [2, с.

41].

К общественным ценностям относятся положительно значимые явления и свойства, связанные с прогрессом социума. На разных этапах развития человечества появляются переоценка жизни, любви, здоровья, образования, труда, творчества, красоты и т.д. В них гуманистическое начало, которое выдержало серьезную проверку практикой мировой истории.

В рамках нашего исследования необходимо перевести диалог из плоскости понятий аксиологии к теории информации и связать все это с современной реальностью.

Второе десятилетие ХХ века ознаменовалось появлением первых публикаций по этим проблемам. Это положило начало развитию достаточно широкой и неоднородной теории информации. И хотя поток научных работ в данной отрасли растет, отсутствует единое и общепринятое определение информации. Наука о теории информации начинает развиваться лишь с конца 40-х годов.

Средства связи активно развивались, они передавали информацию посредством радио, телефона, телеграфа. Это обусловило интерес к техническим вопросам передачи, к организации информационного оборота, обеспечения эффективности работы. Прогресс в сфере технического обеспечения использовал информацию, выражалась в формировании электронно-вычислительных машин. Тогда же активно развивались различные теории информации, которые исследовали технические проблемы наиболее эффективного обращения информации и ресурсов [3, с. 203].

Сегодня различные исследователи определяют термин «информация» и количественные меры его измерения различными методами. Информация является наиболее актуальным, фундаментальным и дискуссионным понятием в современной науке и практике.

Вопрос о сущности информации является сложным и дискуссионным в науке конца XX в. Информация является общенаучным понятием, и его исследуют с разных сторон в различных науках, естественных, гуманитарных и технических. В каждой науке и отдельным направлениям теории, в рамках одной науки предлагаются различные варианты понимания понятия «информация».

Есть определение информации, в котором отражается специфика отрасли знаний, учитывая особенности профессиональной деятельности, персональный вкус и терминологические особенности предлагается.

Информация — важная категория в таких науках, как философия, социология, психология, экономика, физика и другие. Это объясняется возникновением информации в результате процессов, отражением предметов, явлений и отношений. Когда расширяются возможности передачи, информация начинает использоваться в различных процессах и видах деятельности. Теория информации, развивается в экономических теориях, которые исследуют информацию [3, с. 203].

Человечество определяло сущность информации на протяжении веков, но закрепления этих толкований в научных категориях состоялось тогда, когда люди сознательно поставили перед собой задачу передачи, хранения и переработки информации, когда они научились ею пользоваться на практике.

Коммуникационные процессы держатся в центре внимания исследователей в различных научных отраслей. Cреди таких наук: теории коммуникации, аргументации, массовых коммуникаций, теория международных коммуникаций; деловая коммуникация; теории перфоманса, информации, коммуникативных обменов; психолингвистика, социолингвистика, паралингвистика; кибернетика; культурология, межкультурная коммуникация, философия, право и т.д.. Но самое главное что объединяет все эти вышеперечисленные, концептуально разные науки - это аксиологический базис информации, то без чего коммуникация теряет свой смысл.

Перспективой комуникативистики является аксиология СМИ, которая занимается тиражируемыми ценностными доминантами и масс-медийной информацией как транслятором ценностных смыслов. Исследование этих вопросов производит практические рекомендации по формированию аксиологически сбалансированного медиапространства, влияющего на ценностную ориентацию потребителя [4, с. 44].

Украинское общество состоит из различных региональных, языковых, конфессиональных, этнических, культурных форм. Так сложилось исторически, и достижения социальной стабильности и согласия возможно при установке принципов сосуществования разным ценностным системам [5, с. 87].

Поиски этих принципов только среди добродетелей одной культурной формы угрожают тем, что общество будет построено на локальных (клановых, региональных, конфессиональных, корпоративных и т.д.) основаниях. В свою очередь, это может вызвать углубление общественных противоречий и в дальнейшем привести к расколу общества. Базой для решения проблем, которые появляются как результат сосуществования в современном обществе различных культурных форм, является принцип взаимного дополнения традиционных и универсальных ценностей, причем нормативный приоритет должен предоставляться именно универсальным ценностям.

Традиционно под этим понятием понимают общечеловеческие ценности, присущие всем социальным общностям на протяжении существования человечества. Во-первых, это инварианты или универсалии культуры, является фундаментальным материалом и сочетают социальные образования разных уровней. Во-вторых, универсальные ценности включают также индивидуально личное [5, с. 88].

В работе Федорова Ю. изложен краткий анализ аксиологического кризиса современности и проведено исследование негативного влияния массовой культуры на духовно-нравственное состояние современного социума [9].

При глубоких культурных трансформациях радикально меняется не только духовно-психологический настрой общества, но и содержание внутренней жизни каждого человека. Увеличивается этический релятивизм, растут темпы маргинализации. Формируется мощная индустрия технологий, увеличивается количество экзотических, или даже извращенных потребностей, а сами потребности превращаются в центральный мотив поведения и меняют систему ценностей. Господство потребительских стремлений в жизненной динамике нынешней техногенной цивилизации вызывает опасения у мыслителей [9].

В настоящее время мы ощущаем на себе действие аксиологического кризиса, происходит коренное изменение возрастной системы ценностей, происходит трансформация ценностного сознания, формируются новые ценности. Однако смогут ли они заменить традиционные ценности? Неотвратима смена цивилизационной парадигмы?

Аксиологическая аналитика культуры указывает на то, что нужно учитывать широкий творческий потенциал, который детерминирует жизнь согласно смыслу и определяет деятельность лица с ценностями, обусловливает их синергетическую возможность определять исторический ход культуры и ее соответствие онтологическим порядкам мироздания. Это означает, что историческая судьба человека — в его собственных руках, она тесно связана с ценностными ориентирами, выбирает сама лицо [9].

Кризис ценностей проявляется в гипертрофированном урбанизме: социальная атомизация и усиление чувства психологической деструкции в условиях ослабления родовых и семейных связей, сокращение срока жизни городского населения, формирование феномена общих психических эпидемий [7, с. 12].

Ценности можно выразить в идеях и логически обосновать, учитывая последствия, вытекающие из их содержания, однако их можно определить как определенный образ жизни или как способ бытия человека в мире, как отношение личности к миру.

Отличие ценностного кризиса от любых других кризисов заключается в том, что человек потерял самого себя, потерял свою идентификацию и то, во что верил. Потеря ценностей приводит к жизни без смысла. Вот почему очень важно определить основные ориентиры бытия человека в социальном, мировоззренческом, культурном и научном ценностных измерениях и воздействиях [7, с. 13].

Выводы по данному исследованию и перспективы дальнейших исследований в данном направлении.

Проблемы аксиологии вышли за рамки общефилософских поисков, однако философская аксиология является методологической базой для исследований проблем возникновения, взаимодействия и функционирования ценностей и оценок, их соотношение с интеллектом и другими проявлениями человеческой личности, соотношение концептуально-ценностной структуры сознания с языковым значением, в качестве главного средства отображения ценностных позиций и ценностного опыта в общении, аккумулирования, хранения и оперирования представлениями о ценностях и оценки в сознании. Постулаты аксиологии лежат в основе понимания ценности, как субъективно-объективной системы специфических знаний, которые заложены в сознании. Они реализуются с целью коммуникации, а также являются главным средством выражения человеческой личности с ее индивидуальными взглядами, убеждениями и системой индивидуального мировоззрения, из которого состоит ценностно-языковая картина мира.

