Специфика беседы как психологического инструмента — Студопедия
Поделись
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Севастопольский государственный университет»
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Психология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Общий психологический практикум
На тему: «Специфика беседы в зависимости от области практического применения.»
Выполнила:
студентка группы ПСД/с-19-1-о
Ткачук Мария Эдуардовна
Проверила:
Чабаненко Светлана Владимировна
Севастополь – 2020 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1 Основные цели и области применения метода беседы.. 4
1.1 Первая цель. 4
1.2 Вторая цель. 5
ГЛАВА 2 Специфика беседы.. 6
2.1 Специфика беседы как психологического инструмента. 6
2.2 Качества психолога, определяющие эффективность беседы. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 9
Список использованной литературы: 10
ВВЕДЕНИЕ
Беседа является одним из основных научных методов в социальных пауках вообще и психологии в частности. В общем виде беседу можно определить как метод сбора данных, а также как метод воздействия, основанный на использовании вербальной коммуникации. Беседа применяется во всех без исключения сферах деятельности психолога: в психотерапии и психокоррекции, в психодиагностике, в исследовательской деятельности и т.д.
Беседа является инструментом проведения психологических исследований, оставляя за рамками обсуждения особенности ее применения в психотерапевтической и психокоррекционной работе. Важным отличием здесь является то, что в психотерапевтической работе одной из главных целей использования беседы является воздействие на собеседника, приводящее в результате к изменению последнего.
В исследовательской же деятельности беседа рассматривается исключительно как способ получения данных, не подразумевающий осуществление воздействия.Метод беседы является весьма многоаспектным и реализуется с помощью большого количества различных способов. Данный метод используется для получения как качественных, так и количественных данных, в зависимости от чего применяется как при изучении единичных случаев или маленьких выборок, так и при исследовании большого количества испытуемых. Кроме того, беседа принимает разные формы в зависимости от того, как, кто и когда задает вопросы, как получает на них ответы и какие именно вопросы задаются.
ГЛАВА 1 Основные цели и области применения метода беседы
В психологии метод беседы используется с двумя основными целями.
Первая цель
Во-первых, метод беседы используется для сбора данных об интересующих психологов явлениях. С этой целью метод беседы широко применяется, прежде всего, в тех случаях, когда психологов интересуют сведения о каких-то явлениях сознательного опыта человека, которые, как известно, недоступны прямому внешнему наблюдению, например, сведения о его образах, мыслях, чувствах, желаниях, воспоминаниях, установках, убеждениях, ценностях, представлениях о себе и др. Кроме того, психологи также прибегают к этому методу и тогда, когда им требуется получить от человека или окружающих его других людей данные о его поведении. Хотя эти данные в принципе доступны внешнему наблюдению, часто бывает так, что их невозможно наблюдать по ряду уже совсем других причин. Например, при изучении истории жизни человека психологов нередко интересуют отдельные его поступки в прошлом. Очевидно, что поступки человека, совершенные в прошлом, непосредственно наблюдать нельзя, но о них можно узнать, проведя беседу либо с ним самим, либо с какими-то другими очевидцами этих его поступков.
Метод беседы как способ сбора данных широко используется в профессиональной деятельности психолога, главным образом в таких основных областях, как исследование, диагностика и практика психологического консультирования и психотерапии.
При проведении исследования собираемые с помощью метода беседы данные служат психологу основанием для проверки или выдвижения гипотез и теорий, объясняющих определенные явления. Хорошо известно, что многие фундаментальные теории личности, например, 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и других, которые были разработаны в рамках различных направлений психотерапии, во многом опирались на данные, собранные в процессе психотерапевтических бесед. Точно так же данные бесед с детьми успешно использовались Ж. Пиаже для создания его знаменитой теории интеллекта.
К методу беседы психологи также активно прибегают в тех случаях, когда им необходимо провести диагностическое обследование. В этой связи метод беседы особенно популярен в патопсихологии и нейропсихологии, где от психолога, работающего в клинике, очень часто требуется дать психологическое заключение, например, о различного рода психологических нарушениях или о поражении определенных участков головного мозга пациентов. Нередко это заключение делается на основе результатов исследования, тогда метод беседы может одновременно использоваться и для исследования, и для диагностики.
В практике психологического консультирования и психотерапии беседа является едва ли не самым распространенным способом сбора данных о различных аспектах жизни клиентов: проблемах, психологических особенностях, взаимоотношениях, испытываемых переживаниях, совершенных поступках и др.
Вторая цель
Во-вторых, метод беседы используется в психологии для оказания воздействия на человека. Он включает в себя набор различных приемов, предназначенных для осуществления определенных изменений в личности, сознании и поведении человека. С этой целью данный метод применяется, прежде всего, в практической психологии, особенно в психологическом консультировании и психотерапии. Психологи- консультанты или психотерапевты в процессе бесед со своими клиентами часто стремятся, например, изменить их отношение к себе, помочь осознать причины беспокоящих их проблем, побудить к выполнению каких-то действий, направленных на устранение этих причин, и др. При этом метод беседы как способ воздействия может применяться психологами на основе данных, предварительно собранных также с помощью метода беседы.
ГЛАВА 2 Специфика беседы
Специфика беседы как психологического инструмента
Раскрывая специфику беседы как психологического инструмента, многие авторы указывают, что интервью отличается от обычного разговора тем, что его содержание разворачивается вокруг довольно узкой темы, касающейся опыта респондента. Особенностью интервью является также специфическое распределение ролей и обязанностей между интервьюером и респондентом. Это связано с асимметричностью позиций партнеров: психолог выступает, как правило, в роли задающего вопросы и слушающего, а его собеседник – ребенок или взрослый – в роли отвечающего.
В отличие от других методов психологического обследования, содержанием которых также выступают получение и анализ словесных сообщений (анкеты, вопросники), специфика беседы заключается в том, что исследователь вступает с опрашиваемым в непосредственное взаимодействие. Это важное преимущество данного метода, позволяющее исследователю использовать для получения необходимых данных не только информацию, напрямую содержащуюся в ответах на вопросы, но и множество дополнительных факторов, образующих живую ткань процесса взаимодействия. Это прежде всего невербальные проявления респондента, помогающие уточнить сообщаемую им информацию, раскрыть ее истинное содержание, которое может противоречить словесному сообщению, выявить его отношение к ситуации обследования и к самому психологу и т.
п.Все это дает возможность лучше понять собеседника, точнее и глубже разобраться в существующих у него проблемах и затруднениях, с тем чтобы определить оптимальные пути их решения.
В то же время наличие непосредственного контакта при проведении беседы значительно усложняет ситуацию опроса для самого исследователя, поскольку предъявляет существенно более высокие требования к его профессиональной квалификации, чем, например, заочное анкетирование.
Метод беседы в психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». — М.: Смысл. — 222 с.
В учебном пособии рассматриваются методологические и теоретические проблемы метода беседы в психологии, приводятся варианты конкретных заданий для практического курса. Реализуется подход к психологической беседе как совместной деятельности, благодаря которой происходят прогрессивные трансформации личности. Психологическая беседа рассматривается как метод исследования, метод диагностики и психологической помощи.Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов и отделений высших учебных заведений и преподавателей.
- СОДЕРЖАНИЕ
- Принципы и приемы проведения занятий
- Значение метода беседы
- МЕТОД БЕСЕДЫ В ПСИХОЛОГИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ
- Значение метода беседы
- Беседа без беседы, или метод интервьюирования: методологические вопросы
- Социально-психологический аспект изучения интервью
- Метод беседы и проблема общения в психологии
- Анализ ситуации проведения беседы
- II.
- Основные типы бесед в исследовании личности
- Структура беседы
- Вербальное общение в процессе беседы
- Невербальное общение в процессе беседы
- III. ПОЛУСТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ БЕСЕДА (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА). ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
- IV. КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА (выступление Б. В. Зейгарник)
- V. ИНДИРЕКТИВНАЯ БЕСЕДА. СТАДИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО К. РОДЖЕРСУ. ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
- Отработка задания
- I. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПРАКТИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: БЕСЕДА НА ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ
- Понятие индивидуально-профессионального конструкта
- Логика телефонной беседы
- Телефонная беседа: взгляд изнутри
- К анализу одного фрагмента телефонной беседы
- Взгляд стороннего наблюдателя
- Материалы для самостоятельного анализа и обсуждения (продолжение протокола)
- К. Р. Роджерс ПОНЯТИЕ О ПСИХОТЕРАПИИ КАК О ПРОЦЕССЕ
- Загадка процесса
- Отвергнутый метод
- Трудности и волнения поиска
- Основное условие
- Возникающая последовательность
- Семь стадий процесса
- Вторая стадия
- Третья стадия
- Четвертая стадия
- Пятая стадия
- Примеры, характеризующие процесс в одной области
- Шестая стадия
- Седьмая стадия
- Несколько вопросов относительно континуума этого процесса
- Заключение
- К. Р. РоджерсХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
- Вопрос
- Ответы, данные исследователями
- Изучение отношений
- «Искусственные» отношения
- Два последних исследования
- Несколько замечаний
- Как я могу создать помогающие отношения?
- Заключение
Книги и учебники по дисциплине «Методы психологического исследования»
- Гусев А.Н. Измерение в психологии общий психологический практикум. Общ. психол. практикум. — М.: Смысл. — 281 с. 1987
- Янчук В. А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. — Мн.: АПО\. — 376 с. 2011
Скрытое действие в повседневном разговоре
От мимолетной светской беседы до постоянно растущей беседы в социальных сетях — повседневная жизнь пронизана разговорами. Не все разговоры могут показаться важными.
Но, подобно взмаху крыла бабочки, один разговор может вызвать каскад событий, меняющих реальность, например, когда мы коллективно соглашаемся на новую социальную норму или виртуальную валюту. Ясно, что разговоры занимают центральное место в инновациях и человеческой природе. Однако то, как мы проводим хотя бы один разговор, остается гораздо менее понятным.
Больше, чем слова
На первый взгляд, разговор вращается вокруг обмена словами. Один человек кодирует смысл в словах, передаваемых другому человеку, который затем расшифровывает слова, чтобы получить их исходное значение.
Этот тип передачи часто наблюдается в животном мире, где южноафриканская медоносная пчела, сигнализирующая о местонахождении цветочного участка, была бы немедленно понята в улье Новой Зеландии.
Однако человеческий разговор отличается. Мы можем использовать наши повседневные слова и жесты практически бесконечным образом. Например, мы можем использовать «банк» для обозначения финансового учреждения (банк денег), географического объекта (берег реки), метеорологического явления (банк облаков), спортивной игры (выстрел в банк) и так далее. Не говоря уже о нашем образном использовании языка.
Несмотря на эту гибкость, наш собеседник обычно может понять предполагаемое значение нашего слова при первом его появлении благодаря контексту его использования. Но как мы определяем, что считать контекстом, а тем более общим контекстом, когда мы постоянно изменяем то, о чем говорим, по ходу разговора?
Совместное создание общего контекста
Стремясь понять наши разговорные способности, нейробиология человеческого взаимодействия развивается. И начал раскрывать ранее скрытый процесс.
Когда мы произносим слова и совершаем другие поступки во время разговора, мы не просто передаем информацию. Мы неявно используем это поведение как инструмент для организации и согласования наших мыслей друг с другом в той мере, в какой они формируют общий контекст.
Это видно по тому, как бариста задает вопрос «какой размер?» представляет собой нечто большее, чем встречный вопрос о количестве. Кроме того, он сообщает о способности и желании обработать наш заказ на кофе, позволяя нам обновлять наш общий контекст с помощью этих знаний.
Принимая во внимание текущий общий контекст, мы можем быстро сосредоточиться на соответствующих деталях и возможных интерпретациях высказываний друг друга, например, когда мы неявно делаем вывод, что бариста не спрашивает размер нашей обуви.
Таким образом, общий контекст представляет собой взаимно согласованную конструкцию, постоянно пересматриваемую и корректируемую обоими разумами по мере развития разговора.
Разговор без использования языка
Можно задаться вопросом, настолько ли важны наши разговорные способности, что они позволяют нам создавать осмысленный общий контекст с нуля, то есть даже в ситуациях, лишенных полезного общего языка?
Исследования, в которых пары участников погружались в новые интерактивные компьютерные среды, где они не могли видеть друг друга или разговаривать друг с другом, указывают на то, что это так. Например, диады быстро развивают способы использования в разговоре изначально бессмысленных действий, таких как цифровые движения геометрической формы.
Исследование с использованием двух сканеров подтвердило, что диады достигли этого за счет координации общего контекста. Мозги синхронизировались в парах участников с общей историей, в течение времени, отделенного от индивидуального поведения, и только тогда, когда они договорились о значении этого поведения. И наоборот, синхронизация, зависящая от координации, уменьшалась, когда пары использовали поведение, которое обе стороны уже понимали.
Наконец, недавнее исследование показало, что создание общего контекста может быть особенно сложным для людей с аутизмом. Аутичные люди изо всех сил пытались быстро прийти к общему смыслу для своих движений формы со своими собеседниками, когда смысл требовал ссылки на их недавнюю историю взаимодействия.
Это открытие объясняет, почему интерактивные трудности, характерные для аутизма, наиболее очевидны в повседневных ситуациях, когда слова используются в значительной степени в зависимости от контекста, например, в случае иронии и сарказма.
Подводя итог , можно сказать, что нейробиология разговоров еще только начинается, но появляются первые признаки мощного и творческого акта, лежащего в основе повседневного разговора. Наша способность создавать общий контекст позволяет нам совместно начинать разговор даже в ситуациях, когда нет общего языка.
Язык сам по себе может быть коллективным продуктом наших разговорных способностей, о чем свидетельствует то, как мы приобретаем его с нуля и продолжаем развивать в повседневном использовании.
Разговор | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Язык: Лингвистика · семиотика · Речь
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Разговор — это общение двух или более человек, часто на определенную тему. «Линия огня» Уильяма Ф. Бакли, «Шоу Дика Каветта» и многие другие телевизионные программы, описываемые как «ток-шоу», являются упражнениями в разговоре. Разговоры — идеальная форма общения, по крайней мере, с одной точки зрения, поскольку они позволяют людям с разными взглядами на тему учиться друг у друга. Речь, с другой стороны, представляет собой устное выступление одного человека перед группой.
Говорящие естественным образом соотносят утверждения другого говорящего с собой и вставляют себя (или некоторую степень отношения к себе, начиная от мнений или точек зрения говорящего и заканчивая реальными историями о себе) в свои ответы. Для успешного разговора партнеры должны достичь реального баланса вкладов. Успешный разговор включает взаимно интересные связи между говорящими или то, что они знают. Чтобы это произошло, собеседники должны найти тему, на которую они могут ссылаться в каком-то смысле.
Диалоговый анализ — это раздел социологии, изучающий структуру и организацию человеческого взаимодействия, уделяя особое внимание диалоговому взаимодействию.
Содержание
- 1 Типы разговоров
- 2 Разговорная литература
- 3 См. также
- 4 Внешние ссылки
Типы бесед
- Основная статья: Терапия как беседа
Разговоры, проводимые в формальной, но неструктурированной обстановке, могут быть особенно ценны для оживления растущего числа пенсионеров, а иногда и иным образом изолированных людей в развитых странах. Такие учреждения, как Университет третьего возраста, предоставляют такие условия. Здесь большое разнообразие жизненного опыта и точек зрения обеспечивает очень богатый ресурс для продвинутого обучения.
Литература о разговоре
Авторы, которые много писали о разговоре и пытались проанализировать его природу, включают:
- Чарльз Блаттберг написал две книги, защищающие подход к политике, который делает акцент на беседе, а не на переговорах, как на предпочтительном средстве разрешения конфликта. Его книга «От плюралистической к патриотической политике: ставить практику на первое место» , Оксфорд и Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 2000, ISBN 0-19-829688-6, является трудом по политической философии; и его Потанцуем? Патриотическая политика для Канады , Монреаль и Кингстон: McGill Queen’s University Press, 2003, ISBN 0-7735-2596-3, применяет эту философию к канадскому случаю.
- Нил Постман — Развлекаемся до смерти (Беседы не являются предметом особого внимания книги, но дискурс в целом получает здесь хорошее освещение)
- Дебора Таннен — Разговорный стиль: анализ разговоров среди друзей , Гендер и дискурс , Я говорю это только потому, что люблю тебя , Разговор с 9 до 5: женщины и мужчины на работе , Я не это имел в виду! , Вы просто не понимаете: Разговор женщин и мужчин ,