Автономное поведение человека: Типология поведения по Макгвайру

Типология поведения по Макгвайру

3.10.2014

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность — это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т. п.) Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена, исходя из разных потребностей. Какой-либо поступок человека может быть:

  1. результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение) либо,
  2. проявлением какого то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение).

Целью поступка человека может быть:

  1. сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность) либо,
  2. приобретение нового качества, новых результатов (развитие).

Закончиться поступок может при достижении:

  1. желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо,
  2. желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т. п.).

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения.
1.  Перцептивное поведение — стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.
2. Защитное поведение — любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.
3.  Индуктивное поведение — восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.


4.  Привычное поведение — удовлетворение от положительного подкрепления создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
5.  Утилитарное поведение — стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).
6.  Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).
7.  Сценарное поведение— человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данном культуре, обществе.
8. Моделирующее поведение  варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение; подражание, внушение), но трудно контролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
9.  Уравновешивающее поведение — когда человек имеет одновременно противоречащие друг Другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
10. Освобождающее поведение — человек стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.
11.  Атрибутивное поведение — активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.
12.  Экспрессивное поведение — в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
13.  Автономное поведение— когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих то приказов, чьей то воли).
14.  Утверждающее поведение — переживание своих действий как свершение своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
15.  Исследовательское поведение — стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование» разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.
16.  Эмпатическое поведение — учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

Ключевые слова: Поведение

Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии

Материалы по теме

Рефлекторный принцип организации поведения

«Жетонный» метод

Осипова А. А., Общая психокоррекция

Беспомощность (беспомощное поведение)

Немов Р.С., Психология. В 2 частях

Что такое помогающее поведение

Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия — 2013

Системно-структурный анализ механизмов поведения

Расстройства пищевого поведения

Самоконтроль поведения

Ильин Е.П., Психология воли

Общие сведения о копинг-поведении

Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия

Автономное существование — ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности

  • > Главная
    • > новое на сайте ОБЖ
    • > Учитель ОБЖ — Учитель года
      • > Учитель ОБЖ — лучший учитель национального проекта «Образование»
    • > Дети-Герои
      • > Рассказы про Детей-Героев нашего времени
      • > Видео Дети-Герои нашего времени
      • > Дети-Герои 1 Мировой войны
      • > Дети-Герои Советского Союза
      • > Пионеры — Герои войны
      • > Пионеры — Герои Сталинградской битвы
  • > Новости ОБЖ
  • > История ОБЖ
    • > История ОБЖ в документах
    • > История ОБЖ в биографиях (Кто есть кто в ОБЖ)
  • > Видео ОБЖ
    • > Видео ОБЖ 5 класс
    • > Видео ученикам ОБЖ
    • > Видео ПДД безопасность на дороге
    • > Видео первая помощь
    • > Видео ОБЖ для учителей
  • > ОБЖ 2. 0.
    • > Безопасный образ жизни
    • > Антиэкстремистская личностная позиция
    • > Педагогика безопасности
    • > Статистика смертности и травматизма в РФ
  • > Документы ОБЖ
    • > ГОС ОБЖ (2004 г.)
    • > ФГОС ОБЖ (2010, 2012 гг.)
    • > Программы и справочные материалы ОБЖ
  • > Конкурсы
    • > Конкурс сайтов ОБЖ — 2013
    • > Участники конкурса сайтов ОБЖ — 2013
    • > Конференции ОБЖ-БЖ
      • > 25 лет ОБЖ
      • > 30 лет ОБЖ
    • > повышение квалификации и переподготовка учителя ОБЖ
    • > Олимпиада ОБЖ
    • > Школа безопасности / Юный спасатель
    • > ДЮП / Юный пожарный
    • > ЮИД / Безопасное колесо
      • > Детская Россия пристегивается
    • > Сокольские игры
    • > Профориентация на уроке ОБЖ
  • > Учебные материалы ОБЖ
    • > Инфографика ОБЖ
    • > Основы военной службы
    • > Гражданская оборона
    • > Национальная безопасность
    • > Безопасность на дорогах
    • > Информационная безопасность ОБЖ
      • > За деда Мороза
    • > Принятие решения ОБЖ
    • > Учебные материалы ОБЖ ученикам
    • > Материалы для учителя ОБЖ
    • > Противодействие терроризму и экстремизму
    • > Автономное существование
    • > Виктимология
    • > Основы обороны государства
    • > Здоровый образ жизни
    • > Первая помошь
    • > ЧС природного характера
    • > Пожарная безопасность
    • > ЧС техногенного характера
  • > Справочник
    • > авторефераты
    • > статьи ОБЖ
    • > Лайфрестлинг — борьба за жизнь
    • > пособия ОБЖ
      • > Гафнер В. В. Информационная безопасность
      • > Гафнер В.В. Опасности социального характера
      • > Гафнер В.В. Культура безопасности: анализ диссертаций
    • > 112 Служба спасения
    • > Землетрясения
    • > Контакты
    • > ссылки
  • > Словарь ОБЖ
    • > Словарь ОБЖ А-Н
    • > Словарь ОБЖ О-Я
  • > Статьи ОБЖ
  • > Методика ОБЖ
    • > Презентации ОБЖ
    • > Тесты ОБЖ
    • > Конспекты ОБЖ
    • > Учебники ОБЖ
      • > учебники ОБЖ 5 класс
      • > учебники ОБЖ 6 класс
      • > учебники ОБЖ 7 класс
      • > учебники ОБЖ 8 класс
    • > Программы ОБЖ
    • > Видеоуроки ОБЖ 8, 10, 11 классы
      • > ОБЖ 8 класс видео
      • > ОБЖ 10 класс видео
      • > ОБЖ 11 класс видео
    • > Видеоуроки ОБЖ 5, 6, 7, 9, 10 класс
      • > Видеоуроки ОБЖ 5 класс
      • > Видеоуроки ОБЖ 6 класс
      • > Видеуроки ОБЖ 7 класс
      • > Видеоуроки ОБЖ 9 класс
      • > Видеоуроки ОБЖ 10 класс
    • > Игры ОБЖ
    • > Пособия буклеты брошюры по ОБЖ
    • > Фотогалерея ОБЖ
      • > Первая помощь фото плакат

ФОТОГАЛЕРЕЯ 
 ПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕСТЫ КОНСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНИКИ ВИДЕОУРОКИ

 

Эти действия заключаются в преодолении  психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании аварийного снаряжения и местных ресурсов.

Проблема выживания  требует решения четырех основных вопросов:

1. Защиты от влияния неблагоприятных факторов внешней среды;

2. Обеспечения  связи и ориентирования с помощью всех имеющихся подручных

средств;

3. Преодоления первоначальных психологических стрессов;

4. Удовлетворения жизненных потребностей водой, пищей и т.д. за счет аварийных

запасов и природных ресурсов;

   Основное положение, которое определяет проблему выживания, – человек, каким бы примитивным ни было его снаряжение, может и должен выжить в самых суровых климато-географических условиях, если он заставит служить себе окружающую среду, которая должна стать источником всего необходимого.

  Анализ поведения людей в чрезвычайной ситуации (авария самолета, кораблекрушение, пожар, наводнение и т. п.) показывает, что примерно 12-25% из них сохраняют самообладание, быстро оценивают обстановку, действуют решительно и разумно. У 12-25% людей отмечаются реактивные состояния, истерические реакции, которые проявляются либо в сильном возбуждении, беспорядочных неадекватных действиях, либо в заторможенности, подавленности, глубокой прострации, полном безразличии к происходящему, неспособности к какой бы то ни было деятельности. Большинство людей (50-75%), хотя и оказываются в состоянии своеобразного ошеломления, «психического шока», все же остаются спокойными, но недостаточно активными.

  При определении факторов внешней среды, неблагоприятно воздействующих на человека, оказавшегося «один на один с природой»,  часто используется понятие «стрессы выживания», к которым относятся: боль, холод, жара, жажда, голод, переутомление, одиночество.

Несомненно, в такой классификации имеется некоторая условность, однако она помогает как-то систематизировать эти факторы, что облегчает рассмотрение взаимоотношений между внешней средой и человеком в условиях автономного существования.

 

  Боль – нормальная физиологическая реакция организма, выполняющая защитную функцию. Человек, лишенный болевой чувствительности, подвергается серьезной опасности, так как не может своевременно устранить угрожающий фактор. Но, с другой стороны, боль, причиняя страдание, раздражает, отвлекает человека, а длительная сильная, непрекращающаяся боль влияет на его поведение, деятельность и может быть причиной возникновения различных заболеваний. И вместе с тем человек иногда в состоянии справиться с очень сильными болевыми ощущениями, преодолеть их. Сосредоточиваясь на решении какой-либо очень важной, ответственной задачи, человек способен «забыть» о боли.

 

  Холод. Снижая физическую активность и работоспособность, холодовой стресс оказывает воздействие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, цепенеет мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение. Поэтому в зоне низких температур, например в Арктике, деятельность летчика, космонавта начинается с мер по защите от холода: строительства убежища, разведения огня, приготовления горячей пищи и питья.

 

  Жара. Высокая температура окружающей среды, а в особенности прямая солнечная радиация вызывают в организме человека значительные изменения, иногда за относительно короткое время. Перегрев организма нарушает функции органов и систем, ослабляет физическую и психическую деятельность. Особенно опасно воздействие высоких температур при недостатке питьевой воды, ибо в этом случае, наряду с перегревом, развивается обезвоживание организма. Постройка солнцезащитного тента, ограничение физической активности, экономное использование запаса воды – меры, значительно облегчающие положение космического или летного экипажа, оказавшегося после посадки в пустыне или тропиках.

 

  Жажда. Ощущение жажды при невозможности удовлетворить ее из-за недостатка или отсутствия воды становится серьезной помехой деятельности человека при автономном существовании, особенно в условиях высоких температур окружающей среды. Жажда завладевает всеми его помыслами и желаниями, которые сосредоточиваются на единственной цели – избавиться от этого мучительного ощущения.

 

Голод. Совокупность ощущений, связанных с потребностью организма в пище, можно рассматривать как типичную, хотя и несколько замедленную, реакцию стресса. Хотя известно, что человек может обходиться без пищи в течение продолжительного времени, сохраняя работоспособность, однако многодневное голодание, а при недостатке воды в особенности, ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли и т. д. Аварийный пищевой рацион, имеющийся в НАЗе (носимом аварийном запасе), рассчитан лишь на несколько суток субкомпенсированного питания. Источником пищевых запасов должна стать внешняя среда за счет охоты, рыбной ловли и сбора дикорастущих съедобных растений.

 

  Переутомление – своеобразное состояние организма, возникающее после длительного (а иногда и кратковременного) физического или психического напряжения. Переутомление таит в себе потенциальную опасность, притупляя волю человека, делая уступчивым к собственным слабостям. Оно подготавливает человека к психологической установке: «Эта работа не срочная. Ее можно отложить на завтра». Последствия такого рода установки могут быть самые серьезные. Избежать переутомления и быстро восстановить силы позволяет правильное, равномерное распределение физических нагрузок, своевременный отдых, который всеми доступными средствами надо делать как можно более полноценным.

 

  Уныние – психическое состояние, вызванное одиночеством, провалом задуманных планов, неудачными попытками установить связь, безуспешными поисками воды и пищи и т. д. Его развитию способствует незанятость, монотонная однообразная работа, отсутствие четкой цели. Этого состояния можно избежать, возложив на каждого выживающего определенные обязанности, требуя их неуклонного выполнения, ставя перед каждым конкретные, но обязательно выполнимые задачи.

  Страх — одной из форм эмоциональной реакции на опасность и наиболее опасным врагом выживающего является страх.

Реакция человека на страх зависит не столько от обстановки, в которой он оказался, сколько от его волевых качеств, от подготовленности и организованности, от правильности оценки ситуации, уверенности в себе и своем снаряжении.

  

Для неподготовленного человека внешняя среда оказывается постоянным источником страха.     Попав в лесную чащу, он напряженно ждет нападения хищных животных, с ужасом ожидает появления акул, оказавшись на плаву в океане, при посадке на льды полярного бассейна его преследует страх разлома льдины, а в пустыне на каждом шагу мерещатся ядовитые змеи. И хотя чувство страха является вполне закономерной реакцией, если не справиться с ним, поддаться ему, то, в конце концов, оно окончательно подчинит себе все мысли и поступки человека. Страх любую простую проблему превращает в сложную, а сложную делает непреодолимой.

В состоянии страха человек теряет способность контролировать свои действия, принимать правильные решения. Состояние страха усиливает ощущение боли, воздействие холода и жары, голода и жажды. К примеру летчик замерзает, имея в кармане спички и полные баки горючего.

  Но в то же время страх, управляемый и подавляемый, может оказаться полезным стимулятором деятельности человека, заставляя его быстрее и лучше соображать, активнее действовать, он обостряет восприятия органов чувств, придает физическую силу, превращаясь из врага в своеобразный катализатор энергии и решительности. Таким образом, страх может не только уменьшить шансы на спасение, но и значительно их повысить. Для поддержания своей жизни человек нуждается в определенных условиях, пище, воде, жилище и т. д. Вместе с тем, являясь членом общества, он привыкает к мысли, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью-то помощь. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову над тем, где укрыться от жары или холода, чем и где утолить голод и жажду. Заблудившись в незнакомом районе, он без особого труда получит нужную информацию, заболев, обратится за помощью к врачам.

 

  При автономном существовании в безлюдной местности подобная философия, выработанная цивилизацией, совершенно неприемлема, так как удовлетворение даже самых обычных жизненных потребностей иногда превращается в трудноразрешимую проблему. Вопреки приобретенному многолетнему жизненному опыту, жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев – образования, профессиональных навыков, материального положения и т. п., а от совсем других факторов: от внешней среды, от солнца и ветра, от температуры воздуха, от наличия или отсутствия водоемов, животных, съедобных растений. У неподготовленного человека внешняя среда становится источником постоянной, неосознанной опасности. Он находится в состоянии неопределенности, ибо не знает, откуда исходит опасность, а если и знает, то не может правильно оценить ее степень. Длительность реакции такого рода может варьировать от минут до нескольких суток, но она тем короче, чем лучше человек осведомлен об условиях, в которых он оказался.

  Несомненно, что успех выживания во многом зависит от психофизиологических состояний летчика, космонавта: воли, настойчивости, самообладания, его физической подготовленности, выносливости. Однако и этого недостаточно для победы над природой в условиях автономного существования в безлюдной местности. Необходимы теоретические знания вопросов выживания, подкрепленные практическими навыками.

 

  Полученная в процессе подготовки разносторонняя информация о внешней среде, особенностях неблагоприятного воздействия тех или иных факторов, повышает уверенность человека, оказавшегося в безлюдной местности или на борту спасательного плота в океане, в своих силах, внушает убежденность в том, что он сможет справиться с любыми трудностями, ибо знает, что надо сделать и каким образом это можно сделать. Деятельность человека в тех или иных условиях зависит от идеального представления о предстоящих действиях, от того, насколько образ предстоящих действий совпадает с их реальными условиями.

  Поэтому задача обучения по выживанию – добиться максимального сближения идеального с реальным.При этом тренировки должны проводиться в различных физико-географических условиях, что позволит обучающимся полнее ощутить на себе воздействие различных факторов, присущих той или иной зоне.

  Важную роль при автономном существовании в безлюдной местности играет внешняя среда, ее физико-географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Факторы внешней среды, влияющие на человека, весьма разнообразны и многочисленны. Это – ветер и солнечная радиация, высокие и низкие температуры и т. д. Опыт подсказывает, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако человек, непривычный к этим условиям, попадающий в них впервые, случайно, в результате сложившихся обстоятельств (авария самолета, гибель корабля и т. п.), оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем ее постоянные обитатели. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче оказываются сроки автономного существования, тем большего напряжения требует борьба с природой, тем строже должны выполняться правила поведения, тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка.

источник


Урок здоровья для школьников и их родителей. Урок проводит Айзман Роман Иделевич — доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии естествознания, директор НИИ здоровья и безопасности, Зав. кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Поддержка автономии и контроль поведения

Обзор

. 1987 г., декабрь; 53 (6): 1024–37.

doi: 10.1037//0022-3514.53.6.1024.

Э Л Деци 1 , Р. М. Райан

принадлежность

  • 1 Университет Рочестера, Нью-Йорк 14627.
  • PMID: 3320334
  • DOI: 10.1037//0022-3514.53.6.1024

Обзор

E L Deci et al. J Pers Soc Psychol. 1987 Декабрь

. 1987 г., декабрь; 53 (6): 1024–37.

doi: 10. 1037//0022-3514.53.6.1024.

Авторы

Э Л Деци 1 , Р. М. Райан

принадлежность

  • 1 Университет Рочестера, Нью-Йорк 14627.
  • PMID: 3320334
  • DOI: 10.1037//0022-3514.53.6.1024

Абстрактный

В этой статье мы предполагаем, что события и контексты, имеющие отношение к инициированию и регулированию намеренного поведения, могут функционировать либо для поддержки автономии (т. Рассмотренные здесь исследования показывают, что это различие имеет отношение к конкретным внешним событиям и общим межличностным контекстам, а также к конкретным внутренним событиям и общим личностным ориентациям. То есть различие имеет значение, фокусируется ли анализ на социально-психологических переменных или на личностных переменных. В обзоре исследования подробно описаны те контекстуальные и личностные факторы, которые, как правило, способствуют автономии, а также те, которые склонны к контролю. Кроме того, это показывает, что поддержка автономии, как правило, связана с большей внутренней мотивацией, большим интересом, меньшим давлением и напряжением, большей креативностью, большей когнитивной гибкостью, лучшим концептуальным обучением, более позитивным эмоциональным тоном, более высокой самооценкой, большим доверием, большей постоянство изменения поведения и лучшее физическое и психологическое здоровье, чем у контроля. Кроме того, эти результаты сошлись для разных процедур оценки, разных методов исследования и разных групп испытуемых. На основе этих результатов мы представляем организменную перспективу, в которой мы утверждаем, что регуляция преднамеренного поведения варьируется в континууме от автономного (то есть самодетерминированного) до контролируемого. Обсуждается связь этой органической точки зрения с историческим развитием эмпирической психологии, с особым акцентом на ее значение для изучения социальной психологии и личности.

Похожие статьи

  • Стремление к самоуважению: непредвиденные обстоятельства самооценки и саморегуляции.

    Крокер Дж., Брук А.Т., Ниия Ю., Вильякорта М. Крокер Дж. и соавт. J Перс. 2006 декабрь; 74 (6): 1749-71. doi: 10.1111/j.1467-6494.2006.00427.x. J Перс. 2006. PMID: 17083665 Обзор.

  • Психологические потребности и содействие интегративным процессам.

    Райан РМ. Райан РМ. J Перс. 1995 г., сен; 63 (3): 397–427. doi: 10.1111/j.1467-6494.1995.tb00501.x. J Перс. 1995. PMID: 7562360 Обзор.

  • Дорогостоящая погоня за самооценкой.

    Крокер Дж, Парк LE. Крокер Дж. и соавт. Психологический бык. 2004 г., май; 130(3):392-414. дои: 10.1037/0033-2909.130.3.392. Психологический бык. 2004. PMID: 15122925 Обзор.

  • Влияние школы и семьи на онтогенез детских интересов, самовосприятия и выбора деятельности.

    Экклс Дж.С. Экклс Дж.С. Небр Симп Мотив. 1992;40:145-208. Небр Симп Мотив. 1992. PMID: 1340520 Обзор.

  • Мотивация социальных контактов на протяжении всей жизни: теория социально-эмоциональной избирательности.

    Карстенсен Л.Л. Карстенсен ЛЛ. Небр Симп Мотив. 1992;40:209-54. Небр Симп Мотив. 1992. PMID: 1340521 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Открытие новых перспектив — укрепление автономии. Студенты из разных медицинских профессий взаимодействуют с пациентами и оказывают помощь самостоятельным и межпрофессиональным образом.

    Вирт А., Бергер Ф., Ульрих Г., Каап-Фрёлих С. Вирт А и др. GMS J Med Educ. 2022 г., 15 сентября; 39(4):Doc39. дои: 10.3205/zma001560. Электронная коллекция 2022. GMS J Med Educ. 2022. PMID: 36310884 Бесплатная статья ЧВК.

  • Факторы влияния и пути улучшения академической вовлеченности студентов колледжей в контексте профилактики эпидемий и борьбы с ними.

    Инь С, Хуан И, Чжан С, Чен У, Ван М, Цянь Х. Инь Х и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 10 октября; 19(19):12939. дои: 10.3390/ijerph291912939. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36232241 Бесплатная статья ЧВК.

  • Вклад в ЦУР 3 через поддержку автономии тренера: связь с мотивацией, основными психологическими потребностями и намерением быть физически активным.

    Эредиа-Леон Д.А., Мансано-Санчес Д., Гомес-Мармол А., Валеро-Валенсуэла А. Эредиа-Леон Д.А. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 сен 28;19(19):12327. дои: 10.3390/ijerph291912327. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36231627 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние мотивации, самоэффективности и страха неудачи на профессиональную адаптацию учащихся профессионально-технических училищ: модерируется смыслом жизни.

    Чуанг Ю.Т., Хуан Т.Х., Линь С.И., Чен Б.К. Чуанг Ю.Т. и др. Фронт Псих. 2022, 21 сентября; 13:958334. дои: 10.3389/fpsyg.2022.958334. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36211846 Бесплатная статья ЧВК.

  • Мотивация к снижению веса среди участников бесплатной общественной программы по снижению веса в приграничном районе США и Мексики: точка зрения теории самоопределения.

    Мартинес М., Салазар-Коллиер К.Л., Пена Дж., Уилкинсон А.В., Чаваррия Э.А., Рейнингер Б.М. Мартинес М. и соавт. Фронт общественного здравоохранения. 2022 сен 20;10:652271. дои: 10.3389/fpubh.2022.652271. Электронная коллекция 2022. Фронт общественного здравоохранения. 2022. PMID: 36203664 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • HD 19914/HD/NICHD NIH HHS/США

Беспилотным автомобилям нужна наука о поведении, а не искусственный интеллект, чтобы преодолеть самый большой барьер: интуицию

Что нужно для создания беспилотного автомобиля? Робототехники и компьютерщики обычно придерживаются схожих требований. Ваш автономный автомобиль должен знать, где проходят границы дороги. Он должен уметь управлять автомобилем и нажимать на тормоза. Он должен знать ограничение скорости, уметь читать уличные знаки и определять, красный или зеленый свет светофора. Он должен иметь возможность быстро реагировать на неожиданные объекты на своем пути, и он получает дополнительные очки, если знает, где находится на карте.

Все эти навыки важны и необходимы. Но, опираясь на список технических требований, исследователи пренебрегают самой важной частью реального вождения: нашей интуицией. Использование его для определения мотивации окружающих людей — это то, в чем люди так легко преуспевают, что трудно даже заметить, что мы это делаем, тем не менее программируем для этого.

Реклама

Беспилотный автомобиль в настоящее время не может смотреть на человека — идет ли он, ведет машину или едет на велосипеде — и знать, о чем он думает. Эти мгновенные человеческие суждения жизненно важны для нашей безопасности, когда мы за рулем, а также для безопасности других людей на дороге.

Как технический директор и соучредитель Perceptive Automata, компании по разработке программного обеспечения для автономных транспортных средств, основанной нейробиологами и компьютерщиками из Гарварда, я хотел посмотреть, как часто люди делают подобные подсознательные вызовы в дороге. Я взял камеру на тихий перекресток рядом с моей бывшей лабораторией в Гарварде, где не было светофоров. При всем воображении он не такой перегруженный и сложный, как перекресток в центре Бостона, не говоря уже о Манхэттене или Мехико. Но за 30 секунд видео все еще можно насчитать более 45 случаев, когда один человек интуитивно догадывается, что у другого на уме. Эти невербальные интуитивные догадки могут быть такими: «этот человек не собирается уступать», «этот человек не знает, что я здесь» или «этот человек не стал бы переходить улицу, выгуливая собаку». Этот велосипедист собирается повернуть налево или остановиться? Воспользуется ли право проезда этот пешеход и перейдет дорогу? Эти суждения происходят мгновенно, просто наблюдайте.

Предсказание состояния ума

У нас есть множество эмпирических доказательств того, что люди невероятно хорошо чувствуют намерения других. Задача Салли-Энн — классический психологический эксперимент. Субъекты — обычно дети — наблюдают, как исследователь разыгрывает сцену с куклами. Кукла по имени Салли прячет шарик в закрытой корзине. Салли выходит из комнаты. Пока Салли нет, вторая кукла — Энн — тайком перекладывает шарик из корзины в закрытую коробку. Когда возвращается первая кукла, детей спрашивают, где она будет искать шарик. Легко сказать: «Ну, конечно, она все равно посмотрит в корзину», поскольку Салли не могла знать, что шарик сдвинулся, пока ее не было. Но за этим «конечно» скрывается чрезвычайно сложная модель. Дети должны знать не только то, что Салли осознает одни вещи и не осознает другие, но и то, что ее осознание обновляется только тогда, когда она может на что-то обратить внимание. Они также должны знать, что ее психическое состояние постоянно, даже когда она выходит из комнаты и возвращается. Эта задача повторялась много раз в лабораториях по всему миру и является частью стандартного инструментария, который исследователи используют, чтобы понять, не нарушена ли чья-то социальная интуиция.

Реклама

Способность предсказывать психическое состояние других настолько врожденна, что мы применяем ее даже к явно нечеловеческим объектам. Эксперимент Хайдера-Симеля показывает, как мы склонны приписывать осознанное намерение даже простым геометрическим формам. В этом известном исследовании фильм показывает два треугольника и круг, движущиеся по экрану. Практически без исключений большинство людей строят и разрабатывают нарративы о целях и взаимодействиях геометрических фигур: один — злодей, один — защитник, третий — жертва, которая становится храброй и спасает положение — все эти ментальные состояния и нарративы только что появились. глядя на движущиеся геометрические фигуры. В психологической литературе это называется «обедненный стимул».

Наше взаимодействие с людьми на дороге также является примером обедненного стимула. Мы видим пешехода всего несколько сотен миллисекунд, прежде чем нам нужно решить, как на него реагировать. Мы видим машину, которая на полсекунды слегка въезжает в полосу, и должны решить, уступать ли ей. Мы мельком замечаем велосипедиста и оцениваем, знают ли они, что мы поворачиваем направо. Такого рода взаимодействия постоянны, и они лежат в основе безопасного и внимательного вождения.

И пока что компьютеры безнадежно ориентируются в них.

Компьютеры не умеют читать мысли

Опасность отсутствия интуиции для определения состояния ума уже очевидна. В первой аварии по вине самоуправляемого транспортного средства самоуправляемый автомобиль Google в Маунтин-Вью ошибочно предположил, что водитель автобуса уступит ему, не понимая как срочности, так и гибкости водителя-человека, пытающегося объехать аварию. остановленное транспортное средство. В другой аварии беспилотный Uber в Аризоне был сбит поворачивающим водителем, который ожидал, что любые встречные транспортные средства заметят, что соседние полосы движения замедлились, и скорректируют свои ожидания относительно поведения поворачивающих водителей.

Реклама

Почему компьютеры так плохо справляются с этой задачей чтения мыслей, если людям это так легко? Это обстоятельство так часто возникает при разработке ИИ, что у него есть название: «Парадокс Моравца». Задачи, которые легче всего решать людям, зачастую являются самыми сложными для компьютеров. «Мы меньше всего осознаем, что наш разум делает лучше всего», — сказал покойный пионер ИИ Марвин Мински. «Мы больше осведомлены о простых процессах, которые не работают должным образом, чем о сложных, которые работают безупречно».

Так как же разработать алгоритм для выполнения задачи, если вы не можете с уверенностью сказать, что влечет за собой эта задача?

Обычное решение состоит в том, чтобы определить задачу как можно проще и использовать так называемые алгоритмы глубокого обучения, которые могут учиться на огромном количестве данных. Например, при наличии достаточного количества изображений деревьев (и изображений предметов, не являющихся деревьями), эти компьютерные программы могут очень хорошо идентифицировать дерево. Если вы сводите проблему к доказательству или опровержению однозначного факта о мире — есть там дерево или его нет — алгоритмы могут сделать довольно хорошую работу.

Единственный способ решить эти проблемы — глубоко понять человеческое поведение, тщательно охарактеризовав его с помощью методов науки о поведении.

Реклама

Но что делать с проблемами, когда основные факты о мире не являются ни простыми, ни доступными? Люди могут делать удивительно точные суждения о других людях, потому что у нас есть чрезвычайно сложный набор внутренних моделей того, как ведут себя окружающие. Но эти модели скрыты от пристального внимания, спрятаны в черных ящиках нашего сознания. Как вы маркируете изображения содержанием чьего-то постоянно текучего и по большей части бессмысленного внутреннего монолога?

Единственный способ решить эти проблемы — глубоко понять человеческое поведение — не только путем реинжиниринга, но и тщательно и всесторонне охарактеризовав его с помощью методов науки о поведении. Люди безмерно способны, но имеют непрозрачные внутренние механизмы. Нам нужно использовать методы исследования человеческого поведения, чтобы создавать модели компьютерного зрения, обученные улавливать нюансы и тонкости человеческих реакций на мир, вместо того, чтобы пытаться угадать, как выглядит наша внутренняя модель мира.

Во-первых, нам нужно выяснить, как работают люди, а во-вторых, обучить машины. Только с помощью богатой и глубокой характеристики причуд и слабостей человеческих способностей мы можем знать достаточно о проблеме, которую пытаемся решить, чтобы построить компьютерные модели, способные ее решить. Используя людей в качестве модели идеальной производительности, мы можем добиться успеха в решении этих сложных задач и найти осмысленное решение этой проблемы интуиции.

И нам нужно ее решить. Если беспилотные автомобили осуществят революцию в городском транспорте, обеспечив снижение выбросов, повышение мобильности и повышение безопасности на улицах, им придется существовать на равных с людьми, которые уже пользуются этими дорогами.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts