Апперцепция. Что такое «Апперцепция»? Понятие и определение термина «Апперцепция» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Апперцепция (лат. ad – к, лат. perceptio – восприятие) – определенное свойство восприятия, которое помогает человеку интерпретировать окружающие предметы и явления через призму своего опыта, взглядов, субъективных интересов. Термин предложил немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц, который характеризовал апперцепцию как осознанное восприятие душой человека определенного содержания. Лейбниц впервые предложил деление на перцепцию и апперцепцию: если перцепция представляет собой смутное восприятие некоторого содержания, то апперцепция, напротив, является состоянием особой ясности сознания. Различают устойчивую апперцепцию, которая проявляется как явление, зависимое от неизменяемых особенностей личности. К таким особенностям относят мировоззрение, личные убеждения, уровень образованности и так далее. Помимо устойчивой апперцепции существует временная, которая складывается под влиянием ситуативно возникающих психических состояний – эмоций, установок. Впоследствии американский психолог Джером Брунер доработал понятие апперцепции, выделив особый тип – социальная апперцепция. Такая апперцепция предполагает восприятие не только материальных предметов, но и определенных социальных групп. Брунер обратил внимание на то, что оценка человека формируется, помимо всего прочего, под воздействием субъектов восприятия. Иными словами, оценка людей в сознании более субъективна и пристрастна, чем восприятие предметов и явлений. Для определения уровня восприятия личности психологами, как правило, используется метод тестирования, который бывает двух видов – тест апперцепции символов и тест тематической апперцепции.
< Апофения
Арт-терапия >
Популярные термины
- Как вести частную практику в кризис: рекомендации супервизора для психологов и не только
- Эректильная дисфункция: почему возникает и как ее победить
- «Бояться нечего»: 6 смелых уроков жизни от Илона Маска — узнайте секрет его успеха
- «Муж обижается, потому что я хочу секса реже, чем он. Думаю о разводе»
- «Друг без причин заблокировал меня в переписке»
- Доминация милфы: почему мужчин тянет к женщинам постарше
- «Хватит это терпеть!»: как побороть агрессию партнера
- Спите спокойно: найден новый способ борьбы с ночными кошмарами
- «Муж ушел к молодой любовнице, как только начались военные действия»
- Блат, сексизм и начальники в трусах: россияне поделились дикими историями с собеседований
- «Не хочу никого видеть и нигде работать.
Что со мной?»
- «Всю жизнь забочусь о родственниках, но чувствую себя виноватой перед ними»
- 5 продуктов, которые сделают ваши нервы крепче
Апперцепция
5 шагов к критическому восприятию
Сегодня мы все живем в потоке разнородной и эмоциональной информации. Чтобы не запутаться в том, что мы слышим, видим и читаем, мы можем (и должны) научиться воспринимать ее критически. Как? Рассказывает психотерапевт Инна Хамитова.
Новости СМИ2
новое на сайте
Сегодня читают
Psychologies приглашает
Telegram-канал Psychologies
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
Апперцепция — Психологос
Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них — разная апперцепция.
Другое определение апперцепции — это психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).
Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия.
Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию. Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой.
Представители гештальт-психологии сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.
Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете.
Апперцептивный тест, который решил мою судьбу: Design Observer
Когда в 1960-х годах бэби-бумеры, такие как мы, достигали раннего полового созревания, когнитивные психологи были в ярости у многих наших родителей.
Апперцепция – это усвоение настоящего опыта на основе прошлого опыта. Это процесс установления связи между новыми стимулами, поступающими от органов чувств, и информацией, хранящейся в уме в результате прошлых восприятий. … Апперцепция сознательна, она преднамеренна.
Согласно онлайн-энциклопедии психических расстройств , ТАТ (разработанная в 1930-х годах Генри А. Мюрреем и Кристианой Д. Морган в Гарвардском университете) «представляет собой проективную меру, предназначенную для оценки моделей мышления, отношений, наблюдательности человека, и эмоциональные реакции на неоднозначные тестовые материалы». Эти «неоднозначные материалы» включают в себя набор карточек размером 8 на 10, на которых изображены мужчины, женщины, дети — молодые и старые — нарисованные черно-белым карандашом или углем случайные декорации и угрожающие ситуации. В отличие от теста Роршаха, каждое реалистичное ТАТ-изображение было наполнено преднамеренно прозаичными деталями, предназначенными для того, чтобы вызвать личные интерпретации, раскрывающие конкретную причуду. «Испытуемого просят рассказать экзаменатору историю о каждой карточке, включающую следующие элементы: событие, изображенное на картинке; что к этому привело; что чувствуют и думают герои картины; и исход события». Я отчетливо помню аспекты этого процесса — на самом деле было весело придумывать истории для сопровождения картинок (процесс, который я использовал гораздо позже, когда, будучи арт-директором в

Если это звучит как мелодрама, подумайте о любом искусстве, музыке или писательстве, которые изменили вашу жизнь. На меня повлияли многие образы, звуки и слова, но я не знал, что мое будущее зависело от моей реакции на ТАТ. Мои родители «заплатили хорошие деньги за тест, и мы не собираемся игнорировать результаты», сказала мне моя мать, и я до сих пор помню обличающее повествование, вызванное этим изображением, историю настолько абсурдную и неуклюжую, но извращенную. что в итоговой оценке меня заклеймили как «преждевременного» («указывающего на раннее развитие»), что было нелепо, потому что я понятия не имел, о чем говорю — я просто знал кучу провокационных словечек с улицы.
Мне едва исполнилось 12 (на самом деле, мне было 11 ½), и я почти или совсем не знал о жизненных табу, тайнах или удовольствиях, за исключением нескольких уроков гигиены в начальной школе (я не читал Генри Миллера Тропик рака , который я, честно говоря, никогда не читал, а «Над пропастью во ржи» был в списке для чтения на следующий год). Но каким-то образом этот образ возбудил мое инфантильное либидо, как реклама Maidenform в журнале New York Times Magazine ; мой странный рассказ закончился моим безудержным истерическим смехом. Я не буду раскрывать эту историю, потому что она все еще ребяческая и несколько смущающая, но в то время я думал, что поступил умно, превратив то, что казалось трагическим сценарием, в секс-комедию, которая сегодня хорошо подошла бы для мини-сериала HBO. серии.
Мне до сих пор непонятно, зачем 11,5-летнему ребенку показывать такие похотливые иллюстрации, предназначенные для пожилых людей. Или почему эта и другие фотографии в ТАТ были такими печально-мрачными. И откуда мне было знать, что мой неконтролируемый смех над удивительно сексуальными вещами, о которых я ничего не знал, был неуместной реакцией, вызванной, без сомнения, мысленными тычками и подталкиваниями во время двухчасовой части трехдневного экзамена в комнате без окон. Смотровая комната Нью-Йоркского университета?
Когда несколько недель спустя конверт с оценками прибыл по почте, мои родители проводили меня в мою комнату, чтобы они могли ознакомиться с содержимым в одиночестве. После часа молчаливого чтения и тихого шепота мне ничего об этом не сказали. И я благополучно не спросил. Я и не подозревал, что из-за результатов ТАТ меня отправили в МакБерни, жесткую подготовительную школу для мальчиков, а не в среднюю школу с совместным обучением (где я был бы намного счастливее), и почему они настаивали на том, что я не мог девочки приходят в гости, когда родителей нет дома. Много лет спустя, когда я рылся в отцовском комоде в поисках мелочи, я случайно наткнулся на оценку. Вот суть:
«Субъект — умный 12-летний подросток выше среднего [не могли бы они точно определить мой возраст]. Тем не менее, он кажется не по годам развитым для ребенка своего возраста. Он либо понимает, что говорит, либо имитирует то, что слышал от других. . . Мы рекомендуем ему посещать строгую среднюю школу с определенными параметрами. . . и много занимайтесь спортом». Макберни был катастрофой, и я перешел в «прогрессивную школу» после первых двух лет. ТАТ был бездельником.
Как сообщается в Psychological Science in the Public Interest (2000):
Как и другие проективные техники, ТАТ подвергалась критике из-за плохих психометрических свойств.. . Критика включает в себя то, что ТАТ является ненаучным, поскольку нельзя доказать его достоверность или надежность. . . Поскольку рассказы о картах являются отражением как сознательных, так и бессознательных мотивов рассказчика, трудно опровергнуть выводы исследователя и найти соответствующие поведенческие меры, которые отражали бы исследуемые черты личности.
Вот вам и точность современной психологии и оценок апперцепции. Даже при самых лучших намерениях то, что я вынес, изобиловало идиотскими предложениями и дурацкими обещаниями. Но я, тем не менее, признаю, что до сих пор получаю удовольствие от иллюстрации — а кто бы этого не сделал?
Апперцепция/предвзятая апперцепция | AdlerPedia
Примечание. Номера страниц, заключенные в круглые скобки, являются цитатами из Индивидуальная психология Альфреда Адлера: Систематическое изложение отрывков из его работ. (HL и RR Ansbacher, ред.). © 1964, Harper & Row, Publishers, Inc. Используется с разрешения Perseus Books Group.
Апперцепция относится к личным ценностям и интересам, определяющим способ, которым человек воспринимает себя, других и мир. Способ восприятия искажается убеждениями; таким образом, у каждого человека есть предвзятое восприятие как субъективного, так и объективного опыта. Схема предвзятой апперцепции определяет феноменологическое поле индивидуума.
[После первых четырех-пяти лет жизни] устанавливается вполне определенная схема апперцепции ( Apperzeptionsschema ), и выводы и действия ребенка направляются в полном соответствии с конечной [само]идеальной конечной формой на к чему он стремится (стр. 181-182).
Восприятие никогда не сравнится с фотографическим аппаратом; в нем всегда содержится что-то от индивидуальной уникальности. Не все, что видишь, также воспринимается, и если спросить о восприятии двух лиц, видевших одну и ту же картину, то получат самые разные ответы. Ребенок воспринимает в своем окружении только то, что. . . соответствует его ранее сформированной уникальности (с. 210).
То, что человек воспринимает и как он это делает, составляет его особую уникальность (с. 210) 1 .
Ребенок будет воспринимать данные ситуации не такими, какие они есть на самом деле, а в ущерб своим интересам (с. 189).
Мир видится через устойчивую схему апперцепции: Опыт интерпретируется до того, как он принят, и интерпретация всегда согласуется с первоначальным смыслом жизни. Даже если это значение очень серьезно ошибочно, даже если подход к нашим проблемам и задачам постоянно приводит нас к несчастьям и агониям, от него никогда легко не отказаться (с. 189).).
Людям очень трудно освободиться от схемы, в которую они вросли в первые годы жизни (с. 190).
Отрицание связи между опытом и схемой апперцепции подобно тому, как вынимать отдельные ноты из мелодии, чтобы исследовать их на предмет их значения и значения (стр. 183).
1Брунер, Джером С. (1951).