Аскетичность что это: Аскетичный | это… Что такое Аскетичный?

ТРЕНД НА АСКЕТИЧНОСТЬ: ИДЕТ ЛИ ОН ЛИЧНО ВАМ?

Я помню время, когда не было выбора одежды, ведь я из СССР. Я помню время, когда одежда, обувь, сумки, украшения просто вывалились на женщин, как из рога изобилия. Помню, как пришло понимание, что вещей стало много, а носить нечего, и в модный словарь вошли такие понятия, как «базовый гардероб» и «капсула». Помню первое разочарование, когда из правильно составленного гардероба, где все друг с другом сочетается, взаимодополняет и практически не выходит из моды, хочется носить только двое-трое вещей. А вот ни юбки-карандаша, ни юбки-плиссе, ни базового платья, которые входили в список универсального гардероба, ни разу не захотелось надеть. Я готова была ходить в футболке, брюках и рубашке везде, а 80% «правильного» гардероба, той самой пресловутой идеальной капсулы, просто лежали на полках, пока крой не устарел. Потом я это выбросила, так ни разу и не надев.

А теперь я слышу про мировой тренд на аскетичность. Про то, что люди пришли к экологичности, осознанности, правильному питанию и правильному мышлению – и хотят иметь минимальное количество вещей: сумок, обуви, одежды, платьев, брюк. И знаете, что я думаю по этому поводу? Это какое-то очередное «разводилово».

Да, действительно, заходя в магазин бесполезной ерунды в духе «у нас любая вещь по 3 рубля», больше не хочется высмотреть там что-то «очень-очень полезное», что потом будет перекладываться с места на место, пока не попадет в урну. Не хочется покупать на Новый год близким и родным всякие бессмысленные красивые безделушки для временного настроения. Даже в новых авто раздражает такое обилие кнопочек. Но с модой так не работает!

Когда ко мне обращаются клиенты, они говорят, что хотят иметь функциональный гардероб, где совсем мало вещей и всё «по делу». «Да-да, — думаю я в этот момент, — только надолго ли это желание и правда ли вы этого хотите…» У меня был абсолютно универсальный, комбинаторный гардероб, собранный по всем правилам, подходящий мне по всем пунктам – от кроя до цвета. И знаете, что? Оказалось, что это тоска смертная. Ты становишься настолько предсказуем – для себя, для друзей, что как будто застреваешь в чем-то статичном и мертвом. А большинству женщин нужно постоянно менять «шкурку». Потому что это для них – смена ролей, смена декораций, смена настроений, новые эмоции, новые грани себя. А не просто смена юбочки.

Сейчас я уже ненавижу свои базовые вещи, которые не могу выбросить, потому что они еще добротны и не вышли из моды. Надевая их, я как будто проживаю один и тот же день, который уже прожила и вчера, и позавчера, и еще год назад. Ту же самую роль, те же самые эмоции. Это как фильм «День сурка», только со мной. Ужасно, учитывая, как коротка жизнь!

И поэтому, когда я сегодня слышу про мировой тренд на аскетичность, минимальный набор вещей, что нужно иметь только необходимое, я думаю об одном: это точно нужно не всем. Представьте, что вы ходите в театр, а там показывают годами один и тот же спектакль. На завтрак, обед и ужин у вас всегда овсяная каша. Нет, ну ладно, пусть оливье, но – каждый божий день. А потом бац – и жизнь закончилась. Для кого-то это будет счастливая жизнь, кому по душе статика, покой, надежность. А для кого-то это станет адом.

Я бывала в разных ситуациях относительно вещей. И сегодня, уже прожив достаточный опыт, я НЕ думаю, что всем обязательно нужно иметь минимальный или универсальный гардероб. Одну сумку на все случаи, две пары обуви, одно платье и пару рубашек. Да, кому-то этого хочется, и им так проще. ОК, никаких проблем. Но так же нормально – не иметь базы вообще, а иметь пестрый набор одноразовых тряпок. Важно только научиться их сочетать, но это уже совсем другая история.

И когда мои клиентки говорят: «Я бы купила эти босоножки, мне они очень нравятся, но ведь они малофункциональны, и к тому же скоро выйдут из моды», я отвечаю: «Да, и что? Вы боитесь, что они не отработают свои деньги? А теперь давайте представим, что вот ваши последние дни, перед вами куча сэкономленных денег, вам их могут даже завернуть с собой, но жили ли вы все эти годы? Получали удовольствие от себя, от открытий в себе, от новых ощущений? Или просто копили?»

Желаю всем в Новом году не копить, а жить. Играть разные роли, чему помогают в том числе и малофункциональные, одноразовые вещи, проживать увлекательные чувства, видеть и узнавать себя с новых сторон, ощущать себя, находить себя, потом терять и снова находить. Одним словом, жить. И кому-то для счастья достаточно иметь одну функциональную кофточку «подо всё», а кому-то – набитый доверху шкаф одноразовых вещей. Оба варианта уместны, главное, чтоб они были действительно вашими и приносили радость.

Брутальный, современный, аскетичный: интерьер фитнес-клуба World Class

В оформлении нового фитнес-клуба на Ленинградском шоссе нет ничего лишнего: в основе — крупные объёмы, монолитные конструкции и отделка под бетон.

Перейти
в галерею

Дата публикации: 20.03.2018

Текст: Ольга Вологдина

Фото: Сергей Ананьев

Автор проекта: Борис Воскобойников, Мария Ахременкова, Юлия Носкова, Андрей Косков

Журнал: №3 (235) 2018

Интерьер фитнес–клуба World Class на Ленинградском шоссе — новая работа мастерской VOX Architects. Пространство оформлено брутально и аскетично: крупные объёмы, монолитные конструкции, стены, отделанные облицовочными плитами, имитирующими бетон со следами опалубочного крепления, перегородки из инновационного материала.

Индивидуальный характер пространству придают графика и цвет. За колористическим решением стоит целая философия, это один из ударных выразительных средств в интерьере. Использовано три цвета, каждый из них символизирует определённое начало: белый — воздушное и женское, серый — брутальное и земное, насыщенный красный — энергию и биение пульса.

Посредством триады архитекторы объединили совершенно разные по назначению и характеру зоны (бассейн, залы для занятий йогой и пилатесом, силовых тренировок и единоборств) в целостный интерьер.

Реклама на SALON.ru

Эти статьи могут вам понравиться:

Для эстетов и энофилов: новинка Opinion Ciatti

Итальянский бренд представил дизайнерскую стойку для вина.

#Новости

Пентхаус с собственной террасой для семьи с двумя детьми

Дизайнер Нино Зварковская оформила для молодой семьи элегантный и уютный интерьер пентхауса.

#Интерьер #Современная классика #Пентхаусы #Москва

Как дизайнер обновила интерьер дома, который создавала 10 лет назад

После кардинального обновления интерьера этот подмосковный дом превратился в настоящее арт–пространство — в нём появилась дизайнерская мебель и коллекция современного искусства.

#Интерьер #Дома #Функциональная #Подмосковье

Самый зимний диван — Snow от La Chance

Образ дивана по дизайну шведской студии Note Design Studio навеян… сугробами.

#Новости

Получайте самые популярные статьи на почту.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить. Отписаться можно в любой момент.

Email:

Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных.

Добродетель аскетизма | Thinking Faith: Интернет-журнал иезуитов в Британии

Так от чего вы решили отказаться ради Великого поста? Мы часто слышим, что важно не отказываться от чего-то, а делать что-то позитивное. Но странно, не правда ли, что до сих пор держится ощущение, что Великий пост — это , а на самом деле об отказе от вещей? Отказ от шоколада, отказ от алкоголя, отказ от десертов, отказ от сигарет, отказ от телевизора, отказ от мяса по пятницам… К лучшему или к худшему, мы склонны спрашивать себя не «Что я собираюсь сделать в хорошем смысле во время Великого поста?», а «От чего я собираюсь отказаться?» Так почему же мы так зациклены на посте, воздержании, сдавать вещи?

Путь аскетизма

«Есть только две философии жизни, — сказал однажды Фултон Дж. Шин, — одна — это сначала пир, а потом головная боль; другой — сначала пост, а потом пир». Сегодня, более чем когда-либо, созрело время для восстановления и обновления этой второй «философии», пути аскезы.

На поверхностном уровне аскетизм (совокупность практик добровольного самоотречения, таких как воздержание от пищи) не привлекает нас сегодня. В киноверсии Код Да Винчи , сумасшедший и кровожадный монах-альбинос, Сайлас изображен порющим себя и с цепью, обернутой вокруг его ноги, которую он затягивает, чтобы пустить собственную кровь. Такая картина передает фанатизм, ненависть к себе и религиозную практику, оторванную от всего святого, здорового и доброго.

Однако сегодня в нашей культуре есть многочисленные признаки того, что на более глубоком уровне существует стремление к освобождающему аскетизму, если бы мы только знали, как его практиковать. В эпоху розничной терапии и потребительства мы слышим о людях, которые открыли для себя преимущества сокращения, расхламления и материальной простоты. Пойманные в непрекращающемся и лихорадочном темпе современной жизни, мы ищем способ сойти с конвейерной ленты суеты и найти место, чтобы просто быть, быть с другими, быть с Богом. Тоня в бесконечном море калорий, мы покупаемся на многомиллиардную, но явно неэффективную диетическую индустрию с ее обещаниями «естественного» очищения организма от токсинов, «соковым голоданием» и тысячами разновидностей квазиаскетических практик. Осознавая нашу склонность к непреднамеренному чрезмерному использованию Интернета и других наших коммуникационных гаджетов, мы жаждем свободы, которая приходит от того, что мы «отключены», но не можем заставить себя выдернуть вилку из розетки даже на несколько часов. Есть ли тогда способ извлечь из христианской традиции мудрость для подлинной практики аскезы, которая может привести к свободе и молитвенности, которых мы жаждем сейчас больше, чем когда-либо?

Три искажения

Первое, на что следует обратить внимание, это то, что христианская традиция вполне осознает, что пост и воздержание могут пойти не так по ряду довольно предсказуемых причин. Я отмечу три видных искажения, которым особенно подвержен аскетизм, и средства, предписываемые традицией.

1. Искажение избытка

Первая опасность, которой подвержен аскетизм, это избыток . Например, голодание в течение длительного времени может привести к самовозвеличиванию и гордости за собственные достижения, что в конечном итоге приведет к обратным результатам. Как знает почти каждый, кто когда-либо пробовал сидеть на диете, за чрезмерным голоданием быстро следует переедание. В крайних случаях это может быть даже вредно для здоровья, как это было со святым Игнатием Лойолой вскоре после его обращения. Позже, когда он стал более проницательным и зрелым, он понял, что такой героический пост не был тем, чего желает Бог.

Традиционным исправлением чрезмерного голодания является доктрина «среднего». Среднее — это середина между слишком большим и слишком маленьким. Полезной аналогией является музыкальный инструмент: чтобы он оставался в гармонии, струны не должны быть ни слишком натянутыми, ни слишком расслабленными, а должны быть средними. Святой Фома Аквинский указывает, что даже пост есть дело среднего: не следует поститься до такой степени, чтобы повредить своему здоровью или стать слишком слабым, чтобы выполнять задачи своего занятия, ибо это было бы излишеством. Следуя философам-стоикам, он рекомендует постепенный подход: начинайте с малого, шаг за шагом приближайтесь к среднему. Лучше быть терпеливым, быть нежным, чем пытаться эффектно и рисковать столь же зрелищным крахом.

Сегодня мы настолько далеки от другой крайности, что чрезмерное голодание вряд ли является нашей главной опасностью. Фома делает вызывающее заявление, которое может удивить нас сегодня, но заслуживает нашего серьезного рассмотрения: пост, по его словам, — это не просто церковный закон, но требование самой человеческой природы. Другими словами, взрослый человек не может надеяться найти правильный баланс в жизни, не может надеяться найти середину, кроме как с помощью регулярной практики голодания. В противном случае наши стремления к вещам, которые хороши сами по себе, переходят границы и в конечном итоге порабощают нас.

Найти середину в сегодняшнем аскетизме, середину между излишествами и распущенностью — задача, требующая внимания к мудрости традиции, а также упражнения христианского воображения. Новый аскетизм сегодня будет включать в себя не только воздержание от еды, но и от любого аспекта современной жизни, в котором начинает преобладать принуждение, и мы теряем нашу свободу, наше равновесие. Если я покупаю вещи, чтобы чувствовать себя лучше, возможно, мне нужно воздержаться от покупок; если я обнаруживаю, что одержимо проверяю Facebook и Twitter, или проверяю свои сообщения или электронную почту, возможно, мне нужно воздержаться от этого; и так далее. В любом случае, нам нужна creative верность традиционным практикам поста и воздержания, осознание того, что аскетизм прошлых веков необходимо восстановить, но также адаптировать к новой эпохе потребления, Интернета и ухудшения состояния окружающей среды.

2. Извращение дуализма

Второй способ искажения аскетизма более тонкий, а потому и более коварный. В католической духовности тех, кто стремился к прогрессу в духовной жизни, часто поощряли «умерщвлять» свою плоть, буквально предать ее смерти. Конечно, под «плотью» здесь понимается не само тело, а наша греховная природа. Тем не менее, непреднамеренно создававшееся впечатление, по крайней мере иногда, состояло в том, что духовная жизнь означает отказ от всего, что есть от тела. Другими словами, существует риск дуализм , рассматривающий душу как добро, а тело и материальный мир как зло.

Такой дуализм, конечно, сильно противоречит некоторым основным положениям христианской веры, доктринам Творения, Воплощения и Воскресения. Мы верим, что при сотворении Бог мог посмотреть на сотворенный Им мир и увидеть, что он «хорош весьма» (Бытие 1:31). Мы верим, что в Иисусе Христе Бог стал плотью и таким образом освятил человеческое тело. Мы верим, что в последний день тело и душа будут вознесены в воскресение Христа. Таким образом, в нашей вере нет места отвержению тела и материального мира как нечистых.

Риск, таким образом, заключается в том, что наши аскетические практики бессознательно заражаются пренебрежением к нашим телам, нашим страстям, нашей сексуальности, которые следует рассматривать как драгоценный дар от Бога. Смысл подлинно христианского подвижничества не в том, чтобы освободить душу от тела, и даже не в том, чтобы подавить тело и его побуждения, а в том, чтобы поднять их на истинно духовный уровень, интегрировать в духовное путешествие к Богу.

3. Искажение пустой религиозности

Чтобы выявить третье и последнее искажение аскетизма, нам нужно обратить внимание на убедительные слова пророка Исайи (58:5-6):

Это то, что вы называете постом, днем, угодным Господу ?

Не тот ли пост я избрал:
чтобы развязать цепи несправедливости и развязать узы ярма,
чтобы освободить угнетенных и сокрушить всякое ярмо?

Здесь пророк нападает на пустую религиозность

, которая пытается выслужиться перед Богом, не обращая внимания на основной долг справедливости по отношению к бедным. Пустая религиозность, сосредоточенная исключительно на внешней религиозной практике, есть бегство от реального мира: теряется сила религиозной практики открывать сердце для преобразования, ведущего к более глубокой любви к Богу и ближнему.

Тем не менее, мы не должны неверно истолковывать критику Исайи как атаку на практику поста как таковую. Исаия говорил в то время, когда аскетические практики считались чем-то само собой разумеющимся, частью повседневной жизни. Он призывал людей осознать, что их религиозные обряды не имеют смысла, если между ними и тем, как они относятся к другим, не существует единства. Сегодня мы часто испытываем иное искушение предположить, что истинная религия заключается просто в том, как мы относимся к другим, и что нам больше не нужна духовность, воплощенная в конкретных религиозных практиках, таких как пост. В связи с этим можно вспомнить памятную критику со стороны антрополога Мэри Дуглас, утверждавшую, что внешняя практика не имеет ничего общего с истинной духовностью или подлинной религией:

Ибо ошибочно полагать, что может быть религия, целиком внутренняя, без правил, без литургии, без внешних признаков внутренних состояний. Как и в случае с обществом, так и с религией внешняя форма является условием его существования.
..
(Мэри Дуглас, Чистота и опасность: анализ концепций загрязнения и табу [Нью-Йорк/Вашингтон: Прегер, 1966], с. .62.)

То, к чему нас призывают пророки, есть не отказ от аскетической практики, а настоящий пост, вовлекающий нас телом и душой. Тогда пост станет не бегством от реального мира, а способом сблизиться с теми, кто практикует, по выражению Ганди, «вечный обязательный пост» просто потому, что им не хватает еды.

Почему быстро?

Как мы уже видели, если мы хотим заниматься здоровым и святым аскетизмом сегодня, нам нужно следовать мудрости, которую мы находим в нашей традиции, которая может помочь нам избежать ловушек избытка , дуализма а из пустой религиозности . Не менее важно и то, что традиция учит нас избегать чрезмерных исправлений, ведущих к бестелесной духовности или слишком расслабленному подходу. Но каковы, в конце концов, причины аскетизма? Какова конечная точка?

Совершенно очевидно, что голодание может помочь нам обрести надлежащую власть над собой. Сегодня у нас есть тысяча способов поднять себе настроение: я знаю, я съем что-нибудь вкусненькое, или выпью, или посижу в Интернете, или проверю, не написал ли мне друг, или включу телевизор, или послушаю мой iPod, или пойти в магазин за одеждой, или купить что-нибудь на Amazon, или поиграть в компьютерную игру. Все эти вещи могут быть хорошими, но если мы постоянно используем их, чтобы чувствовать себя лучше, мы можем стать рабами того, что нам нравится. Когда у нас их нет, мы жаждем их. Когда их не хватает, мы чувствуем себя подавленными. Когда мы понимаем, что не должны переусердствовать, мы не можем помочь себе. Итак, во время Великого поста, когда мы отказываемся от вещей, мы проявляем власть над это , вместо того, чтобы позволить это контролировать нас. Мы пытаемся развязать себя. Мы пытаемся стать свободными.

Но есть и более глубокая причина поститься. «Исполненный Святого Духа Иисус вернулся с Иордана и был веден Духом в пустыню на сорок дней» (Луки 4:1). католического рабочего движения. Некоторые люди считают ее современной святой. В книге рассказывается о том, как, став взрослой, она стала атеисткой, но затем постепенно вернулась к молитве и к Богу, так что она обратилась в католицизм и посвятила свою жизнь работе на благо бедных и во имя социальной справедливости. Но она дает название книге, Долгое одиночество . И она описывает, как временами она испытывала ужасное одиночество в своей жизни. Она жаждала быть с людьми, с теми, кого любила, и чувствовала боль разлуки и горя. Но, несмотря на боль одиночества, которую она испытала, она как будто осознала, что ее одиночество не было полностью отрицательным. В этом опыте одиночества она жаждала быть с бедными и жаждала познать Бога.

Поэтому я спросил своих студентов, когда они прочитали книгу: «Можете ли вы рассказать об этом переживании одиночества? Вы когда-нибудь проводите время в одиночестве?» И ответы были поразительными. Одна ученица призналась, что те части книги, посвященные одиночеству, напугали ее. Другая ученица сказала, что она практически не проводит времени одна, а когда она одна, у нее есть какое-то электронное устройство, к которому она может обратиться: мобильный телефон или компьютер — проверить Facebook или электронную почту. Другой сказал, что начал сознательно проводить время без компьютера или телефона, чтобы у него было время поразмышлять или подумать. А другой сказал, что единственный раз, когда ему действительно удавалось побыть одному, это когда он выходил на пробежку, но это время было для него драгоценно именно потому, что это было его единственное время для размышлений.

Дело в том, что сегодня трудно уйти в пустыню с Иисусом. Мы живем в эпоху отвлечений, когда у нас есть тысячи различных способов заполнить эту пустоту одиночества. И в какой-то степени это означает, что мы что-то упускаем. В недавнем отчете в Соединенных Штатах изучалось использование электронных устройств детьми в возрасте от 8 до 18 лет. В нем хотели узнать, сколько детей подключено к iPod, телевизору, Интернету, мобильному телефону и т. д.: сколько время, проведенное ребенком в СМИ. Несколько лет назад это было более 6 часов в день; сегодня американский ребенок проводит в среднем 7 часов 28 минут в день, подключенный к какому-либо электронному устройству. Это более 50 часов в неделю.

«Исполненный Духом Святым, Иисус вернулся с Иордана и был веден Духом в пустыню на сорок дней». быть в одиночестве. Особенно когда дела были очень занятыми и требовательными, он развил аскетизм одиночества. Он проводил время в одиночестве, в уединенных местах, чтобы провести время с Богом.

И поэтому я думаю, что этот Великий пост — это приглашение для нас быть ведомыми Святым Духом в пустыню, чтобы сопровождать нашего Господа, когда Он удаляется в уединенное место. Этот Великий пост — время для нас, чтобы немного отключиться, культивировать это внутреннее, используя старомодное, но ценное слово. Прежде всего, этот Великий пост — время для нас, чтобы мы не боялись выбирать одиночество, а верили, что даже в нашем одиночестве, особенно там, Дух Иисуса находится с нами, привлекая нас к Отцу.

Николас Остин SJ преподает этику в Heythrop College Лондонского университета.

Колледж Хейтроп

Аскетизм Против. Самоотречение

Мы читаем в Бытие, что Бог сотворил небо и землю ex nihilo , из ничего, и что все, что Он создал, было хорошо (Бытие 1:4, 10, 12, 18, 21, 25) . Из этой истории сотворения ясно, что Господь наслаждается делом рук Своих.

Бытие 1:31 говорит нам,

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.

Мы, созданные по образу Божию, призваны быть сотворцами. Мы не можем создать что-то из ничего, но мы созданы для того, чтобы создавать что-то из чего-то. Через нашу работу мы призваны быть продуктивными. Мы должны наслаждаться не только работой Божьих рук, но и своей собственной.

Однако некоторые христиане считают, что из-за грехопадения этот физический мир больше не является хорошим. Они считают, что наслаждению материальными вещами нет места в жизни верующего.

На протяжении всей истории церкви христиане подвергались искушению обесценивать богатство творения, как будто более «духовно» жить жизнью, лишенной красоты, музыки, литературы, живописи и всего прочего, что создал человек. божьей щедрости.

Это не новая идея. Во времена Реформации Жан Кальвин ответил на этот негативный взгляд решительным утверждением красоты этого мира и уместности нашего наслаждения им. Он писал:

Если бы Господь привлек наши глаза к красоте цветов, а наше обоняние к приятным запахам, и было бы тогда грехом пить их?

Философ XVII века Блез Паскаль пишет:

Все люди ищут счастья. Это без исключения. Какие бы различные средства они ни использовали, все они стремятся к этой цели.

Паскаль прав. Мы верим, что Бог специально создал нас, чтобы мы стремились к счастью и наслаждению. Одной из областей, в которых мы должны найти это счастье и радость, является Божье творение и то, что мы делаем из него.

Но Библия призывает к самоотречению тех, кто следует за Христом. Разве Иисус не сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя…» (Мф. 16:24). Как мы можем наслаждаться собой и одновременно отказывать себе?

Мы ошибаемся, если думаем, что самоотречение требует воздержания от всех земных удовольствий. Это не то, чему учит Библия. Библия никогда не предлагает христианину практиковать аскетизм, то есть самоотречение, доведенное до греховной крайности. Напротив, Бог обильно благословил нас «всем для удовольствия», как сказано в 1 Тимофею 6:17.

Апостол Павел пишет в Титу 2:11-12:

Ибо явилась благодать Божия , спасительная всем людям. Она учит нас говорить «нет» нечестию и мирским страстям и жить воздержанной, честной и благочестивой жизнью в нынешнем веке.

Самоотречение означает сказать «нет» нечестию и мирским страстям и жить в праведных рамках, установленных Богом. Мы должны делать то, что Бог повелел нам делать, и воздерживаться от того, что Бог повелел нам не делать.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts