Азбука воспитания православия: Православное воспитание детей | Как воспитывать детей в православии

Воспитание — православная энциклопедия «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • Раздел «Христианская педагогика»
  • Педагогика Сокровищница духовной мудрости
  • О семье и воспитании детей cвт. Лука Крымский
  • О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей свт. Иоанн Златоуст
  • Беседы о православном воспитании детей сщмч. Владимир (Богоявленский)
  • О христианском воспитании детей архиеп. Варлаам (Ряшенцев)
  • Православное воспитание и окружающий мир иером. Серафим (Роуз)
  • Христианское воспитание по учению св. Феофана Затворника свящ. Вадим Коржевский
  • Семья как малая церковь. Основы социальной концепции РПЦ
  • Христианское воспитание детей (истории для детей) И. Литвак
  • Библейское воспитание детей свящ. Даниил Сысоев
  • Беседы о воспитании детей прот. Артемий Владимиров
  • Об изъянах православного воспитания прот. Алексий Уминский
  • О воспитании детей А.И. Осипов
  • Проблемы воспитания в современном мире И. Медведева
  • Научиться любить (Три кита родительской любви) Т.Г. Феоктистова
  • О воспитании детей cвт. Иоанн Златоуст
  • 12 ошибок при воспитании детей cвящ. Георгий Максимов
  • ВИДЕО. Воспитание
  • Тест: Воспитание детей

Воспита́ние – целенаправленное формирование христианской личности в целях её подготовки к спасению в вечности, совершенствование человека ради уподобления Богу и соединения с Ним.

Целью христианской жизни является совершенство, заключающееся в уподоблении Богу. На эту цель указал Сам Спаситель: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Идеал такого совершенства явил Сам Господь Иисус Христос, равняясь на Которого каждый христиан постепенно должен прийти в «мужа совершенного», «в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13).

Достижение христианского Идеала невозможно одними человеческими усилиями, требует Божественной помощи.

Воспитать совершенного человека может лишь Божественная благодать Святого Духа в согласии со свободной человеческой волей. Христианин изменяет внутреннее содержание своей души с помощью Духа Божия, преодолевая действия своего ветхого естества, своих страстей и греховных привычек. Дух Божий дарует исцеление и здравие души, расширяет горизонт познаний, сообщая душе правильное воззрение на себя и опытное, живое знание Бога, преображая верующего в нового человека. Воспитатель христианина – Божественная благодать Святого Духа, Сам Бог. Христиане становятся совершенны не своими силами, но любовию и силами Христа и Его благодатию, которую получают в Церкви.

«Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».
Еф.6:4

«Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил».
свт. Тихон Задонский

«Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя».
сщмч. Владимир Киевский

«Дети — это не машины, они все развиваются с разной скоростью, у них разные таланты и характеры — нечего мести их под одну гребенку. Можно только взгрустнуть за жизнь ребёнка, у которого мама постоянно его сравнивает с окружающими детьми. Сколько раз мне приходилось встречать взрослых людей, которые мучились от того, что разочаровали своих родителей, или от того, что родители продолжали их прессинговать своими укорами и сравнениями с другими».
священник Павел Островский

«Религиозное воспитание ребенка начинается не тогда, когда отец говорит с ним о Боге, а тогда, когда мать учит его говорить спасибо за вкусно испеченный пирог».
Г.К. Честертон, христианский писатель

«Нужнее всего: воспитывать воспитателей под руководством таких лиц, кои знают истинное воспитание не по теории, а по опыту. Образуясь под надзором опытнейших воспитателей, они опять передадут свое искусство другим, последующим и т. п. Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых, и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно.

Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых. Воспитание из всех святых дел самое святое».
свт. Феофан Затворник

«На мой взгляд, идеальную формулу воспитания детей вывел Федор Михайлович Достоевский в романе «Братья Карамазовы». Он пишет, что самое лучшее воспитание — это хорошее воспоминание, которое вынес человек из детства. Моя задача сделать все от меня зависящее, чтобы в памяти моих детей, в их сознании и, в гораздо большей степени, в подсознании осталось как можно больше проникнутого добротой, любовью, истиной. То, о чем я говорю на кухне со своей женой, когда ребенок в соседней комнате читает книжку или играет, останется у него в памяти. И, может быть, из этого потом и будут строиться его мысли, чувства, его отношение ко всему происходящему. Повзрослевший ребенок сам не будет понимать, откуда у него такое отношение, такое поведение. Хотя, подобный взгляд и не имеет ничего общего с официальной педагогикой».