В современном демократическом обществе ценностные возможности общедоступной информации, в том числе информации, которую можно использовать в качестве средства для антигуманных или даже террористических действий, является глобальной проблемой. Загрязнение ментальной сферы «виртуальными канцерогенами» вызывает появление своеобразных мутантов. Они берут на себя функцию «свободных радикалов», нарушают границу между действительностью и мнимой реальностью с апокалиптическими сюжетами. Нравственная личность оценивает виртуальную реальность как подконтрольную и безопасную «вещь-для-себя». Однако личность забывает, что в чужих руках (как «вещь-для-другого») это может приобрести иные ценности. В нестабильных условиях, принимая во внимание возможности и способы активизации, очень просто сделать среде несколько инъекций, (С.Курдюмов), чтобы вызвать его спонтанную перестройку.

Последнее время, определяя ценность информации, все большее внимание обращают на потенциал, который актуализируется при использовании этой информацией. Существует научная мнение, что теоретическую ценность информации невозможно определить до и во время опубликования, поскольку при применении ее научная значимость увеличивается. Единственной ценностью новых научных результатов считается их истинность. Иерархия ценностей в науке формируется в ходе усвоения знаний. Исходя из этого, научная ценность определяется не как определенное социально-когнитивное качество, результат научного исследования, а скорее как социально-психологическое свойство, обусловленое ​​соответствующим влиянием на систему знаний.

Ценность информации определяется тем, насколько она может удовлетворить потребности личности, живых систем и биосферы в целом, и способностью информации стабилизировать системы любого вида и разной степени совершенства.

Литература:

  1. Аксьонова В. І. Онтологічні та аксіологічні засади міжкультурної комунікації в умовах формування та розвитку інформаційного суспільства // Соціальні технології. – 2011. — № 51. – С. 340-350.

  2. Демінська Л. О. Аналіз основних положень аксіологічної науки у філософському та педагогічному аспекті // Педагогіка, психологiя та медико-бiологiчнi проблеми фізичного виховання і спорту. — 2011. - №11. — С. 41-44.

  3. Завізєна Н. С. Сутність, генезис і еволюція поняття «інформація» // Збірник наукових праць ЧДТУ. – 2009 – Вип. 22. – С. 202-205.

  4. Кузнєцова Т. В. Аксіологічний підхід до мас-медійної комунікації // Держава та регіони. Серія: Соціальні комунікації. – 2010. — № 2. – С. 39-44.

  5. Куріто О. В. Суперечності аксіологічних орієнтирів глобалізації та культури, шо прагне унікальності // Гілея: науковий вісник. – 2012. – Вип. 59. – С. 87-94.

  6. Моісєєва Н. О. Аксіологічність як лінгво-філософська категорія // Науковий вісник Волинського національного університету імені Лесі Українки. – 2011. — №6 (ч. 1). – С. 183-187.

  7. Подолянко Л. А. Аксіологічні параметри буття людини: контекст науки // Теорія і практика управління соціальними системами. — 2011. — №2. – С. 9-14.

  8. Ткачова О. В. Сучасна аксіологія про міжкультурну комунікацію // Гуманітарний часопис. – 2012. — № 1. – С. 59-63.

  9. Федоров Ю. В. Аксиологический кризис современности как глобальная угроза тотальной массовой культуры // Гілея:науковий вісник. – 2012. – Вип. 61.

Определение и значение аксиологии — Merriam-Webster

ax·​i·​ol·​o·​gy ˌak-sē-ˈä-lə-jē 

: изучение природы, типов и критериев ценностей и оценочных суждений, особенно в этике

аксиологический

ˌak-sē-ə-lä-ji-kəl

имя прилагательное

аксиологически

ˌak-sē-ə-ˈlä-ji-k(ə-)lē

наречие

История слов

Этимология

заимствовано из французского axiologie, из греческого axía «стоимость, ценность» (существительное, производное от женского рода áxios «стоимость, равный, равного статуса») + французский -o- -o- + — logie -logy — больше в аксиоме

Примечание: Этот термин, по-видимому, был введен немецким философом Эдуардом фон Гартманом (1842–1906) в «L’Axiologie et ses Divisions» 9. 0025 Revue philosophique de la France et de l’étranger, quinzième annee, № 11, ноябрь 1890 г., стр. 466–79. (В примечании в конце статьи говорится, что перевод, предположительно с немецкого на французский, был сделан «М. Александром Келлером».) В примечании к слову в заголовке статьи Хартманн утверждает, что «Le mot axiologie est tiré du grec ἀξία, évaluation, valeur, littéralement pesée, du grec ἄγα, conduire, guider, charrier…» («Слово аксиология взято из греческого axía, оценка, стоимость, буквально, взвешивание, от греческого ága, вести, направлять, нести…»). слово основано на его предполагаемой этимологии (см. примечание к аксиоме).Кроме того, инфинитив греческого глагола ágein , и неясно, что имел в виду Хартманн, цитируя ága, , что не соответствует ни одной форме глагола

Первое известное использование

1891, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование аксиологии было в 1891 году

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи рядом с

аксиология

аксиолог

аксиология

аксиома

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Аксиология.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/axiology. По состоянию на 28 декабря 2022 г.0025 axiology

Britannica.com: Энциклопедическая статья о axiology

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Аксиология – методология исследований

Аксиология – это раздел философии, изучающий суждения о ценности[1]. Термин аксиология происходит от греческого и означает «ценность» или «стоимость». Аксиология занимается оценкой роли собственной ценности исследователя на всех этапах исследовательского процесса[2]. Это относительно недавнее дополнение к области философии исследований.

Аксиология прежде всего относится к «целям» исследования. Эта ветвь философии исследования пытается прояснить, пытаетесь ли вы объяснить или предсказать мир, или вы только пытаетесь понять его. [3]

Проще говоря, аксиология фокусируется на том, что вы цените в своих исследованиях. Это важно, потому что ваши ценности влияют на то, как вы проводите свое исследование и что вы цените в своих результатах исследования.

Таблица ниже иллюстрирует аксиологию основных философских исследований и освещает соответствующие методы сбора данных.

Аксиология Популярные методы сбора данных
Позитивизм Исследование проводится свободным от ценностей способом, исследователь независим от данных и придерживается объективной позиции Высокоструктурированные, большие образцы, количественные измерения, также можно использовать качественный
Реализм Исследования несут в себе ценность; на исследователя оказывают влияние мировоззрения, культурный опыт и воспитание. Это влияет на результаты исследований Выбранные методы должны соответствовать предмету, количественному или качественному
Интерпретативизм Исследование связано с ценностью, исследователь является частью того, что исследуется, не может быть отделен и поэтому будет субъективен Небольшие образцы, углубленные исследования, качественные
Прагматизм Ценности играют большую роль в интерпретации результатов, исследователь принимает как объективную, так и субъективную точки зрения Планы смешанных или множественных методов, количественные и качественные

Аксиология философских исследований и соответствующие методы сбора данных[4]

В свою диссертацию вы можете добавить один или два абзаца, обсуждающих актуальность аксиологии в вашем исследовании. Например, вы выбрали философию исследования позитивизма, вы можете заявить, что аксиология вашего исследования свободна от ценностей, а исследование не зависит от данных.

В качестве альтернативы, если философией вашего исследования является реализм, вам нужно будет указать, что аксиология вашего исследования нагружена ценностями. В этом случае вам придется признать, что ваше мировоззрение могло повлиять на результаты вашего исследования. Роль ценности огромна в философии исследования прагматизма, и вы должны подчеркнуть этот факт в своей статье, если прагматизм — это философия, которой вы следуете.

Моя электронная книга,  Полное руководство по написанию диссертации по бизнес-исследованиям: пошаговая помощь   содержит обсуждения теории и применения философии исследования. В электронной книге также объясняются все этапы исследовательского процесса , начиная с выбора области исследования и заканчивая написанием личных размышлений.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts