Атрибуция каузальная примеры: Ничего не найдено для d0 ba d0 b0 d1 83 d0 b7 d0 b0 d0 bb d1 8c d0 bd d0 b0 d1 8f d0 b0 d1 82 d1 80 d0 b8 d0 b1 d1 83 d1 86 d0 b8 d1 8f d0 bf d1 80 d0 b8 d0 bc d0 b5 d1 80 d1 8b

что это в психологии, примеры, теория и механизм, эффекты, виды, фундаментальные ошибки

Эффект каузальной атрибуции в социальной психологии – это феномен человеческого восприятия, при котором один индивид объясняет поступки другого, опираясь на свои предположения и умозаключения. При этом он не имеет необходимого количества знаний в конкретной ситуации, поэтому дорисовывает картину у себя в голове. Из статьи читатель узнает, какие основные виды каузальной атрибуции существуют и почему в условиях дефицита информации происходит приписывание причин поведения другому человеку.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Виды каузальной атрибуции
    • Культурные предубеждения
    • Фундаментальная ошибка
    • Участник не является наблюдателем
    • Диспозиционная атрибуция
    • Гипотеза защитной атрибуции
    • Своекорыстная атрибуция
  • Каузальная атрибуция и локус контроля
  • Каузальная атрибуция и выученная беспомощность
  • Теория Келли

Виды каузальной атрибуции

Определение феномена каузальной атрибуции пришло из латыни (causa означает причину, attribution – приписывание). Чтобы лучше понимать сущность когнитивных искажений, рассмотрим основные типы каузальной атрибуции.

Культурные предубеждения

Под этим термином понимается присваивание определенного поведения человеку в зависимости от его межкультурного различия и происхождения. Например, для нас представители европейской культуры преимущественно индивидуалисты, а азиатской – коллективисты. Также существует большое количество анекдотов о евреях и их склонности схитрить, обмануть.

Фундаментальная ошибка

Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции заключается в объяснении поступков других индивидов внутренними факторами, а своих – внешними. Пример из жизни: человек может назвать другого скучным, тогда как свои аналогичные действия он связывает со сложившимися обстоятельствами.

Есть ряд причин появления фундаментальной ошибки:

  • индивид не обращает внимания на особенности, определяемые ролевой группой;
  • собственное поведение индивид считает верным и типичным, тогда как о действиях других судит как о ненормальных;
  • анализ поведения людей на основе действий, которых они не совершали;
  • наличие доверия к фактам, а не суждениям.

Для большего понимания вышесказанного разберем следующий пример. Представьте, что вы с приятелем писали одну контрольную работу или сдавали зачет. Вы получили хорошую оценку, тогда как ваш друг провалил тест. Вам начинает казаться, что он и раньше плохо разбирался в этом предмете. Позже вам начинает казаться, что человек просто ленится и не уделяет внимания своему обучению. Суть этой типичной ошибки состоит в том, что вы не учли объективные факторы. Возможно, ваш приятель не успел подготовиться к зачету из-за семейных обстоятельств. Также не исключено, что у него может быть другой склад ума (гуманитарии, технари).

Или представьте следующую ситуацию. Вы идете по улице и встречаете человека, неспособного твердо стоять на ногах. Многие в подобной ситуации посчитают, что пьян. Значит, он алкоголик, и ему нельзя помочь. Это тоже неверно, ведь высока вероятность, что этому человеку резко стало плохо по пути на работу или учебу.

Внешняя диспозиция заключается в противоположном. Вину за проваленный тест вы возложите не на недостаток своих знаний, а на сложность билета.

Участник не является наблюдателем

Очень часто мы оцениваем других людей сквозь призму собственного мировоззрения. Если мы имеем отношение к какой-либо ситуации, то наше мнение относительно нее может отличаться, т. к. участник и наблюдатель смотрят на обстоятельства с разных сторон. С другой стороны, наше мнение относительно этой ситуации становится иным, если мы становимся ее участником.

Диспозиционная атрибуция

Диспозиционная атрибуция – приписывание поведения людей их личности. Например, если таксист ответил вам в грубой форме, вы можете подумать, что он плохой человек. Подавшись внешним факторам, мы характеризуем личность индивида по одному лишь его поступку. Хотя причиной грубого ответа могло послужить плохое настроение человека или сложные жизненные обстоятельства.

Гипотеза защитной атрибуции

Эта гипотеза проявляется в виде убеждений, которые необходимы индивиду для собственной защиты от ощущения беспокойства. Они позволяют ему оправдывать себя при столкновении с проблемами.

Человек с такими предубеждениями часто бросается из крайности в крайность. К примеру, если случилось ДТП, он начинает во всем винить водителя. При этом он может быть убежден, что с ним подобная ситуация однозначно не произойдет.

Своекорыстная атрибуция

Например, если бухгалтера повысили на работе, это событие он начинает приписывать своим профессиональным навыкам. Если же повышение дали его коллеге, тот бухгалтер начинает чувствовать себя недооцененным руководством и начинает думать, что коллега занял его место.

В прошлом ученые полагали, что так человек защищает самооценку. Но позже выяснилось, что своекорыстная атрибуция формируется вследствие влияния внутренних причин.

Каузальная атрибуция и локус контроля

Локус контроля – свойство человека причислять свои успехи или неудачи либо внутренним, либо внешним факторам. Локус демонстрирует, что реакция на конкретную ситуацию выбирается индивидом сознательно. А в случае с каузальной атрибуцией на умозаключения наблюдателя большое влияние оказывают стереотипы и двойные стандарты.

Получив неудовлетворительную оценку, студент может отреагировать двумя способами:

  • признать, что он был недостаточно хорошо подготовлен для сдачи;
  • обвинить в двойке сложный билет или строгого преподавателя.

В отличие от каузальной атрибуции в основе локуса лежит сила воли. Для изменения локуса индивиду необходимо перестать быть жертвой и начать брать ответственность в случае неудачи, даже если большое влияние на последствия оказали причины, мало зависящие от вас.

Каузальная атрибуция и выученная беспомощность

Под понятием «выученная беспомощность» понимается определенное состояние индивида, находясь в котором он отказывается решать свои проблемы, имея все для этого. Это случается, если предыдущие попытки заканчивались неудачей.

Селигман доказал, что после ряда неудач люди прикладывают меньше усилий для решения какой-либо задачи. Индивид начинает думать, что и последующие попытки не приведут к положительному результату.

А теория каузальной атрибуции указывает на то, что индивид не удваивает усилия, чтобы не понижать самооценку. Если он снова потерпит неудачу, то начнет связывать ее с личностными качествами. Тогда как если не прилагать больших усилий, то проблему можно спихнуть на внешние факторы. И это распространенное явление. Как часто вы отказывались от принятия того или иного решения, боясь потерпеть очередную неудачу?

Теория Келли

Теория Келли – модель, появившаяся в 60-х годах XX века. Автор сформировал ее, чтобы определить, должно ли конкретное действие присваиваться внутреннему фактору или обстоятельствам. Слово «ковариация» значит, что у человека есть информация из ряда источников, которую он получил в разные периоды времени.

Келли отметил, что индивид при определении причин поведения людей руководствуется 3 видами доказательств;

  • консенсусом,
  • отличительностью,
  • согласованностью.

Разберем пример. Представьте компанию приятелей, которые пришли на развлекательное шоу. Главного героя зовут Сергей, и ему нравится юмор всех участников. Если остальные друзья также смеются, то консенсус высокий. Если Сергею нравятся шутки отдельного юмориста, то это говорит о высокой отличительности. Если он всегда смеется над шутками симпатизирующего ему комика, значит, согласованность высокая.

Теорию каузальной атрибуции используют в социальной и общей психологии. Полученные результаты можно использовать в любой сфере, включая экономическую. К примеру, для оценки вклада, который внес конкретный участник в корпоративную деятельность группы.

Каузальная атрибуция и поэзия… — Статьи — Проза

Забавная штука – психология: она дружит со многими другими науками, что позволяет ей быть в курсе событий. Как шутили в Кемерово: похожа на всех, непохожа ни на кого (с). Психология – Мата Хари среди других наук, она шпионка и разведчица, влияющая на иных и иные. Экстраполяция – её конёк, инкорпорация – ваще не про неё. Возникла идея распространить психологические законы – или, мягче говоря, закономерности – на поэтический дискурс.

Люди общаются. Если раньше формат общения подразумевал очно-заочную, вербально-невербальную форму, то 21-й век добавил новый тип общения – виртуальный. Но даже этот, айтишный, вид коммуникации не исключает психологических законов, эффектов социальной перцепции, усваивания происходящего. Перцепция – это восприятие в широком смысле понимания этого слова; т.е. процесс не только взросления, но и вообще жития сопровождается постоянной перцепцией. Социальная же перцепция – это результат приписывания оценочного впечатления на восприятие действий, поступков, личностных черт другого человека (с) при недостатке:
А. времени;
Б. источника информации.
Перевожу: общаясь с людьми, мы руководствуемся некими законами (эффектами), которые, конечно же, не замечаем.

Поскольку на литературных сайтах существует общение (глубокая мысль!), существуют и психологические эффекты его определяющие…
Итак, начнем…

1. Эффект ореола

Определение (здесь и далее: определения представлены различными первоисточниками, указывать которые не имеет смысла по причине сложности вот этой самой первоисточности. посему, просто выражаю слова благодарности всем умным до меня и вместо меня).

Характеризуется тенденцией преувеличивать свойства личности собеседника, переносить благоприятное (неблагоприятное) впечатление об одном качестве индивида на все остальные. Хрестоматийный пример иллюстрируется известным студенческим мемом: сначала студент работает на зачётку, а затем – зачётка на студента.

Гипотеза №1. Автор с хорошим поэтическим уровнем, проявляющий себя хамски, неуважительно, асоциально, грубо в различных реакциях, комментариях и пр. рискует быть неоцененным, поскольку частное негативное мнение приведёт к негативной оценке непредставленных качеств.

Повторю, что речь идёт о среднем поэтическом уровне. Очень часто эффект ореола можно наблюдать на примере новичков, участвующих в конкурсах впервые: среди равновеликих работ голосующие отдают балл известному имени…

Феномен гипотезы №1. Обратного явления не существует: автор с хорошим (невысоким!) поэтическим уровнем, проявляющий себя уважительно, не рискует быть оцененным выше заявленного уровня.

2. Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя

Определение.
Уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Хрестоматийный пример – экстрасенсы.

Гипотеза №2. Эффект Пигмалиона присущ графоманам, уверенным, что пишут как минимум гениальные стихи. Основная проблема графомана – именно когнитивная, не эмоциональная: они не знают (не хотят знать и пр.) критериев хорошего уровня. Точнее. Графоман – это человек, который знает, что Пастернак (Бродский и пр.

) писали хорошо, но не знают, почему написанное ими — хорошо. Они пишут, заранее уверив себя, что #полученноеполучится гениальным, лишний раз подтвердив упомянутый эффект Розенталя. Эффект Пигмалиона исключает сомнение в малом смысле и самообразование как древо сомнения – в огромных смыслах…

Феномен гипотезы №2. Как ни странно, но критика зачастую усиливает эффект Пигмалиона.

3. Эффект проекции

Определение
Суть его состоит в том, что человек приписывает другому человеку те черты характера и качества, которые есть в нём самом. Завистливый человек считает, что все вокруг завидуют ему, а обидчивый постоянно видит обиду в других.

Гипотеза №3. Читая произведение, мы в первую очередь замечаем те достоинства, которые любим в своих произведениях. Именно: хорошие рифмы, оригинальные образы, безупречный ритм, отсутствие заглавных букв, наличие отсутствия знаков препинания, солецизмы, неологизмы, окказионализмы и прочие изобретенияизмы.

Феномен гипотезы №3. Иногда мы в первую очередь обращаем внимание на те недостатки, которым подвержены сами. Именно: хорошие рифмы, оригинальные образы, безупречный ритм, отсутствие заглавных букв, наличие отсутствие знаков препинания, солецизмы, неологизмы, окказионализмы и прочие изобретенияизмы.

Феномен гипотезы №3.1. Более того. При написании критических разборов мы иногда возмущаемся тем, что больше всего наблюдается в собственных стихах.

4. Эффект плацебо

Определение.
В психологии (как и в медицине) эффект плацебо основан на внушении. Человеку просто сообщают, что нечто оказывает определённое воздействие, и человек начинает этого воздействия ожидать. В итоге – в результате внушения – происходит и ожидаемый эффект.

Гипотеза №4. Доказано практикой проведения конкурсов. Стоит нескольким уважаемым людям похвалить посредственную, а то и низкокачественную вещь, как шансы опуса данного в конкурсе возрастают. Иногда эффект плацебо срабатывает на конкурсах, требующих быстрого голосования (блицы, к примеру).

Феномен гипотезы №4. Посредственная работа от комплиментарной рецензии лучше не становится))))))

5. Каузальная атрибуция

Моя любимая)))

Определение.

Сложно.
Уникальный психологический феномен, характеризующийся следующим: при отсутствии достаточного количества необходимой информации о конкретном человеке либо о ситуации, в которой он находится, у людей возникает искаженная интерпретация ситуации. Такой феномен восприятия основан на приписывании неких несуществующих характеристик, особенностей, причинно-следственных связей (с) и т.п.

То есть если просто…

Люди ж не дваждыдвачетыре? Предположим, уличив (визуально!) в факте измены, жена (ну, или муж, ладно) мотивы, интенции, причины и пр. дописывает до общей картинки, поскольку оных их «здесь и теперь» знать не может…

Гипотеза №5.
Да всё общение виртуальное пронизано каузальной атрибуцией, поскольку о собеседниках зачастую имеется оооочень мало информации, даже если вы общаетесь с ними годами… Самый хрестоматийный пример каузальной атрибуции иллюстрируется опять же конкурсным участием:
1. победа в конкурсе отождествляется только личным вкладом…
2. поражению приписываются различные обстоятельства…

Классика просто…

Феномен гипотезы №5.
Очень немногие – они гуру! – текстам верят больше, чем авторам… Но это редкость… Что бы не говорили…

La continuazione seguirò

Или проще:
to be continued

п.с. опеачтки – возможны

Причинная атрибуция: внутренние и внешние причины

Для эффективного сотрудничества полезно иметь возможность делать выводы о мыслях и намерениях как внутригрупповых, так и внегрупповых членов. Знание того, в какой степени член группы привержен групповой задаче или более индивидуальной цели, помогает установить доверие и оценить вклад члена команды.

Причинная атрибуция — это процесс, посредством которого мы приписываем причины как своему собственному поведению, так и поведению других. Мы делаем это для того, чтобы добавить предсказуемости ситуации или взаимодействию. Если у нас есть понимание причины чьего-то поведения, мы можем лучше контролировать и направлять взаимодействие.

Но как социальные психологи узнают мысли и намерения других? Они полагаются на то, что можно наблюдать: поведение.

Теоретики каузальной атрибуции (например, Heider, 1958; Jones & Davis, 1965; Kelley, 1972) предполагают, что причина может быть как внутренней, так и внешней по отношению к человеку, совершающему поведение.

Внутренние причины — это те, которые вытекают из внутренних характеристик человека. К ним относятся их отношения, способности или личностные качества. Внешние причины – это те, которые проистекают из ситуации или окружающей среды.

Если считается, что поведение является результатом мыслей, намерений, способностей или личности человека, делается внутренняя атрибуция. Если считается, что поведение является результатом ситуационных сил, делается внешняя атрибуция.

Согласно ковариационной модели Келли Opens in new window