Архетипы в помощь современной женщине
ПСИХОЛОГИЯ / 9 января
В погоне за новыми концепциями нам важно не забывать наследия, оставшегося от предыдущих поколений. В искусстве, философии и религии скрыто множество подсказок, помогающих лучше понять человеческую природу. Тема женских архетипов соединяет прошлое и настоящее, подчеркивая неизменность тех или иных женских проявлений, того, что не зависит от культурных и социальных условий жизни.
Кроме того, осознав опору через набор архетипов, мы, будучи сами женщинами, родителями девочек, спутниками, друзьями и коллегами женщин, можем, наконец, глубже понять и принять многогранность женской натуры и научиться бережно к ней относиться.
Елена Фарба
Статья составлена по материалам беседы с преподавателем Факультета психологии Среды обучения, кандидатом психологических наук, международным тренером тренеров, коучем PCC ICF, Еленой Фарба.
Начнем погружение в тему женских проявлений с термина «архетип». У него несколько трактовок: психологическая, лингвистическая и даже биологическая. Например, во времена до теории Дарвина ученые предлагали так называть прообраз организма.
С точки зрения психологии, архетип — это структурный элемент коллективного бессознательного. У людей всех народов, независимо от национальной и культурной принадлежности, присутствует единый набор понятий: солнце и небо, отец и мать, любовь и вера, гнев и прощение.
Теория женских архетипов, автор которой Джин Шинода Болен, ученица К. Г. Юнга, исходит из этого же принципа. В качестве основы для определения женских архетипов взят набор из семи ролей, свойственных любой женщине, независимо от того, где и когда она родилась. А именно: дочь, сестра, жена, любовница (и творческое начало), мать, советчица и соединенная со своим внутренним миром (медитативная, уединенная, потоковая часть).
Таким образом, было выделено семь женских архетипов через символические образы греческих богинь, каждая из которых содержит комплекс проявлений той или иной роли.
Сила архетипов заключается в том, что они не нуждаются в адаптации и применимы к каждой женщине современного мира. Достаточно осознать и признать тот или иной архетип, как он раскроется в нас и откроет доступ к скрытому в нем ресурсу.
«Замечательно, что потенциально женщина внутри себя имеет все архетипы. А значит, в течение жизни каждая может получить весь комплекс ресурсов, позволяющих реализовывать себя максимально полно, с наибольшей удовлетворенностью. Причем включение определенного архетипа в гармоничном варианте развития женщины происходит в тот период, когда активируется та или иная ее роль»
Однако, в силу ограничений в воспитании, культурных особенностей, влияния окружения, чаще всего складывается так, что часть архетипов в женщине остается неактивными на протяжении всей жизни, а с каким-то она гипертрофированно сливается, пожиная теневые проявления этого архетипа.
Поэтому в развитии девочки очень важно, чтобы родители позволяли ей проявляться по-разному, поддерживали раскрытие ее индивидуальности, обучая тем самым чувствовать себя, понимать внутренние импульсы к изменениям.
Это не просто и интуитивно непонятно. Например, у малоэмоциональной и рассудительной мамы (архетип Афины) может родиться «маленькая принцесса» (архетип Афродиты), чувствительная, заботящаяся о своей внешности. Мама «Афина» может быть весьма разочарована такой дочкой, считая ее глупой и поверхностной, не ценя ее творческое, интуитивное начало.
Именно поэтому мамам очень полезно знать о существующих архетипах, чтобы не ломать своего ребенка в случае непохожести, а знать, какие преимущества то или иное проявление дает.
«Весь набор женских архетипов Джин Шинода Болен подразделяет на три типа: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня»
Богини–девственницы
Данный тип олицетворяет женскую часть, которая не связана с отношениями. Говоря о девственности, мы имеем в виду не отсутствие сексуальных отношений, а девственность психики, свободу от влияния отношений разного рода.
Всего таких архетипов выделяется три: Артемида, Афина и Гестия.
Артемида
Любимая дочь Зевса, рожденная вне брака. Ревнивая жена царя богов, Гера, наслала на Лето, мать Артемиды и Аполлона, родовое проклятие. Артемида родилась первой и помогала матери родить Аполлона. Поэтому эта богиня еще почитается как защитница рожениц.
Несмотря на гнев Геры, Зевс был так очарован маленькой Артемидой, что захотел выполнять любые прихоти дочери. Артемида попросила лишь короткую тунику, свору собак, лук со стрелами и нимф для сопровождения, чтобы мчаться по просторам, охотиться и наслаждаться свободой.
Эта богиня в каждой из нас символизирует независимое, любознательное, исследовательское начало. Артемида олицетворяет роли сестры и соперницы, она «сорванец» и подруга по азартным играм. Она черпает ресурс в контакте с природой, охоте и физической активности. Это девушка-бойскаут, борец за добро и справедливость! Вы найдете Артемиду в борьбе за права незащищенных слоев населения и охране животных, благотворительных фондах, путешествиях и активных вида спорта. Соперничает Артемида легко и азартно, без зависти и злобы, состязаясь в честной борьбе.
В отношения Артемида вступает с мечтательными и творческими мужчинами, возможно немного незрелыми, как и она сама. Таким парам свойственно стремление к прекрасному и справедливому. Это те супруги, которые смотрят не друг на друга, а в одну сторону.
Оборотная сторона этого архетипа в том, что при сильном контакте с ним, женщинам свойственен максимализм и идеализм, они категорично судят, не видя полутонов, желая сделать весь мир подконтрольным своим идеалам. Артемида гневлива, так она защищает справедливость. Артемида строго судит и себя, поэтому может разочаровываться в жизни. Когда она смиряется с тем, что реальность далека от идеалов (часто это происходит с возрастом, либо с включением других архетипов), женщина становится мягче и мудрее.
Афина
Дочь Зевса, родившаяся из его головы. Афина родилась сразу взрослой женщиной в доспехах, издав боевой клич. Эта богиня проявляется в женщине во время обучения, интеллектуальной работы, создания стратегий и планирования.
Афина в отличие от Артемиды, соратницы женщин, на стороне мужчин как партнер и помощник. К женщинам она относится снисходительно, их эмоциональность ее раздражает. Афина — это «ходячий мозг», стратег и логик, вы узнаете ее в главном редакторе журнала из фильма «Дьявол носит Prada» и в «суровой мамаше» из родительского комитета, которая всем напоминает, сколько нужно сдать на новые шторы.
Сила энергии Афины может помочь женщине не только в построении успешной карьеры в молодости, но и дать «второе дыхание» в зрелости. Например, овдовевшие женщины могут начать новую жизнь, например, открыть бизнес. Афина хорошо балансирует в женщине энергии других богинь, она помогает женщинам в работе, планировании, возможности быть рассудительной и осознании собственных интересов и целей.
Сложность этой богини, родившейся только от мужчины, в слабой соединенности со своей женской частью. В реальности девочки, сильно соединенные с архетипом Афины, с ранних лет серьезны, рассудительны, это «маленькие взрослые». Такой ребенок сосредоточен больше на отце и имеет с ним более качественный контакт, чем с матерью. Афина отрицает в себе все женское — по сути все живое, не рациональное, а эмоциональное. И от этого в ее жизни недостает теплоты и близости человеческих отношений, включая любовь.
Афине свойственен «Эффект Медузы Горгоны». От взгляда холодного разума, лишенного сострадания, тепла, сопровождающегося острыми фразами, на которые способна эта богиня, и правда можно окаменеть. И это часто становится причиной разрушения отношений. Однако из мифа мы помним, что Афина могла как носить медальон Медузы, так и снимать его. Это внутренний выбор женщины.
В отношениях Афина будет образцовой женой и матерью, как героиня Бри из сериала «Отчаянные домохозяйки». Но в отношениях с ней партнеру и детям будет не хватать теплоты и близости. Далеко не сразу женщина-Афина поймет, что суть жизни составляют значимые глубокие связи, а не логика и достижения.
Гестия
Богиня уединения, медитации, служения. Женщины, сильно соединенные с этим архетипом, могут посвятить свою жизнь монашеству, различного рода духовным практикам, служению. У каждой женщины есть моменты жизни, в которых активна Гестия. Это, например, уборка или украшение дома, телесные практики, приготовление пищи, рукоделье — все то, что втягивает в процесс и погружает в медитативное состояние.
Отношения
Женщина-Гестия может не сочетаться браком и чувствовать себя при этом комфортно. Но если она вступает в отношения с мужчиной, то ей, как ни странно, подходит активный деятельный мужчина (архетип Гермес), экстравертированный и предприимчивый.
Сильная сторона
Джин Шинода Болен говорит о том, что проявления всех архетипов должны быть урегулированы в женщине, только энергии Гестии не может быть много. Через это состояние женщина наполняется ресурсом.
Уязвимые богини
Данный тип уязвимых богинь олицетворяет те женские части в нас, которые проявляются через отношения того или иного рода. В отличие от богинь-девственниц, уязвимые богини не просто зависят от отношений, они не мыслят себя без них, страдая и обретая себя в сложносочиненном рисунке взаимоотношения со значимыми людьми.
Персефона (Кора)
Эта богиня, рожденная Деметрой от Зевса, представляет собой роль дочери. Персефона была любима и чрезмерно опекаема матерью, а в девичестве похищена царем подземного мира — Аидом. По последующему договору с Зевсом, Персефона (или Кора — царица подземного царства) должна была проводить полгода в подземном царстве и полгода на земле.
Женщины, находящиеся в сильном контакте с данным архетипом выглядят очень моложаво. Наверное, каждый когда-либо видел зрелую женщину, от которой есть ощущение ребенка. Персефона — это женщина, которая говорит, что не знает, кто она, для чего родилась, чем хочет заниматься, куда идти.
В отношениях женщина-Персефона добровольно выбирает мужчину, который ее полюбил и хочет быть с ней, но тем не менее она, как и мифологическая богиня, похищенная Аидом, ощущает себя жертвой. Такое поведение — следствие незрелости, и в результате оно приводит к тому, что в отношениях страдают обе стороны. Зрелость приходит к такой женщине через кризисные моменты (отчаяние партнера или расставание, например) и осознание того, что мужчина рядом любит ее и желает ей счастья. Иногда на такое «прозревание» уходят года или даже десятилетия, когда в итоге у женщины просыпается взрослое ответное чувство. Выход из круга страданий для Персефоны — это принятие ответственности на себя за свою жизнь и свой выбор.
Слабая сторона Персефоны, как и ее матери Деметры — это склонность впадать в депрессивные состояния в сложных жизненных ситуациях.
Надо сказать, что Персефона — это естественный этап девичества или важные периоды перезагрузки, переосмысления происходящего во взрослой жизни — «земля под паром». Но если эти периоды затягиваются и женщина постоянно находится как будто в тумане и непонимании, «куда жить», то это в действительности означает, что свой выбор женщина сделала. И ее выбор — это не выбирать ничего, находиться на перепутье и психологически быть жертвой. Только осознание этого, смелость взять ответственность на себя за свою жизнь, дает Персефоне шанс выйти из «кроличьей норы» к солнечному свету и реальному счастью в реальных обстоятельствах (и с реальным мужчиной, а не мифическим принцем).
Сильная сторона Персефоны — это чувствительность, развитый контакт с внешним миром и интуиция. Персефона-девочка — это часто интровертированный ребенок, имеющий свой внутренний ритм. Однако активная экстравертированная мать такой девочки часто не дает ей времени на то, чтобы Персефона могла почувствовать внутренний отклик и принять собственное решение. Мама трактует паузы, которые делает дочь, как неуверенность, а не как потребность переработать внешнюю информацию. Она начинает торопить Персефону, а та, в свою очередь, вынуждена действовать быстрее понимания, что она делает и зачем. Отсюда возникает подчинение воли матери, поскольку это единственный способ для Персефоны адаптироваться к слишком высокой скорости происходящего.
Когда подросшая Персефона перестает жить в состоянии внешней или внутренней гонки, она обретает уверенность. Вследствие того, что Персефоне долгое время приходилось опираться не на внутренние стимулы, а считывать знаки окружающей среды, она развивает в себе хорошую эмпатию и может стать прекрасной актрисой, психологом или педагогом.
Деметра
Богиня плодородия, мать Персефоны, олицетворяет архетип материнства. С самого раннего возраста такие девочки играют с куклами «в детей».
Особенность и сильная сторона Деметры — это энергия «давания», в семье — это любящие, заботливые мамы, а в работе такие женщины становятся успешными психологами, социальными работниками, врачами и педагогами. Самоотверженность этих женщин не знает границ. Рядом с ними тепло и уютно, они — обнимающие. Физически и эмоционально. Вспомните маму-волшебницу семейства Уизли из истории про Гарри Поттера. Рядом с такими женщинами дети чувствуют себя безопасно, а сотрудники — что они одна большая семья с «мамой-начальницей».
Зоны развития и риски Деметры
К сожалению, именно энергия Деметры в ее переизбытке приводит к профессиональному выгоранию, когда процесс отдавания идет даже тогда, когда ресурсы самой женщины истощены. Это люди, которые всегда на связи, готовы на переработки и готовы отдать себя семье, детям и другим «нуждающимся» без остатка. При этом женщине-Деметре сложно брать адекватный гонорар за свою работу, хотя часто именно на ней и ее самоотверженном труде все держится.
Таким женщинам стоит развивать в себе энергию Афины, чтобы дозировать свою страсть к отдаванию, и вступать в отношения со зрелым мужчиной. Партнер Деметры должен ограждать ее от желания «служить всему миру». Неудачный вариант замужества для такой женщины, когда партнер становится в позицию ребенка, опекаемого «женой-мамой».
Кроме того, женщина-Деметра тяжело переживает взросление детей, ей свойственен так называемый синдром «опустевшего гнезда». В этом случае женщине пора соединяться с другими богинями, например, подключать активную творческую энергию Афродиты или медитативную энергию Гестии.
Гера
«За великим мужчиной всегда есть великая женщина».
Один из самых сильных архетипов и самый недооцененный в настоящее время — это архетип Геры или жены.
Традиционный брак сейчас переживает большие трансформации, качественных и гармоничных супружеских отношений очень мало. К слову, можно почувствовать здоровую полнокровную Геру в фильме «Темные времена» (Darkest Hour, 2017) о паре Уинстона Черчилля и его жены, баронессы Спенсер-Черчилль.
Энергия Геры заряжает женщину надежностью, верностью, ответственностью в отношениях и уважением к партнеру. На первом месте у такой женщины стоит муж, в детстве такая девочка играет в супружеские отношения. Мужчина при такой женщине расцветает и проявляет лучшие свои качества.
Слабая сторона Геры — это ее жгучее желание выйти замуж и создать семью, это может как отпугивать мужчин, так и привести к ней незрелого партнера. Такой мужчина не будет ценить женщину-Геру по-достоинству, может предавать и изменять ей, чем будет вызывать ее ревность и разрушительный гнев. Психологическая ловушка обманутой Геры такова, что ее гнев всегда направлен на других женщин, даже если они не отвечают взаимностью на настойчивые ухаживания ее мужа.
Надо сказать, что лучший муж для женщины-Геры — это зрелый и великодушный мужчина, который, в случае ревности жены, будет слушать ее, вступать с ней в открытый диалог и стремиться создать для жены психологическое спокойствие.
Влияние архетипа Геры, а с ним и желание быть замужем, велико, но женщине важно не бросаться на первого встречного, подойти к выбору спутника разумно, судить не по словам мужчины, а по его поступкам. Для баланса женщине-Гере необходимо подключать творческую энергию Афродиты, здравый смысл Афины и искать разнообразные способы самопроявления, не только как мужнина жена.
Подробнее
Вы освоите направления современной психотерапии, овладеете теоретическими знаниями и практическими навыками психологического консультирования.
Психологическое консультирование и диагностика личности
Получить консультацию
Алхимическая богиня
В третий тип по классификации Джин Шинода Болен попал лишь один женский архетип — Афродита. Дело в том, что этот архетип занимает промежуточное положение. С одной стороны, Афродита, как мы знаем из мифологии, охотно вступала в отношения с мужчинами, но, в отличие от уязвимых богинь, делала это всегда по собственной воле. Внутренняя свобода и творческий порыв, с одной стороны, и стремление к любви — с другой, делает Афродиты уникальным архетипом.
Афродита
Богиня любви и красоты, по одной версии — созданная сразу взрослой из морской пены, а по другой — рожденная обычным способом дочь Зевса и морской нимфы.
Как и рождение богини, страстные чувства в женщине могут пробуждаться двумя способами: захватывать, подобно морской волне, или развиваться постепенно в отношениях, подобно тому, как росла маленькая Афродита.
Эта богиня никогда не подвергалась унижениям или подавлению со стороны родителей или мужчин.
Для Афродиты главным в жизни выступают отношения с мужчинами, удовольствие, творчество и страсть. Тем не менее, в мужья она выбрала в мужья хромого, несовершенного телом бога ремесленничества Гефеста. Афродита выбирает его за умелость, талант и трудолюбие. Женщина-Афродита в нас влюбляется в мужчину, владеющего своим делом, истинного профессионала.
В современном мире этот архетип дает женщине такую сильную сторону, как творческая проявленность. Это самый «кинестетический тип», что означает, что для женщины-Афродиты очень важны тактильные ощущения: нежные ткани, расслабляющие ванны, массажи, объятия, секс. Энергия этой богини позволяет женщине расцвести: удовольствие от своего тела, чувственность в отношениях, наполненность идеями и силами для их реализации.
Слабая сторона Афродиты — одержимость страстью и удовольствиями, она может выглядеть непостоянной и поверхностной. Когда женщина захвачена Афродитой, ей сложно устанавливать крепкие глубокие связи. Поэтому так важно помнить о всех архетипах и активировать другие архетипы, когда достойный спутник жизни найден.
Кроме того, именно этот архетип так боится стареть, всеми силами пытаясь удержать ускользающую свежесть тела, иногда теряя контроль над этим стремлением. Обилие молодящихся «звезд» эстрады тому пример.
Для того, чтобы принять новый этап своей жизни в зрелом возрасте, Афродите важно осознать себя не просто как тело, пусть и привлекательное, но как творческую личность, способную рождать новые идеи, создавать прекрасное и вдохновлять на творчество других. И тогда, даже в самом преклонном возрасте, женщина-Афродита сохраняет свое очарование и магнетизм.
«В заключение, хочу напомнить, что в каждой женщине заложены зерна всех семи архетипов. Осознавая их, принимая в себе те или иные проявления, давая себе возможность быть разной в разных ситуациях и на разных жизненных этапах, женщина проживает глубокую, насыщенную жизнь»
Причем каждому архетипу — свое время. Независимость Артемиды и невинность Персефоны в юной девушке, перемежаясь с логикой Афины в учебе, сменяется цветением Афродиты, а потом и Гериной ответственностью и преданностью своему мужу.
Затем может наступить время служения в любви от Деметры, чтобы время от времени накапливать энергию с помощью Гестии. А там, глядишь, дети подросли, и снова воспряла Афродита в стремлении сиять и творить, сопровождаемая рассудительной Афиной…
«Принятие своей женской природы, многогранной и цельной одновременно — это именно та опора, которая помогает современной женщине чувствовать себя счастливой!»
Беседовала Татьяна Звягинцева
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
Live-курсы
от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.
Подробнее |
Курсы в записи
от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.
Подробнее |
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Страница не найдена — РОО «Ассоциация победителей олимпиад»
Ваши ФИО*
Ваш email*
Ваш номер телефона*
Какой предмет вы хотели бы преподавать?*
Расскажите кратко о своих олимпиадных достижениях*
Приложите резюме*
Объём файлов не должен превышать 20 Мбайт / Доступные форматы: doc / docx / rtf / pdf / html / txt
Please leave this field empty.
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
Ваша электронная почта*
Из какого вы региона?*
Расскажите, как мы могли бы сотрудничать*
Please leave this field empty.
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО*
Ваша электронная почта*
Ваш номер телефона*
Образовательное учреждение*
Расскажите кратко, какая у вас сложилась ситуация с олимпиадным движением в школе и какого результата вы ожидаете от сотрудничества с АПО*
Please leave this field empty.
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
Ваш email
Каким предметом вы интересуетесь
Выберите наиболее подходящий статус Статус не выбранУченикРодительПредставитель школыПедагог
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО ученика
Дата рождения ученика
Класс
Образовательное учреждение
Город образовательного учреждения
ФИО родителя
Телефон родителя
Email родителя
Выберите группу Группа не выбрана
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО ученика
Дата рождения ученика
Класс
Образовательное учреждение
Город образовательного учреждения
ФИО родителя
Телефон родителя
Email родителя
Выберите группу Группа не выбрана
Мотивационное письмо Объём файла не должен превышать 2 Мбайт / Доступные форматы: doc / docx / rtf / pdf / html / txt
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО
Телефон
Образовательное учреждение
Город образовательного учреждения
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО
Телефон
Проект / отдел
Должность
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО ребенка
Название образовательного учреждения
Город образовательного учреждения
ФИО родителя
Телефон родителя
Email родителя
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
Войти
Родитель
Буду покупать курсы для своего ребёнка ЗарегистрироватьсяОбучающийся
Сам буду проходить курсы ЗарегистрироватьсяПредставитель школы
Буду заказывать услуги для своего образовательного учреждения и контролировать их исполнение ЗарегистрироватьсяСлушатель КПК
Буду проходить курсы повышения квалификации для учителей ЗарегистрироватьсяГудТерапи | Архетип
- org/ListItem»> Главная >
- Блог GoodTherapy >
- Психопедия >
- Архетип
Архетип является совершенным или репрезентативным примером чего-либо и может использоваться как ментальный образ по умолчанию. Например, немецкая овчарка может быть архетипом собаки для одного человека. В аналитической психологии архетип является результатом накопленного человечеством опыта. Архетипы являются структурными элементами разума и находятся в коллективном бессознательном. Архетипы служат широко — и даже универсально — понимаемыми символами, образцами или понятиями.
История архетипов
Карл Юнг, основатель аналитической психологии, определил архетипы как «древние или архаичные образы, происходящие из коллективного бессознательного». Архетипы являются врожденными и универсальными, и эти общие концепции влияют на развитие как индивидуальной психологии, так и коллективного бессознательного. Большинство современных психологов не используют модель архетипов Юнга, но анализ сновидений был построен в основном на модели Юнга, и многие клиницисты считают, что понимание архетипов, используемых человеком, имеет ценность.
Примеры архетипов
Юнг утверждал, что существует множество архетипов и возможных архетипов, но он предложил несколько примеров. К ним относятся:
- Анимус – архетип, представляющий универсальную мужественность, а также бессознательную мужественность, содержащуюся в женственности
- Анима – Универсальная женственность, а также бессознательная женственность, содержащаяся в мужественности
- Magna Mater – универсальный архетип любящей, заботливой матери, основанный на Великой Матери в римской мифологии
- Тень — архетип, представляющий низменную сторону человеческой природы, включая агрессию
Юнг утверждал, что, примирившись с архетипами, содержащимися в человеческой психике, и увеличив их осведомленность, люди могут жить более счастливой и здоровой жизнью.
Критика
Многие люди критиковали идею о том, что архетипы могут быть унаследованы, врожденны или универсальны. Ученые нашли некоторые доказательства генетической или универсальной природы некоторых компонентов человеческой натуры; например, люди разных культур могут распознавать значение улыбки. Однако свидетельств врожденно унаследованных архетипов мало или совсем нет, и многие теоретики утверждали, что архетипы нельзя ни доказать, ни опровергнуть, что делает их ненаучными.
Ссылки:
- Американская психологическая ассоциация. Краткий психологический словарь АПА. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2009. Печать.
- Кейсмент, А., и Тейси, Д. (2006). Идея нуминозного: современные юнгианские и психоаналитические перспективы . Лондон: Рутледж.
Последнее обновление: 04.08.2015
Оставить комментарий
Практическое руководство по внутренней работе с использованием архетипов
Вот изображение картины Рембрандта Философ в раздумье :
Свет солнца льется в окно. Сидя в медитации, Философ поглощает свет в его отражении на полу. Он отражает о свете сознания, готовясь подняться по винтовой лестнице к просветлению.
Философ — архетип, родственный Мудрому Старцу.
Но что такое архетип? И как мы можем использовать их, чтобы поднять наше сознание, поддержать наше развитие и увеличить наши достижения?
Содержание
- Определение архетипов
- Архетипы повсюду
- Почему важна психология архетипов
- Что делают архетипы?
- Архетипы влияют на поведение
- Архетипы триггерные эмоции
- Архетипы. Поведенческие изменения
- Как психологические архетипы доминируют в нашем поведении
- Архетипы: путь к познанию себя
- Четыре метода работы с архетипами
- Метод №1: Работа со сновидениями
- Метод №2: Активное воображение 90
- Метод №30: Психосинтез Метод № 4: Внутренние семейные системы (ВСС)
- Вопросы по архетипической психологии
- Работа в одиночку или с терапевтом
- Ключ к архетипической психологии
- Дополнительная литература и исследование: Психология архетипов
- Теория
- Практика
Платон может быть первым философом, обратившимся к архетипам. Он назвал их Формы.
Для Платона было две реальности: мир, в котором мы живем, и нефизическое царство, где существуют Формы.
Эти Формы для Платона являются уже существующими идеальными шаблонами или чертежами. К ним относятся такие характеристики, как округлость, мягкость, твердость, зеленоватый оттенок, чернота и так далее.
Формы — еще один термин для обозначения архетипов.
В наше время психиатр Карл Юнг познакомил нас с архетипами. Он видел, что архетипы — это фундаментальных единиц человеческого разума .
«Архетипы, — писал Юнг в «Структуре и динамике психики», — представляют собой живую систему реакций и способностей, которые невидимым образом определяют жизнь человека».
Архетипы ПовсюдуЮнг описывает архетипы как формы или образы, встречающиеся по всей земле.
Эти образы нашли отражение в древних религиях, мифах, легендах и сказках. Мы находим свидетельства существования архетипов в наших снах, фантазиях и поведении.
Каждый персонаж как в наших личных снах, так и в коллективных мифах является архетипом.
Мы можем наблюдать архетипы в персонажах историй, которые мы читаем, фильмов, которые мы смотрим, и спектаклей, которые мы посещаем.
Архетипы широко распространены в искусстве, средствах массовой информации, рекламе и поп-культуре.
Они влияют на наши отношения и взаимодействие с другими людьми и с самими собой.
Examples of common archetypes include:
Mother
Father
Warrior
Sage
Servant
Saboteur
Hero
Bully
Weakling
Monk
ManipulatorCaregiver
Child
King
Queen
Outlaw
Magician
Mentor
Wizard
Artist
Авантюрист
АртистАктер
Спортсмен
Тиран
Мошенник
Миротворец
Проститутка
Психопат
Злодей
Вампир
Злодей
ОборотеньНо, в конечном счете, каждое слово или образ представляет собой архетип. Они везде .
См. также: Полный список из более чем 300 архетипов
Почему важна психология архетиповАрхетипы — это тайные силы, лежащие в основе человеческого поведения .
Поскольку архетипы находятся в бессознательном — той части нашего разума, которую мы не осознаем, — они влияют на нас без нашего ведома.
«Архетипы, — пишет Мария-Луиза фон Франц в «Архетипических измерениях психики», — это унаследованные предрасположенности, которые заставляют нас типичным образом реагировать на основные человеческие проблемы, внутренние или внешние».
Архетипы влияют на все, что вы делаете, думаете и чувствуете. И они одинаково влияют на всех вокруг вас.
С помощью упражнений из этого руководства вы сможете познакомиться с архетипами, выражающими себя через вас и других. Вы можете изучить модели, которые влияют на большую часть человеческого поведения.
Когда вы можете наблюдать, как внутри вас действует архетип, вы отличаете себя от архетипа.
Эта дифференциация важна, потому что, когда вы можете отделить себя от архетипа, меньше вероятность того, что он пагубно повлияет на ваше поведение.
Что делают архетипы?Давайте рассмотрим три роли, которые архетипы играют в нашей жизни.
Архетипы влияют на поведениеКак архетипы влияют на наше поведение?
Юнг описал архетипы как «формы, которые принимают инстинкты».
Инстинкты подобны биологическим побуждениям. Когда мы запускаем инстинкт, он активирует модель поведения, например запуск программы на вашем компьютере.
Поскольку эти шаблоны уже существуют, архетипы предсказуемы. Например, независимо от того, какой образ Героя вы держите в уме, возникают определенные модели поведения и черты характера, такие как храбрость, доблесть, настойчивость и действие.
Итак, когда вы думаете об архетипах, подумайте о заданных моделях поведения, общих для всего человечества .
Архетипы вызывают эмоцииВ книге «Человек и его символы» Юнг объясняет, что архетипы «являются частями самой жизни — образами, неразрывно связанными с живым человеком мостом эмоций».
Когда вы испытываете эмоцию, это эмоция архетипа.
Разные архетипы вызывают разные эмоции. Влюбленные страстны. Короли великодушны. Воины мужественны. Садисты ненавистны.
Архетипы дают смыслУ каждого человека есть внутренний мир. Это дом наших фантазий, воображения и эмоциональной жизни. Этот внутренний мир является источником личного смысла.
Архетипы обращаются к эмоциям нашего внутреннего мира и придают жизни ощущение личного смысла.
Карта человеческого разумаАрхетипы дают мощный способ понять наш разум.
Мы склонны думать о разуме как о единой единице. «Мой разум» предполагает единое ощущение себя (или меня).
Но тщательное исследование разума показывает, что это мнение неверно. Вместо того, чтобы ум был единственным, он множественный. В нашем сознании существует пантеон архетипических персонажей.
Различные формы терапии стремятся интегрировать эти архетипические персонажи. У каждого из них есть свой язык для описания.
В психосинтезе их называют субличностями. Во внутренних семейных системах они являются частями. (Мы обсудим эти методы лечения ниже.)
Психолог Джон Роуэн определяет субличность как «полупостоянную и полуавтономную область личности, способную действовать как личность».
Как бы мы ни назывались, мы начинаем рассматривать свой разум как набор этих полуавтономных личностей или архетипов.
В «Переосмыслении психологии» неоюнгианец Джеймс Хиллман объясняет:
Мы больше не являемся отдельными существами в образе единого Бога, но всегда составляем из множества частей: озорного ребенка, героя или героини, контролирующего авторитета, асоциальный психопат и так далее.
Вспомните фильм или телепередачу, которую вы недавно смотрели. Теперь учтите, что все персонажей этой истории — не только герой или протагонист — действуют в вашем уме. Они , все внутри вас.
Мы начинаем видеть, насколько сложен наш разум и скрытые, часто противоположные силы, влияющие на наше поведение.
Шекспир наблюдал эту реальность более 400 лет назад:
Почему многие люди боятся этого: 100-летняя предвзятость в психологииВесь мир театр, И все мужчины и женщины просто актеры; У них есть свои выходы и свои входы, И один человек в свое время играет много ролей, Его действия составляют семь веков.
Зигмунд Фрейд — отец психоанализа. Фрейд был на 20 лет старше Карла Юнга. В начале карьеры Юнга Фрейд был для него своего рода наставником и отцом.
Юнг считал, что они должны назвать свою новую область психика анализ, то есть анализ человеческого разума, души и духа.
Фрейд, однако, выбрал психоанализ, изучение психотических, сумасшедших или психически больных людей. Это решение помогло задать направление психологии на следующее столетие.
Что видел Юнг такого, чего не видел Фрейд? Для Фрейда его пациенты были психически больными, в то время как он как аналитик был психически здоров.
Юнг с большим смирением осознал, что находится в том же психическом состоянии, что и многие его пациенты. Юнг видел, что все мы были фрагментированы, разделены и управлялись бессознательными силами.
Теперь мы ассоциируем голоса в голове с ощущением «сумасшествия». Эта стигма препятствует нашей способности узнать архетипы внутри нас.
Вопрос не в том, есть ли у вас голоса в голове. Настоящая проблема заключается в том, достаточно ли вы сознательны и восприимчивы, чтобы услышать их.
Наша цель в работе с архетипами состоит в том, чтобы привести силы бессознательного в равновесие с нашим сознательным умом, интегрировать архетипы, чтобы прийти к психической целостности .
~~~~~~~~~~~
Галадриэль, также называемая Леди Света и Леди Золотого Леса, — персонаж J.R.R. Толкиена Властелин колец . Этот персонаж, которого в фильмах играет Кейт Бланшетт, представляет собой архетипы Матери-Земли, Матери-Природы, Богини и женского выражения Самости.
Этот архетип могущественный, темный, мудрый и интуитивный, способный заглянуть в сердца людей. Она не отделена от природы и земли; она часть этого. Фактически, она едина с потоком всей жизни.
~~~~~~~~~~~
Архетипы: путь к изменению поведенияЭммануэль Дончин, профессор когнитивной психофизиологии Университета Южной Флориды, сказал: познавательная деятельность [действия, эмоции, поведение, решения] неосознаваема, образно говоря, может быть 99 процентов».
Хотя нам и не хочется это признавать, в целом люди в большинстве своем бессознательны.
Мы по-прежнему не осознаем наши настоящие мотивы — то, что движет нашими действиями, эмоциями, поведением и решениями.
Мы также не осознаем эмоции, выражающиеся за социальными масками, которые мы представляем друг другу.
Большинство методов, которые мы используем для изменения своего поведения — от нейролингвистического программирования до когнитивно-поведенческой терапии — имеют ограниченные результаты.
Они влияют на изменение определенного поведения при определенных условиях. Но уберите эти условия, и они всегда подведут нас.
Эти методы терпят неудачу, потому что они основаны на предположении, что мы можем тренировать бессознательное.
Считается, что мы можем заставить эти первобытные силы подчиняться нашей сознательной воле.
Мы не учитываем сложность человеческой психики и постоянство этих архетипов.
Как психологические архетипы доминируют в нашем поведенииДопустим, вы пристрастились к нездоровой пище.
В течение дня вы справляетесь хорошо, но вечером, когда вы дома, срабатывает импульс к потреблению соленых закусок.
Мы предполагаем, что это битва силы воли: наши базовые желания нашего животного мозга против нашего высшего Я или коры головного мозга.
Но мы не понимаем почему срабатывает этот импульс.
Когда вы знаете об архетипах, вы можете научиться слушать их голоса.
Если вы это сделаете, вы можете узнать, почему возникают эти импульсы.
Голос, например, может сказать, что ты жалкий, ничтожный, неудачник. Это может означать, что у вас нет причин жить.
Мы не слышим эти голоса по двум причинам.
Во-первых, мы не умеем их слушать. Во-вторых, они часто неприятны и заставляют нас чувствовать себя плохо.
Итак, наш разум подавляет голос. Вместо того, чтобы чувствовать себя подавленным, мы стремимся подняться, чтобы чувствовать себя хорошо.
Мы мгновенно жаждем выброса дофамина. Импульс к потреблению соленых закусок в этом случае срабатывает.
Только когда мы сможем услышать голос этих архетипов и научиться вести с ними диалог, мы сможем добраться до источника проблемы.
В этом примере часть, которая чувствует себя жалким неудачником.
Все борются с импульсивным контролем в той или иной форме. Аддиктивное поведение является областью напряженности почти для всех.
Мы тратим много энергии, пытаясь проявить силу воли, ограничивая себя или стыдясь своих слабостей.
Мы работаем над тем, чтобы выработать лучшие привычки, улучшить себя и достичь максимальной производительности.
Но, в конечном счете, то, что подрывает наше сознательное намерение стать лучше, — это архетипические силы внутри нас.
Мы можем сэкономить много времени и ненужных страданий, обратившись к источнику проблемы.
Архетипы: путь к познанию себяАрхетипическая психология — это мощный способ познания своей психики. Это также средство понимания мотивов других.
Чем больше вы можете идентифицировать архетипы в других, тем больше вы можете видеть модели поведения внутри себя.
И наоборот, чем больше вы будете наблюдать эти поведенческие модели в себе, тем больше вы будете понимать других.
Древние греки были последней цивилизацией, которая оценила силу архетипов. Греки называли их богами и богинями.
Хэл и Айра Стоун, психологи и авторы книги Embracing Our Selfs, объясняют:
В Древней Греции существовало понимание, что нужно поклоняться всем Богам и Богиням. У вас могут быть свои фавориты, но ни одно из оставшихся божеств нельзя игнорировать. Бог или Богиня, которых вы игнорировали, стали теми, кто отвернулся от вас и уничтожил вас. Так было и с Троянской войной. Так и с работой сознания. Образ энергии, от которого мы отрекаемся, оборачивается против нас.
Наша потребность понимать архетипы и работать с ними сейчас больше, чем когда-либо в истории человечества. Почему?
В прошлых поколениях человечество имело богатую мифологию и ритуалы, предназначенные для поддержания психического порядка.
То есть древние ритуалы прошлого — те из них, которые современные люди воспринимают как архаичные, — поддерживали сбалансированные отношения с архетипическими силами.
В ходе человеческой эволюции, начиная с эпохи Просвещения (1700-е годы), мы разрушали эти мифологические структуры. Теперь «каждый сам за себя».
Многие ученые от Джозефа Кэмпбелла до Роберта Мура говорят о необходимости в наше время установить ритуалы, которые организуют и пробуждают архетипы конструктивным образом.
Четыре метода работы с архетипамиДавайте рассмотрим четыре различных подхода к архетипической психологии.
Целью этих «интегративных терапий» является освобождение себя от господства архетипов и пребывание в Самости.
Самость — это организующий принцип в нашем разуме, поддерживающий баланс или психический порядок. Вы можете получить доступ к этому Я, когда находитесь в Центре — в состоянии мастерства.
Метод №1: Работа мечтыЮнг предложил два инструмента для навигации по архетипам бессознательного: работа со сновидениями и активное воображение.
Сны — это один из способов, которым бессознательное говорит с нами. Но сны не сообщаются прямым, логическим образом. Они общаются с нами в символах. И эти символы представляют архетипические силы.
В книге «Внутренняя работа» психолог Роберт Джонсон предлагает четыре основных этапа работы со сновидениями:
- Создание ассоциаций из образов сна
- Подключение образов сна к внутренней динамике
- Толкование этих образов сна
- Выполнение ритуалов, чтобы воплотить мечту в реальность
Один из способов установить связь со своими субличностями — думать о каждой фигуре из сна как о реальном человеке, живущем внутри вас.
«Думайте о каждом человеке в вашем сне, — пишет Джонсон, — как об одной из автономных личностей, которые сосуществуют в вашей психике и объединяются, чтобы составить ваше полное «я».
Цель юнгианской психологии состоит в том, чтобы интегрировать определенные архетипы, ведущие к Архетипическому Я, или Богу внутри.
Метод № 2: Активное воображениеАктивное воображение — это еще один способ Юнга познать архетипы.
Во сне вы ведете пассивный диалог со своими частями во время сна. Активное воображение, напротив, требует вашего сознательного участия. Здесь вы ведете диалог с частями вашего бессознательного в своем воображении.
Юнг предписывал активное воображение людям, перегруженным слишком большим количеством образов во сне. Юнгианцы также используют его для поддержки работы со сновидениями.
Четыре шага Активного Воображения:
- Пригласите определенную часть вашего бессознательного
- Активный диалог с этой деталью
- Добавить этический элемент ценностей
- Сделать это конкретным с помощью физического ритуала
Лучше всего записывать диалоги, которые у вас возникают во время активного воображения, так как это помогает глубже осознать бессознательный материал.
Если вам нужна краткая подробная инструкция о том, как использовать работу со сновидениями и активное воображение, «Внутренняя работа» Роберта Джонсона — лучшая и самая доступная книга, которую я нашел.
Метод №3: ПсихосинтезОснователь психосинтеза Роберто Ассаджиоли отметил:
Мы не едины; мы часто чувствуем, что мы есть, потому что у нас не много тел и много конечностей, и потому что одна рука обычно не бьет другую. Но, образно говоря, это именно то, что происходит внутри нас. Несколько субличностей постоянно борются: импульсы, желания, принципы, стремления ведут непрекращающуюся борьбу.
Стадии психосинтеза аналогичны активному воображению:
- Распознавание: Субличность возникает через какой-то внутренний конфликт или образ сна.
- Принятие: у вас есть желание работать с этой субличностью.
- Координация: Вы управляете отношениями между несколькими субличностями.
- Интеграция: Вы разрешаете конфликт между субличностями, устанавливая сплоченность.
- Синтез: Вы открываете Надличностное Я за пределами субличностей.
Как и во внутренней работе Юнга, целью психосинтеза является единство сознания в отличие от семейства разрозненных субличностей.
Самая доступная книга по психосинтезу, которую я нашел, — это «Чем мы можем быть» Пьеро Ферруччи.
Метод №4: Внутренние семейные системы (ВФС)ВФС — самая современная и, возможно, самая надежная система для работы с субличностями на сегодняшний день.
Ричард Шварц, психолог с опытом семейной терапии, разработал IFS. Он работал с многочисленными пациентами, которые все говорили о голосах в голове, говорящих им, например, переедать, а затем очиститься.
Сначала он думал, что имеет дело с множественным расстройством личности. Но, спросив, как эти пациенты слышали эти голоса, потрясенный, он тоже их услышал.
Эти голоса, или частей , как их называют в ИФС, играют характерные роли, помогающие определить внутренний мир человека.
Все эти части, как признает Шварц, созвездуются вокруг мудрого лидера, называемого Самостью. Самость зрелая, любящая, сострадательная, любопытная и добрая. Он может лечить и интегрировать различные части.
Вот схема модели IFS. IFS — это всеобъемлющая система с богатым языком, которая поможет вам понять свою психику и работать со своими субличностями.
Пошаговое руководство по использованию IFS см. в книге Джея Эрли «Самотерапия» (аудиокнига).
Вопросы по архетипической психологииНезависимо от того, какой метод вы используете, процесс одинаков. Вы познаете свои субличности через диалог.
Вот список вопросов, которые психолог Джон Роуэн считает наиболее полезными при работе со своими клиентами:
- Как ты выглядишь?
- Сколько тебе лет?
- Какие ситуации выводят вас из себя?
- Как ты относишься к миру?
- Какова основная причина вашего пребывания там?
- Что тебе нужно?
- Что тебе нужно?
- Что ты можешь предложить?
- Что мешает полноценному функционированию?
- Откуда ты взялся?
- Когда вы впервые встретились (имя человека)? Что происходило?
- Что произойдет, если вы возьмете власть на себя навсегда?
- Что помогает вам расти?
- Как вы относитесь к женщинам/мужчинам/детям?
Роуэн также говорит, что важно дать субличности имя, так как это поможет, если вы захотите вернуться к нему или к ней позже.
Работа в одиночку или с терапевтомАрхетипическая психология все еще находится в зачаточном состоянии.
Все вышеперечисленные интегративные терапии были разработаны для обученных специалистов. И для всех них есть сертифицированное обучение.
Однако люди могут использовать эти методы для личного развития, если вы соответствуете двум критериям:
- Вы тратите время на изучение системы. Сознание/познание необходимо для работы с вашими частями.
- Вы психически устойчивы и заземлены.
Если вы не соответствуете этим критериям, обратитесь за профессиональной помощью.
Я использовал все вышеперечисленные методы в течение последних пяти лет. Тем не менее, сначала я работал с несколькими квалифицированными практиками IFS, чтобы обрести уверенность в своих способностях, продолжая выполнять внутреннюю работу самостоятельно.
Ключ к архетипической психологииМы используем разум, чтобы узнать, что находится внутри разума. А архетипы находятся внутри разума. Вы понимаете, почему так сложно работать с архетипами?
Только Самость — ваш психический центр — может организовать разум. И все же Самость часто недоступна, потому что архетипы владеют нашим вниманием.
Даосская и буддийская психология объясняют ситуацию с понятием хозяина и гостя в доме.
Дом символизирует психику. Гости — это пантеон архетипов в этом доме.
Эти гости в основном невоспитанные. Они часто неприятны друг другу; они плохо играют вместе.
Работа хозяина заключается в наведении порядка и гармонии в доме. Проблема в том, что для большинства из нас нет хозяина, который бы следил за порядком.
Нам нужен хозяин (Я), чтобы навести порядок в нашей психике. У этого хозяина нет чувств; оно не судит и не оценивает. Хост чистый, нейтральный и пустой. На него не влияют мысли и чувства гостей.
Итак, прежде чем заниматься какой-либо психологической работой, особенно архетипической психологией, важно заземлиться и найти свой центр.