КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ «ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОВОРОТА»
- Ирина Викторовна Журбина
- ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2020-30-1-11-20
Ключевые слова: общение, «κοινωνια», политическое общение, мышление, рассудительность, единомыслие, убеждение, род речи, совещательная речь
Аннотация
В статье автор обращается к аристотелевской концепции видов общения: семья, селение, государство. Концепция Аристотеля рассматривается через род, вид и индивидуальные различия общения. Показано, что иерархия видов общения задается крайними точками: речью и мышлением. Речь представляется родовым началом человеческого общения. Мышление (λόγος) рассматривается как активная форма, действующее начало человеческого общения. В аристотелевской иерархии видов «нижний» уровень представлен общением в семье и селении: сущность его определяется речью. Общение в семье и селении воспитывает навык рассудительности как житейской мудрости. «Верхний» уровень представлен политическим общением, индивидуальные особенности которого определяются формой мысли, то есть одним из способов убеждения. Раскрывается смысл политической дружбы как единомыслия, позволяющего гражданам, входящим в круг политического общения, достигать согласия между собой и действовать сообща на пользу всех. В статье рассматривается видовое отличие политического общения, определяемого конкретным сочетанием формы мышления как способа убеждения с одним из трех родов риторической речи: совещательной, судебной и эпидейктической. Основной акцент делается на роде совещательной речи, наиболее полно отвечающей задачам обсуждения государственных дел и принятия решений.
Литература
1. Агальцев А.М. Аристотель о природе общения // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 300-1. С. 39-42.
2. Агамбен Дж. Что такое повелевать? М.: ООО Изд-во Грюндриссе, 2013. 72 с.
3. Апресян Р.Г. Проблема Другого в философии Аристотеля // Этическая мысль. 2014. № 14. С. 65-85.
4. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. 437 с.
5. Арендт Х. Философия и политика // История философии. Вып. 13. М.: ИФ РАН, 2008. С. 153-180.
7. Аристотель. Поэтика / Пер. с древнегреч. М.Л. Гаспарова // Аристотель. Политика. М.: АСТ: Астрель, 2012. С. 291-326.
8. Аристотель. Никомахова этика / Пер. с древнегреч. Н.В. Брагинской // Аристотель. Этика. М.: АСТ: Астрель, 2011. 492 с.
9. Аристотель. Евдемова этика / Пер. с древнегреч. Т.В. Васильевой, Т.А. Миллер, М.А. Солоповой. М.: ИФ РАН, 2005. 448 с.
10. Аристотель. Риторика / Пер. с древнегреч. Н. Платоновой // Античные риторики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 15-164.
11. Аристотель. О софистических опровержениях // Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 533-593.
12. Бёлль Г. Франкфуртские чтения [Электронный ресурс] // Владимир Бибихин. URL: http://www.bibikhin.ru/ frankfurtskie_chteniya (дата обращения: 03.11.2019).
13. Богатов М. А. Речь в полисе // Вестник Самарской государственной академии. Серия Философия. Филология. 2010. № 1 (7). С. 131-140.
14. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Изд. 5-е. СПб., 1899. 1370 с.
15. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988. 224 с.
16. Гладышев В.И. Философское учение Аристотеля об общении и современность // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 1. С. 52-56.
17. Дементьев М. О понятии κοινωνία у Платона, Аристотеля, в Новом завете и у свв. Отцов-каппадокийцев [Электронный ресурс] // XX Сретенские чтения. URL: https://sfi.ru/science/srietienskiie-chtieniia/xx-sretenskie-chteniya/sekciya-bogosloviya-i-filosofii/o-ponyatii-koinwnia-u-platona-aristotelya-v-novom-zavete-i-u-svv-otcov-kappadokijcev.html (дата обращения 5.11.2019).
18. Кассен Б. Эффект софистики. М.-СПб.: Университетская книга, Культурная инициатива, 2000. 238 с.
20. Платонов Р.С. Коммуникативная интерпретация этики Аристотеля: дис. … канд. филос. наук: 09.00.03 / Платонов Роман Сергеевич. М., 2018. 281 с.
21. Хайдеггер М. Путь к языку // Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 259-272.
Поступила в редакцию
2020-01-30
Опубликована
2020-05-07
Раздел
Философия
Страницы
11-20
Аристотель цитата: Наслаждение общением — главный признак дружбы.
— Аристотель
Взято из Wikiquote. Последнее обновление 15 ноября 2022 г.
Темы
дружба, общение, наслаждение, признакАристотель
222древнегреческий философ, ученик Платона -384 — -321 до н.э.Похожие цитаты
„Не всякое рукопожатие есть признак дружбы.“
— Армен Борисович Джигарханян советский и российский актёр театра и кино, режиссёр театра, педагог 1935
„Искренность отношений, правда в общении — вот дружба“
— Александр Васильевич Суворов российский полководец 1730 — 1800
„Беспардонность — главный признак беспородности.“
— Ашот Сергеевич Наданян армянский шахматист 1972
„Близкое общение — вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть. “
— Антуан де Ривароль французский писатель 1753 — 1801
„«Главный признак любви — вечность» (Миархэль).“
— Миархэль Miarhel
„Доверие — главное условие дружбы.“
— Жан де Лабрюйер французский моралист 1645 — 1696
„Дружба — это прежде всего примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам.“
— Антуан де Сент-Экзюпери Французский писатель и летчик 1900 — 1944
„Искренняя дружба зиждется на близости умов и тайных законах, а не на видимых признаках.“
— Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди
„Главный признак просвещённости – высокие критерии к счастью.“
— Зафар Мирзо 1972
„Главный признак таланта — это когда человек знает, чего он хочет.“
— Пётр Леонидович Капица советский физик 1894 — 1984
Цитаты Капицы
„Доверие и уважение — это главные условия дружбы.“
— Алисия Дебнем-Кери 1993
„Жизнь изменчива, как море. Любовь к ближнему – величайшее наслаждение, благодарение Богу за дар дружбы. “
— Святитель Игнатий (Брянчанинов) 1807 — 1867
„У всех есть недостатки — у кого больше, у кого меньше. Вот почему и дружба, и помощь, и общение были бы невозможны, если бы не существовало между нами взаимной терпимости.“
— Франческо Гвиччардини 1483 — 1540
„Пять главных талантов для успеха: умение сосредоточиться, осторожность, организованность, новаторский подход и общение.“
— Гарольд Дженин 1910 — 1997
„В жизни, как и в шахматах, одним из главных признаков мастерства является умение играть эндшпиль.“
— Ашот Сергеевич Наданян армянский шахматист 1972
Афоризмы о шахматах
„Главным признаком благородства человека является то, что в компании других людей он получает чуть больше счастья.“
— Артур Шопенгауэр немецкий философ 1788 — 1860
„Исповедыванием грехов расторгается дружба с грехами. Ненависть к грехам — признак истинного покаяния, — решимости вести жизнь добродетельную.“
— Игнатий (Брянчанинов) епископ Православной российской церкви, богослов, ученый и проповедник 1807 — 1867
„Пока философы спорят, что является главным — добродетель или наслаждение, ищи средства обладать и тем, и другим. “
— Фрэнсис Бэкон английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма 1561 — 1626
„Одним из главных признаков счастья и гармонии является полное отсутствие потребности кому-то что-то доказывать.“
— Нельсон Мандела 8-й Президент ЮАР 1918 — 2013
„Законы мироздания – это возможность жить вечно. Главное – гармония и дружба с ними.“
— Зафар Мирзо 1972
Связанные темы
- Дружба
- Общение
- Наслаждение
- Признак
Модель коммуникации Аристотеля
Аристотель был первым, кто проявил инициативу и разработал модель коммуникации.
Сначала рассмотрим простую ситуацию.
На политическом митинге будущий лидер произносит речь перед аудиторией, призывая к большему количеству голосов от избирательного округа. Он пытается убедить толпу как можно лучше, чтобы выйти победителем. Что он на самом деле делает?Он произносит свою речь так, чтобы слушатели убедились и отдали свои голоса только за него, или, другими словами, ответили так, как хотел говорящий. Здесь лидер, или говорящий, или отправитель — центр притяжения, а толпа — просто пассивные слушатели.
Этот пример фактически объясняет аристотелевскую модель коммуникации.
Согласно этой модели, динамик играет ключевую роль в общении . Он тот, кто берет на себя полную ответственность за общение. Отправитель сначала подготавливает содержание, которое он делает, аккуратно выражая свои мысли словами с целью повлиять на слушателей или получателей, которые затем отреагируют желаемым отправителем образом. Нет смысла предполагать, что содержание этой модели должно быть очень впечатляющим, чтобы аудитория или получатели убедились в этом.
Модель говорит, что говорящий общается таким образом, что слушатели испытывают на себе влияние и реагируют соответствующим образом.
Говорящий должен очень тщательно подбирать слова и содержание в этой модели общения. Он должен понять свою целевую аудиторию, а затем подготовить свое выступление. Зрительный контакт со второй стороной снова необходим, чтобы произвести впечатление на слушателей. Давайте еще раз пройдемся по первому примеру. Политик должен понять потребности людей в своем округе, такие как потребность в торговом центре, лучшей транспортной системе, безопасности девочек и т. д., а затем разработать свою речь. Его речь должна затрагивать все вышеперечисленные вопросы и фокусироваться на предоставлении решений их проблем, чтобы ожидать от них максимального количества голосов.
Тембр и высота голоса также должны быть достаточно громкими и четкими, чтобы люди могли правильно слышать и понимать речь. Следует избегать заикания, нервозности в перерывах между разговорами.
Голосовые модуляции также играют очень важную роль в создании желаемого эффекта. Пустые выражения, растерянные взгляды и одинаковый тон на протяжении всей речи делают ее монотонной и сводят на нет ее эффект. Оратор должен знать, на чем сделать больший акцент, выделить слова, чтобы воздействовать на слушателей.
Мобильный телефон обязательно купят в том магазине, где продавец демонстрирует впечатляющую демонстрацию мобильного телефона. От продавца зависит, что и как говорить, чтобы воздействовать на слушателей так, чтобы они реагировали на него так, как он на самом деле хочет, т. е. купили телефон и увеличили свой счет.
Аристотелевская модель коммуникации является широко принятой и наиболее распространенной моделью коммуникации, в которой отправитель посылает информацию или сообщение получателям, чтобы повлиять на них и заставить их реагировать и действовать соответствующим образом .
Аристотелевская модель общения – это золотое правило, позволяющее преуспеть в публичных выступлениях, семинарах, лекциях, когда отправитель ясно излагает свою точку зрения, создавая впечатляющее содержание, передавая сообщение второй части, и они просто реагируют соответствующим образом. Здесь отправитель является активным участником, а получатель — пассивным.
❮❮ Предыдущий Next ❯❯
Статьи по теме
. .
Что такое аристотелевская модель общения? Объяснение
Именно Аристотель первым предложил и написал об уникальной модели общения. Сегодня его модель называют моделью коммуникации Аристотеля. Великий философ Аристотель уже создал эту линейную модель еще до 300 г. до н.э., уделяя больше внимания публичным выступлениям, чем межличностному общению.
Простая модель представлена на схеме и по сей день широко используется при подготовке семинаров, лекций и выступлений.
Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблонов?
Аристотелевская модель диаграммы коммуникации
Модель Аристотеля Диаграмма коммуникации можно условно разделить на пять элементов. Динамик является наиболее важным элементом, что делает эту модель ориентированной на динамик. Задача оратора — выступить перед публикой. Роль аудитории пассивна. Это делает модель коммуникации Аристотеля односторонней моделью, от говорящего к получателю.
Рисунок 1 – Аристотелевская модель диаграммы связи.
Роль говорящего
Согласно аристотелевской модели общения говорящий является главной фигурой в общении. Этот человек несет полную ответственность за все коммуникации. В этой модели общения важно, чтобы говорящий тщательно подбирал слова.
Он или она должны проанализировать свою аудиторию и соответствующим образом подготовить свою речь. В то же время он или она должны принять правильный язык тела, а также обеспечить правильный зрительный контакт и голосовые модуляции. Чтобы привлечь аудиторию, следует всегда избегать пустых выражений, растерянных взглядов и монотонной речи. Аудитория должна верить в способность оратора легко вкладывать свои деньги в то, что он говорит.
Пример
Политик (спикер) произносит речь на рыночной площади во время предвыборной кампании (повод). Его цель — завоевать голоса присутствующих граждан (зрителей), а также граждан, потенциально смотрящих выступление по телевизору. Люди будут голосовать (эффект) за политика, если они верят в его взгляды. В то же время то, как он представляет свою историю, имеет решающее значение для убеждения аудитории.
Политик рассказывает о взглядах своей партии и, вероятно, знаком со своей аудиторией. В других ситуациях было бы уместнее заранее активно исследовать аудиторию и определить ее потенциальные точки зрения или мнения.
Риторический треугольник
Риторический треугольник — это метод организации и разделения трех элементов риторики. Риторический треугольник состоит из трех убедительных стратегий, которые можно использовать в ситуациях прямого общения. Аристотель сам не использовал треугольник в аристотелевской модели общения, но эффективно описал три способа убеждения, а именно логос, пафос и этос. Эти способы убеждения всегда влияют друг на друга во время разговоров, в которых аргументы передаются друг другу, а также в одностороннем общении, например, во время выступлений.
Этос
Этос касается авторитета и авторитета писателя или говорящего, особенно в отношении обсуждаемой темы. Образ врача – это результат многолетнего обучения и тренировок. Слова врача в силу его квалификации предполагают значительную степень авторитета.
Однако дух человека может быть испорчен в мгновение ока. Например, авторитетный политик может быть разоблачен, когда всплывают коррупционные скандалы, а его личная жизнь оказывается в полном противоречии с его политическими взглядами. Советы по созданию духа общения:
- Используйте слова, подходящие для целевой группы
- Сохраняйте профессиональное общение
- Проведите исследование, прежде чем слова будут представлены как факты
- Используйте рекомендации квалифицированных специалистов
- Устанавливайте логические связи и избегайте ошибок
Пафос
Дословный перевод пафоса — это эмоция. В риторике пафос относится к аудитории и тому, как они реагируют на сообщение говорящего, что является центром Аристотелевской модели коммуникации. Идея пафоса в том, что аудитория должна чувствовать, что с ней общаются. В одних ситуациях они хотят чувствовать себя более уверенно, в других — более грустными, злыми или эмоциональными. До и во время Второй мировой войны Адольф Гитлер произносил множество речей перед десятками тысяч людей. Его слова и особенное произношение привлекали к нему аудиторию. Таким образом, пафосом, эмоциями также можно злоупотреблять. Например, люди могут встревожиться из-за ложных последствий отказа от покупки продукта, представленного в мире продаж. Вопрос о том, можно ли манипулировать эмоциями в стратегиях продаж, является деликатным. При сборе денег на благотворительность это несколько социально приемлемо. Однако при продаже товаров или услуг многие люди будут выражать свои сомнения. Тем не менее, использование пафоса может быть очень эффективным. Советы по эффективному обращению с эмоциями:
- Участие людей стимулируется юмором. Всегда помните о различных типах юмора, хотя
- Используйте изображения или другие визуальные материалы, чтобы вызвать сильные эмоции
- Обратите внимание на интонацию и темп голоса, чтобы вызвать энтузиазм или тревогу
Логос
Прямой перевод логоса — это логика, но в риторике он более широко относится к сообщению говорящего, а точнее к фактам, заявлениям и другим элементам, составляющим аргумент. Согласно аристотелевской модели коммуникации, логос является наиболее важной частью аргументации. По этой причине очень важно, чтобы переговоры о продажах всегда подчеркивали этот конкретный элемент. Апелляция к логике также означает, что абзацы и аргументы должны быть правильно упорядочены. Здесь особенно важны факты, статистика и логические рассуждения. Анализируя логотипы, всегда спрашивайте себя:
- Каков контекст? Какие условия актуальны?
- Каковы возможные контраргументы?
- Есть ли доказательства, подтверждающие мой аргумент? Всегда упоминайте об этом
- Правильно ли я избегаю обобщений и достаточно ли я конкретен?
Пример правильного использования риторики
Одним из тех, кто очень хорошо понимал риторику и эффективно ее применял, был Стив Джобс, основатель Pixar Animation, NeXT и Apple. Он также эффективно применил аристотелевскую модель коммуникации. Этот гуру бизнеса стоит на голову выше других представителей своего поколения в плане коммуникативных технологий.
Много исследований было проведено для того, чтобы узнать, как он постоянно обменивался сообщениями и темами о продуктах своей компании и своем видении будущего.
Специалисты по коммуникациям особенно выделяют дух Стива Джобса. Его степень этоса или достоверности оказала большое влияние на то, как он использовал логос и пафос. Если бы этос был низким, Стив Джобс использовал бы высокий уровень пафоса и низкий уровень логотипа. Если бы этос был высоким, он бы использовал низкий уровень пафоса и высокий уровень логоса.
В дополнение к эффективному использованию риторического треугольника Джобс также использовал сочетание риторических стратегий, таких как повторение, возобновление дискуссий в соответствии со своим видением и целями и усиление. Усиление относится к литературной технике, при которой пользователь расширяет ряд слов, добавляя информацию, чтобы повысить их ценность и понятность.
Критика аристотелевской модели коммуникации
Несмотря на то, что на первый взгляд в аристотелевской модели коммуникации нет ничего плохого, в модели есть важные моменты критики.
Основная точка связи заключается в том, что модель рассматривает направленный процесс от говорящего к получателю. На самом деле это динамический процесс, в котором активны и говорящий, и получатель. Доказательства этому можно найти, например, в технологии подслушивания.
Из-за вышеизложенного модель бесполезна во многих ситуациях, поскольку обратная связь не включена. Явление шума также отсутствует в модели, эти вопросы считаются важными компонентами коммуникации.
Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!
Теперь ваша очередь
Что вы думаете? Знакомы ли вы с аристотелевской моделью общения? Как вы думаете, вы можете использовать эту информацию, чтобы улучшить свои коммуникативные навыки? Есть ли у вас дополнительные советы по эффективному общению? Есть ли у вас другие предложения или дополнения?
Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.
Дополнительная информация
- Kallendorf, C. , & Kallendorf, C. (1985). Фигуры речи, этос и Аристотель: заметки к риторике делового общения . Журнал делового общения (1973), 22 (1), 35-50.
- Гриффин, Э. М. (2006). Первый взгляд на теорию коммуникации . Макгроу-Хилл.
- Брает, AC (1992). Этос, пафос и логос в риторике Аристотеля: пересмотр . Аргументация, 6(3), 307-320.
Как цитировать эту статью:
Janse, B. (2018). Аристотелевская модель связи . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/communication-methods/aristotle-model-of-communication/
Опубликовано: 07.10.2018 | Последнее обновление: 19.10.2022