что это простыми словами, примеры, виды, структура
Говорят, хорошая хозяйка не станет замешивать тесто в плохом настроении – иначе выпечка будет неудачной. Сложно сказать, действительно ли это так в случае с тестом. Но настрой действительно влияет на результат многих дел, даже когда мы этого не осознаём. В социальной психологии для обозначения этого явления используется термин «аттитюд» или «социальная установка», и сегодня мы детально рассмотрим, что оно собой представляет и как работает.
Что такое аттитюд?
Аттитюд – это заведомо выбранное отношение к определённой ситуации, определяющее последующее поведение человека. Говоря простыми словами, это «настрой» на определённое развитие событий. Психологи считают, что это более сложный психологический механизм, чем может показаться на первый взгляд. Он охватывает восприятие, осознание и оценку ситуации, а также выбор определённой модели поведения.
Термин образован от английского слова attitude (отношение). В советских источниках можно найти упоминание данного феномена под названием «психологическая готовность». А в современной русскоязычной литературе наравне со словом «аттитюд» используется термин «социальная установка».
Авторами понятия являются американские социологи Уильям Томас и Флориан Знанецки. В 1918 году они опубликовали результаты интересного исследования, в рамках которого обнаружили, что судьба иммигрантов в США зависит от того, с каким настроем они приехали. Люди, желавшие «начать новую жизнь», быстро адаптировались, впитывали культуру и изучали язык. Те же, кто ехал без чёткой цели, долго чувствовали себя чужими и с трудом постигали язык.
Структура аттитюда
Как было отмечено выше, аттитюд – это сложный психологический механизм, включающий несколько элементов. В современной психологии используется трёхкомпонентная модель Смита, включающая следующие компоненты:
- Когнитивный. Это совокупность знаний, мнений, представлений и убеждений об объекте социальной установки.
- Аффективный. Это чувства, эмоции и переживания, вызываемые объектом у субъекта.
- Поведенческий. Это поведение субъекта и его поведенческие интенции (различные планы, намерения, стремления, ожидания и замыслы, которые могут и не воплощаться в реальных действиях).
Сам аттитюд рассматривается как суммарный результат этих трёх элементов. То есть, субъект накапливает какие-то знания об объекте, у него формируется эмоциональная реакция
Все три компонента взаимосвязаны, поэтому перемены в любом из них влияют на остальные два. К примеру, положительные или отрицательные эмоции могут повлиять на субъективное мнение об объекте и на поведение по отношению к нему. Стоит отметить, что данная модель пока не считается эмпирически подтверждённой, поэтому её признают не все исследователи и она часто подвергается критике.
В 1934 году психолог Ричард Лапьер наглядно показал, что поведение индивида не всегда соответствует социальным установкам. Данный феномен был назван «Парадоксом Лапьера». Исследование неоднократно оспаривали и подвергали критике методологию его проведения, однако оно оказало серьёзное влияние на представления об аттитюде.
Позже социальный психолог Дэрил Бем высказал мнение, объясняющее парадокс Лапьера. Он предположил, что социальная установка может определяться поведением индивида. То есть, сначала он ведёт себя определённым образом, а потом подгоняет своё восприятие под собственное поведение. Бем предположил, что это механизм защиты от когнитивного диссонанса. Совершив определённые действия, человек объясняет своё поведение тем, что оно соответствовало его установкам.
Примеры
Аттитюд проявляется во всех сферах жизни. Можно иметь установки в отношении организаций, идей, людей, символов, профессий, книг, национальных меньшинств, продуктов питания и любых других объектов. Часто аттитюд принимает форму «нравится или не нравится». К примеру, парень может настроить себя, что ему нравятся блондинки, и впредь руководствоваться этими установками. А встретив симпатичную темноволосую девушку, он может подумать: «Жаль, что мне не нравятся брюнетки», вместо того, чтобы признать, что она ему понравилась.
Рассмотрим несколько примеров аттитюда:
- Перспективная работа. Представим себе двух людей, устраивающихся на работу. Все условия равны, но один настроен серьёзно, а второй рассматривает это место как временное. В итоге первый быстро учится, становится хорошим специалистом и получает повышение. Второй же попросту теряет время, поскольку не рассматривает работу всерьёз и не имеет внутренней установки на развитие.
- Отношение к спорту. Одни люди любят спорт и постоянно им занимаются, другие – периодически начинают, но бросают. И здесь огромную роль играет аттитюд. Если изначально рассматривать спорт, как неотъемлемую часть своей жизни, то заниматься им легко и приятно. Если же считать, что это тяжёлый труд, даже титаническая сила воли не поможет превратить занятия спортом в полезную привычку.
- Праздничное настроение. В году есть несколько праздников, пробуждающих в нас особое настроение. Например, перед Новым годом у большинства из нас возникают положительные эмоции, связанные с этим праздником и его атрибутами. А у кого-то, наоборот, могут «всплывать» неприятные воспоминания, связанные с неудачным празднованием Нового года.
- Хороший (плохой) политик. Если нравящийся нам политик совершает плохой поступок или некрасиво высказывается, мы находим повод «простить» ему это. Если же политик нам не нравится, каждое его действие и высказывание мы воспринимаем в штыки или считаем его лицемером (поведенческий компонент аттитюда здесь заключается в избирательном отборе информации и коррекции отношения к ней).
Аттитюд детерминирует поведение субъекта по отношению к социальному объекту или социальному явлению.
Функции аттитюда
В 1960 году американский социальный психолог Даниэль Катц опубликовал работу «Функциональный подход к изучению установок». В ней он выделил следующие функции аттитюда:
- Познавательная. Установки упрощают категоризацию информации, экономя мыслительную энергию и время. Ценой этой экономии становится частичная потеря информации, снижение её точности.
- Утилитарная. Установки направлены на достижение желаемых целей. При этом связь может быть косвенной. К примеру, политик может быть борцом за права меньшинств, поскольку он создал для себя такую установку. При этом его реальная цель – успех в политической карьере.
- Экспрессивная. Некоторые аттитюды служат для выражения ценностей, взглядов и идей, а также представлений о самом себе. Их целью может быть самоутверждение, подтверждение справедливости своих взглядов, демонстрация окружающим своей принадлежности к определённой группе. К примеру, ношение футболки с каким-то изображением – это тоже проявление аттитюда.
- Эго-защитная. Данная функция подразумевает негативное отношение к чему-то, позволяющее защититься от негативных чувств к себе самому. К примеру, психологи утверждают, что гомофобия свойственна людям, которые отрицают определённые аспекты собственной сексуальности.
По сути, социальная установка – это механизм упрощений, обобщений и оценочных суждений, регулирующий наше восприятие и поведение. Она формируется на основе жизненного опыта, позволяя
К примеру, если у человека складывается впечатление, что его работа бесперспективна, у него вырабатывается соответствующая установка. Мозг решает не тратить ценные ресурсы на бесполезную деятельность, в результате чего человек теряет возможность работать продуктивно. Работа его больше не радует, и со временем наступает эмоциональное выгорание. Таким образом, аттитюд может приводить к нежелательным последствиям, полностью противоположным его основной функции.
Формирование социальных установок
Стараясь облегчить себе работу, наш мозг использует различные механизмы, позволяющие ему быстро делать выводы об объектах и явлениях. Аттитюд является одним из таких механизмов. Мы обобщаем свой социальный опыт, а через некоторое время у нас вырабатывается определённая установка, которой мы руководствуемся, даже не осознавая этого. В социальной психологии есть несколько подходов к пониманию того, как формируются и как действуют социальные установки. Рассмотрим подробно каждый из них.
Бихевиористский подход
Бихевиоризм – это направление в психологии, основывающееся на предположении, что наше поведение полностью определяется внешними обстоятельствами.
Иными словами, все черты характера и личности полностью сформированы событиями, которые происходили в жизни индивида. При этом мысли и эмоции рассматриваются не как личностные процессы, а как реакция на внешние факторы.В рамках данного подхода полагается, что сам индивид на формирование своих социальных установок никак не влияет. Они формируются под влиянием внешних факторов, таких как:
- Позитивное подкрепление. По сути, это условный рефлекс, работающий на уровне высшей нервной деятельности. Если индивид ощущает, что какая-то деятельность для него полезна, у него формируется положительная установка (и наоборот).
- Наблюдение. Наблюдая за чужим поведением, индивид может делать выводы о том, какая причинно-следственная связь присутствует между действиями окружающих и последствиями для них.
- Формирование ассоциативных связей. Новые установки могут формироваться на основе уже существующих за счёт ассоциаций с новыми стимулами.
Когнитивный подход
Данный подход сформировался на основе трёх теорий:
- Теория конгруэнтности (Чарльз Осгуд и Пол Танненбаум). Согласно данной теории, аттитюд формируется или меняется, когда требуется сделать выбор между двумя противоречивыми мнениями или источниками информации. Пока такой выбор не сделан, наше сознание пребывает в состоянии дисбаланса, от которого стремится избавиться, перейдя в состояние конгруэнтности.
- Теория диссонанса (Леон Фестингер). Данная теория близка по смыслу к предыдущей. Её суть заключается в том, что аттитюд формируется и меняется, когда два когнитивных элемента (знания, мысли, убеждения) находятся в диссонансе. Наше сознание пытается избавиться от диссонанса, чтобы добиться последовательности и согласованности когнитивных элементов.
- Теория коммуникативных актов (Теодор Ньюком). В основе данной теории лежит утверждение, что два человека, положительно относящиеся друг к другу, пересматривают своё отношение к социальным объектам и явлениям так, чтобы оно у них совпадало.
Мотивационный подход
Данный подход противопоставляется бихевиористскому и основывается на том, что личность обладает волей и может самостоятельно менять свои установки, анализируя и взвешивая различные аргументы, полученные извне. Здесь можно выделить две теории:
- Теория ожидаемых преимуществ. Индивид выбирает для себя те установки, которые в перспективе могут дать ему определённые преимущества.
- Теория когнитивного реагирования. Индивид реагирует на социальный объект или явление положительно (либо отрицательно), и на основе этой субъективной оценки формируется аттитюд.
Генетический подход
Этот подход строится на предположении, что основные причины формирования социальных установок заложены в нас на генетическом уровне. Это такие факторы как:
- Интеллектуальные способности. Восприятие реальности зависит от уровня интеллекта. Соответственно, он влияет и на социальные установки (в частности, на когнитивный компонент).
- Темперамент. Существует четыре типа темперамента, и каждый из них подразумевает разные эмоциональные реакции на одни и те же события. Соответственно, данный фактор влияет на аффективный компонент аттитюда.
- Физиологические факторы. Особенности нашего организма и обмена веществ существенно влияют на наше поведение. К примеру, худые и полные люди многие вещи воспринимают по-разному, и установки у них сильно отличаются (поведенческий компонент).
Генетический подход не отрицает влияние внешних факторов. Но он подразумевает, что решающую роль играют всё же врождённые.
Структурный (социальный) подход
Автором данного подхода является американский психолог и социолог Джордж Мид. Его идея заключается в том, что значительную часть наших установок мы получаем путём интернализации (усвоения, принятия) установок значимых других (близких, родных, друзей, уважаемых людей).
К примеру, автор утверждает, что политическую позицию большинство людей заимствует у окружающих, а не формирует самостоятельно. При этом он отмечает, что мы предпочитаем заимствовать установки у тех, кто нам близок, но обладает немного большим социальным престижем. Структурный подход демонстрирует, что аттитюд – это социальное явление, направленное на укрепление связи внутри группы.
Глава 7 Социальные установки. Социальная психология
Глава 7 Социальные установки
Аттитюд есть, вероятно, наиболее характерная и незаменимая концепция в современной американской социальной психологии
Г. Олпорт
Наше самосознание устроено таким образом, что невольно мы оцениваем все, с чем сталкиваемся в жизни, начиная от еды и кончая действиями политиков. Ничто не оставляет нас равнодушными, по каждому вопросу у нас есть свое мнение и своя позиция. Однако каким образом оно появляется и как формируется?
Социальные психологи давно заинтересовались реакциями людей и их отношением к предметам, явлениям и другим людям. В 1918 г. американский и польский исследователи У. Томас (W. Thomas) и Ф. Знанецкий (F. Znaniecki) назвали это отношение аттитюдом (attitude). Они изучали эмигрантов из Польши по их письмам на родину. Ученые установили, что в том случае, если переселенцы расценивали свою жизнь в Америке как временное пребывание с целью заработка, то трудно адаптировались, медленно осваивали язык и культуру страны. Но если эмигранты считали, что они переехали в Америку навсегда, то все процессы адаптации шли значительно быстрее и эффективнее. Это дало основание ученым выделить понятие attitude как отношение к своему положению в новой стране, к своим задачам на новом месте и к другим людям.
Существует множество определений термина «аттитюд», но в большинстве из них отмечается, что люди склонны оценивать различные аспекты социального мира и относиться к ним определенным образом. В российской психологической литературе «аттитюд» переводится как «социальная установка». Несмотря на всю неточность и даже неадекватность данного термина, противоречащего смыслу аттитюдных феноменов, в России он используется до сих пор. И на сегодняшний день это устоявшийся термин со значительной исследовательской традицией. Попытка социолога В. А. Ядова обозначить аттитюды более точным по смыслу термином «позиция», к сожалению, большого распространения не получила, поскольку позиции в отечественной науке устойчиво связаны с мировоззрением, которое составляет только часть аттитюдов. Поэтому мы будем использовать как термин «социальная установка», так и «аттитюд», подразумевая одно и то же – оценочное отношение к практически любому аспекту социального мира.
7.1. О природе установок-аттитюдов
Аттитюды близки по своему психологическому содержанию к ценностям, которые рассматривались в предыдущей главе. И те и другие воздействуют на поведение людей. В то же время эти понятия следует различать. Нам предстоит развести их, так как даже в используемых словах – ценности и оценочные отношения – присутствует корень цена. Отличать одно от другого необходимо еще и потому, что аттитюды и ценности оказывают разное воздействие на поведение людей.
Ценности присутствуют в человеческом сознании как сформированные в обществе и социально одобряемые оценки жизненных целей и способов их достижения. Они осознаются людьми как нечто устойчивое, постоянное, освященное традицией и мало подверженное изменениям. Если говорить об их влиянии на поведение индивида, то они скорее выполняют роль долговременной стратегии, некоего общего жизненного руководства, чем непосредственного фактора, который воздействует на конкретные поступки людей. Ценности – это «несущая опора» морально-регулятивных норм человеческого поведения. Усвоенные в процессе жизнедеятельности ценности слабо подвержены изменениям.
Аттитюды охватывают гораздо более широкий класс явлений, они индивидуализированы и часто оказывают влияние на конкретное поведение человека. Под влиянием аттитюда мы покупаем в магазине понравившийся чайник, делаем свой выбор на референдуме, заводим долговременные отношения (на основании впечатления от первой встречи). В отличие от ценностей аттитюды осознаются как оценивающие образования, но менее стойкие, подверженные изменениям. Нам может приглянуться другой чайник, дополнительная информация может изменить наше мнение по поводу референдума, а с предполагаемым супругом можно расстаться навсегда.
Аттитюд – это такое отношение, о котором человек может сказать, что у него нет готового мнения, нет достаточной информации, чтобы вынести свое суждение. И наоборот, мы можем бездумно присоединиться к вычитанным в книгах мыслям, навязанным рекламой впечатлениям, к мнениям, высказанным в информационных программах. Большинство из нас именно так и поступает, поскольку в современном мире человеку трудно не знать мнения других по самым важным для него вопросам. И только в редких случаях человек задумывается, пытается сформировать собственное отношение к тому или иному предмету. Именно связь с реальным поведением людей и подверженность изменениям сделали аттитюды столь популярным предметом исследования в социальной психологии. Ведь недаром значительная часть социальных психологов считает, что предметом исследования в нашей науке является влияние на установки, убеждения и поступки человека.
Важная особенность аттитюдов – их многогранность. Они могут одновременно представлять эмоции и чувства, знания и мнения, а также поведенческие реакции или намерения действовать определенным образом. Эта связь между ментальными структурами человека и его реальными действиями сразу же выдвинула аттитюды в первый ряд исследовательских задач. Менее чем через 20 лет после появления нового термина в середине 1930-х гг. Г. Олпорт на основании обобщения 16 разных определений аттитюда смог дать свое:
Аттитюд – это состояние нервно-психической готовности, организованное на основе опыта и оказывающее направляющее или динамическое влияние на реакции индивида на все объекты, с которыми он сталкивается.
Современные ученые обращают внимание на то, что данное определение скорее относится к области общей психологии, чем социальной, так как в нем отсутствует важнейшая составляющая – воздействие социального окружения и влияние той ситуации, в которой находится индивид. Поэтому сегодня, с одной стороны, в науке присутствует огромное количество исследований аттитюда и методов его изучения, а с другой – не менее впечатляющий разнобой в определении этого понятия. На данное обстоятельство обратила внимание французская исследовательница Жермен де Монмолен (de Montmollin). Она утверждает, что условия и процессы изменения установок изучаются много и серьезно, но что именно собой представляет аттитюд, остается неизвестным и, кажется, не имеет особого значения (113, с. 101).
Совершенно очевидно, что аттитюды связаны с внутренними психическими процессами, но их влияние на конкретное поведение человека различно. Оно детерминировано предметом аттитюда. Когда мы хотим обосновать свое отношение к чему-либо, мы чаще всего прибегаем к ценностным суждениям, говоря о предмете так: «Он, по-моему, хороший, еще не старый и выглядит прилично». Так можно сказать о человеке, автомобиле, собаке, компьютере и т. д. Иными словами, любой объект и явление социального мира становятся предметом аттитюда. Имплицитно нам ясно, что между нашим отношение к домашним любимцам или сорту хлеба и нашим отношением к политической партии или вопросам планирования семьи есть значительное различие в части содержания используемых ментальных структур. Но и то и другое связывают с аттитюдом. Поэтому большинство психологов сходятся на следующем его понимании:
Аттитюд – это оценивающее отношение, или психологическая тенденция, с которой оцениваются качественно особые сущности. Они содержат позитивную или негативную реакцию на что-либо, определенную степень одобрения или неодобрения.
Социальные установки часто функционируют как схемы, или когнитивные структуры, содержащие и организующие информацию об определенных понятиях, ситуациях и событиях. Именно содержание социальных установок людей способно объяснить их политические предпочтения при выборе кандидатов на высшие государственные должности, привлекательность тех или иных идей, значимость фигуры того или иного лидера. Начиная с 20-х гг. XX в. в американской социальной психологии были проведены тысячи исследований по разным аспектам влияния отношений на конкретное поведение людей в разных ситуациях в зависимости от возраста, пола, образования, национальности, вероисповедания, а также с учетом множества других переменных.
Феномен аттитюда стал центральным понятием в социальной психологии и изучался в рамках различных научных направлений. В бихевиоризме установка рассматривается как имплицитная, опосредующая реакция – гипотетическая конструкция или промежуточная переменная между объективным стимулом и внешней реакцией.
В рамках когнитивной психологии изучается внутренняя когнитивная структура аттитюда. Так, согласно определению М. Рокича, социальная установка – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или ситуации, предрасполагающая к определенной реакции. По мнению С. Аша, установка – это организация опыта и знаний, связанных с данным объектом; иерархически организованная структура, части которой функционируют в соответствии с их местом в общей структуре. Согласно когнитивизму роль установки состоит в опосредовании вновь поступающей информации. В сложившейся когнитивной структуре сознания (система знаний) аттитюды энергетически «заряжаются» и создают динамику развития личности.
В психоанализе 3. Фрейд выдвинул тезис о том, что установка не имеет собственного энергетического заряда, но может регулировать уже имеющуюся психоэнергетику. Установка выполняет особую роль, она способствует как возникновению напряженности отдельных мотивов, так и разрешению особых конфликтов между мотивами.
В символическом интеракционизме понятие установки рассматривается как механизм формирования «Я-концепции», которая складывается на основе интернализации установок других людей. Установка человека по отношению к самому себе является общей устойчивой системой координат, вокруг которой размещаются все остальные установки. Г. Келман (Н. Kelman, 1968) выявил наличие трех процессов, способствующих этой устойчивости: подчинение, идентификация, интернализация. Подчинение – это процесс, при котором установка сохраняется под влиянием внешнего контроля. Идентификация – это процесс, направленный на поддержание социальных связей. Интернализация придает устойчивость установке и объясняется тем, что сам объект установки имеет для индивида личное значение, независимо от внешнего контроля или одобрения со стороны общества (210, с. 105—107).
Говоря же о соотношении ценностей и аттитюдов, можно сказать, что ценности носят более стабильный характер и обусловлены культурой того социума, в котором живет индивид. Аттитюды же – это результат психологических процессов развития личности, истории ее жизненного пути и тех социальных ситуаций, с которыми она сталкивалась. Подверженность аттитюдов довольно быстрым изменениям является важным аспектом. Если ценности практически не меняются, меняется только их приоритетность по мере социального развития, то изменение аттитюдов было предметом почти всех исследований последних лет. В современном мире средства массовой информации и реклама почти не оставляют индивиду места для вынесения собственного суждения, потому что нам постоянно рассказывают, что думают другие люди по поводу большинства вопросов. Навязывание чужого мнения требует от нас внимания, разборчивости и ответственности при принятии решений.
7.2. Особенности формирования установок
Совершенно очевидно, что большую роль в формировании системы отношений имеет социальный опыт. Нам могут нравиться или не нравиться политики, актеры, модные диеты, лекарственные препараты, которые рекламируют по телевидению, или вид целующихся пар в общественных местах. Так или иначе, но большинство наших оценочных отношений мы приобретаем в течение всей жизни. Поэтому социальные установки можно считать приобретенными.
Вместе с тем в последние годы социальные психологи обратились и к изучению генетических факторов, которые могут воздействовать на содержание аттитюдов. Например, сравнивались аттитюды однояйцовых близнецов, которые воспитывались врозь. Похожесть их отношений, совпадение большинства аттитюдов свидетельствуют о том, что генетика оказывает воздействие на формирование системы социальных установок (34, с. 183).
Система отношений человека к другим людям, предметам и явлениям строится на чувствах, знаниях, привычном поведении и зависит от генетических факторов. Нам нравятся или не нравятся те или иные люди и предметы, но мы не всегда можем внятно объяснить, почему. Даже в том случае, когда на рациональном уровне мы считаем кандидатуру политического деятеля на высокий пост не вполне подходящей, она нам от этого не нравится меньше. Это привело американских психологов к мысли, что люди скорее голосуют сердцем, а не разумом. Их больше волнуют чувства, которые они испытывают к кандидату, а не знание о том, какую политику данный кандидат собирается проводить. По оценке ученых, примерно треть электората фактически ничего не знает о конкретных политиках, но тем не менее испытывает к ним сильные чувства! (12, с. 218). В России этот процент может быть еще выше, а эмоциональный выбор делается еще чаще, чем в США.
Самые сильные эмоции у людей вызывают темы, не рекомендуемые этикетом для обсуждения за столом, а именно политика, секс и религия. Именно в этих областях установки основаны на человеческих эмоциях. В таком случае аттитюды формируются под воздействием ценностей, моральных и религиозных убеждений, которые присутствуют в семье, обсуждаются в школах, произносятся с экрана телевизора.
Кроме того, эмоциональные реакции на вкус, цвет, запах и внешний вид также могут воздействовать на формирование отношений. Большинству людей приятен вид украшенного кремовыми розочками торта, несмотря на содержащееся в нем катастрофическое количество жира и сахара. Торт и запах ванили напоминает о дне рождения в детстве, об атмосфере праздника, о приятном ожидании подарков, прихода гостей. В психологии это явление называют классическим обусловливанием.
Классическое обусловливание – это эмоциональная реакция на нейтральный стимул, который длительно сопутствовал значимым для личности событиям, явлениям, предметам или людям, в результате чего приобрел их эмоциональные качества.
Такие эмоциональные значения имеют для нас запах елки, вид бутылки шампанского или крашеных яиц, звуки знакомой музыки. У политических деятелей в качестве классического обусловливания может использоваться удачно выбранный образ, характерные словечки и выражения, манера говорить и т. д. Важно заметить, что классическое обусловливание может действовать подсознательно, что часто используется в информационных и публицистических программах.
Приведем одно исследование, в котором изучалось подсознательное обусловливание. Студентам предлагались для просмотра фотографии незнакомого человека, который занимался повседневными делами: делал покупки в магазине или шел по улице. Во время просмотра буквально на мгновение появлялись другие фотографии, о которых было известно, что они обязательно вызовут либо позитивную, либо негативную реакцию. Причем их появление было настолько кратким, что участники эксперимента не успевали их замечать. Результаты показали, что люди не обратили внимания на использование дополнительных фотографий. Тем не менее эти фотографии (смеющиеся молодожены и вид открытой операции на сердце) повлияли на оценочное суждение и формирование отношения участников эксперимента к незнакомцу. Те, кому показывали «приятные» фотографии, выражали более благоприятные суждения о незнакомце. Те, кто видел «неприятные» фотографии, высказывали неблагоприятные суждения. Данные исследования показали, что на аттитюды могут оказывать влияние подсознательные факторы.
Инструментальное, или оперантное, обусловливание является другим видом реакции. Оно также начинает формироваться в детском возрасте. Каждый из нас хотя бы раз встречал эдакого «маленького мудреца», который рассуждает и говорит подобно взрослому. Такое поведение всегда вызывает умиление и восторг взрослых, одобрительные улыбки родителей. Ребенок, стремясь получить похвалу, выражает взрослые мысли, которые фактически представляют собой взгляды семьи на те или иные явления и предметы: например, что «Тойота» гораздо экономичнее «Форда», а парламентская республика лучше, чем президентская, поскольку ей меньше угрожает вырождение в диктатуру. На самом деле ребенок ничего этого не знает, он заимствует слова и установки взрослых, которые играют активную роль в формировании детских представлений и системы оценочных суждений.
Инструментальное обусловливание – это процесс, в ходе которого люди по собственной воле совершают определенные поступки в зависимости от ожидаемого вознаграждения или наказания.
Инструментальные установки можно назвать заимствованными, поскольку они формируются под воздействием ситуаций родительского одобрения или неодобрения. Таким образом детям дают понять, что можно и нельзя. Это важный аспект воспитания, так как поступки, которые приводят к положительным результатам, хочется повторять снова и снова. Награждая детей улыбкой, похвалой или одобрительным восклицанием, мы играем активную роль в формировании детских социальных установок, системы отношений к различным объектам социального мира.
Еще одним механизмом формирования установок является подражание, которое связано с тем, что все мы учимся себя вести на примерах. Этот принцип работает и тогда, когда родители не ставят перед собой цели передать детям определенные взгляды. Наблюдая за действиями окружающих, мы перенимаем формы поведения, мысли и чувства, высказанные и выраженные по тому или иному поводу, даже в том случае, если они не были предназначены для детских ушей. Дети подражают родителям чаще, чем хотелось бы последним. Так, можно запрещать детям курить, но вид курящих родителей или других значимых взрослых может сформировать положительное отношение к курению.
Многие аттитюды формируются в процессе социального научения, сознательно или подсознательно. Но это не единственный путь. К механизмам формирования аттитюдов следует отнести и социальное сравнение – тенденцию сравнивать себя с другими людьми в целях определения правильности или неправильности своих мыслей, чувств и поступков. В зависимости от того, насколько наши взгляды на социальную реальность согласуются со взглядами других людей, мы делаем вывод о точности наших идей и установок. Причем механизм социального сравнения работает в зависимости от ситуации, в которой происходит оценка. Чаще всего наши отношения формируются на основе непосредственного опыта и влияют на наше поведение гораздо сильнее, чем установки, сложившиеся на основе информационных источников. Они легче вызываются в памяти, и это усиливает их влияние на поведение.
Таким образом, аттитюды могут формироваться через процедуры классического, инструментального и подсознательного обусловливания, а также путем подражания и социального сравнения.Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия
Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» — это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория,
Глава 8.
Когнитивные неосознаваемые установкиГлава 8. Когнитивные неосознаваемые установки Понятие установкиВ предыдущих главах речь шла о разных формах неосознаваемой психической деятельности, непосредственно и тесно связанных с эмоциональной и мотивационной сферой. Были приведены экспериментальные данные о
37. Предубеждение и дискриминация как социальные установки
37. Предубеждение и дискриминация как социальные установки Предубеждение – особый тип установки (главным образом негативной) по отношению к членам определенной социальной группы.Дискриминация – негативные действия, направленные против этих людей, установки,
Глава 8 Социальные представления
Глава 8 Социальные представления Познание начинается с удивления. Аристотель Социальные представления – наиболее сложное ментальное образование человека, поскольку соотносится с большим количеством психических явлений: памятью, верованиями, убеждениями,
Глава 2 Установки по отношению к смерти
Глава 2 Установки по отношению к смерти Мы сможем взглянуть на проблему значений смерти в другом ракурсе, изучая установки по отношению к ней. Прежде всего, необходимо разграничить установки по отношению к смерти и мнение о ней. Установка, согласно определению Юнга (Jung) (66),
Глава 6. Телодвижения и психические установки
Глава 6. Телодвижения и психические установки В предыдущей главе мы постарались описать, каким образом ранние воспоминания и фантазии человека могут использоваться для прояснения скрытого стиля жизни. Однако работа с ранними воспоминаниями — это только один из целого
Глава 3. Социальные убеждения и суждения
Глава 3. Социальные убеждения и суждения Это случилось в Париже августовской ночью 1997 г. Анри Поль отъехал от заднего входа отеля «Риц», и вскоре его автомобиль уже мчался по набережной Сены. Когда машина, в которой находились принцесса Диана, её друг Доди Аль-Файед и их
Глава 4.
Поведение и установкиГлава 4. Поведение и установки Табачная промышленность индустриально развитых стран ежегодно убивает 3,5 миллиона самых стойких потребителей их продукции, т. е. примерно 10000 человек в день (ВОЗ, 1997). По данным Всемирной организации здравоохранения, если эта динамика
Глава 1. Какие бывают установки
Глава 1. Какие бывают установки Когда я была молодым начинающим ученым, произошло событие, изменившее всю мою жизнь.Мне страстно захотелось разобраться в том, как люди справляются со своими неудачами. И я стала изучать это1, наблюдая, как младшие школьники решают трудные
Глава 7. Родители, учителя и тренеры: как формируются установки?
Глава 7. Родители, учителя и тренеры: как формируются установки? Неужели на свете бывают родители, которые думают: «Что бы мне сегодня такое сделать, чтобы подорвать самооценку своего ребенка, обессмыслить его усилия, отвратить его от учебы и обесценить его достижения»?
Глава 10 Социальные системы
Глава 10 Социальные системы В этой главе мы рассмотрим системный подход в работе с людьми – иными словами, как создавать и регулировать социальные системы. Эта тема достаточно сложна. В данном случае мы будем говорить о ситуации, когда вы руководите людьми, причем вы
Глава 2 Меняем негативные установки на позитив
Глава 2 Меняем негативные установки на позитив Непонятно, зачем мужчины так упорно добиваются руки и сердца женщины, ведь впоследствии они это практически не используют. Вадим Зверев Очень серьезным барьером на пути к желанным целям являются различные внутренние
Глава 2 Создаем установки на богатство
Глава 2 Создаем установки на богатство Если бы люди наполняли свои действия осмысленностью, то счастье гонялось бы за ними. Виктор Франкл Теперь, когда вы перестали заказывать себе бедность и безработицу, пора сделать следующий шаг и перестать отрабатывать те программы
Глава VII. Социальные фобии
Глава VII. Социальные фобии 1. Ад — это другие Вне всякого сомнения, самым распространенным из человеческих страхов является страх перед себе подобными. Этому не следует удивляться, так как именно окружающие больше всего влияют на наш характер и настроение, делая нас
Почему ваше отношение — это все
Один из самых важных шагов, которые вы можете предпринять для достижения своего величайшего потенциала в жизни, — это научиться отслеживать свое отношение и его влияние на вашу работу, отношения и всех вокруг вас.
Связанный: Для достижения положительных результатов требуется позитивный настрой
Обычно я начинаю свои мастер-классы и семинары с основного вопроса: какое отношение вы привнесли на эту встречу? Часто это вызывает недоумение. По правде говоря, люди, как правило, не обладают высоким уровнем осознания отношения. Они узнают, голодны ли они или болят ли их ноги, но обычно они плохо контролируют свое отношение. Это ошибка, потому что отношение решает все. Он управляет тем, как вы воспринимаете мир, и тем, как мир воспринимает вас.
У всех нас есть выбор. Мы можем выбрать внутренний диалог самопоощрения и самомотивации, или мы можем выбрать диалог самопоражения и жалости к себе. Это сила, которая есть у всех нас. Каждый из нас сталкивается с тяжелыми временами, обидами, душевной болью, физической и эмоциональной болью. Ключ в том, чтобы понять, что важно не то, что происходит с вами; это то, как вы выбираете реагировать.
Ваш разум — это компьютер, который можно запрограммировать. Вы можете выбрать, будет ли установленное программное обеспечение продуктивным или непродуктивным. Ваш внутренний диалог — это программное обеспечение, которое программирует ваше отношение и определяет, как вы представляете себя окружающему миру. У вас есть контроль над программированием. Все, что вы в него вкладываете, отражается на том, что получается.
Связанный: Почему все дело в отношении
Многие из нас сегодня имеют модели поведения, которые были запрограммированы в нашем мозгу в очень нежном возрасте. Информация, которую зафиксировал наш мозг, могла быть совершенно неточной или жестокой. Печальная реальность жизни заключается в том, что мы будем продолжать слышать негативную информацию, но нам не нужно программировать ее в своем мозгу.
Самый громкий и влиятельный голос, который вы слышите, — это ваш собственный внутренний голос, ваш самокритик. Это может работать на вас или против вас, в зависимости от сообщений, которые вы разрешаете. Он может быть оптимистичным или пессимистичным. Это может утомить вас или подбодрить. Вы контролируете отправителя и получателя, но только если вы сознательно берете на себя ответственность и контролируете свой внутренний разговор.
Привычное плохое отношение часто является результатом прошлого опыта и событий. Общие причины включают низкую самооценку, стресс, страх, обиду, гнев и неспособность справиться с изменениями. Требуется серьезная работа, чтобы исследовать корни вредного отношения, но награда за избавление от этого тяжелого багажа может длиться всю жизнь.
1. Самокоучинг с помощью аффирмацийАффирмации, повторяемые несколько раз в день каждый день, служат для перепрограммирования вашего подсознания на позитивное мышление. Аффирмация состоит из слов, заряженных силой, убежденностью и верой. Вы посылаете положительный ответ своему подсознанию, которое принимает все, что вы ему говорите. При правильном выполнении это вызывает положительные чувства, которые, в свою очередь, побуждают к действию.
2. Самомотивация через Выявление своих мотивовУзнайте, что вас мотивирует — что побуждает вас действовать, чтобы изменить свою жизнь. К основным мотивам относятся любовь, самосохранение, гнев, финансовая выгода и страх. Самомотивация требует энтузиазма, позитивного мировоззрения, позитивной физиологии (ходи быстрее, улыбайся, сиди) и веры в себя и свой потенциал, данный Богом.
3. Сила визуализацииИсследования психологии пиковых результатов показали, что большинство выдающихся спортсменов, хирургов, инженеров и артистов сознательно или подсознательно используют аффирмации и визуализации для совершенствования и концентрации своих навыков. Нельсон Мандела много писал о том, как визуализация помогла ему сохранить позитивный настрой во время 27-летнего тюремного заключения. «Я постоянно думал о дне, когда я буду ходить на свободе. Я фантазировал о том, чем хотел бы заниматься», — написал он в своей автобиографии. Визуализация хорошо работает для улучшения отношения.
4. Разговор об установках для позитивного внутреннего диалогаРазговор об установках — это способ преодолеть ваше прошлое негативное программирование, стирая или заменяя его сознательным, позитивным внутренним голосом, который помогает вам ориентироваться в новых направлениях. Ваш внутренний разговор — этот тихий голос, который вы слушаете весь день, — действует как семя, поскольку он программирует ваш мозг и влияет на ваше поведение. Присмотритесь к тому, что вы говорите себе.
5. Сила слов — WOWСвязанные: Коррекция отношения 101: Скажи это вслух со мной…
Однажды выпущенные во вселенную, наши слова не могут быть возвращены. Изучите концепцию WOW — следите за нашими словами. То, что мы говорим, отражает то, что уже есть в наших сердцах, основанное на том, во что мы поверили о себе. Если мы обнаруживаем, что осуждаем и пренебрежительно относимся к нашим обстоятельствам или окружающим нас людям, мы знаем, что состояние наших сердец должно измениться. Вы можете создать прямой путь к успеху тем, что вы говорите.
6. Сила позитивного приветствияКогда меня спрашивают, как у меня дела, я отвечаю: «Супер-фантастика». Большинству людей нравится работать и жить с другими людьми, которые стараются жить такой, какая она есть — прекрасным подарком.
7. Энтузиазм: Жизненно важный инструмент для сохранения мотивацииЭнтузиазм — это отношение к жизни. Энтузиазм позволяет вам более эффективно применять свои дары. Это жгучее желание, которое говорит о приверженности, решимости и духе. Энтузиазм означает приведение себя в движение. Это внутренний дух, который говорит через ваши действия о вашей приверженности и вашей вере в то, что вы делаете. Это одна из самых вдохновляющих и привлекательных характеристик, которые вы можете иметь.
8. Связь со своим духовным могуществомВысший уровень человеческих потребностей простирается в духовную сферу. Точно так же, как мы питаем свое тело в ответ на нашу основную потребность в физическом выживании, нам нужно питать свой дух, потому что мы духовные существа. Многие люди находят мощную и позитивную мотивацию в своей вере. Я оказался одним из них.
9. Разбавьте свою жизнь юморомЮмор — мощный мотиватор. Чем больше юмора и смеха в вашей жизни, тем меньше у вас будет стресса, а значит, больше позитивной энергии, которая поможет вам претворить свое отношение в жизнь. Осветление также полезно для здоровья.
10. Физические упражнения помогут сохранить вашу мотивациюОдин из лучших способов перейти к более позитивному и мотивированному настрою — это физические упражнения. Регулярные упражнения могут обеспечить относительно быструю положительную обратную связь в виде потери веса, развития мышц и ощущения того, что вы делаете что-то полезное для себя.
Добейтесь личного и профессионального успеха, используя инструменты из этого набора инструментов для отношения. Не секрет, что жизнь вознаграждает нас больше всего, когда мы относимся к миру с позитивным настроем.
Похожие: 5 вещей, которые вы можете сделать, чтобы улучшить свое мышление за 20 минут
Примечание редактора: этот пост был первоначально опубликован в марте 2009 г. и был обновлен для обеспечения свежести, точности и полноты.
Важность отношения: как изменение вашего отношения изменит вашу жизнь
Перейти к содержимомуПредыдущий Следующий
- Посмотреть увеличенное изображение
Чтобы сознательно развиваться и совершенствовать себя, наше отношение в каждый момент времени — это то, на чем мы должны сосредоточиться в качестве меры личного мастерства. Мы существа восприятия, и качество нашего восприятия определяется нашим отношением. В этом важность отношения.
Человек, у которого есть открытость, честность и тонкость, чтобы воспринимать нюансы своего отношения в каждый момент, и концентрация, необходимая для внесения исправлений по мере необходимости, является действительно неограниченной личностью. Потому что именно наше отношение определяет реальность, в которой мы живем, а также возможности и опыт, которые у нас есть.0007 в наличии к.
Два человека могут находиться под проливным дождем, пока один из них прекрасно проводит время, а другой промок, замерз и, по сути, несчастен. Разница не в окружении, а в их восприятии окружения. И вот тут-то и появляется отношение.
Причина, по которой отношение является прекрасным фокусом нашего внимания, заключается в том, что именно наше отношение дает нам прямое понимание наших мыслей, убеждений и эмоций в каждый момент времени. Многие наши убеждения действуют на уровне нашего подсознания, поэтому они почти невидимы для нас. Более того, наше эмоциональное состояние не всегда очевидно.
Если мы обычно подавлены, злы или безнадежны, придет время, когда это станет нормальным. И когда мы поддерживаем эти энергии достаточно долго, мы не осознаем свое эмоциональное состояние, пока не почувствуем его противоположность. Например, мы не осознаем, насколько скучными или вялыми мы были, пока не почувствуем радикальный энтузиазм и вдохновение, или мы не осознаем, насколько пустыми мы были, пока не почувствуем любовь. Следовательно, только переживая новый способ бытия, мы можем увидеть, какими мы были и какими мы были.
Этот новый опыт бытия в буквальном смысле означает смену отношения. Сдвиг в восприятии и сдвиг в чувствах, если хотите. Если мы сможем обратить внимание на свое отношение и осознаем достаточно, чтобы определить нюансы нашего отношения, тогда мы сможем обнаружить ограничения наших убеждений, мыслей и эмоциональных состояний, которые могут стать настолько привычными, что мы можем даже не замечать их пагубных последствий. эффекты и способы, которыми они ограничивают нас.
Создание и поддержание изменений в установках
В своей жизни я обнаружил, что ключом к обучению и росту всегда является постоянство. Последовательность в наших действиях и, самое главное, в том, на чем мы концентрируем свое внимание. В частности, наше отношение, потому что именно наше отношение определяет нашу реальность, и один из наиболее эффективных способов перепрограммировать наше подсознание и, таким образом, изменить нашу жизнь — это вносить и поддерживать изменения отношения в каждый момент.
Наши убеждения в конечном счете определяют наше отношение и восприятие окружающей нас действительности, поэтому вместо того, чтобы пытаться выудить эти глубоко укоренившиеся убеждения одно за другим (а их множество), более прямым и эффективным будет изменить то, что мы воспринимаем, сознательно изменение нашего отношения. Поступая таким образом, мы получаем буквально другой набор энергии/информации, и, таким образом, когда наше подсознание постоянно переполняется новой перцептивной и эмпирической информацией, со временем формируются новые убеждения, соответствующие сознательно выбранным нами установкам.
Мы можем либо сознательно изменить свое отношение, чтобы изменить наши убеждения, либо мы можем оставаться в бессознательном состоянии и позволять нашему отношению подсознательно определяться нашими подсознательными убеждениями. Многие из которых, возможно, большинство, являются ограничивающими.
Имея возможность последовательно изменять установки, мы приобретаем тонкость, позволяющую делать это сознательно и таким образом, чтобы сдвиги установок, которые мы делаем, происходили так, чтобы больше согласовываться с источником и согласовываться с тем, кем мы на самом деле являемся. и кем мы вдохновлены стать. Но еще более важным, чем изменение установок, является способность поддерживать их. И единственный способ добиться этого — последовательная и усердная практика (сила приверженности).
Один из способов — буквально практиковать новые взгляды, новые взгляды и новые чувства. Я не говорю здесь об искусственном создании и принятии установок, потому что мы уже сделали это. Это то, чем является большая часть нашей личности, и именно этим является наше эго. Новый способ заняться этим делом личной трансформации – уделить внимание своей жизни и сознательно изменить отношение, необходимое для того, чтобы мы могли поддерживать связь с намерением (вселенной).
Многие из наших запрограммированных моделей поведения и убеждений, которые определяют наше привычное отношение, мешают и несовместимы с тем, кто мы есть на самом деле, и с нашим наивысшим потенциалом. И когда эти привычные установки закрепляются, они искажают течение вселенной и высшего сознания через нас. Когда наша личность не соответствует нашей истинной природе, она препятствует нашей связи с духом, когда он задействован, и поток намерения (вселенского сознания) через нас затрудняется.
Как только вы почувствуете намерение, вы его узнаете. Медитация приведет вас к этому осознанию, но даже эти изменения отношения требуют тонкости, которую можно приобрести только с практикой с течением времени. И хотя поначалу это кажется трудной задачей, мы должны спросить себя, не оправданы ли приложенные нами усилия, если результатом является установление и поддержание сознательной связи со вселенной с намерением, которое становится все глубже и глубже с течением времени. время? Более того, не стоит ли приучить себя жить на таком уровне сознания, когда мы испытываем и постоянно раскрываем в себе удивительные способности и потенциал и действительно чувствуем себя безграничными?
Чувство безграничности — это не какое-то смутное убеждение, это неутолимая жажда жизни и волнение, которое вырывается из глубины нашего существа, когда мы сознательно чувствуем и чувствуем, что у нас нет ограничений. Это не вера, а опытный факт. И этот опыт может быть достигнут через призму нашего отношения.
Важность отношения заключается в том, что оно является основой всего в нашей жизни. Наше отношение определяет то, как мы реагируем на невзгоды, нашу способность расти и учиться, нашу способность преодолевать трудности и создавать связи с другими. И наше отношение в том виде, в каком оно есть сейчас, является продуктом внушаемых убеждений, программирования и, на мой взгляд, промывания мозгов.
Как бы зловеще это ни звучало, это правда, просто потому, что то, как нас учили воспринимать реальность, так далеко от истинной природы реальности. И было ли это преднамеренно или в результате невежества, на самом деле не имеет значения. Дело в том, что это произошло, и почему это произошло, для меня не так уж важно. Однако важно то, что мы берем на себя ответственность за себя в этот момент, чтобы мы могли сознательно обратить ее вспять, чтобы расти, трансформироваться, развиваться и испытывать эти возвышенные уровни сознания для себя.
Изменение вашего отношения
Когда я говорю об отношении, я на самом деле имею в виду то, как мы обычно чувствуем и воспринимаем мир. Однако это, в свою очередь, определяется нашей «личностью», которая сама по себе основана на наших убеждениях в результате жизненного опыта и нашего программирования. Чтобы изменить свое отношение, один из способов — изменить то, как мы видим мир в своем воображении, и сознательно привить себе новые чувства, основанные на этих новых образах (это очень эффективный процесс проявления и трансформации, который я подробно рассмотрю в более позднюю статью).
Более простой метод – просто концентрироваться на сознательном чувстве по-другому, когда это уместно.
Я знаю, что это работает, потому что я сделал это в первый раз, когда был в 9 классе. Я буквально сосредоточился настолько, насколько это было возможно для меня, чтобы буквально изменить свое отношение и то, как я обычно себя чувствовал, и в результате было то, что Я изменил аспекты своей личности. Оглядываясь назад, я понимаю, что сделал это в направлении, которое сегодня не выбрал бы, потому что это привело к жалости к себе. Но у меня нет сожалений, потому что теперь я вижу, что это был важный учебный опыт сам по себе, который привел к еще большему учебному опыту (многие из которых были замаскированы под несчастья и страдания).
Изменение нашего отношения — это не событие, а непрерывный процесс, как, несомненно, и все, что связано с мастерством и эволюцией. Не обязательно менять все сразу. Вместо этого просто вносите в свою повседневную жизнь наиболее важные для вас изменения отношения и постоянно подкрепляйте их до тех пор, пока они не станут вашим новым отношением. И по мере того, как вы это делаете, вы обнаружите, что естественным образом переходите к новым областям и новым уровням тонкости.
Если для вас в данный момент наиболее актуально привести себя в форму, то создайте режим упражнений и следуйте ему ежедневно, сознательно изменяя свое отношение к себе и даже свое отношение к тяжелой работе, физическим нагрузкам, самоотверженности и дисциплине, которые все уроки, которые я лично усвоил через физическую подготовку. Или, если вы учите язык или изучаете сложный курс в школе, сознательно измените свое отношение к своей памяти, к своему интеллекту и так далее.
Обратите внимание, когда вы бессознательно принимаете ошеломленную позицию, или сомневаетесь в своем интеллекте, или чувствуете, что у вас плохая память, когда вы изучаете что-то новое. Или когда вы принимаете позицию «Я не могу». Иногда я сначала замечаю свое отношение по лицу, которое, как мне кажется, я делаю, и это является спусковым крючком для осознания того, что я испытываю эмоцию, которая не резонирует с моей безграничной природой.
В такие моменты найдите секунду и сконцентрируйтесь всем, что у вас есть, на том, чтобы по-другому чувствовать то, с чем вы сталкиваетесь, что бы это ни было. Это может быть неуверенность в себе или неконтролируемая нервозность по поводу разговора с девушкой или мальчиком, которыми вы увлечены.
Вспомните время, когда вы чувствовали себя уверенно, и представьте, что это чувство в вашем теле в этот момент. Когда вы меняете свои чувства при столкновении с этими обстоятельствами, вы меняете свое отношение. И, в конце концов, при усердной практике и повторении это новое чувство и отношение, которые вы приучили себя чувствовать, станут вашей новой реакцией на подобные обстоятельства в будущем.
Но, по крайней мере, у вас будет возможность сознательно изменить свои чувства и отношение, что является вершиной самообладания и самосознания. Сверхспособность, важность которой я не могу не подчеркнуть.
Важность отношения
В сущности, есть много серьезных и очень тонких изменений, которые мы можем сделать в отношении нашего отношения ко всему. Наше отношение к финансовому богатству, например, является еще одним важным фактором. Наше отношение к невзгодам, к вызовам, к тяжелой работе, к обучению изнутри, к успеху, к уверенности в себе и независимости, к свободе, к нашим мечтам, к людям, с которыми вы не согласны, к людям, которые вам не нравятся, к частям себя не любишь, и так далее, и дальше, и дальше…
Наше отношение ко всему в нашей жизни определяет нашу реальность. Это важность отношения. Ваше отношение к финансовому благополучию определяет ваше финансовое благополучие. Ваше отношение к успеху или к любви определяет ваш успех и любовь, которую вы чувствуете. И я убежден, что изменение нашего отношения — это практика, лежащая в основе не только личного роста и мастерства, но и эволюции сознания. Прямо рядом с самодисциплиной. Ибо именно наше отношение к реальности вообще определяет, что такое реальность для нас. Но если мы сможем сознательно изменить свое отношение с течением времени, мы резко изменим нашу личность, и мы также постепенно изменим нашу реальность, пока не живут на новом уровне бытия.
И однажды мы изменим наше отношение и личность до такой тонкой настройки, что мы полностью выровняемся со вселенной. И тогда мы перестанем быть индивидуумами с эго (Что такое Эго?), и станем индивидуумами, выражающими универсальное сознание.
То, что мы называем нашей личностью, является не чем иным, как кульминацией наших убеждений и социального программирования, и никоим образом не является чем-то священным, уникальным для нас , кроме аспекты нашей личности, определяемые такими качествами, как любовь, доброта, щедрость, творчество и истинная духовная сила. Ибо это не качества эго, это качества вселенной, нашего истинного «я», которое сияет через нас.
Наша уникальность заключается в том, как мы выражаем божественные энергии, проходящие через нас, а не в мелочности и ограниченности нашего эго.
Таким образом, постоянно меняя свое отношение, мы не боремся с эго и не живем за счет него. Мы просто открываем новые каналы для выражения вселенной и самих себя и открываем дверь к новым способам бытия и к новому опыту реальности.
Вы не можете контролировать то, что сейчас происходит с вами в вашей жизни, но вы можете контролировать свое отношение к тому, что происходит в вашей жизни, во всех отношениях. И, таким образом, изменяя свое отношение, вы также меняете свою точку зрения и меняете то, что вы привлекаете в свою жизнь. В этом важность отношения.
То, что мы называем нашим эго, не является нашей индивидуальностью, скорее это аспект нас самих, противоречащий нашей истинной природе: это выражение нашего подсознательного программирования, противостоящего нашему истинному я. Таким образом, намерение состоит не в том, чтобы удалить эго, а в том, чтобы настолько хорошо согласовать его с нашей бесконечной природой, чтобы наше эго и бесконечная природа стали полностью совместимыми.
Тогда мы всегда будем выражать истину о том, кто мы есть, а именно неизменную божественную любовь, творчество, мудрость и силу. Такова истинная природа каждого из нас.
Производя и поддерживая сдвиги в установках, которые удерживают нас на уровнях более высокого сознания, со временем эти сдвиги в установках становятся подсознательными привычками, и, таким образом, наше подсознание поддерживает для нас более высокие уровни сознания. Вместо того, чтобы постоянно бороться с собой, в непрекращающейся битве между нашим эго и нашим бесконечным я, гораздо разумнее (и проще в долгосрочной перспективе) сосредоточиться на их согласовании.
Наше отношение является фокусом этого выравнивания.
Вы несете личную ответственность за все в своей жизни, как только вы осознаете , что вы несете личную ответственность за все в своей жизни. – Брюс Липтон
Эта статья была написана Брэндоном Уэстом, создателем проекта Global Awakening.