Ассоциативность в психологии это: что это? Отвечаем на вопрос. Значение и объяснение

что это? Отвечаем на вопрос. Значение и объяснение

Есть слова, значения которых нам не слишком часто пригождаются в повседневной жизни, но их необходимо понимать, потому что жизнь состоит не только из быта. Как кажется, именно из таких сегодняшний наш гость – ассоциативность. Это (характер слова) выяснится в процессе разбора.

Значение

Сложность в том, что существительное «ассоциативность» в принципе встречается нечасто. Если нам надо изумиться случайным связям, которые возникают в голове человека, то мы выберем скорее словосочетание «ассоциативный ряд», чем существительное. То есть преимущество у прилагательного, и это неспроста. Толковый словарь, например, тоже не признает самостоятельного значения слова «ассоциативность» и отсылает нас к прилагательному. Что ж, давайте последуем по предложенному адресу: «Устанавливаемый по ассоциации (второе значение)». Не откладывая дела в долгий ящик, посмотрим это самое второе значение слова «ассоциация»: «Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое».

Причем ассоциации не всегда бывают предсказуемыми. Например, у человека, думающего о рассказе «Маска» Чехова, может возникать в воображении кадр из фильма «Маска» (1994) с Джимом Керри. На первый взгляд, никакой связи нет. Но если вдуматься, то она есть, потому что поведение столь разных главных героев одинаково провокационно. И даже источник один и тот же – желание развлечься. Однако большинству людей такая ассоциативность (и это понятно) покажется странной.

Ассоциация как способ исцеления

Пусть читатель не пугается, в наши планы не входит глубокое погружение в историю психоанализа, да это и не нужно. Иногда самые странные и безумные ассоциации могут служить дорогой к подсознанию. Как известно, автором метода свободных ассоциаций является З. Фрейд. Представьте: человек лежит на кушетке, а З. Фрейд сидит в изголовье. Клиент не видит психоаналитика и начинает называть слова и словосочетания, которые ему просто приходят на ум. Пока поток льется без препятствий, психолог не вступает в игру: он не нужен. Как только возникает пауза, психоаналитик спрашивает клиента, в чем причина. Таким образом, специалист разматывает тугой клубок проблемы и добирается до ее корней. Другими словами, иногда ассоциативность – это прекрасный профессиональный инструмент, как скальпель хирурга.

Стереотип – это ведь тоже ассоциация

Да, забыли сказать: мы насыщаем материал фактическими примерами, потому что (и это очень важно) у объекта исследования нет синонимов. А так как свято место пусто не бывает и тема интересная, то можно поговорить о не менее существенных вещах, связанных с ассоциативным рядом в принципе.

Давайте воспроизведем три основных стереотипа, взятых случайным образом:

  • Блондинки – глупые.
  • Мужчины плохо готовят.
  • Все женщины умеют готовить.

Плюс стереотипа в том, что не надо особенно думать, потому что есть шаблон, схема, готовый образ. А минус в том, что он мешает воспринимать жизнь так, как она есть, а не так, как нам кажется. Большинство стереотипов могут не соответствовать реальности в каждом конкретном случае, но правы в общем. В противном случае они бы исчезли.

И поэтому, когда мы видим блондинку, мы сразу думаем, что она необразованная и нашпигована различными штампами. Но такая ассоциативность – это тоже своего рода клише. Отличный пример разрыва этого шаблона представлен в фильме «Блондинка в законе» (2001). В кинокартине умело эксплуатируются расхожие истины о белокурых дамах, а затем опровергаются поведением главной героини.

Остальные два стереотипа тоже не всегда правы. Но все равно большинство людей, смотря на мужчину, думает, что он со сковородками на «вы», а с женщиной обратная история. Нужно ли говорить, что значение ассоциативности в данном случае немногого стоит?

Что такое ассоциативный ряд и как он помогает в терапии

Ассоциативный ряд – это набор каких-то элементов, понятий, которые связаны между собой каким-то общим признаком. Упоминая один элемент, в памяти всплывает другой. Именно эта способность мозга устанавливать связи между предметами, явлениями позволяет создавать сновидения, предчувствия, ностальгию.

Ассоциативный ряд стал инструментом в разных гуманитарных областях. Он используется в психологии, педагогике и даже эзотерике. С помощью ассоциативных рядов можно развивать память, мышление, интеллект, способность к самоанализу, а так же разгадывать собственные сны.

В этой статье:

Развитие интеллекта и мышленияАссоциативный ряд в психологииКак это работает?Арт-терапия и ассоциативный ряд

Развитие интеллекта и мышления

Фото Wolfgang Hasselmann on Unsplash

Ассоциативный ряд часто используется в тестах интеллекта. Некоторые задания предполагают работ с ассоциациями. Выполняя тестовые задания, ты можешь узнать о развитии логики и эрудированности у себя. Чем натренированнее мышление, тем быстрее ты находишь ассоциативные связи между предметами, явлениями.

Детей этому учат ещё в дошкольном возрасте. Это простые игры в ассоциации, когда нужно объединить 2-3 предмета по общему признаку. Например, к солнышку можно присоединить море и песок. Или шнурки к ботинкам. Это самые простые и очевидные ассоциативные ряды.

Ассоциации – это то, что человек усваивает с опытом, чему научается. Каждый ребёнок впитывает основные способы проводить ассоциативные ряды. Кстати, при диагностике шизофрении используется тест на ассоциации. Больные шизофренией не обнаруживают ассоциативных связей между предметами, либо видят ассоциации, далеко не очевидные и косвенные.

Решение различных интеллектуальных задач на ассоциации позволить тренировать мышление. Ты легко можешь найти сборники задач или интернет-ресурсы для тренировки ассоциативного мышления. 

Метод ассоциаций

Ассоциативный ряд в психологии

Метод ассоциативного ряда используется в разных психологических школах и направлениях: НЛП, гештальт психология, арт-терапия, психоанализ. Как видишь, без ассоциаций просто не обходится ни один психолог.

Такое направление, как НЛП (нейро-лингвистическое программирование) использует метод ассоциаций, чтобы закрепить какие-то важные навыки или процессы. Например, есть техника «якорь». Она используется для того, чтобы в памяти закрепилось что-то важное.

Например, ты хочешь заработать определённую сумму на новую машину. Эта цель заряжает энергией и не отпускает тебя. Для того, чтобы помочь мозгу «настроиться» на нужную цель, метод якоря включает ассоциации. Нужно представить, что ты уже добилась своей цели и едешь за рулём своей мечты. Представь ярко и подробно, что ты в этот момент чувствуешь, думаешь? Что происходит вокруг тебя: как пахнет новый салон автомобиля, какая музыка играет, или, может быть, ты едешь мимо набережной? Какие запахи и звуки окружают тебя? Какие картинки, образы ты представляешь, когда думаешь о своей мечте?

Подробно описав свою мечту в реальном воплощении, выдели в этой картинке главные акценты. И придумай для них «якоря». Возможно, это будут какие-то символы, которые ты нарисуешь на маленьком листочке и положишь везде: в кошельке, в письменном столе, даже на полке холодильника. Важно, чтобы твой взгляд неожиданно натыкался на якорь, связанный с твоей мечтой. Так, мозг постоянно будет получать сигнал, ассоциативно связанный с целью. Это позволит даже бессознательными механизмами проложить пут ьк мечте.

В качестве якоря можно использовать нарисованные символы, маленькие предметы, что угодно, главное – это должно напоминать о твоей цели.

Как это работает?

В гештальт психологии ассоциации используются в работе с проблемными ситуациями человека. Например, неприятные симптомы в теле. Когда человека мучают, например, частые головные боли или спазмы в желудке. Понятно, что тело о чём-то «сигнализирует», но смысл симптома не очевиден.

В этом поможет работа через ассоциативный ряд. С помощью специальных вопросов ты можешь понять любой симптом своего тела:

  • Опиши подробно симптом, какие ты испытываешь ощущения?
  • На что похожи эти ощущения?
Giphy
  • Представь симптом в виде образа, какой он? Опиши форму, цвет, размер, структуру, температуру этого образа/предмета/явления.  Рассмотри образ очень подробно, дай ему раскрыться.
  • Представь, что этот образ живой. Что он тебе говорит? Прислушайся, присмотрись к нему. Для чего он пришёл в твоё тело, какое сообщение он для тебя приготовил?

Очень важно в работе с образом дать свободно течь ассоциациям, не опираясь на логику. Тогда ты сможешь прочесть язык твоего собственного тела. Конечно, есть много научной литературы по психосоматике и ты можешь почитать готовые ассоциации. Но язык твоего тела может отличаться. Ведь каждый человек в течении жизни усваивает индивидуальный, уникальный набор ассоциаций. Есть общие ассоциативные ряды, но они имеют уникальные нюансы.

Среди популярной психологии в изучении телесных ассоциаций известны Лиз Бурбо и Луиза Хей. Ты можешь почитать их книги, ты найдёшь там много интересного.

Арт-терапия и ассоциативный ряд

Арт-терапия прочнее всего связана с работой ассоциативных рядов. Любой арт-терапевтический метод опирается именно на этот механизм – ассоциации. Возьмём тот же пример – телесный симптом.

Арт-терапевт предложил бы тебе вылепить из пластилина, глины или теста какой-то образ, на что похож твой симптом. И ты идёшь от ощущений в теле, от мыслей о симптоме, через ассоциативный ряд создаёшь что-то, что можешь потрогать руками.

Фото Jon Tyson on Unsplash

Другой вариант – рисунок. Ты можешь изобразить свои ассоциации на бумаге. Никакой логики, только ощущения цвета, непроизвольные линии, узоры. Только через интуицию. И вот на бумаге родится твой собственный, уникальный ассоциативный ряд.

Отдельный инструмент арт-терапии, работающий через ассоциативный ряд – карты. Они так и называются – метафорические ассоциативные карты, МАК. Это готовые рисунки на небольших картах, созданные арт-терапевтами. Каждый образ, картинка продуманы так, чтобы вызвать определённые ассоциации по какой-то теме.

Это очень удобно – ничего не нужно рисовать, только лишь сформулировать вопрос. Даже если ты не глядя вытащишь карту, ты найдёшь в ней ответ именно на твой вопрос. Потому, что твоё внимание будет выделять только те ассоциации, которые актуальны для тебя. На одну и ту же карту два разных человека могут дать разный ассоциативный ряд.

Психоанализ – так же опирается на ассоциативное мышление. Психоаналитик анализирует свободный поток ассоциаций человека, выделяя в них что-то общее. Так, постепенно вырисовывается основная трудность человека, то, что мешает ему жить. Или чувства и мысли, которые он подавляет. Через ассоциации психоаналитик говорит с бессознательным человека, находя там ответы на вопросы.

Так же, ты можешь научиться разгадывать сны, пользуясь ассоциативным рядом ,как методом. Сон – это работа бессознательного, оно устроено символично. Во сне, как правило, мало элементов, имеющих буквальное значение. Это всегда язык метафор и символов. Разобрав основные детали сна, ты поймёшь его суть. Проанализируй, из чего состоял сон – вещи, предметы, персонажи, действия, события. По каждому элементу пропиши ряд ассоциаций.

Фото Benjamin Catapane on Unsplash

А теперь посмотри на ассоциативный ряд, что общего в нём? Так, через набор ассоциаций ты выйдешь на главный смысл, заложенный в сновидении.

Иногда разгадать сон помогают интуитивные ощущения. Когда тебе кажется, что ты понимаешь, о чём был сон, но не можешь объяснить, в чём явные логические взаимосвязи.  Это не прямые ассоциации. Мозг проводит тонкие параллели и выдаёт ответы в виде догадок и ощущений. Им тоже можно доверять.

Ассоциативный ряд может стать полезным инструментом для человека, если им умело пользоваться. Тренируй навык строить ассоциативные ряды, и это позволит развить творческие и аналитические способности.

ассоциация | психология | Британика

ассоциация

Просмотреть все СМИ

Похожие темы:
теория смежности ассоциативное обучение сходство свободная ассоциация ассоциативность

Просмотреть весь связанный контент →

ассоциация , общий психологический принцип, связанный с явлениями припоминания или памяти. Первоначально принцип гласил, что акт запоминания или припоминания какого-либо прошлого опыта также выдвигает на передний план другие события или переживания, которые стали связаны одним или несколькими конкретными способами с вспоминаемым опытом.

Со временем применение этого принципа было расширено, чтобы охватить почти все, что могло произойти в психической жизни, кроме первоначальных ощущений. В результате ассоциационизм стал теоретической точкой зрения, охватывающей всю психологию.

Понятие «ассоциация идей» впервые было использовано английским философом Джоном Локком в «Эссе о человеческом понимании» (1690). Шотландский философ Дэвид Юм утверждал в году «Трактат о человеческой природе» (1739), что основными формами ассоциации являются сходство, близость во времени или месте, а также причина и следствие.

Дополнительная информация по этой теме

юмор: ассоциативные модели

Смех или улыбка также могут быть вызваны стимулами, которые сами по себе не комичны, а являются знаками или символами, заменяющими устоявшиеся…

В

The Principles of Psychology (1890) американский философ и психолог Уильям Джеймс сместил акцент с ассоциации идей на ассоциацию центральных нервных процессов, вызванных перекрывающимися или непосредственно следующими друг за другом раздражителями. В 1903 г. русский физиолог Иван Петрович Павлов предположил, что любое поведение может быть производным от исходных и условных рефлексов.

Теории условных рефлексов и многие бихевиористские теории начала 20-го века проистекают из ассоциативной психологии поведения, а это означает, что они подвергались той же критике, что и доктрины ассоциации идей. Американский психолог Эдвард Л. Торндайк, например, показал, что простое повторение практически ничего не делает для установления связи между стимулом и реакцией. Одни исследователи утверждали прямое влияние знания результатов, другие, например, американский психолог Кларк Л. Халл (9).0019 Principles of Behavior

, 1943) дал полный отчет об обучении, основанном на снижении потребности, то есть на уменьшении силы влечения, связывающего стимул и реакцию в различных экспериментальных условиях.

Хотя эти мыслители не требовали отказа от ассоциативных принципов, они выступали за более консервативное применение таких принципов. Однако были и такие, как гештальт-психологи, которые призывали к полному отказу от ассоциативизма в отношении высших психических процессов.

Ассоциативные теории как всеобъемлющие объяснительные принципы в психологии подверглись серьезной критике. В настоящее время очень немногие психологи, если таковые вообще имеются, придают этим теориям тот диапазон и силу, которые когда-то им приписывались. Однако многие согласятся с тем, что ассоциация остается важным и эффективным принципом, действующим во всех случаях обучения посредством накопленного опыта.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Неврология ассоциативного обучения — психология

Введение

Ассоциативное обучение включает кодирование отношений между событиями, например, между двумя стимулами или между стимулом и реакцией. Ассоциативное обучение отличается от неассоциативного обучения, при котором используется только один стимул. В самом узком определении ассоциативного обучения оно ограничено обучением, которое происходит во время классического обусловливания и инструментального обусловливания. Однако ассоциативное обучение можно использовать и в более широком смысле, чтобы охватить всю память об отношениях между событиями и, как таковое, включать другие формы кратковременной и долговременной памяти. В течение 20 века и с 1980, в частности, были достигнуты огромные успехи в понимании нейронных механизмов ассоциативного обучения, в частности нейробиологии классической и инструментальной обусловленности и ассоциативной памяти. Большая часть этих новых знаний была получена в результате изучения относительно небольшого числа модельных систем: препаратов у животных, в которых можно выделить и проанализировать основные нейросхемы, а также клеточные и молекулярные механизмы, лежащие в основе ассоциативного обучения. Хотя есть несколько справочных работ, в которых обобщаются общие черты процессов ассоциативного обучения в этих различных модельных системах, большая часть литературы посвящена описанию нейробиологии конкретной модельной системы. В первом разделе этой библиографии представлены некоторые статьи и справочные работы, в которых проводится обзор нейронауки ассоциативного обучения и памяти на различных препаратах моделей и обобщаются общие черты этих различных препаратов. Он также рекомендует журналы, в которых публикуются высококачественные эмпирические и обзорные статьи по нейронауке ассоциативного обучения для различных моделей подготовки. Остальные разделы библиографии исследуют нейробиологию ассоциативного обучения в конкретных модельных системах.

Общие обзоры

Хотя большая часть литературы по нейробиологии ассоциативного обучения описывает нейробиологию конкретной модельной системы, существует ряд статей, в которых делается попытка обобщить нейробиологию в каждой из различных модельных систем, а также другие статьи, описывающие общие черты механизма между этими различными модельными системами. Штейнмец и др. 2003 г. приводится сводка современных мнений о биологических субстратах обучения у наиболее часто изучаемых павловских и инструментальных кондиционирующих препаратов. Kandel 2001 представляет обзор клеточных механизмов, обеспечивающих пластичность нейронов, которая лежит в основе различных форм ассоциативного обучения, с особым акцентом на сходстве молекулярных механизмов у разных видов. Fanselow and Poulos 2005 и Medina, et al. 2002 оба рассматривают общие черты механизма павловского кондиционирования страха и кондиционирования моргания. Томпсон 1986 дает обоснование системного подхода к изучению нейронауки ассоциативного обучения.

  • Фанселоу, Майкл С. и Эндрю М. Поулос. 2005. Неврология ассоциативного обучения млекопитающих. Ежегодный обзор психологии 56: 207–234.

    DOI: 10.1146/annurev.psych.56.091103.070213

    Обзор нейронауки ассоциативного обучения с особым акцентом на павловских системах моделирования условного рефлекса страха и моргания, которые являются наиболее широко изученными препаратами для ассоциативного обучения млекопитающих. Доступен онлайн для покупки или по подписке.

  • Кандел, Эрик Р. 2001. Молекулярная биология памяти: диалог между генами и синапсами.

    Наука 294:1030–1038.

    DOI: 10.1126/science.1067020

    Обзор основополагающей работы автора, за которую он разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2000 г., посвященной механизмам обучения и памяти. Основное внимание уделяется молекулярным событиям, происходящим внутри нейронов, которые лежат в основе хранения памяти и пластичности в различных модельных препаратах, в первую очередь в аплизии. Особое внимание также уделяется доказательствам того, что эти молекулярные события являются общими для разных видов. Доступен онлайн для покупки или по подписке.

  • Медина, Хавьер Ф., Дж. Кристофер Репа, Майкл Д. Маук и Джозеф Э. Леду. 2002. Параллели между мозжечковым и миндалевидным телом. Nature Reviews Neuroscience 3.2: 122–131.

    DOI: 10.1038/nrn728

    Сравниваются и противопоставляются нейронные схемы и клеточные механизмы ассоциативного обучения при моргании и страхе, двух наиболее широко изученных формах ассоциативного обучения в мозге млекопитающих.

    Доступен онлайн для покупки или по подписке.

  • Стейнмец, Джозеф Э., Джинсок Ким и Ричард Ф. Томпсон. 2003. Биологические модели ассоциативного обучения. В Справочник по психологии . Том. 3 , Биологическая психология . Под редакцией Микелы Галлахер, Рэнди Дж. Нельсона и Ирвинга Б. Вайнера, 499–541. Нью-Йорк: Уайли.

    В этой главе обобщается вклад различных моделей ассоциативного обучения беспозвоночных и млекопитающих в наше понимание нейронных механизмов ассоциативного обучения. Особое внимание в нем уделяется павловской обусловленности, но также есть раздел, посвященный нейронным субстратам дискретных инструментальных реакций.

  • Томпсон, РФ 1986. Нейробиология обучения и памяти. Наука 233:941–947.

    DOI: 10.1126/science.3738519

    Описывает, почему модельные системы подходят к изучению обучения и памяти, что включает в себя отбор организма, который демонстрирует конкретную четко определенную форму обучения и памяти и имеет нервную систему, которая поддающийся исследованию, был наиболее продуктивной исследовательской стратегией для понимания того, как мозг кодирует, хранит и извлекает воспоминания.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts