Что объединяет аскетизм, альтруизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм: сравнение понятий
Аскетизм, альтруизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм: значение терминов, что их объединяет?
Содержание
- Что такое аскетизм?
- Что такое альтруизм?
- Что такое гедонизм?
- Что такое эвдемонизм?
- Что такое утилитаризм?
- Что объединяет аскетизм, альтруизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм
- Видео: Андрей Гасилин: «Введение в историю этических учений. Базовые понятия»
В этой статье мы разберем, что такое аскетизм, альтруизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм и что их объединяет.
Что такое аскетизм?
Прежде чем сравнивать понятия аскетизм, альтруизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, необходимо понимать полное значение данных направлений.
Аскетизм, также именуемый аскезой — это суровый образ жизни, добровольный отказ от благ и достижений человечества, и принятие иной формы жизни. При помощи духовного обогащения, специальных упражнений самодисциплины, пожизненного самоограничения, добровольного отвержения мирского принятия, и соблюдение обетов (таких, как отказ от животной пищи, отказ от общения с людьми, обет молчания и т.
Аскетизм строился на мифах религии и идеологии отказа от всего, для достижения высших знаний и благ. Он встречается во всех религиях, но особое, мученическое направление получилось в христианстве, в частности в католицизме.
АскетизмЧто такое альтруизм?
Альтруизм — это активная бескорыстная помощь миру. Альтруист может покровительственно относиться к нуждающимся людям, детям, животным, обществу в целом. Это некая форма самопожертвования, чтобы помочь окружающим.
Такой нравственный принцип постоянно активно обсуждается в обществе. С одной стороны люди-альтруисты делают благое дело, помогая окружающим. С другой стороны они жертвуют собой, что может отразиться не только на их жизни, но и на жизни их родственников.
В изучении направления альтруизма было выявлено, что бескорыстная помощь во многом определяется ответственностью и принципами, заложенными в воспитании.
АльтруизмЧто такое гедонизм?
Гедонизм относится к аксиологическому учению, суть которого заключается в получении удовольствий. В данном учении удовольствие и есть высшее благо человечества и это именно то, к чему необходимо стремиться.
Система удовольствий разнится в зависимости от личности, и полностью должна удовлетворять его потребности и желания. В гедонизме нет запретов на получение наслаждения. Это может быть еда, физические нагрузки, эстетика, любовные утехи и многое иное.
Стоит понимать, что гедонизм не целостная законченная идея устоев, моралей и правил, а лишь четкое обозначение цели, к которой следует направляться. Согласно учению общество должно организовываться таким образом, чтобы в нем было всем комфортно и люди получали максимум удовольствий и минимум горя, страданий.
Что такое эвдемонизм?
Эвдемонизм — это путь к счастью. Эвдемонизм — философское направление, цель которого привести общество, и каждого человека в частности, к бесконечному счастью. Философия эта древняя, и ее поклонником был еще Аристотель.
При этом стоит понимать, что каждый человек стремится к своему индивидуальному счастью, а философы предлагают все-таки определенные пути достижения эвдемонизма. Например, Аристотель считал, то каждое решение необходимо «взвешивать» на весах счастья, а уже в средние века Фома Аквинский утверждал, что эвдемонизма можно достичь только через чистоту религии и познание Бога.
Несмотря на столь разнящиеся мнения у философии эвдемонизма всегда была масса поклонников. Например, одной из основ Декларации независимости США стал эвдемонизм.
Что такое утилитаризм?
Утилитаризм — это этическая теория об укладе жизни человечества. Согласно данной теории все действия человека определяются моральной ценностью. При этом у каждой моральной ценности есть определенная полезность и допустимость. Стоит понимать, что каждый поступок согласно данной теории тщательно взвешивается, чтобы все стороны, соприкасающиеся с данным вопросом, и на кого этот вопрос повлияет впоследствии, должны получить счастье или же определенное удовольствие.
Эволюция утилитаризмаЧто объединяет аскетизм, альтруизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм
Изучив понятия по раздельности, мы можем сделать выводы, что объединяет аскетизм, альтруизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм. У этих понятий очень много общего, но есть и различия.
Аскетизм, альтруизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм являются монолитными знаниями и теориями, которые стали определением жизненных позиций и этических понятий, а также направляющими для создания гармоничного общества. При этом аскетизм, в отличие от альтруизма, гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма призывает отказаться от повседневных дел и нужд, от обычного жизненного счастья, чтобы достичь высшего блага и просветления.
Все эти теории являются уникальным плодом эволюции, так как в первобытном обществе люди не могли и представить, чтобы человек добровольно отказывался от еды или благ, дабы подарить это другому человеку, и они вместе испытали счастье. Стоит напомнить, что в доисторическом обществе человек воспринимал незнакомца исключительно как врага. Но с движением цивилизации и развитием общества человек начал заботиться не только о себе, своих близких, но и о посторонних «чужаках», при этом испытывая положительные эмоции и ощущать гармонию со всем миром.
Благодаря теориям аскетизма, альтруизма, гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма и внедрению их в общество, мир кардинально изменился, и уровень насилия снизился в сотни раз
. Это удивительный феномен, как элементарные манеры поведения, а также воспитанные в обществе порядки изменили общество, и с постоянного страха и напряжения мы пришли к миру, в котором человек чувствует себя уверенно, стабильно и защищено.Теории аскетизма, альтруизма, гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма объединяет стремление достичь счастья и уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне. Ощущение безопасности и комфорта жизни. При этом отличительной чертой является путь, который предлагается пройти, чтобы достигнуть счастья. Например, аскет готов отказаться от благ, чтобы достигнуть внутренней гармонии, а альтруист готов подарить эти блага нуждающимся, чтобы вместе с ними достигнуть ощущения счастья.
А вот поклонники теории гедонизма говорят о том, что не нужно ни от чего отказываться — идите смело на зов удовольствий, и ограничение может возникнуть только тогда, когда это может доставить дискомфорт другим людям, ведь они тоже должны быть счастливы.
Утилитаризм в данном разрезе философии является своеобразной «вишенкой на торте», так как включает в себя основы каждого из предыдущих направлений. Каждый поступок, каждое принятое решение рассматривается под многими углами и получает одобрение только после того, как становится ясно, что все стороны или станут счастливее, или перейдут еще на один уровень ближе к бесконечному счастью.
И в заключение предлагаем посмотреть видео по теме.
Видео: Андрей Гасилин: «Введение в историю этических учений. Базовые понятия»
Принципы этической жизни
Принцип этической жизни — это тот более или менее четко сформулированный и рационально выраженный способ, каким человек определяет свою жизненную позицию, свое отношение к другим людям и к важнейшим проблемам человеческого бытия. Принципы иногда совпадают по названию с этическими концепциями. Например, гедонизм — это и этическая концепция, и принцип, которым руководствуются в своей жизни некоторые люди, чаше всего и не подозревающие, что существует целая концепция, обосновывающая и оправдывающая стиль их поведения. Можно сказать, что этический принцип характеризует стиль жизни человека.
Мы расскажем здесь о некоторых основных принципах. Это альтруизм, эгоизм, гедонизм, аскетизм, нигилизм, утилитаризм, прагматизм, гуманизм, аморализм, имморализм.
Выше мы разбирали гедонизм как этическую концепцию, и сам принцип гедонизма — жить так, чтобы получать от жизни удовольствие, стремиться к максимуму удовольствий (не обязательно чувственных, удовольствия могут быть и интеллектуальными) — непосредственно вытекает из соответствующей этической концепции.
Гедонизм и его разновидность эвдемонизм являются антиподами аскетизма.
Аскетизм (от греческого «аскет» — отшельник, монах) — это пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного. Часто это добровольное перенесение страданий, боли, отказ от общества, от семьи, уход из мира в монастырь и т. д. Цель аскетизма — развитие духа, достижение максимальной духовной концентрации, обретение сверхъестественных способностей. Все это свойственно и последователям йоги, и христианским мистикам, и идейным коммунистам, которые готовы были голодать сами и обречь на голод и мучения целые народы во имя скорейшего достижения светлого будущего. Всем известен предшественник таких коммунистов, герой романа «Что делать?» Рахметов, который спал на гвоздях, готовя себя к будущим испытаниям, и отказывался от минимальных удобств жизни для того, чтобы закалить свое тело.
Часто аскетизм как стиль индивидуальной жизни есть для аскета лишь способ достижения более высоких духовных ценностей. Русский философ и богослов П. Флоренский отмечал, что святые отцы называли аскетику не наукой и даже не нравственной работой, а искусством, художеством, мало того — самым главным искусством, художеством по преимуществу. Теоретическое знание — философия — есть любовь к мудрости. Созерцательное знание, даваемое аскетикой, есть филокалия — любовь к красоте. «…Аскетика создает не «доброго» человека, а прекрасного, и отличительная особенность святых подвижников — вовсе не их «доброта», которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а
Святой подвижник, реально приобщаясь к жизни в безусловной красоте, фактически еще при жизни преодолевает границу между двумя мирами, делая из себя «просиянную тварь».
В аскетизме различается телесное и плотское. Тело — это храм духа, тела могут быть духовными, сквозь оболочку тела, сквозь лицо и глаза может просвечивать дух. А плоть — это животное начало в человеке, выходящее из своих пределов, перестающее служить основой духовному началу. Плоть, согласно Вл. Соловьеву, — это бытие, не владеющее собой, всецело обращенное наружу — пустота, голод и ненасытность, — расплывающееся во внешности и кончающее реальным распадением. А дух — это бытие, вошедшее в себя, самообладающее. Дух требует ослабления плоти, переведения ее из действующего состояния в потенциальное. Таков нравственный смысл настоящего аскетизма.
Соловьев даже формулировал аскетический нравственный принцип, которому должен следовать любой человек: «Подчиняй плоть духу, насколько это нужно для его достоинства и независимости. Имея окончательной, уповаемой целью быть полным господином физических сил своей и общей природы, ближайшею, обязательной своей целью ставь: не быть по крайней мере закабаленным слугой бунтующей материи, или хаоса»64.
Преобладание духа над плотью необходимо для сохранения нравственного достоинства человека. Принцип истинного аскетизма есть принцип духовного самосохранения. Но внутреннее самосохранение отдельного человека, существа хотя бы и духовного, считал Вл. Соловьев, не может быть безусловным добром, или высшею и окончательною целью жизни. Рабство человека у плотских влечений, то есть у всего противоразумного, бессмысленного, превращающего его в худший вид животного, есть, без сомнения, зло. И в этом смысле никто не может возразить против аскетизма, то есть возведенного в принцип воздержания. Всякий согласен, что неспособность к сопротивлению животным инстинктам есть бессилие духа — нечто для человека постыдное и, следовательно, дурное. Значит, способность к такому сопротивлению есть добро и должна быть принята как норма, из которой могут вытекать определенные правила жизни. В этом пункте нравственная философия только уясняет и развивает то, что утверждается простым человеческим сознанием. Помимо всяких принципов, — обжорство, пьянство, распутство непосредственно вызывают отвращение и презрение, а воздержание от этих пороков пользуется невольным уважением, то есть признается добром.
Другая половина эффективного альтруизма: избирательный аскетизм
%PDF-1.7 % 1 0 объект > >> эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > /Шрифт > >> /Поля [] >> эндообъект 3 0 объект > транслировать 2017-01-16T15:41:43-08:002019-10-17T06:52:04-07:002019-10-17T06:52:04-07:00Заявитель pdfHarmony 2. 0uuid:3a7ba3ea-acbb-11b2-0a00-406e83b0fd7fxmp .did:FE99F55ACF66E411A454ED3D53838110xmp.id:f56a4679-3dcb-2c40-b6b1-6dee44a1ee0aproof:pdfxmp.iid:cc71dbef-c06d-b443-8a34-8988730a45e9xmp.did:3ce1a9a9-a952-554d-9388-63d581de8b61xmp.did:FE99F55ACF66E411A454ED3D53838110default
Альтруизм и аскетизм – в чем разница?
альтруизм | аскетизм |
Как существительные разница между
альтруизмом и аскетизмом заключается в том, что альтруизм есть уважение к другим, как естественное, так и нравственное без учета себя; преданность интересам других; братская доброта; самоотверженность; противопоставляется эгоизму или эгоизму , а аскетизм — это принципы и практика аскета; крайнее самоотречение и аскетизм.
Английский( Википедия альтруизм )Существительное( en существительное ) , title= Охота на гудвилл: случайные муравьи доброты», » ( Новый ученый ) ,
Синонимы* ( забота о других ) благотворительность * ( действие , приносящее пользу другим за счет себя ) филантропияАнтонимы* ( уважение к другим ) эгоизм, человеконенавистничество ( ненависть к роду человеческому ), эгоизмСм.Related Posts |