Архетипический это: архетипический | это… Что такое архетипический?

Содержание

понятие, определение, исторические факты, мотивы и психологические нюансы

Архетипом называется общий образ, заложенный в коллективном бессознательном. Архетипы неизменны в каждом поколении и в каждой культуре. Данное слово было введено в обиход К. Г. Юнгом.

Понятие

Общепринятое определение архетипического образа звучит так: это термин, введенный Юнгом для обозначения первичных первобытных образов, универсальных символов, присущих коллективному бессознательному. Они проявляются в сновидениях каждого человека вне зависимости от расы, пола, возраста.

В психологии архетипические образы позволяют понять закономерности поведения человека, наиболее вероятные сценарии развития его судьбы. Ведь эти мотивы повторялись сотни раз в сказаниях и мифах различных народов. Например, во многих сказках встречается архетип героя, побеждающего огромного дракона. Архетипический образ в волшебной сказке – это мать, старый мудрец, воин. Именно из этих персонажей и складывается коллективное бессознательное.

Само слово «архетип» происходит от греческих корней «архос» — «начало» и «типос» — «отпечаток», «форма». Можно повстречать и такое определение данного термина: архетип – это врожденный психический образец, который свойственен каждому человеку вне зависимости от его культурной принадлежности.

История

Впервые термин «архетип» был употреблен учеником Фрейда К. Г. Юнгом в его докладе под названием «Инстинкт и бессознательное». В работе психоаналитик разъясняет, что взял данный термин из трудов Аврелия Августина (тот говорит о таких образах в XV книге своего трактата «О граде Божьем»).

Широкое употребление слова «архетип» началось в первой половине XX века. Произошло это благодаря публикации работ К. Г. Юнга. Впервые это произошло в 1912 году, когда увидела свет его работа под названием «Метаморфозы и символы либидо».

Несмотря на существовавшие между Юнгом и Фрейдом разногласия, данное произведение было написано психоаналитиком с позиций концепции Фрейда. В работе либидо описывалось с позиции персонификации. Юнг перечислил основные образы, за которыми оно может скрываться – герой, демон, мать. Также в данной работе была создана основа для будущей концепции путешествия архетипического персонажа – например, схватка героя с драконом.

Мотивы

В сказаниях и легендах встречаются целые архетипические сюжеты, повторяющиеся в различных культурах. Примером такого мотива может послужить борьба добра со злом. Еще один популярный мотив – похищение красавицы змеем. В различных сказаниях возможны вариации основного мотива. Например, красавица может быть дочерью, матерью и т. д. Змей – кощеем, чертом, колдуном и пр.

Распространен и мотив пути, предполагающий прохождение героем препятствий на пути к цели. Этим героем может быть обычный крестьянин, царевич или царь, Иван-дурак.

Мать: архетипический образ в волшебной сказке

Материнский образ в народных сказаниях может быть представлен тремя образами:

  • Родная мать. Она опекает своего ребенка, заботится о нем. В детстве и отрочестве такая мать является идеальной. Но для взрослой жизни этот архетип уже неактуален – он не дает развиваться.
  • Злая мачеха. Данный архетип также относится к материнскому. Однако содержит он в себе совершенно другие свойства. Данный архетипический образ матери является гнетущим. Обычно ей принадлежат слова: «Из тебя ничего не выйдет», «Куда ты полез», «Ты не сможешь ничего изменить» и пр. В реальной жизни дети таких матерей нередко оказываются бессильными перед подобными деструктивными установками.
  • Баба-Яга. Также является материнским архетипическим образом. В сказках Баба-Яга не просто является родительницей – это Ведающая Мать. Ей известны тайны мироздания, и именно она является истинной наставницей. Баба-Яга внушает гостям своей избушки новый жизненный порядок. В ее владениях могут происходить чудеса. Именно она является образцом верности самому себе. Баба-Яга не является ни злой, ни доброй. Этот архетип не является слишком гиперопекающим или же наказывающим без оснований. Те люди, в которых он преобладает, обычно знают, что им придется пожинать плоды своих поступков, а радости и несчастья порождены ими самими.

Другие образы в народных сказаниях

Существует большое количество архетипических образов в сказках. Сказок у каждого народа также немало, однако эти персонажи переходят из одной культуры в другую, практически не видоизменяясь по своей сути. В восточнославянских сказаниях это образы дурака, богатыря, Ивана-Царевича, друга, Василисы Прекрасной, черта, матери, Кощея.

В западных сказках также встречаются подобные образы. Например, в сказке Андерсена «Снежная Королева» сама Королева являет архетип Матери в ее негативном аспекте. Герда олицетворяет образ Друга. Старушка-цветочница является представительницей архетипа Матери в позитивном аспекте.

Образы в Книге книг

Что касается архетипических образов в Библии, то их также можно найти немало. Например, образами мужчины и женщины являются Адам и Ева, Христос и Мария Магдалина. В Книге книг есть и архетипы соперников – Иаков и Исав, Каин и Авель. Примером образов праведника могут послужить Иосиф, Ной, Моисей.

Классификация Ш. Болен. Архетип Артемиды

Американским автором Шинодой Болен были выделены 11 женских архетипов. Важнейшие из них, и наиболее часто встречающиеся – это Артемида, Афина, Гестия, Гера (Юнона), Деметра, Персефона и Афродита, Геба, Фортуна, Геката. Что касается архетипического образа Артемиды, то более всего он проявляется у тех женщин, что умеют чувствовать свою внутреннюю целостность, независимость от чужого мнения. Артемида обычно выбирает мужские профессии, и стремится добиться в карьерном поприще высоких результатов. Она постоянно находится в поиске чего-то нового. Главное для Артемиды – ощущение свободы. Она не терпит никаких границ. С другой стороны, своим союзникам Артемида помогает отстаивать личные интересы.

Подобной даме свойственно обостренное ощущение справедливости, принципиальность. Артемида следует своим принципам в ущерб чувствам. ТЕ женщины, в которых более всего выражен данный архетипический образ, хорошо знают, чего они хотят от жизни.

Однако позитивные качества Артемиды имеют и негативные стороны. Хотя такая женщина свободна, внутренне она очень одинока. Она неспособна состоять в крепких взаимоотношениях с другими людьми (хотя обычно у нее хорошо складывается дружба с другими женщинами). Артемида неэмоциональна, ей не хватает чувств.

Афродита

Главная черта данного архетипического образа – это ее привлекательность для представителей сильного пола. Афродита всегда излучает тепло. Она обворожительна, даже если ее внешность и не кажется на первый взгляд привлекательной. Такая женщина живет по принципу «здесь и теперь». Она легко погружается в эмоции, чувства – причем неважно, идет ли речь об отношениях или о занятии творческим хобби.

Но в силу своей чувственности Афродита нередко ощущает затруднения в тех сферах жизни, которые касаются этики, морали, религиозности. Подобная дама может чувствовать вину за свои переживания.

У Афродиты хорошо складываются отношения с другими женщинами, ведь она легка и беззаботна в общении. Хотя многие могут видеть в ней соперницу, она искренне недоумевает подобному отношению. Афродите неведомо чувство собственности, и в вопросах любви она руководствуется принципом изобилия. «Мужчин хватит на всех, поэтому не стоит слишком зацикливаться на ком-то одном» — вот ее основной принцип.

Афина

Женщинам, в которых основным является данный архетипический образ, по душе атмосфера концентрированности, собранности, достижения цели. Афина обычно не поддается эмоциям. И именно это ее качество позволяет ей с успехом добиваться решения нужных ей задач, достигать необходимых целей.

Афина хорошо умеет сотрудничать с мужчинами. Она руководствуется логикой, здравым смыслом. У такой дамы обычно большое количество разнообразных интересов. Она умеет правильно оценивать свое прошлое, и успешно учится на прошлых ошибках.

Как правило, у тех дам, в чьих характерах более всего выражен данный архетипический образ, мало подруг. Афина очень реалистично смотрит на мир. Многие проблемы тех дам, которые видят его традиционно, ей попросту непонятны. Афина не склонна к пустым мечтаниям – она просто ставит перед собой цель, а затем добивается ее. И подобное поведение пугает своей силой тех девушек, которые могли бы стать ее подругами.

Что касается мужчин, то носительницам данного архетипа личности обычно интересны только сильные люди, сумевшие достичь многого в своей жизни. У Афины хорошая интуиция, и своим чутьем она ощущает победителей. Ей глубоко наплевать на планы и мечтания тех кавалеров, которые лишь обещают ей золотые горы. Когда же Афине попадается интересный человек, путем ловких манипуляций она легко направляет его в свою сторону.

Другие женские образы

Помимо упомянутых архетипов личности, выделяются еще и такие:

  • Гера. Это типичная женщина, являющаяся соратницей для своего мужа. Она верная помощница, но при этом в ней сильны чувства собственности по отношению к нему. Гера является покровительницей брака.
  • Деметра. Женщина-мать. Она всей душой любит детей и хочет дать им только лучшее. Она олицетворяет собой женский материнский инстинкт. Даже в построении взаимоотношений с другими людьми, женщина-Деметра занимает позицию матери, стремится опекать окружающих.
  • Персефона. «Вечная девочка». Этот тип женщин, которые не желают взрослеть. Ответственность за свою жизнь они склонны перекладывать на кого угодно, но только не на себя. Часто такая женщина или девушка попадает под влияние других людей. Персефона любит быть в центре внимания противоположного пола, но страстной ее назвать нельзя. Психологически она не является зрелой.
  • Геба – та дама, которая всеми силами противится своему возрасту. Она стремится быть вечно молодой, и избегает малейших проявлений зрелости. Самое страшное для нее — это старость. Но к мужчинам она относится спокойно. Ее не назовешь распутной.
  • Фортуна. Женщина с достаточно противоречивым характером. Все события она стремится держать под своим контролем, однако не предусматривает их последствий.
  • Немезида. Для женщины с этим архетипом души главной ценностью является честность. Дамы с подобным образом обычно неспособны на прощение несправедливости.
  • Геката. Достаточно глубокий архетип. Женщина-Геката склонна к мистификации всех тех событий, что происходят в ее жизни. Нередко дамы с этим образом архетипа с головой уходят в оккультные практики – или же становятся глубоко верующими.

В одной и той же женщине обычно наблюдается сочетание двух-трех основных архетипов. Иногда эти образы могут «соперничать» между собой за первенство. Распространенным примером такого соперничества является стремление женщины иметь и успешную карьеру, и крепкую семью.

Другие типологии

Некоторые психологи считают, что в жизни женщины существует всего лишь три основных архетипа. Это Возлюбленная, Мать, Хранительница. Первая все свои силы пускает на служение мужчине. Мать – на воспитание детей. Что касается Хранительницы, то объектом ее стараний является она сама. Считается, что действительно счастливой дама может быть только в том случае, если в ней развиты все эти образы.

Греческие мужские образы

Выделяют следующие архетипы греческой мифологии, свойственные мужчинам:

  • Зевс. Уверен в себе, авторитетен, склонен командовать другими.
  • Посейдон. Мужчина, который руководствуется эмоциями, однако в нем, как и в Зевсе, сильны патриархальные инстинкты.
  • Гадес. Замкнутый, погруженный в собственный мир мужчина.
  • Аполлон. Гармоничный человек, который следит за своей внешностью. Приятный в общении.
  • Гермес. Умный, проницательный мужчина. Любит перемены, склонен получать от жизни все и сразу.
  • Арес. Эксцентричен, живет только эмоциями, сиюминутными удовольствиями.

Другие мужские архетипы

Представители сильного пола могут проявлять себя также по-разному: как воины, вожди, цари; а также в качестве охотников, купцов. Другим более близки архетипы мудрецов, святых, шаманов.

В мужчинах, как и в женщинах, обычно сочетается несколько образов. В качестве примера можно рассмотреть Конана-варвара. Данный персонаж – яркий представитель образа Воина. Однако в нем также сильны качества Правителя (он стремится им быть), а также Философа (он любит учиться).

Архетип — Психологос

​Архетип — вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание.

Эти «виды действия» (паттерны) происходят от инстинктов и заложены в природе человека. При рождении у него уже есть в потенциале все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном — совокупности архетипов. Так как архетипы — бессознательны, то влияние архетипа сознанием полностью не осознается и поэтому проецируется вовне (все бессознательное проецируется, и все, что проецируется — бессознательно) и сопровождается эмоциями (аффектами, как и любая проекция).

При осознании «охваченности» архетипом — его влияние сходит на нет и ассимилируется сознанием. При неосознании архетипа его воздействие продолжается, пока не «застывает» в Персоне — очередной маске эго-сознания. Сами архетипы — суть формы, паттерны и наполняются конкретным личным содержанием только при воздействии на определенное сознание. Поэтому и говорится, что наследуются не «архетипические представления», а именно паттерны — пустые формы, сам вид, форма воздействия. Образы, в которые проецируются архетипы, называются архетипическими представлениями, архетипическими образами и т.д. — например мандала, как архетипический образ Самости.

Этот термин ввел в психологическую теорию Карл Юнг, и именно с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в бессознательном: личное бессознательное, черпающее свое содержание из опыта жизни конкретного человека, и коллективное бессознательное, содержание которого наследуется и является универсальным у представителей определенного биологического вида. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Юнг описывал их как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, но лишенные ясного содержания. Их специфическое содержание как реализованных образов обеспечивается материалом сознательного опыта. Таким образом, архетип как таковой — это пустая форма, которая должна выводиться или извлекаться посредством абстракции из класса известных по опыту образов или символов.

Эго – центральный архетип в сфере сознания.

Персона – архетип, который показывает компромисс между индивидом и обществом, это маска (соответствует фрейдовскому «Сверх-Я»), которую человек надевает при встречах с другими. Маска, утверждает Юнг, есть то, что человек по сути дела не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека. Персона – внешнее выражение социальности, она дает возможность, с одной стороны, производить определенное впечатление на людей, а с другой – скрыть свою истинную природу, свою индивидуальность.

«Тень» – центральный архетип в сфере бессознательного, в котором сосредоточена негативная сторона человека. «Тень» – это все низменное, примитивное, подспудно дремлющее в глубинах человеческого существа и скрывающееся за масками благопристойности.

«Анима» и «Анимус» – архетипы женского и мужского начала, содержащиеся в образах человеческого «Я» и символизирующие собой противоположный пол.

«Самость» – центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека. Под самостью он понимает и подлинный субъект, и целостную личность, и цель жизни человека.

Юнг начал разработку понятия архетипа в ранние годы своей работы в психиатрической больнице Бургхёльцли, где он заметил, что некоторые из его малообразованных психотических пациентов имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент не мог получить сведения об этом символе в ходе своего обучения; таким образом, его появление в мыслях или фантазиях больного должно было представлять спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного жизненного опыта. Впоследствии Юнг исследовал архетипический мир посредством тщательного анализа своих собственных сновидений и фантазий.

К архетипам, которым Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость.

Упомянутые архетипы, как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они могут появляться как персонажи сновидений и служат источником таких культурных символов, как боги и богини. Они также широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людей. Каждый архетип может выражаться в большом разнообразии персонификаций. Конкретный образ анимы может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, Мудрость, Духовность, Моральную добродетель, разрушительность и т. д. Другие архетипы, которые Юнг называет архетипами трансформации, не появляются в персональной форме. Они проявляются во многих ситуациях, местах, орудиях, событиях наших сновидений, определяя соответствующие мотивы фольклора. Юнг полагал, что ему удалось идентифицировать наиболее важные архетипы, но нельзя исключить, что общее их число бесконечно, и составить их полный список невозможно.

Архетипы персонажей в литературе | Литературные архетипы

Какими могут быть герои книг? Как написать правдоподобный характер? Собрали для вас подробный справочник

Термин «архетип» предложил психолог Карл Густав Юнг в 20 веке. Так называют прообраз, сложившийся на основе человеческого опыта. Он характеризуется общими свойствами и признаками.

Понятие архетипа в литературе предполагает разнообразные толкования. Согласно общепринятой версии, под этим термином подразумеваются некие шаблоны, который автор берет за основу при создании сюжета, книги или образа литературного героя.

Содержание

  • Архетипические персонажи
  • Сюжетные архетипы
  • Несколько архетипических сюжетов в одном произведении
  • Сюжетные штампы

Архетипы персонажей в литературе помогают автору книги в создании литературного персонажа со сложным, противоречивым характером. У каждого из базовых прообразов есть как слабые, так и сильные стороны.

Архетипические персонажи

В книге «Герои и героини» была предложена классификация литературных персонажей на разнообразные архетипы. Согласно такому подразделению, существуют:

женские персонажи;

мужские персонажи.

Архетип в литературе порой бывает «смешанным» — пример подобного авторского замысла мы видим в произведении Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». В характере героини книги Оксаны сочетаются черты и «соблазнительницы», и «начальницы».

Литературный архетип — вещь относительная: образ героя может претерпевать значительные изменения по ходу развития сюжета. Наташа Ростова Льва Толстого сначала проявляет себя как «отважная девчонка», а затем предстаёт перед читателем в амплуа «утешительницы». Тем не менее, начинающим авторам будет полезно узнать об особенностях архетипов героев, описанных в книге.

Мужские персонажи

Различают такие архетипы, которым соответствуют литературные герои художественных книг:

Начальник. Человек с сильным, мужественным характером привык все контролировать. Он требует повышенного уважения к себе, безусловного подчинения. Пример архетипа «начальник» — дон Корлеоне из произведения «Крестный отец» Марио Пьюзо.

Плохиш. Такой литературный герой харизматичен, умен. В глубине души плохиш сентиментален, добр. Его бунтарское поведение — скорее средство самозащиты от коварства окружающих. Пример такого литературного прообраза — Ретт Батлер из книги «Унесенных ветром».

Лучший друг. Такой герой всегда готов прийти на помощь, оказать моральную поддержку.

Очаровашка. К примеру, Остап Бендер в книге «12 стульев». Подобный литературный персонаж креативен, отличается остроумием, умело манипулирует окружающими людьми.

Потерянная душа. Герой книги Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка». Такой литературный герой привык жить прошлым. Он словно видит людей насквозь, отличается особой проницательностью, повышенной ранимостью.

Искатель приключений. Он изобретателен, бесстрашен, не привык сидеть на одном месте. Искателю приключений свойственно желание любой ценой докопаться до истины.

Профессор. Тот же Шерлок Холмс из рассказов Артура Конан Дойла. Это неординарная личность, обладающая глубокими знаниями в той или иной сфере, мастер своего дела, с головой погружённый в работу.

Женские персонажи

В художественных произведениях встречаются разнообразные типы женских персонажей:

Начальница. Высокомерная и предприимчивая героиня резка в суждениях, требует повиновения от окружающих. Пример: царевна Софья из произведения Алексея Толстого «Петр I».

Соблазнительница. Представительница этого типа — Лолита из одноименного произведения Владимира Набокова. Как правило, это красивая и умная женщина, отлично знающая, как привлечь внимание представителей противоположного пола.

Безбашенная. К этому типу женских персонажей принадлежат импульсивные, словоохотливые дамы, привыкшие верить любому вранью. Такие представительницы прекрасного пола находятся во власти эмоций при принятии решений.

Отважная девчонка. Это цельная натура, которой свойственны такие черты характера, как дружелюбие, искренность. Отважная девчонка стойкая, храбрая, готовая оказать помощь в трудной ситуации.

Библиотекарша. Такой умной, начитанной женщине свойственен перфекционизм. Героиня этого типа нередко прячет свои чувства от окружающих, но в её душе могут кипеть нешуточные страсти. Пример — милая старушка мисс Марпл из произведений Агаты Кристи.

В романе «Мать» Максима Горького встречается иной тип женского персонажа — «утешительница» (в образе Пелагеи Ниловны). У героини такого склада характера явная потребность помогать другим людям. Утешительнице нужно, чтобы в ней нуждались. Такая женщина всегда даст полезный совет, с лёгкостью идёт на компромисс. Как нетрудно догадаться, утешительница не выносит одиночества.

Сюжетные архетипы

Существуют определенные сюжетные архетипы, которые периодически встречаются в художественных произведениях. Ниже перечислены основные их категории.

Взросление

Такой архетипический сюжет означает, что ребенок растет и постепенно познаёт жизнь (с ее тяготами и испытаниями). Яркий тому пример — художественное произведение «Приключения Тома Сойера».

Месть

По сюжету такой литературный персонаж в прошлом пострадал от действий коварных злодеев и теперь полон решимости их наказать. Основная цель, которую ставит перед собой главный герой, — восстановление справедливости. Пример использования сюжетного архетипа «месть» — книга «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма.

Жертвенность

Во многих произведениях художественной литературы фигурирует такой сюжетный архетип. Он означает, что герой книги принимает решение пожертвовать всем во имя благополучия своих близких, высоких идеалов. Именно так решает поступить героиня сказки «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена.

Загадка

Подобные сюжетные архетипы в художественной литературе подразумевают, что персонаж оказывается в запутанной ситуации. Читателю словно предлагается решить ребус. Но отгадка, как правило, лежит на поверхности.

Такие архетипы сюжетов характерны преимущественно для детективов. В качестве примера стоит привести произведение Дэна Брауна «Код да Винчи».

Искушение

Согласно теории, архетипы такого рода предполагают, что конфликт произведения основан на эмоциях героев. Литературный персонаж не в силах противостоять собственным желанием. При этом герой отдаёт себе отчёт в том, что такое поведение может погубить его. Произведение Владимира Набокова «Лолита» проникнут подобными архетипическими мотивами.

Любовь

Герои многих художественных произведениях переживают сильные чувства и в итоге соединяют свои сердца, преодолев множество испытаний (альтернативные варианты: возлюбленные теряют друг друга, один из главных героев гибнет). Пример архетипического сюжета такого рода — произведение Александра Дюма «Графиня де Монсоро».

Открытие

Подобный литературный архетип — это, простыми словами, история о познании истины об окружающем мире, самом себе. В этой связи на ум приходит, прежде всего, книга Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Преображение

Архетипический персонаж меняется в лучшую сторону. Причиной такого преображения становятся: обретение любви, признание новой идеологии. Пример использования такого архетипа в литературе — книга «Воскресение» Льва Толстого.

Преследование

Герою литературного произведения приходится скрываться от погони или, напротив, ловить преступника. Основные черты такого архетипа угадываются в произведении Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Противостояние

Ключевой момент подобных художественных произведений — противоборство двух сил (не обязательно равных друг другу по силе). Пример такого противостояния в литературе — сюжет книги Бориса Васильева «Завтра была война».

«Из грязи в князи»

Этот литературный архетип предусматривает историю падения или возвышения человека как личности. Пример произведения с подобным сюжетом — «Похождения Невзорова или Ибикус» Алексея Толстого.

Путешествие

Литературному герою довольно часто приходится отправиться в путешествие, чтобы найти важную для него вещь или встретиться с близким человеком. По мере прохождения сложного пути персонажи с завидным постоянством попадают в необычные ситуации. Такой архетип сюжета знаком многим читателям, увлеченным творчеством Джона Толкина, в частности, его книгой «Властелин колец».

Разложение

Сюжет произведения с такой авторской идеей подразумевает, что литературный персонаж постепенно деградирует. Именно так происходит в книге Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Спасение

Литературный герой оказывается жертвой, нередко получившей несправедливое наказание. В дальнейшем персонаж выпутывается из затруднительного положения либо самостоятельно, либо благодаря поддержке друзей. Характерные черты подобного сюжетного архетипа явственно прослеживаются в произведении Стивена Кинга «Побег из Шоушенка».

Несколько архетипических сюжетов в одном произведении

Использование сразу нескольких архетипов помогает полнее раскрыть замысел автора. Яркое тому свидетельство — роман «Война и мир» Льва Толстого. Здесь мы видим переплетение сразу нескольких архетипов: «любовь», «жертвенность», «взросление», «противостояние», преображение».

Основная тема произведения «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — жертвенная любовь. Но в книге, помимо этого, присутствует и активная борьба за справедливость.

Сюжетные штампы

При написании литературных произведений рекомендуется избегать перечисленных ниже штампов:

Небесное создание, попавшее на землю, влюбляется в простого смертного. Альтернативный вариант развития подобного сюжета: представитель более развитой цивилизации испытывает глубокие чувства к девушке-туземке.

Литературный персонаж переносится в параллельный мир, где он становится волшебником, королем, богатырем.

Главная героиня влюбляется в злодея, понимая при этом, что подобный поступок может стоить ей жизни.

Наступает Апокалипсис, людям приходится жить в подземелье и вести борьбу с мутантами.

Герои пытаются завладеть волшебным предметом, способным изменить ход истории.

Персонаж книги мстит за безвременно погибших родителей.

Любое литературное произведение так или иначе вписывается в один из базовых архетипов. Тем не менее автору нужно быть осторожнее со штампами: поворотами сюжета, неоднократно используемыми в книгах и кино.

Опубликовать свою книгу на ЛитРес

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Как привлечь читателей на авторскую страницу ЛитРес

Как написать хоррор?

Как писатели справлялись с выгоранием

Атмосфера в произведениях

Стратегия и ваш ИТ-архетип

Стратегия и ваш ИТ-архетип

ИТ-руководители, воплощающие стратегию в жизнь, делают ИТ-организацию незаменимой.

  • Джилл Дайче
  • 19 ноября 2019 г.

Когда я писал свою последнюю книгу, The New IT , концепция «двухскоростных ИТ» (она же: бимодальная ИТ, она же: операционная или стратегическая ИТ) была горячей темой в высшем руководстве. Руководители оплакивали ИТ-отделы, которые, по их мнению, слишком сильно сосредоточивались на каналах и скоростях, платформах и новых технологических прототипах, почти игнорируя то, что нужно бизнесу.

Для дальнейшего чтения:

Как продать ИИ вашему предприятию

Вам нужен директор по управлению данными?

Итак, вы хотите нанять CDO?

Проблема заключалась в том, что это были те самые руководители, которые устанавливали показатели успеха в области ИТ. Даже сегодня руководители компаний проверяют такие показатели, как время безотказной работы системы, сдерживание бюджета и количество дефектов, чтобы оценить эффективность ИТ. Разочарованные ИТ-директора сопротивляются. Почему генеральный директор не понимает роли технологий в росте продаж, уровне конверсии потенциальных клиентов, улучшении продуктов и инновациях?

В то время как ИТ изо всех сил пытается доказать свою стратегическую ценность, вопросы, подобные этому, продолжают возникать:

Дорогая Джилл,

Я вице-президент по разработке приложений в растущей компании, занимающейся розничной торговлей программным обеспечением. Недавно мой начальник, главный операционный директор компании, попросил меня определить критерии ценности моей команды. Я не уверен, потому ли это, что он не знает, как их определить, или потому, что он думает, что может что-то упустить.

Разработка и ИТ в целом превратились в коммодитизацию в моей компании, что иронично, поскольку мы так сильно зависим от технологических достижений, чтобы продавать нашу продукцию. Я не уверен, что я должен измерять, но, похоже, насколько быстро мы можем получить новый функционал. В этом нет ничего плохого, если вы стартап, но все это маскирует другую ценность, которую мы создаем.

Мне кажется, что нам нужно сопоставить то, где мы находимся, с тем, где мы хотим быть. Есть ли у вас какие-либо указания?

— Заранее спасибо, Даррен

Честно говоря, я всегда был в противоречии с рубрикой ИТ с двумя скоростями. С одной стороны, достаточно просто разделить две операционные модели и определить их поведение. Один тактический и основанный на производительности, другой более дальновидный. Один фокусируется на том, чтобы избежать отступления, другой — на инновациях для будущего. Один управляет бизнесом, другой занимается обеспечением будущего.

Конечно, большинство ИТ-менеджеров утверждают, что их организации имеют характеристики и скоростей, так что это вопрос того, где ваша компания находится в этом континууме и, что более важно, какие ценности ваша компания.

Проблема в том, что ни один ИТ-отдел не может оторваться от корпоративной культуры.

Цитируя известное изречение Питера Друкера: «Культура ест стратегию на завтрак».

Вот почему — после интервью с более чем дюжиной лидеров для The New IT — Далее я разделил «две скорости» на шесть различных архетипов ИТ. Эти архетипы определяют не только то, как ведут себя ИТ, но и то, как они воспринимаются его составляющими. Вкратце, архетипы таковы:

Тактический. Tactical IT фокусируется на выполнении операций, гарантируя, что системы будут работать, а бизнес-пользователи будут довольны. В тактической модели соглашения об уровне обслуживания — это доктрина, главное — время безотказной работы, а слово «модернизация» произносится только шепотом.

Принятие приказа. Стремясь удовлетворить межфункциональные бизнес-потребности, ИТ-отделы, принимающие заказы, преуспели в планировании проектов. Менеджеры тратят время на совершенствование процессов сбора требований и полировку функциональных спецификаций. Подбор персонала — постоянная проблема, поскольку лидеры жонглируют спросом и предложением.

Выравнивание. ИТ-команды, характеризующиеся тем, что они сосредоточены на удовлетворении потребностей разнородных бизнес-подразделений, часто за счет назначения бизнес-архитекторов или представителей бизнес-ИТ. Эти команды преуспевают в приоритизации проектов, часто изо всех сил пытаясь удовлетворить конкурирующие потребности многочисленных и разнообразных участников.

Предоставление данных. ИТ-отдела, занимающиеся предоставлением данных, увидели предзнаменование. Поскольку данные являются «новой нефтью» (или «новой водой», или «новым воздухом»), ИТ-команда, которая управляет информацией и развертывает ее между бизнес-подразделениями, получает непосредственные полномочия и новый уровень престижа.

Брокерская деятельность. Брокерские ИТ-отделы понимают концепцию использования своих сильных сторон, предоставляя то, в чем они разбираются, и развивая сеть партнеров для более специализированной работы или экономически эффективных решений. Облако имеет большое значение для этих команд, но это лишь один из многих способов доставки в этой модели.

ЭТО повсюду. Архетип «ИТ повсюду» означает, что ИТ считаются неотъемлемой частью бизнес-стратегии и операций. Право собственности на технологии переходит к тем, кто их использует, и ИТ-команды часто переходят непосредственно к направлениям бизнеса. ИТ-отдел все чаще играет роль в управлении программами и закупках, координации выполнения проектов, минимизации дублирования усилий, ведении дорожной карты на уровне предприятия и функционировании в качестве авторитетного отчетного органа.

Важно отметить, что это не столько модель зрелости, сколько моментальное признание духа времени в сфере ИТ в вашей компании, и это имеет непосредственное отношение к лидерству.

Также важно — и это, возможно, уже пришло вам в голову — что ни один из этих архетипов не является чистым и что другие учитывают его. Типичным примером является ИТ-директор, который признает, что его классифицировали как «тактического», в то время как он культивирует культуру более широкого владения технологиями в рамках направлений бизнеса, продвигая ее организацию дальше к выравнивающей модели.

Поскольку мы находимся здесь на сайте TDWI Upside , я вынужден добавить, что аналитика — это идеальный набор дисциплин для ИТ-отделов и бизнес-отделов, которым можно эффективно делиться, помогая ИТ-директорам развивать отдел. Ведь прилив поднимает все лодки. (Я не уверен, кто это сказал, но мы можем исключить Питера Друкера.)

Не заблуждайтесь: существует корреляция между существующим архетипом ИТ и его стратегической компетенцией. Проводя исследование для этой книги, я также обнаружил тесную связь между стратегической строгостью и культурой планирования, включая лидерство в сфере ИТ. На следующем рисунке показано, как сопоставляются архетипы:


Переиздано с разрешения McGraw-Hill Education из The New IT: How Technology Leaders Are Enable Business in the Digital Age by Jill Dyché, 2015; разрешение передано через Copyright Clearance Center, Inc.

Как я сказал в книге, переход от одного архетипа к другому обычно означает эволюцию, а не революцию. Этот вид прогресса включает в себя постепенные изменения и поддержку со стороны ключевых союзников и партнерских организаций, которые сотрудничали с ИТ и имеют положительные результаты, которыми можно поделиться.

Самое сложное, как предполагает Даррен, — убедить руководство поддержать изменения. Здесь также есть корреляция: покажите мне лидера, который понимает, как применять стратегию на практике, и я покажу вам ИТ-организацию, которая считается незаменимой!

Об авторе

Джилл Дайче, , сколько себя помнит, консультирует клиентов и руководителей по их программам аналитики и данных. На самом деле дольше. Она является автором четырех книг о ценности технологий для бизнеса и регулярно беседует с командами о том, что не дает им спать по ночам. Двойственное отношение к аналитике? Бесит руководство? Ограничены вашей культурой? Ознакомьтесь с колонкой вопросов и ответов Джилл, Вопросы и ответы с Джилл Дайче , здесь.

12 лучших архетипов персонажей | GreatStorybook.

com

Эта запись является частью 1 из 7 в серии «Персонажи с характером»

Вы можете подумать, что архетипический персонаж — это персонаж, который кажется фальшивым или надуманным. По крайней мере, плоский. Но это не обязательно так. Архетипы персонажей действительно говорят с нами, доходят до нас на глубоком культурном уровне.

Если вы знаете, что делаете, и намеренно создаете своего архетипического персонажа, вы можете создать историю, которая тронет людей. Вы можете создавать архетипические персонажи, которые уникальны и важны для нас.

Если вы понимаете архетипы персонажей, вы сможете более

эффективно управлять сюжетом своей истории через решения, которые принимают великие персонажи.

Работа Ви Сианг То.

Использование архетипов в истории — давняя традиция. Точно так же, как нет причин прекращать писать истории со счастливым концом, нет причин прекращать писать истории с определенными архетипами персонажей.

Это имеет для нас значение.

  • В историях не только любой вид диалога. У них есть наилучший диалог , который мы можем собрать, чтобы передать характер и действие.
  • Истории не имеют ни одного сюжета. У них есть наилучший возможный сюжет , чтобы передать линию характера и концепцию.
  • Истории не содержат любых символов. У них есть лучших возможных персонажей , чтобы продвигать историю вперед и вовлекать читателей.

Вот почему так важно по-настоящему понимать 12 архетипов персонажей и то, как их писать, чтобы они делали и говорили имеет для нас значение .

Что вы получите здесь:

  • Определение архетипа и архетипического персонажа
  • Разница между стандартным персонажем и архетипическим персонажем
  • Подробное описание 12 архетипов
  • 3 начальных решения по формированию характера, которые вы принимаете

Что такое архетип?

Когда мы думаем об архетипах, мы думаем о Большом. Это самые распространенные, но и самые важные способы, которыми мы пытаемся выразить идею того, что мы больше всего ценим в жизни.

Например, архетипическими событиями являются такие события, как рождение, расставание, свадьба или похороны. Архетипическими фигурами являются дева, мать, ребенок, отец, старая мудрая женщина, дьявол и т. д. Архетипическими мотивами могут быть такие вещи, как потоп, творение или апокалипсис.

Архетипическое мышление — не просто обычная вещь; она глубоко проникла в каждую культуру мира. Это древнее, но также жизненно важное и актуальное, потому что каждая история, которая нас больше всего волнует, связана с этими архетипами.

Откуда берутся архетипы?

Когда то, что составляет историю, становится настолько важной частью того, кто мы есть и как мы думаем, что пронизывает как наше сознание, так и подсознание, тогда мы говорим об архетипах.

Традиционные 12 архетипов происходят не из письма , а из психологии и философии. Карл Густав Юнг четко определил концепции, лежащие в основе этих 12 архетипов, чтобы лучше понять, кто мы такие. Именно Юнг сказал, что культурная психика пронизывает истории и персонажей в них.

Архетипы впервые обсуждались c. 300 г. до н.э., в Древней Греции. Это была тема среди великих философов того времени. Но в то время утверждалось, что сюжет важнее характера. Это полностью изменилось, и теперь мы понимаем (в основном благодаря психологии), что характер важнее сюжета.

Почему? Потому что главный герой движет сюжетом, а не сюжет движет главным героем.

Что такое архетипические персонажи?

Итак, если архетипические фигуры — это мать, ребенок и т. д. — тогда что же такое архетипический персонаж ? По сути, вам нужно мыслить шире. Вместо фигуры вам нужно думать о роли, которую персонаж играет в контексте истории.

  • Вместо Ребенка (архетипическая фигура) у вас есть Невинный, Бунтарь или Сирота.
  • Вместо Мудрой Женщины (архетипической фигуры) у вас есть Заботница, Творец или Мудрец.
Все ли архетипические фигуры и персонажи обречены быть плоскими и статичными? Нет, они не.

Статический персонаж никогда не меняется. У них вообще нет линии характера. Делает ли это персонажа плохо прописанным? Не обязательно. Не все персонажи должны быть важны , и если они второстепенны по отношению к сюжету, им действительно не нужна арка.

Плоский персонаж — это тот, кто просто одномерен, не полностью развит в персонажа, который кажется реальным. Если персонаж плоский, значит ли это, что он плохо написан? Не обязательно. Возможно, вам не нужен персонаж, который кажется реальным.

Например, если вы пишете фарсовую комедию, очень редко вы хотите, чтобы персонаж, который падает с лестницы, испытывал настоящие чувства. На самом деле, смешнее, если у них действительно нет чувств. Еще смешнее, если нам не нравятся персонажи и , они плоские и статичные.

Круглый и динамичный

Если вы хотите, чтобы читатели были обеспокоены, искренне заботились о том, что происходит с персонажем, тогда вы должны создать персонажа, который кажется реальным — такого, у которого есть дуга персонажа, который одновременно является Круглым (противоположным Flat) и Dynamic (противоположность Static).

Круглые персонажи имеют глубину, у них есть множество измерений и аспектов, которые противоречат друг другу — как у реальных людей.

Динамические персонажи не обязательно должны много двигаться. Динамический в данном случае означает, что их характер существенно меняется. Когда персонаж узнает что-то важное, и это меняет его образ мышления, тогда это динамический персонаж.

Выбрав архетип, решите, будет ли он плоским или круглым. Затем решите, будет ли он статическим или динамическим.

О стандартном персонаже

Это основное различие между стандартным персонажем и архетипом персонажа. Стандартные персонажи всегда плоские и статичные. ВСЕГДА. Их поведение предсказуемо, как и их результат.

Хотя Архетипы Персонажей могут быть Статичными (особенно второстепенные персонажи), они никогда не должны быть Плоскими. В персонаже должно быть ощущение глубины, иначе мы склонны думать о нем как о стандартном персонаже. И действительно, это может быть просто прекрасно — в некоторых историях. Просто убедитесь, что вам нужен стандартный персонаж.

Если вы делаете это намеренно , хорошо. Это когда писатель случайно пишет плоского, статичного персонажа, и мы чувствуем — ну, как будто мы должны были прочитать что-то еще. Просто знайте, что вы пишете и почему — потому что это абсолютно повлияет на то, как мы относимся к этому персонажу — и, в конечном счете, на его историю.

Каковы 12 архетипов персонажей?

Вы начинаете с архетипа, а затем добавляете слоев характеристики (включая: физическое описание, действие, внутренние мысли, реакции и речь) и диалоги, продвигающие действие вперед.

Итак, давайте разберем 12 типов архетипов персонажей.

Попечитель

Попечитель может быть материнским персонажем, который не обязательно является матерью. Это сторонник, а иногда и мученик, душа, которая в первую очередь заботится обо всех остальных, но в первую очередь о главном герое.

Может ли Воспитатель быть главным героем? Да, но только если она (или он) также является одним из других архетипов. Вам нужно удвоить здесь, потому что в противном случае Невинный (ребенок) становится главным героем. Спросите любую маму, и она согласится, что ребенок важнее. Это часть того, как мы думаем и чувствуем эти архетипы. Вы не можете вычеркнуть это, но вы можете расширить это, добавив еще один архетипический слой.

Единственное исключение: Если вы дублируете Заботливого с Любовником, то персонаж должен быть второстепенным, а не главным героем. (Подробнее об этом ниже.)

Творец

Творец — художник или бог. Это творческий характер, движимый необходимостью создавать то, что будет существовать с течением времени. Создатели считают, что если вы можете это представить, вы можете это сделать. Для Архетипа Творца нет ничего невозможного.

Проводник

Это чистый индивидуалист, тот, кто всегда ищет новый горизонт. «Не загораживай меня!» Свобода и приключения ждут этого человека за каждым углом.

Герой

Герой благороден, отважен и упорен. Они никогда не сдаются, несмотря ни на что.

Невинный

Это мечтатель, романтик, наивный и полный надежд персонаж. Невинный всегда будет стремиться поступать правильно, несмотря ни на что. Эти персонажи лояльны.

Шут

Радость, веселье – глупость! Это то, что представляет собой Шут, но Шут также может быть грустным персонажем или даже злым. Это обманщик, которому всегда все сходит с рук. Дурак может быть самым мудрым или самым грустным персонажем.

Любовник

Здесь важнее всего страсть и преданность делу. Это всегда поддерживающий персонаж. Так и должно быть, потому что роль Любовника состоит в том, чтобы быть партнером, энтузиастом, поддерживать того или тех, кого он любит больше всего.

Даже если вы удвоите архетип Любовника с другим архетипом, он все равно останется второстепенным персонажем (в отличие от Смотрителя, который может стать главным героем, если вы удвоите архетип с другим архетипом).

Волшебник

Волшебник может быть добрым и мудрым, но также может быть манипулятором или даже злым. Фокусник — это дальновидный человек, который видит, что могло бы быть, и уверен, что сможет воплотить это в жизнь.

Сирота

Ребенок без матери может отправиться в приключение, не беспокоясь о комендантском часе. Вот почему так много детских сказок с сиротами в главных ролях. Без любящей матери Сирота должна идти самостоятельно, чтобы узнать, кто они и что они должны делать. Большинство персонажей-сирот получают руководство от Мудреца.

Бунтарь

Правила созданы для того, чтобы их нарушать, а власть всегда должна подвергаться сомнению. Это то, чем живет Бунтарь и что движет таким характером. Мятежник скорее умрет, чем потеряет свою свободу, и никогда не пойдет на компромисс со своей позицией в чем-то важном для них.

Правитель

Это может быть персонаж Цезаря, любой правитель или любой человек, наделенный властью. В современной истории это может быть и политик (думаю Карточный домик ) или влиятельный бизнесмен. Власть является главной заботой для этого типа характера.

Мудрец

Это мудрый старец или мудрая старуха, наставник нашего героя, который становится гораздо больше, чем любимый учитель. Это Йода для Люка.

Когда типы пересекаются

Вполне возможно, что персонаж вашей истории несет более одного архетипа. На самом деле, это может представлять арку персонажа. Например, бунтарь может стать героем или даже мудрецом — или любым другим архетипом.

Персонаж также может быть двумя архетипами одновременно. Например, персонаж типа Фея-крёстная может быть написан как Волшебник, Попечитель или Мудрец. Точно так же она может быть их комбинацией.

Знание того, что вы принимаете это решение и что вы делаете это намеренно, поможет вам легче принимать решения о том, что им следует делать. Но сначала вам нужно обязательно ответить на три больших вопроса о вашем архетипическом характере.

3 важных решения, которые вы должны принять.

  • Решите, должен ли персонаж быть Круглым или Плоским.
  • Затем решите, должен ли персонаж быть Статичным или Динамическим.
  • Что дальше? Затем вы можете начать решать более конкретные детали и добавить характеристику . О том, как это сделать, я напишу дальше. (Вы можете перейти к этому СЕЙЧАС: Чьи характеристики действительно захватывают нас и почему.)

    Скажите, какой ваш любимый архетип персонажа? Какой архетип для вас важнее всего или который действительно доходит до вас глубоко внутри? Пишите ниже, дайте мне знать — или, как всегда, отправьте мне электронное письмо.

    Продолжайте творить, несмотря ни на что.


    — Загрузите 12 лучших архетипов персонажей в формате PDF —


    Эта запись является частью серии
    Персонажи с характером
    Обязательно ознакомьтесь с другими сообщениями:

    Как вдохнуть жизнь в персонажей с характером: 5 способов >>

    • Автор
    • Последние сообщения

    K. C. Hill

    Из-за проблем со здоровьем К.С. Хилл в настоящее время не может управлять GreatStorybook, но здесь есть много полезных вещей, которые можно почерпнуть. Имейте это!

    К.С. совсем недавно боролась с раком груди — и победила. В настоящее время? Она пишет роман. Посетите ее на KC-Hill.com.

    Последние сообщения К.С. Холм (посмотреть все)

    Архетипы и структура истории: как они связаны

    По самой своей природе структура истории архетипична. Это паттерн, который мы узнаем из истории. Это паттерн такой же большой, как сама жизнь, и, следовательно, тот, о котором мы всегда узнаем больше, но это также паттерн, который мы смогли преобразовать в конкретные системы, которые помогают нам последовательно воссоздавать эти глубоко резонансные архетипы в истории за историей. Изучая структуру сюжета и линии персонажей, я обнаружил одну из самых крутых вещей: эти архетипические паттерны проявляются неожиданным образом.

    Значительную часть прошлого года мы потратили на изучение того, что я назвал «дугами жизни», состоящими из шести основных архетипов преобразующего характера (и восемнадцати вспомогательных архетипов). Можно увидеть, что эти архетипические арки характера составляют общую арку человеческой жизни, начиная с арки взросления юности и заканчивая последними испытаниями противостояния и принятия тайн Жизни и Смерти. Эти врожденные путешествия не только расширяют возможности архетипических путешествий далеко за пределы всеми любимого «Путешествия героя», но и предлагают удивительный уменьшенный взгляд на общий образец самой структуры истории.

    Я упоминал об этом в оригинальной серии об архетипических арках персонажей, но поскольку сейчас я работаю над книжной версией этой темы, я понял, что это явление заслуживает более подробного изучения. Итак, сегодня я хочу выделить два разных аспекта этого:

    1. Цикл шести архетипических арок характера показывает нам, людям, как сама жизнь структурирована как история.

    2. Цикл также показывает нам, писателям, как можно усилить структуру повествования в любой отдельной книге, признав, что каждый из классических структурных ритмов отражает определенные архетипические главы самой жизни.

    Микрокосм и макрокосм структуры истории

    Мне нравятся узоры. Мне особенно нравится спираль — узор, который повторяется в бесконечном расширении. Это шаблон, который мы находим везде в жизни. Так почему же теория истории должна быть другой?

    Структурирование вашего романа (партнерская ссылка Amazon)

    Мы уже знаем, что дуга истории может быть отражена в более мелких частях целого. Мы видим это на уровне структуры сцены, в которой каждая сцена создает мини-сюжетную арку, дополненную побуждающим событием и кульминацией. Мы также, безусловно, видим это в структуре и дуге каждого отдельного действия в рамках общей истории. В самом деле, каждая структурная секция, глава и бит в какой-то степени идеально отражают этот паттерн.

    Но мы также можем видеть, как этот паттерн проецируется из самой структуры истории на большую область. Во-первых, мы можем увидеть дугу, отраженную внутри более крупной серии (от очевидных трех актов трилогии до гораздо более длинной серии). Но также, в конце концов, мы можем увидеть это и в самой жизни.

    Перспектива архетипических «дуг жизни», безусловно, не единственная архетипическая система, через которую можно рассматривать историю или жизнь. Но — это — удивительно звучный инструмент для связи структуры истории с жизнью и жизни со структурой. Как мы рассмотрим более подробно ниже (и как я достаточно подробно рассмотрел в своей серии статей на эту тему), каждая из шести архетипических арок персонажей напрямую соответствует одному из основных структурных ударов в классической структуре истории.

    Графика, созданная Мэттом Геммеллом. Нажмите, чтобы увеличить.

    Тысячеликий герой Джозеф Кэмпбелл (партнерская ссылка)

    Большинство людей слышали о Путешествии Героя, прославленном Джозефом Кэмпбеллом в его книге Тысячеликий герой . Не все осознают, что микрокосм Путешествия Героя на самом деле представляет собой макрокосм всего жизненного цикла дуг. Кэмпбелл намекает на это в своем первоначальном описании путешествия, а затем более глубоко погружается в заключительный раздел книги, который выходит за рамки просто «Путешествия героя», как его понимает большинство из нас.

    Он использует названия, отличные от тех, которые я нашел наиболее резонирующими для арок жизни, поэтому я включил используемые мною термины (со ссылками) в скобки:

    Трансформации Героя:

    1. Изначальный Герой и Человек [ Ребенок — начальный Плоский архетип ]
    2. Детство Человеческого Героя [ Девичья Арка ]
    3. Герой как Воин [ Арка Героя ] 70 Герой как любовник [ Королева Арка ]
    5. Герой как Император и как Тиран [ Король Арка ]
    6. Герой как Искупитель Мира [ Арка Старухи ]
    90 Святой как [9007] Арка Мага ]
    8. Уход Героя [ обычно обозначается Смертью ]

    Как Структура Истории и Дуги Архетипических Персонажей Отражают друг друга

    Изучающие историю уже давно могут применять структуру к своей собственной жизни и используйте его как удивительную метрику для распознавания архетипических моментов и циклов. Как только вы поймете термины, трудно не заметить, что побуждающие события, первые сюжетные моменты, моменты истины и третьи сюжетные моменты появляются повсюду.

    Но более того, как только вы учтете архетипические арки, вы сможете реконструировать эти жизненных тактов в структуру любой отдельной истории и использовать их для углубления истинно архетипического резонанса любого конкретного такта. Например, когда вы начинаете изучать параллели между Побуждающим событием в целом и Девичьей аркой в ​​жизненном цикле, оба начинают приобретать более глубокий смысл.

    Создание арок персонажей (партнерская ссылка Amazon)

    Сегодня давайте кратко рассмотрим, как структура истории соотносится с архетипическими арками персонажей.

    Для целей нашего исследования важно помнить, что каждая  из этих шести дуг персонажей будет основываться на предыдущих, чтобы создать общую картину одной единственной «дуги жизни». Партнёрские арки в рамках одного и того же акта не взаимозаменяемы, но различны (например, Дева и Герой — это , а не просто гендерных имен для одной и той же арки) и могут быть выполнены любым человеком любого пола. Дуги попеременно характеризуются как женские и мужские, в первую очередь как указание на приливы и отливы между интеграцией и индивидуацией. Вместе все шесть дуг жизни создают прогресс, который можно найти в любой человеческой жизни (при условии, что мы завершим наши ранние дуги, чтобы достичь более поздних дуг с надлежащим основанием).

    >>Нажмите здесь, чтобы узнать больше о структуре истории.

    >>Нажмите здесь, чтобы узнать больше об основах дуг персонажей.

    >Нажмите здесь, чтобы узнать больше о шести «дугах жизни» и других архетипах персонажей.

    Первый акт

    В структуре сюжета Первый акт представляет собой первую четверть истории или примерно первые 25%. Это происходит в знакомом «Нормальном мире», который, каким бы великим (или нет), был ограничен определенными ограничивающими убеждениями. Это место, из которого уходит персонаж. Это статус-кво, который нужно изменить.

    С точки зрения дуг жизни, Первый акт представляет первые 20–30 лет человеческой жизни — короче говоря, молодость. Он состоит из последовательных Девичьей Арки и Арки Героя, обе из которых сосредоточены на обучении персонажа тому, как индивидуализировать из Нормального мира, в котором он или она вырос.

    Побуждающее событие | Девичья арка

    В структуре истории побуждающее событие является первым важным структурным этапом истории. Это поворотный момент в середине первого акта, происходящий примерно на отметке 12%. Это синоним того, что Кэмпбелл назвал «Зовом к приключениям», когда главный герой сначала «прикасается» к основному конфликту истории. В этот момент персонаж еще не покинет Обычный мир, но он впервые увидит ограничения Нормального мира и увидит возможность вырасти за его пределы.

    С точки зрения жизненных арок, Побуждающее событие приравнивается к Девичьей арке. Это первая из трансформирующих архетипических дуг жизни, знаменующая взросление персонажа. Представленный половым созреванием и последующими тяжелыми годами, это «пробуждение» от мечты зависимого детства к осознанию того, что мир намного больше. Главный герой Девичьей арки не обязательно покинет физический Нормальный мир в рамках своей истории, но она начнет индивидуализироваться из своих авторитетных фигур и опекунов, так что она может уйти на ее последующий квест.

    В рассказе Maiden Arc Играй как Бекхэм Джесс живет дома со своими родителями, которых она любит, но которые не понимают и не поддерживают ее желание играть в футбол (футбол).

    Первая сюжетная точка | Арка героев

    В структуре сюжета первая точка сюжета является первой из трех основных поворотных точек. В качестве порога или «двери невозврата» между обычным миром первого акта и миром приключений второго акта он находится на отметке около 25%. Здесь главный герой полностью вовлечен в основной конфликт. Он покидает относительную безопасность и знакомость Нормального мира таким образом, что буквально или символически означает, что он никогда не сможет вернуться к тому, как все было. Все изменилось; история сейчас идет полным ходом.

    С точки зрения жизненных арок, Первая точка сюжета приравнивается к хорошо известной арке Героя. Также по своей сути «юношеская» дуга, эта последовательно следует за индивидуализацией Девы и фокусируется на вопросах не только независимости, но, в конечном итоге, реинтеграции в более широкое сообщество. Когда он оставляет позади все, что знал, и попадает в странный и опасный новый мир, Герой сосредотачивается на вопросах уверенности в себе, личной автономии и, в конечном итоге, ответственности. Хотя он по-прежнему действует в основном с ограниченных точек зрения своего детства, теперь он начинает противостоять все более сложному «реальному миру» и его требованиям, предъявляемым к нему, чтобы сбалансировать свои собственные потребности с потребностями высшего блага.

    В сюжетной арке Героя Человек-Паук (2002) жизнь Питера радикально меняется, когда он становится свидетелем (и частично ответственным за) убийства своего любимого дяди.

    Второй акт

    В структуре сюжета Второй акт представляет две средние четверти истории, примерно от 25% до 75%. Это происходит в рамках основного конфликта «Мира приключений» и полностью сосредоточено на продвижении главного героя вперед через ряд препятствий к конечной цели сюжета. Эти внешние вызовы будут стимулировать внутренний рост и трансформацию персонажа, все более расширяя его взгляды на жизнь вплоть до изменения его отношения к самой цели сюжета.

    С точки зрения жизненных арок, Второй акт представляет примерно 30–60 лет человеческой жизни или взрослую жизнь. Он состоит из Арки Королевы и Арки Короля, обе из которых сосредоточены на отношениях персонажа с другими и с властью. Между двумя дугами Середина и ее Момент Истины меняют все, сигнализируя о смещении акцента с «приобретения» в первой половине жизни на «отпускание» во второй половине.

    Первая половина второго акта | Арка Королевы

    В структуре сюжета первая половина второго акта традиционно является периодом сравнительной «реакции». Выйдя из Нормального мира через Дверь невозврата в первом сюжетном моменте, главный герой уже сделал значительный шаг к тому, чтобы заявить о своей личной силе. Но она также ошеломлена новыми проблемами, которые стоят перед ней, особенно потому, что мировоззрение, которое она принесла с собой из Первого акта, ограничивает ее способность понимать и, таким образом, преуспевать в этой новой среде. В течение первой половины второго акта персонаж будет собирать инструменты, ресурсы и союзников, которые помогут ему расширить свое понимание и стать более компетентным.

    С точки зрения дуг жизни, первая половина второго акта приравнивается к дуге королевы. Успешно вернувшись из квестов Арки Героя, персонаж теперь представлен Королевой — человеком значительной силы и ответственности, но тем, кто больше сосредоточен на обеспечении и воспитании, чем на фактическом обладании этой силой. Ее задача состоит в том, чтобы перейти к истинному руководству и руководству своей семьей/народом. Она одерживает мощную победу и занимает трон.

    В истории Queen Arc Их собственная лига , когда игроки узнают, что их лига испытывает трудности, Дотти возглавляет атаку с театральными трюками, которые собирают толпы, вдохновляя других игроков делать то же самое.

    Средняя точка | Момент истины

    В структуре сюжета Середина и его важнейший Момент истины происходят в середине истории на отметке 50%, выступая в качестве точки опоры как для сюжета, так и для арки персонажей. Здесь персонаж замечает великую Истину в основе своей арки и начинает понимать более широкую картину конфликта и, следовательно, как реагировать на него новым и более эффективным способом.

    С точки зрения дуг жизни, Середина технически находится между Аркой Королевы и Аркой Короля. Я вижу Арку Королевы как более точное представление «Откровения Сюжета» Мидпойнта, которое позволяет персонажу улучшить свою внешнюю эффективность в сюжете. Это видно по восхождению королевы на престол. Между тем, я вижу последующую Арку Короля как более репрезентативную для Момента Истины, когда отношение персонажа к тематическому принципу меняется благодаря пониманию более глубокой Истины, ранее ему недоступной. Эта Истина развивает его тактику во внешнем сюжете, но, что более важно, она меняет его понимание общего контекста конфликта и его собственной роли в нем.

    Вторая половина второго акта | King Arc

    Написание темы вашей истории (партнерская ссылка Amazon)

    В структуре сюжета вторая половина второго акта традиционно является периодом «действия». Извлекая пользу из уроков первой половины второго акта и особенно его середины, главный герой теперь понимает, что делать лучше, чем когда-либо прежде. Хотя он все еще не может полностью отказаться от ограничивающих убеждений, теперь он может пройти через конфликт с гораздо большей эффективностью и силой. Однако это постоянно углубляющееся понимание тематической Истины бросает вызов почти всему, что, как думал персонаж, он знал о себе, своей сюжетной цели и самом конфликте. К концу второго акта ему придется столкнуться со своими самыми темными демонами и выяснить, достаточно ли он честен, чтобы по-настоящему принять свою Истину.

    С точки зрения дуг жизни, вторая половина второго акта приравнивается к дуге короля. Арка Короля представляет собой как вершину временной силы персонажа, так и начало конца этой силы. Столкнувшись с более глубокими истинами о природе Жизни и Смерти, Король должен бороться между своим стремлением к бессмертию и практической необходимостью начать высвобождать свою силу и передавать факел следующему поколению. Теперь, когда он, казалось бы, обрел все это, он должен начать отпускать все это.

    В истории King Arc Black Panther Т’Чалла принимает вызов Эрика на борьбу за трон, желая пожертвовать своим телом смертному антагонисту, но еще не готов столкнуться с истинным Катаклизмом более глубокой духовной правды о том, что привело Эрика в Ваканду.

    Третий акт

    В структуре сюжета Третий акт представляет собой последнюю четверть истории, примерно от 75% до конца. Он перемещает главного героя в финальное противостояние, как внутреннее, так и внешнее, чтобы определить, будет ли достигнута цель сюжета. Иногда это будет достигнуто; в других случаях главный герой предпочтет пожертвовать внешней целью, чтобы сохранить внутреннюю согласованность со своей недавно изученной тематической Истиной. Хотя история может закончиться триумфом персонажа, третий акт традиционно является периодом тьмы, искушения и жертвы, поскольку персонаж изо всех сил пытается выбрать между желанием и потребностью.

    С точки зрения жизненных арок, Третий акт может представлять последние или старшие годы человеческой жизни — от 70 лет и далее. Он состоит из Арки Старухи и Арки Мага, обе из которых сосредоточены на последних испытаниях жизни, в частности на отношении персонажа к старости и смерти.

    Третий пункт сюжета | Арка Старухи

    В структуре сюжета Третья точка сюжета сигнализирует о другом пороге (еще одна «дверь невозврата», которая отражает первую точку сюжета) между актами. Это происходит примерно на отметке 75% и упоминается такими ужасными терминами, как «Низкий момент», «Темная ночь души» и «Смерть/Возрождение». События третьего сюжетного момента подчеркивают, что поставлено на карту для персонажа сейчас, когда она так глубоко погрузилась в свое путешествие. До сих пор она многим рисковала и много выигрывала во внешнем конфликте, в основном благодаря расширению своего взгляда на соответствие тематической Истине. Но теперь, если она хочет преуспеть в своих целях, она должна окончательно и полностью отказаться от каждой крупицы ограничивающей Лжи, которую она несла с собой с тех пор, как покинула Нормальный мир в Первом акте. Человек, которым она была в начале истории, должен умереть, и теперь она должна переродиться в кого-то нового. Если она сможет пойти на эту жертву, она сможет двигаться дальше.

    С точки зрения арок жизни, Третий пункт сюжета приравнивается к арке Старухи. Больше, чем любая другая арка жизни, арка Старухи сосредоточена на борьбе со Смертью. Это дуга старости, когда персонаж сталкивается с потерей своей временной власти и надвигающимся приближением своей смертности. Сможет ли она использовать жизненный рост, чтобы примириться с природой самой Жизни, многое определит. Она отправится в Подземный мир и обратно, чтобы узнать, сможет ли она прийти в соответствие с Истиной своей жизни или же она откажется от себя — и от всех остальных — в отчаянии.

    В Ходячий замок Хаула (который представляет собой блестящую арку Старухи внутри арки Девы) бабушка Софи отправляется в Пустоши, чтобы попытаться вернуть себе молодость, входит в Ходячий замок Хаула и в конечном итоге участвует в освобождении Королевство от злокачественной войны.

    Климакс| Магическая арка

    В структуре сюжета кульминация начинается в середине третьего акта, примерно на отметке 88%. Обычно он предлагает серию сцен, в которых главный герой сталкивается со своими последними испытаниями. Он заканчивается кульминационным моментом, который так или иначе решает конфликт истории. Во многих историях это период сильного волнения и напряжения. Но в основном это период, в котором персонаж использует все, что он узнал в предыдущих частях истории. Все, что он узнал, действительно правда или нет? Он действительно изменился или нет?

    С точки зрения дуг жизни, Кульминация приравнивается к Дуге Мага. Преодолев ужас и одиночество Темной ночи души предыдущей арки, Маг превзошел себя и обрел великую и часто удивительную духовную силу. Успешно усвоив уроки всех предыдущих архетипических арок, он извлекает выгоду из действительно широкой и мудрой перспективы жизни. Он проходит через свои последние испытания и сталкивается со своими последними искушениями как из любви к другим, так и из любви к себе.

    В истории Mage Arc The Legend of Bagger Vance главный герой отступает на последней лунке в гольф, чтобы позволить своему ученику принять собственное решение о том, выиграет ли он игру, обманывая.

    ***

    Разве это не круто? Я надеюсь, что это сравнение того, как структура истории согласуется с арками архетипических персонажей, поможет вам углубить как саму структуру сюжета, так и любое из архетипических путешествий, в которые вы решите отправиться со своими персонажами (или с собой). Приятного письма!

    Игроки в слова, поделитесь своим мнением! Думали ли вы когда-нибудь о своей жизни с точки зрения архетипов и структуры истории? Ответь мне в комментариях!

    Нажмите кнопку «Воспроизвести», чтобы прослушать аудиоверсию (или подпишитесь на подкаст Helping Writers Become Authors в Apple Podcast или Amazon Music).

    ___

    Любите помогать писателям становиться авторами? Теперь вы можете стать покровителем.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts