Беседа что такое в психологии: 1.2. Метод беседы

Беседа в психологии ребенка » Психология

— Детская психология (Автор: Психолог)

Беседа в детской психологии
Будучи методом исследования, беседа должна четко осознанную цель, происходит с использованием заранее подготовленных вопросов, которые формулируются точно, коротко и ясно.

Беседа — метод получения информации посредством словесного общения исследователя с ребенком с целью выявления фактов и психология общения, характеризующих те личностные проявления (интересы, знания, отношения и др.).

Используют беседу при необходимости выяснить знания и представления ребенка, его мнение о предметах, явлениях, событиях, людей и их поступки, о себе. Проводят ее с использованием дополнительного материала (сказок, картинок, рисунков, игрушек) или в форме диалога. Чем старше дети, тем чаще пользуются диалогической форме. Вопросы для беседы должны иметь определенную цель, быть четкими и лаконичными, лишенными редких слов, слов с двойным значением. Необходимо избегать двойных вопросов, поскольку ребенок чаще отвечает на один из них.

Формулировка их должно исключать шаблонные ответы. Желательно, чтобы вопросы были лишены оценочных слов, вызывающих негативное или позитивное отношение («Тебе нравятся дети, которые постоянно делают плохие поступки?») Вопросы также не должны внушать ребенку определенные ответы и создавать выводы.

Как правило, вопрос продумывают заранее и формулируют детям в определенной последовательности или изменяют их в зависимости от ответа ребенка на предыдущий вопрос. Беседа с не шаблонным использованием вопросов значительно продуктивнее, поскольку позволяет учесть индивидуальные особенности ребенка. Проведение ее требует глубокого понимания детей, гибкости и изобретательности.

Беседу должен проводить подготовленный исследователь (тактичный, приветливый, способный чувствовать индивидуальность ребенка). Ведь, как показывает опыт, ответ ребенка зависит не только от содержания вопросов, но и от ее отношения к исследователю, осознание значимости темы разговора.


Продолжительность беседы должно охватывать не более 10-15 мин. Во время разговора с ребенком следует вызвать у нее интерес к теме беседы ее результаты подробно записывают или «фотографически» фиксируют в протоколе.
Во время массовых исследований, результаты которых подвергают статистической обработке, используют стандартизированные беседы с целенаправленно сформулированными вопросами.
Правильно спланированная беседа (опрос) обеспечивает достоверность полученных результатов, возможность обрабатывать их статистически.

прочитали статью 6 011 раз(а) и оставили 0 комментариев.

Другие статьи о психологии

  • Беседа, изучение продуктов деятельности детей
  • Диалог — форма общения
  • Роль экспрессивных средств в общении
  • Научно-психологическое изучения детей.
  • Наблюдение как метод изучения детской психологии
  • Комментарии о Беседа в психологии ребенка

    Беседа, как метод исследования

     
     
     
     
     
     
     

    РЕФЕРАТ

    по  психологии

    На  тему «Беседа, как  метод исследования» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Содержание 

    1 Сущность метода  беседы………………………………………………………. 3

    2 Основный типы  бесед в исследовании………………………………………..5

    3 Структура беседы………………………………………………………………..7

    Список использованных источников………………………………………..…...9 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
     
     
     

        1 СУЩНОСТЬ МЕТОДА БЕСЕДЫ 
     

        Беседа  — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей «глубинной» психологии и т.д.

        Беседа  является методом получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. В ходе беседы исследователь выявляет особенности поведения и психического состояния собеседника. Условием успеха беседы является доверие испытуемого к исследователю, создание благоприятной психологической атмосферы. Полезную информацию во время беседы дает внешнее поведение испытуемых, их мимика, жесты, интонация речи.

        Целью метода беседы обычно ставится проверка и уточнение в непосредственном общении с собеседником ряда непонятных для психолога вопросов, возникших в ходе изучения социально-психологических и индивидуально-психологических качеств его личности. Кроме того, целью беседы является уточнение структуры мотивационной сферы, так как поведение и деятельность обусловливаются обычно не одним, а несколькими мотивами, которые вероятнее всего можно выявить в общении с собеседником.

        Беседа  позволяет мысленно моделировать любые  нужные психологу ситуации. Бесспорно, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам.

    Однако субъективные состояния собеседника могут и не найти выражение в его поведении в данных обстоятельствах, но проявляются в иных условиях и ситуациях.

        Успешное  использование беседы как метода исследования возможно    при    соответствующей    квалификации    психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободного выражения своего мнения. Искусство использования метода беседы состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать и как спрашивать. При соблюдении требований и надлежащих предосторожностей беседа позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или при психологическом анализе документов, информацию о событиях прошлого, настоящего или планируемого будущего. Однако во время беседы необходимо отделять личные отношения от содержания беседы.

        Достоинством  метода беседы является то, что она  базируется на личном общении, что устраняет  некоторые отрицательные 

    моменты, возникающие при использовании  вопросника. Беседа дает и большую  уверенность в правильном понимании вопросов, так как исследователь имеет возможность детально объяснить вопрос. Предполагается и большая достоверность ответов, ибо устная форма беседы, которую ведут лишь два лица, создает предпосылки того, что ответы на вопросы не будут оглашены.

        Недостатком метода беседы по сравнению с вопросником  является растянутость, довольно медленное накопление данных при обследованиях массового характера. Именно поэтому на практике охотнее прибегают к вопроснику, так как он обеспечивает экономию времени.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         ОСНОВНЫЕ  ТИПЫ БЕСЕД В ИССЛЕДОВАНИИ  
     

         Как известно, беседа является одним из самых продуктивных методов исследования в психологии личности, дающих возможность  вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто  противоречивое содержание.

         Особое  место беседы в арсенале методов  исследования  связано также с  тем, что, хотя данный метод не требует  привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.

         Возможности беседы как диалога — инструмента  встречи человека с человеком  — связаны, в частности, с широтой  выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения  беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного  плана (программа и стратегия) и  характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых  тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т, е.

    тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы.

         Таким образом, полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а противоположный полюс — практически свободная беседа — отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Между ними располагаются следующие основные типы бесед:

         — стандартизированная беседа— стойкие  программа, стратегия и тактика;

         — частично стандартизированная —  стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;

         — свободная — программа и стратегия  заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

         Полностью и частично стандартизированная  беседа дает возможность сравнения  разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого.

         Однако  их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более  или менее выраженный оттенок  экзаменационного опроса, и поэтому  сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.

         Как правило, к подобного типа беседам  прибегают в том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный  характер.

         Беседа  свободного типа всегда ориентирована  на конкретного данного собеседника. Она позволяет получать множество  данных не только прямым, но и косвенным  образом, поддерживать контакт с  собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую  спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться беседой.

         В целом процедура проведения беседы предполагает возможность включения  в нее разнообразных модификаций  — тактических приемов, позволяющих особенно обогатить ее содержание. Так, в беседах с детьми хорошо оправдывают себя куклы, различные игрушки, бумага и карандаш, драматические сценки. Аналогичные приемы возможны и в беседах со взрослыми людьми у необходимо только, чтобы они органично входили в систему разговора. Предъявление конкретного материала (например, шкалы) или обсуждение содержания только что выполненного испытуемым рисунка становится не только «зацепкой» для дальнейшего хода беседы, развертывая его программы, но и позволяет получить дополнительные косвенные данные об испытуемом. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         СТРУКТУРА БЕСЕДЫ 
     

         Несмотря  на очевидное многообразие типов  беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность.

         Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т, е. «настроить его на совместную работу.

         Принципиальным  является то обстоятельство, кто инициировал  проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям.

         Испытуемому сообщается также о примерной  продолжительности беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным, то о ее целях и дальнейшем использовании результатов.

         Если  инициатором предстоящей беседы является не сам психолог, а его  собеседник, обращающийся к нему по поводу своих проблем, то вводная  часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее: что психолог тактично и бережно относится к позициям собеседника, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая его таким, каков он есть.

         Во  вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации. Ведь набор  используемых психологом выражений  и оборотов, обращение к собеседнику  зависят от возраста последнего, пола, социального положения, жизненной  среды, уровня знаний. Иными словами, словарный состав, стиль, концептуальная форма высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника  положительную реакцию и желание  давать полную и истинную информацию.

         Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально  зависят от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно развитие; каковы цели исследования и т.д.

         На  начальной стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника.

         Невозможно  дать готовый алгоритм вводной части  беседы, репертуар фраз и высказываний. Важно наличие отчетливого представления  о ее целях и задачах в данной беседе. Их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником позволяют переходить к следующему, второму этапу.

         Его характеризует наличие общих  открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет психологу накопить определенную фактическую событийную информацию.

         Успешное  выполнение этой задачи позволяет перейти  к этапу подробного прямого обсуждения основной темы беседы (эта логика развития беседы реализуется и внутри развития каждой частной смысловой темы: следует от общих открытых вопросов переходить к более специфическим, конкретным). Таким образом, третьим этапом беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем.

         Это кульминация беседы, один из самых  сложных ее этапов, поскольку здесь  все зависит только от психолога, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника. Содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.

         Завершающая фаза — это окончание беседы. Переход к ней возможен после  успешного и достаточно полного  проведения предшествующего этапа  исследования. Как правило, здесь  в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее  в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.

         Конечно, описанные этапы беседы не имеют  жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако «перескакивание» через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников. 
     
     
     
     

    Список  используемых источников 

    1. Андреева  Г. М. Социальная психология. Учебник  для высших учебных заведений — 5-е  изд. // М.: Аспект Пресс, 2002.
    2. Бодалев А.А. Психология о личности. –  М., 1999. 
    3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1999.
    4. Маклаков А. Г.  Общая психология. // Питер.: СПб, 2001

    Conversations About Psychology, Volume 1 – Ideas Roadshow. 0002 книжный магазин

    apple

    google play

    kobo

    Также доступно в вашей библиотеке через JSTOR, ProQuest Ebook Central, и EBSCO’s GOBI .

    Другие сборники этой серии включают: «Беседы о психологии, том 2» и «Беседы о социальной психологии».

    Эта коллекция «Роуд-шоу идей» включает следующие 5 бесед «Роуд-шоу идей», а также подробное предисловие, в котором подчеркивается связь между различными книгами. Каждая отдельная книга разбита на главы с подробным введением и вопросами для обсуждения в конце каждой главы:

    I. Верить своему E ars: Изучение слуховых иллюзий — Беседа с Дайаной Дойч, профессором психологии Калифорнийского университета в Сан-Диего и одним из ведущих мировых экспертов по психологии музыки. Этот разговор дает закулисное понимание того, как она открыла большое количество слуховых иллюзий, в том числе так называемую иллюзию октавы, которая конкретно иллюстрирует, как то, что мы думаем, что слышим, часто сильно отличается от реальных звуков, которые поражают нас. барабанные перепонки.

    II. В поисках механизма: от мозга к разуму – Беседа с Крисом Фритом, почетным профессором нейропсихологии Университетского колледжа Лондона и почетным научным сотрудником Института философии, Школы перспективных исследований Лондонского университета. После интересного исследования того, как Крис Фрит заинтересовался изучением шизофрении, в этом подробном разговоре рассматриваются такие темы, как эволюция нашего понимания шизофрении, роль дофамина, как работает мозг, роль мозга в прогнозировании, феномен фантомных конечностей. , как связаны мозг и разум, как культура влияет на мозг и многое другое.

    III. Понимание СДВГ – Беседа со Стивеном Хиншоу, профессором психологии Калифорнийского университета в Беркли. Стивен Хиншоу является экспертом в области клинической детской и подростковой психологии и психопатологии развития, а также стигмы, профилактических вмешательств и дегуманизации, связанных с психическими заболеваниями. Этот обширный разговор исследует факты и недоразумения, связанные с СДВГ, диагнозом и неправильным диагнозом, лечением, семейными обязанностями, субтитрами лекарств, взрослым СДВГ, гендером, тем, что происходит на международном уровне, и, наконец, стигматизацией психических заболеваний.

    IV. Прикладная психология: критическое мышление – Беседа со Стивеном Кослином, известным психологом и основателем, президентом и главным академическим директором Литейного колледжа. Этот обширный разговор посвящен обширному анализу Кослином и его коллегами результатов исследования различий между тем, что делают верхние и нижние части мозга, и того, какое значение эти результаты имеют для повседневной жизни, что привело к новая теория личности, названная теорией когнитивных модусов. Кроме того, обсуждение касается того, как педагогические принципы применялись в реальном мире обучения и преподавания при создании школ Minerva в KGI.

    V. Блуждание разума и метасознание – Беседа с Джонатаном Шкулером, профессором психологии и наук о мозге Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. В этом обширном разговоре рассматривается, как блуждание ума может служить окном в психологический мир метасознания. другие темы включают природу сознания, внимательность, творчество, свободную волю, словесное затмение и многое другое.

    4 вещи, которые всегда делают люди, умеющие разговаривать, согласно профессору психологии

    Фото: Getty Images

    Вы умеете разговаривать? Если вы будете осторожны, чтобы не перебивать, и не пытаетесь дополнить каждую историю лучшей историей, вы уже лучше, чем большинство людей. Вы избегаете некоторых распространенных вредных привычек, которые могут сделать вас плохим собеседником.

    Но есть ли что-то хорошее, что вы можете сделать, чтобы улучшить свои разговорные навыки и сделать так, чтобы другие были счастливы поговорить с вами? Есть, и каждый может научиться этим навыкам. Профессор психологии Калифорнийского университета в Сан-Диего Гейл Хейман, которая специализируется на социальном познании и создании хороших бесед, предлагает несколько полезных советов о том, как вести более приятные беседы, которые доставляют удовольствие всем участникам. Вот некоторые из ее лучших советов, взятые из нескольких интервью. Если вы уже делаете все это, скорее всего, вы хороший собеседник, может быть, даже лучший, чем вы думаете.

    1. Сосредоточьте все свое внимание на другом человеке.

    «Когда люди думают о том, чтобы быть хорошим собеседником, они сосредотачиваются на том, чтобы говорить, а не слушать», — сказал Хейман в интервью Калифорнийскому университету. Это позор, потому что волшебство происходит во время прослушивания. «Активное слушание предполагает уделение безраздельного внимания людям», — сказала она. «Это помогает людям чувствовать себя понятыми и заботящимися о них, а также укрепляет доверие и укрепляет отношения».

    Активное слушание может быть сложнее, чем вы думаете. Отложите смартфон в сторону и не позволяйте себе отвлекаться на отвлекающие факторы, такие как проходящие мимо люди, фоновая музыка и т. д. Еще сложнее сопротивляйтесь внутренним отвлечениям — думайте о том, что вы будете есть на обед или о том, хорошо ли прошла ваша последняя презентация. Насколько это возможно, отложите все это в сторону и вместо этого действительно слушайте.

    2. Не беспокойтесь о том, как вы себя чувствуете.

    Человеку свойственно постоянно беспокоиться о том, как нас воспринимают другие люди и как представить себя в лучшем свете. Проблема в том, что это мешает вам по-настоящему соединиться с другим человеком. Это особенно верно, если вы постоянно планируете умные или проницательные вещи, которые вы скажете, когда придет ваша очередь говорить.

    «Многие люди проводят много времени, оценивая себя или думая о том, что другие люди подумают о них. В общем, это мешает общению с другими», — сказал Хейман в интервью Popular Science . Кроме того, это контрпродуктивно. Если вы хотите, чтобы другой человек любил вас, уважал и ценил вас, действительно выслушайте то, что он хочет сказать, и наладьте эту связь — это гораздо более действенный способ добиться этого, чем рассказать интересную историю или остроумно заявить.

    3. Проявляйте искренний интерес к другому человеку.

    Может показаться сложной задачей заставить себя заинтересоваться кем-то еще, особенно тем, кого вы не считаете особенно привлекательным. Это просто делает вас человеком — наша природа больше интересуется собой, чем кем-либо еще.

    Но если вы поддадитесь этому инстинкту, вы упустите шанс учиться. «В мире миллиарды людей, у каждого из которых богатая умственная жизнь, но у нас есть прямой доступ только к своей собственной», — отметил Хейман. «Мы никогда не можем знать, что было бы, если бы мы родились в другом месте, в другое время или в другой семье».

    Это оставляет пробелы в наших знаниях и понимании мира, сказала она. Мы склонны пытаться заполнить эти пробелы, используя наши собственные знания и нашу собственную точку зрения. И, по ее словам, «мы часто ошибаемся».

    Вместо этого искренне слушайте другого человека и задавайте уточняющие вопросы, которые помогут вам глубже понять его точку зрения и опыт. Вы улучшите свою точку зрения и в то же время заставите их чувствовать себя более связанными с вами.

    4. Настройтесь на то, что нужно другому человеку.

    Это не совсем один из советов Хеймана. Но, как она отметила, каждый вступает в разговор с разными потребностями и целями. «Что-то можно считать хорошим разговором, если он делает то, чего хотят от него люди», — сказала она.

    У людей много разных целей в беседах — заставить кого-то согласиться с ними, привлечь внимание других, спланировать курс действий. Все это хорошо, сказала Хейман, но больше всего ее интересуют разговоры, в которых люди устанавливают более глубокую связь.

    Один из способов укрепить эту связь, особенно если кто-то рассказывает вам о проблеме, — использовать свой ум и интуицию, чтобы попытаться понять, что нужно другому человеку от вас.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts