АССОЦИАЦИЯ | Энциклопедия Кругосвет
АССОЦИАЦИЯ – в современной психологии связь между двумя или более психическими явлениями, при которой возникновение одного из них обусловливает появление (актуализацию) другого (других). Психофизической основой ассоциации считается условный рефлекс. Эта трактовка описывает более широкую область психических явлений, нежели «ассоциация идей», традиционно понимаемая как процесс, при котором возникновение одной идеи вызывает появление другой, связанной каким-либо образом с первой.
Еще в древности считалось, что одна идея может быть связана с другой «по ассоциации» и что сложные представления, таким образом, строятся из более простых. Постепенно это понятие было перенесено на связь между двумя действиями или между стимулом и реакцией.
Выражение «ассоциация идей» впервые было использовано и подробно раскрыто Джоном Локком в четвертом издании его Опыта о человеческом разумении (1700), при этом ассоциация рассматривалась им как механизм течения психических процессов, противоречащий и неподконтрольный разуму, даже как «некоторый вид сумасшествия». В то же время само понятие ассоциации гораздо старше. Обычно оно приписывается Аристотелю, который, анализируя запоминание, высказал предположение о существовании ассоциаций по сходству, контрасту или смежности. Одна идея влечет за собой другую, если они сходны или противоположны, или когда события смежные во времени или пространстве.
В 17 и 18 вв. принципу ассоциации придавалось большое значение, особенно активно его разрабатывали Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм. Все они преимущественно интересовались происхождением сложных идей из простых. Для них психические образования (ощущения, двигательные акты, восприятия, представления, идеи) являлись элементарными частицами психической жизни, соединяемыми посредством ассоциаций подобно тому, как элементарные частицы материи удерживаются взаимным притяжением. На этой основе сформировался ассоцианизм (ассоциативная психология) – одно из наиболее влиятельных направлений мировой психологии 18–19 вв., сводившее механизмы протекания всех психических процессов и психомоторных актов к принципу ассоциации и стремившееся утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. Развитие этого учения связывают с именами Дэвида Юма, Дэвида Гартли, Джозефа Пристли. Предполагалось, что поскольку взаимодействие человека с окружающим физическим миром происходит по законам механики, то и связи идей действуют на тех же принципах.
В ходе дальнейшего развития ассоцианизма аристотелевы принципы ассоциаций по сходству, контрасту и смежности были названы первичными законами. В то же время шотландский философ Томас Браун (1778–1820) больше внимания уделял изучению того, как человек запоминает. Он сформулировал вторичные законы – частоты, новизны и яркости, указывающие условия, необходимые для действия первичных законов (например, чем чаще встречаются два сходных объекта, тем более выражена тенденция одного вызывать в памяти другой). Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн и Герберт Спенсер развили ассоцианизм и сделали его основанием новой научной психологии, возникшей во второй половине 19 в.
Зарождение и развитие американского бихевиоризма, связанные с именами Эдуарда Торндайка (1874–1949), Джона Уотсона, Кларка Халла (1884–1952), Берреса Скиннера и др. , а также открытие и исследования условного рефлекса Иваном Петровичем Павловым привели к пересмотру понятия ассоциации. Вместо изучения связи одной идеи с другой стала рассматриваться постоянная ассоциация внешнего стимула и реакции. Старая пословица гласит: «Обжегшись на молоке, дуют на воду». Согласно классическому ассоцианизму, это означало, что «идея» жидкости по смежности ассоциируется с идеей боли. Бихевиористы, рассматривая ту же ситуацию, интерпретировали ее иначе: в результате предшествующего болезненного опыта один только вид жидкости может вызывать отрицательную реакцию.
Обновленный ассоцианизм имел значительное влияние; он явился теоретическим основанием множества экспериментов. Критики ассоцианизма утверждают, что единицы, которыми он оперирует, вычленены искусственно, а более масштабные поведенческие феномены и психологические характеристики должным образом не рассматриваются. Представление об ассоциации как единственном и универсальном принципе течения психических процессов обнаружило полную несостоятельность в начале 20 в. под влиянием принципа целостности, наиболее полно разработанного в школе гештальтпсихологии. В современной психологии ассоциации придается роль важного, но далеко не единственного принципа динамики психической жизни, на котором основан ряд оригинальных методов ее исследования: например, метод свободных ассоциаций Зигмунда Фрейда, ассоциативный эксперимент Карла Густава Юнга и др.
См. также ПСИХОЛОГИЯ; БИХЕВИОРИЗМ; УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС.
АССОЦИАЦИЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Е. Е. Соколова
АССОЦИА́ЦИЯ в психологии, связь между двумя содержаниями опыта (ощущениями, образами, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечёт за собой и появление другого. Чем чаще возникает в опыте такая связь, тем прочнее становится А.
Явление А. было описано ещё Платоном и Аристотелем. Мн. мыслители, не употребляя термина «А.», использовали идею А. для объяснения приобретения опыта (Т. Гоббс), возможного механизма овладения своими страстями (Р. Декарт), особенностей «движения мыслей» (Б. Спиноза). Термин «А.» ввёл Дж. Локк в кон. 17 в. для обозначения связей между разными «идеями», возникающих по причине случайного совпадения во времени и пространстве соответствующих этим идеям событий. Локк считал эти связи «неразумными», в отличие от связей, устанавливаемых разумом.
В 18–19 вв. понятие «А.» приобрело чрезвычайную популярность в психологии. Дж. Беркли пытался объяснить через А. восприятие «третьего измерения», т. е. глубины. В ассоциативной психологии А. считалась преобладающим или даже единств. механизмом работы сознания. Описывались типы А., различающиеся путями их образования. Д. Юм выделил А. по сходству (голубое – синее), по контрасту (чёрное – белое), по смежности в пространстве и времени (случайный испуг ребёнка в тёмной комнате вызывает затем страх темноты) и причинно-следственные А. (яркая вспышка света – болевое ощущение). Д. Гартли и Джеймс Милль сводили все А. к А. по смежности в пространстве и времени, поскольку отрицали к.-л. активность субъекта в процессе образования ассоциативных связей. Кроме этих первичных законов образования ассоциаций, Т. Браун выделил «вторичные» законы – факторы, способствующие возникновению конкретной А. из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в А., их новизна, особенности индивида и т. п. А. Бэн выделял также «творческие А.», в основе которых, по его мнению, лежит «спонтанная активность ума».
Одни авторы считали А. только «тенью» мозговых процессов, сочетающихся по определённым физиологическим законам (Т. Гоббс, Д. Гартли, Джон С. Милль, А. Бэн), другие приписывали возникновение А. исключительно законам сознания самого по себе (Джеймс Милль), третьи занимали промежуточную позицию (Т. Браун).
С кон. 19 в. ассоциативная психология теряла свои позиции. Мн. исследователи начали вкладывать новое содержание в термин «А.». З. Фрейд считал А. не механической, а смысловой связью, с помощью которой можно объяснить скрытые мотивы человеческого поведения, используя «метод свободных А.», когда пациент говорит всё, что приходит ему в голову, ничего не отвергая. К. Г. Юнг разработал «ассоциативный тест», зачитывая испытуемому перечень слов, на каждое из которых тот должен как можно быстрее отреагировать другим словом. Заминки и странности в реакциях испытуемого Юнг использовал для выявления его комплексов и проблем. Ассоциативный тест получил развитие в практике судебно-психологической экспертизы, концепция А. нашла применение в диагностич. исследованиях патологич. изменений психики (Э. Крепелин, Э. Блейлер), в педагогике и др. областях.
Определение, использование, процесс и эффективность
Свободные ассоциации — инструмент, используемый в психоанализе — направлен на углубление вашего самопонимания путем наблюдения за любыми мыслями, словами или образами, которые свободно приходят вам в голову.
Во время сеанса свободных ассоциаций ваш терапевт может попросить вас поделиться всем, что у вас на уме, например, воспоминаниями, словами, образами или мечтами. То, что вы говорите, не всегда будет иметь смысл, и это нормально. Цель состоит в том, чтобы исследовать свой внутренний мир и искать закономерности, которые возникают.
В 21 веке некоторые нейробиологи поставили под вопрос эффективность психоанализа и свободных ассоциаций. Однако другие по-прежнему видят его преимущества, особенно для людей, желающих и способных пройти длительную терапию.
Услышав фразы «свободная ассоциация» или «поток сознания», у некоторых людей может возникнуть образ человека, лежащего на кушетке — терапевт говорит «собака», а клиент отвечает «кошка». Эти образы говорят о корнях свободных ассоциаций как ключевого фрейдистского инструмента психоанализа, разновидности психотерапии (разговорной терапии).
В современной практике, однако, свободные ассоциации имеют тенденцию быть более совместными.
Если ваш терапевт просит вас свободно общаться на сеансе, он дает вам возможность выражать любые идеи, мысли и мечты, которые приходят на ум. Он направлен на доступ к бессознательному разуму.
Ваш терапевт, скорее всего, будет работать над тем, чтобы замечать повторяющиеся паттерны, символы и воспоминания среди ваших свободно плавающих мыслей. Работая вместе со своим терапевтом, вы можете следовать подсказкам этих ассоциаций, чтобы лучше понять себя.
Свободные ассоциации — это способ перенести свой внутренний мир в терапевтический кабинет или на экран теледок. Образы из вашего прошлого могут возникать и повторяться в свободной ассоциации. Как они связаны с настоящим и влияют на него, вы и ваш психотерапевт можете изучить со временем.
Различные типы терапии могут использовать свободные ассоциации, включая психоаналитическую терапию и психодинамическую терапию.
Свободные ассоциации, терапевтический метод, используемый для исследования психики, является важной чертой психоанализа. Клиента просят выразить все, что у него на уме, включая воспоминания, слова, образы и мечты, какими бы случайными они ни были.
Начиная с Фрейда
В 19 веке психоаналитик Зигмунд Фрейд разработал свободную ассоциацию, чтобы помочь клиентам преодолеть блоки, вызванные бессознательной травмой и вызванными ею защитами. В первые дни использования свободных ассоциаций Фрейд гипнотизировал клиентов, кладя руки им на лоб и спрашивая их о первых словах, которые приходили им в голову.
Он использовал свободные ассоциации для анализа снов, оговорок и навязчивых идей. Что представляет интерес с этой техникой, даже сегодня, так это не просто идеи, которые клиенты выражают, но движение между одной идеей и другой — то, как определенные идеи соединяются или блокируются.
Фрейд хотел сделать бессознательное сознательным, и его способом сделать это были свободные ассоциации.
Терапия со свободными ассоциациями сегодня
Если бы вы сегодня выбрали терапию со свободными ассоциациями, было бы полезно знать, что некоторые вещи будут выглядеть совершенно иначе, чем во времена Фрейда:
- ).
- Ваш терапевт будет сидеть на своем стуле.
- Вероятно, вы будете сознательным участником (не загипнотизированным).
- Терапевтические сеансы часто состоят из 50-минутных блоков.
- Терапевты отслеживают ход сеансов.
- Скорее всего, в свободных ассоциациях вы начнете говорить, используя любые слова, которые приходят вам в голову.
Примерно как в психоанализе, в психодинамической терапии свободные ассоциации используются для:
- преодоления блоков и защит
- понимания корней текущих страхов
- улучшения осознанного понимания эмоций
Свобода говорить бездумно, даже случайным образом, со временем может оказаться полезной. Поскольку именно вы управляете ассоциациями, вы с меньшей вероятностью будете формировать свои мысли в ответ на подсказки или предложения вашего терапевта.
Вы также можете найти освобождение, когда вам не нужно связывать вещи вместе в связную историю. Работая со своим психотерапевтом, вы можете обнаружить или даже наткнуться на эмоции и озарения, которые иначе могли бы отредактировать.
Эта свобода поможет:
- раскрыть свой внутренний мир, чтобы вы и ваш терапевт могли его увидеть и понять
- обнаружить удивительные связи и скрытые эмоции
- развить эмпатию и помочь вам раскрыться с вашим терапевтом
- улучшить ваше понимание того, как влияет ваше прошлое ваше будущее
- больше свободы в отношениях с меньшим количеством защит
В чем еще могут помочь свободные ассоциации и почему?
Свободные ассоциации могут позволить вам понять и понять прошлые травмы, а также проблемы в прошлых отношениях.
В своем обсуждении того, как работает «лечение разговорами», клинический психолог Серен Шах отмечает, что акцент на прошлом может отнимать много времени и расстраивать. Тем не менее, она заключает, что это может быть ценным инструментом для развития осознания эмоций.
Понимание того, как прошлое влияет на настоящее, может дать вам больше возможностей для выбора в текущей жизни. Чувство понимания в процессе может помочь избавиться от беспокойства и депрессии, которые могут быть симптомами травмы.
Предположим, клиент начинает говорить на терапии о торте, который он купил сегодня утром на день рождения своей сестры. Затем он вспоминает своего двоюродного брата, который умер в день его 12-летия, после чего его семья перестала устраивать ему вечеринки. Может быть, он упоминает, что поссорился со своей матерью после того, как посетил булочную для своей сестры. Теперь он не чувствует себя на вечеринке, которую он устраивает для своей сестры сегодня вечером.
Эти свободные ассоциации могут привести его к тому, что его терапевт задаст вопрос о гневе, который он может испытывать по отношению к своему двоюродному брату за смерть или к своей семье за то, что они отказались от празднования его дня рождения. Вне терапии он может подвергать свой гнев цензуре, опасаясь, что он будет несправедливым или неуместным.
Целью свободных ассоциаций было бы высвобождение его гнева в терапии. Это позволило бы ему ясно думать и чувствовать о вечеринке его сестры. А может, устроить себе вечеринку на день рождения.
Обзор исследований 2020 года показал, что свободные ассоциации могут принести пользу как исследователям, так и отдельным клиентам:
- помогая понять, как происходят психологические изменения во время психоанализа и психодинамической терапии
- укрепляя эго, проливая свет на то, как прошлое влияет на настоящее
- устранение или разрушение аспектов болезненного опыта, которые больше не служат клиенту
В обзоре исследований 2017 года ставится под сомнение актуальность психоанализа и свободных ассоциаций для психиатрии. Его преимущества не были подтверждены нейробиологией или нейровизуализацией. Тем не менее, заключает автор, психоанализ всегда будет важен, поскольку он учит терапевтов внимательно слушать истории жизни.
Шах и другие считают, что свободные ассоциации полезны для долгосрочного самопонимания. Ключевые аспекты, которые вы могли бы рассмотреть, если вас интересует терапия свободными ассоциациями, включают:
- потребность в чутком, слушающем терапевте
- ваша собственная терпимость или готовность исследовать глубокое, а иногда и грубое самовыражение
- ваша готовность и способность проводить еженедельные сеансы в течение года или более
Если у вас кризис психического здоровья или есть проблемы в отношениях, которые кажутся неотложными, вам может быть полезно начать другой тип терапии, соответствующий вашим текущим потребностям психического здоровья, прежде чем пробовать терапию свободных ассоциаций.
Если вы чувствуете желание исследовать свой внутренний мир и продолжающиеся последствия прошлого, терапия свободных ассоциаций может быть тем, что вам нужно. Свободные ассоциации могут привести вас к захватывающим открытиям и эмоциональному освобождению, подтолкнув вас к полезным изменениям в вашей нынешней жизни.
Чтобы найти чуткого, заслуживающего доверия терапевта, вы можете начать с проверки:
- инструмента «Найти аналитика» Американской психоаналитической ассоциации
- Ресурса «Найти терапевта» Psych Central
Доверенные друзья и медицинские работники также могут дать направления.
Ассоциация школьной психологии штата Кентукки
Ассоциация школьной психологии штата Кентукки является профессиональной ассоциацией школьных психологов штата Кентукки. Мы являемся членами Национальной ассоциации школьных психологов, Психологической ассоциации Кентукки, Ассоциации школьных администраторов Кентукки и Центра школьной безопасности Кентукки.
ПОДРОБНЕЕ О KAPS
Ознакомьтесь с победителями премии KAPS на вкладке «Ресурсы», чтобы узнать о наших последних региональных победителях, победителях конкурса «Школьный психолог года» и «Дженни Эвальд» в 2020 году.
На страницу мероприятий добавлены новые тренинги PREPaRE. Будьте уверены, чтобы проверить их. Каждая двухдневная сессия стоит 150 долларов для членов KAPS.
Вкладка «Реагирование на кризис» была добавлена на страницу «Психологические ресурсы» вместе с информацией о том, как связаться с руководителями группы реагирования на кризис KAPS.
Адвокация
KAPS предлагает своим членам адвоката по связям с правительством и политическими кругами в области школьной психологии.
База данных КНР
Члены нашей организации имеют доступ к профессиональному списку школьных психологов Кентукки и официальному каталогу школьных психологов KAPS.
Интернет-ресурсы
В качестве члена вы получите доступ к нашему профессиональному веб-сайту с актуальной информацией о тренингах, текущих проблемах и ресурсах;
Ежегодная конференция
Наши участники получают эксклюзивные приглашения на нашу профессиональную государственную конференцию со скидкой для членов, а также на региональные тренинги и мероприятия KAPS.
Этический совет
Наши участники имеют доступ к текущим консультациям по вопросам этики через кафедру этики KAPS.
Представление
Наших членов поддерживают представители KAPS в различных организациях, выступающих за включение и рассмотрение школьной психологии в государственные программы и инициативы.
Предстоящие тренинги PREPaRE
Мероприятия, Безопасность / Кризис
Центр школьной безопасности Кентукки в партнерстве с Ассоциацией школьной психологии Кентукки (KAPS) предлагает тренинг по реагированию на кризисы PREPaRE для школьных специалистов по психическому здоровью! Ссылка для регистрации в Хопкинсвилле: https://forms.gle/FdEthbbCJFPL8kWA9 Ссылка для регистрации в Лексингтоне: https://forms.gle/WgMZt2h3nPDvUCYy7 Обратите внимание: – Доступно только 40 мест на тренировку, поэтому в порядке очереди! –После регистрации…
Подробнее
Руководство NASP по обеспечению благополучия учащихся в контексте выборов 2020 г.
Психическое здоровье, без категорий
Выборы 2020 года вызвали сильные мнения, эмоции и разногласия среди многих американцев, и они происходят в контексте широко распространенного постоянного стресса и беспокойства из-за пандемии, экономических проблем, расовой несправедливости и беспорядков. . Независимо от исхода выборов, нам предстоит многое сделать, чтобы оздоровиться и двигаться вперед как нация. Как родители, опекуны и педагоги, мы несем важнейшую ответственность за то, чтобы помочь детям и молодежи чувствовать себя в безопасности и в безопасности, а также помочь им научиться взаимодействовать с другими людьми, придерживающимися разных точек зрения, в мирной, терпимой и уважительной манере.
Подробнее
15.10.2020
В центре внимания KAPS: Д-р . УИЛЬЯМ «БИЛЛ» ПФОХЛ
KAPS Spotlight
О докторе Билле Пфоле Недавно ему сообщили, что он стал лауреатом престижной премии APA Division 16: Jack Bardon Distinguished Services Award в 2020 году за его усердную работу и самоотверженность в качестве вдохновляющего агента перемен в области школьной психологии.