Активные методы: Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке? — Методика преподавания — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Активные методы обучения как средство повышения компетенции обучающихся

Автор: Кроль Юлия Петровна

 

Ю.П. Кроль, учитель химии и технологии

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

« Школа-интернат среднего общего образования № 9 имени

Дмитрия Тимофеевича Язова»

 

Аннотация: Активные методы обученияэто совокупность педагогических действий и приёмов направленных на организацию учебного процесса создающихся специальными средствами и условиями, мотивирующие обучающихся к самостоятельному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Ключевые слова: активные методы обучения, этапы метода, компоненты процесса, проблемная лекция, метод анализа конкретных ситуаций, пражский метод.

В настоящее время уже многие педагоги начинают строить свои образовательные мероприятия: уроки, лекции, семинары по-новому. В центре процесса обучения стоит обучающийся, обучение максимально практик-ориентированное и позволяет не просто получать знания, а, главное, приобретать умения, реализовывать свой потенциал, обмениваться опытом, ставить задачи и находить их решения. И это не просто инновации, это требование времени, требование органов образования, требование самих обучающихся, которые хотят, чтобы по окончанию обучения, они получили конкретный практический результат, ведь именно им дальше идти с полученным багажом знаний и умений по жизни. Именно жизнь будет ставить им оценки!

Что такое активные методы обучения? И почему эти методы активные?

Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.

Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратиться в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных участников сплоченных команд.

В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.

В-четвертых, процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.[5]

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать обучающихся . В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: , действие и . В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на используется мышление (в первую очередь ), на практическом занятии — мышление и действие, в — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды . Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными.[2]

Активные методы обучения направлены на привлечение к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и т. д. Преподаватель не должен быть направлен на изложение готовых знаний и контроль за их воспроизведение. Задача преподавателя — самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности. В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и учащимися, так и между самими учениками. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.[4]

Активные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. Использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.

Опыт преподавания свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм. Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов:

1. Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий).

2. Избранный метод (методы) проведения занятий.

3. Соответствующая ему форма (формы).

Для использования АМО обязателен методический инструментарий: сценарий проведения учебных занятий (в особенности практических), а также планы их проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы обучаемых. Сценарий занятия – это комплексный методический документ (разработка) по проведению конкретного занятия по теме, создаваемый преподавателем. Он представляет собой схематическое описание содержания темы (ее основные проблемы и структуры) и процесса его развертывания в деятельности обучаемых с указанием времени, методологических способов и средств исполнения. В дополнение к этому разрабатывается комплексное задание по данной теме, которое включает:

– целевые установки обучаемым на самостоятельную работу;

– методические рекомендации;

– основную литературу, необходимую для подготовки;

– проблемные задачи и задания;

– вопросы для самоконтроля обучаемых.

Таким образом, единство и взаимосвязь активных методов позволяет осуществлять обучение как совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемых, сотворчество и сотрудничество, значительно повысить эффективность и качество подготовки специалистов.[1]

В процессе обучения активно используют не имитационные методы, такие как лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность. Наиболее разработанной является такая форма обучения как лекции – дискуссии, лекции-беседы, лекции с разбором конкретных ситуаций, проблемная лекция. Каждая из форм имеет свои положительные и отрицательные стороны.

С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:1. усвоение теоретических знаний; 2. развитие теоретического мышления; 3. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета. При этом, успешность лекции во многом зависит от эффективности взаимодействия преподавателя и учащихся. Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными наиболее сложными для усвоения.

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной. Эффективность лекции-беседы в условия группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого учащегося вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления.

Одним из методов включения учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования является проектная деятельность. Проект является большой самостоятельной частью подготовки и имеет своей целью — систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам, применение этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических задач и задач, стоящих перед современной школой. Проектная деятельность позволяет совершенствовать формы и методы самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов и интегрируют ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. Работа по выполнению проектов позволяет значительно активизировать работу по самообразованию.

Другой имитационный метод в образовании — «кейс-стади» — берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. В современной педагогике он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» — случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

В перечне активных методов обучения могут быть включены групповые методы обучения. Важным аспектом групповых методов является наличие элемента состязательности, повышающего интерес к активности обучаемых. Именно благодаря этому групповой метод в качестве дополнительного приема часто используется в других методах: дискуссиях, «мозговой атаке», лабиринте действий и других. Групповой метод обучения является основой так называемого пражского метода, о котором пойдет речь ниже.

Последовательность работы может быть следующей:

–учебная группа разбивается на подгруппы, выбирает руководителя;

–преподавателем ставится задача или формулируется проблема, определяется срок ее решения;

– работа в подгруппах проводится самостоятельно;

–после выработки решения подгруппы по очереди докладывают ход решения задачи (проблемы) и полученные результаты;

– после доклада всех подгрупп проводится обсуждение групповых решений, в котором принимают участие все обучаемые: высказываются аргументы в защиту своих решений, критические, как отрицательные, так и положительные, замечания по чужим решениям, вводятся коррективы в свои решения;

– окончательный итог подводится преподавателем. При оценке работы подгрупп учитывается не только правильность групповых решений, но и затраченное время, объем информационных запросов. Оценку обучаемым дают руководители подгрупп, а последних – преподаватель. Достоинства этого метода обучения очевидны. У обучаемых формируются навыки индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики.[3]

Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебного процесса. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать контакты; развиваются творческие способности, устная речь учащихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов и выработке новых подходов в обучении, развитию творческих способностей учащихся.

Если вы хотите иметь в своем методическом багаже более 140 активных методов обучения, которые можно использовать на самых разных этапах образовательного процесса и сделать Ваши уроки, лекции, семинары более интересными, живыми, а, главное, эффективными можно подписаться на электронную книгу «Копилочка активных методов обучения».

Адрес сайта:

 

Библиографический список

 

 

  1. Кукушин, В. С.   Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 474 с.

  2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П.Беспалько. — М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с

  3. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., Просвещение, 1991

  4. Маршев В.И., Лукаш Е.Н. Методы активного обучения. Изд.: МГУ, 1991

Активные методы обучения в профессиональном образовании — Информио

В данной статье рассматривается влияние активных методов обучения на результаты подготовки специалистов среднего звена. Определены некоторые возможности в решении этой задачи, ведь выбирая метод обучения, преподаватель учитывает время, отведенное на изучение данной темы, а также значимость учебного материала для дальнейшей профессиональной или учебной деятельности обучающегося.

Ключевые слова: активные методы обучения, учебно-организационные задачи, этапы учебного процесса.

«Человек, обученный основательно, есть

дерево, имеющее свой собственный корень,

питающее себя собственным соком и поэтому

постоянно растущее, приносящее плоды»

Я.А. Коменский

В ФГОС нового поколения отмечается, что «… образовательное учебное заведение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разработка конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». В связи с этим в профессиональной подготовке особую актуальность приобретает проблема организации форм обучения[3].

Как показывает практика, не все обучающиеся стремятся к освоению выдаваемой преподавателем информации традиционным способом. Возникает необходимость внедрения таких технологий и методов обучения, которые бы не только обеспечивали необходимый уровень знаний, а также способствовали развитию профессиональных навыков, познавательных интересов и мотивации будущей профессиональной деятельности.

В свое время ещё К.Д. Ушинский ставил перед учителем задачу научить учеников учиться: «….следует передать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания» [6, т.2,с.500].

Данная задача актуальна по сей день, современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в учебном учреждении, применения прогрессивных методов обучения.

По мнению И.Я. Лернера, « всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящий к достижению результата, соответствующего намеченной цели» [4, с.186].

Выбор метода зависит от возможности самого преподавателя как специалиста. Чем лучше преподаватель знает свою дисциплину, владеет педагогическими и психологическими закономерностями процесса обучения, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективный в педагогическом отношении метод обучения[1, с.65].

Успешность обучения зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал обучающегося, с помощью репродуктивных или активных методов обучения[2].

Любые методы имеют практический смысл в той мере, в какой помогают преподавателю осуществлять решения конкретных дидактических задач, которые он ставит перед занятием.

Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения обучающихся в учебно-познавательную деятельность, они позволяют подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя, обеспечить активное участие обучающихся в учебной работе и вместе с этим вести непрерывный контроль усвоения учебного материала.

На различных этапах учебного процесса можно использовать методы активного обучения:

1 этап — первичное овладение знаниями. В зависимости от темы занятия это может быть: проблемная лекция, лекция – визуализация, лекция- беседа, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап — контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап — формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование практических занятий, игровые и неигровые методы.

Основной задачей учебных заведений является освоение профессиональных и общих компетенций. При выполнении этой задачи, обучающиеся с одной стороны, овладевают знаниями, необходимыми в труде, с другой – приобретают профессиональные умения и навыки. Без продуманной и тщательной организации практических занятий, как одной из форы активного обучения, невозможно воспитать грамотного, востребованного на рынке труда специалиста. Рациональная организация проведения практических занятий, разнообразие форм их проведения, наличие конечного результата, делает их более привлекательными для обучающихся, не превращает в пассивных слушателей, а активизирует и побуждает к деятельности, к получению результата. Поэтому 3 этап позволяет обучающимся анализировать производственные ситуации, делать соответствующие расчеты, выводы, принимать решения, контролировать результаты своего труда т.е. овладевать профессиональными умениями и навыками, практическим опытом. Именно на практических занятиях обеспечивается связь теории и практики, а так же активное сотрудничество преподавателя и обучающегося.

В результате использования активных методов обучения на занятиях по спецдисцилинам  было выявлено повышение успеваемости и качества знаний обучающихся, у них появился интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. Наиболее эффективными из них являются:

а)неимитационные методы: проблемная лекция; эвристическая беседа; лекция- провокация; лекция- консультация; поисковое практическое занятие; исследовательская работа; самостоятельная работа с обучающей программой; самостоятельная работа с книгой, интернет ресурсами.

б)имитационные методы: игровые роли; анализ конкретных производственных ситуаций; решение ситуационных производственных задач; практические занятия -действия по инструкции.

Таким образом, правильно выбранные педагогом методы обучения позволяют конструировать интересное учебное занятие, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей, воспитательных и развивающих задач, формирование у обучающихся необходимых знаний и умений.  Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Развиваются творческие способности, устная речь обучающихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление[5].

Список информационных источников

1 . Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: «Феникс», 2000.-416с.

2. Методы обучения в ВУЗе Кафедра гуманитарных наук [Электронный ресурс]. – Электрон. Текст.дан.-Режим доступа: ttps://domashke.net /referati/referaty-po-pedagogike/kursovaya-rabota-metody-obucheniya-v-vuze, свободный.

3. Методика применения активных методов обучения в профессиональном обучении [Электронный ресурс]. – Электрон. Текст. дан.-Режим доступа:

http://www.informio.ru/publications/id2986/Metodika-primenenija-aktivnyh-metodov-obuchenija-v-professionalnom-obuchenii, свободный.

4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Высш.шк., 1990.

5. Турчинова Г.А. Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования[Электронный ресурс]. – Электрон. Текст.дан.-Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/04/09/aktivnye-metody-obucheniya-kak-sovremennyy, свободный

6. Ушинский К.Д. Сборник сочинений т.2

 

Оригинал работы:

Активные методы обучения в профессиональном образовании

Active Learning Techniques for the Classroom

Active Learning Techniques to Try

  1. Попробуйте задание Think-Pair-Share , чтобы побудить всех учащихся к взаимодействию с материалом. В этом упражнении преподаватель задает открытый вопрос. Попросите студентов потратить минуту или две на обдумывание и написание ответа. Затем попросите учащихся объединиться с партнером, чтобы обсудить их ответы. Снова соберите класс через несколько минут и предложите отдельным учащимся поделиться ответами пар.
  2. Используйте Одноминутное задание или Самое грязное задание в своем классе в качестве формирующего оценивания. В конце занятия или непосредственно перед перерывом спросите: «Какие два самых важных момента на сегодняшнем занятии?» или «Какой был самый мутный (наименее ясный) вопрос на сегодняшней сессии?» Дайте учащимся 1–2 минуты, чтобы они написали краткие ответы, чтобы анонимно сдать их, когда они покинут класс. Обращайтесь к ответам учащихся либо во время следующего занятия, либо онлайн.
  3. С одноранговой инструкцией , вы делаете паузу во время урока и задаете учащимся концептуальный вопрос. Дайте учащимся несколько минут на обдумывание вопроса, а затем попросите их ответить, возможно, с помощью кликеров. Затем пусть учащиеся в течение нескольких минут обсуждают свои ответы, обычно в парах, и пытаются убедить друг друга в правильности своего ответа. Затем попросите учащихся ответить еще раз.
  4. Попросите студентов поработать вместе в группах — это очень эффективный способ активно вовлечь их в ваш курс. Например, «Прогулка по галерее» — это совместная деятельность, во время которой группы перемещаются между станциями, чтобы развивать решения или обсуждения, начатые другими. Jigsaw — это структурированная совместная учебная деятельность, основанная на индивидуальной ответственности для достижения групповых целей.
  5. Студенческие группы могут обсудить тематических исследований , чтобы применить содержание курса для решения реальных проблем. Кейсы по естественным наукам можно найти в Национальном центре тематического обучения преподаванию естественных наук. Кейс-консорциум Колумбийского университета – это коллекция тематических исследований в области журналистики, государственной политики, общественного здравоохранения и других дисциплин.

Дополнительные ресурсы

Методы оценивания в классе —   Учебный центр Университета Вандербильта
Информация о методах оценивания в классе, которые представляют собой занятия в классе, дающие полезную обратную связь о процессе преподавания-обучения.

Национальный центр изучения конкретных случаев преподавания естественных наук – Национальный научный фонд
Сборник учебных примеров для использования в учебных классах по естественным наукам.

Case Consortium – Колумбийский университет
Сборник тематических исследований в области журналистики, государственной политики, общественного здравоохранения и других дисциплин

Признания новообращенного лектора – Эрик Мазур, Гарвардский университет
Сторонник активного обучения Эрик Мазур, профессор физики в Гарварде, рассказывает, почему и как он решил изменить свой метод преподавания.

Ссылки

Армбрустер П., Патель М., Джонсон Э. и Вайс М. (2009). Активное обучение и педагогика, ориентированная на учащихся, улучшают отношение учащихся и их успеваемость по вводной биологии. CBELife Sciences Education, 8(3), 203–213.

Брансфорд Дж., Браун А. и Кокинг Р.Р. (Ред.) (1999) Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа. Вашингтон (округ Колумбия): Издательство Национальной академии.

Купер, Джеймс Л., Робинсон, Памела и Болл, Дэвид. Интерактивная лекция: согласование стратегий группового и активного обучения с традиционными учебными форматами. Обмены: Интернет-журнал преподавания и обучения в ХСС (PDF) .

Принс, М. (2004) Работает ли активное обучение? Обзор исследования. Журнал инженерного образования, 93 (3), 223-231.

Активное обучение | Центр преподавания и обучения

Навигационная цепочка

Домашняя страница Учебные ресурсы Дизайн и разработка курса Стиль преподавания и подача содержания Активное обучение

Активное обучение обычно определяется как любой метод обучения, который вовлекает учащихся в процесс обучения. Короче говоря, активное обучение требует, чтобы учащиеся выполняли осмысленные учебные действия и думали о том, что они делают. Хотя это определение может включать традиционные действия, такие как домашние задания, на практике активное обучение относится к действиям, которые вводятся в класс. Основными элементами активного обучения являются активность учащихся и вовлеченность в учебный процесс. Активное обучение часто противопоставляется традиционной лекции, где студенты пассивно получают информацию от преподавателя.

Есть два простых способа способствовать активному обучению посредством обсуждения. Первый метод представляет собой формат мини-лекции, в котором преподаватель рассказывает от десяти до двадцати минут по определенной теме, а затем делает паузу, чтобы студенты могли обобщить свои записи, найти пробелы и поработать с одноклассниками, чтобы заполнить пробелы. Второй метод представляет собой лекцию с активным слушанием, когда студенты просто слушают лекцию, не делая заметок, а затем, через десять-двадцать минут, студент работает с одноклассником или небольшой группой, чтобы вспомнить, уточнить и уточнить содержание лекции.

Другие стратегии активного обучения могут включать:

  • Обсуждения в классе : Обсуждение в классе может проводиться лично или в онлайн-среде. Лучше всего, чтобы эти обсуждения были сосредоточены на открытой теме (например, на той, в которой нет правильного или неправильного ответа).
  • Небольшие группы : Обсуждение в малых группах — это аналогичная деятельность между отдельными лицами, группами или командами отдельных лиц.
  • Подумай в паре и поделись : Упражнение подумай в паре и поделись, когда учащиеся уделяют минуту тому, чтобы обдумать предыдущий урок, затем обсудить его с одним или несколькими сверстниками и, наконец, поделиться им с классом в рамках официальное обсуждение.
  • Краткие письменные задания : В конце урока можно выполнить короткое письменное упражнение, чтобы найти ясность, когда студентов просят подвести итоги дневного обсуждения в коротком документе, который нужно сдать до окончания урока.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts