Бандура а психолог: Бандура Альберт. Большая российская энциклопедия

Содержание

Альберт Бандура биография психолога кратко

4 Декабря 1925 – … гг.

Альберта Бандуру можно смело назвать самым влиятельным психологом всех времён и народов.

Детство и ранние годы

Альберт Бандура, младший из шестерых детей и единственный сын в семье мелких фермеров, родился в Мандере, в провинции Альберта в Канаде. В его жилах смешалась украинская и польская кровь.

Возможности получения образования в крохотной деревушке были более чем скромными. Свои первые знания Альберт получает в маленькой деревенской школе. Однако мальчик не ограничивается одним школьным курсом, а активно занимается самообразованием, чтобы расширить область своих знаний и их понимание.

Следуя наставлениям отца, Альберт поступает в Университет Британской Колумбии. Именно здесь он внезапно открывает для себя академическую психологию. Как-то, придя на занятия много раньше назначенного времени, мальчик решает чем-то заполнить свободное утро. И, совершенно случайно, ему в руки попадается курс по психологии. Вот тут-то простое «времяпровождение» и разжигает в нём подлинный интерес, формируя направление будущей деятельности. Проучившись около трёх лет, в 1949 г. Бандура выпускается из университета в степени бакалавра и поступает в аспирантуру Айовского университета, являвшегося сердцем теоретических знаний по психологии. В 1951 г. Альберт получает научную степень магистра, а уже через год – и степень доктора философии.

Научная деятельность

Уже в университете Бандура отклоняется от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей в умах того времени. Вместо этого, он сосредотачивает свои усилия на описании психологического процесса, который не раз подвергнет экспериментальному изучению.

Акцентируя внимание на воображаемом, он представляет собственное понимание взаимоотношений индивидуума с окружающим его миром. Вместо применения психоанализа и изучения личности, он нацеливает свои усилия на развитие практической теории, описывающей мыслительные процессы посредством наблюдательного обучения и саморегулирования.

Получив научную степень, Бандура проходит медицинскую практику в Консультационном центре в г. Уичито, штат Канзас. Уже в следующем, 1953 г., он займёт должность преподавателя в Стэнфордском университете, на которой пребывает и по сей день.

В самом начале научной деятельности, сильное влияние на взгляды Бандуры оказывают работы Роберта Сирса на тему социального поведения и идентификаций. Объединив усилия с Ричардом Уолтерсом, Бандура начинает исследование процесса социализации и проявлений агрессии.

Основываясь на теории социализации, он обнаруживает, что обучение личности и копирование ею поведения основывается на трёх принципах: на стимуле, формирующем поведенческий ответ, на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию и на познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе.

После детальных исследований данного вопроса, в 1959 г. Бандура публикует свою первую книгу «Подростковая агрессия». Эта работа полностью отвергает модификаторы поведения Скиннера – награды, наказания и положительные и отрицательные подкрепления – как ключевые методы обращения с детьми, проявляющими агрессию. Вместо этого автор предлагает выяснять причину такой чрезмерной жестокости.

Дальнейшие исследования в этой области приводят к публикации в 1973 г. его второй книги – «Агрессия: анализ социального научения». Продолжая свою работу, Бандура пишет научный труд «Теория социального научения» (1977 г.), в корне меняющий направление, в котором развивалась психология в 1980-х г.г.

Полностью основываясь на проведённых автором практических экспериментах, которые легко подвергались проверке, новаторская «Теория социального научения» стала первым подобным трудом по психологии. Она резко выделялась на фоне превалирующих в то время теорий Зигмунда Фрейда.

В 1961 г. Бандура проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, совершивший переворот в психологии, сменив направление с бихевиоризма в когнитивное русло. Бандура опытным путём доказывает, что на юных индивидуумов большое влияние оказывает поведение взрослых. В случаях, когда родителей хвалили за проявления жестокости, дети непрестанно били куклу, подражая взрослым. Однако же, когда подобное поведение взрослых одобрения не получало, бить куклу дети переставали.

Не ограничиваясь лишь представлением теории, Бандура даёт внятное объяснение собственным взглядам на познание мира человеком в контексте социального научения. И, в конечном итоге, подводит теорию социального научения к формулировке социальной когнитивной теории.

Пересмотрев накопленный опыт с позиции представления человека как личности, способной к самоорганизации, активным действиям, самоанализу и саморегуляции, Бандура опровергает традиционную концепцию модели поведения, определяемой воздействием внешних факторов, и в 1986 г. пишет книгу «Социальные основы мыслей и действия: социальная когнитивная теория».

В этой книге он углубляет концепцию когнитивной теории, выдвигая предположение, что на индивидуума, помимо внешних факторов, воздействует также его окружение и личные качества, в том числе и познавательные, эмоциональные и биологические процессы.

В 1970-х г.г. Бандура занимается изучением влияния веры в эффективность собственных действий на активность деятельности человека. Несмотря на то, что данный вопрос рассматривается им и в свете других факторов, именно самоэффективность Бандура называет посредником всех перемен, происходящих с личностью, а также основным источником возникающих страхов.

Теория самоэффективности не только продвинула вперёд изучение фобий, но и нашла применение при терапии пострадавших от стихийных бедствий и страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. Именно чувство контроля над собой помогало людям, пережившим подобные травмы, оправиться после произошедшего. И вот, в 1997 г. Бандура освещает данный вопрос в книге «Самоэффективность: тренировка контроля».

Награды и достижения

За свою долгую жизнь Альберт Бандура стал почётным доктором шестнадцати различных университетов мира, включая Университет Британской Колумбии, Университет Альфред, Римский университет, Университет Летбридж, Университет Саламанки в Испании, Индианский университет, Университет Нью-Брансуик, Университет штата Пенсильвания, Лейденский университет, Свободный университет Берлина, Аспирантуру Нью-Йоркского университета, Университет им.

Хайме I в Испании, Афинский университет и Катанийский университет.

В 1974 г. Бандура был избран на пост 82-го президента Американской ассоциации психологов.

В 1980 г. он становится членом Американской академии искусств и науки. В том же году, Американской ассоциацией психологов ему присуждается премия «За выдающийся вклад в науку» как первому учёному, всерьёз занявшемуся изучением вопроса саморегулирования личности.

В 1999 г. Бандура был удостоен Премии им. Эдуарда Ли Торндайка «За выдающийся вклад в развитие педагогической психологии».

В 2001 г. Бандура награждается престижной Премией за научные достижения Ассоциации развития бихевиоральной терапии. Аналогичная награда была вручена ему Западной ассоциацией психологов.

Американское психологическое общество вручило Бандуре Премию Джеймса МакКина Кеттелла, а Американский психологический фонд наградил Золотой медалью «За значительные достижения в науке психологии».

За неоценимый вклад в развитие психологии Альберт Бандура в 2008 г. стал лауреатом Гревемееровской премии Луисвиллского университета.

Личная жизнь и наследие

В 1952 г. Альберт Бандура связал себя узами брака с Вирджинией Варнс. Этот союз был благословлён появлением на свет двух дочерей, Кэрол и Мэри.

Вирджиния Варнс скончалась в 2011 г.

Интересные факты

Альберт Бандура – величайший психолог современности, первым предложивший теорию социального научения и заложивший основы теории самоэффективности.

Оценка по биографии

А какая ваша оценка за эту биографию?

Бандура Альберт



Бандура Альберт

1925-1988

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Альберт Бандура

Бандура (Bandura) Альберт (1925-1988) — американский психолог, автор теории социального научения. Биография. В 1949 г. окончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в Университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Стэнфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессор социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Дж. Миллера и Дж. Долларда, значительное влияние на него оказал К. У. Спенс. Исследования. Начав с методологии «стимул—реакция», Бандура пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор.

Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения) и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии (Aggression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffts, 1973). Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения, на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии (Adolescent Aggression. N. Y„ 1959 (et Walters R. H.)). Проводя исследование с участием маленьких детей, когда им показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих изысканий пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. В рамках традиции изучения личности вклад А. Бандуры заключается прежде всего в том, что в экспериментальном исследовании он переместил внимание с обобщенных черт характера на ситуационно-специфические формы поведения (Principles of Behavior Modification. N. Y., 1969).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 54-55.


Сочинения:

The stormy decade: fact of fiction // Psychology in the School. 1964. N 1; Influence of models reinforcement contingencies on the acquisition of imitative responses //Journal of Personality and Social Psychology. 1965. N 1; Social Learning and Personality Development, N. Y., 1965 (совм. с Walters R. H.), в рус. пер. (част.): Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984; Vicarious processes: a case of no-trial learning // Advances in experimental social psychology. N. Y., 1965. V. 2; Vicarious extinction of avoidance behavior (совм. с Grusec J., Menlove F. L.) // Journal of Personality and Social Psychology. 1967. N 5; Social-learning theory of identificatory processes // Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969; Principles of Behavior Modification. N. Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1969; Psychotherapy based upon modeling principles // (Ed.) Berditi A. E. et al. Handbook of psychotherapy and Behavior change. N. Y., 1971; Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. N 84; Self-referent thought: A development analysis of self-efficacy // (Ed.) Flavell J. H., Ross L. Social cognitive development: Frontiers and possible futures. N. Y., 1981; Теория социального научения, СПб.: Алетейа, 2001.

Литература:

Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе: Теоретические направления. М., 1978; Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998; А. Бандура // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейдимен Дж, Личность: теории, эксперименты, упражнения, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Альберт Бандура, ведущий психолог агрессии, умер в возрасте 95 лет. Работа бросила вызов основным принципам психологии.

Альберт Бандура в 1973 году. Он был широко известен как один из самых влиятельных психологов своего времени. Кредит … Джон Бреннейс / The LIFE Images Collection, через Getty Images

Альберт Бандура, психолог, чьи выдающиеся исследования агрессии являются основным продуктом вводных занятий по психологии и чья работа о роли убеждений людей в формировании их поведения изменила американскую психологию, скончался в понедельник в своем доме в Стэнфорде, штат Калифорния. Ему было 95 лет.

Причиной была застойная сердечная недостаточность, сказала его дочь Кэрол Бандура Коули.

Доктор Бандура, уроженец Канады, поступивший на факультет Стэнфордского университета в 1953 году и остававшийся в университете до самой смерти, широко известен как один из самых влиятельных психологов своего времени. В опросе 2002 года он занял четвертое место среди самых цитируемых психологов 20-го века после Зигмунда Фрейда, Б. Ф. Скиннера и швейцарского психолога Жана Пиаже.

Его социально-когнитивная теория человеческого функционирования подчеркивала способность людей к саморефлексии и личным действиям, а его обширные работы и исследования способствовали пониманию формирования личности, познания, морали и лечения психических расстройств, таких как фобии. Его теория самоэффективности — веры людей в собственную компетентность и способность контролировать свое поведение и социальную среду — широко применялась во многих областях, включая образование, общественное здравоохранение и борьбу с наркоманией и алкоголизмом.

Но наибольшую известность доктор Бандура получил благодаря серии лабораторных исследований, известных под общим названием «Эксперимент с куклой Бобо», которые он провел с двумя коллегами в Стэнфорде в начале 1960-х годов.

В первом исследовании воспитанники детского сада наблюдали, как взрослый осыпал словесными и физическими оскорблениями надувную куклу-клоуна Бобо, бил ее кулаками по носу, ногами, молотком по голове и швырял ее по комнате. Когда детям затем давали возможность взаимодействовать с похожей куклой, они копировали оскорбительное поведение взрослого и производили дополнительные формы жестокого обращения, которые они придумали самостоятельно.

Напротив, дети, которые наблюдали, как взрослый мирно общается с куклой, или которым вообще не показывали модель, были значительно менее агрессивны, как обнаружили доктор Бандура и его коллеги. Более поздние исследования показали, что просто показ фильма, в котором взрослый ведет себя агрессивно, может дать аналогичные результаты. А на реакцию детей на взрослую модель могло влиять то, вознаграждается или наказывается агрессивное поведение.

Сцены из экспериментов доктора Бандуры с куклой Бобо, в которых дети подражали агрессивному поведению взрослого по отношению к надувной кукле Бобо. Фото… Стэнфордский университет

Открытие куклы Бобо бросило вызов основному постулату классического бихевиоризма: если поведение вознаграждается, оно будет сохраняться, а иногда и усиливаться; и что если его наказать, то он уменьшится и в конце концов прекратится. Напротив, исследования кукол Бобо продемонстрировали то, что знал любой родитель или школьный учитель: дети также учатся, наблюдая за поведением других людей.

В автобиографическом отчете 2006 года доктор Бандура написал, что узкая направленность бихевиоризма на вознаграждение и наказание показалась ему «несовместимой с очевидной социальной реальностью, состоящей в том, что многое из того, что мы узнаем, происходит благодаря силе социального моделирования».

Ли Росс, профессор психологии и коллега доктора Бандуры в Стэнфорде, сказал в интервью для этого некролога в 2018 году, что строгий бихевиоризм, отстаиваемый Джоном Уотсоном, Скиннером и другими психологами, имеет смысл применительно к голубям или крысам. , но был менее важен, когда дело доходило до людей.

«Ал ухватился за это и понял», — сказал доктор Росс. «Он во многих отношениях был переходом от старой теории обучения к современной когнитивной психологии». (Доктор Росс умер в июне.)

Результаты эксперимента с куклой Бобо расходились с бихевиоризмом и господствовавшей в то время теорией психического здоровья, психоанализом, согласно которому подставная агрессия — например, просмотр жестокого фильма — обеспечивает катарсис, уменьшая потребность отыгрывать агрессивные импульсы.

Различие может показаться академическим, но его результаты имели последствия в реальном мире. 1960-е и 1970-е годы были временем растущего общественного беспокойства по поводу воздействия телевизионного насилия на детей. Освещение войны во Вьетнаме принесло в гостиные поразительные картины кровавой бойни, новостные программы показывали сообщения о преступлениях, которые, казалось, имитировали телевизионные драмы, а дети получали ранения, воспроизводя действия, показанные в телевизионной рекламе.

Доктор Бандура в 1999 году. В опросе 2002 года он занял четвертое место среди самых цитируемых психологов 20-го века после Зигмунда Фрейда, Б. Ф. Скиннера и швейцарского психолога Жана Пиаже. Кредит … Линда А. Цицеро / Stanford News Служба

Доктор Бандура был вовлечен в публичные дебаты и свидетельствовал перед комитетами Конгресса и Национальной комиссией по причинам и предотвращению насилия, целевой группой, созданной после убийства сенатора Роберта Ф. Кеннеди в 1968 году.

Его исследование не дало результатов. хорошо сочетаются с индустрией вещания. Его выводы подверглись критике в статьях, заказанных сетями, а Управление телевизионной информации, входящее в Национальную ассоциацию вещателей, разослало своим спонсорским станциям подробные опровержения его выводов. После того, как доктор Бандура и несколько других социологов были исключены из комитета, который главный хирург попросил оценить последствия телевизионного насилия, позже написал доктор Бандура, он обнаружил, что вещательным сетям было разрешено накладывать вето на кандидатуры членов комитета.

«Я начал чувствовать родство с потрепанной куклой Бобо», — писал он.

В конце концов, его работа победила, и его выводы стали еще более актуальными в мире, где социальные сети и круглосуточный новостной цикл сделали модели насилия гораздо более доступными.

Эксперимент с куклой Бобо стал одним из основных предметов на уроках психологии по всему миру. Люди отправляли кукол Бобо доктору Бандуре по почте с просьбой дать автографы и стучали в дверь его офиса в Джордан-холле Стэнфорда, надеясь сфотографироваться со знаменитым психологом.

В интервью для этого некролога в 2018 году доктор Бандура сказал, что однажды он получил электронное письмо от старшеклассников.

«Профессор Бандура, — писали они, — у нас в классе большая ссора, и вы единственный, кто может на нее ответить: профессор Бандура, вы еще живы?»

Он ответил студентам: «Это электронное письмо отправлено с другой стороны. Там у нас есть электронная почта, но нет Facebook».

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в степном городке Мундэр, примерно в 50 милях к востоку от Эдмонтона, Альберта. Его родители, как и большинство из 400 жителей поселка, были иммигрантами из Восточной Европы, отец из Кракова, Польша, мать с Украины. Его отец, Джозеф Бандура, проложил путь для трансканадской железной дороги и превратил заросшую лесом усадьбу в действующую ферму. Его мать, Юстина (Березанская) Бандура, руководила службой доставки, развозя товары от вокзала до магазина.

Летом доктор Бандура помогал отцу на ферме или занимался другим физическим трудом. Когда ему было 7 лет, один из его многочисленных братьев и сестер умер, и его родители, обеспокоенные царившей в доме гнетущей атмосферой, отправили его на год жить к старшей из его пяти старших сестер, учительнице единственной школы Мундаре. Отсутствие в городе образовательных ресурсов вынудило его взять на себя ответственность за собственное обучение и научило его ценному навыку.

«Содержание курсов скоропортящееся, — писал он позже, — но навыки саморегуляции имеют непреходящую функциональную ценность, какой бы ни была цель».

Доктор Бандура не планировал становиться психологом. Но его социальная когнитивная теория подчеркивала, что случайные события часто играют роль в определении жизненного пути человека, и в его случае этим событием было чтение каталога курсов в Университете Британской Колумбии и открытие вводного курса психологии, который заполнил бы пустую нишу в его расписание занятий.

После получения степени бакалавра за три года он поступил в аспирантуру Университета Айовы, который был домом для некоторых из самых громких имен в области психологии во времена большого волнения в этой области. Многие психологи надеялись построить науку о человеческом поведении, которая отражала бы строгость и предсказательную силу естественных наук.

Центральное место в этом начинании занимало изучение обучения, в центре внимания которого находился заведующий кафедрой психологии Кеннет В. Спенс. Вместе со своим наставником Кларком Л. Халлом в Йельском университете доктор Спенс разработал влиятельную теорию обучения, основанную на работах более ранних бихевиористов.

В Айове доктор Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, инструктором школы медсестер. Они поженились в 1952 году и переехали в Стэнфорд, где ему предложили должность преподавателя.

В Калифорнии карьера доктора Бандуры стремительно развивалась. Некоторое время он занимал должность заведующего кафедрой психологии, а в 1974-й занимал пост президента Американской психологической ассоциации, где он посвятил свое пребывание в должности повышению доверия к этой области и помощи в преодолении растущих общественных опасений по поводу модификации поведения, вызванных такими фильмами, как «Заводной апельсин», и книгами, такими как «За гранью свободы» Скиннера. и Достоинство».

В четверг ассоциация воздала ему должное, заявив: «Альберт Бандура был не только одним из самых влиятельных лидеров психологии, но и одним из самых важных социологов в истории».

Вирджиния Бандура умерла в 2011 году. Помимо дочери Кэрол, у доктора Бандуры остались еще одна дочь, Мэри Бандура, и два внука.

Доктор Бандура был известен в Стэнфорде как высокоорганизованный преподаватель, плодовитый писатель и исследователь, который всегда с энтузиазмом относился к новым проектам. Дэниел П. Червоне, профессор психологии Иллинойского университета в Чикаго и бывший ученик доктора Бандуры, описывал доктора Бандуру как человека, которому «абсолютно не хватало личностных тиков и причуд» и который проводил четкую грань между его личной и профессиональной жизни.

«Если бы кот Аль Бандуры был сбит утром, а вы встретились с ним днем, он бы не говорил о том, как его кота сбила машина», — сказал доктор Червоне.

В своем исследовании д-р Бандура все больше внимания уделял убеждениям и саморефлексии, а также той роли, которую они играли в человеческом поведении и развитии — «как люди говорят о себе и про себя», как выразился д-р Червоне.

Доктор Бандура обнаружил, что уверенность людей в своей способности выполнять задачу или контролировать что-то угрожающее может иметь значительное влияние на то, как они живут. Предоставление людям положительных моделей для подражания и среды, в которой они могли бы добиться успеха, могло бы помочь в решении целого ряда инвалидизирующих проблем, включая фобии.

В ходе исследований доктор Бандура и его сотрудники смогли избавиться от давнего страха перед змеями за несколько часов. Он писал, что лечение «привило сильное чувство способности справляться с трудностями, изменило отношение к фобическим объектам с отвращения на симпатию, устранило тревогу, реакции на биологический стресс и фобическое поведение».

Доктор Бандура изучал, как формируются представления людей о себе, как они функционируют и как влияют на поведение. Он использовал социальную когнитивную теорию, систематизированную в его 1986, «Социальные основы мысли и действия» — как призму, через которую можно исследовать различные темы, от снижения заболеваемости до того, как люди и общества впадают в аморальное поведение.

Доктор Бандура во время церемонии в Белом доме в 2016 году, на которой президент Барак Обама вручил ему Национальную медаль науки. Credit…Carolyn Kaster/Associated Press

Автор многих книг и сотен статей, доктор Бандура был награжден Орденом Канады в 2015 году. В следующем году президент Барак Обама вручил ему Национальную медаль науки.

Эксперимент с куклой Бобо оставался самой известной работой доктора Бандуры.

«Его эксперименты с детьми убедительно продемонстрировали, что и содержание того, что делают модели, и даже стиль того, что они делают, очень и очень влиятельны, особенно в раннем возрасте», — сказал Уолтер Мишель, давний коллега, в 2018 году. (Он умер позже в том же году.) «Обучение через наблюдение может показаться очевидным, — добавил он, — но гениальность Ала заключалась в том, чтобы показать, как его можно применять для изменения всех типов поведения».

Однако если в основе его работы лежал какой-то один принцип, то это была идея личной свободы воли — что люди, благодаря своим убеждениям о себе и процессам саморефлексии и саморегуляции, могут контролировать свою жизнь.

«Если вы посмотрите на мой жизненный путь, вы попытаетесь максимально использовать все, что там есть», — сказал доктор Бандура. «А для этого вы должны верить, что своими действиями вы можете влиять на ход своей жизни».

Алекс Трауб сделал репортаж

Версия этой статьи напечатана в разделе A, стр. 20 нью-йоркского издания под заголовком: Альберт Бандура, новаторский психолог в области агрессии, умер в возрасте 95 лет. Заказать репринты | Сегодняшняя газета | Подписаться

Альберт Бандура

Альберт Бандура

АЛЬБЕРТ БАНДУРА

1925 — настоящее время

Доктор К. Джордж Бори


Биография

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в маленьком городке Мундаре на севере Альберты, Канада. Он получил образование в небольшой элементарный школа и старшая школа в одном, с минимальными ресурсами, но замечательная Шанс успеха. После школы он работал на одном летнем заполнении дыры на шоссе Аляски в Юконе.

Он получил степень бакалавра психологии в университете из Британская Колумбия в 1949. Он пошел в Университет Айовы, где он получил докторскую степень. в 1952. Именно там он попал под влияние бихевиориста традиция и теория обучения.

Находясь в Айове, он познакомился с Вирджинией Варнс, инструктором по сестринскому делу. школа. Они поженились, а позже родили двух дочерей. После окончания он взял постдокторская должность в Уичитском руководящем центре в Уичито, Канзас.

В 19В 53 года он начал преподавать в Стэнфордском университете. Пока там, он сотрудничал со своим первым аспирантом Ричардом Уолтерсом, результат в своей первой книге Подростковая агрессия в 1959 году.

Бандура был президентом АПА в 1973 году и получил Награда за выдающийся научный вклад в 1980 г. Он продолжает работать в Стэнфорде по сей день.


Теория

Бихевиоризм с его упором на экспериментальные методы фокусируется на переменные мы можем наблюдать, измерять и манипулировать, избегая всего, что субъективный, внутреннее и недоступное — то есть ментальное. В экспериментальном метод, стандартная процедура состоит в том, чтобы манипулировать одной переменной, а затем измерять его воздействие на другое. Все это сводится к теории личность это говорит о том, что окружение вызывает поведение человека.

Бандура нашел это слишком упрощенным для явлений, которыми он занимался. наблюдение — агрессия у подростков — вот и решил немного добавить что-нибудь к формуле: Он предположил, что среда вызывает поведение, истинный; но поведение вызывает и окружающую среду. Он назвал это понятие взаимный детерминизм : Мир и поведение человека другой.

Позже он пошел еще дальше. Он начал смотреть на личность как взаимодействие между тремя «вещами»: окружающей средой, поведение, и психологические процессы человека. Эти психологические процессы состоит из нашей способности воспроизводить образы в уме и язык. В частности, в том месте, где он вводит образы, он перестает быть строгий бихевиорист, и начинает вступать в ряды когнитивисты. Фактически, его часто считают «отцом» когнитивистского движения!

Добавление образов и языка позволяет Бандуре теоретизировать много более эффективно, чем кто-то вроде, скажем, Б. Ф. Скиннера, около двух вещи что многие люди сочли бы «сильной стороной» человеческого разновидность: наблюдательное обучение (моделирование) и саморегуляция.

Обучение через наблюдение или моделирование

Из сотен исследований, за которые отвечал Бандура, одна группа стоит выше других — кукла Бобо изучает . Он сделал из фильм об одной из его учениц, молодой женщине, по существу избивающей бобо кукла. Если вы не знаете, кукла бобо — это надувная, яйцевидный существо из воздушного шара с грузом внизу, который заставляет его подпрыгивать когда ты его сбиваешь. В настоящее время это может быть Дарт Вейдер окрашенный на нем, но тогда это был просто клоун «Бобо».

Женщина ударила клоуна кулаком с криком «Сокеру!» Она пинала это, садился на него, стучал молоточком и так далее, выкрикивая разные агрессивный фразы. Бандура показывал свой фильм группам детсадовцев, которые, как вы могли догадаться, очень понравилось. Затем их выпустили в играть. В игровой комнате, разумеется, было несколько наблюдателей с ручками и буфер обмена в руке новенькая кукла бобо и несколько молоточков.

Вы также можете предсказать, что зафиксировали наблюдатели: много маленьких детей, выбивающих дневной свет из куклы бобо. Они пробитый и закричал «соккеру», пнул его, сел на него, ударил его маленьким молотки и так далее. Другими словами, они подражали барышне. в фильме, причем именно в этом.

Сначала это может показаться пустяком эксперимента, но учитывать: Эти дети изменили свое поведение без предварительного вознаграждения за приближения к такому поведению! И хотя это может не показаться экстраординарный среднему родителю, учителю или случайному наблюдателю за детьми это не так хорошо вписывается в стандартную бихевиористскую теорию обучения. Он называется явление наблюдательного обучения или моделирования, и его теория обычно называется теорией социального научения.

Бандура сделал большое количество вариаций исследования: модель вознаграждали или наказывали разными способами, детей награждали для имитации, модель была изменена, чтобы сделать ее менее привлекательной или менее привлекательной. престижный, и так далее. Отвечая на критику, что куклы бобо предполагались чтобы его ударили, он даже снял фильм о молодой женщине, избивающей живого клоун. Когда дети ушли в другую комнату, что они там должны найти? но — живой клоун! Они продолжали бить его, пинать его, бить его молоточками и так далее.

Все эти вариации позволили Бандуре установить, что определенный этапы процесса моделирования:

1. Внимание . Если вы собираетесь учиться что-либо, вы должны быть внимательны. Точно так же все, что ставит демпфер на внимание будет снижать обучение, в том числе наблюдательное обучение. Если, например, вы сонный, вялый, под действием наркотиков, больны, нервничаете или «гипер», вы будете хуже учиться. Аналогично, если вас отвлекают к конкурирующие стимулы.

Некоторые из вещей, влияющих на внимание, связаны с характеристиками модели. Если модель красочная и драматичная, например, мы уделяем больше внимания. Если модель привлекательна или престижный, или кажется особенно компетентным, вы заплатите больше внимание. И если модель больше похожа на вас, вы платите больше внимание. Такие переменные направили Бандуру к исследованию телевидение и его влияние на детей!

2.  Удержание . Во-вторых, вы должны уметь сохранять — вспомните — на что вы обратили внимание. Это где образность и язык: мы сохраняем то, что, как мы видели, делает модель в виде мысленных образов или словесных описаний. Когда так хранится, вы можете позже «поднять» изображение или описание, чтобы вы могли воспроизводить это своим поведением.

3.  Репродукция . В этот момент вы просто сидит там мечтать. Вы должны перевести изображения или описания в фактическое поведение. Таким образом, вы должны иметь возможность воспроизводить поведение в первую очередь. Я могу наблюдать за олимпийскими фигуристами целыми днями, пока не смогу воспроизвести их прыжки, потому что не могу кататься на коньках вообще! С другой стороны, если бы я умел кататься на коньках, производительность на самом деле улучшится, если я буду смотреть фигуристов, которые лучше, чем я.

Еще один важный факт о размножении заключается в том, что наша способность подражать улучшается с практикой в ​​вовлеченном поведении. И еще один лакомый кусочек: Наши способности улучшаются, даже когда мы просто представляем себя Выступление! Многие спортсмены, например, представляют свое выступление мысленно. глаз до фактического выступления.

4.  Мотивация . И все же, при всем этом, вы все еще ничего не делать, если у вас нет мотивации подражать, т.е. до у вас есть какая-то причина для этого. Бандура упоминает ряд мотивы:

а. прошлое подкрепление , аля традиционный бихевиоризм.
б. обещали подкрепления (поощрения), которые мы можем представлять себе.
в. замещающее подкрепление — видеть и вспоминать модель усилена.

Обратите внимание, что это традиционно считается вещами что «причиной» обучения. Бандура говорит, что они не так уж сильно обучения, поскольку заставляют нас демонстрировать то, чему мы научились. Что является, он видит в них мотивы.

Конечно, есть и негативные мотивы, дающие вам причины не подражать кому-либо:

д. прошедшее наказание.
е. обещал наказание (угрозы).
д. заместительное наказание.

Как и большинство традиционных бихевиористов, Бандура говорит, что наказание в любая форма не работает так же хорошо, как армирование и, по сути, имеет склонность к «обратным последствиям» для нас.

Саморегулирование

Саморегуляция — контроль над собственным поведением — это другая «рабочая лошадка» человеческой личности. Здесь Бандура предлагает три шага:

1.  Самонаблюдение.   Смотрим на себя, на свою поведение, и следите за этим.

2.  Решение . Мы сравниваем то, что видим, с стандарт. Например, мы можем сравнить нашу производительность с традиционными стандартами, Например, «правила этикета». Или мы можем создать произвольные, нравиться «Я буду читать по книге в неделю». Или мы можем конкурировать с другими, или с себя.

3.  Самостоятельный ответ.   Если вы преуспели в сравнении с ваш стандарт, вы даете себе вознаграждающие ответы. Если вы сделал плохо, вы наказываете себя. Эти самостоятельные ответы может варьироваться от очевидного (побаловать себя мороженым или поработать поздно) к более скрытым (чувства гордости или стыда).

Очень важное понятие в психологии, которое можно хорошо понять с саморегуляция самооценка (более известная как самооценка). Если с годами вы обнаружите, что соответствуете своим стандартам и жизни загружен с самовосхвалением и самовознаграждением у вас будет приятная самооценка (высокая самооценка). Если, с другой стороны, вы окажетесь навсегда не соответствуя вашим стандартам и наказывая себя, вы будете иметь плохая самооценка (низкая самооценка).

Вспомните, что бихевиористы обычно считают подкрепление эффективным, и наказание как сопряженное с проблемами. То же самое касается самонаказание. Бандура видит три возможных результата чрезмерного самонаказания:

а. компенсация — комплекс превосходства, например, и мания величия.
б. бездействие — апатия, скука, депрессия.
в. побег — наркотики и алкоголь, телевизионные фантазии, или даже окончательный побег, самоубийство.

Имеют некоторое сходство с нездоровыми личностями Адлер и Хорни говорит о: агрессивном типе, уступчивом типе и избегающий типа соответственно.

Рекомендации Бандуры тем, кто страдает от бедности самооценка исходят прямо из трех шагов саморегуляции:

1.  О самонаблюдении — познай себя! Делать уверен, что у вас есть точная картина вашего поведения.

2.  В отношении стандартов — убедитесь, что ваши стандарты нет установлен слишком высоко. Не настраивайте себя на неудачу! Стандарты слишком низкие, с другой стороны, бессмысленны.

3. Касательно самореакции — использовать самовознаграждение, а не самонаказания. Празднуйте свои победы, не зацикливайтесь на своих неудачах.


Терапия

Терапия самоконтроля

Идеи, лежащие в основе саморегулирования, были включены в терапия метод называется терапией самоконтроля. Это было довольно успешный с относительно простыми проблемами привычки, такими как курение, переедание, и изучать привычки.

1. Поведенческие карты.   Самонаблюдение требует, чтобы ты внимательно следите за своим поведением, как до начала изменений, так и после. Это может включать в себя что-то простое, например, подсчет количества сигарет. ты выкурить за день комплекс поведенческих дневников . С дневник подход, вы отслеживаете детали, когда и где ваши привычка. Это позволяет вам получить представление о том, какие сигналы связаны с привычка: курите ли вы больше после еды, с кофе, с некоторыми друзья, в определенных местах…?

2.  Экологическое планирование.   Следуя примеру ваши поведенческие карты и дневники, вы можете начать изменять свои среда. Например, вы можете удалить или избежать некоторых из тех сигналов, которые приводят к твой плохое поведение: уберите пепельницы, пейте чай вместо кофе, разводитесь с этим курильщиком…. Вы можете найти время и место лучше всего подходит для хороших альтернативных вариантов поведения:  Когда и где ты считаешь, что учишься лучше всех? И так далее.

3.  Самостоятельные контракты.   Наконец, вы договариваетесь о награда себя, когда вы придерживаетесь своего плана, и, возможно, накажете себя когда вы не. Эти контракты должны быть записаны и засвидетельствованы (например, вашим терапевтом), и детали должны быть прописаны очень прямо: «Я пойду ужинать в субботу вечером, если я курить меньше сигарет на этой неделе, чем на прошлой неделе. я сделаю оформление документации вместо этого, если я этого не сделаю».

Вы можете привлекать других людей, чтобы они контролировали ваши вознаграждения и наказания, если вы недостаточно строги к себе. Остерегаться, однако: Это может быть убийством для ваших отношений, поскольку вы откусываете им головы. для пытаясь сделать то, что вы сказали им делать!

Моделирующая терапия

Терапия, которой Бандура наиболее известна, это моделирование терапия. Теория состоит в том, что если вы можете получить кого-то с психологическим беспорядок наблюдать за кем-то, кто занимается теми же проблемами более продуктивно мода, первый человек будет учиться, моделируя второго.

Первоначальное исследование Бандуры по этому вопросу касалось герпефобов — люди с невротическим страхом перед змеями. Клиент будет ведущим к окно, выходящее на лабораторную комнату. В той комнате нет ничего, кроме стула, стол, клетка на столе с запертой щеколдой и явно змея видимый в клетке. Затем клиент наблюдает за другим человеком — актером. — пройти медленный и болезненный подход к змее. Он действует испуганный сначала, но встряхивается, говорит себе расслабиться и дышать как обычно и делайте один шаг в сторону змеи. Он может останавливаться посередине, в панике отступить и начать все сначала. В конечном счете, он доходит до того, что открывает клетку, достает змею, садится вниз на стуле и накидывает его себе на шею, все время отдавая успокаивающие инструкции.

После того, как клиент все это увидел (вероятно, с отвисшим ртом открыто все время), ему предлагается попробовать самому. Имейте в виду, он знает, что другой человек — актер — обмана нет. вовлеченный здесь только моделирование! И тем не менее, многие клиенты — пожизненные фобики — может пройти всю рутину с первого раза, даже после всего лишь один просмотр актера! Это мощная терапия.

Одним из недостатков терапии является то, что не так просто добраться до комнат, змеи, актеры и т. д. вместе. Итак, Бандура и его студенты протестировали варианты терапии, используя записи актеров и даже просто представляя процесс под руководством терапевта. Эти методы работают почти так же.


Обсуждение

Альберт Бандура оказал огромное влияние на теорию личности и терапия. Его прямолинейный бихевиористский стиль помогает смысл большинству людей. Его ориентированный на действие подход к решению проблем так же обращается к тем, кто хочет добиться цели, а не философствовать об идах, архетипах, актуализации, свободе и многом другом менталистический конструктов, на которых склонны останавливаться персонологи.

Среди академических психологов исследования имеют решающее значение, и бихевиоризм имеет был предпочтительным подходом. С конца 1960-х годов бихевиоризм имеет уступил место «когнитивной революции», к которой относится Бандура. отдельно. Когнитивная психология сохраняет экспериментально-ориентированную привкус бихевиоризма, без искусственного сдерживания исследователя к внешнему поведению, когда психическая жизнь клиентов и субъектов так очевидно важно.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts