Функции и роль авторитета как феномена социальной жизни
скачатьскачать
Автор: Ефремов И. И. — подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №1(38)/2005 — подписаться на статьи журнала
В современной сложной и бурной социальной жизни, полной разнообразных и противоречивых явлений переходного периода, общественный организм испытывает немалые трудности. Отношения между людьми усложнились и требуют дальнейшего осмысления. Одним из существенных аспектов реальности являются нравственные, основанные на авторитете – авторитетные – отношения, которые, выполняя свои функции, накладывают существенный отпечаток на процессы действительности.
Авторитет, как это рассматривалось ранее[1], заключается в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки, и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект, обуславливающем определенную исторически изменяющуюся форму подчинения действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок субъекта.
Авторитет, будучи активным феноменом общественной жизни, выполняет в ней определенные функции. В социальной философии понятие «функция» указывает на ту роль, которую какой-либо социальный институт или частный социальный процесс выполняет по отношению к целому. Под функцией имеется в виду определенная совокупность социальных последствий социальной деятельности[2]. В данном случае речь будет идти о последствии деятельности авторитета.
Функции авторитета в той или иной мере попадали в поле внимания большинства авторов, исследующих это явление. В значительной части работ этого плана функции, как правило, выделяются, но не обосновываются или мало объясняются. Больше повезло исследованию вопросов авторитета, связанных с наукой. В целом же проблема функций авторитета разработана еще недостаточно.Функции авторитета многообразны. В целом они образуют собой систему, в которой имеются различные аспекты. Одним из аспектов является деление функций на основе масштабов области применения авторитета. Во-первых, это функции общеавторитетные – те, которые присущи всем проявлениям авторитета. Во-вторых, функции, присущие нескольким областям проявления авторитета. В-третьих, функции, относящиеся к отдельным областям проявления авторитета. В данной статье рассмотрению подлежит, прежде всего, выяснение проявления функций по отношению к обществу в целом как к объекту авторитета. В определенной же мере могут рассматриваться и специфические функции авторитета по отношению к ряду областей, к некоторым областям деятельности и отдельным объектам авторитета, имеющим свои особенности.
Масштабы функционирования имеют большое значение, но функция есть, прежде всего, проявление конкретных свойств объекта в существующей системе отношений, когда один элемент, возникая и изменяясь, воздействует на другой. Поэтому в центре нашего внимания будут те функции авторитета, которые вытекают из его природы и роли в обществе и выражают взаимозависимости между общественным бытием и авторитетом в процессе практической деятельности людей.
Анализ взаимозависимостей авторитетных отношений позволяет выделить три группы функций авторитета, выполняемых им в обществе. Первую группу образуют гносеологические функции. Они имеют отражательный характер и выражают связь между объектом отражения – авторитетом (носителем, субъектом авторитета) – и сознанием людей (объектом авторитета). Функции такого рода разделяются на познавательно-информативную, аксиологическую (оценочную) и коммуникативную. Вторую группу образуют социально-нормативные функции, при их реализации осуществляется воздействие авторитета, его субъекта (носителя) на авторитетные отношения вообще, на практику объекта авторитета. Здесь выделяются регулятивная и организационно-воспитательная функции. В качестве же отдельной (не входящей в вышеназванные группы) выделим методологическую функцию. Она представляет совокупность научных методов, которые реализуются в ходе действия авторитетных отношений. Рассмотрим по порядку их содержание.
Гносеологические функции авторитета. Авторитет вырабатывается на основе познания общественного бытия или деятельности, осуществляемой на базе глубокого проникновения в закономерные связи и отношения той или иной сферы реальной действительности. При возникновении и реализации авторитетных отношений осуществляется процесс отражения общественного бытия как субъектом авторитета, так и объектом авторитета. Через призму субъектно-объектных отношений отражается мир, общественное бытие.
В ходе такого взаимодействия авторитет выполняет познавательно-информативную функцию. Авторитет (его носитель) познает бытие и вырабатывает знания о нем, формулирует их в той или иной форме. Познанное им оказывает влияние на содержание знаний объекта авторитета о мире, становится достоянием области применения авторитета (науки, искусства, военного дела и др.). Вместе с тем авторитетом выполняется и информативная функция. Он извлекает из бытия нужную информацию и перерабатывает, обобщает таковую, в то же время люди, на которых распространяется его воздействие, – объект авторитета – получают возможность получить от авторитета интересующую их информацию. Эта информация позволяет углубить процесс нахождения истины и оценки значимости самого авторитета.
Выполняется и аксиологическая (оценочная) функция. Авторитет, как известно, отражает определенные ценности, которые находятся в области его интереса. Происходит формулирование оценки в той или иной форме, выявление степени соответствия отраженного существующим знаниям, нормативным требованиям. Затем осуществляется ценностная ориентация объекта авторитета. Вместе с тем в процессе взаимодействия носителя авторитета и объекта авторитета происходит процесс сличения индивидуально-личност-ных и объективных социальных и духовных ценностей через сложившуюся систему «эталонов» ценностей (выраженную либо в общественно-нормативных актах, либо неписаную, существующую лишь в общественном мнении), формируется определенное ценностное отношение.
Одной из функций авторитета является самокоррекция субъекта (носителя) авторитета. Субъект авторитета – «Я», получив информацию об оценке объектом авторитета – «Не Я 1», «Не Я2» и т. д. – его достижений и упущений, может все критически осмыслить, произвести, при необходимости, переоценку своих заслуг, действий и соответственно воздействовать на «Я**» – на себя. В результате произвести самокоррекцию личного поведения, вызывая следствие – упрочение своего авторитета в сознании «Не Я I, II» и т. д., то есть объекта авторитета. См. рисунок:
Примечание. «Я» – субъект (носитель) авторитета, «Не Я I», «Не Я II» – объект авторитета, «Я**» – субъект авторитета (носитель) после самокоррекции своих авторитетных черт.
Одной из гносеологических функций является коммуникативная. Эта функция осуществляет передачу опыта авторитета, приобретенных им ценностей от одной области авторитета к другой и из поколения в поколение. Авторитет распространяет свои достижения, если он не будет этого делать, то не будет и его авторитетности. Оценив достигнутое авторитетом, его носителем, люди – объекты авторитета, связываясь, тем или иным образом, с другими, передают ценное иным социальным единицам. Особую роль играет передача опыта традиционных авторитетов. Обеспечивается, тем самым, опыт поколений. Вместе с тем может передаваться и устаревшее, отжившее. Так, например, авторитет Аристотеля, некоторые его ценности, утерявшие уже свое значение, передавались из поколения в поколение, довлея над людьми, противореча здравому смыслу.
Социально-нормативные функции авторитета. Ведущей в этой группе является функция регулятивная. Именно она является главной, определяющей. Регулировать – значит подчинять определенному порядку, правилам, упорядочивать. Эта функция авторитета касается создания и утверждения определенных норм, правил, установок, знаний, определяющих основы области конституирования авторитета. Регулирование такого рода является процессом приведения в соответствие с достигнутыми авторитетом основоположениями реального состояния дел, поведения социальных групп, коллективов, личностей.
Для утверждения ценностей авторитета необходимо признание социальной группой, коллективом, индивидом социальной необходимости в них. При этом авторитетные нормы осуществляются, приводятся в жизнь только добровольно. Признание авторитета и его ценностей, регуляция деятельности на основе этого не могут подчиняться правовым нормам. Регулирование авторитетом тесно связано с управлением, но не является властным, управленческим актом. Авторитет не повторяет функции управления, руководства, власти. Находясь во взаимосвязи с ними, основная роль авторитета состоит в повышении эффективности системы социального управления и создании благоприятных условий для успешного руководства общественной жизнью и для ее осуществления[5].
В ряду социально-нормативных функций существенную роль играет функция организационно-воспитательная. Авторитет служит объединению людей, их организации. При этом организация осуществляется не институционными органами, а происходит на основе объединения индивидов общественным мнением, морального влияния, традиций, обычаев. Исследователь научного авторитета А. А. Степанов назвал организационную функцию социотворческой – она «объединяет отдельных ученых в творческие кол-лективы. Сущность этой функции авторитета – естественное образование на его основе формальных и неформальных социальных институтов и организаций. Способность направлять деятельность отдельных объектов в единое русло». Он отмечает и «негативные» стороны этой функции авторитета, делающие научное сообщество достаточно закрытым и изолированным. Социотворческая функция затрудняет доступ к социальным институтам науки. Тем не менее эта изолированность иногда приносит пользу, защищая науку от некомпетентного вмешательства дилетантов или власть имущих профанов[6]. Что же, в этом есть определенный резон. Организационная сторона рассматриваемой функции проводится в жизнь моральными средствами.
Тесно связана с организационной воспитательная сторона функции. Авторитет действует прежде всего силой примера, происходит признание за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки и т. п. Авторитет для объекта его воздействия выступает как нравственный идеал.
Субъектом авторитета, как уже говорилось, может выступать личность, коллектив, социальный институт, традиция, соответственно они и способны выступать в качестве нравственного идеала. Личностный авторитет, как правило, персонифицирован в образе какого-либо конкретного человека, который и выступает в качестве индивидуального нравственного идеала. При этом данный авторитет, как идеал, представляет собой не только эталон совершенства, превосходства, но и пример для подражания и корректировки людьми своей деятельности, помыслов и поступков. Организационное и воспитательное выступают в органическом единстве.
Методологическая функция. Авторитет, знания, которые благодаря ему стали достоянием общества, ценности, действия, базирующиеся на основе верного, адекватного отражения реальной действительности, объективно выполняют функцию метода. Они служат основой, фундаментом, базой для познания общественного бытия, его процессов другими людьми.
Ни одна из функций не действует обособленно, они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, их воздействие носит комплексный характер. При этом функции имеют свою специфику в зависимости от сферы общественной жизни и области применения. Свои особенности имеет и функционирование авторитетных отношений в сфере военного дела, в воинских коллективах.
Функции военного авторитета. Военный авторитет, будучи элементом авторитета, вообще выполняет те же функции, что и всякий другой авторитет. Вместе с тем специфика военной действительности налагает на него как субъекта отношений некоторые особенности функционирования. Она проявляется и в жизнедеятельности объекта военного авторитета.
Во-первых, отмечается довольно сильная взаимосвязь властного компонента в авторитетных отношениях. Авторитетное и властное органически переплетаются, взаимно усиливая друг друга. Во-вторых, значительная зависимость судьбоносного влияния носителя авторитета на объект авторитетных отношений. Это влияние отражается в исходе битв, сражений, побед и поражений. Так, например, широко известно, что одно только появление выдающегося, победоносного полководца (как, например, Г. К. Жуков) на том или ином участке предстоящего сражения в годы Великой Отечественной войны вселяло в личный состав войск уверенность в неизбежности победы и неотвратимость поражения фашистских войск, что способствовало самой победе. Такова специфика функционирования военного авторитета гениального полководца.
В-третьих, особую значимость получают социально-норматив-ные функции авторитета. Если регулятивная функция авторитета вообще является главной, определяющей, то в отношении же военного авторитета она получает доминирующую роль. Это определяется самой спецификой военной организации государства, где в отношениях ее субъектов деонтическое, предписывающее – воинские уставы, правила, приказы, каноны, определяющие основы области конституирования авторитета – превалирует. Регулировать – значит подчинять определенному порядку, правилам, упорядочивать. В военной области, в рамках этой функции, создается и утверждается атмосфера, базирующаяся на определенных, присущих ей нормах, неписаных правилах, специфических знаниях, которые узаконивают как сам военный авторитет, так и его носителя. Носитель военного авторитета своим моральным влиянием на основе познания реального состояния дел приводит объект авторитета, поведение социальных групп, коллективов, личностей в соответствие с необходимыми установками.
Вместе с тем авторитетные нормы, в отличие от норм правовых, осуществляются, приводятся в жизнь только добровольно. В сознании военнослужащего, особенно того, кто служит в армии и флоте долгие годы, обычно происходит выработка своего рода императива, внутреннего повеления, поступать согласно имеющимся нормам, указаниям авторитетных военачальников независимо от того, наблюдает ли кто-нибудь за его действиями. О таких воинах нередко говорят «службист», вкладывая в это слово позитивный смысл – любовь к военной службе. Рассматривая настоящий авторитет, Гегель говорит об интеллектуальном повиновении авторитету. Настоящий авторитет «не состоит в одном командовании»[7]. Как пишет Куно Фишер, «Гегель имел в виду важное педагогическое правило, которое лучше всего выражается словами Гете: «Если имеется повиновение в душе, скоро явится и любовь»[8]. Воздействие авторитета многопланово.
Своеобразие функционирования носит существенный характер и оказывает воздействие на процессы авторитетных отношений. Здесь были рассмотрены в основном лишь важнейшие общеавторитетные функции. Относящиеся к отдельным областям проявления авторитета функции, за исключением военной сферы, не рассматривались. Но в научной литературе постоянно выдвигаются заявки о признании все новых функций, даже «контролирующей», «рецензирующей» и тому подобное, исследователи работают неустанно.
Роль авторитета и методологические основы ее анализа. Функции в своей основе раскрывают и роль авторитета в обществе, но их анализ не исчерпывает отражение всей ее полноты. Проблема роли авторитета имеет много сложностей. Те или иные ее стороны уже раскрывались в ряде научных трудов, специально посвященных выяснению роли авторитета[9]. Поэтому сосредоточим внимание на мало разработанных проблемах роли авторитета, а именно методологических ее сторонах.
Выяснение роли авторитета предполагает необходимость применения принципов диалектической логики. Прежде всего, диалектическая логика требует к изучению вещей и явлений подходить объективно, рассматривать их такими, какие они есть. Она требует беспристрастного подхода. Это особенно важно в отношении роли тех или иных субъектов авторитета. Анализируя роль какого-либо носителя авторитета, того, что он внес в действительность, в науку или практику, в область авторитета, следует не базироваться только на имеющихся субъективных мнениях как позитивного, так и негативного характера, хотя и их надо брать в учет, а основываться на фактах. Добиваться истины в определении роли конкретного авторитета. Объективность выяснения роли авторитета предполагает учитывать не только ее изучение в абстрактно-гносеологическом, но и в социологическом плане. Имеется в виду оценка объективной значимости авторитета – оценивать внесенное им с точки зрения того, насколько оно содействовало потребностям общества, его прогрессу, человеческой практике. Практика человечества является проверкой, критерием объективности в выяснении роли авторитета и авторитетности личности.
В мире все взаимосвязано. Тысячами нитей связан с объективной реальностью и авторитет. Сами авторитетные отношения – это многообразные связи. Диалектическая логика нацеливает при выяснении роли авторитета на всесторонность рассмотрения всего, что связано с ним. Анализ роли субъекта авторитета, действительности внесенного им в науку или практику выдвигает необходимость всесторонности рассмотрения. Всесторонность позволяет получить знания о роли авторитета в их целостности. Она включает целостность охвата представлений о роли авторитета, фиксирование всех сторон и опосредований феномена, выявления и изучения всех конкретных связей, образующих данный авторитет, выделение сущности, определение условий превращения возможности в действительность, причинной обусловленности и т. д. Естественно, далеко не все из перечисленного можно охватить при изучении роли конкретного субъекта авторитета, но чем полней будет круг изученного, тем правдивей станет наше представление о нем.
Выяснение истины о явлении, предмете, процессе будет более адекватным, если она анализируется в развитии. Авторитет – одно из явлений действительности. Диалектический принцип развития выдвигает перед исследователем, в том числе и исследователем роли авторитета, ряд требований. Во-первых, необходимость рассматривать явление с точки зрения непрерывного изменения и развития. В функционировании авторитета можно отметить ряд изменений: его генезис, становление и дальнейшее развитие, равно как и возможности утери авторитета. Каждое изменение несет определенную ролевую нагрузку. Познание каждой из них способствует определению общей роли. Особенно важно оценивать развитие ныне функционирующего в коллективе авторитета. Видеть происходящие изменения и соответственно реагировать на них.
Принцип развития выдвигает и требование конкретно-истори-ческого подхода к выяснению роли авторитета. Историзм необходим, прежде всего, для анализа выяснения роли авторитетов, существующих длительное время, для изучения воздействия авторитета на сложные динамичные социальные образования. Анализ истории авторитета как феномена общественной жизни позволяет как глубже осмыслить его роль на тех или иных исторических этапах, так и иметь представление о нем в целом. Существовали и существуют те или иные авторитеты, которые функционируют длительное время, есть такие, что воздействуют на общество столетиями. Роль их на различных отрезках эволюции общества изменялась. Возникает необходимость ее познания в динамике, а также прогнозирования тенденций на дальнейшее время. Настоящее в значительной мере обусловлено прошлым, а будущее вытекает из настоящего и в значительной мере обусловливается им. Позитивную роль авторитет может играть не всегда, не автоматически, не при всяких исторических условиях, а лишь тогда, когда для этого возникли, созрели материальные, объективные предпосылки и когда общество способно к восприятию нового.
Рассмотрение должно быть конкретным. Сущность авторитета вообще, как феномена общественной жизни, представляет, в известной степени, абстракцию. Но она выведена на основе обобщения знаний о реальных, конкретных авторитетах. Соответственно и выяснение роли авторитета в общественной жизни вообще может быть произведено лишь при исследовании конкретных проявлений авторитетных отношений. В истории известны факты отвержения авторитетов вообще. Ф. Бэкон отнес авторитеты к разряду «идолов» или «призраков», которые понимались как различного рода предрассудки и предрасположения. Вера в авторитеты, по мнению Бэкона, мешает людям самим, без предубеждений исследовать при-роду. Истину он назвал дочерью времени, а не авторитета[10]. Известно, что он, как и некоторые другие мыслители Просвещения, делали такой вывод на основе критики авторитета Аристотеля и Платона, которые в Средние века «связали мужество людей, оказавшихся будто заколдованными». Фактически же это было выступление против «ложных авторитетов». Создавались новые и новые авторитеты. Абстрактный подход к выяснению роли авторитета, отрицание позитивности таковой наблюдалось и позже, в движении антиавторитаристов. Практика показала ошибочность отрицания роли авторитета и его боязнь. «Авторитет… – говорил И. В. Гёте, – имеет большую ценность; но только педант требует повсеместно авторитета»[11]. Итак, налицо крайности. Только конкретный подход – путь к истине.
Роль того или иного авторитета, его носителя к тому же нельзя определять абстрактно, вне связи с конкретными общественными отношениями. Изучение роли конкретного авторитета, его влияния на общество, на конкретный же коллектив представляет несомненный интерес для практики. Оно позволяет совершенствовать управленческие процессы.
* * *
Авторитетные отношения пронизывают все поры общественного организма. Они играют важную роль в его жизни, связывая незримыми нитями личности, социальные группы и общество как в целом, так и составляющие элементы. Авторитет, личный или коллективный, как явление социальной действительности, обладает определенной активностью, которая проявляется в его многообразных функциях. В целом они образуют собой систему, в основе которой имеется ряд групп: гносеологических, социально-нормативных и методологических функций. Общество нуждается в истинных авторитетах, которые возникают как стихийно, так и целенаправленно, будучи стимулированными различного рода социальными институтами, осознавшими потребности страны. Познание функций авторитета, их свойств и возможностей благоприятствует учету таковых в процессах регулирования общественных отношений в интересах прогресса.
[1] См.: Ефремов, И. И. Проблема авторитета в социальной философии // Философия и общество. 2004. № 3. С. 60–70.
[2] См.: Гастев, Ю. Функция / Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 418–419.
[3] См.: Соловьев, В. С. Собр. соч. Т. 8. СПб., 1913. С. 311.
[4] Гельвеций, К. А. Об уме. Т. 1. С. 233.
[5] См.: Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд. МГУ, 1968. С. 193.
[6] Степанов, А. А. Научный авторитет: философские проблемы. Томск, 2000. С. 116–117.
[7] Цит. по: Фишер, К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом. М.–Л., 1933. С. 71.
[8] Там же.
[9] См.: Киселев, Ю. В. Роль авторитета в общественной жизни. Л., 1966; Воробьев, А. В. Роль авторитета в научном коллективе: Автореф. дис. …канд. филос. наук. Томск: Томский гос. ун-т, 1973 и др.
[10] См. :Бэкон, Ф. Новый органон / Бэкон, Ф. Соч.: в 2 т. 2-е изд., испр., доп. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 26–32, 48.
[11] Goethe, J. W. Maximen und Reflexionen. Von: Eichelberger U. Zitaten Lexikon. Leipzig, 1981. S. 63.
Как стать авторитетом в компании и обществе
Мы часто сталкиваемся с вопросом, как выгодно продать себя на рынке труда. Какими качествами нужно обладать, чтобы иметь преимущество над другими кандидатами? Как быстро подняться по карьерной лестнице и зарекомендовать себя, как эксперта в своей профессии? Ответ на эти вопросы заключается в создании авторитета и лидерства на работе и в обществе. Мы должны быть заметны для наших руководителей и будущих работодателей. Главная задача нашей карьеры – это создать свою ценность и выгодно себя продать.
Содержание статьи:
- Выбор наставника, как первый шаг, чтобы стать авторитетом в компании
- Создание собственного авторитета внутри компании
- Создание авторитета в обществе
Самый простой способ стать авторитетом на работе это найти кого-то, кто им уже является. Мы находим наставника, которому мы доверяем, и кто уже достиг успеха. Работая с таким наставником или регулярно общаясь с ним, мы движемся в направлении получения ценного опыта и знаний, и, в конечном итоге, становимся мастером своего дела. Наставника можно найти любым из трех способов:
- Внутри компании. Необходимо найти опытного и авторитетного работника компании и попытаться настроить с ним профессиональные отношения. Получить возможность регулярно задавать ему рабочие вопросы и наблюдать за его работой над проектами.
- Внутри близкого круга людей. Наличие такого наставника сделает процесс обучения легче, т.к. вы уже находитесь с ним в близких отношениях. По мере роста вашего профессионального опыта, впоследствии, вы можете обмениваться навыками друг с другом.
- Глобальный поиск наставника. Можно отыскать опытного человека посредством социальных сетей, форумов, блогов и т.д. На этих ресурсах люди часто и с легкостью делятся своим опытом. Это прекрасный плацдарм для роста вашего авторитета в компании. Принимайте в них участие и перенимайте опыт у людей, которые многого добились в том направлении, где вы хотите достичь успеха.
Становление авторитета на работе займет какое-то количество времени, но наличие наставника позволит вам вырасти профессионально и перейти в раздел опытного лидера.
Создание собственного авторитета внутри компанииОпытный сотрудник – это тот человек, который лучше всего понимает определенные процессы и процедуры в бизнесе компании. Нужно добиваться, чтобы компания использовала ваши наработки и идеи в своей деятельности, и чтобы ваши предложения применялись в системе ведения бизнеса. Это может быть придуманная вами модель сокращения расходов компании, отличные навыки общения с клиентами или вы являетесь экспертом в программном обеспечении, которым пользуется предприятие и т.д. Все то, чему вы можете научить других.
Способность обучать новоприбывших сотрудников, сделает вас незаменимым лидером в коммерческой организации. Вы станете не только специалистом, но и наставником, а это и есть основа для роста авторитета в компании. Многие руководители и владельцы бизнеса признают, что одной из причин, которая делает сотрудника бесценным, это его знания системы настолько хорошо, что он может научить этому других.
Теперь важно рассмотреть, как добиться заинтересованности в ваших предложениях со стороны менеджера или собственника компании. Данный процесс зависит от типа организации, в которой вы находитесь. Возьмем малый или средний бизнес.
Чаще всего, в небольших компаниях не предусмотрен обучающий материал. Все наработки компании в области рабочих процессов передаются устно. В таком случае можно подойти к руководителю и заявить о необходимости документации процесса и, скорее всего, он на это отреагирует положительно. Такой подход поможет убедиться, что руководство организации открыто для новых идей, и можно начинать свой путь в становлении лидерства в компании.
Теперь рассмотрим крупные компании, которые работают на протяжении многих лет, имеют многоуровневую иерархию и все процессы задокументированы. В таких случаях требуется прилагать больше усилий, чтобы зарекомендовать себя экспертом.
Для начала стоит изучить рабочие процессы, которые используются корпорацией. Но уже на этом этапе, можно пытаться искать нишу для предложений. Допустим, если вы работаете в области продаж, то можете предоставить форму с вашими советами или список из 10-ти возражений клиентов. Чем больше вы будете предоставлять такого рода информацию начальству, тем быстрее вы можете стать признанным авторитетом на работе именно в этой конкретной области.
Рассмотрим более практическую деталь этой темы, а именно нижнюю таблицу, которая поможет вам сформулировать свои предложения и предоставить на рассмотрение менеджеру.
Идея заключается в том, чтобы собрать как можно больше информации для презентации вашей идеи, вмещающейся на одной странице (А4). Не стоит готовить предложение большего объема, это лишь рассеет внимание руководителя или у него может не быть достаточного времени для ознакомления с документом.
Наша цель – показать всю картину в мелких деталях. Чтобы была понятна идея таблицы, рассмотрим на простом примере пошаговой стирки белья. Этот повседневный пример поможет проиллюстрировать, насколько просто донести свое предложение.
Таблица 1. Шаблон стратегии реализации идеи
Рассмотрим левую часть таблицы, которую назовем – фундамент:
- Секция «Что» предназначена, чтобы создать полную картину конечного результата. Это краткая фраза, одно или два предложения, которые начинаются с «Это будет выглядеть так…». В нашем примере, это должно гарантировать, что наша одежда чистая, свежая, без пятен и готова к сушке.
- Раздел «Почему» – это причина или мотивация нашего предложения. Наша цель, в нескольких словах убедить кого-то еще, почему наша идея принесет пользу. В нашем примере, мы говорим, что наша одежда чистая и свежая и поможет нам выглядеть более привлекательно и социально приемлемо.
- Секция «Кто». Здесь перечисляются должности, ответственные за воплощение идеи. Это может быть региональный менеджер или начальник сборочной линии, в зависимости от вашего предложения. В нашем примере, это может быть жена. Она даст мне знать, если работа сделана плохо.
- «Когда». Это относится к любым стандартам, которые мы хотим измерить с точки зрения времени или длины. Это может быть интервал работы идеи в течение недели или временной отрезок в сутках. В примере это выглядит так: мы стираем одежду каждый понедельник в быстром режиме – 30 минут, в среднем – 45 минут, но не более часа.
- Раздел «Сколько». Здесь приводится численная и количественная оценка чего-то, для достижения результата. Это может быть стандарты производительности, цифры, статистика. В нашем примере мы должны использовать ½ стакана моющего средства.
- И, наконец, секция «С чем». Здесь стоит перечислить все ресурсы, которые требует реализация вашей идеи. В примере это будет: грязная одежда, стиральная машина, вода, моющее средство, отбеливатель, смягчающие ткань средства и т.д.
После того, как мы выстроили фундамент, мы готовы перейти к основной части предложения, которая находится в секции «Как». Здесь перечисляются все шаги для реализации идеи. Не стоит вдаваться в мелочи, мы приводим план, набросок общих шагов, которым должен кто-то следовать, чтобы идея работала.
В нашем примере с бельем, первый шаг реализации выглядит так: «в понедельник утром, мы собираем наше белье для стирки». Далее мы шаг за шагом перечисляем этапы достижения результата. В нашем примере это может быть «сортировать одежду на белую, цветную и темную». Затем следующий шаг – «поместить в стиральную машину одежду одного цвета» и т.д.
Далее вы представляете документ кому-то на рассмотрение и утверждение. Это, как правило, ваш менеджер или, если вы на похожей позиции, кто-то вышестоящий по иерархии в компании. После того, как начальство вернуло вам документ с пожеланиями или исправлениями, обдумайте свою идею с новыми переменными и подайте новый документ на утверждение.
Все это должно делаться для того, что как только предложение утвердили, сделать так, чтобы все остальные могли пользоваться вашей идеей и обучаться использовать ее. Это даст возможность обучать других сотрудников работать с вашей идеей, тем самым создавая себе авторитет и роль лидера в рабочих процессах.
Создание авторитета в обществеПараллельно с формированием авторитета на работе, вы можете начать строить его и в обществе. Это даст возможность быть более узнаваемым на рынке труда и прославиться в качестве эксперта в конкретной области.
Рассмотрим некоторые способы построения авторитета среди широкой общественности. Взглянув на таблицу в виде лестницы, уже можно понять, что это ступени для восхождения вашей личности к общественному признанию. Но стоит иметь в виду, что этот процесс занимает годы и не обязательно, что вы поднимитесь на эту лестницу именно приведенным способом, но это дает представление, как улучшить свой авторитет, перемещаясь по ступеням своей популярности.
Таблица 2. Лестница для восхождения к общественному признанию
Начнем с нижней части таблицы власти:
- писать полезные обзоры продуктов и услуг. Желательно писать в той области, на которой вы специализируетесь;
- активно комментировать блоги других авторов. Активное участие в них поспособствует признанию в вас эксперта;
- создание собственного блога или подкаста. Блог выступает вашей авторитетной оценкой происходящих процессов или свойств товаров;
- высшее образование и сертификация. Это придаст вашим словам большей достоверности;
- создание специализированной социальной сети, группы. Создание специализированной группы в соцсетях позволит привлечь людей вашей профессиональной направленности. Это даст вам возможность развиваться через мнение и комментарии специалистов, а также писать и комментировать, как авторитетный эксперт;
- написание и отправка собственных статей на специализированные сайты. Даст возможность показать свой уровень знаний широкой интернет-общественности;
- создание автономной группы в реальном мире. Это может быть ассоциация людей по профессиональным интересам;
- быть гостем-экспертом на других блогах и социальных группах. Возможность заявить о себе через третью сторону позволит быстро построить свой авторитет;
- публикация книги и видео курса. Здесь стоит рассчитывать на собственную финансовую возможность публикации;
- выступление на радио или телепередачах. Это на самом деле достаточно просто реализовать, т.к. многим шоу на радио или телевидении требуется как-то заполнять свой эфир, и они находятся в постоянном поиске компетентных гостей;
- публикация и распространение своей книги или видео курса;
- обозреватель в газетах или журналах;
- публикации о вас в национальной и международной прессе.
Эта таблица призвана стать для вас отправной точкой. Вы можете иметь собственные наработки для развития авторитета, и нижняя часть лестницы будет выглядеть в вашем случае по-другому, но восхождение на верхнюю ступень будет похожим. Главное, чтобы методы, представленные в таблице, не пугали вас. Все сделать намного проще, чем кажется, а главное, что все это будет работать на вас, на рост лидерства в обществе.
Помните, что ваша цель не стать знаменитостью, а повысить свою ценность, став признанным лидером в своей профессиональной области. Имейте в виду, что власть является наибольшим множителем рыночной стоимости. Но этот процесс может занять годы, и если вы осуществите большую его часть, то это принесет большие дивиденды для вашей карьеры в долгосрочной перспективе. Это марафон, а не спринт.
Заключение
Проще всего начать построение авторитета внутри компании, в которой вы сейчас работаете. По мере становления своего авторитета на рабочем месте, вы можете начинать заниматься продвижением себя в обществе и увеличивать свою рыночную стоимость. Старайтесь продвигаться шаг за шагом по авторитарной лестнице, и вы заметите значительный прогресс на пути развития себя, как лидера на работе и в обществе.
Как завоевать и от чего зависит авторитет в обществе? Vovet.ru
общество уважение авторитет карьера
Только в сентябре: получи кредитку по акции с бонусом 2000р. и годом без % Получить карту
Авторитет в обществе имеет большое значение, хотелось бы знать как его можно быстро завоевать. А также можно дополнить статьи про страх выступлений и превращение в мирового оратора.
Похвалить 0 Пожаловаться
3 ответа
Авторитет имеет огромное значение для каждого, вне зависимости от того, в каком коллективе Вы находитесь и какую позицию занимаете. Завоевать авторитет – задача не из простых, для этого нужно много достичь и о многом позаботиться.
Помните, что авторитет, как зачетка: сначала вы работаете на него, а потом — наоборот, он работает на Вас. Поэтому будьте готовы к тому, что Вам придется некоторое время потрудиться. Мнение о вас складывается с первой секунды знакомства, тем более, первое впечатление самое сильное. Поэтому если Вам предстоит встреча с новыми людьми, позаботьтесь о своем внешнем виде, ведь как говорится, по одежке встречают.
Будьте дружелюбны и приветливы, постарайтесь запомнить все имена, и называть их вслух при каждом удобном случае. Не молчите, лучше всего сразу заявить о себе.
Чтобы было проще сойтись с людьми, устройте неформальную встречу. Здесь будут к стати дружеские посиделки за чаем после работы. Если это новые друзья – организуйте вечеринку или поход в боулинг. Не бойтесь делать первые шаги, поверьте, это оценят.
Относитесь ко всем с уважением, не стоит демонстрировать свою неприязнь, если Вам кто-то не нравится. Пока Вы еще не стали полноправным членом коллектива, не исключено, что к Вам могут относиться предвзято. Будьте морально к этому готовы и принимайте все с юмором. Согласно vovet.ru, сочетание интеллекта и чувства юмора ценится в коллективе больше всего. Тут сложно спорить: умение быть серьезным и хорошо пошутить, в том числе и над собой – это ли не идеальное сочетание в характере.
Будьте честны, отвечайте за свои слова, если обещаете – выполняйте. Не обманывайте, подорвав доверие один раз, вам будет невероятно сложно его восстановить. Очень важно быть естественным и не пытаться казаться кем-то другим. Если вы хотите большего, чем можете получит сейчас, то работайте над собой. В таком случае долгожданный авторитет будет еще прочнее.
Совутую почитайть еще о страхе высказать собственное мнение в компании или о быстром расположении к себе человека.
Похвалить 3 Пожаловаться
Лучшее общество — это
- семья
- государство
- Бог.
Забота о семье и государстве создаст Вам реальный авторитет.
Авторитет «авторитету» — рознь.
И чтобы не запутаться, надо всегда осознавать семью и государство.
Вы правильно поняли — корпоративы, друзья-подруги не должны мешать истинному авторитету.
Глубокая ошибка — чьё-то сиеминутное мнение считать авторитетным…..
Похвалить 0 Пожаловаться
Интересный вопрос.
Начну я свой ответ с того, что авторитет бывает двух типов. К такому выводу я пришла, так как имею большой опыт общения с людьми.
Два типа авторитета
- Заслуженный;
- Навязанный.
Остановимся на каждом из этих видов отдельно.
Заслуженный авторитет
Его не нужно завоевывать, он приобретается словно между прочим, не специально.
Человек ведет себя естественно, соблюдая при этом принятые в конкретном обществе правила;
Он является прирожденным лидером, и в каком бы коллективе он ни находился, будь то школа, предприятие, или какая-либо другая организация, он всегда будет в центре внимания, ведя за собой других членов общества.
Чаще всего, люди, обладающие авторитетом первого типа, работают начальниками, надо отметить, что путь от простого подчиненного до начальника, у них небольшой. Руководитель замечает способности сотрудника и предлагает ему повышение в должности.
Среди таких людей часто можно встретить педагогов — им по должности необходимо быть лидерами.
Таким людям свойственна природная харизма, уверенность в себе, не выходящая за грани разумного, красноречие, которое заставляет окружающих слушать выступающего и прислушиваться к нему, как к истинному лидеру.
Навязанный авторитет
Немало я встречала таких людей в своей жизни.
Этот человек устраивается на работу по рекомендации руководителя предприятия или же организации. Если речь идет, к примеру, о школьном коллективе, то это может быть родственник директора.
Получается, человек, который фактически не обладает характеристиками лидера, устраивается на руководящую должность, а подчиненным не остается ничего другого, как молча принять сей факт, «любить и уважать» его, даже если они в корне не согласны с решением директора.
Часто руководители, авторитет которых навязан сотрудникам буквально насильно, обладают склочным, скандальным характером. Среди них встречаются энергетические вампиры, причем не редко. Лучше всего, не вступать в конфликт с ними, иначе выйдет себе дороже.
Со сменой главного руководства начальство такого типа обычно следует за ним, не думаю, что сотрудники поддержат их и дальше продолжат терпеть выходки начальника-самодура. А в случае, если такой человек переходит в ряды обычных сотрудников, то его ждет незавидная участь. Многие захотят на нем отыграться.
Сейчас, когда искала картинку, увидела еще одно определение авторитета — ложный. На мой взгляд, оно явно пересекается с навязанным авторитетом.
Подводя итоги
В сравнении авторитетов двух типов преимущества, конечно же, у первого. Думаю, оно и понятно. Ведь даже если, например, руководство сменится, то такой человек вряд ли покинет занимаемую должность, да и сотрудники его поддержат с радостью. Заслуженный авторитет на то и называется таким образом, ведь он приобретен, благодаря исключительно личностным и профессиональным качествам.
Рекомендую также почитать:
- Если у людей нет денег, чтобы оплатить коммунальные услуги — это уже нищета?
- Что такое здоровая конкуренция? Чем отличается от нездоровой конкуренции?
Похвалить 0 Пожаловаться
Дать ответ и заработать:
Cимволов:
Понимание и изменение социального мира
Перейти к содержимому
Цели обучения
- Определить мощность и три типа полномочий.
- Перечислите три типа авторитета Вебера.
- Объясните, почему харизматическая власть может быть нестабильной в долгосрочной перспективе.
У социологов особый подход к изучению государственной власти и авторитета, который отличается от точки зрения политологов. По большей части политологи сосредоточены на изучении того, как распределяется власть в различных типах политических систем. Например, они увидят, что политическая система Соединенных Штатов разделена на три отдельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную), и изучат, как общественное мнение влияет на политические партии, выборы и политический процесс в целом. Однако социологов больше интересует влияние государственной власти на общество и то, как социальные конфликты возникают в результате распределения власти. Социологи также изучают, как использование власти влияет на местные, государственные, национальные и глобальные программы, которые, в свою очередь, по-разному влияют на людей в зависимости от статуса, класса и социально-экономического положения.
Что такое сила?
Рисунок 17. 3 Нацистский лидер Адольф Гитлер был одним из самых могущественных и разрушительных диктаторов в современной истории. Он изображен здесь с фашистом Бенито Муссолини из Италии. (Фото предоставлено Национальным управлением архивов и документации США)
На протяжении веков философы, политики и социологи исследовали и комментировали природу власти. Питтак (ок. 640–568 гг. до н. э.) считал, что «мерой человека является то, что он делает с силой», а лорд Актон, возможно, более знаменито утверждал: «Власть имеет тенденцию развращать; абсолютная власть развращает абсолютно» (1887). Действительно, понятие власти может иметь явно негативные коннотации, а сам термин трудно определить.
Многие ученые принимают определение, разработанное немецким социологом Максом Вебером, который сказал, что власть — это способность проявлять свою волю над другими (Weber 1922). Власть влияет не только на личные отношения; он формирует более крупную динамику, такую как социальные группы, профессиональные организации и правительства. Точно так же власть правительства не обязательно ограничивается контролем над собственными гражданами. Доминирующая нация, например, часто использует свое влияние для оказания влияния или поддержки других правительств или для захвата контроля над другими национальными государствами. Усилия правительства США по обретению власти в других странах включали объединение с другими странами для формирования союзных войск во время Второй мировой войны, вторжение в Ирак в 2002 году для свержения режима Саддама Хусейна и введение санкций против правительства Северной Кореи в надежде сдерживание его разработки ядерного оружия.
Попытки получить власть и влияние не обязательно ведут к насилию, эксплуатации или жестокому обращению. Такие лидеры, как Мартин Лютер Кинг-младший и Мохандас Ганди, например, руководили мощными движениями, которые приводили к положительным изменениям без применения военной силы. Оба мужчины организовали ненасильственные акции протеста против коррупции и несправедливости и преуспели в проведении масштабных реформ. Они полагались на различные стратегии ненасильственного протеста, такие как митинги, сидячие забастовки, марши, петиции и бойкоты.
Современные технологии упростили реализацию таких форм ненасильственных реформ. Сегодня протестующие могут использовать мобильные телефоны и Интернет для быстрого и эффективного распространения информации и планов среди протестующих. Например, во время восстаний «арабской весны» каналы Twitter и другие социальные сети помогали протестующим координировать свои действия, делиться идеями и укреплять моральный дух, а также заручаться глобальной поддержкой своих целей. Социальные сети также сыграли важную роль в донесении до мира точных сведений о демонстрациях, в отличие от многих предыдущих ситуаций, когда правительственный контроль над СМИ подвергал цензуре новостные сообщения. Обратите внимание, что в этих примерах пользователями власти были граждане, а не правительства. Они обнаружили, что обладают властью, потому что могли проявлять свою волю над своими лидерами. Таким образом, государственная власть не обязательно приравнивается к абсолютной власти.
Рисунок 17.4 Молодежь и студенты были одними из самых ярых сторонников демократических реформ во время недавней «арабской весны». Социальные сети также сыграли важную роль в мобилизации поддержки на низовом уровне. (Фото предоставлено cjb22/flickr)
Политика относится к распределению и осуществлению власти в обществе, а государство относится к политическому институту, посредством которого власть распределяется и осуществляется. В любом обществе должны приниматься решения относительно распределения ресурсов и других вопросов. За исключением, возможно, самых простых обществ, эти решения принимают конкретные люди и часто конкретные организации. В зависимости от общества они иногда принимают эти решения исключительно для собственной выгоды, а иногда принимают эти решения для пользы общества в целом. Независимо от того, кто извлекает выгоду, центральный момент заключается в следующем: некоторые люди и группы обладают большей властью, чем другие. Поскольку власть так важна для понимания политики, мы начнем обсуждение политики с обсуждения власти.
Сила относится к способности выполнять свою волю, несмотря на сопротивление других. Большинство из нас видели поразительный пример грубой силы, когда мы ведем машину и видим в зеркале заднего вида полицейскую машину. В этот конкретный момент водитель этой машины имеет над нами огромную власть. Мы следим за тем, чтобы строго соблюдать ограничение скорости и все другие правила вождения. Если, увы, мигают фары полицейской машины, мы останавливаем машину, иначе нас могут ждать еще большие неприятности. Когда офицер подходит к нашей машине, мы обычно стараемся быть максимально вежливыми и молимся, чтобы нам не выписали штраф. Когда вам было 16 лет, и ваши родители сказали вам быть дома к полуночи или в другое время, ваше прибытие домой к этому комендантскому часу снова продемонстрировало использование власти, в данном случае родительской власти. Если ребенок в средней школе отдает свой обед хулигану, который ей угрожает, это снова пример использования власти или, в данном случае, злоупотребления властью.
Все это яркие примеры власти, но власть, которую изучают социологи, и более велика, и часто более невидима (Wrong, 1996). Многое из этого происходит за кулисами, и ученые продолжают спорить о том, кто им владеет и в чьих интересах они им пользуются. Много лет назад Макс Вебер (1921/1978), один из основоположников социологии, о котором говорилось в предыдущих главах, выделил легитимную власть как особый тип власти. Законный орган (иногда просто называется орган ), по словам Вебера, — это власть, использование которой считается справедливым и уместным теми, над кем эта власть осуществляется. Короче говоря, если общество одобряет осуществление власти определенным образом, то эта власть также является легитимной властью. Пример полицейской машины в наших зеркалах заднего вида — пример легитимной власти.
Проницательность Вебера заключалась в различении различных типов легитимной власти, которые характеризуют разные типы обществ, особенно по мере их эволюции от простых обществ к более сложным. Он назвал эти три типа традиционной властью, рационально-правовой властью и харизматической властью. Мы обратимся к ним сейчас.
Традиционная власть
Как следует из названия, традиционная власть — это власть, основанная на традиционных или давних верованиях и обычаях общества. Он существует и закреплен за конкретными людьми в силу обычаев и традиций этого общества. Индивиды пользуются традиционной властью по крайней мере по одной из двух причин. Во-первых, это наследование, поскольку некоторым лицам предоставляется традиционная власть, потому что они дети или другие родственники людей, которые уже осуществляют традиционную власть. Вторая причина, по которой люди пользуются традиционной властью, более религиозна: их общества верят, что они помазаны Богом или богами, в зависимости от религиозных верований общества, чтобы руководить своим обществом. Традиционная власть распространена во многих доиндустриальных обществах, где так важны традиции и обычаи, а также в более современных монархиях (о них будет сказано ниже), где король, королева или принц пользуются властью, потому что они происходят из королевской семьи.
Традиционная власть предоставляется отдельным лицам независимо от их квалификации. Им не нужно обладать какими-либо особыми навыками, чтобы получить и использовать свою власть, поскольку их притязания на нее основаны исключительно на их родословной или предполагаемом божественном назначении. Индивидуум, наделенный традиционной властью, может быть умным или глупым, справедливым или своенравным, увлекательным или скучным, но все равно получает власть благодаря обычаям и традициям. Поскольку не все люди, которым предоставлена традиционная власть, особенно хорошо подготовлены для ее использования, общества, управляемые традиционной властью, иногда обнаруживают, что люди, наделенные ею, не всегда справляются со своей задачей.
Рационально-правовая власть
Если традиционная власть проистекает из обычаев и традиций, то рационально-правовая власть проистекает из закона и основана на вере в законность законов и правил общества и в право лидеров действовать в соответствии с этими правилами принимать решения и устанавливать политику. Эта форма власти является отличительной чертой современных демократий, где власть предоставляется людям, избранным избирателями, а правила осуществления этой власти обычно изложены в конституции, хартии или другом письменном документе. В то время как традиционная власть принадлежит индивидууму благодаря наследованию или божественному назначению, рационально-правовая власть принадлежит занимаемой им должности, а не индивидууму как таковому. Таким образом, власть президента Соединенных Штатов принадлежит должности президента, а не лицу, которому посчастливилось стать президентом. Когда этот человек покидает свой пост, полномочия переходят к следующему президенту. Этот переход обычно проходит плавно и стабильно, и одно из чудес демократии заключается в том, что должностные лица заменяются на выборах без необходимости революций. Мы могли бы не голосовать за человека, который побеждает на президентских выборах, но мы признаем авторитет этого человека как нашего президента, когда он (до сих пор это всегда было «он») вступает в должность.
Рационально-правовая власть помогает обеспечить упорядоченную передачу власти во время кризиса. Когда Джон Ф. Кеннеди был убит в 1963 году, вице-президент Линдон Джонсон был немедленно приведен к присяге в качестве следующего президента. Когда Ричард Никсон с позором ушел в отставку в 1974 году из-за своего участия в Уотергейтском скандале, вице-президент Джеральд Форд (который сам стал вице-президентом после того, как Спиро Агнью ушел в отставку из-за финансовой коррупции) стал президентом. Поскольку Конституция США предусматривала передачу власти, когда пост президента был вакантным, и поскольку лидеры и представители общественности США признавали полномочия Конституции по этим и многим другим вопросам, передача власти в 1919 г.63 и 1974 года были гладкими и упорядоченными.
Харизматическая власть
Харизматическая власть проистекает из выдающихся личных качеств человека и его влияния на последователей благодаря этим качествам. Такие харизматичные личности могут осуществлять власть над всем обществом или только над определенной группой в более широком обществе. Они могут пользоваться властью как во благо, так и во зло, как показывает этот краткий список харизматических лидеров: Жанна д’Арк, Адольф Гитлер, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг-младший, Иисус Христос, Мухаммед и Будда. Каждый из этих людей обладал исключительными личными качествами, которые заставляли их последователей восхищаться ими и выполнять их приказы или просьбы о действиях.
Харизматическая власть может принадлежать человеку, который занял руководящую должность благодаря традиционной или рационально-законной власти. На протяжении веков несколько королей и королев Англии и других европейских народов также были харизматичными личностями (в то время как некоторые были далеки от харизматичности). Несколько президентов США — Вашингтон, Линкольн, оба Рузвельта, Кеннеди, Рейган и, при всех его недостатках, даже Клинтон — также были харизматичными, и большая часть их популярности проистекала из различных личных качеств, которые привлекали общественность, а иногда даже прессу. Рональда Рейгана, например, часто называли «тефлоновым президентом», потому что он был так любим большей частью публики, что к нему не приставали обвинения в некомпетентности или должностных преступлениях (Лануэ, 19 лет).88).
Вебер подчеркивал, что харизматический авторитет в чистом виде (т. е. когда авторитет принадлежит кому-то исключительно благодаря его харизме, а не потому, что этот человек также обладает традиционным или рационально-правовым авторитетом) менее стабилен, чем традиционный авторитет или рационально-правовой авторитет. . Причина этого проста: когда умирают харизматичные лидеры, умирает и их авторитет. Хотя пример харизматичного лидера может продолжать вдохновлять людей еще долгое время после его смерти, другому лидеру трудно прийти и так же сильно вызывать преданность людей. После смерти всех харизматических лидеров, упомянутых в предыдущем абзаце, никто не приблизился к тому, чтобы заменить их в сердцах и умах их последователей.
Поскольку харизматические лидеры осознают, что их возможная смерть может подорвать нацию или дело, которое они представляют, они часто назначают нового лидера, который, как они надеются, также будет обладать харизматическими качествами. Этот новый лидер может быть взрослым ребенком харизматического лидера или кем-то еще, кого лидер знает и кому доверяет. Опасность, конечно, заключается в том, что любому новому лидеру не хватит харизмы, чтобы его авторитет признали последователи первоначального харизматического лидера. По этой причине Вебер признавал, что харизматическая власть в конечном счете становится более стабильной, когда она эволюционирует в традиционную или рационально-правовую власть. Трансформация в традиционную власть может произойти, когда власть харизматических лидеров признается принадлежащей их родословной, так что их власть переходит к их детям, а затем и к внукам. Трансформация в рационально-правовую власть происходит, когда общество, управляемое харизматическим лидером, вырабатывает правила и бюрократические структуры, которые мы ассоциируем с правительством. Вебер использовал термин рутинизация харизмы для обозначения трансформации харизматического авторитета любым из этих способов.
Ключевые выводы
- Сила означает способность выполнять свою волю, несмотря на сопротивление других.
- Согласно Максу Веберу, есть три типа легитимной власти: традиционная, рационально-правовая и харизматическая.
- Харизматическая власть относительно нестабильна, потому что власть харизматического лидера не может легко распространиться на кого-либо еще после смерти лидера.
Каталожные номера
Лануэ, Д. Дж. (1988). От Камелота до тефлонового президента: экономика и популярность президента с 1960 года . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Greenwood Press.
Вебер, М. (1978). Экономика и общество: Очерк интерпретирующей социологии (Г. Рот и К. Виттих, ред.). Беркли: Калифорнийский университет Press. (Оригинальная работа опубликована в 1921 г.).
Неправильно, Д. Х. (1996). Сила: ее формы, основы и использование . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.
Лицензия
Поделитесь этой книгой
Поделиться в Твиттере
14.1 Власть и власть – Социология
Цели обучения
- Определить мощность и три типа полномочий.
- Перечислите три типа авторитета Вебера.
- Объясните, почему харизматическая власть может быть нестабильной в долгосрочной перспективе.
Политика относится к распределению и осуществлению власти в обществе, а государство относится к политическому институту, посредством которого власть распределяется и осуществляется. В любом обществе должны приниматься решения относительно распределения ресурсов и других вопросов. За исключением, возможно, самых простых обществ, эти решения принимают конкретные люди и часто конкретные организации. В зависимости от общества они иногда принимают эти решения исключительно для собственной выгоды, а иногда принимают эти решения для пользы общества в целом. Независимо от того, кто извлекает выгоду, центральный момент заключается в следующем: некоторые люди и группы обладают большей властью, чем другие. Поскольку власть так важна для понимания политики, мы начнем обсуждение политики с обсуждения власти.
Сила относится к способности выполнять свою волю, несмотря на сопротивление других. Большинство из нас видели поразительный пример грубой силы, когда мы ведем машину и видим в зеркале заднего вида полицейскую машину. В этот конкретный момент водитель этой машины имеет над нами огромную власть. Мы следим за тем, чтобы строго соблюдать ограничение скорости и все другие правила вождения. Если, увы, мигают фары полицейской машины, мы останавливаем машину, иначе нас могут ждать еще большие неприятности. Когда офицер подходит к нашей машине, мы обычно стараемся быть максимально вежливыми и молимся, чтобы нам не выписали штраф. Когда вам было 16 лет, и ваши родители сказали вам быть дома к полуночи или в другое время, ваше прибытие домой к этому комендантскому часу снова продемонстрировало использование власти, в данном случае родительской власти. Если ребенок в средней школе отдает свой обед хулигану, который ей угрожает, это снова пример использования власти или, в данном случае, злоупотребления властью.
Все это яркие примеры власти, но власть, которую изучают социологи, и более велика, и часто более невидима (Wrong, 1996). Многое из этого происходит за кулисами, и ученые продолжают спорить о том, кто им владеет и в чьих интересах они им пользуются. Много лет назад Макс Вебер (1921/1978), один из основоположников социологии, о котором говорилось в предыдущих главах, выделил легитимную власть как особый тип власти. Законный орган (иногда просто называется орган ), по словам Вебера, — это власть, использование которой считается справедливым и уместным теми, над кем эта власть осуществляется. Короче говоря, если общество одобряет осуществление власти определенным образом, то эта власть также является легитимной властью. Пример полицейской машины в наших зеркалах заднего вида — пример легитимной власти.
Проницательность Вебера заключалась в различении различных типов легитимной власти, которые характеризуют разные типы обществ, особенно по мере их эволюции от простых обществ к более сложным. Он назвал эти три типа традиционной властью, рационально-правовой властью и харизматической властью. Мы обратимся к ним сейчас.
Традиционная власть
Как следует из названия, традиционная власть — это власть, основанная на традиционных или давних верованиях и обычаях общества. Он существует и закреплен за конкретными людьми в силу обычаев и традиций этого общества. Индивиды пользуются традиционной властью по крайней мере по одной из двух причин. Во-первых, это наследование, поскольку некоторым лицам предоставляется традиционная власть, потому что они дети или другие родственники людей, которые уже осуществляют традиционную власть. Вторая причина, по которой люди пользуются традиционной властью, более религиозна: их общества верят, что они помазаны Богом или богами, в зависимости от религиозных верований общества, чтобы руководить своим обществом. Традиционная власть распространена во многих доиндустриальных обществах, где так важны традиции и обычаи, а также в более современных монархиях (о них будет сказано ниже), где король, королева или принц пользуются властью, потому что они происходят из королевской семьи.
Традиционная власть предоставляется отдельным лицам независимо от их квалификации. Им не нужно обладать какими-либо особыми навыками, чтобы получить и использовать свою власть, поскольку их притязания на нее основаны исключительно на их родословной или предполагаемом божественном назначении. Индивидуум, наделенный традиционной властью, может быть умным или глупым, справедливым или своенравным, увлекательным или скучным, но все равно получает власть благодаря обычаям и традициям. Поскольку не все люди, которым предоставлена традиционная власть, особенно хорошо подготовлены для ее использования, общества, управляемые традиционной властью, иногда обнаруживают, что люди, наделенные ею, не всегда справляются со своей задачей.
Рационально-правовая власть
Если традиционная власть проистекает из обычаев и традиций, то рационально-правовая власть проистекает из закона и основана на вере в законность законов и правил общества и в право лидеров действовать в соответствии с этими правилами принимать решения и устанавливать политику. Эта форма власти является отличительной чертой современных демократий, где власть предоставляется людям, избранным избирателями, а правила осуществления этой власти обычно изложены в конституции, хартии или другом письменном документе. В то время как традиционная власть принадлежит индивидууму благодаря наследованию или божественному назначению, рационально-правовая власть принадлежит занимаемой им должности, а не индивидууму как таковому. Таким образом, власть президента Соединенных Штатов принадлежит должности президента, а не лицу, которому посчастливилось стать президентом. Когда этот человек покидает свой пост, полномочия переходят к следующему президенту. Этот переход обычно проходит плавно и стабильно, и одно из чудес демократии заключается в том, что должностные лица заменяются на выборах без необходимости революций. Мы могли бы не голосовать за человека, который побеждает на президентских выборах, но мы признаем авторитет этого человека как нашего президента, когда он (до сих пор это всегда было «он») вступает в должность.
Рационально-правовая власть помогает обеспечить упорядоченную передачу власти во время кризиса. Когда Джон Ф. Кеннеди был убит в 1963 году, вице-президент Линдон Джонсон был немедленно приведен к присяге в качестве следующего президента. Когда Ричард Никсон с позором ушел в отставку в 1974 году из-за своего участия в Уотергейтском скандале, вице-президент Джеральд Форд (который сам стал вице-президентом после того, как Спиро Агнью ушел в отставку из-за финансовой коррупции) стал президентом. Поскольку Конституция США предусматривала передачу власти, когда пост президента был вакантным, и поскольку лидеры и представители общественности США признавали полномочия Конституции по этим и многим другим вопросам, передача власти в 1919 г.63 и 1974 года были гладкими и упорядоченными.
Харизматический авторитет
Харизматический авторитет проистекает из выдающихся личных качеств человека и из его влияния на последователей благодаря этим качествам. Такие харизматичные личности могут осуществлять власть над всем обществом или только над определенной группой в более широком обществе. Они могут пользоваться властью как во благо, так и во зло, как показывает этот краткий список харизматических лидеров: Жанна д’Арк, Адольф Гитлер, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг-младший, Иисус Христос, Мухаммед и Будда. Каждый из этих людей обладал исключительными личными качествами, которые заставляли их последователей восхищаться ими и выполнять их приказы или просьбы о действиях.
Харизматическая власть может принадлежать человеку, который занял руководящую должность благодаря традиционной или рационально-законной власти. На протяжении веков несколько королей и королев Англии и других европейских народов также были харизматичными личностями (в то время как некоторые были далеки от харизматичности). Несколько президентов США — Вашингтон, Линкольн, оба Рузвельта, Кеннеди, Рейган и, при всех его недостатках, даже Клинтон — также были харизматичными, и большая часть их популярности проистекала из различных личных качеств, которые привлекали общественность, а иногда даже прессу. Рональда Рейгана, например, часто называли «тефлоновым президентом», потому что он был так любим большей частью публики, что к нему не приставали обвинения в некомпетентности или должностных преступлениях (Лануэ, 19 лет).88).
Вебер подчеркивал, что харизматический авторитет в чистом виде (т. е. когда авторитет принадлежит кому-то исключительно благодаря его харизме, а не потому, что этот человек также обладает традиционным или рационально-правовым авторитетом) менее стабилен, чем традиционный авторитет или рационально-правовой авторитет. . Причина этого проста: когда умирают харизматичные лидеры, умирает и их авторитет. Хотя пример харизматичного лидера может продолжать вдохновлять людей еще долгое время после его смерти, другому лидеру трудно прийти и так же сильно вызывать преданность людей. После смерти всех харизматических лидеров, упомянутых в предыдущем абзаце, никто не приблизился к тому, чтобы заменить их в сердцах и умах их последователей.
Поскольку харизматические лидеры осознают, что их возможная смерть может подорвать нацию или дело, которое они представляют, они часто назначают нового лидера, который, как они надеются, также будет обладать харизматическими качествами. Этот новый лидер может быть взрослым ребенком харизматического лидера или кем-то еще, кого лидер знает и кому доверяет. Опасность, конечно, заключается в том, что любому новому лидеру не хватит харизмы, чтобы его авторитет признали последователи первоначального харизматического лидера. По этой причине Вебер признавал, что харизматическая власть в конечном счете становится более стабильной, когда она эволюционирует в традиционную или рационально-правовую власть. Трансформация в традиционную власть может произойти, когда власть харизматических лидеров признается принадлежащей их родословной, так что их власть переходит к их детям, а затем и к внукам. Трансформация в рационально-правовую власть происходит, когда общество, управляемое харизматическим лидером, вырабатывает правила и бюрократические структуры, которые мы ассоциируем с правительством. Вебер использовал термин рутинизация харизмы для обозначения трансформации харизматического авторитета любым из этих способов.
Ключевые выводы
- Сила означает способность выполнять свою волю, несмотря на сопротивление других.
- Согласно Максу Веберу, есть три типа легитимной власти: традиционная, рационально-правовая и харизматическая.
- Харизматическая власть относительно нестабильна, потому что власть харизматического лидера не может легко распространиться на кого-либо еще после смерти лидера.
Каталожные номера
Лануэ, Д. Дж. (1988). От Камелота до тефлонового президента: экономика и популярность президента с 1960 года . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Greenwood Press.
Вебер, М. (1978). Экономика и общество: Очерк интерпретирующей социологии (Г. Рот и К. Виттих, ред.). Беркли: Калифорнийский университет Press. (Оригинальная работа опубликована в 1921 г.).
Неправильно, Д. Х. (1996). Сила: ее формы, основы и использование . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.
типов полномочий | Введение в социологию
Результаты обучения
- Объяснить политическую власть и власть
- Определите и опишите три типа власти , описанные Максом Вебером
Несмотря на различия между государственными системами на Ближнем Востоке и в Соединенных Штатах, их правительства играют одну и ту же фундаментальную роль: в некотором роде они осуществляют контроль над людьми, которыми управляют. Природа этого контроля — то, что мы определим как власть и авторитет — является важной чертой общества.
У социологов особый подход к изучению государственной власти и авторитета, который отличается от точки зрения политологов. По большей части политологи сосредоточены на изучении того, как распределяется власть в различных типах политических систем. Например, они увидят, что политическая система Соединенных Штатов разделена на три отдельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную), и изучат, как общественное мнение влияет на политические партии, выборы и политический процесс в целом. Однако социологов больше интересует влияние государственной власти на общество и то, как социальные конфликты возникают в результате распределения власти. Социологи также изучают, как использование власти влияет на местные, государственные, национальные и глобальные программы, которые, в свою очередь, по-разному влияют на людей в зависимости от статуса, класса и социально-экономического положения.
Что такое сила?
Рисунок 1 . Нацистский лидер Адольф Гитлер был одним из самых могущественных и разрушительных диктаторов в современной истории. Он изображен здесь с фашистом Бенито Муссолини из Италии. (Фото предоставлено Национальным управлением архивов и документации США)
На протяжении веков философы, политики и социологи исследовали и комментировали природу власти. Питтак (ок. 640–568 гг. до н. э.) считал, что «мерой человека является то, что он делает с силой», а лорд Актон, возможно, более знаменито утверждал: «Власть имеет тенденцию развращать; абсолютная власть развращает абсолютно» (1887). Действительно, понятие власти может иметь явно негативные коннотации, а сам термин трудно определить.
Многие ученые принимают определение, разработанное немецким социологом Максом Вебером, который сказал, что власть — это способность проявлять свою волю над другими (Weber 1922). Власть влияет не только на личные отношения; он формирует более крупную динамику, такую как социальные группы, профессиональные организации и правительства. Точно так же власть правительства не обязательно ограничивается контролем над собственными гражданами. Доминирующая нация, например, часто использует свое влияние для оказания влияния или поддержки других правительств или для захвата контроля над другими национальными государствами. Усилия правительства США по обретению власти в других странах включали объединение с другими странами для формирования союзных войск во время Второй мировой войны, вторжение в Ирак в 2002 году для свержения режима Саддама Хусейна и введение санкций против правительства Северной Кореи в надежде сдерживание его разработки ядерного оружия.
Рисунок 2 . Молодежь и студенты были одними из самых ярых сторонников демократических реформ недавней «арабской весны». Социальные сети также сыграли важную роль в мобилизации поддержки на низовом уровне. (Фото предоставлено cjb22/flickr)
Попытки получить власть и влияние не обязательно приводят к насилию, эксплуатации или жестокому обращению. Такие лидеры, как Мартин Лютер Кинг-младший и Мохандас Ганди, например, руководили мощными движениями, которые приводили к положительным изменениям без применения военной силы. Оба мужчины организовали ненасильственные акции протеста против коррупции и несправедливости и преуспели в проведении далеко идущих реформ. Они полагались на различные стратегии ненасильственного протеста, такие как митинги, сидячие забастовки, марши, петиции и бойкоты.
Современные технологии упростили реализацию таких форм ненасильственных реформ. Сегодня протестующие могут использовать мобильные телефоны и Интернет для быстрого и эффективного распространения информации и планов среди протестующих. Например, во время восстаний «арабской весны» каналы Twitter и другие социальные сети помогали протестующим координировать свои действия, делиться идеями и укреплять моральный дух, а также заручаться глобальной поддержкой своих целей. Социальные сети также сыграли важную роль в донесении до мира точных сведений о демонстрациях, в отличие от многих предыдущих ситуаций, когда правительственный контроль над СМИ подвергал цензуре новостные сообщения. Обратите внимание, что в этих примерах пользователями власти были граждане, а не правительства. Они обнаружили, что обладают властью, потому что могли проявлять свою волю над своими лидерами. Таким образом, государственная власть не обязательно приравнивается к абсолютной власти.
Типы власти
Протестующие в Тунисе и протестующие за гражданские права во времена Мартина Лютера Кинга-младшего имели влияние, выходящее за рамки их положения в правительстве. Их влияние отчасти исходило из их способности отстаивать то, что многие люди считали важными ценностями. Государственные лидеры также могут иметь такое влияние, но у них также есть преимущество в том, что они обладают властью, связанной с их официальным положением и значительными государственными ресурсами. Как показывает этот пример, в сообществе существует более одного типа власти.
Власть относится к принятой власти, то есть власти, которой люди соглашаются следовать в соответствии с определенными процедурами. Люди прислушиваются к авторитетным фигурам, потому что они чувствуют, что эти люди достойны уважения, или потому что они занимают положение, которое по своей сути несет в себе определенную степень уважения. Вообще говоря, люди воспринимают цели и требования авторитетной фигуры как разумные, законные, выгодные или истинные.
Взаимодействие гражданина с полицейским — хороший пример того, как люди реагируют и взаимодействуют с властью в повседневной жизни. Например, человек, который видит в зеркале заднего вида мигающие красные и синие огни полицейской машины, обычно без колебаний сворачивает на обочину. Такой водитель, скорее всего, предполагает, что полицейский позади него служит законным источником власти и имеет право остановить его. В рамках своих служебных обязанностей сотрудник полиции имеет право выписать штраф за превышение скорости, если водитель ехал слишком быстро. Однако если бы тот же офицер приказал водителю следовать за ними до дома и подстричь их газон, водитель, скорее всего, возразил бы, что у офицера нет полномочий подавать такой запрос. Как правило, мы знаем, какие авторитетные лица имеют право запрашивать, а также знаем, когда авторитетные лица выходят за рамки своих полномочий.
Не все авторитетные лица являются полицейскими, выборными должностными лицами или государственными органами. Помимо формальных должностей авторитет может возникать из традиций и личных качеств. Макс Вебер, одна из ключевых фигур в социологии, осознал это, когда исследовал индивидуальное действие в связи с властью, а также крупномасштабные структуры власти и то, как они связаны с экономикой общества. На основе этой работы Вебер разработал систему классификации авторитетов. Его три типа власти — это традиционная власть, харизматическая власть и юридически-рациональная власть (Вебер 19).22).
Попробуйте
Традиционный авторитет
Согласно Веберу, сила традиционного авторитета принимается, потому что это традиционно имело место; его легитимность существует, потому что он был принят в течение длительного времени. Британская королева Елизавета, например, занимает должность, унаследованную ею на основании традиционных для монархии правил престолонаследия. Люди придерживаются традиционной власти, потому что они привязаны к прошлому и чувствуют себя обязанными увековечить его. При таком типе власти у правителя обычно нет реальной силы для выполнения своей воли, и его положение зависит в первую очередь от уважения группы.
Более специфической формой традиционной власти является патримониализм , который представляет собой традиционное господство, поддерживаемое администрацией и вооруженными силами, которые являются чисто личными инструментами хозяина (Eisenberg 1998). При этой форме власти все чиновники являются личными фаворитами, назначаемыми правителем. Эти чиновники не имеют прав, а их привилегии могут быть увеличены или отозваны в зависимости от капризов вождя. Типичной для такой системы была политическая организация Древнего Египта: когда королевская семья издала указ о строительстве пирамиды, каждый египтянин был вынужден работать над ее строительством.
Традиционная власть может быть связана с расой, классом и полом. В большинстве обществ, например, мужчины более склонны к привилегиям, чем женщины, и, следовательно, с большей вероятностью будут занимать руководящие должности. Мужчина нередко автоматически становится лидером семьи; однако в некоторых странах предполагаемым лидером является женщина. Несмотря на это, большинство контекстов обеспечивают традиционную структуру власти, даже среди домохозяйств. Точно так же члены доминирующих расовых групп или семей высшего класса с большей готовностью завоевывают уважение. Примером этой модели в Соединенных Штатах является семья Кеннеди, которая произвела на свет многих выдающихся политиков.
Харизматическая власть
Последователи принимают силу харизматического авторитета , потому что их привлекают личные качества лидера. Привлекательность харизматического лидера может быть экстраординарной, он может вдохновить последователей на необычные жертвы или упорство среди великих трудностей и преследований. Харизматичные лидеры обычно появляются во времена кризиса и предлагают инновационные или радикальные решения. Они могут даже предложить видение нового мирового порядка. Несмотря на катастрофические последствия событий, примером может служить приход Гитлера к власти в период экономической депрессии в Германии после Первой мировой войны.
Харизматические лидеры склонны удерживать власть в течение коротких периодов времени, и, по словам Вебера, они столь же склонны к тирании, сколь и героичны. Разнообразные лидеры-мужчины, такие как Гитлер, Наполеон, Иисус Христос, Сезар Чавес, Малкольм Икс и Уинстон Черчилль, считаются харизматическими лидерами. Некоторые из них формально занимали руководящие должности, но многие — нет. Поскольку так мало женщин занимали динамичные руководящие должности на протяжении всей истории, список харизматичных женщин-лидеров сравнительно невелик. Многие историки считают таких деятелей, как Жанна д’Арк, Маргарет Тэтчер и Мать Тереза, харизматическими лидерами. Мишель Обама, которая больше не занимает формальную руководящую должность (а некоторые могут даже утверждать, что быть первой леди само по себе не означает авторитета), является современным примером харизматичного лидера.
ПОСМОТРЕТЬ
Грета Тунберг, подросток из Швеции, произвела фурор по всему миру, произнося яркие и трогательные речи об изменении климата. То, что началось как протест, переросло в выступления на таких форумах, как ООН и Всемирный экономический форум. Хотя она не занимает официальной руководящей должности, она влияет на изменения, будучи лидером, с которым могут общаться другие, и теперь сотни тысяч детей призывают к радикальным изменениям в политике в области изменения климата.
Рационально-правовой орган
Согласно Веберу, власть, узаконенная законами, письменными правилами и положениями, называется рационально-правовой властью . В этом типе власти власть принадлежит определенному обоснованию, системе или идеологии, а не обязательно лицу, которое реализует специфику этой доктрины. При рационально-правовой власти власть влияния распространяется не на самих людей, а на определенные, структурированные, бюрократические должности, и лица, занимающие определенные должности, имеют право действовать от имени таких должностей. Нация, которая следует конституции, применяет этот тип власти. В меньшем масштабе вы можете столкнуться с рационально-законной властью на рабочем месте через стандарты, изложенные в руководстве для сотрудников, которое предоставляет сотруднику другой тип власти, чем у начальника.
Конечно, идеалы редко воспроизводятся в реальном мире. Немногие правительства или лидеры могут быть четко классифицированы. Некоторых лидеров, таких как Мохандас Ганди, например, можно считать харизматичными фигурами и право-рациональной власти. Точно так же лидер или правительство могут начать с демонстрации одного типа власти и постепенно развиваться или переходить в другой тип. В этом нет ничего необычного — харизматические лидеры часто входят в институты рационально-правовой власти, и именно их харизма способствует их избранию.