Позиция автора в тексте
21 ноября 2013
В закладки
Обсудить
Жалоба
TG 4ЕГЭ
Русский
Отражение позиции автора исходного текста.
Другие части курса:
Часть 1 — основные сведения.
Часть 2 — выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 — комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 5 — аргументация собственного мнения по проблеме.
Что такое позиция автора?
Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.
Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:
Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство.
Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Как выявить позицию автора?
Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).
При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников
(Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.
Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
Надо быть современным.
Надо быть безжалостным к прошлому.
Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что…
В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.
Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.
Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )
На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним безразличием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.
Средства выражения позиции автора
Автор и рассказчик
Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.
Помните
позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!
Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.
Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда…
— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.
Нет. Это не я.
— Кто тогда?
— Не знаю… Наверное, кошка.
Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.
— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.
— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза…
Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен.
..Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки… Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор… (Г. Андреев )
Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.
Типовые конструкции
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что. ..
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что…
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…
Типичные ошибки при формулировании позиции автора
Советы
1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)
Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.
1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.
Другие части курса:
Дистанционный репетитор — онлайн-репетиторы России и зарубежья
КАК ПРОХОДЯТ
ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯ?
Ученик и учитель видят и слышат
друг друга, совместно пишут на
виртуальной доске, не выходя из
дома!
КАК ВЫБРАТЬ репетитора
Выбрать репетитора самостоятельно
ИЛИ
Позвонить и Вам поможет специалист
8 (800) 333 58 91
* Звонок является бесплатным на территории РФ
** Время приема звонков с 10 до 22 по МСК
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
Россия +7Украина +380Австралия +61Белоруссия +375Великобритания +44Израиль +972Канада, США +1Китай +86Швейцария +41
Выбранные репетиторы
Заполните форму, и мы быстро и бесплатно подберем Вам дистанционного репетитора по Вашим пожеланиям.
Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут и порекомендует специалиста.
Отправляя форму, Вы принимаете Условия использования и даёте Согласие на обработку персональных данных
Вы также можете воспользоваться
расширенной формой подачи заявки
Как оплачивать и СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ
от
800 до 5000 ₽
за 60 мин.
и зависит
ОТ ОПЫТА и
квалификации
репетитора
ОТ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
(например, подготовка к олимпиадам, ДВИ стоит дороже, чем подготовка к ЕГЭ)
ОТ ПРЕДМЕТА (например, услуги репетиторовиностранных языков дороже)
Оплата непосредственно репетитору, удобным для Вас способом
Почему я выбираю DisTTutor
БЫСТРЫЙ ПОДБОР
РЕПЕТИТОРА И
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
ОПТИМАЛЬНОЕ
СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И
КАЧЕСТВА
ПРОВЕРЕНЫ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ У ВСЕХ РЕПЕТИТОРОВ
НАДЕЖНОСТЬ И ОПЫТ.
DisTTutor на рынке с 2008 года.
ПРОВЕДЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО, ПРОБНОГО УРОКА
ЗАМЕНА РЕПЕТИТОРА, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО
375788 УЧЕНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН МИРА
уже сделали свой выбор
И вот, что УЧЕНИКИ ГОВОРЯТ
о наших репетиторах
Владимир Александрович Кузьмин
«
Тренинг у Кузьмина В. А. проходил в экстремальных условиях. Мой модем совершенно не держал соединение. За время часового тренинга связь прерывалась практически постоянно. Ясно, что в таких условиях чрезвычайно непросто чему-то учить. Однако Владимир Александрович проявил удивительную выдержку и терпение. Неоднократно он перезванивал мне на сотовый телефон, чтобы дать пояснения или комментарии. Ценой больших усилий нам удалось рассмотреть три программы: ConceptDraw MINDMAP Professional Ru, GeoGebra и Ultra Flash Video FLV Converter. Владимир Александрович открыл мне курс на платформе dist-tutor.info и научил подключать и настраивать Виртуальный кабинет, порекомендовав изучать возможности этого ресурса, чтобы постепенно уходить от использования Skype. В итоге, занятие мне очень понравилось! Спокойное объяснение материала, дружелюбный настрой, подбадривание дистанционного ученика даже в самых непростых ситуациях — вот далеко не полный перечень качеств Владимира Александровича как дистанционного педагога. Мне следует учиться у такого замечательного репетитора!
«
Вячеслав Юрьевич Матыкин
Чулпан Равилевна Насырова
«
Я очень довольна репетитором по химии. Очень хороший подход к ученику,внятно объясняет. У меня появились сдвиги, стала получать хорошие оценки по химии. Очень хороший преподаватель. Всем , кто хочет изучать химию, советую только её !!!
«
Алина Крякина
Надежда Васильевна Токарева
«
Мы занимались с Надеждой Васильевной по математике 5 класса. Занятия проходили в удобное для обоих сторон время. Если необходимо было дополнительно позаниматься во внеурочное время, Надежда Васильевна всегда шла навстречу. Ей можно было позванить, чтобы просто задать вопрос по непонятной задачке из домашнего задания. Моя дочь существенно подняла свой уровень знаний по математике и начала демонстрировать хорошие оценки. Мы очень благодарны Надежде Васильевне за помощь в этом учебном году, надеемся на продолжение отношений осенью.
«
Эльмира Есеноманова
Ольга Александровна Мухаметзянова
«
Подготовку к ЕГЭ по русскому языку мой сын начал с 10 класса. Ольга Александровна грамотный педагог, пунктуальный, ответственный человек. Она всегда старается построить занятие так, чтобы оно прошло максимально плодотворно и интересно. Нас абсолютно все устраивает в работе педагога. Сотрудничество приносит отличные результаты, и мы его продолжаем. Спасибо.
«
Оксана Александровна
Клиентам
- Репетиторы по математике
- Репетиторы по русскому языку
- Репетиторы по химии
- Репетиторы по биологии
- Репетиторы английского языка
- Репетиторы немецкого языка
Репетиторам
- Регистрация
- Публичная оферта
- Библиотека
- Бан-лист репетиторов
Партнеры
- ChemSchool
- PREPY. RU
- Class
Какова позиция писателя?
Запросить пробную версиюОпределите позицию или точку зрения автора
«Вегетарианство полезно для планеты».
«Развитие искусственного интеллекта поможет человечеству».
«Жизни в океане угрожает экономическое развитие человека».
Все эти заявления выражают точку зрения.
Позиция или точка зрения писателя — это его особый способ подхода или рассмотрения темы. В споре автор будет стремиться убедить читателя поделиться своей позицией по проблеме. Их позиция может быть выражена явно или неявно.
Чтобы узнать чью-то точку зрения, задайте себе несколько вопросов:
Фокус
Какой главный посыл я должен извлечь из этого?
Фокус
Кажется, что этот человек защищает определенное мнение или ведет дело?
Фокус
Можно ли подойти к этому с другой стороны?
Фокус
Какие причины предлагаются, чтобы побудить меня принять высказанные замечания?
Как только вы сможете определить точку зрения автора, вы можете подвергнуть ее сомнению и заглянуть под поверхность того, что говорится. Прочтите фрагмент текста ниже и подумайте, какой может быть точка зрения автора. Нажмите на стрелку справа, чтобы увидеть предлагаемый ответ.
«Сахара — регион, достойный серьезного изучения путешественниками, интересующимися прошлым. Древние постройки, без сомнения, скрыты под песками Сахары. Где-то в восточной Сахаре могут находиться давно потерянный оазис Зерзура и легендарный город Тимбукту. Многие пытались найти следы культур, которые когда-то расселились по огромному пространству, покрытому пустыней».
Позиция автора: Сахара — место, которое стоит исследовать тем, кто интересуется прошлым . Этот автор поддерживает эту точку зрения, ссылаясь на следы прошлой культуры, скрытые под песками.
Определите позицию или точку зрения автора
«Вегетарианство полезно для планеты».
«Развитие искусственного интеллекта поможет человечеству».
«Жизни в океане угрожает экономическое развитие человека».
Эти утверждения прежде всего выражают точку зрения.
Позиция или точка зрения писателя — это его особый способ подхода или рассмотрения темы. В споре автор будет стремиться убедить читателя поделиться своей позицией по проблеме. Их позиция может быть выражена явно или неявно.
Чтобы определить чью-то точку зрения, может быть полезно задать себе несколько вопросов:
- Какую основную мысль я должен извлечь из этого?
- Кажется, что этот человек защищает определенное мнение или ведет дело?
- Можно ли подойти к этому с другой стороны?
- Какие причины предлагаются, чтобы побудить меня принять высказанные замечания?
Как только вы сможете определить точку зрения автора, вы можете подвергнуть ее сомнению и заглянуть под поверхность того, что говорится.
Прочтите фрагмент текста ниже и подумайте, какой может быть точка зрения автора.
«Сахара — регион, достойный серьезного изучения путешественниками, интересующимися прошлым. Древние постройки, без сомнения, скрыты под сахарскими песками. Где-то в восточной Сахаре может находиться давно потерянный оазис Зерзура и легендарный город Тимбукту. Многие пытались найти следы культур, которые когда-то расселились по огромному пространству, покрытому пустыней».
Вот предполагаемый ответ:
Позиция автора: Сахара — это область, которую стоит исследовать тем, кто интересуется прошлым . Этот автор поддерживает эту точку зрения, ссылаясь на следы прошлой культуры, скрытые под песками.
Просмотр текстовой версии Посмотреть полную версию
Как определить цель и позицию автора (видео)
Стенограмма
Привет! Добро пожаловать в это видео об определении позиции автора!
Читаете ли вы сообщение в социальных сетях, статью в журнале или роман в классе, у того, кто написал произведение, которое вы читаете, вероятно, есть свое собственное мнение на эту тему. У всех нас есть мнения, и эти мнения не только выливаются в слова, которые мы произносим, но и просачиваются в слова, которые мы пишем. Вот почему для читателей важно уметь определять, когда в прочитанном обнаруживается предвзятость — это может помочь вам, как читателю, отделить факты от мнений и получить точную информацию по любой теме, которую вы исследуете.
Сегодня мы рассмотрим это подробнее, выявив язык, который показывает предвзятость , обсудим важность пропусков и почему определение позиции автора важно для эффективного чтения. Давайте начнем.
Демонстрация предвзятости
Прилагательные
Прилагательные, которые использует автор, могут быть ясным способом выяснить его позицию по теме. Например, вспоминая серию событий, таких как окончательный счет баскетбольного матча, кто-то может написать:
Синяя команда опередила красную на 7 очков.
Это объективное утверждение. Автор объективно рассказывает нам, кто играл и что произошло, не видя мнений. Напротив, что, если бы автор описал ту же игру следующим образом:
Моя любимая команда, красная команда, проиграла синей команде-мошеннику.
В этом предложении совершенно очевидно, что автор предпочитает красную команду синей. Это предложение пронизано предвзятостью, потому что автор откровенно высказывает свое мнение о двух командах. Автор также говорит, что синяя команда сжульничала. Теперь, когда мы знаем, что автору больше нравится красная команда, можем ли мы поверить его рассказу о том, что синяя команда на самом деле жульничала? Автор убедил себя? Ни за что.
Тонкие слова
А что, если бы автор описал ту же игру так:
К сожалению, синяя команда обыграла красную на 7 очков.
В этом предложении, просто добавлении слова , к сожалению, , кажется, что автор имеет некоторую предвзятость. Язык, передающий эмоции, — еще одно средство, которое авторы используют для выражения своей позиции. Кажется, он расстроен тем, что выиграла синяя команда, а не красная. Даже тонкие слова, подобные этому, могут выдать мнение автора по теме, поэтому важно тщательно взвешивать каждое слово при чтении. Вот еще один пример:
Синяя команда украла победу у красной команды.
Опять же, язык очень важен при определении позиции автора. Вместо того, чтобы сказать, что красная команда проиграла, он решил описать исход игры как «украденную победу». Это очень сильный язык и намекает на предвзятое отношение автора к красной команде, поскольку он сравнил их потерю с жертвой преступления.
Упущение
Упущение информации из письменного текста также может быть формой предвзятости. Опуская информацию, автор может сообщить читателю только то, что он хочет, чтобы мы знали, и, следовательно, повлиять на наше мнение по этому вопросу. Давайте рассмотрим несколько примеров:
Николь печально известна тем, что опаздывает на работу.
В этом предложении читателю остается предположить, почему Николь всегда опаздывает. Может она плохой работник? Она плохо разбирается в тайм-менеджменте? Все, что мы знаем, это то, что она часто опаздывает, и слово «печально известная» подчеркивает, что это не является для нее положительной чертой. Это предложение не проливает положительный свет на Николь. Что, если автор упустил какую-то информацию? Давайте посмотрим на похожее предложение.
Николь печально известна тем, что опаздывает на работу, потому что у нее нет машины и она живет далеко.
Теперь, когда мы знаем обстоятельства Николь, она не выглядит таким плохим работником, не так ли? Тот факт, что она живет далеко и у нее нет машины, даже звучит так, будто она очень много работает, чтобы добраться до работы, хотя она часто опаздывает. Если бы автор не поделился этой информацией, мы, вероятно, не пришли бы к такому выводу. Критическое чтение и поиск недостающих фрагментов в авторском повествовании — важный способ определения авторской позиции.