что это такое, правила и принципы поведения, как развить это качество
Читатель Денис спрашивает: «На тренинге услышал, что для успеха в карьере важна ассертивность: вроде того, что не надо слушать ничьих отказов, нужно настаивать на своем и добиваться целей, несмотря ни на что. Если честно, звучит, как описание социопата: боюсь, что если я начну так себя вести, работу я быстро потеряю. Скажите, что дает ассертивное поведение и из чего оно состоит?»
Ассертивность — не социопатия. Это навык уверенности в себе
Ассертивный человек в разных жизненных ситуациях опирается только на свое мнение, свой жизненный опыт, свои убеждения.
Представьте ситуацию: вы всю неделю упорно трудились на работе и договорились провести время с семьей на выходных. Но вот наступили выходные, вы с женой собираетесь в кино, и вам звонит начальник — просит что-то срочно сделать по работе. Как поступить в такой ситуации? Как расставить приоритеты?
Ассертивность позволяет находить опору в себе и отвечать на такие вопросы, не испытывая дискомфорт.
Или, напротив, сейчас вы чувствуете, что работа для вас важнее. Тогда вы объясняете близким ситуацию и принимаетесь за задачу. Время на самокопание и вопрос: «А нужно ли было так делать» не тратите — вы приняли это решение, потому что оно полностью соответствует вашим интересам.
Ассертивное поведение помогает добиваться целей и соблюдать work-life balance
Концепция ассертивности предполагает, что, выбирая себя в конфликтных ситуациях, человек чаще оказывается доволен результатом: не тратит время и силы на сожаления, не испытывает фрустрацию, поставив чужие интересы выше своих.
Ассертивное поведение на работе позволяет легче добиваться целей, выстраивать личные границы, эффективно работать и не выгорать.
В ИТ-компании задачи валятся, как снежный ком, а команда решает их подряд, как они записаны. Эффективность стремится к нулю, команда — к выгоранию, потому что задач много, а толку мало.
Опытный тимлид расписывает приоритеты и ограничивает число задач, за которые берется команда. Например, предлагает брать только три, но самые важные. Руководству такая идея может не понравиться: ведь если задачи есть, нужно заниматься всеми, но ассертивный сотрудник может обосновать свою позицию, отстоять ее перед начальством и объяснить работникам. В результате проект будет двигаться, результат будет осязаемым, все ненужное отпадает само собой.
Ассертивность поможет и в соблюдении баланса между работой и личной жизнью. Если вы определили границы заранее, вас не побеспокоят в нерабочее время без особой нужды, а если побеспокоят — не будут ждать, что вы ответите сразу.
То, как именно вы ведете коммуникацию в нерабочие часы и ведете ли ее, следует обговорить заранее, чтобы это не спровоцировало конфликт в дальнейшем.
У перехода к ассертивности есть минус. Если вы практиковали другой тип мышления и часто шли на уступки, окружающие могут не принять резкие изменения. Это приводит к непониманию и обидам.
Когда человек опирается на себя, он перестает воспринимать чужую обиду как свою проблему, которую нужно срочно решить, жертвуя своими же интересами. Но если игнорировать чувства окружающих, может возникнуть конфликт. Чтобы до этого не дошло, важно оставаться открытым и искать компромиссы.
Чтобы стать ассертивным, нужно развить в себе шесть навыков
Правила ассертивного поведения можно свести к шести пунктам:
- Признавайте свою ценность.
- Ищите взаимовыгодные решения.
- Расставляйте приоритеты.
- Будьте настойчивы.
- Умейте отказывать.
- Оставайтесь гибкими.
Признавайте свою ценность. Ассертивный человек не сравнивает себя с другими ради самоутверждения — это деморализует. Он убежден, его деятельность ценна, и небольшие неудачи не подрывают веру в это. В таком состоянии работать гораздо проще: нет лишнего стресса.
«Я долго работал как руководитель команды и не чувствовал себя успешным в том, что делаю, не мог похвалить себя за работу. Это демотивировало и мешало развиваться. Тогда я решил, что нужно показать себе ценность собственной работы.
Я взял небольшой проект, который вела наша команда, и постарался объяснить себе, в чем именно моя заслуга. Достижения разбирал пошагово: вот я собрал команду, вот я поставил задачу, вот я скоординировал действия, вот фича, которую мы зарелизили, — осязаемый результат моей работы. После этого я увидел ценность своей работы, начал считать себя действительно успешным человеком. Это сбросило с меня лишний психологический груз и нормализовало отношение к работе».
Павел Стоянов
Бизнес-лидер по продуктам Тинькофф
Ищите взаимовыгодные решения. Разговор, в котором каждому собеседнику нужно что-то получить, может закончиться «победой» одной из сторон, никому не выгодным компромиссным решением или взаимовыгодным.
Вечером в воскресенье коллега просит Игоря срочно переделать презентацию для клиента, а он и так завален работой.
Игорь может отказать — тогда его отношения с коллегами испортятся, но ему не придется работать сверхурочно. Он может выполнить просьбу, поработать вечером и приблизиться к выгоранию — зато коллега получит презентацию. Может договориться о компромиссе — мол, сделаю, но упрощенную версию. Тогда он все-таки потеряет время, а презентация будет не такой, как нужно, — все в минусе.
Все эти сценарии невыгодны хотя бы одной стороне.
Ассертивный человек стремится находить win-win-сценарии, в которых обе стороны получат желаемое или другую выгоду. Для этого нужно четко определить свою цель и выяснить конечную цель собеседника наводящими вопросами.
Цель Игоря — вписать эту задачу в рабочий график, у него на неделе есть несколько «окон» по полчаса.
Чтобы понять собеседника, он спрашивает, почему презентацию нужно переделать, кто и когда будет ее смотреть и презентовать, правда ли, что нужно переделывать все.
Оказывается, презентация нужна к среде, а для решения проблемы достаточно исправить один слайд. Игорь может уделить этому полчаса в рабочее время во вторник. Ему не придется перерабатывать, коллега получит материал вовремя — все в плюсе.
Расставляйте приоритеты. Часто рабочих задач гораздо больше, чем времени на их выполнение. Можно взвалить на себя все, работать допоздна без выходных и отпуска и даже укладываться в дедлайны. В один момент эта тактика даст сбои: качество работы упадет, часть задач завязнет в рутине и не будет выполнена, а человек встретится с выгоранием и перестанет испытывать от работы положительные эмоции.
Способность расставлять приоритеты позволяет не только лучше выполнять работу, но и контролировать work-life balance — время, которое вы тратите на себя, свои желания и увлечения.
Концепция ассертивности гласит: не нужно браться за все подряд, думая, что на все хватит времени. Его не хватит — выделите важное для вас и занимайтесь этим.
Будьте настойчивы. Если вы столкнулись с отказом или саботажем договоренностей со стороны другого человека, это не повод сдаваться. Напомните о себе, попробуйте донести мысль иначе. Если нужно — повторите еще раз, отстаивайте свой интерес.
Часто нескольких контактов по теме достаточно, чтобы получить то, что вам необходимо — новый проект, приглашение на работу, повышение или выходной. В теории ассертивности такая практика называется «метод заезженной пластинки».
Умейте отказывать. Если вас о чем-то просят, но выполнение просьбы противоречит вашим интересам, вы вправе отказать. Коллеги зовут вместе сходить на обед, но вы не хотите — не ходите и пообедайте так, как вам нравится. Беретесь за чужие задачи, но уже не хватает времени на свои — откажитесь от чужих, это ваше право.
«Когда я только пришел на работу в банк, я стал развивать один продукт и работал над каналами продаж. В работе было порядка пяти каналов, задач было более чем достаточно.
Однажды начальник написал мне: „А почему ты не развиваешь вот такой канал продаж?“ Для меня это звучало, как: „Бросай все и займись вот этим“. Но немного обдумав ситуацию, я решил объяснить свою позицию начальнику: я сказал, что не верю в этот канал продаж и больше верю в другой, а свое время трачу на развитие более перспективного, на мой взгляд, направления.
Я опасался, что меня будут переубеждать, но босс просто написал: „Окей“. Это было значимым моментом: я понял, что если ты в своей позиции убежден, то и собеседник сможет это принять. Умение отказывать облегчает тебе жизнь, делает ее свободнее, проще и веселее».
Павел Стоянов
Бизнес-лидер по продуктам Тинькофф
Оставайтесь гибкими. Со временем ваши убеждения и установки могут меняться. Это нормально. Важно, чтобы прежние установки не заставляли вас действовать наперекор своим интересам во имя абстрактной идеи последовательности.
Григорий год ждал повышения, говорил о своей позиции руководству, и наконец-то ему предложили ставку руководителя отдела.
Но за тот год, пока он ждал предложения, работа успела наскучить, он понял, что руководить своим отделом не хочет, да и вообще подумывает о смене направления внутри компании.
Стоит ли соглашаться на предложение — зависит от приоритетов, но то, что раньше он сам просил о повышении, не должно становиться определяющим фактором.
Если потребности изменились, примите это и действуйте так, как вам нужно сейчас.
Ассертивность развивается практикой
Уверенность в себе — это такой же навык, как катание на коньках или рисование. Чем чаще вы действуете уверенно и добиваетесь результатов, тем крепче ваши навыки ассертивности, тем вы сами увереннее.
Практикуйтесь. Каждый из навыков, который вы хотите развить, нужно применять в ситуации коммуникации. Например, вам не нравится, когда вас беспокоят по работе в выходные, при этом задачи не требуют срочной реакции. Поговорите с коллегами о том, как вы ведете рабочую коммуникацию в этом случае: попросите писать только в рабочее время или предупредите, что будете отвечать в выделенные для работы часы.
Не бойтесь спровоцировать негативную реакцию: ищите взаимовыгодные сценарии и будьте настойчивы, отстаивая свою позицию. Чтобы диалог не превратился в конфликт, старайтесь не повышать голос и не проявлять агрессию, даже если разговор выводит вас из себя. Если сейчас договориться не удалось, можно сделать паузу и вернуться к разговору позже.
Репетируйте. Моделируйте ситуации, в которых вам нужно проявить настойчивость, и воспроизводите их. Во время тренингов ассертивности для этого используют ролевые игры. Вы можете моделировать диалоги в паре с другом или самостоятельно — просто прокручивая ситуацию в голове.
Анализируйте. Вспомните ситуации, когда вы проявили настойчивость, отстояли свои интересы и получили позитивный результат: например, попросили переделать горький кофе, хотя было проще смириться с потерей, отстояли право на выходной или отказались от бессмысленной конференции в Zoom и вместо этого спокойно доделали задачу.
Закрепите этот образ в памяти, прибегайте к воспоминанию всякий раз, когда будете сомневаться в себе, — это поможет противостоять сомнению.
Консультируйтесь. Если у вас не получается самостоятельно проявлять ассертивность, с этим может помочь психолог. Специалист поможет понять, где вы допускаете ошибки, и подскажет, как лучше развивать уверенность в себе в вашем случае.
Спросите у эксперта
В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff. ru.
Ассертивное поведение
Лидерские навыки Личная эффективность Эмоциональная компетентность Открытые
Скачать брошюру
Ассертивное поведение признается сегодня одним из ключевых аспектов эмоционального лидерства. Более того, согласно многим исследованиям, оно является важнейшим элементом при проведении переговоров, презентаций, решении конфликтов и работе с «трудными» клиентами.
Ближайшая дата:
02 марта — 03 марта (очно)
Заказать программу
Преимущества
Большое количество практических упражнений, что позволит вам отработать полученные знания в безопасной среде.
Использование экспресс-тестов и опросников помогут вам понять ваши привычные стили поведения и реакции на различные ситуации.
Вы сможете не только осознать ваши стереотипы поведения и «красные кнопки», но и научитесь их отслеживать, вести себя более конструктивно и эффективно в любой ситуации.
Собраны лучшие международные и российские подходы. Разработка международного консультанта-практика в области развития эмоционального интеллекта, решения конфликтов, медиации. Это позволяет посмотреть на ассертивное поведение и процесс коммуникации с разных сторон.
Программа включает в себя наглядные демонстрационные и печатные материалы, увлекательные видеоролики и учебные задания.
Что вы получите
- Осознаете привычные стереотипы поведения, которые мешают достижению результатов. Научитесь отслеживать свои привычные стереотипные реакции и менять их на ассертивные.
- Научитесь отстаивать свои интересы, не обижая собеседника, и поддерживать конструктивные взаимоотношения с ним с позиции равных.
- Познакомитесь с различными приемами противостояния нежелательному влиянию.
- Научитесь контролировать собственные эмоции и конструктивно реагировать на критику.
- Сможете выстраивать эффективные взаимоотношения с коллегами всех уровней для быстрого достижения поставленных целей.
Зачем это бизнесу
- Повышение уровня доверия внутри коллектива и во взаимодействии с внешними клиентами.
- Снижение количества конфликтных ситуаций в коллективе.
- Конструктивное и эффективное решение возникающих вопросов.
- Повышение вовлеченности сотрудников за счет «правильной» коммуникации.
- Улучшение эффективности работы сотрудников и кросс-функциональных команд.
Программа
Модуль 1. Эффективное и неэффективное поведение в «трудных» ситуациях
- Ассертивное поведение как цивилизованный способ решения вопросов.
- Ситуации, когда необходимо уверенное поведение: взаимодействие с людьми более высокого статуса, влияние без использования полномочий, необходимость отстоять свою позицию.
- Привычные способы поведения в «трудных» ситуациях: агрессивное, пассивное, пассивно-агрессивное поведение и их последствия. Экспресс-тест.
- Индикаторы ассертивного поведения в индивидуальном и групповом взаимодействии.
Модуль 2. Манипуляции и защита от манипуляций
- Манипуляции как влияние со скрытыми целями.
- Распознание манипуляций. Признаки манипулятивного поведения других людей.
- Остановка манипуляций. Способы пассивной и активной защиты от манипуляций.
Модуль 3. Уважительное убеждение. Техники ассертивного поведения.
- Последовательное отстаивание своих интересов без давления на партнера.
- Техника отстаивания своей позиции в группе.
- Способность настоять на своем, когда аргументов недостаточно.
Модуль 4. Психологическая самозащита. Ассертивная реакция на давление и критику
- Виды деструктивного поведения других людей: давление, критика, провокации.
- Как сказать «нет» и сохранить отношения.
- Способ ухода от провокации.
- Метод уважительной самозащиты.
- Техника перехода от критических замечаний к решению вопроса.
- Алгоритм из шести шагов для работы с возмущенным оппонентом/клиентом. Метод, трансформирующий конфликт в переговоры.
Эксперты
Игорь Корганов
Тренер-эксперт, директор по стратегии и развитию талантов, SHRM-SCP, GPHR, ATD Master Trainer
Юлия Левина
Тренер-эксперт, руководитель направления Blanchard Russia
Ольга Вяткина
Тренер-эксперт, руководитель направления «Эмоциональный интеллект»
Сергей Ясаков
Старший тренер
Виктор Шеффер
Старший тренер
Сергей Щербаков
Старший тренер, сертифицированный коуч (ACSTH, ICF)
Напористое поведение в здравоохранении
Настойчивость является важным коммуникативным навыком. Это часть семейства навыков CRM, которые помогают людям действовать как эффективные члены команды в условиях высокого риска. Уверенное поведение играет важную роль в обеспечении атмосферы безопасности пациентов в медицинских учреждениях. По сути, быть настойчивым означает, что если вы видите проблему, вы говорите, чтобы привлечь к ней внимание и исправить ее.
Человек уверенно общается, не боясь высказывать свое мнение или пытаясь влиять на других, но делая это уважительно и уместно.
Настойчивый человек также готов защищаться от агрессивных вторжений или оскорблений со стороны других. Уважение к коллегам по команде является ключом к пониманию того, как говорить и действовать уверенно.
Настойчивость – это способность выражать свои чувства и отстаивать свои права, уважая при этом чувства и права других. Напористое общение должно быть прямолинейным, открытым и честным, а также разъяснять свои потребности другому человеку.
Настойчивость для некоторых естественна, но этому навыку можно научиться. Люди, овладевшие навыком уверенности в себе, способны значительно снизить уровень межличностных конфликтов в своей жизни, тем самым уменьшая основной источник стресса и повышая уровень безопасности и осведомленности как о себе, так и о других.
Напористый стиль поведения заключается в том, чтобы взаимодействовать с людьми, отстаивая свои права. Быть напористым в большинстве случаев выгодно, но это не значит, что человек всегда получает то, что хочет. Результатом настойчивости является то, что (1) вы хорошо относитесь к себе, и (2) другие люди знают, как с вами обращаться, потому что вы говорите прямо и по делу, но уважительно.
Неагрессивный
В качестве стиля и стратегии общения напористость отличается от агрессии и пассивности. То, как люди справляются с личными границами (своими и чужими), помогает различать эти понятия. Пассивные коммуникаторы не защищают свои личные границы и, таким образом, позволяют агрессивным людям злоупотреблять ими или манипулировать ими. Они также, как правило, не рискуют пытаться повлиять на кого-либо еще. Агрессивные люди не уважают личные границы других и, таким образом, могут причинить вред другим, пытаясь повлиять на них.
Один из способов попрактиковаться в настойчивости — использовать «я-утверждения». Их можно использовать, чтобы выразить свои чувства и пожелания с личной позиции, не выражая суждения о другом человеке или обвиняя его в своих чувствах или проблемах. Вместо того, чтобы говорить что-то вроде: «Ты действительно все испортил», начинай высказывания с «я» и рассказывай о себе и своих чувствах, например: «Я расстраиваюсь, когда это происходит». Он менее обвинительный, вызывает меньшую оборонительную реакцию и помогает другому человеку понять вашу точку зрения, а не чувствовать себя атакованным.
Передовой опыт
Существуют две модели, которые многие медицинские работники, организации и больницы используют для обучения отдельных лиц и групп ассертивному поведению.
Первая широко используемая модель — «Посмотри, скажи, исправь». Этот трехэтапный процесс представляет собой простой метод, который позволяет людям определить проблему или проблему, рассказать о ней и работать над ее решением.
Вторая модель, используемая для обучения уверенности в себе, — это пятиэтапная модель утверждения. Пять шагов, включенных в этот подход, состоят из:
- Привлечение внимания человека: используйте имя и установите зрительный контакт.
- Выразите озабоченность: будьте прямолинейны и недвусмысленны.
- Состояние Проблема: Будьте лаконичны; объясните как надо.
- Предложить действие: предложите план или действие.
- Принятие решения: лидер группы принимает окончательное решение.
При использовании этого метода, если решение не принято, запустите процесс заново на соответствующем этапе, пока проблема не будет решена должным образом. Важно понимать, что окончательное принятое решение может не совпадать с тем, что было предложено изначально.
Напористость, а не агрессивность
Иногда люди путают агрессивность с напористостью, видя, что оба типа поведения предполагают отстаивание своих прав и выражение своих потребностей. Ключевое различие между этими двумя стилями заключается в том, что люди, ведущие себя напористо, будут выражать свои мысли таким образом, чтобы уважать другого человека. Они предполагают лучшее о людях, уважают себя, думают по принципу «выиграл/выиграл» и пытаются идти на компромисс.
Напротив, люди, ведущие себя агрессивно, склонны использовать неуважительные, манипулятивные, унизительные или оскорбительные тактики. Они делают негативные предположения о мотивах других и думают о возмездии или вообще не думают о точке зрения другого человека. Они выигрывают за счет других и создают ненужные конфликты.
Преимущества самоуверенности
Уверенность влияет на многие сферы жизни и оказание помощи. Напористые люди, как правило, имеют меньше конфликтов, что приводит к гораздо меньшему стрессу в их жизни и среди членов команды. Они удовлетворяют свои потребности (что также означает меньше стресса из-за неудовлетворенных потребностей) и помогают другим удовлетворять свои потребности. Наличие более крепких, более поддерживающих отношений практически гарантирует, что в кризисной ситуации или ситуации высокого риска у них есть люди, на которых они могут положиться, что также помогает справляться со стрессом и даже приводит к более здоровому телу.
В отличие от этого, агрессивность имеет тенденцию отчуждать других и создавать ненужный стресс. Те, кто подвергается агрессивному поведению, как правило, чувствуют себя атакованными и часто избегают агрессивного человека, что вполне понятно. Со временем люди, которые ведут себя агрессивно, как правило, имеют череду неудачных отношений и небольшую поддержку в команде, и они не всегда понимают, что это связано с их собственным поведением. Как ни странно, они тоже часто чувствуют себя жертвами.
Пассивные люди не умеют адекватно сообщать о своих чувствах и потребностях другим. Они настолько боятся конфликта, что позволяют своим потребностям оставаться неудовлетворенными и скрывают свои чувства, чтобы «сохранить мир». Пассивные люди стремятся избежать конфликта, избегая общения о своих потребностях и чувствах; однако такое поведение вредит командной работе и безопасности в долгосрочной перспективе. Они могут чувствовать себя жертвами, но продолжать избегать конфронтации, становясь все более злыми до тех пор, пока, когда они, наконец, что-то не говорят, это не выходит агрессивно. Другая сторона даже не подозревает о наличии проблемы, пока ранее пассивный человек практически не взрывается. Это приводит к обидам, более слабым отношениям, плохой работе в команде, нарушениям безопасности и большей пассивности.
Как стать более напористым
Первый шаг к тому, чтобы стать более напористым, — это честно взглянуть на себя и на свое текущее положение. Ответы на следующие вопросы помогут вам понять:
- Вам трудно принимать конструктивную критику?
- Вы ловите себя на том, что говорите «да» на просьбы, которым на самом деле следовало бы сказать «нет», просто чтобы не разочаровывать людей?
- У вас есть проблемы с высказыванием разногласий с другими?
- Склонны ли люди чувствовать отчуждение от вашего стиля общения, когда вы с ними не согласны?
- Вы чувствуете себя атакованным, когда кто-то имеет мнение, отличное от вашего?
- Если вы ответили утвердительно на некоторые из этих вопросов, вам следует попрактиковаться в том, чтобы быть более напористым.
Знание собственного напористого поведения и склонностей поможет вам развить в себе беспроигрышный менталитет. И с практикой вы можете начать становиться более напористым. Вот несколько полезных советов, как это сделать:
Обращаясь к кому-либо по поводу поведения, которое вы хотели бы изменить, придерживайтесь фактических описаний того, что они сделали, что вас расстроило, а не ярлыков или суждений.
Настойчивость — Ваше поведение; Ваш выбор
Кевин Бримхолл | 26 июля 2022 г. | Личное совершенствование
В любой рабочей ситуации (а также вне работы) у вас есть выбор: быть напористым, агрессивным или ненапористым . Ваш выбор, конечно, зависит от многих факторов, но какой выбор обычно является правильным?
Давайте начнем с определения трех вариантов выбора, которые есть у всех нас:
Ненапористое поведение: Если вы оставляете решения другим или принимаете решения, чтобы избежать конфликта, вы действуете ненапористо. Ненапористый человек — это тот, кем часто пользуются, кто чувствует себя беспомощным, берет на себя все проблемы, соглашается на неуместные требования и необдуманные просьбы и позволяет другим выбирать за него или ее. Неутверждение — это неспособность постоять за себя или защита себя настолько неэффективным образом, что ваши права легко нарушаются.
Агрессивное поведение: Если вы принимаете решения, основываясь на их способности влиять на других или не принимая во внимание их влияние на других, вы действуете агрессивно. Агрессия — это отстаивание себя таким образом, что при этом нарушаются или наносятся ущерб правам другого человека. Это также может быть попыткой унизить или принизить другого человека.
Напористое поведение: Если вы принимаете решения на основе информации и своих потребностей, вы действуете напористо. Быть настойчивым означает общаться с другими людьми прямо и честно, не задев чьи-либо чувства намеренно. Прямое общение может снизить конфликтность, укрепить уверенность в себе и улучшить личные и рабочие отношения. Настойчивость — это навык, которому может научиться каждый. Утверждение — это отстаивание себя таким образом, чтобы не нарушать основных прав другого человека. Это прямое, честное и уместное выражение своих чувств и мнений.
Ясно, что агрессивное поведение является предпочтительным вариантом. И если подумать об этом по-другому:
- Чтобы действовать агрессивно , требуется мышление победа/поражение . Я выигрываю, а ты проигрываешь.
- Чтобы действовать неагрессивно , требуется мышление проигрыш/выигрыш . Я проигрываю, а ты выигрываешь.
- Чтобы действовать напористо , требуется установка на победу/выигрыш . Я буду отстаивать свои права и в то же время уважать ваши права во время любого общения или взаимодействия вместе.
Настойчивость позволяет вам честно и прямо выражать свои потребности, мысли и чувства, не нарушая прав других.