священник Игорь Гагарин

«Надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?».
свт. Филарет Московский

«Если зло становится трудом неискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве, о благоразумии, о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещено в Писании. Итак, если начиная с первой поры детства дети будут лишены учителей, кем они станут? Ибо, если некоторые, с рождения своего из чрева выкармливаемые и до старости воспитываемые, не исправились, то тот, кто с начала жизни своей приучен к таким вещам, чего чудовищного он только не сотворит! Теперь же каждый прилагает все усилия к тому, чтобы выучить своих детей ремёслам, наукам и красноречию, и никто не заботится о том, чтобы украшать их душу».
свт. Иоанн Златоуст

«Каждый из вас – отцов и матерей – подобно художникам, с великой тщательностью украшающим изображения и статуи, пусть заботится и о своих удивительных произведениях. Ибо живописцы, каждый день ставя картину перед собой, покрывают её красками, стремясь к тому, что должно. Так же поступают и каменотёсы, убирая лишнее и добавляя недостающее. Так и вы, подобно делающим статуи, используйте для этого все имеющееся у вас время, делая для Бога статуи, достойные восхищения: лишнее убирайте, а то, чего недостаёт, добавляйте и внимательно наблюдайте их всякий день – какое от природы есть у них дарование, – чтобы его умножить, какой недостаток, – чтобы его устранить. И с особенным тщанием изгоняйте от них всякий повод к распущенности, ибо склонность к этому более всего вредна душам юных».

свт. Иоанн Златоуст

Размер шрифта: A- 15 A+

Тёмная тема:

Цвета

Цвет фона:

Цвет текста:

Цвет ссылок:

Цвет акцентов

Цвет полей

Фон подложек

Заголовки: Прямой (Lucida)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum

Текст: Прямой (Arial)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum

Выравнивание:

Боковая панель:

Сбросить настройки

Читать онлайн «Азбука православного воспитания.

Опыт современной семьи» – Литрес

© А.Н. Новиков, авторский текст, составление, 2004 г.

© Издательство «Сатисъ», оригинал – макет, оформление, 2004 г.

* * *

Посвящаю родителям – Николаю и Галине


О новой книге и немного о себе

Как родилась эта книга? Просматривая недавно изданный православный педагогический сборник, я столкнулся с печальной, на мой взгляд, закономерностью: практически все материалы по православному воспитанию начинались с отрицательного посыла примерно следующего содержания: «Мы живем в страшное время!..», или: «Мы живем в постхристианскую эпоху!..», или: «Мы ощущаем приближение катастрофы!..», или: «В условиях нашего времени проблемы семьи обострились до крайности!..», или: «Сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом!..» и т. п.

Честно говоря, я был обескуражен таким последовательным пессимизмом и задумался: а когда было легко воспитывать детей? Или, скажем так, легче? Может быть, во времена первых христиан? Вряд ли… Во времена гонений Диоклетиана и Нерона? Ну нет… Во времена Крещения Руси? Нет… А, может быть, в «брежневские» времена? Конечно, нет…Так, может быть, во времена расцвета Православия и монашества на Руси? И тут почешешь затылок – кто его знает, может тогдашним родителям тоже было непросто… Да, мир (мiр) сегодня нацелил свое жало на семью, на наших детей – а где в Евангелии сказано, что должно быть иначе? И вообще, где в Евангелии сказано, что нам, православным, намеренным и детей своих увидеть православными, должно быть в этом мире легко? По Евангелию как раз наоборот выходит!

Так почему бы не начать излагать эти несомненно полезные и своевременные мысли о воспитании на жизнеутверждающей ноте, ведь мы – православные (!), а наше Православие – это религия радости и свободы, вера в живое Богообщение и обо́жение, в искупление и Воскресение – так почему же мы должны все это утопить в болоте воспитательной рутины и бытовых проблем?

Я не педагог по профессии, но подумалось, что можно написать о воспитании иначе, в положительном ключе. Вполне естественные сомнения в том, а не будет ли все это обычной графоманией, развеялись, когда стало ясно, что гораздо проще сидеть сложа руки и ждать, когда кто-нибудь напишет на эту тему нечто гениальное, чем написать самому. Получив благословение духовника, взялся за работу. Получилось ли – судить Вам, дорогие читатели.

Форма азбуки, словаря выбрана не случайно: она, на мой взгляд, более живая и конкретная, чем, например, форма рассказа о собственной семье и о воспитании своих детей или форма повествования по темам – «Воспитание дома», «Воспитание в школе», «Воспитание отношений полов» и т. д. Пробуя следовать таким формам изложения, я увидел, что легко впасть в менторство, в формулирование сухих скучных рецептов и, что еще хуже, в слащавое сюсюканье. А этого-то мне как раз и хотелось избежать. Вся книга построена на святоотеческом учении и собственном опыте, без которых, думаю, воспитание невозможно.

А без чего еще оно невозможно? Практика воспитания собственных детей и общения с крестниками позволяет сказать однозначно: воспитание невозможно без любви и терпения, и тысячу раз правы святые отцы, призывающие именно этих даров просить у Господа – ведь как часто нам их не хватает!

* * *

О себе: мне 44 года, по образованию – врач, но последние десять лет работаю над православными книгами. Детей двое, они вполне взрослые: сыну – 22, дочке – 16. Удалось ли воспитать их в вере и благочестии – судить не мне. Жена – тоже врач, готовимся к серебряной свадьбе.

Если удалось помочь Вам задуматься, решить хотя бы один Ваш наболевший вопрос, а может быть, утешить и сохранить надежду в трудной ситуации – буду считать свою задачу выполненной, ведь воспитание (пусть даже и православное) – не догма, в каждой семье свои особенности, радости и огорчения.

Огромная благодарность всем, кто помогал мне работать над книгой, особенно – художнику. Если будут вопросы, пожелания – пишите, с радостью отвечу, адрес – в конце книги.

Искренне Ваш
Алексей Новиков

Азбука православного воспитания детей

А

Авторитет родительский

«Воспитание детей начинается с самого раннего возраста, когда никакие логические доказательства и предъявления общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель… Самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом… Те родители, у которых дети “не слушаются”, склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это – особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание» (А.С. Макаренко).

Макаренко[1] же предостерегает, что самый страшный сорт ложного авторитета – это авторитет подавления.

«Ребенок подавлен нашим авторитетом, обязанностью быть нам благодарным, уважать нас. Ребенок все это чувствует, но по-другому, по-своему. Ребята уважают тебя за то, что у тебя есть часы, что ты получил письмо с иностранной маркой, что имеешь право носить при себе спички, поздно ложиться спать, подписываешься красными чернилами, что ящик у тебя запирается на ключ, – за то, что ты обладаешь всеми привилегиями взрослых. Намного меньше ребята уважают тебя за образование, в котором всегда усмотрят недостатки: “А вы умеете говорить по-китайски? А считать до миллиарда?” ‹…› Чем больше ты заботишься о поддержании авторитета, тем больше его роняешь; чем ты осторожнее, тем скорее его потеряешь. Если ты только не смешон до последней степени, не абсолютно туп и не стараешься по-дурацки вкрасться в доверие у ребят, заигрывая и делая поблажки, они станут тебя на свой лад уважать» (из книги Я. Корчака «Как любить ребенка»).

(См. Послушание)

Ангел хранитель

«Святая Церковь научает нас, что каждый христианин получает от Бога при святом Крещении святого Ангела хранителя, который, невидимо храня христианина, наставляет его на всякое благое дело в течение всей его жизни, напоминая ему заповеди Божии» (свт. Игнатий (Брянчанинов).


Будем стараться как можно раньше научить ребенка молиться своему Ангелу хранителю. Молитва может быть самая простая, например: «Святый Ангел хранитель, моли Бога о мне».

Антоний, митрополит Сурожский

В миру – Андрей Борисович Блюм – недавно почивший в Бозе иерарх Русской Православной Церкви, родился в 1914 г. в семье сотрудника русской дипломатической службы (мать – сестра композитора А.Н. Скрябина). Раннее детство провел в Персии, где его отец был русским консулом. В 1920 г. семья с трудом добралась до Европы и после нескольких лет скитаний осела в Париже. Будущий митрополит окончил здесь среднюю школу, затем биологический и медицинский факультеты университета. В 1939 г., перед уходом на фронт (в армии был хирургом), тайно произнес монашеские обеты, в 1943 г. был пострижен в мантию с именем Антония. В годы немецкой оккупации – врач в антифашистском движении Сопротивления. После войны, до 1948 г., продолжал медицинскую практику, затем был призван к священству, рукоположен и направлен на пастырское служение в Англию. С 1957 г. – епископ, в 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Патриаршего Экзарха Западной Европы (обязанности которого исполнял уже с 1963 г. ). Освобожден от должности по собственному прошению в 1074 г.; с тех пор полностью посвятил себя пастырскому окормлению все увеличивающейся паствы своей епархии и всех, кто обращался к нему за советом и помощью. Его книги о молитве, о духовной жизни, о проблемах подрастающего поколения, вышедшие на английском, переведены на многие языки мира. Митрополиту Антонию была присвоена степень почетного доктора богословия Абердинского университета – «за проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране» и Московской Духовной Академии – за совокупность научно-богословских, пастырских и проповеднических трудов.

Книги митрополита Антония («О встрече», «Войду в дом Твой», «Таинство любви – беседа о христианском браке», «О молитве» и мн. др.) – настоящая сокровищница православного педагогического опыта.

Архив семейный

Собрание писем, фотографий, видеозаписей, рисунков, газетных вырезок, дневников и других памятных и дорогих сердцу вещей, принадлежащих членам семьи: прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, мамам и папам и, конечно, детям. В том или ином виде такой архив наверняка есть почти в каждой семье. Он имеет огромное воспитательное значение, являя собой материальное воплощение связи поколений. Возможно, семейный архив находится в беспорядке, тогда необходимо найти время упорядочить его (если возраст детей подходящий – это можно сделать вместе с детьми), выделить для его хранения особое место (полку в шкафу, ящик в столе, коробку). А как хорошо в дни семейных праздников (годовщина венчания, именины) или просто вечерком собраться всем и, перебирая пожелтевшие фотографии или неумелые, такие милые детские рисунки, повспоминать о прошлом, близком и далеком. А прошлое нам забывать никак нельзя!

 

Аскеза

Подчинение плоти духу с целью очищения души от страстей. Порой мы, недавно пришедшие к вере и к Церкви родители, почерпнув в православной литературе многоразличные сведения об аскетических подвигах, необдуманно стремимся воплотить их в жизнь, волей-неволей вовлекая в это своих детей. «Чтобы непременно спастись, будем молиться – так уж молиться (полностью вычитывая все правила и последования), поститься – так уж поститься (хлеб и вода, и, не дай Бог, молоко или конфеты!)», – думаем мы, забывая об особенностях возраста и возможностях своих чад. На таком самочинном пути возможно полное фиаско: мы не только сами приходим в уныние от невыполнимости поставленных целей, но и дети наши постепенно теряют всякую охоту к молитве, интерес к церковной службе и прочим благочестивым занятиям. Не следует, однако, думать, что аскеза прилична только монахам и умудренным опытом, пожившим людям. Все хорошо в меру; умеренность святые отцы называли «золотым» или «царским» путем. Избежать заблуждений в начале пути, определить приоритеты и меру того или иного аскетического делания помогут советы духовника.

(См. Режим)

Ассоцация холододинамики

Псевдонаучная система, по сути являющаяся сектой, активно внедряющаяся в систему школьного образования и пытающаяся обучить наших детей приемам самогипноза. Сотрудники ее открыто объявляют себя духовными последователями Штайнера (см. Вальдорфская педагогика), суммируя с антропософией мощные психотерапевтические методики, приводящие к зомбированию, другими словами – к одержимости.

Атеизм воспитателя

Велика вероятность, что рано или поздно мы услышим от своего ребенка примерно следующее: «А нам на уроке (биологии, физики, истории, литературы и т. д.) сказали, что Бога нет!» Без паники! Во-первых, очень хорошо то, что наш ребенок делится с нами происходящим в школе, ему не безразлично наше мнение по этому поводу, он ищет у нас поддержки. Если бы он промолчал, было бы гораздо хуже. Во-вторых, нужно понять, что́ это – брошенная вскользь фраза из контекста или целенаправленный атеистический прием, могущий иметь продолжение и последствия? Мимолетные эпизоды с Божией помощью быстро забываются, а в случае, если учитель – воинствующий атеист, не стоит сразу бежать в школу «разбираться» – можно «наломать дров». Лучше попробовать потрудиться: объяснить ребенку, что учитель-то – хороший, и предмет преподает интересно и увлекательно, а то, что Бога для него нет, так это – его несчастье, беда, и его только пожалеть надо, потому что жить без Бога – это все равно, что жить без папы и без мамы, и даже еще хуже. Вообще же стоит всемерно поддерживать у детей авторитет учителей, ведь дети гораздо легче подмечают их недостатки (и как преподавателя, и как человека), нежели достоинства. Найдем же сами и поможем ребенку увидеть эти достоинства в педагоге, и многие «острые углы», в том числе и атеизм или религиозная всеядность (а последнее зачастую хуже первого), сгладятся, будем же великодушны и правильно расставим акценты. В затруднительных ситуациях посоветуемся с духовником.

Б

Бабушка

По традиции – воспитатель внуков, носительница жизненного и педагогического опыта. Счастливы те родители, в семьях которых эта традиция сохраняется хотя бы отчасти и маленькие дети которых находятся на попечении верующей бабушки, чу́дной, ласковой, доброй и одновременно, когда надо, – строгой, бабушки-сказочницы. Чаще всего именно благодаря бабушкам дети в семье получают основы православного воспитания и вырастают, несмотря на последующие жизненные невзгоды и неизбежные искушения, верующими людьми. К сожалению, не только современные родители «с головой» поглощены заботами о хлебе насущном, но и современные бабушки «до последнего» стараются работать, чтобы как-то обеспечить прибавку к скудной пенсии. По этой причине дети недополучают необходимого внимания и примера опытных верующих наставниц. Возможно, в ряде случаев нам стоит подумать, как разгрузить бабушку, чтобы та смогла уделить больше времени внукам. Бывает, правда, что от избытка добрых чувств к внукам бабушки начинают их баловать, и уж, что совсем плохо – развращать, потакая, в буквальном смысле, во всем (иногда это случается, если бабушка осознает, что в свое время была слишком строга со своими детьми). Не случайно многие дети платят бабушкам глубокой и искренней привязанностью. Крен в доброту, хотя и создающий известные трудности в процессе семейного воспитания, всегда находит отзвук в детском сердце, привносит в жизнь ребенка избыток тепла, мудрой доброты, человечности. Часто бывает, что прокурор – родители, а адвокат – бабушка.

(См. Внуков воспитание, Поколения воспитателей, Потворство)

Бедность

Многие из нас сегодня в прямом смысле бедны. И, наверное, не многие в этой бедности виноваты сами. Дети из бедных (или как сейчас принято «культурно» говорить – малообеспеченных) семей, не имея зачастую должной духовной подготовки и крепости, часто чувствуют себя униженно в окружении более обеспеченных сверстников, а порой терпят от них разные унижения и оскорбления. Как объяснить подросшему чаду, что еще одну зиму придется походить в старой куртке или в старых ботинках? Может быть, «извернуться» в очередной раз, и, отложив насущные покупки и платежи, все-таки ублажить ребенка? Можно, конечно, но это не самое главное. Главным будет формирование у себя и у детей правильного, православного отношения к существующему положению. Наше дело – трудиться, а делает этот труд нас богатыми или оставляет бедными, решает Господь, Который все, что происходит с нами, направляет только к нашему благу. И бедность, по Евангелию, – удобнейший путь спасения. И тут многое будет зависеть от нашего умения переносить жизненные невзгоды, создать в семье бодрое и единодушное настроение. Недостаточно материальных благ? – Но никто не лишит нас духовной радости и свободы, которых не имеют обеспеченные, но неверующие люди. Наше богатство несоизмеримо больше и ценнее тех благ, которые дает материальный мир, мир вещей и покупок.

(См. Богатство, Деньги карманные)

«Белая ворона»

Иногда наш ребенок с его неуклюжим и лобовым проявлением церковности выглядит «белой вороной». Все идут на дискотеку – он с нами на всенощную; все едят в школьной «столовке» йогурт и сосиски – наш не ест, так как сейчас пост; все собрались в кружок послушать новый анекдот – наш стоит в сторонке, все решили прогулять нелюбимый урок – наш остается и т. п. С одной стороны – это хорошо, так и должно быть, если дитя наше с Божьей помощью вступило на «узкий путь», но с другой – плохо, если оно станет изгоем и предметом постоянных издевок и насмешек, на которые дети – большие мастера. Мы должны помнить, что главные проявления нашей веры и воцерковленности – внутренние, а внешние – второстепенные, к тому же часто бывающие простой показухой. Многие святые отцы советовали щадить чувства окружающих неверующих людей, скрывая свои достижения и дарования. Этот совет – для взрослых, так тем более надо щадить детей, и своих, верующих, и чужих, неверующих! Нам надо постоянно, исподволь, наблюдать за ребенком, стараясь, чтобы его благочестие было умеренным и ни в коем случае не показным, и чтобы его не «заклевали». Некоторые вопросы следует согласовать с духовником, например: открыто молиться перед едой в школьной столовой или можно помолиться про себя, спускаясь на обед по лестнице; или: возможно ли послабление поста в школе, а дома (в компенсацию этому) – наоборот, бо́льшая строгость. Основная же мысль, которую наше чадо должно усвоить – что и его неверующие одноклассники тоже достойны уважения, хотя и подтрунивают над ним, потому что и они, как и все люди, носят на себе образ Божий, хотя и несколько поврежденный. Видя, что у ребенка непросто складываются отношения в школе, усилим молитву за него.

Беседы

Бесспорно, что воспитание, педагогика – это, прежде всего, практика, действие, поступки, личный пример, и уж потом – слова. Однако, всегда надо найти время побеседовать с ребенком. О чем, когда, как часто – это уже зависит и от возраста, и от характера, и от ситуации в семье и в школе. Либо это шутливый обмен впечатлениями от нового мультфильма, либо это серьезная беседа об успеваемости – не важно, важно, чтобы беседа была по возможности «на равных» и обязательно в мирных, дружеских тонах. Разговаривая с ребенком, деликатно выясняя его проблемы и заботы, помогая совместно выработать решение трудных вопросов, мы укрепляем любовь Христову, основу семейных отношений. Бывает, ребенок замыкается, не хочет делиться с нами школьными и другими новостями, отделывается отговоркой: «все нормально». Не будем напирать на него и навязываться со своими вопросами – пройдет немного времени, настроение изменится и можно будет спокойно и с пользой поговорить. Будем исподволь учить ребенка быть правдивым в своих рассказах, быть хозяином своему слову, уметь им пользоваться, правильно строить фразы и выговаривать слова – все это имеет огромное значение для его будущего.

Бесстрашие

Православие отнюдь не сродни забитости и безответности. Безусловно, не будем поощрять агрессию и безрассудство, столь свойственные подросткам, но наш ребенок должен уметь постоять за себя, преодолеть свой страх перед неожиданным препятствием, и мы должны помочь ему в этом. Будем с малолетства укреплять в нем веру в то, что он – не один, что с ним всегда Господь, и Пресвятая Богородица, и Ангел хранитель, и что помощь Божия оставляет нас только тогда, когда мы сами отказываемся от нее, совершая дурные поступки. Выучим вместе с ним наизусть молитвы его небесному покровителю, «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Да воскреснет Бог», 90-й псалом (конечно, в меру возраста). Пусть ребенок всегда помнит, что в опасности нужно, не теряя времени, помолиться. Надежда на помощь Божию укрепит наше дитя в опасности. Воспитанию бесстрашия поможет и так нелюбимое многими «физвоспитание»: дополнительные (к школьным) занятия физкультурой, утренняя зарядка, утренние пробежки, купания, занятия плаванием в бассейне, туристические походы («выходного дня» и многодневные, с палаткой). Постараемся найти время для всех этих занятий вместе с детьми. Одно дело – просто заставлять ребенка делать зарядку или отправить его в поход с классом, и совсем другое – делать ее вместе с ним или самим собрать рюкзак и тоже пойти в поход.

У маленьких детей безобидные ссоры и драки возникают частенько, но чем старше делается наш ребенок, тем больше внимания мы должны уделять воспитанию в нем сдержанности, достоинства, умения уважать другого человека, видеть в нем образ Божий.

Азбука для православного ребенка – Сад Ангелины

Азбука для православного ребенка

Опубликовано Анджелина

 

Примерно в середине октября мы завершили период современного времени, а затем начали новый год с Ambleside Online Year 2.  Мы несколько изменили программу, чтобы она соответствовала нашим потребностям и подходила к книгам, которые у нас есть под рукой. Копирование является важной частью подхода Шарлотты Мейсон к образованию и всегда было важной частью учебной программы нашей школы. В ходе этого процесса мои дети усвоили базовые, но очень важные навыки, в том числе то, как оставаться в пределах поля, как удваивать пробелы, как аккуратно печатать, как расставлять буквы, как правильно применять заглавные буквы и знаки препинания и т. д.

В этом году я составила список важных библейских стихов и молитв в алфавитном порядке: Азбука для православного ребенка. Каждую неделю мы стараемся делать по крайней мере 2-3 записи из этого сборника копий. Вот как у меня это получилось: 1. Я напечатал экземпляр Азбуки для Православного Христианского Младенца.

2. Затем я положил список в карман бумажной папки с тремя застежками.

3. Затем я предварительно загрузила достаточно бумаги в застежки, чтобы он мог прочитать 26 стихов и молитв, с несколькими дополнительными на случай ошибок. 4. У нас есть набор штампов с алфавитом, так что мой маленький чувак ставит первую букву, затем пишет стих из Библии или молитву с двойным интервалом карандашом.

Он прошел долгий путь с начала года. Но нам все еще нужно работать над полями, орфографией и капитализацией. Буква О начинается с молитвы святого Ефрема, которая довольно длинная, поэтому я сказал ему, что он может потратить 2 или 3 дня, чтобы сделать ее аккуратно. Иногда мой человечек настроен на копирование, а иногда нет. Я понимаю. Иногда мне хочется стирать, а иногда нет. Когда он настроен против письма, мы просто ставим таймер на 5 минут. Я говорю ему, чтобы он работал изо всех сил в течение пяти минут. Затем, когда таймер истечет, он может просто остановиться на день и забрать прямо завтра.

Известно, что я делаю то же самое со стиркой. Обычно он удивляется тому, сколько работы он проделал за пять минут… хороший урок в том, чтобы просто сидеть на корточках.

Надеюсь, по мере продолжения этого проекта я покажу вам наш прогресс и то, что мы планируем делать с этими завершенными страницами.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Опубликовано в Домашнее обучение, Языковые искусства, Православная христианская жизньпомеченный Подход Шарлотты Мейсон, Копировальная работа, домашнее обучение, Православное домашнее обучение, православная жизнь
Искать: Подпишитесь на «Сад Анджелины» на WordPress.com
  • дешевые экскурсии
  • Цыплята
  • Еда
  • Домашнее обучение
    • Искусство
    • Искусство языка
    • Изучение природы
  • Преподавание в гибридной школе
  • Размышления
  • Православная христианская жизнь
  • Фотография
  • поэзия
  • кусочек жизни
  • Путешествия
Анджелина

Я мать пятерых детей, жена замечательного мужа, учительница одного ребенка дома и учительница вне дома на полставки. Около 15 лет назад мы начали держать цыплят, и поголовье продолжает расти. В любой день на нашем подъезде припарковано от четырех до шести автомобилей. Подростки едят нас вне дома и дома. Этот блог предоставляет место, где можно поделиться и поразмышлять об этой замечательной, причудливой жизни, которую Бог дал нам.

Просмотреть полный профиль →

[email protected]

Адрес электронной почты:

  • Регистрация
  • Вход в систему
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.com
  • Регистрация
  • Вход в систему
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.com
  • декабрь 2021
  • ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • август 2021
  • июль 2021
  • июнь 2021
  • Январь 2021
  • Сентябрь 2020
  • июль 2020 г.
  • июнь 2020 г.
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • март 2020 г.
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • ноябрь 2019 г.
  • Октябрь 2019
  • августа 2019 г.
  • июль 2019 г.
  • июнь 2019 г.
  • май 2019 г.
  • Апрель 2019
  • март 2019 г.
  • Февраль 2019
  • Январь 2019 г.
  • Декабрь 2018 г.
  • ноябрь 2018 г.
  • Октябрь 2018 г.
  • Сентябрь 2018
  • август 2018 г.
  • июль 2018 г.
  • июнь 2018 г.
  • май 2018 г.
  • Апрель 2018 г.
  • Март 2018 г.
  • Февраль 2018 г.
  • ноябрь 2017 г.
  • Октябрь 2017 г.
  • Сентябрь 2017
  • август 2017 г.
  • июль 2017 г.
  • июнь 2017 г.
  • Март 2017 г.
  • Февраль 2017 г.
  • Январь 2017 г.
  • Декабрь 2016 г.
  • Ноябрь 2016 г.
  • Октябрь 2016 г.
  • Сентябрь 2016
  • август 2016 г.
  • июль 2016 г.
  • июнь 2016 г.
  • май 2016 г.
  • ноябрь 2015 г.
  • Октябрь 2015 г.
  • декабрь 2014 г.
  • Сентябрь 2014 г.
  • июль 2014 г.
  • июнь 2014 г.
  • Фотосъемка природы в Гранд-Тетонс
  • Завтрак с блинами в Атланте
  • Верховая езда в Медвежьих горах
  • Поход к Лосиному озеру в пустыне Beartooth
  • Опыт одной семьи: поход по ледниковому озеру в горах Медвежий Зуб

Введите свой адрес электронной почты, чтобы следить за этим блогом и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты:

Присоединиться к 206 другим подписчикам

  • 25 128 просмотров
Энджи Б. Насралла
  • Сквозь дикий лес
  • Сад Ангелины
  • Приключения православной мамы
  • Случайный фермер
  • Скрипториум аббатства Бевнал
  • Православный дальнобойщик
  • Даже Алтари Твои
  • Плавание с благодарностью
  • Тэмми Эванс Писатель
  • Креативное мышление

Введите свой адрес электронной почты, чтобы следить за этим блогом и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты:

Присоединиться к 206 другим подписчикам

Православные камешки – ресурсы для обучения наших начинающих камней веры

СЛЕДУЙТЕ ЗА ПРАВОСЛАВНЫМИ ГАЛКАМИ

Если вы хотите получать информацию
каждый раз, когда мы что-то создаем
вы можете найти полезным
для обучения ваших малышей, пожалуйста,
подпишитесь на нашу рассылку .

Вы также можете следить за нами в социальных сетях:
Facebook
Instagram
Pinterest
YouTube


ORTHODOX P EBBLES PRODUCTS

В дополнение к обширной коллекции цифровых ресурсов, предлагаемых на этом веб-сайте бесплатно. , «Православная галька» также производит практические учебные пособия для православного класса и дома.

МАГАЗИН ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЛЬКА


ВАША ПОДДЕРЖКА ОЧЕНЬ ЦЕННА!

Работа над этим проектом стала для нас удивительным благословением. Наша миссия состоит в том, чтобы продолжать создавать высококачественный бесплатный онлайн-ресурс православного образования  для детей младшего возраста, добавляя новые темы на наш веб-сайт каждый учебный сезон. веб хостинг. Если вы находите наш контент полезным, вы считаете, что он достаточно достоин того, чтобы его нельзя было использовать бесплатно, и вы можете, поддержите нашу работу .

Поскольку «Православная галька» является религиозным образовательным проектом, наша миссия с самого начала состояла в том, чтобы предлагать наши цифровые ресурсы  бесплатно всему православному сообществу, чтобы каждый, включая людей, которые не могут заплатить за них, мог использовать их. Мы также решили навсегда сохранить наш веб-сайт без рекламы , так как мы считаем, что, учитывая его религиозную направленность, было бы неуместно коммерциализировать его таким образом. Мы надеялись, что по мере того, как наши ресурсы становятся известными и используются, люди, которые получают от них удовольствие и могут, по собственному желанию решат поддержать нас за качество материала и за работу, которую мы в него вкладываем. Мы искренне благодарны за ваш вклад.

Чтобы ПОДДЕРЖАТЬ наш проект, у вас есть два варианта:

Индивидуальный взнос
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы сделать один взнос через PayPal.

Каждый раз, когда вы сделаете хоть один взнос, мы отправим вам по электронной почте неожиданный цифровой подарок в знак нашей признательности.

Постоянная поддержка
На Patreon.com/orthodoxpebbles вы можете предложить нам небольшой вклад каждый раз, когда мы создаем новый контент.

Когда вы станете нашим покровителем, и в зависимости от уровня вашей приверженности, мы отправим вам небольшой подарок в знак нашей признательности.


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Нас зовут Натали и Деспина , и мы очень рады, что вы заглянули в наш онлайн-уголок! Мы будем рады, если вы найдете то, что хотели бы использовать. Здесь мы собираем БЕСПЛАТНУЮ коллекцию цифровых обучающих ресурсов для занятий в православной воскресной школе и дома, ориентированных на младшие возрастные группы (дошкольные и начальные классы). Натали является создателем и владельцем этого проекта, а Деспина вносит свой вклад в качестве исследователя и писателя. Наш контент не предназначен для замены официальных учебных программ Православной церкви, а скорее дополняет их, предлагая дополнительные развивающие занятия для детей, а также полезные справочные ресурсы для взрослых.

Наш материал сгруппирован двумя способами ( по теме и по сезону ), чтобы упростить навигацию в зависимости от ваших потребностей. Вы также можете использовать функцию Search в нижней части этой страницы для поиска определенной темы.

Мы не претендуем на звание знатоков Православия или образования, скорее прямо противоположное – мы постоянно учимся и возрастаем во Христе, понимая необъятность пути. Этот веб-сайт является отражением нашего личного опыта преподавания и координации нашей местной приходской воскресной школы в качестве волонтеров в сочетании с опытом Натали в области дизайна, иллюстрации и православной иконописи.

Ваше мнение, мысли и предложения всегда приветствуются, поэтому, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам, используя контактную форму или отправив электронное письмо по адресу orthodoxpebbles @ gmail.com.

Мы желаем, чтобы ваше путешествие было счастливым и плодотворным, и мы надеемся увидеть вас снова в ближайшее время !

БЛАГОДАРНОСТИ
  • Все это было бы невозможно без молитв и поддержки духовника Наталии, о. Павлос Павлидес в монастыре Святого Иоанна Крестителя в Мегаре, Аттика, Греция.
  • Благодарим за многолетнее руководство священников нашего прихода архимандрита о. Анастасий Гарабоа, архимандрит о. Георгий Никас, о. Джордж Кузелис, о. Афанасий Кирицис и о. Питер Сурицидис.
  • Особая благодарность о. Доктору Тони Враме, бывшему директору Департамента религиозного образования Греческой Православной Архиепископии Америки, за его неоценимую помощь и поддержку.
  • Искренняя благодарность иконописцам за использование их произведений:
    – Афанасиос Кларк, чьи иконы мы используем либо с разрешения художника, либо с любезного разрешения Департамента религиозного образования Греческой православной архиепископии Америки.
    – Михаил Алевизакис, Джулия Хейс, Дмитрий Школьник и Доротея Яннуку-Антониу, любезно предоставившие нам фотографии своих икон или иконописных росписей.
  • Глубокая благодарность Пресвитере Судьбе Подвижнической Жизни Материнства за знакомство с нашими творениями со своими милыми детьми и за то, что поделилась с нами фантастическими фотографиями.
  • Наконец, мы особенно благодарны за терпение и постоянную поддержку наших мужей и детей, которым приходится сталкиваться с беспорядком в доме, неприготовленной едой и усталыми, бессонными женами/матерями, пока мы работаем над этим проектом.

Условия использования

Обратите внимание: Авторские права на нашу работу принадлежат исключительно Православной Камушке. Мы предлагаем наш материал для общего пользования в целом , и только для классного и личного использования . Это означает, что мы не разрешаем пользователям разбивать наш материал на отдельные части (изображения или текст) или загружать изображения или текст с нашего веб-сайта и использовать эти части в своих собственных творениях — аналоговых, цифровых или онлайн — даже если эти творения предназначены только для обучения. Например, пользователю не разрешается каким-либо образом включать наши материалы в свои собственные слайд-шоу, рабочие листы или видео (локальные или в «облаке»), даже если они упоминают нас в качестве источника. Если вы заинтересованы в создании конкретной учебной деятельности с нашим материалом, пожалуйста, свяжитесь с нами – возможно, мы сможем создать его вместо этого на благо всего православного сообщества.

Кроме того, нам нравится видеть фотографии использования нашего материала в социальных сетях; однако, если вы хотите каким-либо другим образом продемонстрировать наши ресурсы на веб-сайте , в информационном бюллетене, блоге или сообщении в социальных сетях , сначала свяжитесь с нами.

Наконец, мы убедительно просим вас не делиться напрямую с другими материалами, которые вы загружаете с нашего веб-сайта. Пожалуйста укажите им на наш сайт вместо , чтобы они могли скачать его отсюда.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts