16. Активность человека как фактор развития его психики и личности
Личность, формируется, не является пассивным продуктом взаимодействия биологического и социального факторов. Взаимодействие этих факторов реализуется через активность ребенка.
Активность личности — условие и результат психического развития индивида, проявляется в его деятельности
Средством активности ребенка, что проявляется в деятельности, происходит двустороннее взаимодействие подрастающей личности с социумом протяжении взросления индивида и усложнение его психической организации a активность тоже обогащается, как содержанием, так и способами ее выражения На разных стадиях развития ребенка его активность проявляется на таких уровнях (по Г Люблинской):
а) репродуктивный (копирование действий взрослого в словах, играх, манере поведения)
б) исполнительный (выполнения ребенком поставленных взрослым задач и на этой основе выработки новых умений)
в) самостоятельный (самостоятельная
постановка задач, поиски и апробация
способов их решения).
Сначала свою активность дети направляют на взрослого, вызывая обратное влияние с его стороны. В последствии, начиная с преддошкольного возраста, ребенок направляет свою активность на самопознание и самосовершенствование.
По мере формирования мотивации и самосознания индивид становится избирательно восприимчивым к воздействиям среды, чувствительным к тому, что соответствует его жизненным устремлениям. Социальное окружение меняется для индивида вследствие его роста, увеличения физических и умственных возможностей, становление новых видов деятельности. То, что привлекает в окружающем мире дошкольника, теряет актуальность для младшего школьника. Психологические потребности разные в подростковом и юношеском возрасте. Личностная динамика наблюдается и на протяжении всех периодов взросления.
Влияние общественной среды на психическое
развитие индивида зависит от развития
его направленности и способности
восприятия, подражания, от становления
его потребностей и стремлений Имеет
место избирательность проявления и
направленности активности личности.
Данные исследований показывают, что даже у детей-близнецов, имеющих идентичные генотипы и живущих в одной семье, часто формируются различные эмоциональные, волевые, характерологические черты вследствие того, что в их возрасте один ребенок чаще выступает как инициатор, лидер, а другой — как исполнитель, подчиненный.
Не столько семья социализирует ребенка,
сколько ребенок сам социализирует
окружающих его близких, подчиняет их
себе, пытается сконструировать удобный
и приятный для себя мир. ..
В процессе взросления ребенок, проявляя свою активность во взаимодействии со взрослыми, не только развивается сам, но и видоизменяет отношения в новые, более сложные формы, определяет влиятельность воздействия внешней — социальной среды, а также при определенных условиях может модифицировать действие биологического фактора.
25.2. Психика как специфическая форма активности
Психика живых существ является дополнительным источником их активности, причем, чем сложнее психика, тем выше активность. Это связано с наличием таких психических феноменов, как память (обращение к прошлому), блока программирования (обращение к будущему), представлений (наличие образов предметов и явлений при их отсутствии в реальности) и пр.
По мере
усложнения нервной системы животных в
процессе эволюции происходило усложнение
их психики — как форм отражения, так и
поведения. Вслед за безусловными
рефлексами возникла их усложненная
форма — инстинкт, а затем условные
рефлексы первого рода («павловские»).
Следующей ступенью повышения активности
было формирование инструментальных
рефлексов, с помощью которых животные
научились активно воздействовать на
окружающую среду, удовлетворяя свои
потребности. Примером подобных рефлексов
может служить поведение голубей в опытах
Б.
Ф. Скиннера, которые
обучались открывать кормушку с пищей,
нажимая на специальный рычаг.
У высших приматов активность становится более изощренной. Так, обезьяны могут составлять две палки, чтобы достать далеко расположенный банан, или строят для этой цели пирамиду из ящиков.
Качественно новую
форму активность приобрела с возникновением
разума. В отличие от животных, человек,
прежде чём начать активное воздействие
па окружающую среду, предварительно
преобразует ее В своем сознании. Следует
отметить, что активность человека
значительно превышает активность любого
живого существа на Земле. Это связано
с тем, что у человека помимо биологических
потребностей существует масса потребностей
более высокого порядка (социальных и
духовных).
В зависимости от исходной системы координат можно выделить различные, типы активности человека, связанные с его трудом, учебой или саморазвитием. Всего можно насчитать десять разновидностей самостоятельной активности человека, что отражено в табл. 25.1.
Таблица 25.1. Основные типы человеческой активности
Тип активности |
Содержание |
Потребление |
Потребление питательных веществ, кислорода, использование предметов жизнедеятельности (домашней утвари, одежды, мебели, средств передвижения, недвижимости, средств гигиены и пр.) |
Познание |
Познание
мира. Перцептивная деятельность. |
Общение | Обмен информацией. Обмен эмоциями. Познание и источник удовольствий при взаимодействии . с другими людьми |
Преобразование реальности |
Существует две разновидности данного типа активно сти. Первый — это адаптация себя под влиянием изменения внешней среды. Например, при низких температурах человек инстинктивно стремится укрыться от холода, больше питается, дрожит. Второй способ адаптации — преобразование реальности под себя. В случае низких температур человек может разжечь костер, включить электрический обогреватель или уехать в теплые края |
Игра |
Игра
— это активность ради активности, когда
человек получает удовольствие не от
достижения какой-то конкретной цели,
а от самого процесса деятельности. |
Учение |
Получение новых знаний — умении и навыков. Индиви дуальная и социальная форма учения как специфиче ского вида активности |
Профессиональная деятельность |
Профессиональная деятельность (труд) может иметь различную мотивационную основу. Этот вид активности может являться способом социальной адаптации («Кто не работает — тот не ест»), способом достижения определенного социального статуса (карьера), способом самореализации и т. д. |
Творчество |
Чаще
всего творческая активность является
способом самореализации, однако в
современном обществе нередко творческая
активность есть лишь разновидность
профессиональной деятельности
композитора, художника, писателя. |
Преобразование самого себя |
Самопознание, саморегуляция, самоизменения |
Главное направление социальной активности человека можно назвать «вектором социальной активности». Существует четыре основных, наиболее важных вектора социальной и нравственной ориентации активности человека, отображенных на рис. 25.2.
Рис. 25.2. Основные векторы социальной активности человека
Например, в рамках экономического вектора человек может жить в системе равного распределения материальных благ, при которой исчезает мотивация к труду (система «военного коммунизма»).
Он может жить в развитой
капиталистической системе, где общество
потребления стимулирует трудовую
деятельность, или являться членом
рабовладельческой формации, где труд
презираем, так как является уде лом
рабов.
Существует ряд внешних и внутренних факторов, влияющих на уровень активности человека. Типология этих факторов показана на рис. 25.3.
Рис. 25.3. Факторы, влияющие на уровень активности человека
3. Тренировка мозга и умственная деятельность
Выдержки из Раздела 3: Тренировка мозга и умственная деятельность
- Умственные или мозговые упражнения выходят за рамки умственной деятельности. Это структурированное использование когнитивных упражнений или техник, направленных на улучшение определенных функций мозга.
- Умственные упражнения (или тренировка мозга) могут выполняться разными способами: медитация, когнитивная терапия, когнитивная тренировка.
- Компьютеризированные программы тренировки мозга могут помочь получить полную умственную тренировку
В этом разделе мы сосредоточимся на умственных упражнениях, которые мы будем называть тренировкой мозга, чтобы четко отличить их от умственной деятельности в целом. Сначала мы попытаемся определить, что такое тренировка мозга. Затем мы расскажем о другом способе тренировки мозга. Наконец, мы сосредоточимся на программах для тренировки мозга.
|
Что такое умственное упражнение или тренировка мозга?Умственная деятельность происходит всякий раз, когда человек бодрствует, начиная от простого дневного сна и заканчивая чтением книги или изучением нового языка. Умственные упражнения или тренировка мозга относятся к структурированному использованию когнитивных упражнений или техник. Его целью является улучшение определенных функций мозга. Продолжайте читать. |
Различные виды тренировки мозга Когнитивная терапия (КТ) основана на идее о том, что то, как люди воспринимают свой опыт, влияет на их поведение и эмоции. Было показано, что медитация улучшает определенные когнитивные функции, такие как внимание. |
|
|
Когнитивная терапия как тренировка мозгаКогнитивная терапия (КТ) была основана доктором Аароном Беком. Он основан на идее, что то, как люди воспринимают свой опыт, влияет на их поведение и эмоции. Терапевт обучает пациента когнитивным и поведенческим навыкам, чтобы изменить его дисфункциональное мышление и действия. Продолжайте читать. |
|
Медитация как тренировка мозга Вам может быть интересно, какое отношение медитация имеет к тренировке мозга. |
|
Биологическая обратная связь как тренировка мозгаАппаратные устройства биологической обратной связиизмеряют и графически отображают различные физиологические параметры, такие как проводимость кожи и вариабельность сердечного ритма, чтобы пользователи могли научиться самостоятельно настраивать их. Он используется в медицине на протяжении десятилетий. Недавно эта технология появилась в недорогих приложениях для потребителей, которые хотят научиться лучше справляться со стрессом. Продолжайте читать. |
|
Компьютеризированная когнитивная тренировка как тренировка мозга В течение многих лет нейропсихологи помогали людям, страдающим черепно-мозговыми травмами, заново научиться говорить, ходить, принимать решения и т. |
|
Краткая история программного обеспечения для тренировки мозгаСтруктурированные наборы упражнений для мозга, предназначенные для тренировки определенных областей и функций мозга, уже давно используются военными и клиническими нейропсихологами. Сейчас происходит то, что этот подход переупаковывается и коммерциализируется для новой и более широкой аудитории. Продолжайте читать. |
Работают ли программы для тренировки мозга и «игры для мозга»? Чтобы определить, работает ли что-то, нам сначала нужно определить, что мы подразумеваем под работой. |
|
Необходимость лучшего образования и стандартовТренировка мозга теперь стала привычным выражением для многих семей благодаря Nintendo. Что менее заметно, чем успех Nintendo, так это растущее число научных компаний, которые стремятся тренировать определенные когнитивные навыки. Posit Science привлекает к себе все больше внимания, в том числе специальный выпуск PBS. Продолжайте читать. |
Продолжайте учиться, читая другие статьи в разделе «Ресурсы», а также рассмотрите возможность подписки на наш бесплатный ежемесячный электронный бюллетень Brain Fitness
Этот новый онлайн-ресурс основан на содержании книги SharpBrains Guide to Brain Fitness (май 2009 г. , 19,95 долларов США), написанной Альваро Фернандесом и доктором Элхононом Голдбергом.
словосочетание умственная деятельность | значения и примеры использования
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с действием.
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Возможно, мозговая активация является физиологической основой, лежащей в основе психической деятельности .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Они отличаются от умственной деятельности чисто словесной или абстрактной.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Мечтание далеко не «принуждение», его можно считать наименее ограниченным типом из умственное деятельность .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Однако в отношении умственной деятельности дело обстоит иначе.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Все, кроме одного, являются умственными действиями глаголами, у которых обычно низкая переходность.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Акт объединения чувственных впечатлений есть умственная деятельность .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Сновидение — не единственный аспект умственной деятельности , который имеет такие свободные атрибуты.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Другими словами, их формы познания и умственной деятельности отражали их конкретный и практический опыт.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Междисциплинарная работа — это ведь не только социальная, но и умственная деятельность .
Из Кембриджского корпуса английского языка
В действии язык может также служить диалогическим средством умственной деятельности .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Размышление — это гораздо более ментальная деятельность , хотя ее продукт часто представлен в логических терминах.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Следовательно, наша структура не ограничивается умственной деятельностью ; он также имеет компонент задачи.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Возможно, что субъекты будут участвовать в дополнительной случайной умственной деятельности во время более легкой задачи.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В частности, из-за их нетрудоспособности они нуждаются в умственных деятельности и средствах для умственных деятельности в этих лагерях.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
. Можно было бы подумать, что такое резкое изменение в регулировании каким-то образом отразится на умственное деятельность .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Мы предпочитаем использовать термин «мышление во сне» для умственной деятельности во время сна, которая не соответствует этому критерию.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Вопрос о природе умственной деятельности , и это тесно связано с вопросом специфичности.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Кроме того, на его счету вся умственная деятельность имела свой конечный импульс вне ума, в источниках впечатлений.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В качестве творческого умственного деятельность художественная литература находится в привилегированном положении, открывая читателям различные субъективные точки зрения и взгляды.
Из Кембриджского корпуса английского языка
«Место» — это физическая ткань — земли и здания, тогда как «пространство» предполагает деятельность (в том числе умственную деятельность ).
Из Кембриджского корпуса английского языка
Этот процесс связывания является пресемантическим (таким образом, независимым от конкретных событий) и определяет «рабочую платформу» для ментальной деятельности .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Это, в свою очередь, может привести детей к более глубокому пониманию своей собственной и умственной деятельности других других .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Отсутствие умственной активности предполагает, что разум не является независимым от физических структур мозга организма.