Анкетирование в психологии это метод: Метод анкетирования | это… Что такое Метод анкетирования?

Содержание

Метод анкетирования

Анкетирование – это одно из основополагающих технических средств, при проведении любого социального или социально-психологического исследования. Также, это один из наиболее распространённых видов опроса, в котором коммуникация между исследователем и респондентом происходит посредствам текста анкеты.

Виды анкетирования

Существует несколько классификаций, по которым принято распределять проведение анкетирования.

По числу респондентов

  1. Индивидуальное анкетирование — опрашивается один человек.
  2. Групповое анкетирование — опрашиваются несколько человек.
  3. Аудиторное анкетирование — разновидность анкетирования организованная таким образом что, заполнением анкет занимается группа людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами процедуры проведения .
  4. Массовое анкетирование — участие принимают от сотни до нескольких тысяч человек.

По типу контактов с респондентами

  1. Очное — опрос проводится с участием исследователя-анкетёра.
  2. Заочное — интервьюер отсутствует.
  3. Рассылка анкет по почте.
  4. Публикация анкет в прессе.
  5. Интернет анкетирование.
  6. Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
  7. Онлайн-анкетирование.

Данный метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам стоит отнести скорость получения результатов и сравнительно небольшие материальные затраты. Минусы анкетирования заключаются в том, что полученная информация является очень субъективной и не считается достоверной.

Анкетирование в психологии используется с целью получения некой информации. Контакт психолога с опрашиваемым, сведён к минимуму. Это позволяет говорить о том, что личность специалиста проводящего опрос ни коем образом не повлияла на результаты, полученные при психологическом анкетировании.

Примером использования метода анкетирования в психологии, может послужить опрос Ф.Гальтона, который исследовал влияние окружающей среды и наследственности на уровень интеллекта. В качестве респондентов в опросе приняли участие более сотни известных британских учёных.

Цель анкетирования

Перед проводящим опрос специалистом изначально стоит задача определиться с целью анкеты, которая формулируется индивидуально в каждом конкретном случае.

  1. Оценка сотрудниками компании проведённых инноваций в её управлении.
  2. Опрос работников по поводу какого-то конкретного вопроса, с целью последующей корректировки методов роботы руководства.
  3. Опрос людей с целью узнать их отношение к тому или иному социальному явлению и т.д.

После того как цель анкетирования определена, составляется сама анкета и определяется круг респондентов. Это могут быть как сотрудники компании, так и прохожие на улице, люди преклонного возраста, молодые мамы и т.д.

Особое внимание уделяется объёму анкеты. По мнению специалистов в стандартной анкете должно быть не более чем 15 и не менее чем 5 вопросов. В начало анкеты необходимо выносить вопросы, не требующие особых умственных усилий.

В середине анкеты стоит поставить самые сложные вопросы и в конце они снова должны смениться на более лёгкие.

С помощью социального анкетирования можно без труда получить высокий уровень массовости проводимого исследования. Оно проводиться в большинстве случаев в тех ситуациях, когда за короткий временной промежуток необходимо получить данные от большого количества людей.

Особым отличием этого метода от других существующих можно считать анонимность. Анонимное анкетирование даёт намного больше правдивых и открытых высказываний. Но есть у этого вида письменного опроса и обратная сторона медали, из — за отсутствия необходимости указывать свои данные респонденты очень часто дают поспешные и необдуманные ответы.

 

Статьи по теме:

Тест на тревожность

Когда нас покидает чувство уверенности в себе, и появляются подозрения и страхи, мы редко обращаемся за помощью к психологам.

Надеемся на то, что выспавшись раз в неделю, сможем избавиться от лишней тревожности. Но далеко не всегда мы можем сами поставить себе диагноз. Помочь в этой проблеме призван тест на тревожность.

Цветовой тест отношений

Насколько насыщен ваш мир? Насыщен отношениями с окружающими, с миром и в конце концов с самим собой? Раньше подобные вопросы было принято задавать в кресле психотерапевта. Теперь ответить на них и посмотреть со стороны на свое окружение можно попробовать самостоятельно.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

От погоды в коллективе зависит производительность труда и успех компании в целом. Но очень часто проблемой руководителей становится невозможность узнать каковы отношения между сотрудниками и насколько сплоченно работает коллектив. Для диагностики этих показателей и был создан следующий тест.

Тест юмористических фраз

Психология является уникальной наукой. С помощью простых и порой необычных способов она позволяет человеку узнать о себе новую информацию. Яркий тому пример — тест юмористических фраз. Казалось бы, как с помощью шуток узнать о своих мотивах? Оказывается это вполне реально. Что для этого нужно — расскажем далее.

Сущность метода анкетирования — Студопедия

Поделись  


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ф-л в г. Минске

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

«РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА»

 

 

Минск, 2007

ВВЕДЕНИЕ

Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс) [1, 20 с.].

Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый – опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д. [1, 23 с.].

В данной работе мы рассмотрим метод опроса.

МЕТОД ОПРОСА

Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Сущность метода опроса

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

· Анкетирование

· Личностные тесты

· Интервью.

Вопросы

Правила составления вопросов

· Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.

· Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.

· Вопросы должны быть краткими.

· Вопросы должны быть конкретными.

· Вопросы не должны содержать подсказку.

· Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.

· Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

· Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

· Закрытые — открытые

o Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайных их выбор, автоматизм у респондента.

o Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

· Субъективные — проективные

o Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

o Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента [2, 32 с.].

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Сущность метода анкетирования

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных [1, 44 с. ].

Виды анкетирования



Анкетирование. Анкетирование как метод экспертизы в педагогике

Анкетирование как метод экспертизы в педагогике

реферат

Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название «опрос». В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой, — делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

В отличие от других методов исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.

Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже — к различию содержания вопросов.

Анкетирование — это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Интервью — это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.

Беседа — это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

В беседе и респонденты, и исследователь выступают активными сторонами, в то время как в интервью задает вопросы только исследователь. Интервью можно назвать односторонней беседой.

Во время беседы (и в этом ее преимущество) можно получить более глубокое представление об интересующем исследователя вопросе, а также уточнить сомнительные ответы, следовательно, получить более достоверные данные. Недостатком беседы является сравнительно большее время, необходимое для ее проведения, что сужает возможности для сбора достаточного материала.

При беседе вопросы задаются и обсуждаются в очередности, которая предусмотрена планом, но раскрываются шире, чем написаны.

Из приведенных кратких характеристик видов опроса явствует, что принципиальных различий между ними нет. Не случайно в последнее время среди социологов, педагогов и психологов получают все большее распространение смешанные виды опроса, например анкеты-интервью. Далее дана развернутая характеристика лишь анкетирования: во-первых, оно является наиболее распространенным методом в теории и практике физического воспитания; во-вторых, владение методикой анкетирования дает исследователю основной объем знаний и умений для овладения другими методами опроса; в-третьих, анкетирование более доступно основной массе исследователей, не имеющих большого педагогического и житейского опыта, не обладающих способностью быстро вступать и контакт с людьми; в-четвертых, оно позволяет охватить значительное количество людей; в-пятых, анкетирование доступнее для математической обработки результатов.

Анкетирование применяется для установления текущего состояния педагогического явления, для изучения существовавшего и существующего положений в практике работы или мнений, относящихся к проблеме исследования. Например, можно провести анкетирование преподавателей по плаванию, чтобы узнать, применяют ли они упражнения со штангой для развития силы. Однако анализ результатов анкетирования не может быть конечным доказательством при установлении эффективности какой-либо методики занятий, так как опирается на субъективные мнения опрашиваемых.

Делись добром 😉

Деятельность социального педагога по профилактике курения среди студентов I курса Северного педагогического колледжа

II.2.1 Анкетирование по проблеме курения

Цель: выявление причин табакокурения среди студентов. Задачи: 1. Получить сведения о табакокурении. 2. Выявить причины курения у студентов. 3. Проанализировать полученные результаты анкетирования. Анкета Оборудование: бланки анкет, ручки…

Исследование влияния занятий восточными единоборствами на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста

1.1 Беседы, анкетирование учителей, тренеров и наблюдение занятий

В социологии, педагогике и психологии анкетирование относится к группе методов, с помощью которых исследователь получает необходимую информацию у опрашиваемых (респондентов)…

Подростковая субкультура, ее влияние на развитие личности школьника

2.1 Анкетирование

Внимательно изучив факторы, влияющие на вступление подростком в субкультуры, я провела анкетирование в трех параллельных 11 классах СОШ №116. Моя задача была выявить взаимоотношения в их семьях, увлечения, интересы. В последние годы…

Способы контроля, проверки и оценивания знаний, умений и навыков по курсу «Трудовое обучение» в 1-ом классе

§1.Анкетирование детей: ранжирование предметов среди учащихся 1 класса

Для определения значимости уроков труда для учащихся проводилось анкетирование в 1-ом классе, обучаемом по традиционной системе без какой-либо программы по трудовому обучению, средней общеобразовательной школы №618 г. ..

Дизайн анкеты | Методы, типы вопросов и примеры

Анкета представляет собой список вопросов или элементов, используемых для сбора данных от респондентов об их отношении, опыте или мнениях. Анкеты могут использоваться для сбора количественной и/или качественной информации.

Анкеты обычно используются в исследованиях рынка, а также в социальных науках и науках о здоровье. Например, компания может запросить отзывы о недавнем опыте обслуживания клиентов, или исследователи-психологи могут исследовать восприятие риска для здоровья с помощью анкет.

Содержание

  1. Анкеты и опросы
  2. Методы анкетирования
  3. Открытые и закрытые вопросы
  4. Формулировки вопросов
  5. Порядок вопросов
  6. Пошаговое руководство по дизайну
  7. 1 Часто задаваемые вопросы
  8. 2 бланк анкеты

Анкеты и опросы

Опрос — это метод исследования, при котором вы собираете и анализируете данные от группы людей. Анкета — это специальный инструмент или инструмент для сбора данных.

Разработка анкеты означает создание правильных и надежных вопросов, отвечающих целям вашего исследования, размещение их в удобном порядке и выбор подходящего метода для администрирования.

Но разработка анкеты — это только один из компонентов исследования. Опросное исследование также включает в себя определение интересующей вас совокупности, выбор подходящего метода выборки, администрирование вопросников, очистку и анализ данных, а также их интерпретацию.

Выборка важна при проведении опросов, потому что вы часто стремитесь обобщить свои результаты для всего населения. Соберите данные из выборки, которая представляет диапазон представлений населения для получения внешне достоверных результатов. Всегда будут некоторые различия между генеральной совокупностью и выборкой, но минимизация их поможет вам избежать систематической ошибки выборки.

Анкетные методы

Анкеты могут быть самостоятельными или исследователями . Самостоятельно заполняемые анкеты более распространены, потому что они просты в применении и недороги, но анкеты, заполняемые исследователем, позволяют получить более глубокое понимание.

Анкеты для самостоятельного заполнения

Анкеты для самостоятельного заполнения могут быть доставлены онлайн или в бумажно-ручном формате, лично или по почте. Все вопросы стандартизированы, поэтому все респонденты получают одни и те же вопросы с одинаковой формулировкой.

Анкеты для самостоятельного заполнения могут быть:

  • экономичный
  • прост в управлении для малых и больших групп
  • анонимно и подходит для деликатных тем
  • самостоятельный

Но могут быть и:

  • не подходит для людей с ограниченной грамотностью или словесными навыками
  • подвержен систематической ошибке, связанной с отсутствием ответа (большинство приглашенных могут не заполнить анкету)
  • предвзято относятся к добровольцам, потому что обезличенные запросы на участие в опросах часто игнорируются.

Анкеты, заполняемые исследователями

Анкеты, проводимые исследователями, представляют собой интервью, которые проводятся по телефону, лично или в Интернете между исследователями и респондентами.

Анкеты, вводимые исследователем, могут:

  • поможет вам убедиться, что респонденты представляют вашу целевую аудиторию
  • разрешить разъяснения двусмысленных или неясных вопросов и ответов
  • имеют высокий процент ответов, потому что труднее отказаться от интервью, когда респондентам уделяется личное внимание

Но анкеты, проводимые исследователями, могут ограничивать ресурсы. Они:

  • дорого и долго выполнять
  • сложнее анализировать, если у вас есть качественные ответы
  • может содержать предвзятость экспериментатора или характеристики спроса
  • может способствовать предвзятости в отношении социальной желательности в ответах из-за отсутствия анонимности

Предотвратите плагиат, запустите бесплатную проверку.

Попробуй бесплатно

Открытые и закрытые вопросы

Ваша анкета может включать открытые или закрытые вопросы или их комбинацию.

Использование закрытых вопросов ограничивает ваши ответы, в то время как открытые вопросы позволяют получить широкий спектр ответов. Вам нужно будет сбалансировать эти соображения с имеющимся у вас временем и ресурсами.

Закрытые вопросы

Закрытые вопросы или вопросы с ограниченным выбором предлагают респондентам фиксированный набор вариантов для выбора. Закрытые вопросы лучше всего подходят для сбора данных о категориальных или количественных переменных.

Категориальные переменные могут быть номинальными или порядковыми. Количественные переменные могут быть интервальными или относительными. Понимание типа переменной и уровня измерения означает, что вы можете выполнять соответствующий статистический анализ для получения обобщаемых результатов.

Примеры закрытых вопросов для разных переменных

Номинальные переменные включают категории, которые не могут быть ранжированы, такие как раса или этническая принадлежность. Сюда входят бинарные или дихотомические категории.

Лучше всего включать категории, которые охватывают все возможные ответы и являются взаимоисключающими. Между элементами ответа не должно быть дублирования.

В бинарных или дихотомических вопросах вы даете респондентам только два варианта на выбор.

Пример: Номинальные переменные Какая у вас раса?