Арт терапии цель: Арттерапия , цели , задачи

Арттерапия , цели , задачи

Арттерапия

Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.

Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Термин «арттерапия» ввел в употребление Адриан Хилл при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерса и А.Маслоу,

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». В качестве еще одного возможного коррекционного механизма может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механшзм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987).

Цели арттерапии

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Использование элементов арттерапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.Первоначально арттерапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арттерапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической первоосновы.Приемы арттерапии используются при исследовании внутрисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изображать свои представления состояния дел в их семействе.Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.Во время творческого самовыражения в ходе проведения арттерапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке психолога, работающего в технике арттерапии.

Арттерапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнерами и повышению самооценки.Недостатком арттерапии может являться то, что глубоко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает очень сильный протест, хотя для большинства такие способы самовыражения представляются наиболее безопасными.

Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.

При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.

При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Существуют различные варианты использования метода арттерапии:

· использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;

· побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;

· использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;

· творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом.

Основные направления в арттерапии

Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.В рамках динамически ориентированной арттерапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

Гештальториентированная арттерапия. Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают:

· излечивание или восстановление адекватной «Я-функции»;

· помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;

· пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Приемами арттерапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.Арттерапевтические занятия проводятся двумя способами. В первом случае клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арттерапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента.

Второй вариант неструктурированное занятие. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д.

Многими авторами подчеркивается роль арттерапии в повышении адаптационных способностей клиентов в повседневной жизни.

Основная роль в арттерапии отводится самому психологу, его взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству. Основная задача арттерапевта на первых этапах — преодоление смущения клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно. Функции арттерапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов. Дополнительные возможности самовыражения и новые навыки способствуют ликвидации негативного отношения к арттерапевтическим занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играют постоянный интерес и положительная оценка со стороны арттерапевта, других клиентов. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная заинтересованность активирует клиента и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.

Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования артгерапии в форме рисунка и живописи.

Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции. Подростковый возраст в связи с возрастанием в этом возрасте самовыражения и в связи с овладением техникой изобразительной деятельности представляет особо благодатную среду для применения артгерапии.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др. Наиболее полно разработана арттерапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия и драмтерапия.

Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Применение арттерапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, аргтерапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом.

Арттерапевтический метод позволяет психологу лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. Арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:

· стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;

· потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;

· потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;

· стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.

2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.

3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.

Литература

  1. Алексеева М.Ю. «Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя». М., 2003. 

  2. Аметова Л.А. «Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт». М., 2003.

 3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии». СПб.: Златоуст, 2005. 
4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Психотерапия зависимостей: Метод арт-терапии». СПб.: Речь 2002. 
5. Остер, Дж., Гоулд П. «Рисунок в психотерапии». М., 2000.

6.Осипова А.А. Общая психокоррекция.Учебное пособие. М.: СФЕрА,2002г 

цели, особенности применения, техники, приемы

Психотерапевтическая работа с детьми требует не только терпения и осторожности, но и использования особых методов. Ведь далеко не все приемы, которые психотерапевты применяют к взрослым, походят и детям. У малышей иной тип восприятия и мышление, они не так реагируют на слово. Дети более эмоциональны, их поведением управляет не разум, а мир чувств.

Одним из самых эффективных и безопасных направлений работы психолога с детьми является арт-терапия. Она не только оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние совсем еще малышей и подростков, но и способствует их умственному и творческому развитию.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Арт-терапия: особенности работы с детьми
    • 1.1 Что такое арт-терапия
    • 1.2 Арт-терапевтические занятия с детьми: принципы, правила, особенности
  • 2 Цели и задачи детской арт-терапии
  • 3 Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста
    • 3.1 Занятия с детьми 2-4 лет
      • 3.1.1 Упражнение «Ладошки»
    • 3.2 Занятия с детьми 4-6 лет
      • 3.2.1 Упражнение «Маленький сказочник»
    • 3.3 Занятия с детьми 7-10 лет
      • 3. 3.1 Упражнение «Город будущего»
    • 3.4 Занятия с детьми 11-15 лет
      • 3.4.1 Упражнение «Игра в каракули»

Арт-терапия: особенности работы с детьми

Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.

Что такое арт-терапия

Это направление психотерапии, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека, их самопознания и общего развития. Существуют два направления арт-терапии, целью которых является гармонизация личности.

  1. Использование произведений художественного творчества (картин, скульптуры, музыки, художественной литературы и т.
    д.) для воздействия на психические процессы человека, в первую очередь на эмоциональную сферу. Контакт с выдающимися произведениями искусства может не только создать необходимый эмоциональный фон, но и помочь преодолеть неврозы, фрустрацию, состояние депрессии.
  2. Занятие различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности.

Оба эти направления давно и активно используются в психотерапевтической практике в работе и со взрослыми, и с детьми. Но в последнее время значительно возрос интерес именно ко второму направлению. Думаю, это во многом связано с тем, что люди, ранее не занимавшиеся творчеством, поняли, насколько позитивно оно влияет на психику. Они-то и становятся активными пропагандистами арт-терапии.

Но это имеет отношение к взрослым, а что касается детей, то художественное творчество всегда считалось благоприятной средой развития личности ребенка и активно использовалось педагогами. Однако детская арт-терапия имеет свои особенности, которые следует учитывать, организуя занятия с малышами.

Арт-терапевтические занятия с детьми: принципы, правила, особенности

Дети обладают гибкой и восприимчивой, но в то же время ранимой психикой. И хоть они более открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто с малышами сложно установить контакт, они стесняются и замыкаются в себе. А подростки и вовсе могут отказаться рисовать или лепить, так как считают эти занятия несерьезными и не хотят демонстрировать свое неумение. Поэтому занимаясь арт-терапией с детьми, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:

  • Создать доброжелательную, позитивную обстановку, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым малышам.
  • Учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, техник и материалов.
  • Не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос в душе малыша, и психолог должен помочь маленькому пациенту с ним разобраться.
  • Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное.
  • Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других; не допускать злой критики и насмешек – дети часто бывают жестоки.

Несомненно, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми, но и отдача в случае успеха намного больше.

Цели и задачи детской арт-терапии

Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

  • преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
  • развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
  • раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
  • формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.

Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе. Поверьте, я знаю это на собственном опыте.

Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста

Заниматься различными видами художественного творчества можно с раннего детства, разумеется, выбирая подходящие техники и проводя упражнения в игровой форме.

Занятия с детьми 2-4 лет

В этом возрасте есть несколько ключевых моментов, которые стоит учитывать при организации занятий. В первую очередь это касается развития разных способностей малыша:

  • эмоциональной сферы;
  • мелкой моторики руки;
  • речевой деятельности.

Включение данных сфер в творческую деятельность благотворно влияет на их состояние и развитие. Эмоции малышей тесно связаны с восприятием, в том числе зрительным и тактильным. Поэтому можно посоветовать больше внимания уделять работе с красками, карандашами, пластилином, цветной бумагой.

Для занятий лучше отбирать материалы ярких цветов, предпочтительно теплых. Известный исследователь психологии цветовосприятия Б. А. Базыма называл оттенки желтого, оранжевого и красного «цветовыми витаминами», необходимыми для нормального развития малышей. В качестве дополнительных можно использовать нежно-зеленые, салатовые, голубые, бирюзовые цвета.

Упражнение «Ладошки»

Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги, пальчиковые краски и цветные карандаши. Попросите малыша сделать на бумаге отпечаток ладошки. Если пальчиковых красок нет, то ручку ребенка можно просто обвести по контуру, а потом предложить раскрасить ярким цветом.

Полюбуйтесь вместе с малышом на отпечаток. Спросите, на что он похож? Во что ребенок хотел бы превратить свою ладошку? Можно, например, на каждом пальчике нарисовать цветочек, превратив ладошку в букет, или на большом пальце изобразить голову петушка, тогда остальные станут перьями крыла.

Старайтесь, чтобы ребенок рисовал и рассказывал самостоятельно, лишь изредка помогая ему, подсказывая, но не подавляя инициативу. Сочините вместе с ним историю про того персонажа, что получился. Можно нарисовать и других птичек или рыбок, чтобы получилась целая картина. Если занимается несколько детишек, то хорошо будет сделать и коллективную работу.

Занятия с детьми 4-6 лет

Эти детки уже взрослее, у них лучше координация движений, они более самостоятельные. И главное, активно используют образное мышление и воображение, не зря же этот период называют возрастом фантазеров.

В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть.

Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование.

Упражнение «Маленький сказочник»

Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.

Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации. Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.

На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:

  • О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?
  • Как его зовут?
  • Где он живет?
  • Что с ним случилось?
  • А дальше что произошло?
  • Кто ему помог?

Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.

Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.

Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!

Занятия с детьми 7-10 лет

Для ребят этого возраста характерно развитие пространственного мышления и увлечение разными видами конструкторской деятельности. Девочки с энтузиазмом рисуют и обустраивают в тетрадках домики для кукол, а мальчики – роботов, машины и космические корабли. Организуя занятия арт-терапией, нужно учитывать эти увлечения.

Упражнение «Город будущего»

Предложите детям нарисовать (слепить из пластилина, склеить из цветной бумаги) фантастический город будущего. Большинство детей (так же, как и взрослых) испытывают затруднения, если необходимо что-то придумать самостоятельно. Поэтому сначала стоит с ребятами обсудить, что бы они хотели увидеть в этом городе будущего. Обсуждение сыграет и психотерапевтическую роль, заставив освободиться от робости и нерешительности, подтолкнув фантазию. Проговаривая, дети лучше представляют и визуальную картину, понимают, что и как хотели бы нарисовать.

Рисуя, дети не только демонстрируют свои творческие способности, но и осмысливают свои мечты, ожидания, жизненные идеалы. После того как рисунок закончен, нужно обсудить его, похвалив каждого участника занятий, отметив что-то оригинальное, интересное, необычное в рисунке. Обязательно расспросите, для чего были изображены те или иные детали, почему выбраны эти цвета, кто живет в этом городе и т. д.

Занятия с детьми 11-15 лет

Подростковый возраст сложный, и ребята не всегда охотно идут на контакт с психологом, особенно если попросить их что-то нарисовать или слепить. И сказки придумывать их заставить непросто, хоть можно, конечно, найти нужные стимулы. Поэтому психологу стоит серьезно подумать, как заинтересовать подростков и в то же время постараться не ставить в неловкое положение тех, кто не чувствует в себе способностей к художественному творчеству. Одним из таких упражнений, одинаково эффективным как для взрослых, так и для детей, является «Игра в каракули».

Упражнение «Игра в каракули»

Эта техника придумана английским детским психиатром Д. Винникоттом. Она позволяет не только выявить внутренние проблемы и конфликты человека любого возраста, но и помочь ему их преодолеть. К тому же «Игра в каракули» способна увлечь даже самых скептически настроенных и упрямых подростков.

Для выполнения этого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно предложить подростку нарисовать любые каракули, зигзаги, короче, как угодно перепутанный клубок линий. Лучше это делать с закрытыми глазами.

А затем попросите ребят открыть глаза и внимательно рассмотреть свои каракули. Спросите: какие образы они смогли увидеть? Попросите их обвести контуры фигур, возможно, что-то добавить или заштриховать. В случае необходимости помогите детям рассмотреть нечеткие образы и сделать их более завершенными.

Это лишь примеры упражнений, которые можно проводить с детьми в рамках арт-терапии. Но методика эта не только разнообразная, эффективная, но и удобная. Каждый способен придумать собственные упражнения и внести в занятия что-то свое. Более того, арт-терапия способствует творческому развитию не только детей, но и тех, кто ей занимается – педагогов и родителей. Попробуйте, и вы не пожалеете.

Что такое арт-терапия? | Каса Пальмера

Автор Брюс Фигуред, доктор философии

Говорят, что картинка стоит 1000 слов, и это особенно верно для арт-терапии. Эта уникальная форма терапии использует силу творчества, чтобы помочь участникам открыть внутреннюю правду о себе. Это гораздо больше, чем просто рисование на листе бумаги или воспроизведение музыки; на самом деле существует официальная организация, занимающаяся этой практикой.

Американская ассоциация арт-терапии определяет этот метод лечения как «интегративную профессию в области психического здоровья и социальных услуг, которая обогащает жизнь отдельных лиц, семей и сообществ посредством активного творчества, творческого процесса, прикладной психологической теории и человеческого опыта в рамках психотерапевтических отношений. . Арт-терапия, проводимая профессиональным арт-терапевтом, эффективно поддерживает личные цели и цели лечения в отношениях, а также проблемы сообщества. Арт-терапия используется для улучшения когнитивных и сенсомоторных функций, повышения самооценки и самосознания, развития эмоциональной устойчивости, развития понимания, улучшения социальных навыков, уменьшения и разрешения конфликтов и страданий, а также продвижения общества и экологических изменений».

Учитывая эти цели, легко понять, почему арт-терапия может быть ценным компонентом плана лечения зависимости. В Casa Palmera мы предлагаем арт-терапию как модальность, которая соответствует нашей направленности на восстановление здоровья человека. Предоставляя пациентам творческий выход для самовыражения, арт-терапия может быть частью обогащающего и полезного плана выздоровления.

Узнайте, что такое арт-терапия

Арт-терапия может быть полезным опытом для любого человека в любом возрасте. В каждом человеке заложен творческий потенциал, и терапия не требует какой-либо предварительной художественной подготовки. Главное требование – открытость и вовлеченность пациента в процесс арт-терапии.

В Casa Palmera этот процесс включает в себя оценку и выполнение заданий с конкретными инструкциями, которые используются для получения информации о каждом пациенте. Средства массовой информации, используемые здесь в арт-терапии, включают живопись, рисование, создание мозаики, лепку и работу с глиной; в общем, арт-терапия может также включать исполнительское искусство, такое как танцы, пение и музицирование.

Как и в Casa Palmera, любая высококачественная программа такого типа проводится под руководством квалифицированного арт-терапевта. Этот человек обычно имеет степень магистра и хорошо разбирается в анализе работ пациентов, чтобы обнаружить темы, символы, цвета и другие сообщения. Затем терапевт использует эти интерпретации для более глубокого исследования вместе с пациентами их мыслей и эмоций. Арт-терапевт — это профессия, требующая междисциплинарных знаний в области психологии, искусства, духовности, развития человека и многого другого. Арт-терапевты могут обучаться по специализированной программе, аккредитованной Советом по аккредитации высшего образования. (Инструкторы также могут получить обозначение ATR, что указывает на то, что они являются практиками, зарегистрированными в Совете по сертификации арт-терапии; они также могут быть сертифицированы советом, что означает, что они могут использовать инициалы ATR-BC.)

Программы арт-терапии прекрасно адаптируются и могут быть предложены в различных местах, включая реабилитационные центры, больницы, общественные центры, частные офисы и другие места. Доступны групповые и индивидуальные сеансы терапии. На любой сессии процесс так же важен, как и готовое произведение искусства. Существует множество различных видов арт-терапевтических заданий, которые терапевт может адаптировать к конкретной ситуации каждого пациента. Например, в семейной скульптуре участники делают глиняную модель каждого члена своей семьи, которая передает их роль; с помощью фотоколлажей пациенты могут манипулировать и собирать изображения, чтобы рассказать конкретную историю. Арт-терапия может быть такой простой, как рисование пальцами, или такой сложной, как написание стихотворения или изготовление маски.

После того как задание было дано пациентке, она может начать создавать. Иногда терапевт просто наблюдает на этом этапе; в других случаях терапевт может счесть полезным задавать вопросы о том, что пациентка переживает в процессе создания. Когда произведение искусства завершено, пациент и терапевт могут подробно обсудить его и изучить мысли и чувства, которые оно вызвало.

Преимущества арт-терапии

Конечной целью арт-терапии является повышение самопознания и развитие чувства исцеления. Он хорошо работает сам по себе или в сочетании с общим планом психологического лечения.

Арт-терапия может помочь при эмоциональных, физических и психических проблемах. Поскольку она может снять стресс и повысить самооценку, эта терапия обычно используется для пациентов, страдающих различными заболеваниями, включая расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, хронический стресс, депрессию или тревогу, а также физическую или эмоциональную травму. Дети с нарушениями обучения, поведенческими и другими нарушениями также могут найти творческую форму самовыражения в арт-терапии. Когда пациенты работают над своими проблемами в арт-терапии, они могут обрести ясность и понимание, работать над разрешением конфликтов и усилить свой внутренний голос.

Если вы хотите узнать больше о многих способах, которыми арт-терапия может помочь вам или близкому вам человеку, и увидеть, как она может быть частью комплексной программы реабилитации, свяжитесь с Casa Palmera сегодня. Наши заботливые и сострадательные сотрудники, в том числе наши высококвалифицированные терапевты, готовы работать с вами для достижения ваших целей выздоровления.

Об авторе

Брюс Фигеред, доктор философии

Доктор Фигуред является лицензированным клиническим психологом с более чем 18-летним клиническим и супервизорским опытом. После получения степени бакалавра психологии в Канзасском университете д-р Фигеред работал консультантом по химической зависимости и психическому здоровью подростков в Канзас-Сити. Он закончил курс доктора философии по клинической психологии в Калифорнийской школе профессиональной психологии.

Смотрите сообщения автора

Заявление об отказе от ответственности

Этот блог предназначен только для информационных целей и не должен заменять медицинскую консультацию. Мы понимаем, что ситуация у каждого уникальна, и этот контент должен дать общее представление о расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ. Эти расстройства очень сложны, и в этом посте не учитываются уникальные обстоятельства каждого человека. Если у вас есть конкретные вопросы о вашем здоровье или о здоровье близкого человека, обратитесь за помощью к медицинскому работнику.

Теги: тревога, искусство, депрессия, эмоциональная травма, музыка, живопись, терапия

Цели, решения и обязательства – Творчество в терапии

Недавно я прочитал книгу Гретхен Рубин «Проект счастья », в которой она в течение года пытается повысить свой общий уровень счастья. Хотя Рубин подчеркивает, что ее книга о том, как быть счастливым в повседневной жизни, а не о лечении чего-то серьезного, такого как клиническая депрессия, как терапевт, читающий книгу, я не мог не провести параллели между ее опытом и вмешательствами, подходами или проблемами, которые часто приходить в терапию.

Цели и решения

Один интересный момент, который возникает у Рубина, — это идея целей и решений. Каждый месяц в ходе проекта она занимается определенным аспектом жизни (например, работой или дружбой) и устанавливает цели на месяц, которые призваны помочь ей стать более счастливой. В течение года «Рубин» продолжает жить в соответствии с решениями всех предыдущих месяцев, добавляя новые. И чтобы считать себя ответственной — и отдать себе должное — она ведет таблицу этих решений и каждый вечер оценивает себя, выполнила ли она свои решения в тот день.

Рубин обсуждает, что для нее цель — это то, чего вы пытаетесь достичь и достичь — как только вы достигли цели, с ней покончено. Однако решение — это то, чего вы никогда не достигаете, потому что постоянно работаете над ним.

Мне кажется, что цели и решения часто могут идти рука об руку. Чтобы жить в соответствии с нашими решениями, может быть полезно установить конкретные цели. Например, как арт-терапевт, мне важно уделять время творчеству, но я часто позволяю другим обязанностям или отвлекающим факторам мешать. Чтобы изменить это, я могу решить больше заниматься искусством, но также может быть полезно поставить себе цель , например, заниматься искусством по крайней мере три раза в неделю.

Обсуждение Рубином целей и решений напомнило мне о важности постановки и контроля целей в терапии. Определение целей с клиентом в начале терапии — это не просто необходимый шаг в планировании лечения, это также может быть мощным фактором в процессе изменений. Определение целей может помочь клиенту начать понимать, что в его жизни все может быть по-другому, и начать визуализировать, как может выглядеть эта разница. Цели также могут помочь клиентам не сбиться с пути и мотивировать их в процессе терапии. Прогресс в достижении этих целей может быть очень приятным и помочь вселить в клиентов надежду и чувство выполненного долга. Рубин обнаружила, что ведение ежедневной таблицы своих решений было очень полезным и одним из самых важных факторов успеха ее проекта.

Из своего клинического опыта я также понял, что постановка конкретных целей имеет реальную ценность. Многие терапевты знакомы с идеей S.M.A.R.T. Цели — создание целей клиента, которые являются конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ограниченными во времени. Несмотря на то, что этот формат часто используется вне требований политики управляемого медицинского обслуживания или агентства, цели SMART имеют реальную клиническую пользу.

Например, общая цель детей, проходящих терапию, — «уменьшить гнев». Если это предел нашей цели, клиент и родитель могут возвращаться каждую неделю и сообщать о незначительном прогрессе, если гнев вообще проявляется. Однако, если цель конкретна и измерима, ребенок может почувствовать настоящее чувство успеха и мотивации, когда он сможет сообщить, что стал меньше кричать с 5 раз в день до одного раза в день. И, не забывая спрашивать клиента на каждом сеансе об их прогрессе, терапевт может обеспечить подкрепление прогресса, помочь клиенту определить, что работает для достижения его целей, и где все еще лежат проблемы.

Концепция решений может быть полезна в терапии, чтобы напомнить клиентам, что жизнь, которую они хотят, требует постоянных усилий. Нельзя просто достичь цели в терапии, а затем перестать работать над ней; нужно решить жить определенным образом каждый день. И важно напомнить клиентам, что никто не идеален в выполнении своих решений.

Ценность решений заключается в том, что даже если вы однажды потерпели неудачу, вы продолжаете пытаться снова на следующий день, чтобы воплотить в жизнь свое решение. И решения не исчезают просто так, когда терапия заканчивается. В примере с ребенком, работающим над гневом, он может достичь своей конкретной цели — сократить количество криков до одного раза в день, а затем прекратить терапию. Тем не менее, чтобы продолжать быть успешными, им нужно продолжать принимать некоторые решения, чтобы справляться со своим гневом, например, «делать перерыв, когда расстроен» или «прощать других». Это может быть важный разговор с клиентом, помогающий ему определить решения, которые они будут продолжать соблюдать после достижения своих целей.

Обязательства

Другой ценной и связанной концепцией терапии и изменений может быть идея обязательств. В модели лечения «В поисках безопасности» клиентов просят каждую неделю брать на себя обязательство, которое они будут выполнять до следующего сеанса. Этим обязательством может быть любое действие, которое приведет их к цели.

Мне нравится эта идея, потому что она дает силу клиенту. Терапевт не дает «домашней работы», о которой клиент может забыть или сопротивляться. Вместо этого, поощрение клиента к принятию на себя обязательств не только требует, чтобы клиент взял на себя некоторую ответственность за внесение изменений, но также позволяет клиенту быть экспертом в отношении себя и того, что ему нужно. И обязательство — это не то, что должно быть достигнуто, как цель; обязательство — это просто то, что клиент попробует.

Я понимаю, что многие люди придут к этим словам — цель, решение, обязательство — со своими предпочтениями, опытом и пониманием. (И мне было бы интересно услышать, как другие видят различия). Однако самое главное – это обсудить это с нашими клиентами. Видят ли они разницу между решениями, целями и обязательствами? Если да, то какая для них разница в том, как они вносят изменения и замечают прогресс? Если они установили решение, которое кажется расплывчатым или недостижимым, можем ли мы помочь им разбить его на маленькие, достижимые цели или обязательства?

Арт-терапевтическое вмешательство для целей и решений:

Коллаж может быть отличным средством для изучения решений и целей. В начале терапии создание коллажа о будущем или своих целях может помочь клиентам начать обдумывать изменения, которые они хотят произвести, и начать видеть некоторую надежду. Ближе к концу лечения коллаж о целях может помочь клиенту обдумать будущие цели после завершения терапии. Коллаж о решениях может помочь клиенту сосредоточиться на важных вещах, которые он узнал во время терапии, и на том, что нужно продолжать после терапии, чтобы он мог жить полной и удовлетворенной жизнью. Клиент может забрать домой свой коллаж из решений, чтобы иметь осязаемое напоминание о том, как он пытается жить.

Коллаж «Цели и обязательства»

Кстати, в рамках моего личного и постоянного решения выделить время для творчества я начну свой следующий семинар «Шесть степеней творчества» — «Внимательная студийная практика» Ханны Клаус Хантер — и надеюсь поделиться своим опытом. {Читать здесь}


Никогда не пропустите сообщение! Подпишитесь на рассылку по электронной почте.


Кэролин Меломакулу — лицензированный брачный и семейный терапевт и зарегистрированный арт-терапевт в Остине, штат Техас, которая работает с детьми, подростками и семьями.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts